Важнейшие открытия сделавшие переворот в лечении болезней. Самые важные открытия в медицине

Изменили наш мир и существенно повлияли на жизнь многих поколений.

Великие ученые физики и их открытия

(1856-1943) — изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения. Николу называют отцом современного электричества. Он сделал множество открытий, и изобретений получив более 300 патентов на свои творения во всех странах, где работал. Никола Тесла был не только физиком теоретиком, но и блестящим инженером, создававшим и испытывавшим свои изобретения.
Тесла открыл переменный ток, беспроводную передачу энергии, электричества, его работы привели к открытию рентгена, создал машину, которая вызывала колебания поверхности земли. Никола предсказывал наступление эры роботов, способных выполнять любую работу.

(1643-1727) — один из отцов классической физики. Обосновал движение планет Солнечной системы вокруг Солнца, а также наступление приливов и отливов. Ньютон создал фундамент для современной физической оптики. Верхом его работ является известный закон всемирного тяготения.

Джон Дальтон — английский физико-химик. Открыл закон равномерного расширения газов при нагревании, закон кратных отношений, явление полимерии (на примере этилена и бутилена).Создатель атомной теории строения вещества.

Майкл Фарадей (1791 - 1867) - английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле. Сделал за свою жизнь столько научных открытий, что их хватило бы десятку ученых, чтобы обессмертить свое имя.

(1867 - 1934) - физик и химик польского происхождения. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний. Занималась проблемами радиоактивности.

Роберт Бойль (1627 - 1691) - английский физик, химик и богослов. Совместно с Р. Тоунлеем установил зависимость объёма одной и той же массы воздуха от давления при неизменной температуре (Бойля - Мариотта закон).

Эрнест Резерфорд — английский физик, разгадал природу индуцированной радиоактивности, открыл эманацию тория, радиоактивный распад и его закон. Резерфорда нередко справедливо называют одним из титанов физики ХХ века.

— немецкий физик, создатель общей теории относительности. Предположил, что все тела не притягивают друг друга, как считалось со времен Ньютона, а искривляют окружающее пространство и время. Эйнштейн написал больше 350 работ по физике. Является создателем специальной (1905) и общей теории относительности (1916), принципа эквивалентности массы и энергии (1905). Разработал множество научных теорий: квантового фотоэффекта и квантовой теплоемкости. Вместе с Планком, разработал основы квантовой теории, представляющие основой современной физике.

Александр Столетов — русский физик, нашел, что величина фототока насыщения пропорциональна световому потоку, падающему на катод. Вплотную подошел к установлению законов электрических разрядов в газах.

(1858-1947) - немецкий физик, создатель квантовой теории, совершившей подлинную революцию в физике. Классическая физика в противоположность современной физике ныне означает «физика до Планка».

Поль Дирак — английский физик, открыл статистическое распределение энергии в системе электронов. Получил Нобелевскую премию по физике «за открытие новых продуктивных форм атомной теории».

Доктор биологических наук Ю. ПЕТРЕНКО.

Несколько лет назад в Московском государственном университете был открыт факультет фундаментальной медицины, на котором готовят врачей, обладающих широкими знаниями в естественных дисциплинах: математике, физике, химии, молекулярной биологии. Но вопрос о том, насколько необходимы фундаментальные знания врачу, продолжает вызывать острые споры.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Среди символов медицины, изображенных на фронтонах здания библиотеки Российского государственного медицинского университета, - надежда и исцеление.

Настенная роспись в фойе Российского государственного медицинского университета, на которой изображены великие врачи прошлого, сидящие в раздумье за одним длинным столом.

У. Гильберт (1544-1603), придворный врач английской королевы, естествоиспытатель, открывший земной магнетизм.

Т. Юнг (1773-1829), известный английский врач и физик, один из создателей волновой теории света.

Ж.-Б. Л. Фуко (1819-1868), французский врач, увлекавшийся физическими исследованиями. С помощью 67-метрового маятника доказал вращение Земли вокруг оси и сделал много открытий в области оптики и магнетизма.

Ю. Р. Майер (1814-1878), немецкий врач, установивший основные принципы закона сохранения энергии.

Г. Гельмгольц (1821-1894), немецкий врач, занимался физиологической оптикой и акустикой, сформулировал теорию свободной энергии.

Надо ли преподавать физику будущим врачам? В последнее время этот вопрос волнует многих, и не только тех, кто готовит профессионалов в области медицины. Как обычно, существуют и сталкиваются два крайних мнения. Те, кто "за", рисуют мрачную картину, которая явилась плодом пренебрежительного отношения к базисным дисциплинам в образовании. Те, кто "против", считают, что в медицине должен доминировать гуманитарный подход и врач прежде всего должен быть психологом.

КРИЗИС МЕДИЦИНЫ И КРИЗИС ОБЩЕСТВА

Современная теоретическая и практическая медицина достигла больших успехов, и физические знания ей сильно в этом помогли. Но в научных статьях и публицистике не перестают звучать голоса о кризисе медицины вообще и медицинского образования в частности. Факты, свидетельствующие о кризисе, определенно есть - это и появление "божественных" целителей, и возрождение экзотических методов врачевания. Заклинания типа "абракадабры" и амулеты вроде лягушачьей лапки вновь в ходу, как в доисторические времена. Приобретает популярность неовитализм, один из основоположников которого, Ханс Дриш, считал, что сущность жизненных явлений составляет энтелехия (своего рода душа), действующая вне времени и пространства, и что живое не может сводиться к совокупности физико-химических явлений. Признание энтелехии в качестве жизненной силы отрицает значение физико-химических дисциплин для медицины.

Можно привести множество примеров того, как псевдонаучные представления подменяют и вытесняют подлинно научные знания. Почему так происходит? По мнению нобелевского лауреата, открывателя структуры ДНК Фрэнсиса Крика, когда общество становится очень богатым, молодежь проявляет нежелание работать: она предпочитает жить легкой жизнью и заниматься пустяками, вроде астрологии. Это справедливо не только для богатых стран.

Что касается кризиса в медицине, то преодолеть его можно, только повышая уровень фундаментальности. Обычно считают, что фундаментальность - это более высокий уровень обобщения научных представлений, в данном случае - представлений о природе человека. Но и на этом пути можно дойти до парадоксов, например, рассматривать человека как квантовый объект, полностью абстрагируясь от физико-химических процессов, протекающих в организме.

ВРАЧ-МЫСЛИТЕЛЬ ИЛИ ВРАЧ-ГУРУ?

Никто не отрицает, что вера больного в исцеление играет важную, иногда даже решающую роль (вспомним эффект плацебо). Так какой же врач нужен больному? Уверенно произносящий: "Ты будешь здоров" или же долго раздумывающий, какое лекарство выбрать, чтобы получить максимальный эффект и при этом не навредить?

По воспоминаниям современников, знаменитый английский ученый, мыслитель и врач Томас Юнг (1773-1829) нередко застывал в нерешительности у постели больного, колебался в установлении диагноза, часто и надолго умолкал, погружаясь в себя. Он честно и мучительно искал истину в сложнейшем и запутанном предмете, о котором писал так: "Нет науки, сложностью превосходящей медицину. Она выходит за пределы человеческого разума".

С точки зрения психологии врач-мыслитель мало соответствует образу идеального врача. Ему недостает смелости, самонадеянности, безапелляционности, нередко свойственных именно невеждам. Наверное, такова природа человека: заболев, уповать на быстрые и энергичные действия врачующего, а не на размышления. Но, как сказал Гёте, "нет ничего страшнее деятельного невежества". Юнг как врач большой популярности у больных не приобрел, а вот среди коллег его авторитет был высоким.

ФИЗИКУ СОЗДАВАЛИ ВРАЧИ

Познай самого себя, и ты познаешь весь мир. Первым занимается медицина, вторым - физика. Изначально связь между медициной и физикой была тесной, недаром совместные съезды естествоиспытателей и врачей проходили вплоть до начала XX века. И между прочим, физику во многом создали врачи, а к исследованиям их часто побуждали вопросы, которые ставила медицина.

Врачи-мыслители древности первыми задумались над вопросом, что есть теплота. Они знали, что здоровье человека связано с теплотой его тела. Великий Гален (II век н.э.) ввел в обиход понятия "температура" и "градус", ставшие основополагающими для физики и других дисциплин. Так что врачи древности заложили основы науки о тепле и изобрели первые термометры.

Уильям Гильберт (1544-1603), лейб-медик английской королевы, изучал свойства магнитов. Он назвал Землю большим магнитом, доказал это экспериментально и придумал модель для описания земного магнетизма.

Томас Юнг, о котором уже упоминалось, был практикующим врачом, но при этом сделал великие открытия во многих областях физики. Он по праву считается, вместе с Френелем, создателем волновой оптики. Кстати, именно Юнг открыл один из дефектов зрения - дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвета). По иронии судьбы это открытие обессмертило в медицине имя не врача Юнга, а физика Дальтона, который оказался первым, у кого обнаружился этот дефект.

Юлиус Роберт Майер (1814-1878), внесший огромный вклад в открытие закона сохранения энергии, служил врачом на голландском корабле "Ява". Он лечил матросов кровопусканием, которое считалось в то время средством от всех болезней. По этому поводу даже острили, что врачи выпустили больше человеческой крови, чем ее было пролито на полях сражений за всю историю человечества. Майер обратил внимание, что, когда корабль находится в тропиках, при кровопускании венозная кровь почти такая же светлая, как артериальная (обычно венозная кровь темнее). Он предположил, что человеческий организм, подобно паровой машине, в тропиках, при высокой температуре воздуха, потребляет меньше "топлива", а потому и "дыма" выделяет меньше, вот венозная кровь и светлеет. Кроме того, задумавшись над словами одного штурмана о том, что во время штормов вода в море нагревается, Майер пришел к выводу, что всюду должно существовать определенное соотношение между работой и теплотой. Он высказал положения, которые легли по существу в основу закона сохранения энергии.

Выдающийся немецкий ученый Герман Гельмгольц (1821-1894), тоже врач, независимо от Майера сформулировал закон сохранения энергии и выразил его в современной математической форме, которой до настоящего времени пользуются все, кто изучает и использует физику. Помимо этого Гельмгольц сделал великие открытия в области электромагнитных явлений, термодинамике, оптике, акустике, а также в физиологии зрения, слуха, нервных и мышечных систем, изобрел ряд важных приборов. Получив медицинское образование и будучи профессиональным медиком, он пытался применить физику и математику к физиологическим исследованиям. В 50 лет профессиональный врач стал профессором физики, а в 1888 году - директором физико-математического института в Берлине.

Французский врач Жан-Луи Пуазейль (1799-1869) экспериментально изучал мощность сердца как насоса, качающего кровь, и исследовал законы движения крови в венах и капиллярах. Обобщив полученные результаты, он вывел формулу, оказавшуюся чрезвычайно важной для физики. За заслуги перед физикой его именем названа единица динамической вязкости - пуаз.

Картина, показывающая вклад медицины в развитие физики, выглядит достаточно убедительной, но можно добавить к ней еще несколько штрихов. Любой автомобилист слышал о карданном вале, передающем вращательное движение под разными углами, но мало кто знает, что изобрел его итальянский врач Джероламо Кардано (1501-1576). Знаменитый маятник Фуко, сохраняющий плоскость колебаний, носит имя французского ученого Жан-Бернара-Леона Фуко (1819-1868), врача по образованию. Знаменитый русский врач Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), чье имя носит Московская государственная медицинская академия, занимался физической химией и установил важный физико-химический закон, описывающий изменение растворимости газов в водной среде в зависимости от присутствия в ней электролитов. Этот закон и сейчас изучают студенты, причем не только в медицинских вузах.

"НАМ ФОРМУЛ НЕ ПОНЯТЬ!"

В отличие от врачей прошлого многие современные студенты-медики попросту не понимают, зачем им преподают естественно-научные дисциплины. Вспоминается одна история из моей практики. Напряженная тишина, второкурсники факультета фундаментальной медицины МГУ пишут контрольную. Тема - фотобиология и ее применение в медицине. Заметим, что фотобиологические подходы, основанные на физических и химических принципах действия света на вещество, признаются сейчас самыми перспективными для лечения онкологических заболеваний. Незнание этого раздела, его основ - серьезный ущерб в медицинском образовании. Вопросы не слишком сложные, все в рамках материала лекционных и семинарских занятий. Но итог неутешителен: почти половина студентов получили двойки. И для всех, кто не справился с заданием, характерно одно - в школе физику не учили или учили спустя рукава. На некоторых этот предмет наводит самый настоящий ужас. В стопке контрольных работ мне попался листок со стихами. Студентка, не сумевшая ответить на вопросы, в поэтической форме жаловалась, что ей приходится зубрить не латынь (вечное мучение студентов-медиков), а физику, и в конце восклицала: "Что делать? Ведь мы - медики, нам формул не понять!" Юная поэтесса, назвавшая в своих стихах контрольную "судным днем", испытания физикой не выдержала и в конце концов перевелась на гуманитарный факультет.

Когда студенты, будущие медики, оперируют крысу, никому и в голову не придет спрашивать, зачем это надо, хотя организмы человека и крысы различаются довольно сильно. Зачем будущим врачам физика - не так очевидно. Но сможет ли врач, не понимающий основных физических законов, грамотно работать со сложнейшим диагностическим оборудованием, которым "напичканы" современные клиники? Кстати, многие студенты, преодолев первые неудачи, начинают с увлечением заниматься биофизикой. В конце учебного года, когда были изучены такие темы, как "Молекулярные системы и их хаотические состояния", "Новые аналитические принципы рН-метрии", "Физическая природа химических превращений веществ", "Антиоксидантное регулирование процессов перекисного окисления липидов", второкурсники написали: "Мы открывали фундаментальные законы, определяющие основу живого и, возможно, мироздания. Открывали их не на основе умозрительных теоретических построений, а в реальном объективном эксперименте. Нам было тяжело, но интересно". Возможно, среди этих ребят есть будущие Федоровы, Илизаровы, Шумаковы.

"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому, - утверждал немецкий физик и писатель Георг Лихтенберг. - То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость". Этот самый эффективный принцип обучения стар как мир. Он лежит в основе "метода Сократа" и носит название принципа активного обучения. Именно на этом принципе построено обучение биофизике на факультете фундаментальной медицины.

РАЗВИВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ

Фундаментальность для медицины - залог ее сегодняшней состоятельности и будущего развития. По-настоящему достичь цели можно, рассматривая организм как систему систем и идя путем более углубленного ее физико-химического осмысления. А как быть с медицинским образованием? Ответ ясен: повышать уровень знаний студентов в области физики и химии. В 1992 году в МГУ создан факультет фундаментальной медицины. Цель состояла в том, чтобы не только вернуть в университет медицину, но и, не снижая качества врачебной подготовки, резко усилить естественно-научную базу знаний будущих врачей. Такая задача требует интенсивной работы и преподавателей и студентов. Предполагается, что студенты сознательно выбирают фундаментальную медицину, а не обычную.

Еще раньше серьезной попыткой в этом направлении стало создание медико-биологического факультета в Российском государственном медицинском университете. За 30 лет работы факультета подготовлено большое число врачей-специалистов: биофизиков, биохимиков и кибернетиков. Но проблема этого факультета в том, что до сих пор его выпускники могли заниматься только медицинскими научными исследованиями, не имея права лечить больных. Сейчас эта проблема решается - в РГМУ совместно с Институтом повышения квалификации врачей создан учебно-научный комплекс, который позволяет студентам старших курсов пройти дополнительную врачебную подготовку.

Доктор биологических наук Ю. ПЕТРЕНКО.

Многочисленные открытия, сделанные учеными во время сна, заставляют задуматься: то ли великим людям гениальные сны снятся чаще, чем простым менеджерам, то ли у них просто есть возможность их реализовать. Но все мы знаем, что «все возможно» правило одно на всех, так же как периодически всем сняться сны. Другое дело, что великие ученые не просто смотрят на свое подсознание в момент глубокого сна, они продолжают работать, и их размышления во сне, вероятно, более глубинные, чем наяву.

Рене Декарт (1596-1650), великий французский ученый, философ, математик, физик и физиолог

Он уверял, что на путь великих открытий его направили вещие сны, увиденные в возрасте двадцати трех лет. 10 ноября 1619 года в сновидении он взял в руки книгу, написанную на латыни, на первой же странице которой был выведен сокровенный вопрос: «Каким путем мне идти?». В ответ же, по словам Декарта, «Дух Истины раскрыл мне во сне взаимосвязь всех наук». После в течение трех столетий подряд его работы оказывали огромное влияние на науку.


Сновидение Нильса Бора принесло ему Нобелевскую премию, еще на студенческой скамье умудрился сделать открытие, изменившее научную картину мира. Ему приснилось, что он находится на Солнце - сияющем сгустке огнедышащего газа, - а планеты со свистом проносятся мимо него. Они вращались вокруг Солнца и были связаны с ним тонкими нитями. Неожиданно газ затвердел, «солнце» и «планеты» уменьшились, а Бор, по его собственному признанию, проснулся как от толчка: он понял, что открыл модель атома, которую так давно искал. «Солнце» из его сна было ничем иным, как неподвижным ядром, вокруг которого вращались «планеты»-электроны!

Что на самом деле произошло во сне Дмитрия Менделеева(1834-1907)

Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу во сне, и его пример – не единственный. Многие ученые признавались в том, что своими открытиями обязаны своим удивительным снам. Из их снов в нашу жизнь пришла не только таблица Менделеева, но и атомная бомба.
«Нет таких таинственных явлений, которые нельзя было бы понять» – утверждал Рене Декарт (1596-1650), великий французский ученый, философ, математик, физик и физиолог. Однако как минимум одно необъяснимое явление было хорошо известно ему на личном примере. Автор множества открытий, сделанных за свою жизнь в различных областях, Декарт не скрывал, что толчком для его разносторонних изысканий послужило несколько вещих снов, увиденных им в возрасте двадцати трех лет.
Дата одного из таких снов известна точно: 10 ноября 1619 года. Именно в ту ночь Рене Декарту открылось основное направление всех его будущих работ. В том сновидении он взял в руки книгу, написанную на латыни, на первой же странице которой был выведен сокровенный вопрос: «Каким путем мне идти?». В ответ же, по словам Декарта, «Дух Истины раскрыл мне во сне взаимосвязь всех наук».
Каким образом это произошло, теперь остается только гадать, достоверно известно лишь одно: исследования, толчком к которым послужили его сны, принесли Декарту славу, сделав его крупнейшим ученым своего времени. В течение трех столетий подряд его работы оказывали огромное влияние на науку, а ряд его работ по физике и математике остаются актуальными и до сих пор.

Оказывается, сон Менделеева стал широко известен с легкой руки А.А.Иностранцева – современника и знакомого ученого, который как-то раз зашел к нему в кабинет и застал его в самом мрачном состоянии. Как вспоминал позднее Иностранцев, Менделеев пожаловался ему на то, что «все в голове сложилось, но выразить таблицей не могу». А позже пояснил, что он трое суток подряд работал без сна, но все попытки сложить мысли в таблицу оказались неудачными.
В конце концов, ученый, крайне утомленный, все-таки лег в кровать. Именно этот сон впоследствии и вошел в историю. По словам Менделеева, все происходило так: «вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, – только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».
Но самое интригующее заключается в том, что в то время, когда Менделееву приснилась периодическая система, атомные массы многих элементов были установлены неверно, а многие элементы вообще были не исследованы. Другими словами, отталкиваясь только лишь от известных ему научных данных, Менделеев просто-напросто не смог бы сделать свое гениальное открытие! А это значит, что во сне ему пришло не просто озарение. Открытие периодической системы, для которого у ученых того времени попросту не хватало знаний, можно смело сравнить с предвиденьем будущего.
Все эти многочисленные открытия, сделанные учеными во время сна, заставляют задуматься: то ли великим людям сны-откровения снятся чаще, чем простым смертным, то ли у них просто есть возможность их реализовать. А может быть, великие умы просто мало думают о том, что скажут о них другие, и потому не стесняются всерьез прислушиваться к подсказкам своих снов? Ответом тому – призыв Фридриха Кекуле, которым он завершил свое выступление на одном из научных съездов: «Давайте изучать свои сны, джентльмены, и тогда мы, возможно, придем к истине!».

Нильс Бор (1885-1962), великий датский ученый, основоположник атомной физики


Великий датский ученый, основоположник атомной физики, Нильс Бор (1885-1962) еще на студенческой скамье умудрился сделать открытие, изменившее научную картину мира.
Однажды ему приснилось, что он находится на Солнце – сияющем сгустке огнедышащего газа – а планеты со свистом проносятся мимо него. Они вращались вокруг Солнца и были связаны с ним тонкими нитями. Неожиданно газ затвердел, «солнце» и «планеты» уменьшились, а Бор, по его собственному признанию, проснулся, как от толчка: он понял, что открыл модель атома, которую так давно искал. «Солнце» из его сна было ничем иным, как неподвижным ядром, вокруг которого вращались «планеты»-электроны!
Стоит ли говорить, что планетарная модель атома, увиденная Нильсом Бором во сне, стала основой всех последующих работ ученого? Она положила начало атомной физике, принеся Нильсу Бору Нобелевскую премию и мировое признание. Сам же ученый всю свою жизнь считал своим долгом бороться против применения атома в военных целях: джинн, выпущенный на свободу его сном, оказался не только могущественным, но и опасным…
Впрочем, эта история – лишь одна в длинном ряду многих. Так, рассказ о не менее удивительном ночном озарении, продвинувшем мировую науку вперед принадлежит еще одному Нобелевскому лауреату, австрийскому физиологу Отто Леви (1873-1961).

Отто Леви (1873-1961), австрийский физиолог, нобелевский лауреат за заслуги в области медицины и психологии

Нервные импульсы в организме передаются электрической волной – так ошибочно полагали медики вплоть до открытия, сделанного Леви. Еще будучи молодым ученым, он впервые не согласился с маститыми коллегами, смело предположив, что к передаче нервного импульса причастна химия. Но кто будет слушать вчерашнего студента, опровергающего научных светил? Тем более что у теории Леви, при всей ее логичности, не было практически никаких доказательств.
Лишь семнадцать лет спустя Леви, наконец, смог осуществить эксперимент, со всей очевидностью доказывавший его правоту. Идея же эксперимента пришла к нему неожиданно – во сне. С педантичностью истинного ученого Леви подробно рассказал об озарении, посещавшем его на протяжении двух ночей подряд:
«…В ночь перед Пасхальным Воскресеньем 1920 года я проснулся и сделал несколько заметок на обрывке бумаги. Затем я снова уснул. Утром у меня возникло ощущение, что этой ночью я записал что-то очень важное, но я не смог расшифровать свои каракули. Следующей ночью, в три часа, идея снова вернулась ко мне. Это был замысел эксперимента, который помог бы определить, правомочна ли моя гипотеза химической трансмиссии… Я тут же поднялся, пошел в лабораторию и на лягушачьем сердце поставил эксперимент, который видел во сне… Его результаты стали основой теории химической трансмиссии нервного импульса».
Исследования, немалый вклад в который внесли сны, принесли Отто Леви Нобелевскую премию в 1936 году за заслуги в области медицины и психологии.
Еще один знаменитый химик – Фридрих Август Кекуле – не стеснялся во всеуслышание признавать, что именно благодаря сну ему удалось открыть молекулярную структуру бензола, над которой до этого он безуспешно бился много лет.

Фридрих Август Кекуле (1829-1896), знаменитый немецкий химик-органик

По собственному признанию Кекуле, много лет он пытался найти молекулярную структуру бензола, однако все его знания и опыт оказались бессильны. Проблема так мучила ученого, что порой он не переставал думать о ней ни ночью, ни днем. Нередко ему снилось, что он уже сделал открытие, однако все эти сны неизменно оказывались лишь обычным отражением его дневных мыслей и забот.
Так было вплоть до холодной ночи 1865 года, когда Кекуле задремал дома у камина и увидел удивительный сон, о котором впоследствии рассказывал так: «Перед моими глазами прыгали атомы, они сливались в более крупные структуры, похожие на змей. Как завороженный, я следил за их танцем, как вдруг одна из «змей» схватила себя за хвост и дразняще затанцевала перед моими глазами. Будто пронзенный молнией, я проснулся: структура бензола представляет из себя замкнутое кольцо!».

Это открытие было переворотом для химии того времени.
Сон настолько поразил Кекуле, что он рассказал его своим коллегам-химикам на одном из научных съездов и даже призвал их внимательнее относиться к своим сновидениям. Безусловно, под этими словами Кекуле подписалось бы немало ученых, и в первую очередь его коллега, русский химик Дмитрий Менделеев, чье открытие, сделанное, во сне, широко известно всем.
Действительно, каждый слышал о том, что свою периодическую таблицу химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев «подсмотрел» во сне. Однако как именно это произошло? Об этом в своих мемуарах подробно рассказал один из его друзей.

04/05/2017

Современные клиники и госпитали оснащены сложнейшей диагностической аппаратурой, с помощью которой удается установить точный диагноз заболевания, без чего, как известно, любая фармакотерапия становится не только бессмысленной, но и вредной. Значительный прогресс наблюдается и в физиотерапевтических процедурах, где соответствующие приборы показывают высокую эффективность. Такие достижения стали возможными благодаря усилиям физиков-конструкторов, которые, как шутят ученые, «возвращают долг» медицине, ведь на заре становления физики как науки весьма весомый вклад в нее сделали многие врачи

Уильям Гильберт: у истоков науки об электричестве и магнетизме

Основоположником науки об электричестве и магнетизме по сути является Уильям Гильберт (1544–1603) - выпускник колледжа святого Джона в Кембридже. Этот человек благодаря своим незаурядным способностям сделал головокружительную карьеру: через два года после окончания колледжа он становится бакалавром, через четыре - магистром, через пять - доктором медицины и, наконец, получает пост лейб-медика королевы Елизаветы.

Несмотря на занятость, Гильберт начал изучать магнетизм. По всей видимости, толчком к этому послужил тот факт, что толченый магнит в средние века считался лекарством. В результате он создал первую теорию магнитных явлений, установив, что любые магниты имеют два полюса, при этом разноименные полюсы притягиваются, а одноименные - отталкиваются. Проводя опыт с железным шаром, который взаимодействовал с магнитной стрелкой, ученый впервые высказал предположение о том, что Земля является гигантским магнитом, а оба магнитных полюса Земли могут совпадать с географическими полюсами планеты.

Гильберт открыл, что при нагревании магнита выше определенной температуры его магнитные свойства исчезают. Впоследствии это явление было исследовано Пьером Кюри и названо «точка Кюри».

Гильберт также изучал электрические явления. Поскольку некоторые минералы при натирании о шерсть приобретали свойство притягивать легкие тела, а наибольший эффект наблюдался у янтаря, ученый ввел в науку новый термин, назвав подобные явления электрическими (от лат. ēlectricus - «янтарный»). Он также изобрел прибор для обнаружения заряда - электроскоп.

В честь Уильяма Гильберта названа единица измерения магнитодвижущей силы в СГС - гильберт.

Жан Луи Пуазейль: один из пионеров реологии

Член Французской медицинской академии Жан Луи Пуазейль (1799–1869) в современных энциклопедиях и справочниках числится не только как врач, но и как физик. И это справедливо, поскольку, занимаясь вопросами кровообращения и дыхания животных и людей, он сформулировал законы движения крови в сосудах в виде важных физических формул. В 1828 г. ученый впервые применил ртутный манометр для измерения артериального давления у животных. В процессе исследования проблем кровообращения Пуазейлю пришлось заняться гидравлическими экспериментами, в которых он экспериментально установил закон истечения жидкости через тонкую цилиндрическую трубку. Данный тип ламинарного течения получил название «течение Пуазейля», а в современной науке о течении жидкостей - реологии - его именем названа также единица динамической вязкости - пуаз.

Жан-Бернар Леон Фуко: наглядный опыт

Свое имя Жан-Бернар Леон Фуко (1819–1868), врач по образованию, обессмертил отнюдь не достижениями в медицине, а прежде всего тем, что сконструировал тот самый маятник, названный в его честь и известный ныне каждому школьнику, с помощью которого было наглядно доказано вращение Земли вокруг своей оси. В 1851 г., когда Фуко впервые продемонстрировал свой опыт, об этом заговорили повсюду. Всем хотелось своими глазами увидеть вращение Земли. Дело дошло до того, что президент Франции принц Луи-Наполеон лично разрешил поставить этот опыт в поистине гигантских масштабах, чтобы демонстрировать его публично. Фуко было предоставлено здание парижского Пантеона, высота купола которого составляет 83 м, поскольку в этих условиях отклонение плоскости качания маятника было намного заметней.

Кроме этого, Фуко сумел определить скорость света в воздухе и воде, изобрел гироскоп, первым обратил внимание на нагревание металлических масс при быстром вращении их в магнитном поле (токи Фуко), а также сделал много других открытий, изобретений и усовершенствований в области физики. В современных энциклопедиях Фуко числится не как врач, а как французский физик, механик и астроном, член Парижской Академии наук и других престижных академий.

Юлиус Роберт фон Майер: опередивший свое время

Немецкий ученый Юлиус Роберт фон Майер - сын аптекаря, окончивший медицинский факультет Тюбингенского университета и впоследствии получивший степень доктора медицины, оставил свой след в науке и как врач, и как физик. В 1840–1841 гг. он принимал участие в плавании на остров Яву в качестве корабельного врача. Во время плавания Майер заметил, что у матросов цвет венозной крови в тропиках значительно светлее, чем в северных широтах. Это привело его к мысли, что в жарких странах для поддержания нормальной температуры тела должно окисляться («сгорать») меньше пищевых продуктов, чем в холодных, то есть существует связь между потреблением еды и образованием тепла.

Он также установил, что количество окисляемых продуктов в организме человека возрастает по мере увеличения объема выполняемой им работы. Все это дало Майеру основание допустить, что теплота и механическая работа способны к взаимопревращению. Результаты своих исследований он изложил в нескольких научных работах, где впервые четко сформулировал закон сохранения энергии и теоретически рассчитал численное значение механического эквивалента теплоты.

«Природа» на греческом «physis», а в английском языке до сих пор врач - «physician», поэтому на шутку о «долге» физиков перед врачами можно ответить другой шуткой: «Никакого долга нет, просто название профессии обязывало»

По представлениям Майера, движение, теплота, электричество и т.п. - качественно различные формы «сил» (так Майер называл энергию), превращающихся друг в друга в равных количественных соотношениях. Он рассмотрел также этот закон применительно к процессам, происходящим в живых организмах, утверждая, что аккумулятором солнечной энергии на Земле являются растения, в других же организмах происходят лишь превращения веществ и «сил», но не их создание. Идеи Майера не были поняты современниками. Это обстоятельство, а также травля в связи с оспариванием приоритета в открытии закона сохранения энергии привели его к тяжелому нервному расстройству.

Томас Юнг: удивительное многообразие интересов

Среди выдающихся представителей науки ХІХ в. особое место принадлежит англичанину Томасу Юнгу (1773-1829), отличавшемуся многообразием интересов, среди которых были не только медицина, но и физика, искусство, музыка и даже египтология.

С ранних лет он обнаружил необыкновенные способности и феноменальную память. Уже в два года бегло читал, в четыре знал напамять много сочинений английских поэтов, к 14 годам познакомился с дифференциальным исчислением (по Ньютону), владел 10 языками, включая персидский и арабский. Позже научился играть почти на всех музыкальных инструментах того времени. А еще выступал в цирке как гимнаст и наездник!

С 1792 по 1803 г. Томас Юнг изучал медицину в Лондоне, Эдинбурге, Геттингене, Кембридже, но потом увлекся физикой, в частности оптикой и акустикой. В 21 год стал членом Королевского общества, а с 1802 по 1829 г. был его секретарем. Получил степень доктора медицины.

Исследования Юнга в области оптики позволили объяснить природу аккомодации, астигматизма и цветового зрения. Он также является одним из создателей волновой теории света, впервые указал на усиление и ослабление звука при наложении звуковых волн и предложил принцип суперпозиции волн. В теории упругости Юнгу принадлежат исследования деформации сдвига. Он же ввел характеристику упругости - модуль растяжения (модуль Юнга).

И все же главным занятием Юнга оставалась медицина: с 1811 г. и до конца жизни он работал врачом в больнице св. Георгия в Лондоне. Его интересовали проблемы лечения туберкулеза, он изучал функционирование сердца, работал над созданием системы классификации болезней.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц: в «свободное от медицины время»

Среди самых знаменитых физиков XIX в. Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца (1821–1894) считают в Германии национальным достоянием. Первоначально он получил медицинское образование и защитил диссертацию, посвященную строению нервной системы. В 1849 г. Гельмгольц стал профессором кафедры физиологии Кенигсбергского университета. Физикой он увлекался в свободное от медицины время, но очень быстро его работы по закону сохранения энергии стали известны физикам всего мира.

Книга ученого «Физиологическая оптика» стала основой всей современной физиологии зрения. С именем врача, математика, психолога, профессора физиологии и физики Гельмгольца, изобретателя глазного зеркала, в XIX в. неразрывно связана коренная реконструкция физиологических представлений. Блестящий знаток высшей математики и теоретической физики, он поставил эти науки на службу физиологии и добился выдающихся результатов.

Привет всем! По настоятельным просьбам читателей моего блога продолжаю рассказывать о том, какие великие открытия в медицине делались случайно. Начало этого рассказа вы можете прочитать .

1.Как открыли рентген

Вы знаете, как был открыт рентген? Оказывается, еще в начале прошлого века никто ничего не знал об этом аппарате. Это излучение первым обнаружил немецкий ученый Вильгельм Рентген.

Как же проводили операции врачи прошлого столетия? Вслепую! Врачи не знали, где сломана кость или сидит пуля, они полагались только на свою интуицию, да чувствительные руки.

Открытие произошло случайно ноября 1895 года. Ученый проводил эксперименты, используя стеклянную трубку, в которой находился разаряженный воздух.

Схематическое изображение рентгеновской трубки. X - рентгеновские лучи, K - катод, А - анод (иногда называемый антикатодом), С - теплоотвод, Uh - напряжение катода, Ua - ускоряющее напряжение, Win - впуск водяного охлаждения, Wout - выпуск водяного охлаждения.

Когда он потушил свет в лаборатории и собрался уходить, то заметил зеленое свечение в баночке на столе. Как выяснилось, это было результатом того, что он забыл отключить свой прибор, который стоял в другом углу лаборатории. При выключении прибора свечение исчезало.

Ученый решил накрыть трубку черным картоном, а потом создать темноту в самой комнате. Он помещал на пути лучей различные предметы: листы бумаги, доски, книги, но лучи беспрепятственно проходили сквозь них. Когда на пути лучей случайно попала рука ученого, он увидел двигающиеся кости.

Скелет, как и металл, оказался непроницаем для лучей. Также был удивлен Рентген, когда увидел, что пластина для фотографии, находившаяся в этой комнате, тоже засветилась.

Он вдруг осознал, что это какой-то неординарный случай, которого никто еще не видел. Ученый был так ошеломлен, что решил пока никому об этом не рассказывать, а самому изучить это непонятное явление! Вильгельм назвал это излучение –«лучом икс». Вот так удивительно и внезапно был открыт рентгеновский луч.

Физик решил дальше проводить этот любопытный эксперимент. Он позвал свою жену- фрау Берту, предложив ей положить руку под «луч икс». После этого они были ошеломлены уже оба. Супруги увидели скелет руки человека, который не умер, а был живой!

Они вдруг поняли, что произошло новое открытие в сфере медицины, причем такое важное! И были правы! До сегодняшнего дня вся медицина пользуется рентгеном. Это был первый в истории рентгеновский снимок.

За это открытие в 1901 году Рентген был удостоен первой Нобелевской премии в области физики. Тогда ученые не знали, что неправильное использование рентгеновских лучей опасно для здоровья. Многие получили тяжелые ожоги. Тем не менее, ученый дожил до 78 лет, занимаясь научными исследованиями.

На этом величайшем открытии стали развиваться и совершенствоваться большая область медицинских технологий, например, компьютерная томография и тот же «рентген» телескоп, который способен улавливать лучи из космоса.

Сегодня без рентгена или томографии не обходится ни одна операция. Так неожиданная находка спасает жизни людей, помогая врачам точно уставить диагноз и находить больной орган.

С их помощью возможно определять подлинность картин, отличать настоящие драгоценные камни от поддельных, а на таможне стало легче задерживать контрабандный товар.

Самое поразительное, что это все основано на случайном, нелепом эксперименте.

2.Как открыли пенициллин

Еще одним неожиданным событием было открытие пенициллина. В Первую Мировую войну большая часть солдат умирали от различных инфекций, которые попадали на их раны.

Когда шотландский врач — Александр Флеминг занялся изучением стафилококковых бактерий, он обнаружил, что в его лаборатории появилась плесень. Флеминг вдруг увидел, что бактерии стафилококка, находившиеся недалеко от плесени стали погибать!

В дальнейшем, он вывел из той самой плесени вещество, уничтожающее бактерии, которое было названо «пенициллином». Но Флемингу не удалось довести это открытие до конца, т.к. не смог выделить чистый пенициллин, пригодный для инъекций.

Прошло некоторое время, когда Эрнст Чейн и Хоуард Флори случайно нашли неоконченный эксперимент Флеминга. Они решили довести его до конца. Через 5 лет они получили чистый пенициллин.

Ученые ввели его больным мышам, и грызуны выжили! А те, кому не было введено новое лекарство — погибли. Это была настоящая бомба! Это чудо помогало исцелять от многих недугов, среди которых можно назвать ревматизм, фарингит, даже сифилис.

Справедливости ради надо сказать, что еще в далеком 1897 году молодой военный врач из Лиона Эрнест Дюшен, наблюдая, как арабские конюхи смазывают раны у лошадей, натертые седлами, соскребая плесень с этих же влажных седел, сделал упомянутое выше открытие. Он провел исследования на морских свинках и написал докторскую диссертацию о полезных свойствах пенициллина. Однако Парижский институт Пастера не принял эту работу даже к рассмотрению, сославшись на то, что автору было всего 23 года. Слава пришла к Дюшену (1874-1912) только после смерти, через 4 года после получения сэром Флемингом Нобелевской премии.

3.Как открыли инсулин

Также неожиданно был получен и инсулин. Именно этот препарат избавляет миллионы людей, больных сахарным диабетом. У людей с сахарным диабетом была случайно обнаружена одна общая черта — поражение клеток поджелудочной железы, выделяющих гормон, который координирует уровень сахара в крови. Это и есть инсулин.

Он был открыт в 1920 году. Два хирурга из Канады — Чарльз Бест и Фредерик Бантинг изучали образование этого гормона у собак. Они вводили больному животному тот гормон, который формировался у здоровой собаки.

Результат превзошел все ожидания ученых. Через 2 часа у больной собаки уровень гормона был снижен. Далее эксперименты проводились на больных коровах.

В январе 1922 года ученые отважились провести испытание на человеке, сделав укол 14-летнему мальчику, больному сахарным диабетом. Прошло немного времени, как юноше стало легче. Так произошло открытие инсулина. Сегодня этот препарат спасает миллионы жизней по всему свету.


Сегодня мы поговорили о трех великих открытиях в медицине, которые делались случайно. Это не последняя статья на такую интересную тему, заходите на мой блог, я вас порадую новыми любопытными известиями. Покажите статью друзьям, ведь им это тоже интересно узнать.