Верования киммерийцев. Киммерийцы

Киммерийцы - племена Северного Причерноморья, занимавшие территорию от Северного Кавказа до Фракии, ещё в III тысячелетии до нашей эры. Это самый древний народ Причерноморья, известный в истории тем, что Киммерийцы очень часто вторгались в Малую Азию и Северную Месопотамию. Во II тысячелетии до нашей эры, Греки, селившиеся по берегам Чёрного моря, и в особенности на Южном берегу Причерноморья в Синопе и Трапезунде, не рисковали удаляться далеко от побережья, в любую минуту готовые сесть на свои корабли и уплыть восвояси, опасаясь дикого Скифского народа и местных горцев Касков (Киммерийцев).

По словам Гомера (который сам был Киммерийцем, как и его герой Ахиллес), Киммерийцы - это выходцы с Крайнего Севера (Гипербореи), где всегда царит Мрак ночи. Об этом же самом очень красиво пишет Римский поэт Августова века Альбий Тибулл:

«Да будет мне позволено некогда познать Елисейские поля, плот Леты и Киммерийские озёра, когда моё лицо побледнеет от морщинестой старости, и я, старик буду рассказывать детям о тех стародавних временах… как пришёл к тёмным твердыням Киммерийским, которым никогда не появляется день на светлом Востоке… И где Гебр, и где Танаид орашает Гетов и Магинов…».

В Европе Киммерийцы известны под именем - Кимров (Кимвры, Кимбры). Ещё, Киммерийцев называли - ТавроСкифами, а Керченский пролив древние Греки именовали, как - «Боспор Киммерийский». Правильнее было бы говорить о Киммерийцах, как о Казачьем воинстве (именно так изображаются Киммерийцы на Древнегреческих и Этрусских вазах и рисунках). Есть достоверные источники, свидетельствующие о деятельности Киммерийцев, как в Закавказье, так и в Малой Азии. Об этом говорят документы Хеттского и Ассирийского царств, а так же, донесения спецслужб государства Урарту. В 1595 году до нашей эры, Хеттский царь Мурсали - I покоряет племя Касков (Киммерийцев), проживающих на Севере страны, в горах вдоль побережья Чёрного моря, разбив их войско во главе с царём Пиххуния. Правда, Каски терроризировали страну Хеттов на протяжении всего её существования, совершая набеги даже вглубь Анатолии. Но чаще всего это происходило в момент обострения политических отношений между Хеттами и государством Арсава (Русена), так как, Каски были союзниками Средиземноморской Руси (Союз Арийских государств Малой Азии и Ближнего Востока).

В 1270 году до нашей эры Египетский фараон Рамсес - II просит царя Хеттов Хаттусили - III прислать ему железа. На что Хеттский царь ответил сожалением, так как, сам получал железо из «Страны железных руд», из Скифии, а сейчас были не благоприятные времена. Грозные Каски перекрыли Северную границу. Своего могущества Киммерицы достигли в период X - VIII веков до нашей эры. Имея мощную лёгкую кавалерию со стальным оружием, они были грозной силой для соседей. Центром Киммерийской цивилизации была Таврия (Крым и Приазовье), где они построили несколько городов. Скотоводы занимали территорию от Буга, где спокойно уживались с Ализонами, и до Тамани, где было царство грозных Синдов на Кубани. В это время Синдские города были главными портами на побережье Чёрного моря, а во Фракии и на острове Лемнос жили их сородичи - Синты. В районе Анапы найдены останки каменных стен Синдского города. На Севере, в Приуралье, жили Кельтские племена, великолепные металлурги, с которыми Киммерийцы находили общий язык.

В период с 950 по 800 годы до нашей эры, Приднепровские Скифы-Сколоты (Борисфениты, как называли их Греки) укрепляют правобережье Днепра, выстроив по границе с лесостепью крепости, защищавшие их от набегов Киммерийцев. В этих городах-крепостях могло укрыться, в случае нападения, население всего окресного племени. Кроме укреплений, Сколоты переняли у Киммерийцев и их способ ведения боевых действий, создав такую же мощную конницу. Примерно с 770 года до нашей эры, между Скифами-Сколотами и Киммерийцами усиливаются противоречия. Набравшись сил, Скифы стали теснить Киммерийцев и их союзников Кельтов к Западу и к Югу. Однако, часть их не захотела уходить и смешалась со Скифами, а вот большая часть ушла в Западную Европу, став Галлами-Гэльцами, в Британии Кимбры известны нам под именем - Уэльсцы.

Ещё часть Кельтов и Киммерийцев ушла во Фракию, а некоторые, через Кавказ, хлынули в Малую Азию. Захватив плацдарм для своих завоеваний в юго-восточном Причерноморье, совместно со своими родичами Касками, в 720 году до нашей эры, под руководством вождя Тугдамма, Киммерийцы начинают свою экспансию в Малую Азию с нападения на Урарту, из района озера Севан. Царь Урарту Руса - I, в 718 году, попытался дать отпор пришельцам с Севера, но его войско было разбито, а многие знатные лица взяты в плен. Впоследствии царь Руса, потерпев очередное поражение, уже от Ассирийцев, в 714 году, окончит свою жизнь самоубийством, после чего, государство Урарту прекратило своё существование как самостоятельное царство. В начале VII века до нашей эры, на западе Малой Азии, Киммерийцы захватывают Фригию. Война шла в течение трёх лет, после чего Фригия, как и Урарту, вошла в состав нового Киммерийского царства - Гимир. Фригийский царь Мидас (тот самый из Древнегреческой мифологии), не вынеся позора поражения, попытался отравиться, но так как он в течении нескольких лет принимал противоядия, то организм уже не реагировал на яды, и Мидас не умер. Тогда он приказал заколоть себя своему телохранителю Кельту.

Сокрушив Фригийское царство, через Босфор Киммерийцы Гимира вышли к своим собратьям, Трерам (Фракийским Киммерийцам), и заключив с ними военный союз, стали совместно нападать на Греческие города. Затем, окрепнув ещё больше, в 654 году до нашей эры, Киммерийцы атакуют Лидию, и захватывают город Сарды, в сражении погибает Лидийский царь Гиг. В районе города Эфеса Киммерийцы сталкиваются с Греками, но это противостояние не даёт преимущества ни одной из сторон, после чего, Киммерийцы направляют свои взоры на юго-восток, и начинается противостояние с Ассирией. В процессе взаимных военных выпадов, какого-либо приимущества сторонами достигнуть не удалось. Тем не менее, в Ассирийских документах Киммерийский царь Сандакур упоминается как враг Ассирийского царя Ашшурбанипала.

Постепенно Киммерийцы смешиваются с народами Азии, теряя тем самым свой Дух, и растворяясь в общей массе Восточного этноса. В 640 году до нашей эры, царь Скифов Мадий, сын Прототия от Ассирийской жены, возглавил войско против Киммерийцев, двинувшись в Малую Азию, при поддержке Ассирии. В Малоазиатской битве с Киммерийцами, войско которых возглавлял сам царь Гимира Лагдомис, Скифы победили, а сын Скифского царя Мадия, царевич Сандакшатр, нанёс поражение ещё и Фракийскому царю Треров Кобосу на Балканах, как союзнику царства Гимира. Скифская конница подмяла царства Урарту и Манну, вновь сделав их вассалами Ассирии. Воспользовавшись ситуацией, против Гимира выступила и Лидия. Сын погибшего царя Гига, Ардис выдавил остатки Киммерийских войск из своих земель, сохранив в дальнейшем самостоятельность. С этого момента царства Гимир не стало, часть Киммерийцев смешивается с родственными племенами во Фракии, а часть уходит ещё дальше на Запад. Однако, некоторые вернулись в Южное Приазовье и в горы Северного Кавказа. А часть Киммерийцев ушла на Восток, став составной частью народа Юэчжи (в Китайском произношении) и Ятиев (на Греческом), впоследствии смешавшихся с Гуннами.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский считал народ Булгар потомками Киммерийцев (может именно поэтому Болгары так естественно влились с Словянский этнос Балкан, как когда-то давно их Предки). А на смену Киммерийцам в Центральную Азию приходят Скифы-Саки. В Библии Киммерийцы упоминаются как народ Гомер, известный ещё с IV тысячелетия до нашей эры, и о могуществе которого в Библии есть следующие слова:

«Не будет в нём (народе) ни изнемогающего, ни утомлённого, он не будет дремать и не будет спать, пояс не снимет с чресел, и не разорвётся ремень у сандалий его, стрелы его заострены и все луки его натянуты, копыта коней его подобны кремнию, и колесницы его как вихрь…».

На Северном Кавказе жило племя больших и сильных Гумир, до прихода туда Алан, которых, от части, тоже можно считать потомками Киммерийцев. До сих пор у Алан слово «Гумир» означает - Большой, Сильный. Кстати, Русское слово «Герой» происходит от библейского - «Гомери» (Киммериец), прежде всего, ассоциируясь у Арийских народов, с героями Троянской войны, в которой Киммерийцы (например Ахиллес) сражались, как на одной, так и на другой сторонах противоборствующих сил, как самые Яркие, Героические личности, вовлечённые, в очередной раз Тёмными Силами, в братоубийственную междоусобицу. На Санскрите «Кумара» - наездник.

В древней книге «Патриарси» есть упоминания о Киммерийцах, как о предках Русов: «Аскольд - Тёмный воин, от Греков просвещён, что будто нет никаких Русов, а есть одни варвары. Можно только смеяться. Ибо Киммерийцы были нашими Предками, кои Рим потрясли и Греков гоняли, как напуганных поросят… Русь стократ разбита с Севера на Юг… Троекратно Русь падшая восстанет…».

Ульянов Юрий Александрович.

Древнейшим народом, проживавшим на нашем полуострове, имя которого сохранилось в истории, были киммерийцы. Они населяли огромную территорию Степного Причерноморья от Дона до Днестра и Крым.

Киммерийцы появляются на исторической арене в весьма сложное время. По мнению многих исследователей, на происходившие с середины II тыс. до н.э. процессы значительное влияние оказало не только внутреннее социально-экономическое развитие, но и резкое изменение климата, который в этот период становится чрезвычайно засушливым. В сохранившихся письменных источниках сообщается, что засуха XIII-XII вв. до н.э. стала причиной неурожаев и голода в странах Восточного Средиземноморья. Чрезвычайно тяжелым положение оказалось в степной части Украины, здесь невозможно было заниматься земледелием, а скотоводство существовало только как кочевое.

Это приводит к тому, что, с одной стороны, в этом регионе сокращается численность населения, с другой — характерным явлением становятся процессы миграции, увеличивается количество вооруженных столкновений. Война становится для части населения ремеслом. Как в мировоззрении, так и в искусстве того времени важное место занимает воин. Многие погребения хранят оружие — наиболее распространенное и ценное изделие того времени.

Очевидно, миграция киммерийцев происходила волнами в различных направлениях. Прежде всего они устремлялись в те регионы, которые менее всего пострадали от засухи. Таким образом они появились в Крыму.

ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КИММЕРИЙЦАХ

История киммерийцев прослеживается и в археологических материалах и письменных источниках. Самые первые сведения об этом народе сохранились в переднеазиатской клинописи, в трудах греческих историков.

В древнейшей части Библии — «Книге Бытия» киммерийцы упоминаются под именем племени «гиммуру», что означает «слуги Господние» (имя «гиммир» киммерийцам дали ассирийцы).

Самые древние упоминания о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера, написанных к VIII в. до н.э. Так в поэме «Одиссея» говорится: «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».

Достаточно много сведений о киммерийцах находим в работах древних историков. Геродот, Страбон, Птолемей отмечают, что киммерийцы проживали до прихода скифов в Северном Причерноморье и степном Крыму. Рассказывая о появлении в этом регионе скифов, «отец истории» Геродот сообщает: «Скифы — кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Араке, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти. Отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил в реке Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну».

Великий историк пишет: «И теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы,

есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор». Эти сведения подтверждает в своей «Географии» Страбон: «Киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего и Боспор был назван киммерийским». Он также упоминает о городе Киммерик, Киммерийском поселении и горах Киммерий.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КИММЕРИЙЦЕВ

Киммерийцы были многочисленным и сильным народом, объединившим целый ряд племен. До настоящего времени продолжаются споры о происхождении и языке киммерийцев. Однако большинство исследователей считают, что они говорили на одном или нескольких языках, относящихся к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Сложнее вопрос о происхождении киммерийцев. Часть исследователей считает, что известные имена киммерийских царей (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) имеют иранские корни, следовательно, и возглавляемые ими племена являлись ираноязычными.

Продолжается и дискуссия о происхождении имени «киммерийцы». Существует целый ряд предположений, в частности, от греческого слова «зимние», т.е. люди, живущие в «холодных» странах, от финикийского слова «темные», часть ученых допускает, что киммерийцы являлись восточной ветвью фракийских племен, а название «киммерийцы» переводится как «народ, который проживает на севере от кого-либо». Наиболее интересной (по мнению автора) является версия, объясняющая имя «киммерийцы» на основе древнеиранского языка как самоназвание «подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евроазиатских степей».

ЗАНЯТИЯ КИММЕРИЙЦЕВ

Вероятно, первоначально киммерийцы вели оседлый образ жизни, однако целый ряд факторов способствовал тому, что они перешли к кочевому скотоводству. При этом резко возросла роль коневодства, неслучайно в поэме «Илиада» Гомер описывает этот народ как «удивительных дойщиков кобылиц, справедливейших из смертных».

Очевидно, киммерийцы одни из первых установили контакты с развитыми странами Восточного Средиземноморья, овладели техникой производства металлов. Они сыграли значительную роль в распространении железа и в Восточной, и в Центральной Европе.

По имеющимся данным, общественный строй киммерийцев характеризовался наличием патриархальных родов и семьи, которые объединились в племена, племенные союзы во главе с вождями царями.

КИММЕРИЙСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

До настоящего времени не решен однозначно вопрос, к какой археологической культуре отнести киммерийцев. Памятниками этой культуры являются прежде всего погребения, как правило курганы, в Северном Причерноморье. Археологами исследованы многочисленные захоронения, относящиеся к доскифскому времени. Среди них погребения, открытые у с. Зольное недалеко от Симферополя и в Джанкойском районе у с. Целинное.

«Впускное» захоронение у с. Зольное представляет собой глубокую (2,6 м) прямоугольную яму, которую перекрывает деревянный настил. Умерший был захоронен в вытянутом положении на правом боку головой на юго-запад. Погребальный инвентарь состоял из бронзовых удил, уздечки, железных и костяных наконечников стрел, короткого железного меча, точильного бруска, чернолощеного сосуда.

При исследовании кургана у с. Целинное было установлено, что умершего похоронили на левом боку в скорченном положении. Достаточно разнообразен погребальный инвентарь: железный кинжал, оселок, височные подвески в виде рогов барана, чернолощеная корчага. Рядом с погребенным — остатки напутственной пищи. В насыпи кургана нашли часть известковой стелы, на которой рельефом изображен пояс, горит с луком, кинжал и оселок.

КИММЕРИЙСКОЕ ВОЙСКО И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ

Мощь киммерийского войска объясняется многочисленностью этого народа, состоящего из целого ряда племен. Образ жизни, наличие огромных конных отрядов давало возможность осуществлять далекие военные походы. Силу этого войска вынужден был признать ассирийский царь Ашурбанипал, говоривший, что киммерийцы «моих предков не боялись и моих, царя, ног не обнимали». Еще откровеннее о могуществе киммерийцев говорится в Библии: «Не будет в нем (народе, дальнем от края земли) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки натянуты; копыта его подобны кремню, и колесницы его как вихрь».

В ближнем бою киммерийский воин использовал копье с железным наконечником, каменные молотки, высокого качества железные мечи и кинжалы. Но стихией киммерийцев был прежде всего «дальний» бой. Киммерийский воин — это, прежде всего, прекрасный наездник, великолепно владеющий оружием дальнего боя — луком со стрелами. Объединяясь в чрезвычайно мобильные, маневренные и в то же время огромные отряды, они представляли большую угрозу для любого противника.

Знаменитый киммерийский лук, достаточно известный по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, обладал прекрасной дальнобойностью. Основанная на многовековом опыте технология изготовления стрел позволила добиться высоких баллистических качеств. Вильчатые наконечники стрел из бронзы и кости имели разнообразную форму: ромбовидную, овальную, килевидную с остриями вниз и др.

Высокого уровня достигли стратегия и тактика ведения боевых действий. Киммерийцы умело использовали превосходство своего основного оружия. Находясь на расстоянии, не доступном для вражеских стрел, конный отряд киммерийцев, проносясь вдоль рядов противника, начинал обстрел противника не через голову коней, а назад по ходу скачки.

В VIII - первой половине VII вв. до н.э. киммерийцы воевали с Ассирией, Урарту, Мидией, Лидией, достигнув даже побережья Средиземного моря.

О киммерийцах перестают упоминать в исторических источниках после того, как Лидия смогла освободиться от их зависимости.

Первым народом, населявшим Восточную Европу, Северное Причерноморье и Поднепровье, чье имя известно, считают киммерийцев. Их знали ассирийцы, иудеи, греки и другие древние народы. О них говорил Гомер в Одиссее: "Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман" .
В современной исторической науке принята точка зрения, что киммерийцы были предшественниками скифов на территории Украины и были, как и последние, ираноязычным народом. Скифов современные исследователи считают более поздними (VII в. до н.э.) пришельцами из Средней Азии. К такому мнению склонялся Геродот. Однако Геродот, как исследователь объективный и добросовестный, приводил также сведения, противоречащие этому представлению. В том числе предание самих скифов: "Как утверждают скифы, из всех племен их самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай… Скифы утверждают, что именно так они произошли, лет же со времени их происхождения от первого царя Таргитая до похода Дария на их землю всего, как говорят, не более тысячи, но именно столько" . Скифский поход Дария состоялся в 512 г. до н.э. Отсюда следует, что скифы пришли в Поднепровье около 1500 г. до н.э. Есть и другие свидетельства обитания скифов в Северном Причерноморье задолго до VII века до н.э. Одним из них является утверждение египетского жреца из святилища Гефеста, что фараон Сесострис, отождествляемый с Рамзесом II (время царствования 1290-1224 гг. до н.э.), покорил скифов.
Геродот сообщает некоторые подробности об этом походе: "Сесострис прошел материк, пока ни перешел из Азии в Европу и не разбил скифов и фракийцев. Я думаю, что дальше скифов и фракийцев египетское войско не заходило, ибо на их земле установлены те самые стелы, а дальше они не встречаются. Отсюда он повернул и пошел назад, а затем оказался на реке Фасис. Я не могу сказать точно, сам ли царь Сесострис, отделив часть своего войска, оставил ее тут для поселения в этой стране, или же некоторые из воинов, устав от скитаний, осели здесь по Фасису" . Далее Геродот приводит ряд доказательств того, что колхи являются потомками этих египтян.
Историки не придали должного значения этим сообщениям, а также не обратили внимания на то, что Геродот сообщал о приходе из Азии (в VII в. до н.э.) не скифов вообще, которых было четыре племени (кочевники, георгии, пахари и царские скифы), а только кочевников.
"Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Аракс, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А, по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ, таким образом, покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну" - сообщает Геродот.
Странно, что киммерийцы, несмотря на свою воинственность, которая отмечалась как ближними, так и дальними соседями, решили уйти с занимаемой ими земли, уступив ее скифам без боя. Едва ли так поступил бы автохтонный народ. Странно и то, что скифы вместо того, чтобы спокойно занять освободившуюся страну, погнались за той частью киммерийцев, что бежала через Кавказ на Ближний Восток в сторону Египта, который не принял киммерийцев и откупился от преследовавших их скифов, избежав тем самым их вторжения. Но и после этого скифы продолжали преследовать киммерийцев в Малой Азии еще 28 лет так, будто обуревали жаждой мести. Вышеописанные события приобретают логичность, если предположить, что киммерийцы были на скифской земле оккупантами, потомками египетских завоевателей. Направление бегства части киммерийцев в сторону Египта и погоня именно за ними скифов были не случайными. Вероятно, киммерийцы надеялись, что государство, некогда наделившее их властью, теперь возьмет под свою защиту.
Остается понять, зачем понадобилось фараону Сесострису забираться за тридевять земель и покорять кочующих скифов, с которых из-за этого трудно было что-либо взять, да еще оставлять на далекой чужбине часть своего войска? По-видимому, скифов и египтян еще до вышеуказанных событий связывали некие непростые отношения, и их история развивалась по какому-то более сложному сценарию. Об этом, в частности, говорит замечание Юстина, что "скифское племя всегда считалось древнейшим; впрочем, между скифами и египтянами долгое время происходил спор относительно древности племени".
Когда и где могли происходить эти споры, и какие отношения могли связывать народы, разделенные огромным расстоянием? Уж ни предками ли скифов были воинственные кочевые племена гиксосов, завоевавшие Египет на рубеже XVIII и XVII веков до н.э., которых египтяне называли "царями пастухов"?
С глубокой древности известны многочисленные воинственные пастушьи племена саков. Известно, что индусы и персы называли скифов саками. Название гиксосы можно интерпретировать как гиг саки, то есть высшие саки. Таким образом, гиксосов можно считать прототипом "царских скифов".
Покорив Египет, гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу - Аварис, а их цари получили право именоваться фараонами. Наибольшего могущества они достигли при царе Хиане. Кое-чем гиксосы обогатили Египет. Они впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. При них в Египте были введены рыночные отношения (до XVII в. до н.э. продукция между гражданами Египта распределялась). Впрочем, судя по библейским сведениям, это скорее заслуга Иосифа.
Господство инородцев всегда тягостно для покоренных. Освободительная война египтян против гиксосов началась в начале XVI в. до н.э. при Камосе и завершилась при фараоне Яхмосе I. В 1535 г. до н.э. был взят Аварис. Гиксосы отступили на восток в Палестину.
Часть гиксосов, известная по арабским преданиям как амалекиты-шасу, осела в Палестине и впоследствии была ассимилирована арабами, которые сохранили предание об их прошлом властвовании в Египте . В Библии они упоминаются как древнейший народ - амаликяне.
Другая часть гиксосов, не обретшая своей земли, по-видимому, какое-то время скиталась по Ближнему Востоку, занимаясь скотоводством и торговлей, вела свойственный этому занятию скитальческий образ жизни, за что и прозвалась скитами, а в греческой транскрипции - скифами. Вначале XV в. до н.э. скифы перешли в Северное Причерноморье. Они унаследовали некоторые египетские обычаи: богатые захоронения, сопровождаемые всем необходимым для потусторонней жизни; обязательное поминание предков до седьмого колена; широкое царское нагрудное украшение (пектораль), как у фараонов. Из Египта или Малой Азии ими была вывезена южная порода быков, которая на севере утратила рога из-за холодов (стала комолой).
С ранними скифами можно связать Сабатиновскую археологическую культуру. Для этой культуры характерны, наряду со стационарными поселениями, также временные, типа скитов или выездных факторий, а также большое количество оружия. Если они занимались торговлей, то одновременно должны были быть и воинами, чтобы охранять свои товары.
А, как сказал Мао-Цзе-Дун: "Винтовка рождает власть". От себя заметим, что деньги - тоже. Поэтому скифы стали царствовать над прочими обитателями этой земли, создав империю, которую греки назвали Скифией. Дополнительные сведения об этих событиях приведены в главе 4 §4 книги "Наследие тысячелетий" .
Расцвет Египта после изгнания гиксосов наступил в XIII в. до н.э. при фараоне Сесострисе. Он подчинил своей власти царства Ближнего Востока, но на том не остановился и предпринял поход в Скифию. С учетом вышеизложенного становится понятным смысл его похода. Фараон хотел обезопасить Египет от возможности повторного вторжения потомков гиксосов. Для этого было недостаточно одержать победу в сражении. Нужно было установить в Скифии свою власть. С этой целью он и оставил часть своего войска, надо полагать, не только в Колхиде, на выходе из Скифии, но и в ее центре, в Поднепровье. Таким образом, египтяне лишили власти скифов, и сами стали править их полиэтничной страной.
При этом часть скифов, не пожелавшая им подчиниться, в первую очередь легкие на подъем кочевники, бежала в Среднюю Азию. Часть же скифов и другие народы, населявшие территорию нынешней Украины, остались жить под властью киммерийцев. Некоторые из них, в первую очередь те, кто ранее тяготился властью скифов, стали сотрудничать с новой властью. Скорее всего, это были потомки "трипольцев", для которых скифы были поработителями.
Связь египетского гарнизона с далекой метрополией была минимальной и, вероятно, совсем прервалась после того, как разделявшие их страны вышли из-под египетского подчинения. В результате, египетские воины стали брать в жены местных женщин, переняли некоторые местные обычаи и образ жизни, одним словом, натурализовались. Но при этом они и их потомки, как водится, сохраняли убеждение, что они "голубая кровь" - элита, которую остальной народ обязан содержать. Вот их то, очевидно, и назвали киммерийцами (или химерийцами, химера - помесь разнородных существ, химия - наука о смешении разнородных веществ). Египтяне называли словом кемет плодородную смесь водорослей и земли, которую приносил на их поля Нил, а свою страну называли - Кеме. Поэтому, вероятнее всего, название киммерийцы означало просто - египтяне (кемерийцы).
На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет - инициатора изгнания гиксосов (рис. 9). Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Кстати, прижившееся у нас слово собака - египетское, славянское - пес.
Обосновавшись в северных краях, киммерийцы не переняли обычай местных жителей носить брюки (по крайней мере, поначалу), а, как видно на указанном изображении, сохранили египетский обычай носить юбки, но расширили их, чтобы можно было ездить на лошадях верхом.
Со временем киммерийцев становилось все больше, а народу - все труднее содержать эту правящую элиту. По сравнению с нею власть скифов, которые сами занимались нужным для их подданных трудом (скотоводством и торговлей), была благом. Для уменьшения гнета над подданными, или потому, что последние обеднели, киммерийцы стали совершать грабительские набеги на соседние народы, что зафиксировано в исторических анналах.
Так, Геродот сообщает: "Поход киммерийцев, пришедших в Ионию, который был раньше правления Креза, имел целью не покорение городов, но набег ради грабежа". А согласно восточным текстам, в 722-715 гг. до н.э. они нанесли тяжелое поражение урартскому царю Русе 1 . Но это не устранило антагонизма киммерийцев с подданными. Поэтому, когда скифы кочевники, ушедшие на Восток, усилились и решили вернуться на родину, возможно, по призыву ее населения, то оно не стало поддерживать киммерийцев, и те, не дожидаясь скифов, в панике бежали из Скифии на север, юг и запад. Значительная их часть бежала в Западную Европу. Как раз к этому времени (VII в. до н.э.) относится внезапное появление в Европе многочисленных кельтских племен, а в Малой Азии - галатов. Многое говорит о том, что они были потомками киммерийцев. Этого мнения придерживался ряд исследователей (Потоцкий, Раулингсон, Боннель, Карпентер). При этом Боннель причислял к киммерийцам-кельтам также тавров, будинов, невров, скифов-земледельцев, скифов-пахарей, амазонок и др.
От египетских воинов кельты унаследовали агрессивность, от "трипольцев"- демократичность, высокий статус женщины, характерный орнамент, которым они украшали свои щиты, одежду и тела. Они имели обычай сражаться голыми или полуголыми. Кроме того, они в отличие от других европейских народов, брили лица. Впрочем, может быть, у них, как у древних египтян, плохо росла борода.
В римском описании битвы с кельтами при Теламоне (225 г. до н.э.) говорится: "В первых рядах кельтского войска сражаются обнаженные храбрецы. Безрассудно бросаются они в битву под рев огромных труб, храп коней и крики женщин в повозках, не дающих мужчинам отступать, сминая строгий порядок римских войск".
Западнославянские воины, описанные хронистом VII века, также отчасти напоминают древних кельтов: "Некоторые не носят ни рубах, ни плащей, а только лишь штаны, подпоясанные широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на бой с врагами".
Обнаженными сражались также варяжские берсерки и казаки-характерники, которые, приведя себя в гипнотическое состояние, становились неуязвимыми для вражеских мечей. Известно, что йоги в подобном состоянии могут лежать на гвоздях или битом стекле, не получая повреждений. Возможно, эта способность была унаследована ими по женской линии от своих "трипольских" предков (полян, пеласгов), более подробные сведения о которых содержатся в §§ 5-6 главы 3 книги "Наследие тысячелетий".
Вероятно, многие народы (кимвры, кельты, галлы, галаты, галинды, гелоны, галичане, голядь) являются потомками киммерийцев. Древние авторы (Посидоний из Апамеи, Страбон, Диодор, Плутарх) отождествляли с киммерийцами также кимвров. Кимры и кимвры были одними из предков немцев, португальцев и англичан (валлийцев - уэльсцев). Самоназвание валлийцев - кимри, их страны - Кимру, языка - кимриж.
Гарольд Бейли в издании "Архаическая Британия" сообщает: "Сер Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; а Джеральд Масси в своей "Книге Начал" приводит список из 3000 случаев крайнего сходства между английскими и египетскими словами…".
Это говорит одновременно о том, что одними из предков англичан (валлийцев) были киммерийцы, и о том, что киммерийцы были потомками египтян.
Странный обычай шотландских мужчин носить короткие юбки, так же, как и консервативность англичан, вероятно, были унаследованы ими от египетских предков.
На Северном Кавказе потомками киммерийцев, по-видимому, были меланхлены, которых так называли за обычай носить только черную одежду. Часть из них, возможно, после возвращения скифов-кочевников, переселились в Северскую (Черниговскую) землю. Не случайно Тмутаракань на Северном Кавказе черниговские князья считали своей вотчиной.
Во всей Европе, от Урала до Ирландии, имеются топонимы, связанные с киммерийцами. Возможно, какая-то часть киммерийцев бежала от скифов на крайний Север, где отметила свое присутствие такими топонимами, как г. Кеми, р. Кемийоки, оз. Кемиярви в Финляндии, г. Кемери в Латвии, река и город Кемь в Карелии, р. Кема в Вологодской обл., г. Кимры на Волге, р. Кама приток Волги, названиями народов коми и черемисы (ныне марийцы), последние тоже носили только черную одежду.
В.П. Кобычев высказывает мнение, что на Северо-востоке кельты были, вероятно, ассимилированы позднее летто-литовским племенем аистов (эстиев), про которых Тацит говорит, что "язык их схож с британским".
Из Малой Азии остатки киммерийцев были изгнаны Аллилатом уже после ухода скифов. Куда ушли эти киммерийцы неизвестно. Возможно, в Индокитай, где стали известны под именем кхмеров. В их облике заметны индоевропейские черты, а в преданиях присутствует легенда об их происхождении от змееногой женщины (богини), такой же как у жителей Поднепровья.

Многие смотрели фильмы «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель», где в главной роли снимался Арнольд Шварценеггер. Фильмы были сняты по мотивам повестей Роберта И. Говарда о приключениях Конана из Киммерии.

Но мало кто из русских людей знает, что союзы племен реальных киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.

О нашем родстве говорит и такой источник как «Велесова книга», которая в настоящее время имеется в нескольких переводах. Легенду о родстве славян и киммерийцев приводит и арабское сочинение 12 века «Собрание историй». В ней говорится о трёх братьях – Русе, Кимере и Хазаре.

Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря. По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и началось их продвижение в Грецию, кельты были оттеснены на запад.

Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Частью союза племён киммерийцев были и синды, чьи потомки жили и у Балтики, и на берегах далекого Инда.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Добассе.

Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде – например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

В мифологии часто прародителем народа выступает один человек (видимо, глава рода, племени, народа). Киммерийцам соответствуют несколько имен: уже упоминавшийся Кимер – брат Руса и Хазара, в германской мифологии — великан Имир-Бергельмир (прародитель людей, спасшийся от потопа), в «Велесовой книге» — «Богумир» (один из прародителей славян), в Авесте – царь Йима. Йиму, как и Богумира, боги научили готовить священный напиток Сому-Хаому, в славянском варианте – Сурицу. Йима, как и германский великан, спасает народ от потопа (видимо, гибель остатков Арктиды, приблизительно 10-12 тыс. лет назад). Да и известный город Аркаим (Южный Урал) переводиться как «арка-крепость Йимы».

На основе текстов Ветхого завета киммерийцев производят из имени «Гомера», сына Иафета.

Согласно «Велесовой книге», у Богумира было два сына – Сева и Рус, от них «произошли союзы племён северян и русов, три дочери – Древа, Скрева, Полева (кто помнит историю Киевской Руси, правильно соотнесёт их с союзами племён древлян, кривичей и полян). Согласно этой легенде, русы и северяне — прямые потомки киммерийцев, а древляне, кривичи и поляне — «дочерние» союзы племён, то есть с примесью других родов.

На берегах Балтийского моря осела часть киммерийцев, об этом говорит и Гомер, и другие авторы Древней Греции, называя их «виндами», «индами», «энетами». Они славились тем, что были главными поставщиками «слез солнца», янтаря. Видимо, дальними потомками балтийским киммерийцев были племена порусов-пруссов и воинственные русы-руги.

Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Примерно в 8 веке до нашей эры, во время очередного переселения русов с востока, согласно Геродоту, у киммерийцев началась междоусобная война. Народ восстал против политической элиты (видимо, слишком роскошно жившей и деградировавшей), все «цари» (политическая элита) были убиты. Поводом для междоусобицы стал вопрос – воевать со скифами или нет. Народные массы выступили за мир с родственными родами, политическая элита была за войну. Народ большей частью остался, влившись в состав родственного союза скифов-сколотов. Часть ушла на запад, часть на юг – во Фракию, образовав царство треров, ещё одна группа двинулась вдоль восточного побережья Чёрного моря. Ушли, скорее всего, военные элиты киммерийских племён, учитывая их бешеную военную активность в Малой Азии.

Те, кто решил уйти в Азию, вторглись в государство Урарту, в 722-711 гг. до нашей эры разгромили урартского царя Русу I. Его войско, по сообщениям ассирийской разведки, было целиком уничтожено. Киммирийцы подчинили себе остатки государства хеттов, которое уже было в упадке. В районе современного города Синоп киммерийцы основали свое государство, «страну Гимир», ассирийских источников. У грузин их название сохранилось с слове «гмири» — «великан, богатырь».

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту.

Войны киммерийцев и их тактика

В бою с азиатскими державами киммерийцы использовали ещё не известную здесь тактику – манёвр крупными массами конных стрелков. Основу их армии составляли отряды конницы, это давало большие преимущества перед в основном пешими армиями азиатских держав. Их конные отряды не имели обозов. Их маневренность, быстрота, в сочетании с мощной пробивной силой киммерийских стрел (они отличались высокими баллистическими качествами), позволяли держаться от армии противника на расстоянии. Киммерийцы могли стрелять на ходу, конница противника и его колесницы не обладали столь высокими боевыми качествами, чтобы противодействовать киммерийским отрядам.

Вооружены воины-киммерийцы были луками, железными мечами и каменными боевыми молотами. Луки киммерийцев до нашего времени не дошли, найден только один лук в курганном погребении у г. Зимогорья в Луганской области. Он состоял из двух продольных полос дерева, обмотанного растительной плёнкой, видимо, берестой. Длина его – 93 см. В принципе – это характерный «скифский лук», традиция одна. Наконечники стрел – втульчатые. Среди бронзовых наконечников стрел встречаются ромбические, овальные и килевидные. Встречаются и костяные наконечники стрел — ромбовидные с выемчатым или прямым основанием, квадратные или круглые в разрезе. Носили стрелы в колчанах из кости или мягкого камня.

Для ближнего боя использовали мечи и кинжалы из бронзы или железа, иногда рукоять была бронзовой, клинок железным. Киммерийцы были знакомы и с железными наконечниками копий.

Киммерийцы одерживали победу за победой, в 705 году до н. э. наголову разгромили грозных ассирийцев, в бою погиб и ассирийский царь Саргон II. Примерно в 692 году до н. э. они напали на Лидию, лидийцы обратились за помощью к Ассирии, только совместными усилиями киммерийцев оттеснили. В 679 году до н. э. они совершили поход на Ассирию, в 676-674 гг., заставив Урарту войти с ними в союз, атаковали Фригию, фригийская армия была уничтожена, её царь Мидас (который в мифах обращал предметы в золото) погиб, Фригия прекратила существование. В 665 году Лидия вновь зовёт ассирийцев на помощь, но уже в 654 году киммерийцы всё же разгромили Лидию, город Сарды, столица, взята штурмом, царь Гиг погиб. Большая часть Лидии, Фригии вошли в состав царства киммерийцев.

Отряды киммерийцев дошли до Палестины и Египта, фараону Псамметиху I с трудом удалось сдержать их натиск. В это же время фракийские киммерийцы (основались на Балканском полуострове) атаковали греческие города в Малой Азии и ударили по Фригии и Пафлагонии с запада.

Но вскоре скифы перебрались через Кавказский хребет, в 650-640-х годах они в союзе с ассирийцами разбили киммерийцев, были разбиты и киммерийцы во Фракии. Ещё одно поражение они потерпели от возродившегося Лидийского царства. Киммерийцы были вынуждены отступить на запад Малой Азии, а на рубеже 7-6 столетий они переселились на Балканский полуостров, к своим сородичам. Впоследствии они вошли в скифский союз племён. Часть киммерийцев влилась во фракийские племена или по долине реки Дунай ушла дальше, в Западную Европу. От них, видимо, при смешении с кельтами произошли кельты-кимбры и племя кимвров. Они в союзе с племенем тевтонов во 2 веке до н. э. вторглись в Римскую республику. Византийские авторы уже в 1 тысячелетии нашей эры называли «киммерийцами» племена, населявшие берега Балтийского моря, часть из них влилась в состав балтийских и славянорусских племён Центральной Европы.

Источники :
Василевская Н. И., Петухов Ю. Д. Русская Скифия. М., 2006
Велесова книга. В переводе Г. Максименко. М., 2008.
Иванчик А. И. Киммерийцы. М., 1996.
Петухов Ю. Д. История русов. М., 2002.
Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2000.

No related links found



Киммерийцы - загадочный народ, упоминающийся в древнегреческих и древневосточных источниках, сегодня имеет определённое место в истории.

Киммерийцы выделились в ходе распада так называемой срубной археологической культуры, существовавшей во II тысячелетии до н.э. в степной полосе от Урала до Дуная. В «Одиссее», созданной в VIII веке до н.э., мелькает описание знакомства древних греков с этим народом, который живет на крайнем пределе обитаемой земли. Грекам времён «Одиссеи» это должно было казаться именно так.

По Геродоту, пришедшие из-за Волги скифы напали на киммерийцев и вынудили их оставить родные степи. По преданию, киммерийцы не смогли договориться между собой, оказать ли сопротивление скифам или спасаться бегством и искать новых мест для поселения. Этот спор привёл к братоубийственной войне между киммерийцами, в которой полегло множество народа, в основном знати, которая стояла за противоборство скифам. Всех павших в этой роковой битве, по Геродоту, киммерийцы похоронили где-то в районе реки Днестр (где ещё во времена Геродота якобы можно было видеть курган киммерийских царей), а оставшимся ничего не оставалось, как покинуть страну. Исход киммерийцев, преследуемых скифами, проходил вдоль Черноморского побережья Кавказа.

В конце VIII века до н.э. киммерийцы появляются на Ближнем Востоке. В 714 году до н.э. они поселяются в определенной части государства Урарту, на территории современной Армении. Урартский царь Руса I, попытавшийся подчинить их, потерпел страшное поражение. Через некоторое время, в конце VII века, киммерийцы двинулись на Ассирию, Каппадокию и Фригию – царства в Малой Азии. Где-то они проигрывали сражения, где-то одерживали победы. Во Фригии в бою они убили царя Мидаса – того самого, которому, если верить мифу, бог Аполлон за дерзость и глупость "подарил" ослиные уши. Но в целом эта область была плотно населена ещё до киммерийцев, и им нигде не удалось прочно закрепиться. Во второй половине VII века до н.э. они, очевидно, полностью растворились в местном населении, теряя свою идентичность.

Экспансия киммерийцев в западной части Малой Азии продлилась дольше. Она пришлась на время правления в Лидии царя Ардиса II – первого в истории государственного деятеля, начавшего чеканку монеты определённого веса и пробы. Ардис II c 678 года по 644 год до н.э. был соправителем своего отца Гигеса, а после до 629 года царствовал самостоятельно. Как раз в этот период киммерийцы напали на его государство и овладели его столицей Сарды. Царскому войску удалось удержать только акрополь города. По восточным источникам, Гигес пал при защите Сарды. Киммерийцы хозяйничали в Лидии, пока сыну Ардиса Садиатту (629-617 гг.) не удалось изгнать их из своей страны. Вскоре после этого киммерийцы полностью исчезли с исторического горизонта.

Географическая память о киммерийцах осталась у греков в тогдашнем названии Керченского пролива – Боспор Киммерийский. Какую-то область они именовали Киммерией – по-видимому, это нынешний Керченский полуостров. Греки считали, что всей страной, в которой позднее обитали скифы, прежде владели киммерийцы.

С точки зрения большинства историков, киммерийцы были ираноязычным народом, родственным скифам. Но есть и альтернативные мнения. Согласно одному из них, киммерийцы относились к арийской общности, когда она еще не разделилась на иранскую и индоарийскую ветви.

Обращает на себя внимание также созвучие имени киммерийцев с кимврами – народом, вторгшимся в Римскую державу в конце II века до н.э. Кимвров обычно считают германцами. Но здесь можно указать на распространение в древности одних и тех же названий народов на разных территориях. Так, известны ещё и кимбры - племя в древней Британии. Причём это не обязательно могло быть совпадение слов по звучанию.

Например, первые славяне носят у античных авторов имя венедов, и в то же время там, где позднее была основана Венеция, а также на западе Галлии (Франции) жили племена венетов. Академик В.В. Седов утверждал, что венетами (венедами) звалась ещё не разделившаяся центрально-европейская общность, из которой впоследствии выделились италийцы, кельты, германцы, балты и славяне (последние дольше других сохраняли это древнее имя); и венеты севера Италии и Галлии тоже были выселенцами из этого ареала. Точно так же упомянутые Геродотом невры на западе Скифии могли быть родственны кельтскому племени нервиев, либо их самоназвание развилось из одного корня (кстати, и те и другие поклонялись змеям и практиковали ритуальное оборотничество).

Названия киммерийцев, кимвров и кимбров также могли быть наследием ещё нерасчленённой индоевропейской общности. Иногда самоназвание народа надолго переживает тот язык, в котором оно первоначально возникло.

Интересный след оставило имя киммерийцев в русском языке. Посредством аланского «гимир», что означало «великан, исполин», оно перешло в русский язык в слове «кумир» (истукан, идол).