Виды интерактивных методов обучения в школе. Интерактивное обучение – современные методики получения знаний

2.1. Круглый стол, дискуссия, дебаты

2.2. Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

2.3. Деловые и ролевые игры

2.4. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

2.5. Мастер класс

    ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общие положения

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод

Рисунок 1.1 Пассивный метод

Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод

Рисунок 1.2 Активный метод

Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

    пробуждение у обучающихся интереса;

    эффективное усвоение учебного материала;

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

    формирование у обучающихся мнения и отношения;

    формирование жизненных и профессиональных навыков;

    выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

    Круглый стол (дискуссия, дебаты)

    Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

    Деловые и ролевые игры

    Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

    Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

    занятие – не лекция, а общая работа.

    все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

    каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

    нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

    все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

    возраст участников, их интересы, будущая специальность.

    временные рамки проведения занятия.

    проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

    заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

    должна быть четко определена цель занятия.

    подготовлены раздаточные материалы.

    обеспечено техническое оборудование.

    обозначены участники.

    определены основные вопросы, их последовательность.

    подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

    уточнение проблем, которые предстоит решить.

    обозначение перспективы реализации полученных знаний.

    определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

    программа занятия.

    раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

    материал должен быть структурирован.

    использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

    быть активным.

    уважать мнение участников.

    быть доброжелательным.

    быть пунктуальным, ответственным.

    не перебивать.

    быть открытым для взаимодействия.

    быть заинтересованным.

    стремится найти истину.

    придерживаться регламента.

    креативность.

    уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

    что произвело на вас наибольшее впечатление?

    что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

    есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

    чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

    учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

    как вы оцениваете свои действия и действия группы?

    если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

КГУ "Средняя школа №14 им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.

Учитель казахскогоязыка и литературы

Шутаева Л.О.

Интерактивные методы обучения.

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).
Американские исследователи Р.Карникау и Ф.Макэпроу, выявили в ходе проведенных исследований определенную закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель: подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения у учащихся формируются такие качества как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации (задания логического, творческого характера, презентации, видеофильмы и др.)

«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение –это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная, групповая работа.

« Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются от 0 до 2.Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

«Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер.Четко регламентируется время.

1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

«Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами, касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

Начиная со слов,…Я считаю, что…

Начиная со слов,… Потому что…

Например…

Следовательно,…таким образом…

Метод « Мозаика».

Участники объединяются в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи, которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою (6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

«Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения.Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

«Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

Прием «Верно. Неверно»

При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово, называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможна реальная совместная деятельность.

Развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение образовательных задач

Обеспечивает воспитательную задачу,

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать, что учитель верит в них,

Учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  1. 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.
Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации, существующая столь долгое время, неприемлема сегодня по многим причинам. Назовем лишь некоторые недостатки такого способа учения.
Прежде всего – пассивность обучающегося во время занятия, его функция – слушание, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.
Вторая причина еще более проста и очевидна: односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа лектора. Сегодня в большинстве случаев это не так. Преподаватель, как правило, использует материал, который не является оригинальным. Оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения. Это, безусловно, ценно и свидетельствует об уровне и мастерстве преподавателя, но мало чем способствует в конструировании знания обучающимся – чужая конструкция знания никогда не становится своей. Ею можно восхищаться, но создавать все равно придется свою.
Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля с его стороны. Возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими обучающимися.
Следует отметить, что сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний. Когда обучающиеся пытаются внести собственное знание или опыт, преподаватели часто оставляют это просто на уровне информации и не допускают изменение структуры предмета обсуждения, нарушение привычной коммуникативной модели «мнение преподавателя – дополнения обучающегося». Принципы многосторонней коммуникации при этом нарушаются, ибо знания обучающихся привлекаются только в той мере, насколько они дополняют ход преподавания. Жизненный (или касающийся предмета обучения) опыт обучающихся почти исключительно используется для того, чтобы достичь цели, которая (пока) не является их целью. Предметное знание обучающегося, его субъективная оценка и выражения мнения подчиняются «коммуникативному фильтру» восприятия и понимания преподавателя.
Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:
1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.
2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний. Это удается тогда, когда между ними и предметом обучения расположено поле, включающее языковые и неязыковые действия.
3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.
Следует отметить, что многосторонняя форма коммуникации не только позволяет отказаться от монополии на истину, но и является необходимым (но не достаточным) условием для конструирования обучающимся своего знания. Действительно, каждый участник коммуникации потенциально имеет возможность, встречаясь, сталкиваясь с позицией других участников, продвигаться в процессе конструирования знания (совместном по форме и индивидуальном по сути). Здесь каждый строит свое знание, на которое у него есть запрос сегодня и которое может развиваться по мере возникающей необходимости – завтра или через несколько лет после окончания вуза.
Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые формы обучения, которые позволят «сформулировать сомнения и получить опыт освоения спорности». Занятия целесообразно проводить с использованием интерактивных методов обучения, которые бы заставляли обучающихся активно взаимодействовать с преподавателем и аудиторией.


Понятие интерактивного обучения

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.
Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.
Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятя, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

  • пробуждают у обучающихся интерес;
  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
  • формируют у обучающихся мнения и отношения;
  • формируют жизненные навыки;
  • способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого - личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое . В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе . Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье . Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое . Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:

  • доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • демократический стиль;
  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность