Вольская елена алексеевна проректор по научной работе. Интервью с Е.А

Вольская Елена Ивановна
Родилась 30 августа 1923 года.
Умерла 4 апреля 1998 года.

Елена Вольская родилась в Днепропетровске. Вскоре после этого её родители переехали в Москву. Отец Иван Андреевич Вольский (1895–1955) был химиком. Мать Ольга Васильевна Иваницкая (1898–1969) родом из дворянской семьи. Во время Первой мировой войны она ушла сестрой милосердия на фронт, была контужена, вследствие чего потеряла слух. Желая помочь людям с такими же, как у неё, проблемами Ольга Васильевна выучилась на врача-отоларинголога и много лет отработала по этой специальности. Помимо Елены в семье Вольских родились близнецы Анатолий и Юрий, довольно рано ушедшие из жизни.

По окончании средней школы в 1945 году Елена поступила на актёрский факультет ВГИКа в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой, окончила его в 1950 году и была принята в труппу Театра-студии киноактёра, в котором отработала до ухода на пенсию в 1983 году. Участвовала в спектаклях: «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Валя Рощина), «Там, где не было затемнения» В. Семёнова (Васёна Гришарина), «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Леночка Лобастова), «Попрыгунья» А.П. Чехова (женщина на Волге), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (Ильинкина), «Суровое поле» А.В. Калинина (Стеша), «Иван Васильевич» М.А. Булгакова (Ульяна Андреевна), «Слава» В.М. Гусева (медсестра), «Гроза» А.Н. Островского (сумасшедшая барыня), «Чудо» С.Я. Кулиша (Беатриса) и других.

Елена Вольская была потрясающей острохарактерной актрисой. Она никогда не играла главных ролей, но все её эпизодические появления на экране запоминались своей яркостью и самобытностью. Среди лучших работ Вольской: Клава («Кубанские казаки»), Глазычева («Чужая родня»), Глаша («Первые радости»), Аниска («Полюшко-поле»), Лиза («Случай на шахте восемь»), Катя («Первое свидание»), Полина («Грешница»), медсестра («Живёт такой парень»), Дарья («Наш честный хлеб»), телефонистка («Время, вперёд!»), Кармела («Черный бизнес»), Эльза («Сквозь ледяную мглу»), пациентка доктора («По тонкому льду»), Клава («Журналист»), кондуктор («Ехали в трамвае Ильф и Петров»), Симочка («Седьмое небо»), Евдокия Филипповна («Человек на своем месте»), секретарша («Чёрный принц»), жена пьяницы («Вечный зов»), соседка Сергея («Романс о влюбленных»), цветочница («Не может быть!»), консьержка («Москва слезам не верит»).

Елена Ивановна была очень сложным человеком, эмоциональным и эгоцентричным. Неординарность её личности сказывалась и на творческом процессе, так как во время съёмок она умудрялась переругаться чуть ли не со всеми членами съёмочной группы, и этим, вероятно, приобрела дурную славу. С детства избалованная, Вольская совершенно не была приспособлена к быту, не умела вести хозяйство, не любила готовить. Видимо, по этим самым причинам не сложилась её личная жизнь. Единственный брак со сценаристом Константином Игоревичем Семёновым (1922–1981) продлился всего несколько лет. Родившийся в 1951 году сын Игорь воспитывался, в основном, её мамой. В возрасте восьми лет он снялся в детской роли в фильме Бориса Барнета «Аннушка» и затем, следуя примеру родителей, тоже пошёл по творческой стезе, стал режиссёром, но по профессии фактически не работал.

Уйдя из Театра-студии киноактёра, Елена Вольская два года прослужила музейным работником в Государственном литературном музее. Затем вела тихую уединённую жизнь. Среди её немногочисленных подруг были и Майя Булгакова.

В последние годы жизни и без того вздорный характер актрисы ещё более усугубился. Она стала не совсем адекватна, замкнута. Почти ни с кем не общалась. В её квартире постоянно жили какие-то портнихи, домработницы, потихоньку её обкрадывавшие. Сыну Игорю и невестке Светлане приходилось мужественно всё это переносить, так как вмешиваться было бесполезно.

Скончалась Елена Вольская в возрасте 74 года. Похоронена в семейной могиле Вольских на Пятницком кладбище .

Фильмы и роли:

1947: «Сельская учительница» (эп.); 1948: «Страницы жизни» (сварщица); 1949: «Кубанские казаки» (Клава); 1950: «Донецкие шахтеры» (Маня); 1951: «Пржевальский» (Катя), «Сельский врач» (медсестра), «Служу Советскому Союзу», н/п (проводница), «Спортивная честь» (эп.); 1953: «Нахлебник» (девка); 1954: «Анна на шее» (дама), «Верные друзья» (Симочка), «Об этом забывать нельзя» (студентка); 1955: «Чужая родня» (Глазычева); 1956: «Первые радости» (Глаша), «Полюшко – поле» (Аниска), «Человек родился» (официантка); 1957: «Они встретились в пути» (эп.), «Саша вступает в жизнь» (телеграфистка), «Случай на шахте восемь» (работница шахты); 1958: «Дожди» (эп.), «Поэма о море» (баба с ребенком), «Стучись в любую дверь» (контролерша); 1959: «Аннушка» (Даша), «Баллада о солдате» (деревенская баба), «Муму» (кухарка); 1960: «Воскресение», 1-я серия (эп.), «Нормандия-Неман» (партизанка), «Первое свидание» (Катя), «Трижды воскресший» (секретарша), «Тучи над Борском» (сектантка); 1961: «Битва в пути» (секретарша), «Две жизни» (швея), «Наш общий друг» (эп.), «Ночь без милосердия» (эп.); 1962: «Грешница» (доярка), «Молодо-зелено» (стенографистка); 1963: «Без страха и упрека» (эп.), «Непридуманная история» (Аня), «Улица Ньютона, дом 1» (эп.); 1964: «Живет такой парень» (медсестра), «Жили-были старик со старухой» (почтальон), «Криницы» (Марья), «Наш честный хлеб» (Дарья), «Негасимое пламя» (жена пивохлеба), «Хоккеисты» (эп.); 1965: «Время, вперед!» (телефонистка), «Мимо окон идут поезда» (эп.), «Мы, русский народ» (вдова), «На завтрашней улице» (эп.), «Сквозь ледяную мглу», тв (Эльза, жена рыбака), «Совесть» (эп.), «Человек без паспорта» (проводница), «Черный бизнес» (Кармела); 1966: «Гнезда», тв (эп.), «Одни», км (жена Устина), «По тонкому льду» (пациентка доктора), «Сказка о царе Салтане» (эп.), «Я солдат, мама» (эп.); 1967: «Журналист» (Клава), «Поиск» (Колоскова); 1968: «В горах мое сердце» (эп.); 1970: «Меж высоких хлебов» (продавщица); 1971: «Достояние республики» (Катя), «Ехали в трамвае Ильф и Петров», тв (кондуктор), «Седьмое небо» (Симочка), «Телеграмма» (приемщица в химчистке), «Тени исчезают в полдень», тв (Ольга Ивановна); 1972: «Красно солнышко», тв (тетка Клава), «Летние сны» (дама), «Мачеха» (эп.), «Петр Рябинкин» (эп.), «Сибирячка» (колхозница), «Укрощение огня» (тетка невесты), «Человек на своем месте» (Евдокия Филипповна); 1973: «Города и годы» (дама), «Дела сердечные» (врач), «Иван Васильевич меняет профессию» (эп.), «И на Тихом океане» (жена Тимофея), «Исполнение желаний» (уборщица), «Нейлон 100 %» (медсестра), «Тихоня», тв (продавщица), «Человек в штатском» (представитель завода), «Черный принц» (сотрудница архива); 1974: «Вечный зов», тв (жена пьяницы), «Земляки» (буфетчица), «Кыш и Двапортфеля» (уборщица), «Океан» (эп.), «Помни имя свое» (узница). «Романс о влюбленных» (соседка Сергея), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (эп.), «Три дня в Москве», тв (эп.), «Фронт без флангов» (Феня); 1974-1977: «Хождение по мукам», тв (эп.); 1975: «Мой дом – театр» (дама за кулисами), «Не может быть!» (цветочница), «Принимаю на себя» (эп.), «Семья Ивановых» (буфетчица); 1976: «Легенда о Тиле» (эп.), «”Сто грамм” для храбрости» (официантка); 1977: «Запасной аэродром» (эп.), «Личное счастье», тв (жена председателя облплана); 1978: «Близкая даль» (эп.), «Живите в радости» (пекарь), «Недопесок Наполеон III» (работница зверофермы); 1979: «Безответная любовь» (эп.), «Взлет» (эп.), «Здесь, на моей земле» (эп.), «Москва слезам не верит» (консьержка), «Отец и сын» (эп.), «Утренний обход» (эп.); 1980: «Вечерний лабиринт» (уборщица), «Расследование» (соседка Лаптевой); 1981: «Факты минувшего дня» (медсестра); 1983: «Букет фиалок» (бабка), «Чучело» (бабка).

Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина

Образцовый оркестр Почетного Караула Вооруженных Сил РФ, Образцовый оркестр ОАО «РЖД». Ведущие концерта: Е. Кочергин,Т. Судец, В. Старшинина, К.Пашков

Ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России под управлением генерал-майора В. Елисеева

Наши горизонты

Ректорат МГМСУ им. А.И. Евдокимова

От школы И.М. Коварского до МГМСУ

И лья Матвеевич Коварский родил-

нах Виленской губернии. Окончив

Рижскую классическую гимназию,

он поступил на медицинский фа-

культет Московского университета

(1879). Избрав своей специально-

стью зубоврачевание, И.М. Ковар-

ский уехал в Германию, где учился в

зубоврачебной школе. Вернувшись

из-за границы, И.М. Коварский в

1892годуоткрываетпервуюМосков-

скуюзубоврачебнуюшколу,которую

И.М. Коварский

он возглавлял в течение 27 лет.

После революции 1917 года,

несмотря на сложности этого периода, И.М. Коварский принимает активное участие в организации государственного зубоврачебного образования в России.

В 1920 году на базе Первой Московской зубоврачебной школы началась организационная работа по открытию Дома советского зубоврачевания (ДСЗ), а затем Государственного института зубоврачевания (ГИЗ), который официально начал работу 2 апреля

Михаил Болеславович Янков-

ский родился 16 ноября 1866 года в городе Серпухове Московской губернии. Пройдя обучение в классической гимназии, он в 1887 году поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил с отличием в

1893 году. С 1893 по 1897 гг. он ра-

ботал ординатором госпитальной хирургической клиники универ- М.Б. Янковский

ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА

ситета. В 1902 году М.Б. Янковский был утвержден после публичной защиты докторской диссертации на тему «Некоторые данные по вопросу о борьбе с микроорганизмами полости рта» в степени доктора медицины.

Наиболее значимым в жизни М.Б. Янковского стал период с 1918–1923 г., время формирования государственной системы зубоврачебной помощи в интересах трудящихся масс, ознаменовавшийся появлением нового научного направления – стоматологии.

30 декабря 1920 года М.Б. Янковский был утвержден Коллегией Наркомздрава РСФСР в должности директора Государственного института зубоврачевания (ГИЗ), который он возглавлял вплоть до своей кончины в январе 1923 года.

Александр Иванович Евдокимов родился 4 декабря 1883 года в крестьянской семье в селе Новая Слобода Щигровского уезда Курской губернии. Закончив Щигровское уездное городское училище в 1898 году, он поступил в земскую фельдшерскую школу в городе Курске, после окончания которой стал работать фельдшером.

С 1909 по 1912 год он учился в Москве в зубоврачебной

школе доктора Г.И. Вильги.

С 1913 по 1918 год А.И. Евдокимов работает преподава-

телем и зубным врачом в этой школе, одновременно обуча-

ясь на медицинском факультете Воронежского университе-

та, который закончил с отличием. В 1923 году, после смерти

первого директора ГИЗа М.Б. Янковского, А.И. Евдокимов

А.И. Евдокимов

был назначен директором института зубоврачевания. Сохра-

нив в институте творческую атмосферу, созданную М.Б. Ян-

ковским, он укрепил и расширил научную базу института,

завершил начатые М.Б. Янковским научные исследования. Вся дальнейшая научная, педагогическая деятельность А.И. Евдокимова связана с ГИЗом, ГИСО, ГНИИСО, МСИ, ММСИ. А.И. Евдокимов был одним из инициаторов и организаторов высшего медицинского стоматологического образования, принимая активное участие в создании и открытии стоматологических кафедр и институтов в нашей стране.

Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель на-

уки РСФСР, член-корреспондент АМН СССР, доктор меди-

цинских наук, профессор А.И. Евдокимов – основоположник

научной школы отечественной хирургической стоматологии.

С.Г.Иоффе – доцент кафедры одонтологии и челюстно-

лицевой хирургии I ММИ. Приказом НКЗ РСФСР № 456

ГИСО, при нем ГИСО стал именоваться ГНИИСО. Науч-

ная работа стала плановой. В 1935 году был открыт МСИ,

директором которого становится С.Г. Иоффе. С этого мо-

мента он возглавляет ГНИИСО и МСИ до 1937 года. Даль-

нейшая судьба С.Г. Иоффе неизвестна.

В 1939 году в результате слияния ГНИИСО и МСИ об-

разовалась новая структура – Московский государственный

стоматологический институт (МГСИ), который возглавил

С.Г. Иоффе

доцент Д.С. Дышлис . При нем состоялся первый выпуск

врачей-стоматологов в количестве 79 человек. С началом Великой Отечественной войны Наркомздрав РСФСР принял решение об эвакуации вуза в Ижевск, куда и выехала группа студентов и преподавателей во главе с директором. Дальнейшая судьба Д.С. Дышлиса неизвестна.

Георгий Николаевич Белецкий – кандидат медицин-

ских наук, доцент – видный организатор здравоохранения, заведовал Облздравотделом Пермской области, затем был переведен на должность министра здравоохранения РСФСР. В 1950 году он был назначен директором ММСИ, с 1953 года руководил курсом организации здравоохранения и читал лекции по истории медицины. При Г.Н. Белецком изменился статус института, расширилась клиническая база, были построены новые учебные базы,

увеличилась численность студентов, повысился уровень Г.Н. Белецкий подготовки педагогических кадров.

Степан Иванович Бабичев родился 28 марта 1913 года в крестьянской семье в Курской губернии. Закончил Ленинградский медицинский институт, участник войны с Финляндией (1939), ВОВ. С 1946 по 1950 год занимает высокие административные должности. В 1950 году возвращается к лечебной, педагогической и научной работе.

В 1964 году С.И. Бабичев становится ректором ММСИ

и одновременно возглавляет кафедру хирургических болезней, которой руководит около 20 лет.

Как хирург ученый сформировался в клинике, руководимой Б.В. Петровским, учеником и последователем которого он был. Он – заслуженный деятель науки РСФСР,

д.м.н., профессор. С.И. Бабичев был инициатором и организатором создания лечебного факультета. Его органи- С.И. Бабичев заторский талант способствовал увеличению количества теоретических и клинических баз.

С.И. Бабичев – крупный ученый, который внес ощу-

тимый вклад в развитие отечественной хирургии.

с. Болхуны Астраханской области. Организатор здравоохра-

нения, гигиенист, кандидат медицинских наук (1954), доцент

(1959). В 1939 году окончил 1-й ММИ. В 1939–1943 гг. – нар-

ком здравоохранения Якутской АССР. В 1943–1946 гг. – за-

ведующий Тульским областным отделом здравоохранения.

В 1946–1950 гг. – инспектор управления кадров и админи-

стративного отдела ЦК ВКП(б). В 1950–1954 гг. – заместитель

министра здравоохранения СССР. В 1954–1959 гг. – директор

в деревне Вишенки Владимирской области. В 1953 году закончил II ММИ им. Н.И. Пирогова, пройдя путь от студента до профессора. Сфера научных интересов К.М. Лакина посвящена фармакологии. Он выделил клиническую фармакологию в самостоятельную научную дисциплину по номенклатуре ВАК. Будучи крупным ученым, К.М. Лакин в 1970 году перешел на работу в ММСИ им. Н.А. Семашко. С 1971 по 1974 год был проректором по учебной работе, с 1974 по 1981 год – ректором института. В стенах ММСИ ярко проявился талант К.М. Лакина как ученого и организатора. В 1981 году К.М. Лакин возглавил Главное управление учебных заведений Минздрава СССР.

Евгений Иванович Соколов родился 21 ноября 1929 года в Москве. В 1948 году он поступил во II ММИ им. Н.И. Пирогова и окончил его в 1953 году, после чего он стал работать на кафедре пропедевтики внутренних болезней. В 1960 году к.м.н. Е.И. Соколов начинает работу в институте медикобиологических проблем. С 1971 года Е.И. Соколов работает

в ММСИ, став заведующим кафедрой внутренних болезней

3(теперь она называется – кафедра факультетской терапии и профболезней), которой руководит по настоящее время. С­ 1975 года он – проректор по учебной работе, а с 1982 по 2002 год – ректор. Научные исследования Е.И. Соколова находят широкое практическое применение в здравоохранении и признаны российской и международной научной общественностью. При нем расширилась как стоматологическая база института, так и лечебная, открылись новые факультеты.

В 1999 году ММСИ получает новый статус и становится университетом (МГМСУ).

Николай Дмитриевич Ющук родился 22 декабря 1940 года в деревне Оводы Брестской области Кобринского района Белорусской ССР. Окончил Иркутский государственный медицинский институт в 1966 году. Специальность – инфекционист. Работает в ММСИ с 1971 года на кафедре инфекционных болезней. С 1987 года заведует этой же кафедрой. Крупный ученый инфекционист, ака-

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 90 ЛЕТ

демик РАМН. С 1991 – проректор по учебной работе, с 2002 по 2007 год – ректор МГМСУ. С 2007 года – президент МГМСУ. Автор более 500 научных трудов.

Большое внимание уделяет внедрению современных методов обучения, аттестации студентов и врачей с учетом последних достижений педагогики и медицинской психологии.

Олег Олегович Янушевич родился в г. Подольске Мо-

сковской области 9 апреля 1966 года. В 1991 году он окончил Московский медицинский стоматологический институт им. Н.А. Семашко. Специальность: врач-стоматолог-терапевт. В1996годузащитилкандидатскуюдиссертацию,ав2002году– докторскую

Вольская Елена Алексеевна – доцент, проректор по научной работе МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Председатель Межвузовского Комитета по этике при Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов. Член общественного совета по правам пациентов при Росздравнадзоре. Известный эксперт в области фармацевтического рынка. Автор многих научных статей по коммуникационному маркетингу. Соавтор учебника для фармацевтических факультетов «Фармацевтический маркетинг».

Уважаемая Елена Алексеевна, от лица Общества Молодых Ученых разрешите Вас поблагодарить за возможность проведения интервью. Как проректор по науке, скажите пожалуйста, какое качество современного молодого ученого Вы бы отнесли к основополагающему в достижении успеха?

— Ну, во-первых, спасибо большое. Для меня это честь, что вы меня пригласили. Что касается вопроса. Как это не странно, если раньше главным свойством ученого, которое позволяло достигнуть успеха было желание и стремление узнать, то сегодня я бы отметила иное. Я бы отметила высокий уровень знаний в области методологии научных исследований, потому что качество научных исследований – это сегодня самое важное. Исследуют все, исследований много. Успех дают только те, которые делаются на самом высоком уровне. И творческий порыв. И, наверно, здесь нельзя не сказать о научной добросовестности.

— В продолжении, мы бы хотели также узнать. Почему в очень непростое для науки время в нашей стране молодые специалисты продолжают ей заниматься?

Почему научная жизнь нашего ВУЗа должна быть интересна новому поколению?

— Вы знаете, ведь фактически, мы вместе с вами затеяли некий эксперимент. Многие ученые отмечают, что для того, чтобы сегодня в медицине делать исследования на высоком международном уровне нужны знания, которые не всегда дают в институте. Нужны знания по молекулярной диагностике, по молекулярной биологии. Все больше в глубь клетки устраняются знания. И мы начинаем с вами постигать такую систему исследований, и такую систему обучения исследователя, которая позволит это сделать, и позволит ориентироваться в современном мире. И именно поэтому, вы слушаете лекции, вы смотрите, вы ездите, и вы знакомитесь. И вы в курсе. И вам это полезно.

— Наверно благодаря данным лекциям мы сможем достигнуть уровня подготовки компетенции западных ученых в ближайшем будущем. Как Вы считаете?

— Я думаю, что да. Я скажу честно, что, конечно, нашим молодым ученым тяжело, потому что вопросы финансирования науки, к сожалению, далеки от совершенства и от идеала. Но тем не менее, хотя бы какие -то гранты начались. И эта грантовая система, система государственных заданий на самые лучшие темы, она все-таки позволяет делать определенные исследования и оснащать кафедры. Поэтому я думаю, что постепенно мы как-то сможем показать высокий класс, который будет интересен всему миру.

Спасибо. В нашем разговоре мы затронули лекции, которые проходят в рамках Школы Молодых Ученых. Скажите,пожалуйста, какие возможности и перспективы открывает перед молодым ученым данная Школа?

— Мы ее сделали для того, чтобы давать новые знания, которые не всегда дают в университете. Вторая цель – это то, что мы стараемся приглашать в качестве лекторов известных людей, много сделавших в науке, которые очень уважаемые, очень респектабельные в самом лучшем смысле этого слова. И мне кажется, это хороший опыт знакомства. Потом, посмотрите, второй год Школы – это непосредственное ваше общение, это уже не просто присутствие на лекции, но и принятие участия в обсуждении. Вот, мне кажется, это самые первые шаги, которые дают ориентир. И гораздо легче тем, кто посещал Школу, кто знакомился с подходами к освящению научных вопросов таких людей, как В.В. Власов, О.Г. Мелихов, М.В. Авксентьева и многих-многих других. Мне кажется, это очень ценно для становления ученого.

— Какие научные направления в настоящее время лидируют в медицине?

Вы говорите о лидерстве в объеме или об лидерстве в качестве? Понимаете ли, вот как в маркетинге бывает: вот этот препарат самый продаваемый. Что имеют ввиду цену или упаковку, неизвестно. Поэтому сказать можно по-разному.

Качественное лидерство.

Как я уже сказала, это фундаментальные методы исследований для медицины. Мне кажется, что это тот путь, который даст прорыв в медицине, прорыв для того, чтобы целенаправленно бороться с недугами.

И в заключении. Чтобы Вы могли посоветовать молодым ученым исходя из вашего личного опыта?

Наверно я сумею вот, что посоветовать: учитесь писать научные статьи. Учитесь писать не в «братских могилах» статьи и тезисы. И чтобы они были вашими. Стандарт – не более 3 соавторов, когда вклад совершенно ясен. Делайте исследования очень тщательно. Не надо большое, не придумывайте вокруг, не надо стараться фантазировать себе что-то, чего нет. Мне кажется, для молодых ученых очень важно тщательно работать, чтобы стать добросовестным ученым. Чтобы потом не скатываться в такой, я бы сказала, научный популизм. А если говорить по предыдущему вопросу о направлении самом популярном, то нельзя забывать о тех болезнях, которые сейчас чаще всего обсуждаются: это по-прежнему онкология, сердечно-сосудистые заболевания, метаболические болезни. Здесь исследования идут по объемам. А прорывы, я уверена, будут на молекулярном уровне.