Высшее профессиональное образование имеет целью. Высшее профессиональное образование

- это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях - университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий. Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров , магистров и лиц с учёной степенью .

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п. В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

Предлагаемые специальности 2019-2020 учебный год

Наши ВУЗ-партнер:

(отделение высшего профессионального образования)

БАКАЛАВРИАТ

Направление Степень
38.03.01 Экономика бакалавр экономики
38.03.02 Менеджмент бакалавр менеджмента
38.03.03 Управление персоналом бакалавр управления персоналом
38.03.04 Государственное и муниципальное управление бакалавр государственного и муниципального управления
38.03.05 Бизнес-информатика бакалавр бизнес-информатики
54.03.01 Дизайн бакалавр дизайна
37.03.01 Психология бакалавр психологии
40.03.01 Юриспруденция бакалавр юриспруденции
38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура бакалавр жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры

МАГИСТРАТУРА

Стоимость обучения в МЭИ

ПОЧУ СПО Высший юридический колледж:

экономика, финансы, служба безопасности»
(отделение среднего профессионального образования)

Диплом государственного образца

Наименование специальности Квалификация
09.02.03 Программирование в компьютерных системах техник-программист
54.04.01 Дизайн дизайнер
42.02.01 Реклама специалист по рекламе
40.02.02 Правоохранительная деятельность юрист
28.07.03 Пожарная безопасность техник
32.08.01 Экономика и бухгалтерский учет бухгалтер
38.02.07 Банковское дело специалист банковского дела

высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза. Характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса. В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, могут получать В.п.о. по сокращенным ускоренным программам. В Рос. Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, установлены следующие ступени В.п.о. с присвоением квалификации (степени): "бакалавр" (срок для получения квалификации - не менее четырех лет); "дипломированный специалист" (срок для получения квалификации - не менее пяти лет); "магистр" (срок для получения квалификации - не менее шести лет). В.п.о. можно получить в университете, академии, институте по дневной, вечерней и заочной форме обучения. Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за мн. тысяч лет до н.э. В школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодежи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон в предлагаемой им трехступенчатой системе образования аристократической молодежи выделял высшую - третью - для незначительной части юношей, проявивших способности к теоретическому мышлению. По мере развития науки, техники, культуры расширилось содержание и непрерывно повышался научный уровень высшего образования. В 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии и других странах Европы стали возникать университеты. Они стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины и философии. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты готовили образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. Университеты стремились сосредоточить в себе сумму наук, которая в своем латинском определении - universitas literarum (совокупность искусств) - отразилась в самом названии высшей школы. В 1632 создано первое русско-украинское высшее учебное заведение - Киево-Могилянская академия. В 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Начиная с 18 в. отечественное образование, заимствованное по воле Петра I из Германии, развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на "элитное" университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании - заслуга Петра I. Возникшая в России высшая школа являлась государственным учреждением, находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она возникла и создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечить определенную выучку в области тех знаний, которые государству были нужны. В 1725 в Петербурге осн. Академия наук и при ней Академический университет. В 1755 создан первый классический университет в Москве (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в Петербурге осн. приравненное к академии Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России (после ряда организаций с 1866 - Горный институт). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Московский университет инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии). В 19 в. процесс становления высшей технической школы протекал медленно. В 1809 в Петербурге создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне С.-Петербургский университет путей сообщения), в 1828 осн. Петербургский практический технологический институт, а в 1830 - Московское ремесленное учебное заведение "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями" (впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана). В конце 19 - начале 20 вв. был открыт ряд высших технических учебных заведений: Электротехнический институт в Петербурге (1891), Московское инженерное училище (1896), Томский технологический институт (1896, открыт в 1900), Петербургский политехнический институт (1899), который представлял новый тип высшего технического учебного заведения по богатству оборудования и новым отделениям (металлургическое, электромеханическое, кораблестроительное, экономическое). Организация высшего сельскохозяйственного образования началась в России в конце 18 в. Указом Павла I в 1797 учреждена Практическая школа земледелия с обширным земельным участком близ Петербурга (просуществовала 5 лет). Предыстория Лесного института началась в 1803 с образования в Царском Селе Практического лесного училища. В 1865 в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Существовали агрономические отделения при университетах и политехнических вузах. Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во 2-й половине 18 в. В начале 20 в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 организованы коммерческие институты. Московский коммерческий институт создан усилиями Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать купца А.С. Вишнякова. Осн. типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения; учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первым самостоятельным педагогическим высшим учебным заведением был Гл. педагогический институт (1816). В начале 20 в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались Петербургские Бестужевские курсы, Московские Высшие женские курсы В.И. Герье (см.Женское образование). Преподавание медицины в России стало более или менее регулярным со 2-й половины 17 в. При крупных военных госпиталях были открыты госпитальные школы (первая создана в Москве в декабре 1707 при Сухопутном госпитале). В 1764 в Московском университете начал действовать медицинский факультет. В 1798 Московский и Петербургский медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии. В 1895 основан на частные пожертвования Петербургский женский медицинский институт (с 1904 - на государственном финансировании). В начале 20 в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами, Военно-медицинской академией. Дореволюционная медицинская школа воспитала плеяду всемирно известных ученых и врачей-практиков, в числе которых Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Н.М. Якубович, Н.Ф. Филатов, В.М. Бехтерев и др. Развитие профессионального музыкального образования началось в 1-й половине 18 в. В 1740 при Придворной капелле, которая св. 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижеров, композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский), был учрежден "инструментальный класс". Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценических и музыкальных искусств - Театральное училище. Первая отечественная консерватория открыта в Петербурге в 1862, в 1866 создана Московская консерватория. В становлении художественного образования большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине 18 в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при АН. В 1757 осн. Академия трех знатнейших художеств, преобразованная в 1764 в Рос. имп. АХ. В 1893 на базе училища при АХ учреждено Высшее художественное училище. Существовали также художественные учебные заведения, осн. обществами и частными лицами. С быстрым развитием экономики в конце 19 - начале 20 вв. придавалось все большее значение В.п.о., обеспечивающему профессиональную компетентность и высокую квалификацию специалистов. В 30-70-х гг. 20 в. во главу угла в процессе В.п.о. ставилось усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой. Современное состояние. Система отечественного В.п.о., несмотря на признаки кризисного состояния, является в настоящее время одной из самых развитых в мире. В 2000 насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 90 госуд В 1994 Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены гл. задачи и для системы высшего и среднего профессионального образования: создание надежных гарантий реализации государственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; его высокая социальная и экономическая результативность. Осн. инструменты реализации этих задач: децентрализация управления системой; автономия вузов (см.Автономность) и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. Законом РФ об образовании (1992) предусмотрено последовательное развитие принципов демократизации управления и автономии учебных заведений путем самостоятельного определения ими содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово-хозяйственного механизма с учетом реальных условий в регионах. Развиваются осн. принципы и организационные формы демократического, государственно-общественного управления деятельностью системы В.п.о. Введены новые стандарты и классификаторы направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированные программы обучения. Осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Учреждения В.п.о. ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного назначения; при них развита большая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объема научных исследований. Законом РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996) определены гл. задачи вузов: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов. Управление системой В.п.о. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования является составной частью социально-экономической политики и представляет целенаправленную деятельность органов государственной власти России и ее субъектов по обеспечению развития этих ступеней образования на принципах, заложенных в законах Рос. Федерации об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Организационной основой государственной политики стала "Федеральная программа развития образования", утвержденная Федеральным законом РФ (№ 51-ФЗ) в апреле 2000, а также образовательные программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В.п.о. является Министерство образования РФ. В нижней палате Федерального Собрания (Государственная Дума) в составе Комитета по науке и образованию имеется подкомитет по высшему образованию, осуществляющий законодательный контроль за прохождением и исполнением бюджета, а также обеспечивающий работу по подготовке, обсуждению и принятию всех законодательных актов в области высшего образования. В Совете Федерации также есть Комитет по науке, культуре и образованию, который на своем уровне осуществляет функции контроля по всем вопросам В.п.о. К компетенции федерального органа государственного управления высшим образованием (Министерства образования РФ) относится: разработка и реализация целевых федеральных программ в области среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; формирование структуры, перечня специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, разработка федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов и установление требований к содержанию образовательно-профессиональных программ различного уровня; проведение лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; установление форм документов о среднем, высшем, послевузовском профессиональном образовании, определение их эквивалентности, проведение нострификации иностранных документов о соответствующих уровнях образования; разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объемам бюджетного финансирования и капитальному строительству; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем среднего, высшего и послевузовского образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, установление объемов и структуры приема студентов, аспирантов и докторантов в государственные образовательные учреждения на обучение за счет средств федерального бюджета. Для оценки качества подготовки и деятельности системы высшего образования в системе государственных органов создана государственная аттестационная служба, для которой предусмотрены следующие функции в области В.п.о.: контроль над соблюдением федеральных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; контроль над лицензированием и государственной аккредитацией вузов; контроль над качеством подготовки выпускников по завершению каждого уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными стандартами. Каждое высшее учебное заведение независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности проходит аттестацию не реже одного раз в 5 лет. Федеральной программой развития образования России в части высшего и среднего профессионального образования предусмотрены следующие основные положения: сохранение бесплатности на конкурсной основе государственного высшего и среднего профессионального образования, расширение доступа к высшему образованию с увеличением удельного веса очно-заочных и нетрадиционных форм получения образования на расстоянии (дистанционное образование), постепенный переход на нормативное и стабильное финансирование. Важнейшей задачей является сохранение и развитие единого образовательного и информационного пространства России. - образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002.) См. также Высшее образование, Высшие учебные заведения, История образования в России, Педагогика высшей школы, Профессиональное образование

Профессиональное образование - это процесс и результат профессионального развития личности посредством научного организационного профессионального обучения и воспитания на основе профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Реализация этих программ осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях.

Формами получения профессионального образования являются обучение в профессиональных образовательных учреждениях с отрывом или без отрыва от производства, самообразование, экстернат.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования. Оно может быть получено в профессиональных училищах и иных училищах данного уровня.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени вузов.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготов­ку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расшире­нии образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образо­вательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях - университетах, академиях, инсти­тутах, колледжах). Лица, имеющие начальное и среднее профес­сиональное образование соответствующего профиля, могут полу­чать высшее профессиональное образование по сокращенной, ус­коренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессиональ­ного образования. Для его получения созданы институты аспи­рантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образова­тельных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реали­зуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально соз­даваемых учреждениях дополнительного образования - учрежде­ниях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональ­ной ориентации, музыкальных и художественных школах, шко­лах искусств, домах детского творчества, станциях юных техни­ков, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи со­хранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, под­готовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школь­ного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образова­тельных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Шко­ла, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неог­раниченные возможности для овладения воспитанниками богат­ствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опы­та социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. Располагая квалифицированными кадрами, школа координирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.