Язык речь речевая деятельность виды речевой деятельности. Понятие языка и речи

Речь реализуется с помощью языка. Речь — процесс общения, язык — средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ: В психологии имеется узкое и широкое понятие речи.

В широком смысле речь рассматривается как через всевозможные коммуникационные средства. Например: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения.

По определению И.А. Зимней , есть три вида речи:

  1. внешняя устная речь,

— экспрессивная (разговорная) речь

— импрессивная речь (восприятие и понимание речи)

  1. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
  2. внутренняя речь (связана с мышлением).

Основными формами устной экспрессивной речи являются:

— монологическая,

— диалогическая,

— групповая речь (полилог).

Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь ». Они образуют живую разговорную речь.

Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи — односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора(беседы) двух или более участников речевого общения, или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.

Речь является исторически сложившейся формой коммуникации людей посредством языка. При этом речь и язык представляют собой диалектическое единство, сложившееся в результате длительного исторического развития. Однако на вопрос о сущности связи между языком и речью в науке нет единого ответа. Некоторые ученые не делают различия между речью и языком, используют эти слова как синонимы: язык - это и есть речь. Другие противопоставляют эти понятия, утверждая, что в паре "речь - язык" к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же - явление не психологическое, асоциальное, и потому изучается лингвистикой.

В конце XIX в. швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкую границу между языком и речью. Язык - это надындивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива. До Соссюра лингвисты изучали в основном вопросы происхождения и изменения языков, он впервые обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию - структуру, образованную отношениями входящих в нее элементов. Элементами языковой структуры являются знаки. Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. В то же время эта система независима от индивида, человек рождается в определенной языковой среде, а освоение родного языка ведет к развитию речи и формированию мышления.

Раздел современной науки, изучающий природу и функционирование языка и речи, называется психолингвистикой. Для более глубокого понимания сущности этих явлений она использует данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.

Говоря о роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека, принято выделять две ее главные функции, тесно связанные между собой: коммуникативную и интеллектуальную.

В своей коммуникативной функции речь выступает как средство общения между людьми, выступая как сообщение и побуждение к действию. При сообщении субъект может указывать на какой-либо предмет или явление - в этом случае мы говорим об указательной, или индикативной, функции речи - либо высказывать свое суждение по какому-то вопросу - предикативная функция. Помимо сообщения о каких-либо событиях речь может быть направлена на то, чтобы повлиять на собеседника: побудить его к какому-то действию, поступку, вызвать у него какие-либо чувства, мысли, переживания, желания.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается эмоциональное отношение к тому, о чем говорят. Через интонацию и тон, сопровождающие речь выразительные движения (поза, мимика, жесты), живость и образность выражений, структуру построения предложения и отбор слов выражаются настроение и чувства, происходит эмоциональный обмен между людьми, осуществляется эмоционально-выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь как носитель системы значений различного типа определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. Основной единицей как речи, так и мышления является слово, за каждым из которых закрепляется определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Общение между людьми возможно, когда все субъекты коммуникации пользуются одними и теми же словесными знаками с одними и теми же значениями. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение и понимание друг друга. Обозначение имени явлений, предметов, действий, введение его в иерархическую систему, в которую организованы все значения, - этот процесс определяется как сигнификативная функция речи.

Принято выделение следующих видов речи: письменная и устная. Устная речь - это речь внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух, она, в свою очередь, разделяется на диалогическую и монологическую. Диалогическая речь разговорная, неполностью развернутая, ситуативная, многое в ней не высказывается благодаря контексту, понятному участникам разговора. В диалогической речи большое значение имеет интонация, эмоциональный фон высказывания, мимика и пантомимика говорящих, т.е. невербальные средства общения (подробнее см. 8.3). Развернутость, полнота и расчлененность диалогической речи могут быть различными. Если собеседники понимают друг друга буквально "с полуслова", их высказывания могут быть максимально сокращены. Это определяется тем, насколько четко они представляют то, о чем говорят, насколько им это ясно из того, что было сказано раньше, что происходит сейчас; а также тем, много ли общего между собеседниками, велико ли их стремление понять друг друга. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого ее построения.

Монологическая речь - это речь одного человека, она более развернута и грамматически оформлена по сравнению с диалогической, логически связана и систематична.

Письменная речь реализуется в формах, доступных зрительному восприятию, закреплена в виде письменного текста, что дает большую свободу в обращении с нею. При формулировании высказываний в письменной речи происходит поиск наилучшего способа оформления сообщения, возможен перебор различных вариантов, можно проверить и перепроверить построение предложения в целях более точного выражения смысла. Существующий в письменной речи разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием делает ее более безличной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом. В этом заключается основное ее отличие от устной речи. В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, использование выразительных средств, интенсивный непосредственный эмоциональный обмен обеспечивает возможность взаимопонимания без тщательной проработки предметно-смыслового содержания. В случае письменной речи требуется более систематическое и логически связанное изложение.

При всех различиях письменной и устной речи нельзя их противопоставлять, тем более что ни та, ни другая не представляет собой однородного целого. Существуют различные виды устной и письменной речи. Устная речь может быть разговорной речью, беседой, а может - публичным выступлением, лекцией, докладом. Письменная речь также весьма разнообразна: это и научные трактаты, монографии, статьи, и произведения эпистолярного жанра. В последнее время в связи с развитием технического прогресса и совершенствованием средств связи появляется новый вид речи - письменный по форме, но близкий к устной речи по смыслу и характеристикам. Это тот тип речевых высказываний, который используют в сообщениях, чатах, системах быстрого обмена сообщениями: предложения и слова подвергаются сокращениям, для передачи содержания и эмоционального контекста активно используются символы и анимация, сленг и аббревиатуры; игнорируются правила орфографии и пунктуации.

Существенна дифференциация речи на внешнюю, произносимую вслух, и внутреннюю. Последняя отличается от первой не только тем, что осуществляется беззвучно, - она выполняет другую функцию и имеет иное строение. Внешняя речь связана с процессом коммуникации, обмена информацией, внутренняя речь не является средством общения, основная ее функция - обеспечение процесса мышления и регуляции деятельности. Проявления внутренней речи наиболее явны при решении задач, мысленном планировании, чтении текстов про себя. В плане внутренней речи происходит упорядочивание воспринимаемой информации, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ собственных действий и переживаний. По своей структуре внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются наглядные образы и условные знаки. Не предназначенная для чего-либо другого, она строится как конспект или оглавление, в ней намечается тематика мысли и опускается то, что должно быть сказано. При столкновении человека с затруднениями или противоречиями его внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь.

Вопрос 30. Язык и речь: виды речи и ее функции.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность.

Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Речевые процессы делятся на активные и пассивные .

Актив Левый край ромба – ведущий.

Правая сторона требует особой подготовленности.

говорение письмо

Слух Зрение

аудирование

(слушать чтение

и пони-

мать)

Пассив

Отличия языка от речи:

1) Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь - это реальный процесс оперирования языком.

2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.

3) Язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы.

4) Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.

Виды речи:

1) Речь жестов и звуковая

2) Письменная и устная

3) Внешняя и внутренняя

4) Диалогическая и монологическая

1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.

2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.

3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:

1) предикативность (опускание подлежащего),

2) сокращенность,

3) фрагментарность,

4) преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

4. Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.

Функции речи:

1) Коммуникативная - основная функция (средство общения),

2) Эмоциональная - ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.)

3) Выразительная (включается в совокупность выразительных движенийнаряду с жестом, мимикой и др.),

4) Номинативная (называюшая, обозначающая),

5) Сигнификативная (обозначающая) - внутренняя сторона знака - значение,

6) Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания),

7) Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление),

8) Планирующая ,

9) Регулирующая (регуляция действий) .

(3) - (6) - функции внешней речи, (7) - (9) - функции внутренней речи.

Речь – специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, способ общения и отражения эмоционального отношения к действительности.

Функции речи:

1. Номинативная – обозначающая, называющая

2. Сигнификативная – символическая, объект не просто называется, за понятием стоит связь, динамические явления

3. Коммуникативная – обмен информацией между людьми

4. Интеллектуальная – речь, как инструмент мышления

5. Культурно-историческая – накопление и фиксация опыта других людей и возможность его передачи другому поколению

6. Интегрирующая – интеграция психических процессов

7. Регулирующая, планирующая, анализирующая

Отличие языка и речи:

Эмпирические характеристики речи:

F Полиморфность – речь имеет много форм: внешняя и внутренняя, звуковая и беззвучная и т.д.

F Полифункциональность – речь имеет множество функций, которые взаимодействуют друг и другом

F Предметность – речь всегда отнесена к конкретному объекту или явлению, которое связано с каким-либо объектом

F Обобщенность – любое понятие это уже обобщение.

Виды речи:

1. Феноменологическая классификация (Веккер):

Речь-описание, повествование, рассуждение – когнитивная функция речи

Речь-экспрессия – выражение своих эмоций и выработка своего отношения к явлению

Речь-команда – конативная функция (действенно-динамическая)

Эти аспекты могут находится в диссонансе или работать вместе. Эта классификация показывает, что речь не только процесс, но и деятельность.

2. Эволюционная классификация:

Внешняя речь – коммуникативная функция

Эгоцентрическая

Внутренняя речь – интеллектуальная функция (1.речь, как средство мышления; 2.внутреннее программирование; 3.«речь про себя»)

Генетически первична внешняя речь, постепенно она переходит в эгоцентрическую – ее задача осуществлять интериоризацию (перевод опыта, полученного вовне во внутренний план), она помогает удерживать внимание и мотивацию.

Эта классификация показывает, что речь может трансформироваться в носителе.

3. Виды речи по активности:

Условно активные процессы – говорение, письмо (но может быть активное слушание и чтение)

Условно реактивные процессы – слушание, чтение (но может быть пассивное говорение и письмо)

4. Внешняя речь:

Письменная

Устная диалогическая – более эмоциональна, свернута

монологическая – формальна, развернута, подчинена законам жанра

Онтогенез речи :

3 воркование/гуление (2-3 мес.) – совершенно бессмысленное звуковое выражение

3 лепет (6 мес.) – появляются первые слоги, это уже подражание, зачастую бессмысленное, к 8 мес. Язык становится родным и начинается комбинирование слогов

3 ребенок начинает использовать свой потенциал (9-10 мес.) – родители управляют речью ребенка: дают формы, понятия, свое отношение к его речи. К 2-м годам формальная сторона речи сформирована.

Отношение между речью и мышлением в филогенезе:

У животных есть экспрессивная, эмоциональная речь она носит сигнальный характер, а интеллектуальная и символическая функции речи отсутствуют.

^ Генетические корни речи и мышления различны

^ Развитие речи и мышления идет по разным линиям независимо друг от друга

^ Отношение между мышлением и речью не является постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития, постепенно формируется интеллектуальная стадия в развитии речи и речевая стадия в развитии мышления

Взаимосвязь речи и мышления:

Функция речи, как высшая функция, возможна только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова (совокупность признаков, служащих для выделения этого объекта из окружающей действительности, обеспечивающих возможность его отнесения к какому-либо классу), его обобщенное отражение представляет собой акт мышления.

Отношение мысли к слову есть процесс, это движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли. Внешняя речь – процесс превращения мыслей в слова, внутренняя речь – мышление чистыми значениями, неустойчивыми и текучими. Мысль не состоит из отдельных слов как речь.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи.

Язык и речь Язык - это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Речь - это язык в действии. Речь - специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

Виды речевой деятельности Речь может быть: 1) Внешней или внутренней. 2) Устной или письменной. 3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо). 4) Монологической или диалогической. 5) Быстрой или медленной, 6) Короткой или длинной, 7) Понятной, отчетливой или сумбурной, 8) Эмоционально выразительной или монотонной, 9) Естественной или манерной, 10) Тихой или громкой, 11) Яркой или невыразительной, 12) Интеллигентной или вульгарной, 13) Грамотной или неграмотной и т. д.

Записать слово и антоним к нему Злость Атака Надежда Господин Буря Мороз Нерастороп Скука ность Беда Позор Соперник Черный Прыгать Красивый Целина Работа Гладкий Вершина Взять Тусклый Похвала Любить Адажио Суша Культура Женщина Гуманность Ребенок Смех Находка

Проверь себя Злость (доброта) 2) Господин (слуга, раб) 3) Нерасторопнос ть (проворство, ловкость, прыть) 4) Позор (почет, слава, честь) 5) Соперник (партнер, коллега, единомышленн ик) 6) Черный (белый) 7) Прыгать (стоять) 8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый) 9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля) 10) Гуманность (жестокость, мизантропия) 11) Смех (плач) 12) Атака (оборона, защита) 13) Буря (тишь, покой) 14) Скука (веселье) 15) Беда (радость) 16) Вершина (основание, подошва) 17) Тусклый (яркий) 18) Любить (ненавидеть) 19) Суша (море, вода) 20) Культура (невежество) 21) Женщина (мужчина) 22) Ребенок (старик) 23) Находка (потеря) 24) Надежда (отчаяние) 25) Мороз (жара, зной) 26) Работа (отдых, безделье) 27) Гладкий (шершавый) 28) Взять (отдать) 29) Похвала (брань, ругань, критика) 30) Адажио (аллегро, престо, скерцо)

Речевое общение Речевая коммуникация, речевое общение - это общение человека с человеком: мы говорим, слушаем, читаем, пишем, переводим. Речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Компоненты речевой ситуации: участники: адресант, адресат, аудитория; предмет речи; обстоятельства: место, время, другие значимые условия; канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее; код: язык, диалект, стиль; речевой жанр, например, научный доклад, беседа; событие; цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной ситуации; оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей.

Культура речи, её основные критерии Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Критерии культуры речи: Точность Правильность Логичность Коммуникационная целесообразность Выразительность Ясность Богатство Доступность Уместность Чистота Эстетичность

Домашнее задание 1. Запишите одно из высказываний: Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. (Архиепископ Мэджи) Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь. (Мигель де Сервантес) Осторожность в словах выше красноречия. (Ф. Бэкон) Оформите в виде эссе, как вы понимаете данное высказывание. 2. Выучить материалы лекции.

Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.

Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания).

Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.

Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.

Понятие «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения).

РЕЧЬ ЯЗЫК
процесс общения средство общения
ситуативно и контекстно обусловлена (т.е. мотивирована) независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован)
преднамеренна и устремлена к определенной цели нецеленаправлен
материальна, конкретна идеален, абстрактен
развертывается во времени и реализуется в пространстве отвлечен от этих параметров действительности
может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности истинностная оценка неприменима
допускает элементы случайного и неупорядоченного регулярен
Вариативна относительно инвариантен (в отдельно взятый период существования)
Линейна имеет уровневую организацию
Бесконечна конечен
Актуальна потенциален
Активна пассивен
динамична, подвижна статичен, стабилен
Субъективна объективен
Индивидуальна социален
отражает опыт индивидуума фиксирует опыт коллектива
Произвольна обязателен (императивен)

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА :

1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)).

2. Средство создания словесных художественных образов.

3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Средство познания.

5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.

ФУНКЦИИ РЕЧИ :

1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)).

2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).

3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Осуществление процессов познания.

5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний.

Типы знаков, особенности языкового знака. Язык как система, отношения между ее элементами.

Итак свойства лингвистического знака :

1. материальность (потому что любой знак может иметь звуковую форму, т.е. как этот знак выражен; может иметь графическую форму)

2. единство плана выражения и плана содержания (ПВ и ПС). Эти термины дал датс. Лингвист Л. Ельмслев, у С. это означаемые и означающие. Единство ПВ и ПС указывают на теорию билатеральности, т.е. то, что знак имеет 2 стороны. Но помимо этой теории существует теория монотеральности (знак – односторонен), тогда знаком является только ПВ, который в этой теории называется экспонентом или телом знака или собственно знаком. Знак отсылает к содержанию, который находится в сознании у человека. В этой теории соотношение экспонента и самого человека называется знаковым комплексом.

3. знак действует только в своей системе (семиотической системе). Например: русский алфавит а-б-в… и противопоставление англ. a-b-c…

4. знак противопоставлен другим знакам в рамках данной системы

5. связь между знаком и предметом, который он обозначает, носит условный характер. Связь устанавливается на прямую для звукоподражания слов («Ку-ку» - связь с объектом – кукушкой) - таких слов в языке мало.

6. Знаки взаимно переводимы. Напр. Высшее учебное заведение – мы говорим ВУЗ, Автомобильное училище – автомобилка)

7. знак обладает не только значением, но и ценностью (значимостью) (ввел Ф. де С.) Соотношение знака с другими знаками данной системы, показывающее какое место занимает этот знак в системе (напр. В рус.я. – где? куда?, в англ.я. – where-- значит такова значимость слова). «Нужно изучать не только значение знаков, но и отношения между ними» писал Ф.де С.

8. линейность знака. Любые знаки образуют линейную последовательность

9. валентность знака. (комбинаторика данного знака с другими знаками - tolistento ,tosufferfrom )

Кроме того, Ф.де С. описал 3 типа знаков :

1. Иконический (знак представляет собой сходство или подобие между знаком и его объектом)

2. Индексальные (index– лат.«доносчик». Это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. Такой знак построен на ассоциации по смежности (пуля – окно – трещина)

3. Символьные или условные знаки, по мнению Ч.пирса, это единственный подлинный знак, т.к. он не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, т.к. существует через знаковый комплекс и существует благодаря соглашению. Большинство слов являются символами.

Система языка́ - множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Представление о системе языка включает в себя понятия уровней языка,единиц языка, парадигматики и синтагматики, языкового знака, синхронии и диахронии.

Система – совокупность единиц языка, связанных между собой устойчивыми отношениями и отличающиеся взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя между собой, образуют общую систему данного языка.

Языковые отношения - это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями. Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и гипонимические (иерархические).

Парадигматические отношения - это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд.

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения.

Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения во времени представлений, т.е. образов явлений действительности. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Эти виды ассоциаций играют большую роль при употреблении эпитетов и метафор, при образовании переносных значений слов.

Иерархические отношения - это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего. Иерархические отношения наблюдаются между единицами разных ярусов языка, между словами и формами при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами при объединении их в синтаксические типы. Ассоциативные, иерархические и парадигматические отношения противостоят синтагматическим тем, что последние является линейными.

Различают также звуковые единицы(фонемы), которым присущи функции восприятия и различения. Благодаря первой мы можем воспринимать речь; благодаря второй различаются между собой языковые единицы более сложного характера: дом-том, там-так.