Задания по эволюции часть с егэ. Вид, его критерии

Эволюционное учение

Эволюционное учение (теория эволюции) - наука, изучающая историческое развитие жизни: причины, закономерности и механизмы. Различают микро- и макроэволюцию.

Микроэволюция - эволюционные процессы на уровне популяций, приводящие к образованию новых видов.

Макроэволюция - эволюция надвидовых таксонов, в результате которой формируются более крупные систематические группы. В их основе лежат одинаковые принципы и механизмы.

Развитие эволюционных идей

Гераклит, Эмпидокл, Демокрит, Лукреций, Гиппократ, Аристотель и другие античные философы сформулировали первые представления о развитии живой природы.
Карл Линней верил в сотворение природы богом и постоянство видов, но допускал возможность возникновения новых видов путём скрещивания или под влиянием условий среды. В книге «Система природы» К. Линней обосновал вид как универсальную единицу и основную форму существования живого; каждому виду животных и растений присвоил двойное обозначение, где существительное - название рода, прилагательное - наименование вида (например, Человек разумный); описал огромное количество растений и животных; разработал основные принципы систематики растений и животных и создал их первую классификацию.
Жан Батист Ламарк создал первое целостное эволюционное учение. В работе «Философия зоологии» (1809) он выделил основное направление эволюционного процесса - постепенное усложнение организации от низших форм к высшим. Также он развивал гипотезу о естественном происхождении человека от обезьяноподобных предков, перешедших к наземному образу жизни. Ламарк считал движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству и утверждал наследование благоприобретённых признаков. То есть органы, необходимые в новых условиях, в результате упражнения развиваются (шея у жирафа), а ненужные органы вследствие неупражнения атрофируются (глаза у крота). Однако Ламарк не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретённых признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию - ненаучным.
Чарлз Дарвин создал эволюционную теорию, основанную на понятиях борьбы за существование и естественного отбора. Предпосылка- ми возникновения учения Ч. Дарвина были следующие: накопление к тому времени богатого материала по палеонтологии, географии, геологии, биологии; развитие селекции; успехи систематики; появление клеточной теории; собственные наблюдения учёного во время кругосветного плавания на корабле «Бигль». Свои эволюционные идеи Ч. Дарвин изложил в ряде работ: «Происхождение видов путём естественного отбора», «Изменение домашних животных и культурных растений под влиянием одомашнивания», «Происхождение человека и половой подбор» и др.

Учение Дарвина сводится к следующему:

  • каждая особь того или иного вида обладает индивидуальностью (изменчивость);
  • черты индивидуальности (хотя и не все) могут передаваться по наследству (наследственность);
  • особи производят б‚ольшее количество потомков, чем доживает до половой зрелости и начала размножения, то есть в природе существует борьба за существование;
  • преимущество в борьбе за существование остаётся за наиболее приспособленными особями, которые имеют больше шансов оставить после себя потомство (естественный отбор);
  • в результате естественного отбора происходит постепенное усложнение уровней организации жизни и возникновение видов.

Факторы эволюции по Ч. Дарвину - это

  • наследственность,
  • изменчивость,
  • борьба за существование,
  • естественный отбор.



Наследственность - способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки (особенности строения, развития, функции).
Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки.
Борьба за существование - весь комплекс взаимоотношений организмов с условиями окружающей среды: с неживой природой (абиотическими факторами) и с другими организмами (биотическими факторами). Борьба за существование не является «борьбой» в прямом смысле слова, фактически это стратегия выживания и способ существования организма. Различают внутривидовую борьбу, межвидовую борьбу и борьбу с неблагоприятными факторами окружающей среды. Внутривидовая борьба - борьба между особями одной популяции. Всегда идёт очень напряжённо, так как особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах. Межвидовая борьба - борьба между особями популяций разных видов. Идёт, когда виды конкурируют за одни и те же ресурсы либо когда они связаны отношениями типа «хищник – жертва». Борьба с неблагоприятными абиотическими факторами среды особенно проявляется при ухудшении условий среды; усиливает внутривидовую борьбу. В борьбе за существование выявляются наиболее приспособленные к данным условиям обитания особи. Борьба за существование ведёт к естественному отбору.
Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.

На основе дарвинизма перестроились все биологические и многие другие естественные науки.
В настоящее время наиболее общепризнанной является синтетическая теория эволюции (СТЭ) . Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и СТЭ дана в таблице.

Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)

Признаки Эволюционная теория Ч. Дарвина Синтетическая теория эволюции (СТЭ)
Основные результаты эволюции 1) Повышение приспособленности организмов к условиям среды; 2) повышение уровня организации живых существ; 3) увеличение многообразия организмов
Единица эволюции Вид Популяция
Факторы эволюции Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор Мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны и дрейф генов, изоляция, естественный отбор
Движущий фактор Естественный отбор
Трактовка термина естественный отбор Выживание более приспособленных и гибель менее приспособленных форм Избирательное воспроизводство генотипов
Формы естественного отбора Движущий (и половой как его разновидность) Движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Возникновение приспособлений. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Естественный отбор поддерживает только целесообразные приспособления, которые помогают организму выживать и оставлять потомство.
Приспособленность организмов к среде не абсолютна, а относительна, так как условия среды обитания могут изменяться. Доказательством этого служат многие факты. Например, рыбы прекрасно приспособлены к водной среде обитания, но все эти адаптации совершенно непригодны для других сред обитания. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но часто летят на огонь и гибнут.

Элементарные факторы эволюции - факторы, изменяющие частоту аллелей и генотипов в популяции (генетическую структуру популяции).

Выделяют несколько основных элементарных факторов эволюции:
мутационный процесс;
популяционные волны и дрейф генов;
изоляция;
естественный отбор.

Мутационная и комбинативная изменчивость.

Мутационный процесс приводит к возникновению новых аллелей (или генов) и их сочетаний в результате мутаций. В результате мутации возможен переход гена из одного аллельного состояния в другое (А→а) или изменение гена вообще (А→С). Мутационный процесс, в силу случайности мутаций, не обладает направленностью и без участия других факторов эволюции не может направлять изменение природной популяции. Он лишь поставляет элементарный эволюционный материал для естественного отбора. Рецессивные мутации в гетерозиготном состоянии составляют скрытый резерв изменчивости, который может быть использован естественным отбором при изменении условий существования.
Комбинативная изменчивость возникает в результате образования у потомков новых комбинаций уже существующих генов, унаследованных от родителей. Источниками комбинативной изменчивости являются перекрёст хромосом (рекомбинация), случайное расхождение гомологичных хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении.

Популяционные волны и дрейф генов.

Популяционные волны (волны жизни) - периодические и непериодические колебания численности популяции как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Причинами популяционных волн могут быть периодические изменения экологических факторов среды (сезонные колебания температуры, влажности и т. д.), непериодические изменения (природные катастрофы), заселение видом новых территорий (сопровождается резкой вспышкой численности).
В качестве эволюционного фактора популяционные волны выступают в малочисленных популяциях, где возможно проявление дрейфа генов. Дрейф генов - случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях. В малых популяциях действие случайных процессов приводит к заметным последствиям. Если популяция мала по численности, то в результате случайных событий некоторые особи независимо от своей генетической конституции могут оставить или не оставить потомство, вследствие этого частоты некоторых аллелей могут резко меняться за одно или несколько поколений. Так, при резком сокращении численности популяции (например, вследствие сезонных колебаний, сокращения кормовых ресурсов, пожара и т. д.) среди оставшихся в живых немногочисленных особей могут быть редкие генотипы. Если в дальнейшем численность восстановится за счёт этих особей, то это приведёт к случайному изменению частот аллелей в генофонде популяции. Таким образом, популяционные волны являются поставщиком эволюционного материала.
Изоляция обусловлена возникновением разнообразных факторов, препятствующих свободному скрещиванию. Между образовавшимися популяциями прекращается обмен генетической информацией, в результате чего начальные различия генофондов этих популяций увеличиваются и закрепляются. Изолированные популяции могут подвергаться различным эволюционным изменениям, постепенно превращаться в разные виды.
Различают пространственную и биологическую изоляцию. Пространственная (географическая) изоляция связана с географическими препятствиями (водные преграды, горы, пустыни и др.), а для малоподвижных популяций и просто с большими расстояниями. Биологическая изоляция обусловлена невозможностью спаривания и оплодотворения (в связи с изменением сроков размножения, строения или других факторов, препятствующих скрещиванию), гибелью зигот (вследствие биохимических различий гамет), стерильностью потомства (в результате нарушения конъюгации хромосом при гаметогенезе).
Эволюционное значение изоляции состоит в том, что она закрепляет и усиливает генетические различия между популяциями.
Естественный отбор. Изменения частот генов и генотипов, вызванные рассмотренными выше факторами эволюции, носят случайный, ненаправленный характер. Направляющим фактором эволюции является естественный отбор.

Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными для популяции свойствами.

Отбор действует в популяциях, его объектами являются фенотипы отдельных особей. Однако отбор по фенотипам является отбором генотипов, так как потомкам передаются не признаки, а гены. В результате в популяции происходит увеличение относительного числа особей, обладающих определённым свойством или качеством. Таким образом, естественный отбор - это процесс дифференциального (выборочного) воспроизводства генотипов.
Действию отбора подвергаются не только свойства, повышающие вероятность оставления потомства, но и признаки, которые не имеют прямого отношения к воспроизводству. В ряде случаев отбор может быть направлен на создание взаимоприспособлений видов друг к другу (цветки растений и посещающие их насекомые). Также могут создаваться признаки, вредные для отдельной особи, но обеспечивающие выживание вида в целом (ужалившая пчела гибнет, но, нападая на врага, она сохраняет семью). В целом отбор играет творческую роль в природе, поскольку из ненаправленных наследственных изменений закрепляются те, которые могут привести к образованию новых групп особей, более совершенных в данных условиях существования.
Различают три основные формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и разрывающий (дизруптивный) (табл.).

Формы естественного отбора

Форма Характеристика Примеры
Стабилизирующий Направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака. Действует при относительно постоянных условиях окружающей среды, то есть пока сохраняются условия, повлёкшие образование того или иного признака или свойства. Сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя. Сохранение реликтовых видов.
Движущий Направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака. Возникает при изменении условий окружающей среды. Особи популяции имеют некоторые отличия по генотипу и фенотипу, и при длительном изменении внешней среды преимущество в жизнедеятельности и размножении может получить часть особей вида с некоторыми отклонениями от средней нормы. Вариационная кривая смещается в направлении приспособления к новым условиям существования. Возникновение у насекомых и грызунов устойчивости к ядохимикатам, у микроорганизмов - к антибиотикам. Потемнение окраски берёзовой пяденицы (бабочки) в развитых индустриальных районах Англии (индустриальный меланизм). В этих районах кора деревьев становится тёмной из-за исчезновения лишайников, чувствительных к загрязнению атмосферы, а тёмные бабочки менее заметны на стволах деревьев.
Разрывающий (дизруптивный) Направлен на сохранение мутаций, ведущих к наибольшему отклонению от средней величины признака. Разрывающий отбор проявляется в том случае, если условия среды изменяются так, что преимущество приобретают особи с крайними отклонениями от средней нормы. В результате разрывающего отбора формируется полиморфизм популяции, то есть наличие нескольких, различающихся по какому-либо признаку групп. При частых сильных ветрах на океанических островах сохраняются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями, либо с рудиментарными.

Краткая история эволюции органического мира

Возраст Земли около 4,6 млрд лет. Жизнь на Земле возникла в океане более 3,5 млрд лет назад.
Краткая история развития органического мира представлена в таблице. Филогенез основных групп организмов отражен на рисунке.
Историю развития жизни на Земле изучают по ископаемым останкам организмов или следам их жизнедеятельности. Они встречаются в горных породах разного возраста.
Геохронологическая шкала истории Земли разделена на эры и периоды.

Геохронологическая шкала и история развития живых организмов

Эра, возраст (в млн лет) Период, продолжительность (в млн лет) Мир животных Мир растений Важнейшие ароморфозы
Кайнозойская, 62–70 Антропоген, 1,5 Современный животный мир. Эволюция и господство человека Современный растительный мир Интенсивное развитие коры головного мозга; прямохождение
Неоген, 23,0 Палеоген, 41±2 Доминируют млекопитающие, птицы, насекомые. Появляются первые приматы (лемуры, долгопяты), позднее парапитеки и дриопитеки. Исчезают многие группы пресмыкающихся, головоногих моллюсков Широко распространяются цветковые растения, особенно травянистые; сокращается флора голосеменных
Мезозойская, 240 Мел, 70 Преобладают костистые рыбы, первоптицы, мелкие млекопитающие; появляются и распространяются плацентарные млекопитающие и современные птицы; вымирают гигантские пресмыкающиеся Появляются и начинают доминировать покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные Возникновение цветка и плода. Появление матки
Юра, 60 Господствуют гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, насекомые, головоногие моллюски; появляется археоптерикс; вымирают древние хрящевые рыбы Господствуют современные голосеменные; вымирают древние голосеменные
Триас, 35±5 Преобладают земноводные, головоногие моллюски, травоядные и хищные пресмыкающиеся; появляются костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие Преобладают древние голосеменные; появляются современные голосеменные; вымирают семенные папоротники Появление четырёхкамерного сердца; полное разделение артериального и венозного кровотока; появление теплокровности; появление молочных желёз
Палеозойская, 570
Пермь, 50±10 Господствуют морские беспозвоночные, акулы; быстро развиваются пресмыкающиеся и насекомые; возникают зверозубые и травоядные пресмыкающиеся; вымирают стегоцефалы и трилобиты Богатая флора семенных и травянистых папоротников; появляются древние голосеменные; вымирают древовидные хвощи, плауны и папоротники Образование пыльцевой трубки и семени
Карбон, 65±10 Доминируют земноводные, моллюски, акулы, двоякодышащие рыбы; появляются и быстро развиваются крылатые формы насекомых, пауки, скорпионы; возникают первые пресмыкающиеся; заметно уменьшаются трилобиты и стегоцефалы Обилие древовидных папоротникообразных, образующих «каменноугольные леса»; возникают семенные папоротники; исчезают псилофиты Появление внутреннего оплодотворения; появление плотных оболочек яйца; ороговение кожи
Девон, 55 Преобладают панцирные, моллюски, трилобиты, кораллы; появляются кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы, стегоцефалы Богатая флора псилофитов; появляются мхи, папоротниковидные, грибы Расчленение тела растений на органы; преобразование плавников в наземные конечности; появление органов воздушного дыхания
Силур, 35 Богатая фауна трилобитов, моллюсков, ракообразных, кораллов; появляются панцирные рыбы, пер вые наземные беспозвоночные (многоножки, скорпионы, бескрылые насекомые) Обилие водорослей; растения выходят на сушу - появляются псилофиты Дифференцировка тела растений на ткани; разделение тела животных на отделы; образование челюстей и поясов конечностей у позвоночных
Ордовик, 55±10 Кембрий, 80±20 Преобладают губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты; появляются бесчелюстные позвоночные (щитковые), моллюски Процветание всех отделов водорослей
Протерозойская, 2600 Широко распространены простейшие; появляются все типы беспозвоночных, иглокожих; появляются первичные хордовые - подтип Бесчерепные Широко распространены сине-зелёные и зелёные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли Появление двусторонней симметрии
Архейская, 3500 Возникновение жизни: прокариоты (бактерии, сине-зелёные водоросли), эукариоты (простейшие), примитивные много-клеточные Появление фотосинтеза; появление аэробного дыхания; появление эукариотических клеток; появление полового процесса; появление многоклеточности

Описание презентации Эволюция органического мира. Готовимся к ЕГЭ Развитие по слайдам

Карл Линней Сторонник креационизма Ввел понятие «вид» Ввел бинарную номенклатуру. Первым систематизировал животный и растительный мир. Систематика Линнея была искусственной – т е опиралась на внешнее сходство, а не на близкородственную связь(классификация цветковых растений по количеству тычинок). Определил место человека в животном мире Классифицировал животных по 3 ступеням. В основу положил особенности строения сердца и крови.

Жан Батист Ламарк Был сторонником теории самозарождения жизни. Ввел термин биология Ввел понятие «градации» — постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших к самым совершенных(6 градаций). Предложил концепцию трансформизма – изменяемости видов. Создал первую эволюционную теорию

Законы Ламарка «Философия зоологии» » Закон упражнения и неупражнения органов » “ Длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, непрерывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчез новение”. » Закон наследования приобретенных признаков » “ Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий — все это природа сохраняет путем размножения у новых особей “ “ Закон целесообразности” (прямого приспосо бления) Историческое развитие организмов имеет не случайный, а закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного совершенствования, повышения общего уровня организации. Движущей силой градаций Ламарк считал «стремление природы к прогрессу» , изначально присущее всем организмам и заложенное в них Творцом. . .

Предпосылки учения Дарвина: 1. Социально-экономические: развитие капитализма в Англии, отток сельского населения, необходимость в увеличении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных; 2. Научные: теория Лайеля, который говорил об изменяемости земной поверхности, опроверг теорию Кювье (теорию катастроф); ; 3. Накопление большого количества разрозненных научных фактов: теория Шванна-Шлейдена, данные палеонтологии. Основные положения учения Дарвина: 1. Основы происхождения культурных растений и домашних животных: всё разнообразие пород и сортов выведено человеком от одного или небольшого числа диких предков 2. Учение об изменчивости: определённая(модификационная)- под влиянием факторов внешней среды, неопределённая (мутационная), коррелятивная- изменение одного органа влечёт за собой изменение других, компенсационная- с развитием одних органов и функций происходит с подавлением других. 3. Учение об искусственном отборе (бессознательный и методический искусственный отбор). 4. Принципы искусственного отбора: 1. наследственность, изменчивость, 2. отбор и размножение более совершенных особей, 3. накопление положительных изменений в ряду поколений. 5. Естественный отбор (зависит от размножения и борьбы за существование) 6. Теория борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, борьба с факторами внешней среды)

Причины Следствия Результаты 1. Интенсивность размножения; 2. Ограниченность природных ресурсов; 3. Наследственная изменчивость. Борьба за существование, приводящая к естественному отбору. 1. Возникновение приспособленности к среде обитания; 2. Образование новых видов. Логическая структура эволюционной теории Дарвина: Заслуга Дарвина: 1. Объяснил органическую целесообразность живых организмов 2. Сформулировал главные движущие силы эволюции: . Естественный отбор. Борьба за существование. Наследственность и изменчивость 3. Привёл доказательства животного происхождения человека

Исходные положения Линней Ламарк Дарвин Существование вида Наличие приспособлений у организма Изменяемость организмов Движущие силы эволюции Возникновение новых видов Характеристика воззрений ученых-биологов на живую природу

Движущие силы эволюции Эволюция — необратимый, направленный процесс исторического развития организмов; направлен на увеличение разнообразия видов путем постоянного приспособления к изменяющимся условиям среды. Движущие силы (факторы) эволюции: 1) Борьба за существование-совокупность взаимоотношений между организмами и условиями среды. 2) Естественный отбор- это преимущественное выживание и размножение особей, превосходящих других по наследственно-обусловленным приспособительным признакам. 3) Наследственность- свойство живых организмов проявлять признаки родительских форм. 4) Изменчивость -свойство живых организмов проявлять признаки, отличные от родительских Эволюция как реальность: Признаки и доказательства

Борьба за существование Формы борьбы Краткая характеристика Результат борьбы Примеры Межвидовая Существует между особями разных видов Происходит либо вытеснение одного из видов, либо приспособление видов к разным условиям в пределах единого ареала, либо их территориальное разобщение. Вытеснение жалоносной европейской пчелой местной австралийской; Борьба за пищу между видами одного рода – серой и черной крысами; Поедание хищниками жертв Внутривидовая Все виды борьбы за существование, ведущие к избирательному уничтожению или устранению от размножения отдельных особей внутри одного вида Из множества рожденных особей каждого вида выживают и размножаются только те, которые лучше других приспособлены к тем условиям, которые существуют в популяции в каждый момент времени. Турнирные бои самцов за право обладать гаремом; В одновозрастном хвойном лесу одни деревья широко раскинули крону и больше улавливают света, их корни проникают глубже и достают воду и питательные вещества, нанося ущерб слабым. С неблагоприятными факторами среды Выживание тех или иных организмов в изменяющихся условиях среды (температура, влажность, соленость, освещенность, состав воз духа, почвы, воды и др.). Выживание в крайних или изменившихся условиях наиболее приспособленных форм. Редукция листьев и образование длинных корней у растений пустынь; Ловля насекомых у болотных растений; Огромная семенная продуктивность и способность к вегетативному размножению у истребляемых видов (сорняки) Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку

Параметры сравнения Движущий отбор Стабилизирующий отбор Дизруптивный отбор 1. Условия среды Постоянно меняется Не меняется В различных средах обитания разные условия среды 2. Характер фенотипа Приспособительные признаки смещаются в определенном направлении в ряду поколений Фенотипические признаки не изменяются в поколениях и наиболее оптимальны в данных условиях среды Внутри популяции возникает несколько отчетливо различающихся фенотипов 3. Направленность отбора Происходит смещение нормы реакции Закрепляются средние значения признаков Закрепляются крайние значения признаков 4. Результат отбора Увеличивает приспособленность к изменяющимся условиям среды Приводит к единообразию вида Приводит к возникновению новых подвидов 5. Значение для эволюционного прогресса Играет решающую роль в приспособлении живых организмов к меняющимся условиям среды, обеспечивает широкое распространение жизни, ее проникновение в различные экологические ниши Активно формирует генетические механизмы, которые обеспечивают стабильное развитие организмов, формирование оптимальных фенотипов на базе разнообразных генотипов, устойчивое функционирование организмов в привычных для вида условиях В определенных ситуациях может приводить к образованию экологически обособленных рас внутри вида и затем к видообразованию 6. Примеры В связи с загрязнением атмосферы стволы деревьев стали темнее, светлые бабочки для маскировки от птиц тоже стали приобретать темную окраску Выживание птиц со средним размером крыльев и гибель птиц с большими или маленькими крыльями Образование сезонных рас у некоторых сорных растений (погремка лучевого)

Схемы действия различных форм естественного отбора: 1 -стабилизирующего, 2 -движущего, 3 — дизруптивного

Сравнительная характеристика видов изменчивости Характеристика для сравнения Ненаследственная изменчивость Наследственная изменчивость Влияние на генотип Не изменяет Изменяет Влияние на фенотип Изменяет, но не всегда Степень адекватности условиям среды Адекватна Неадекватна Характер распространения в популяции Массовая Индивидуальная Степень приспособленности к условиям среды Высокая Низкая или нейтральная, или высокая Влияние на эволюционный процесс Влияет косвенно Материал для естественного отбора

Лабораторная работа № 1 Вариационный ряд — ряд изменчивости данного признака Количество листьев Вариационная кривая — графическое выражение изменчивости признака, отражающее как размах вариаций, так и частоту встречаемости отдельных вариант.

1. Палеонтологические доказательства эволюции: Ископаемые переходной формы (археоптерикс) Ископаемые остатки вымерших организмов Филогенетические ряды (конечности лошади) 2. Эмбриологические доказательства эволюции: Закон зародышевого сходства (закон Бэра) Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез)

3. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции: Аналоги – органы, имеющие разное происхождению, но одинаковые функции. Гомологи – органы, имеющие общее происхождение, но разные функции. Рудименты – органы, утратившие свое значение в ходе эволюции (зубы мудрости, аппендикс). Атавизмы – признаки, характерные предковым формам (хвост, многососковость, оволоснение). 4. Биогеографические доказательства эволюции: Реликтовые формы — организмы, сохранившиеся остаток флор и фаун минувших эпох (акула). Космополиты — представители вида животных или растений, распространенного по всей Земли (коловратки, тихоходки, пресноводные ракообразные, среди растений злаки и сложноцветные). Эндемики — биологические таксоны, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале (кенгуру).

Адаптации как результат эволюции № Категории, Виды Их характеристики, примеры 1 Организменные Жизнеспособность(нормально развивается в типичной среде), конкурентоспособность (выдерживает конкуренцию с другими организмами), фертильность (способность к нормальному размножению А Морфологические Особенности строения тела (кутикула, иглы) Покровительственная окраска Делает организмы менее заметными на фоне окружающей среды (заяц-беляк зимой) Маскировка Форма тела и окраска сливаются с окружающей средой (палочники- сучок) Мимикрия Уподобление менее защищённого организма более защищенному другого вида(таракан- божья коровка) Предупреждающая окраска Птицы запоминают окраску несъедобной божьей коровки Б физиологические Постоянная температура тела у теплокровных В Биологические Фотосинтез, синтез белков, ядов Г Поведенческие (этологические) Добывание пищи, брачное поведение 2 Видовые Это морфологические и поведенческие признаки особей и особенности организации вида. Соответствие в строении половых органов самцов и самок, объединение хищников в стаи для добывания пищи

Вид – это совокупность особей, сходных по морфологическим свойствам, имеющих общее происхождение. Занимающих определенный ареал, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Главная особенность вида – относительная стабильность его генофонда, которая поддерживается репродуктивной изоляцией особей от других видов

Способность к скрещиванию Особи одного вида свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство Морфологический Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида Физиологический Сходство процессов жизнедеятельности (обмен веществ, раздражимость, размножение) у особей одного вида Биохимический Сходство химического состава (белков, нуклеиновых кислот и др.) и биохимических реакций у особей одного вида Генетический Сходство кариотипов и порядка нуклеотидов в молекулах ДНК особей одного вида Географический Особи одного вида занимают сходный ареал Экологический Каждый вид занимает определенную экологическую нишу Этологический Сходное поведение особей одного вида Основной Способность особей одного вида скрещиваться и давать плодовитое потомство. Критерии вида

Лабораторная работа № 2 Большая синица (Parus major), птица семейства синицевых (Paridae) отряда воробьиных. Длина тела в среднем 15 см, весит 20 г. Окраска из сочетаний цветов чёрного, зелёного, белого, голубого и жёлтого. Распространена в Европе, Азии (исключая север) и в северо-западной Африке. Оседлая или кочующая птица. Держится в лиственных и смешанных лесах, парках, кустарниках, приречных зарослях, в пустыне - в саксаульниках. Гнёзда обычно устраивает в дуплах. Гнездится в конце марта - начале апреля. В кладке 9- 13 яиц. Насиживает самка 13 дней. В году 2 кладки. Питается главным образом насекомыми. Пара птиц в период выкармливания птенцов приносит им за день до 1000 насекомых. Очень полезны, заслуживают охраны и привлечения.

Крапива двудомная это многолетнее травянистое растение семейства крапивных высотой 60 -170 см с прямостоячим, четырехгранным, не ветвистым стеблем, супротивными яйцевидно-ланцетными крупнозубчатыми листьями и длинным, ползучим, разветвленным шнуровидным корневищем с тонкими корнями в узлах. Листья длиной 8 - 17 см, шириной 2- 8 см, черешковые, к верхушке постепенно суживающиеся и длинно заостренные, при основании большей частью сердцевидные или, реже, закругленные, крупнопильчато-зубчатые, с изогнутыми зубцами, темно-зеленые. Цветет крапива с июня до сентября, семена созревают в августе-октябре. Крапива растет как сорное растение по берегам рек и ручьев, оврагам, на вырубках, по лесным опушкам, в кустарниках, в тенистых лесах, около жилья и дорог, в садах по всей территории Украины, Беларуси и европейской части России, на Кавказе, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Крапива богата органическими и минеральными веществами, микроэлементами. Среди них - флавоноиды, никотин, ацетилхолин, гистамин, кумарины, соли железа, марганец, медь, калий, кальций, барий, бор, никель, титан, кремний, сера. Кроме того в наземной части растения обнаружены эфирное масло, фенолкарбоновые кислоты, порфирины, фитонциды и крахмал.

Видообразование – это процесс возникновения новых видов на базе наследственной изменчивости под воздействием естественного отбора. а) Аллопатрическое(географическое) видообразование – виды возникают в результате длительного разобщения популяций (например, возникновение 3 х подвидов большой синицы) б) Симпатрическое(экологическое) видообразование – новый вид возникает внутри ареала исходного вида. Главные механизмы – мутации (хромосомные, геномные) – например, погремок раннецветущий и позднецветущий, яровые и озимые виды растений, разные сроки нереста у рыб. 1) Географическая изоляция аллопатрическое видообразование 2) Биологическая изоляция симпатрическое видообразование. ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Пути и способы видообразования Признаки Географическое Экологическое 1. Ареал Расселение на новые территории Освоение новых экологических ниш в пределах старого ареала 2. Причина Разделение ареала географической преградой Изменение положения особей популяции на одной территории 3. Основной фактор Географическая изоляция между популяциями Отбор в новых условиях среды 4. Результат Возникновение новых подвидов Обособление подвидов

Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция» Различия: Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.) Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению. Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции. Сходства: В основе лежат процессы: 1. наследственная изменчивость; 2. борьба за существование; 3. естественный отбор; 4. изоляции. Носят дивергентный характер.

Ароморфозы (арогенез) – крупные морфо-физиолог ические изменения. Идиоадаптации (алломорфозы) – мелкие изменения, нужные для приспособления к конкретным условиям обитания Общие дегенерации (катагенез) – упрощение процессов жизнедеятельности в следствии занятия других сред обитания(организмов)Биологический прогресс – возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, которое приводит к увеличению численности, площади ареала и т. д.) Направления эволюции(по морфологическим и анатомическим признакам) Биологический регресс – снижение приспособленности организмов к окружающей среде, которое приводит к уменьшению численности, площади ареала и т. д.)

Направления эволюции (на биоценозном уровне) Дивергенция – расхождение признаков у представителей родственных таксонов, обусловленное адаптацией к разным условиям существования; предопределяет появление гомологов (структур и органов, сходных по происхождению, но различных по функциям) Конвергенция – схождение признаков у неродственных таксонов, обусловленное к адаптациям к сходным условиям существования; предопределяет появление аналогов (структур и органов, имеющих различное происхождение, но сходных по функциям Параллелизм – независимое развитие в эволюции близкородственных групп в результате высокой вероятности похожих мутаций одних и тех же генов у разных видов (закон гомологичных рядов Вавилова)

Характеристика Биологический прогресс Биологический регресс Численность популяции Ареал Рождаемость Смертность Адаптационные свойства Внутривидовая дифференцировка Результат Примеры Биологический прогресс и регресс

Синтетическая теория эволюции Авторы: С. С. Четвериков, Дж. Холдейн, Р. Фишер Основные положения: Элементарной единицей эволюции является популяция Элементарные явления: мутации, рекомбинации генов, репродуктивное обособление(дивергенция) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость Элементарным движущим фактором эволюции является естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция Процессы изменчивости носят случайный и ненаправленный характер. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций. Эволюция имеет ненаправленный характер Дж. Холдейн С. С. Четвериков Р. Фишер

Задания по теме: Эволюция собраны из разных источников заданий по подготовке к ЕГЭ. Задания в виде брошюры, которые раздаются обучающимся. Всего по теме Эволюция живой природы семь подтем. По каждой подтеме дается вначале перечень биологических понятий, которые обучающиеся сдают учителю устно. А сами задания решают в классе или дома.

К сожалению брошюра не скачивается. Поэтому дана в формате Word/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 6. Эволюция живой природы.

Тема 6.1. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции

Карл Линней. Ж.Б. Ламарк. Основные движущие силы эволюции: наследственная изменчивост, борьба за существование, естественный отбор. Формы изменчивости: определенная, неопределенная, соотносительная. Три формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятным условиями. Дивергенция, конвергенция. Положения синтетической теории эволюции (10 положений).

Задания 6.1.

  1. При формировании представлений обискусственном отборе Ч. Дарвин опирался на (палеонтологические находки, знание методов и результатовселекции, исследование островных флор и фаун, обнаружения переходных форм организмов).
  2. Интенсивност размножения и ограниченност ресурсов для жизни организмов является причиной (естественного отбора, формирования приспособленности, борьбы за существование, наследственной измечивости).
  3. Каковы причины многообразия видов в природе? (сезонные и суточные изменения в природе, приспособленност организмов к среде обитания, наследственная изменчивость и естественный отбор, борьба за существование и искусственный отбор).
  4. Согласно теории Дарвина действие естественного отбора приводит к (мутационной изменчивости, сохранению полезных для человека признаков, свободному скрещиванию организмов, возникновению новых видов).
  5. Примером внутривидовой борьбы за существование является ()соперничество самцов из-за самки, борьба с засухой растений пустыни, сражение хищника с жертвой, поедание птицами плодов и семян).
  6. Под воздействием каких факторов у растений пустыни сформировались приспосоление к жизни в засушливых условиях? (конкуренцияодних видов с другими, неблагоприятные условия среды, наследственная изменчивость и естественный отбор, модификационная изменчивость и борьба за существование).
  7. Какой из факторов эволюции носит направляющий характер? (дрейф генов, изоляция, генные мутации, естественный отбор).
  8. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она

Обостряет конкуренцию

Способствует возникновению измечивости

Увеличивает разнообразие видов

Ведет к изоляции популяций одного вида

Является предпосылкой естественного отбора

  1. В процессе эвоюции под действием движущихсил происходит

Колебание численности популяций

Круговорот веществ и превращение энергии

Совершенствование приспособленности организмов к среде

Образование новых видов

Мутационный процесс

  1. Уствновите соответствие между процессом, происхожящим в природе и формой борьбы за существование

6.2. Движущие силы эволюции. Естественный отбор.

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграция особей,изоляция и естественный отбор.

Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и дизруптивный.

Задания 6.2.

  1. Какая из форм борьбы за существование является наиболее жесткой? Ответ поясните.
  2. Каковы и следствия борьбы за существование?
  3. Элементарная структура на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора (организм, популяция, вид, биоценоз).
  4. Следствием изоляции малой популяции является (миграция особей на соседнюю территорию, нарушение ее полового состава, близкородственное скрещивание, нарушение ее возрастного состава).
  5. Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций, что (нарушает стабильност видов, усиливает колебание численности численности особей, служит причиной естественного отбора, обеспечивает разнообразие их генофондов).
  6. Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам (движущий, искусственный, методический, стабилизирующий).
  7. Благодаря какой форме естествеенного отбора сохранились в природе кистеперые рыбы? (методической, движущей, стабилизирующей, разрываюшей).
  8. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливают

Мутационная изменчивость

Географическая изоляция

Борьба за существование

Искусственный отбор

Миграция особей

  1. К движущим силам эволюции относят

Абиотические факторы среды

Мутационный процесс

Модификационную изменчивость

Изоляцию

Естественный отбор

  1. Результатом эволюции является

Дрейф генов

Многоообразие видов

Мутационная изменчивость

Приспособленность организмов к среде обитания

Повышение организации живых организмов

Борьба за существование

  1. Установите соответствиемежду признком и формой естественного отбора.
  1. Объясните, в чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира. Укажите не менее трех признаков.

Тема 6.3. Вид, его критерии. Популяция.

Результаты эволюции:приспособленност и видообразование

Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический. Популяция.

Микроэволюция. Виддобразование: географическое и экологическое. Приспособленность. Виды приспособлений: мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, предостерегающая окраска,

Задания 6.3.

  1. Дайте определение микроэволюции. К чему она приводит?
  2. Объясните, почему только используя всю совокупнсоть критериев, можно достоверно отличить один вид от другого?
  3. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора, к которым их следует отнести
  1. В промышленных районах Англии на протяжении 19-20 вв. число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев увеличилось по сравнению с числом бабочек со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму естественного отбора.
  2. Ареал, занимаемый видом в природе – это критерий (морфологический, систематический, экологический, географический).
  3. Совокупност фактора внешней среды, в которой обитает вид – критерий (географический, экологический, физиологический, морфологический).
  4. В указанном перечне найдите пример экологического видообразования (амурский и среднеазиатский подвиды барсуков, закавказский и дальневосточный виды ландышов, западный и восточный подвиды прострела в Европе, популяции севанской форели с разным сроком нереста).
  5. Какой тип покровительственной окраски называютмимикрией? (расчленяющую окраску тела, яркую окраскусигнализирующую о ядовитости организма, поражание в окраске незащищенного вида защищенному виду, окраску тела животного сливающуюся с окружающим фоном).
  6. Выберите предложения, вкоторых даны описания экологического критерия.

Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Америка, тропики и субтропики Евразии. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. В природе питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей.

  1. Для генетического критерия вида характерны следующие особенности

Определенный набор хромосом в половых клетках

Совокупност внешних и внутренних признаков организма

Последовательсноть нуклеотидов в молекулах ДНК

Заселение определенной географической зоны

Принадлежность к определенной популяции

Определенный набор генов

  1. При географическом видообразовани формирование нового вида происходит в результате

Распада исходного ареала

Искусственного отбора

Сужение нормы реакции признаков

Дрейфа генов

Возникновения естественной преграды на территории

  1. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и кртериями вида
  1. Установите соответствие между признаком серой крысы и критериями вида
  1. Установите послеовательност этапов имзенения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в прцессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.

Сохранение темных бабочек в результате отбора

Изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

Размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

Отлов светлых бабочек птицами

Изменение через некоторое время окраски особейв популяции со светлой на темную.

Тема 6.4. Доказательства эволюции живой природы.

Доказательства эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно- морфологические, биогеографические. Закон зародышевого сходства Карла Бэра. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера. Гомологичные, аналогичные органы. Рудиметы, атавизмы. Эндемики, реликты.

Задания 6.4.

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, которые соответствуют описанию географического видообразования.

Как было установлено Ч. Дарвином, а потом подтверждено другимиучеными, образование новых видов вприроде происходит под влиянием движущих сил эволюции. Начальные эволюционные процессы, происходящие внутри видаи приводящие к образованию новых популяций и подвидов, относят к микроэволюционным изменениям. В одних случаях видообразование связано с расширением ареала исходного вида. В других случаях популяции одного вида могут оставаться в пределах своего ареала, но условия обитания оказываются у них разлиными. В озере Севан сформировались популяции форели, различающиеся разным сроками нереста. Популяции севанской форели также различаются местами и глубиной нерестилищ.

  1. Установите соответствие между признаками и группами организмов.
  1. Проанализируйте график «Форма естественного отбора». РИС

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа графика.

Обеспечиват наибольшее сходство особей в популяциях

Приводит к гибели многочисленной ранее части популяции, состоящей из особей среднего типа

Направлена на установление в популяции среднего значения признака

Действует только в постоянных условиях среды

Создает много адаптивных очагов по перифериипрежнего приспособления популяции

  1. Установите соответствие между признакми и формами естественного отбора
  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Крапива двудомная.
  1. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте.

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15-25 см, а масса до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку, за исключением северо- востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На пртяжении года норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоемов.

  1. Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и общего происхождения называют (атавизмами, аналогичными, гомологичными, рудиментарными).
  2. Ископаемой переходной формой считают (мамонта, саблезубого тигра, динозавра, археоптерикса).
  3. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят (клеточное строение организмов, наличие сходных систем органов у позвоночных, сходство зародышей позвоночных животных, сходство процессов жизнедеятельности у животных).
  4. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством (происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных, приспособленности организма к среде обитания, индивидуального развития растений и животных, влияния окружающей среды на развитие организмов).
  5. К биогеографическим доказательством эволюции относят (наличие аналогичных оргаов у животных, ископаемые переходные формы, островную флору и фауну, наличие рудиментарных органов у растений).
  6. К методам изучения эволюции относят

Гибридологический

Палеонтологический

Генеалогический

Эмбриологический

Цитогенетический

  1. Ниже приведены примеры доказательства эволюции.Все они, кроме двух, используются как сравнительно- анатомические доказательства. Найдите два примера, «выпадающие» из общего ряда.

Сходство зародышей разных классов позвоночных животных

Рудименты тазового пояса кита

Жабры рака и рыбы

Усики винограда и гороха

Переходная форма растений - риниофиты

  1. Установите соответствие между утверждением и доказательствами эволюции.
  1. Установите соответствие между примером и видом сравнительно- анатомических доказательств эволюции.
  1. Как называют эвоюционный ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трех признаков.

Макроэволюция. Филогенез. Биологический прогресс, регресс. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная, параллельная.

Задания 6.5.

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, которые соответствуют описанию экологического видообразования

Образование новых видов в природе происходит под влиянием движущих сил эволюции. Видообразование может быть связано с расширением ареала. Новые виды образуются, если ареал исходного вида рарывается физическими преградами. Популяцииодного вида могут оставаться в пределах своего ареала, но условия обитания оказываются у них различными. При продвижении лиственницы сибирскйв более суровые условия обитания сформировался новый вид – лиственница даурская. Распространенные в средней полосе России пять видов синицразличаются пищевой специализациейи местом обитания.

  1. Прочитайте текст. Выберите предлжения, в которых даны описания морфологического критерия вида Дьикой свиньи – кабана.

В Европе кабаны особенно любят дубовые и буковые леса. Эти животные покрыты щетинообразной шерстью. Окраска тела взрослых кабанов варьирует от темно- серого до коричневого цвета. Животные ведут стадный образ жизни. Рождается у кабанов от 1 до 12 поросят. Молодые особи имеют светло- желтые полоски.

  1. После снежной бури уцелели птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. В этом случае действует отбор: (стабилизирующий, движущий,дизруптивный).
  2. Пример действия движущей формы естественного отбора: (гибель во время урагана длиннокрылых и короткокрылых воробьёв, выживание в мутной воде мелких крабов, дыхательные щели которых не засоряются, появление на сенокосных лугах популяций растений, цветущих до и после покоса).
  1. Установите соответствие между признаками медоносной пчелы и критериями вида.
  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Дельфина- белобочки.

Дельфин – белобочка – животное, широко распространенное в Мировом океане, но придерживающееся открытого моря. Величина тела 160-260с м. Самцы на 6-10см крупнее самок. Животные ведут стадный образ жизни. Беременность самок продолжается 10-11 месяцев. В Черном море дельфины питаются хамсой, пикшей, ставридой и рыбами других видов.

Общий подъем организации

Снижение интенсивноти жизнедеятельности

Понижение уровня организации

Приспособления частного характера

Упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

  1. К ароморфозам относят

Развитие большого числа боковых корней капусты после окучивания

Появление у плодов одуванчика «парашютов»

Выделение душистым табаком пахучих веществ

Двойное оплодотворение у цветковых растений

Появление у растений механических тканей

  1. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции
  1. Установите соответствие между примером и формой эволюции
  1. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трех признаков.
  2. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых охрактеризованы идиоадаптации.

Одни эволюционные изменения ведут к образованию крупных групп животных: типов, классов. Другие эволюционные изменения приводят к образованию семейств, родов, видов. Переход вьюрков к разным источникам питания (семенами, плодами, насекомыми) вызвал у них изменение формы клюва. Изменения возникают не только у животных, но и у растений, например появление тканей и органов. Важным событием в жизни растений было появление цветков и плодов. Цветки и плоды могут различаться окраской, размерами, формами и строением.

Тема 6.6. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Этапы развития органического мира на Земле.

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биопоэз. Эволюция органического мира. Основные черты эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции растений: водоросли, риниофиты, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

Основные черты эволюции животного мира. Основные этапы эволюции животных: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, хордовые.

Задания 6.6.

  1. Установите последовательность этапов географисческого видообразования.

Появление мутаций в изолиованных популяциях

Возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида

Сохранение естественным отбором особей с полезными для новых условий признаками

Репродуктивная изоляция между особями разных популяций

Образование нового подвида

  1. Уствновите соответствие между видами и направлениями эволюции
  1. Индустриальный меланизм - пример действия отбора: (стабилизирующего, движущего, дизруптивного).
  2. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений постоянно используют новые виды ядохимикатов. Под влиянием каких факторов эвоюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определеннму ядохимикату?
  3. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Клевер луговой.

Растения вида Клевер луговой распространены по лугам, полям, садам и лесам. В зеленой массе растений имеется большое количество эфирных масел и дубильных веществ. В листьях также образуется вещество, обладающее противогибковыми свойствами. Растения клевера лугового вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. В корнях клевера лугового накапливается до 150 кг/га азота, который поступает из атмосферы в клубеньки растения и там образует соли азота. Цветки опыляются шмелями и образуют мелие односемянные плоды.

  1. Установите соответствие между примерами и формами эволюции
  1. Крайне редко встречаются случаи рождения детей с густым волосяным покровом тела, который доказывает животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите еще два примера других подобных явлений.
  2. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных (появление трехкамерного сердца, появление альвеолярных легких, развитие эмбриона в яйце, наружное оплодотворение).
  3. Установите соответствие мжду признаками и путями достижения организмами биологического прогресса в эволюции
  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы.
  1. Появление какого газав первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше? (сероводорода, кислорода, азота, углекислого газа).
  2. В процессе истоического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали (ихтиозавры, пресмыкающиеся, кистеперые рыбы, зверозубые млекопитающие).
  3. О чем свидетельствует сходство в строениии и жизнедеятельности водорослей и мхов? (о разнообразии растительного мира, о родстве и единстве растительного мира, об усложнении растений в процессе эволюции, о жизни во влажных условиях среды).
  4. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует (существованиетравянистых и древесных форм, наличие их отпечатков и окаменелостей, их способ размножения, их современное многообразие).
  5. Установите в какой последовательности в процессе эволции появилисьосновные группы растений на Земле.

Риниофиты

Многоклеточные водоросли

Покрытосеменные

Одноклеточные водоросли

Паоротникообразные

  1. Установите в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы в эволюции.

Плоские черви

Членистоногие

Кишечнополостные

Кольчатые черви

  1. Установите последовательность появления ароморфозовв эволюции позвоночных животных

Двухкамерное сердце рыб

Развитие детеныша в матке млекопитающих

Внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

Легочное дыхание у земноводных

  1. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп животных.

Плоские черви

Членистоногие

Кольчатые черви

Простешие

Кишечнополостные

  1. Установите последовательность процессов при возникновении жизни на Земле.

Возникновение ядра в клетке

Образование коацрватов

Образование наружной мембраны в перичной клетке

Образование органических соединений

  1. Установите хронологическую последовательность эр на Земле.

Архей

Палеозой

Мезозой

Протерозой

Кайнозой

Тема 6.7. Антропогенез. Человеческие расы.

Антропология. Систематика человека. Родство человека и животных. Отличительные признаки человека. Движущие силы эволюции человека: биологические исоциальные факторы. Этапы антропогенеза: дриопитеи, автралопитеки, неандертальцы, кроманоньцы. Человеческие расы.

Задания 6.7

  1. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в прцессе эволюции

Сохранение отбором особей с полезными мутациями

Возникновение случайных мутаций у особей популяции

Увеличение числа особей в популяции с полезными мутациями

Формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Азиатского дикобраза.

У азиатского диковбраза самые длинные и более редкие иглы растут на пояснице. Животные этого вида активны ночью. Они размножаются 1-2 раза в год. Беременност самок длится 110-115 дней. Питаются дикобразы свежей зеленью, корнями, луковицами, клубными, плодамии семеными деревьев и кустарников. Обычно в выводках бывает два детеныша.

  1. Что такое дрейф генов и популяционные волны?
  2. Расположите группы хордовых животных в порядке усложнения уровня их организации в процессе эволюции (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие, бесчерепные.)
  3. Установите соответствие между признаками крота и критериями вида.
  1. Муха – осовидка по окраске и форме тела сходна с осой. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
  2. Какие организмы являются переходными формами? (кистепёрые рыбы, семенные папоротники, археоптерикс, прыткая ящерица).
  3. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации

Некоторые эволюционные изменеия в строении растений и животных ведут к повышению жизнедеятельности организмов. Имеются эволюционные изменения, сопровождающиеся переходом организмов в другую среду обитания (киты, дельфины). Изменения возникают как у животных, так и у растений, например появление тканей и органов. Вегетативные и генеративные органы в зависимости от условий обитания растений имеют различные формы, окраску, строение. У моркови развивается корнеплод, а у плюща – корни – прицепки. Имеются изменения, приводящие к понижению уровня оранизации организмов.

  1. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами.
  1. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?
  2. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп животных (плоские черви, членистоногие, кольчатые черви, простейшие, кишечнополостные).
  3. Установие в какой хронологической последовательности появились основные группы животных (зверозубые ящеры, моллюски, пресмыкающиеся, кольчатые черви, стегоцефалы).
  4. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу? (членораздельная речь, изменчивость, естественный отбор, наследственност).
  5. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались (речь и сознание, абстрактное мышление и эмоции, трудовая деятельность и обряды, изгибы позвоночника).
  6. В формировании каких фундаментальных способностей человека как биологического вида имели значение, наряду с биологическими, социальные факторы? (создание орудий труда, восприятие объемности пространства, улавливание звуков разной частоты, поддержание равновесия тела).
  7. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?

Развитие у зародыша хвостового отдела

Сходство ископаемых остатков животных и человека

Закладка у зародыша жаберных щелей

Отсутствие сплошного волосяного покрова

Закладка сердца у зародыша в виде трубки с пульсирующими стенками

Рождение детей с 46 хромосомами

  1. Человек, в отличие от позвоночных животных

Имеет пять отделов головного мозга

Образует различные природные популяции

Обладает второй сигнальной системой

Может создавать искусственную среду обитания

Имеет епрвую сигнальную систему

Может создаать и использоват орулия труда

  1. Установите соответствие между особенностью строения организма человекаи видом сравнительно- анатомических доказательств его эволюции.
  1. Приведите не мнее трехпрогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в прцесс длительной эволюции.
  2. Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории (семейство люди, класс млекопитающие, отряд приматы, тип хордовые, род человек, вид человек разумный).

Первому заданию соответствует первый раздел в кодификаторе, который без проблем можно найти на сайте ФИПИ.

Называется раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Что же это значит? Конкретики здесь никакой нет, так что включать он, по сути, может все что угодно.

В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания. За правильное выполнение можно получить 1 балл.

Приводим их ниже для ознакомления:

  1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
  2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  3. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
  4. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.

Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии

Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.

По тематическому разделу

Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:

  • Ботаника
  • Анатомия человека
  • Цитология
  • Общая биология
  • Генетика
  • Эволюция

Разберем примеры заданий к каждому разделу.

Ботаника

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег

Ответ: побег.

Анатомия человека

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.

Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.

Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.

Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.

Ответ: плечо.

Цитология

Во-первых, нужно ознакомиться с понятием «цитология», чтобы понимать, о чем идет речь.

Цитология - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.

Слово «цитология» включает в себя два корня из греческого языка: «цитос» — клетка, «логос» — наука, как и в биология- «био»-живой, «логос»- наука. Зная корни, можно легко собрать определение.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.

У растений, в отличии от животных, имеются:

  • Клеточная стенка из целлюлозы
  • Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
  • Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль

По количеству мембран органеллы делятся:

  • Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
  • Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
  • Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

(В открытом банке указаны оба варианта)

Генетика

Опять же, обратимся к определению:

Гене́тика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Разобьем определение на определения:

Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

Изменчивость - разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Раз в понятие изменчивости вложено свойство приобретать отличия от родительских форм, то это дает нам термин «наследственности». У здорового человека 46 хромосом. 23 достаются от мамы,23 от папы. Значит, ребёнок-комбинация признаков, приобретенных от родителей, притом, мама и папа тоже несут в своем генетическом коде признаки своих родителей. В ходе перестановок какие-то проявляются у потомства, а какие-то могут быть просто перенесены в геном. Те, что проявились-доминантные, а те, что просто прописаны в геноме- рецессивные. Крупных изменений на фоне целого вида такая изменчивость не несет.

Ответ: комбинативная.

Эволюция

Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.

Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.

У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.

У биологического прогресса три пути, начнем с простого:

Приспособиться — главная цель. По-другому «приспособиться» можно сказать «адаптироваться».

Следующий путь — идиоадаптация.

Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.

Или же по-научному: Идиоадаптация - направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.

Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.

Ответ: идиоадаптация.

Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.

Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.

Формы вопросов

1.Пропущенный в схеме термин

Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.

Ответ: идиоадаптация.

2. Ответ на вопрос из схемы

Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)

Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:

Дупликация - разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.

Делеции - утрата участка хромосомы.

Инверсия - изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.

Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.

На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.

Ответ: дупликация.

3. Ответ на вопрос по части схемы

Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.

Пептидная связь - это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.

Справочный материал по общей биологии к ЕГЭ . Тема «Эволюция»

1.Первая эволюционная теория была создана Ж.Б.Ламарком . Главным фактором эволюции он ошибочно считал прямое влияние среды; наследование признаков, приобретаемых организмами под воздействием среды. Движущей силой эволюции считал «стремление организмов к прогрессу».

Ламарк ввел деление животных на позвоночных и беспозвоночных. Связующее звено между ними - это ланцетник .

2. Основы научной систематики заложил К.Линней . Он ввел биноминальное (двойное) название видов (Нр.: Яблоня лесная). Но систематика Линнея была искусственной. Современная систематика учитывает признаки родства видов и поэтому называется естественной.

3.Доказательства эволюции: 1)Палеонтологические (ископаемые остатки) 2)Эмбриологические: Карл Бэр сформулировал закон сходства зародышей . Геккель открыл биогенетический закон : онтогенез есть краткое повторение филогенеза. 3)Сравнительно-анатомические (рудименты, атавизмы, гомологичные и аналогичные органы). Атавизмы – хвостатый человек, волосатый человек, многососковость. Рудименты – третье века человека, аппендикс.

4.Мальтус доказал, что виды размножаются по геометрической прогрессии, а условия для их существования только по арифметической. (Это порождает борьбу за существование).

5.Ч.Дарвин – создатель основ современной теории эволюции органического мира. Он открыл движущие факторы эволюции , сформулировал принцип расхождения признаков (дивергенция).

Движущие факторы эволюции : наследственная изменчивость (мутации), борьба за существование (внутри-, межвидовая и с неблагоприятными условиями окружающей среды), естественный отбор (движущий, стабилизирующий, дизруптивный), изоляция (экологическая, географическая), миграции, популяционные волны, дрейф генов.

Главным, направляющим фактором эволюции является естественный отбор.

Под «борьбой за существование» Дарвин понимал все виды взаимоотношений между организмами, а также между организмами и условиями окружающей среды.

Несоответствие между возможностью вида к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. Наиболее напряженно идет внутривидовая борьба, так как у особей одного вида все потребности одинаковые.

Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют микроэволюцией. В результате микроэволюции образуются новые виды (видообразование).

Формы видообразования: географическое и экологическое.

Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию новых родов, семейств и т.д.

Макроэволюция, так же как и микроэволюция носит дивергентный характер.

Филогенетические ряд лошадей воссоздал Ковалевский.

Открытие и изучение ланцетника доказало происхождение позвоночных от беспозвоночных, их родство.

Результаты эволюции: многообразие видов, видообразование, приспособленность .

Дрейф генов – изменение частоты гена в популяции под действием случайных причин.

Колебания численности особей, составляющих популяцию, получили название популяционных волн.

В результате популяционных волн редкие гены могут стать частыми, а могут и исчезнуть.

Приспособленность, многообразие видов, видообразование – результат взаимодействия движущих сил эволюции. Любое приспособление это результат действия движущих сил эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляция).

Мимикрия – подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида. (Нр. некоторые виды мух похожи на ос)

Все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях.

Генофонд – совокупность всех генов, содержащихся в популяции или виде.

Чем больше потомство и чаще происходит смена поколений, тем лучше приспосабливается вид к изменяющимся условиям среды.

6.Относительно изолированные группы особей одного вида называются популяциями.

Существование вида в виде популяций позволяет приспособиться виду к жизни в разных условиях существования.

Популяция – наименьшее подразделение вида, изменяющееся во времени. Поэтому популяция представляет собой элементарную единицу эволюции. Дарвин элементарной единицей эволюции ошибочно считал особь.

Популяция является одновременно единицей эволюции, структурной единицей вида и единицей экосистемы.

Мысль о насыщенности популяций рецессивными мутациями первым высказал С.С.Четвериков.

7.Критерии вида . Абсолютного критерия нет. Принадлежность особей к тому или иному виду определяется по совокупности критериев(морфологический, физиологический, генетический, исторический, географический, экологический). Пища относится к экологическому критерию.

8.Биологический прогресс характеризуется расширением ареала, увеличением количества популяций и особей вида. Биологический прогресс может достигаться всеми тремя главными направлениями эволюции: ароморфозами, идиоадаптациями и общими дегенерациями.

Биологический регресс характеризуется сужением ареала, уменьшением численности особей и популяций.

Ароморфозы – крупные эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему уровня организации, повышают интенсивность жизнедеятельности. (Нр.: Появление впервые в процессе эволюции живорождения, постоянной температуры тела, легочного дыхания; у растений появление цветка, семени, сосудистой системы и т.д.) Путем ароморфоза возникают в процессе эволюции крупные систематические категории, рангом выше семейства.

Идиоадаптация – мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания, но при этом не сопровождаются изменением основных черт организации. (Нр. защитная окраска животных, приспособления к распространению семян). Виды, роды, семейства в процессе эволюции возникают путем идиоадаптации.

9.Анологичными называются органы имеющие разное происхождение, но выполняющие одинаковые функции . (Это результат конвергенции – схождения признаков). Нр.: крылья птицы и крылья насекомого.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выполняют разные функции . (Это результат дивергенции – расхождения признаков). Нр.: рука человека, крылья птицы, роющие конечности крота, ласты тюленя.

10. К какой группе доказательств эволюции относятся атавизмы и рудименты? (эмбриональные, палеонтологические, сравнительно-анатомические , биогеографические)