Исторические события 30 х годов 20 века. Главные цели НЭПа

Твитнуть

Класснуть

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

30-е года

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки - обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.






40-е года

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.





50-е года

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.








60-е года

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон - всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм - расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги . Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».








70-е года

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после - хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.






80-е года

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х - перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.









90-е года

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления - героиновый шик.







Уже к концу 20-х годов в советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, свидетельствовавшие о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе «заботливое» внимание и властей, и верных им «компетентных органов». В частности, это выразилось в усилении репрессивных мер против неугодных литераторов. Так, в 1926 году конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны»: история командарма Гаврилова, главного героя повести, слишком напоминала судьбу Михаила Фрунзе, одного из крупнейших деятелей революции и Гражданской войны, под давлением партии вынужденного пойти на ненужную ему операцию и погибшего под ножом хирурга. В том же году производится обыск на квартире М. Булгакова, изымается рукопись повести "Собачье сердце". В 1929 году устраивается настоящая травля целого ряда авторов, в том числе Ю. Олеши, В. Вересаева, А. Платонова и др. Особенно разнузданно ведут себя рапповцы, почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. В 1930 году, затравленный, не сумевший распутать клубок личных и творческих проблем, кончает с собой В. Маяковский, а отлученный от своего читателя Е. Замятин с трудом добивается разрешения оставить родину.

Запрет литературных объединений и создание ССП

В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП. Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества. Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя. Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М. Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др. Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм). Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности. «Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения. При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи. Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Преобладание романа в прозе

От многообразия идейно-стилевых течений советская культура пришла к навязываемому ей единообразию и единомыслию: в эпических формах начинает доминировать роман — большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений. Особенно популярна так называемая «производственная проза», зачастую включающая в себя элементы «шпионского» романа (названия произведений говорят сами за себя): Ф. Гладков. «Энергия»; М. Шагинян. «Гидроцентраль»; Я. Ильин. «Большой конвейер» и др. Активно публикуется и проза, посвященная становлению колхозной жизни, и тоже говорящие заглавия: Ф. Панферов. «Бруски»; П. Замойский. «Лапти»; В. Ставский. «Разбег»; И. Шухов. «Ненависть» и др.

Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей. Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательный коммунист, сознательная комсомолка, бухгалтер-«недобиток» из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в советскую Россию под маской специалиста-консультанта...

Борьба с «формализмом»

В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент, будь то сказ, орнаментальность или просто склонность автора к лирическим медитациям. Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации. Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.

Отрыв литературы от реальности

Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа. От официальных критиков требовались сложные пируэты мысли, чтобы «пристегнуть» к официальному методу советской литературы лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М. Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др.

Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность. Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы.

"Потаенная" литература

Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной». Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков. Подводная часть айсберга советской литературы вполне соотносилась по своей значимости и мощи с массивом официально разрешенных произведений: среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы». Однако не следует забывать, что эти произведения создавались в тех же условиях, под влиянием тех же исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и потому они являются органической частью единой русской литературы 20—30-х годов.

Литература русского зарубежья

Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др. Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере. Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А. Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.

Не все писатели русской эмиграции сумели сохранить и преумножить свой талант в изгнании: лучшее, что было создано А. Куприным, К. Бальмонтом, И. Северянином, Е. Замятиным и другими писателями и поэтами, — произведения, написанные на Родине.

Судьба значительной части мастеров слова, оставшихся в России, сложилась трагично. В поминальном списке русских писателей, погибших в застенках и лагерях НКВД, имена Н. Гумилева, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пильняка, Д. Хармса и многих других замечательных авторов. В число жертв эпохи можно включить и А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаеву... Впрочем, ни репрессии, ни официальное забвение не смогли изъять из русской культуры творческого наследия лучших представителей отечественной словесности.

Картина живого литературного процесса 20— 30-х годов 20 века будет неполной без творчества писателей, искренне веривших в идеалы социалистической революции и победу коммунизма, тех, кто под гнетом идеологического диктата пытался сохранить свою творческую индивидуальность, нередко ценою свободы и даже жизни, и тех, кто вдали от родины с болью и любовью вспоминал о ней, имея полное право повторить вслед за 3. Гиппиус: «Мы не в изгнании, мы — в послании». Русская литература едина, несмотря на разделившие ее идеологические барьеры и даже государственные границы.

Эти старые черно-белые снимки немного расскажут о том, как жили граждане молодого Советского государства в 20 - 30-е годы.

Демонстрация за коллективизацию. 1930-е годы.

Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

Село Вильшанка. Киевская область. Обед во время сбора урожая. 1936 г.

Товарищеский суд над симулянткой в сельхозартели "Ясная поляна", Киевская область. 1935 г.

Раскулачивание крестьян, Донецкая область, с. Удачное, 1930-ые годы.

Члены общества по совместной обработке земли перевозят кладовую раскулаченного крестьянина к общей кладовой, Донецкая область, 1930-ые годы.

Узбекистан. Строительство Большого Ферганского канала. Фотограф М.Альперт. 1939 г.

Передвижная редакция и типография газеты "Колхозник". 1930 г.

Колхозное собрание в поле. 1929 г.

Сбор мерзлой картошки, Донецкая область. 1930 г.

Работа под оркестр на строительстве Беломорканала. Фотография - "Работа с оркестром", Александр Родченко. 1933 г.

Снятые с Кремля орлы выставлены в парке им. Горького для обозрения. 1935 г.

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 1937 г.

Живая пирамида. Фотография Александра Родченко., 1936 г.

ГТО - Готов к труду и обороне. Фотография Александра Родченко. 1936 г.

Фото И. Шагина. 1936 г.

Медкомиссия. 1935 г.

Первые ясли в деревне. "Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку". Фотография - Arkadii Shaikhet, "The First Village Creche". 1928 г.

Демонстрация, Москва, Красная Пресня. 1928 г.

Наводнение в Москве, Берсеневская набережная. 1927 г.

Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

Выброшенная на набережную барка во время наводнения в Ленинграде. 1924 г.

Площадь революции, Москва. Фото А. Шайхета

Лубянская площадь, 1930-е гг. Москва.

Торговая палатка "Махорка". Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Фото Б.Игнатовича.. 1939 г.

Очередь за керосином и бензином. 1930-е гг.

Похороны В. В. Маяковского. 1930 г.

Снятые с церквей колокола, г. Запорожье. 1930-е гг.

Первые автомобили СССР. Грузовик АМО-3 - это первый автомобиль СССР, который сошел с конвейера. 1931 г.

Москва, Зубовский бульвар, 1930-1935 гг.
ОРУД - структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения). В 1961 году ОРУД и ГАИ были объединены в одну структуру.

Очередь в Мавзолей. Около 1935 г.

- 54.59 Кб

Введение.

30е годы в истории советского государства являлись годами великого перелома. Перемены коснулись всех сфер жизни общества. Эти перемены частично были продиктованы и временем, когда страна стояла на пороге войны. И к сожалению, этот период запомнился не только переменами, но и грубыми нарушениями основных прав граждан, сталинскими репрессиями. Права и свободы советских граждан нарушались повсеместно, человек не обладал ни какими средствами защиты против террора и беззакония со стороны государственной машины.

Эта тема является неотъемлемой частью тяжелой истории становления советского, а в настоящем - российского права. Кроме того, история предостерегает нас от совершения тех же ошибок, которые когда-то совершили наши предки. Ее необходимо знать каждому юристу. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Целью данной работы является анализ 30х годов в истории СССР, социально-политической, экономической, международной обстановки. Так же анализ развития права в 30х годах в СССР, его основных пробелов, а так же описать сущность нарушений социалистической законности, рассмотреть каким образом нарушались права советских граждан в 30-е годы.

Основными задачами данной работы являются: аналитический сбор научной информации по данной теме; анализ нормативно-правовых актов в СССР, изданных в 30е годы; их анализ, выявление пробелов и нарушений.

Основными методами данного исследования являются основные общенаучные методы, в частности, метод системного анализа, исторический и статистический методы, метод сравнений и аналогий, методы обобщения, синтеза. Кроме того, использовались также частнонаучные методы в области юриспруденции, такие как нормативно-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие.

При написании данной работы использовались научные труды Попова В.П., Кара-Мурзы С.Г., Рудинского Ф.М., Рапопорта В. Н., Геллера Ю. А., Тепцова Н.В., а так же статьи из различных журналов, таких как «Право и жизнь», «Советское государство и право».

1.Характеристика 30х годов в истории СССР.

1.1. Социально-политическая обстановка.

30-е годы - это важный период в истории нашей страны; время, когда произошли не только количественные, но и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений. В стране был провозглашен социалистический режим. Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма. Социализм можно рассматривать как политическую идеологию, выдвигающую в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение и утверждаются социальное равенство и справедливость. Передача собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства. В 30-е годы советское государство достигло этих основных параметров. Для достижения этого необходимо было создать новый политический и экономический курс. Нужно было обновить существующую систему законодательства. В 30-е годы окончательно укоренился тоталитаризм -политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Окончательно было ликвидировано кулачество как класс. Ликвидация означала не только конфискацию имущества, но и выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей. К началу 1933 г. В местах поселения находилось 1317000 кулаков.

Как, видно 30е годы оказались наполнены огромными переменами и трудностями, которые порой было очень сложно преодолеть.

1.2. Экономическая обстановка.

За годы мировой и гражданской воин социальная структура экономики Советского Союза полностью изменилась, однако сохранилась технико- экономическая структура. Главная диспропорция заключалась в отставании сельского хозяйства, где полностью господствовал ручной труд.

Совершенно не были развиты машиностроение, добыча топлива, металлургия, производство стройматериалов. Наша страна, не производившая многих видов современного оборудования, находилась еще в технико-экономической зависимости от капиталистического Запада. Оттуда ввозились не только машины, но и некоторые виды промышленного сырья. Эти диспропорции можно было ликвидировать только путем социалистической индустриализации. Проведение индустриализации стало необходимостью и не требовало отлагательства.

В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на социалистическую индустриализацию страны. Вместо 2-4% среднегодового прироста промышленной продукции, обычных для стран капитализма, нужны были темпы порядка 15-20%.

Где было взять средства для огромного капитального строительства? В те годы наша страна могла проводить индустриализацию только за счет внутренних источников. И благодаря социалистической собственности стало возможным использовать для дела индустриализации те средства, которые до революции шли на обогащение отечественных и иностранных капиталистов в виде предпринимательского дохода, банковских процентов по займу и т д., а именно прибыли нашей промышленности, внешней и внутренней торговли. Существенную помощь своими средствами в проведении социалистической индустриализации оказало и крестьянство, кровно заинтересованное в развитии промышленности. В апреле 1929 года состоялась XVI партконференция. Из двух разработанных Госпланом СССР вариантов пятилетнего плана она отобрала первый, задания по которому в промышленности были на 20% выше. Были определены источники средств на строительство предприятий:из доходов лёгкой промышленности и главным образом, сельского хозяйства.

В то же время начался самый драматичный период для крестьянства в СССР и имя ему - Коллективизация. Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Важнейшей задачей партии и государства в этих условиях являлось то, чтобы верно направить движение крестьянства по пути перехода к социальным производственным отношениям, подвести крестьянство к подлинной коллективизации и защитить его интересы от классового врага.

Однако, принудительная коллективизация дала прямо противоположный эффект, тому который от нее ожидали. В начале 1930 г. Произошло более 2 тыс. антиколхозных и даже антисоветских выступлений крестьян.

Крестьяне, не желая обобществлять скот, резали его, в результате чего поголовье скота резко сократилось. В годы первой пятилетки общий уровень сельскохозяйственного производства снизился на 14 %. В то же время объемы объемы государственных заготовок увеличился вдвое. Это явилось одной из причин голода который охватил в 1932-1933 гг. большие районы страны.

Однако не смотря на все неудачи, к концу второй пятилетки 93% всех крестьянских дворов уже было объединено в коллективные хозяйства. Колхозы засевали 99% всей пахотной площади. В 1937 году социалистический сектор давал 98,6% валовой продукции сельского хозяйства. В СССР окончательно сложилось на социалистической основе крупное сельскохозяйственное производство: вместо 25 млн крестьянских дворов теперь в советской деревне было 4 тыс совхозов и около 242,5 тыс колхозов, которые обслуживались 5818 МТС. 1

Возвращаясь к индустриализации, нельзя не упомянуть о грандиозном строительстве, развернувшимся в СССР в 30е годы.

Новое капитальное строительство коснулось прежде всего электроэнергетики, строительство которых началось еще в восстановительный период: Штеровская (Донбас), Волховская, Шатурская (Подмосковье), и др. Началось сооружение еще 11 крупных электростанций, в том числе гозоэлектростанции ниже днепровских порогов – знаменитого Днепрогэса. Были построены три новые большие шахты в Донбассе: “Американка”, Горловская №19/20, Рутченковская №29 и до десятка менее значительных.

Началось строительство Керченского и Злотоустовского металлургических заводов; вошли в строй гигантский Красноуральский медеплавильный завод и Риддерский свинцово-цинковый комбинат в Казахстане. Однако это еще не означало, что отставание в металлургии преодолено. В 1927/28 хозяйственном году по выплавке чугуна СССР достиг только 75% довоенного уровня, и недостаток черных металлов по стране продолжал ощущаться весьма остро.

Были сделаны первые шаги в области химизации производства, громадное значение в этом деле имело открытие в 1926 году крупного месторождения апатитов на Кольском полуострове. Подверглись реконструкции содовые заводы, вступили в эксплуатацию новые башенные установки для получения серной кислоты, развернулось строительство Московского тукового и Березниковского заводов, положивших начало производству в нашей стране азотных, калийных и фосфорных удобрений.

В этот период вступил в строй гигант машиностроения – Московский электрозавод, началось строительство Сталинградского тракторного, Ростовского и Саратовского заводов сельскохозяйственных машин. Многие машиностроительные заводы были реконструированы.

В 1928 году вступил в строй нефтепровод Грозный – Туапсе протяженностью 618 км, что намного увеличило транспортировку ценного топлива и сырья, в значительной мере направленного на экспорт. В том же году общая добыча нефти достигла в СССР 11,6 млн т, т е была почти в четверо выше уровня 1913 года. Продажа нефти за рубеж дала возможность значительно пополнить валютные фонды. Вместе с продукцией лесной промышленности эта отрасль обеспечила примерно 31% всего союзного экспорта.

Если в 1925 г наша промышленность только приблизилась к довоенному уровню, то уже в 1926 г крупная промышленность, увеличив за год объем производства на 43,2%, превзошла уровень 1913 г на 8,6%. В 1928 г довоенный объем валовой продукции был превышен на 32%.

1.3. Международная политика.

В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль - август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора, однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В.К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин- Гол (командующий советскими войсками Г.К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. Однако ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

В ходе секретных предварительных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении, договор о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал секретные статьи, которые разграничивали «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно этим статьям, большая часть Польши признавалась немецкой сферой влияния, а Прибалтика (Эстония, Латвия, Финляндия (Литва попала в эту сферу после очередного визита Риббентропа в Москву 28 сентября 1939 г.), Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) - сферой интересов СССР. Западная Украина и Западная Белоруссия, входившие в состав Польши по Рижскому мирному договору 1920 г., должны были перейти к СССР после германского военного вторжения в Польшу. 2

2. Развитие советского права в 30е годы.

2.1.Конституционное право.

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Конституция СССР 1936 года расширила перечень социально-экономических, политических, культурных и личных прав. Ряд новых конституционных положений имел реальное значение, однако в целом конституционная реформа конца 30-х годов не привела к реальному улучшению положения. Закрепленная в Конституции СССР 1936 года статья о приоритете государственной собственности прикрывала экономическую власть бюрократии, а норма о партии, как о руководящем ядре государственных и общественных организаций по сути ликвидировала возможность политической свободы.

Описание работы

Основными задачами данной работы являются: аналитический сбор научной информации по данной теме; анализ нормативно-правовых актов в СССР, изданных в 30е годы; их анализ, выявление пробелов и нарушений.

Очень сильна была в нестабильные 1920-е гг. лирико-романтическая струя в литературе. На этот период приходится расцвет творчества А.С.Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам»), в это время появляются «экзотические» произведения К. Г. Паустовского, возобновляется интерес к научной фантастике (А.Р.Беляев, В. А. Обручев, А. Н.Толстой). В целом литература 1920-х гг. характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. Но проблема борьбы старой и новой жизни доминирует. Это особенно прослеживается в романах, тяготеющих к эпопеям: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

В советской художественной культуре постепенно начиная с 1920-х гг. формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры.

В 1930-е гг., когда в СССР утвердился тоталитарный строй, произошли изменения и в литературе. Группировки писателей были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. В тюрьмах и лагерях погибли Д. И. Хармс, О. Э. Мандельштам и др. А со Всесоюзного съезда писателей в 1934 г. началось официальное внедрение метода соцреализма. Труд был объявлен «основным героем наших книг». На этот лозунг откликнулись Ф. И. Панферов («Бруски»), Ф.В.Гладков («Энергия»), В.П.Катаев («Время, вперед!»), М.С. Шагинян («Гидроцентраль») и пр. Героем современности стал труженик - строитель, организатор трудового процесса, шахтер, сталевар и т.п. Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например произведения М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Е.И.Замятина, А.А.Ахматовой, Д.И.Хармса, опубликованию не подлежали.

В 1930-е гг. многие писатели обратились к историческому жанру: С.Н.Сергеев-Ценский («Севастопольская страда»), А.С.Новиков-Прибой («Цусима»), А. Н.Толстой («Петр Первый»), Ю.Н.Тынянов («Смерть Вазир-Мухтара»).

В годы Великой Отечественной войны К.М.Симоновым, А.А.Ахматовой, Б.Л. Пастернаком были созданы прекрасные лирические произведения, была написана поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Публицистика, характерная для периода начала войны, сменилась повестями и романами (М. А. Шолохов «Они сражались за Родину», В. С. Гроссман «Народ бессмертен» и др.). Тема войны еще долго оставалась ведущей в творчестве писателей (А. А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Надзвичайно зручна форма придбання квитків на будь-який рейс через Інтернет: замовляючи авіаквитки онлайн , ви маєте можливість обрати найбільш зручний для вас рейс, тип літака, салон та місце, де ви хотіли б сидіти та інше. Через Інтернет ви можете також оплатити вартість квитка.

«Ждановщина» в эпоху позднего сталинизма вынесла на поверхность посредственных писателей: В. Кочетова, Н. Грибачева, А. Софронова, которые в своих книгах, издаваемых миллионными тиражами, описывали борьбу «хорошего с очень хорошим». Вновь был поднят на щит советский «производственный роман». Надуманность сюжетов и конъюнктурность наиболее ярко характеризовали творчество этих писателей. Но одновременно в этот период создавались такие шедевры, как «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, за который он был удостоен Нобелевской премии, мемуаристика К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина, поэма А.Т.Твардовского «Дом у дороги», повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» и др.

Смерть И. В. Сталина и последовавший затем XX съезд партии в 1956 г. привели к «оттепели». «Шестидесятники», так называли творческую интеллигенцию второй половины 1950-1960-х гг., после долгого перерыва заговорили о ценности внутренней свободы личности. Годы «оттепели» стали своеобразным ренессансом советской поэзии. Появились такие имена, как А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.А.Ахмадулина, Р.И.Рождественский. Заслугой «оттепели» стало и то, что вновь стали печататься долгое время запрещенные произведения М.М.Зощенко, М.И.Цветаевой, С. А. Есенина и др. Значительным явлением этой поры была публикация в журнале «Новый мир» рассказа А. И. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», где говорилось о системе ГУЛАГа. Но и военная тематика не уходила на второй план. В литературу вступили писатели, которые принесли свой личный опыт и знание войны: Ю.В.Бондарев, В.В.Быков, Г.Я.Бакланов.