S в таблице менделеева название. Общая характеристика химических элементов

Не существует более полезного питания для новорожденных, чем материнское молоко. Однако далеко не всегда и не у всех мамочек есть возможность кормить ребенка грудным молоком. Бывают ситуации, когда перевод на искусственное вскармливание неизбежен. Порой у родившей женщины просто нет грудного молока или его слишком мало. Порой (по независимым от нее причинам) мамочка не может кормить ребенка грудью. Сразу хотим отметить, что перед тем как переводить новорожденного на ИВ (искусственное вскармливание) обязательным условием является консультация с педиатром. ИВ – это новый режим питания, который требует самого серьезного подхода. Сегодня мы попытаемся ответить на самые актуальные вопросы, которые возникают у родителей при переводе ребенка на ИВ.

Когда ребенка нужно перевести на искусственное вскармливание — кто и когда решает вопрос об ИВ ребенка?

Даже самые качественные смеси не в состоянии заменить собой грудное молоко. Поэтому перевод на ИВ должен быть обоснован! Решать вопрос о переводе ребенка на ИВ нужно совместно с педиатром.

Педиатры считают перевод грудничка на искусственное вскармливание обоснованным если:

  • Роды были очень тяжелыми и маме просто необходимо восстановить потерянные силы.
  • В анамнезе матери имеются инфекционные заболевания.
  • Роженица вынуждена принимать жизненно необходимые препараты.
  • Наличие хронических заболеваний.
  • У матери (по ряду причин) отсутствует грудное молоко или его недостаточно, а все попытки восстановить или усилить лактацию не привели к положительному результату.
  • Временное длительное отсутствие матери. При краткосрочном ее отсутствии, грудное молоко сцеживается и хранится в холодильнике.

Как выбрать детскую смесь для новорожденного?

Полноценное питание ребенка в самом раннем возрасте является своего рода залогом его будущего здоровья. Поэтому подходить к выбору смеси нужно максимально ответственно и обдуманно. Рынок детских смесей довольно обширен. Говорить о том что, любое детское питание должно отвечать всем требованиям ГОСТа и пройти проверку Институтом питания, мы думаем излишне. Все мамочки понимают, что от качества детского питания, зависит не только здоровье, но и жизнь их детишек. ? Этот вопрос очень часто волнует родителей детей на ИВ.

Смеси принято подразделять на сухие и жидкие:

  • Сразу хотим отметить, что на нашем рынке около 90% детского питания представлено в виде сухих смесей. Это порошкообразная смесь, требующая разведения кипяченой водой. В инструкции, прилагаемой к той или иной смеси, имеется четкое разъяснение, как нужно ее готовить.
  • На жидкие смеси приходится всего 10%. Что, собственно говоря, вполне закономерно. Ведь они хранятся всего лишь несколько дней. Выпускаются жидкие смеси в упаковках тетрапак. Они не требуют разведения, перед употреблением их нужно всего лишь подогреть. Срок их хранения в холодильнике максимум 24-48 часов.

Как правило, все смеси изготавливаются на основе коровьего или козьего молока. Их принято подразделять на:

  • адаптированные;
  • частично адаптированные;
  • неадаптированные;
  • последующие и специализированные.

Адаптированные смеси – это питание, которое по своему составу максимально приближено к материнскому молоку. Эти смеси предназначены для новорожденных. Они легко усваиваются детским организмом. В их состав входят: деминерализованная сыворотка, полиненасыщенные жирные кислоты, минералы, витамины, нуклеотиды.

К самым востребованным смесям в этой группе относятся: Nestle NAN, Nutricia Nutrilon, Semper. Для детишек, которые не переносят коровий белок, прекрасно подойдет смесь Бибиколь Нэнни на основе козьего молока. Доступными по ценовой категории считаются жидкие адаптированные готовые смеси Агуша, NAN.

Как выбрать смесь, соответствующую возрасту малыша?

Естественно, что состав детского питания напрямую зависит и от возраста малыша. Номер формулы смеси – показатель говорящий, на какую возрастную категорию рассчитана данная смесь.

«0» — смесь для новорожденных с маленьким весом и для недоношенных детишек.
«1» — для детей от 0 до 6 месяцев.
«2» — от 6 месяцев до года.
«3» — для детей старше одного года.

Специализированные смеси подразделяются на:

  • кисломолочные смеси — для детишек с проблемами пищеварения: Nutrilac и NAN Кисломолочный.
  • смеси с большим содержанием железа — для детей, страдающих железодефицитной анемией: Similac Premium.

Также в продаже имеются: гипоаллергенные смеси, безлактозные, антирефлюксные смеси.

Окончательный выбор смеси нужно осуществлять только после подробнейшей консультации с врачом.

Что нужно купить для проведения ИВ?

Для ИВ понадобятся следующие предметы и приспособления:

  • Бутылочки для кормления.
  • Ершик для мытья бутылочек.
  • Подогреватель для бутылочек.
  • Контейнер для смеси. Если приобрести контейнер с тремя отделениями, то его можно брать в поездки. Каждое отделение контейнера рассчитано на одну дозу смеси.
  • Можно приобрести термосумку. Мамочки хвалят термосумку Philips AVENT, в ней тепло сохраняется до 4 часов. К ней прилагается четыре контейнера для смеси. Она компактная и легкая.
  • Стерилизатор для бутылочек. Некоторые мамочки используют стерилизатор для микроволновки, некоторые электрический. Споры о вреде микроволновки ведутся и по сей день, поэтому – может не стоит рисковать?!

В каких случаях нужно сменить смесь?

При неоправданной смене молочной смеси у ребенка может возникнуть расстройство пищеварения. Поэтому смесь нужно менять только по рекомендации врача и при следующих обстоятельствах:

  • Если малыш теряет в весе.
  • Если у него проявляются признаки анемии.
  • В течение длительного времени у малыша наблюдается расстройство ЖКТ.
  • Если после еды ребенок слишком обильно срыгивает.
  • При лактазной недостаточности.
  • Если ребенка сильно мучают газы, у него часто вздувается животик.
  • Если малыш отказывается от еды.
  • При аллергических реакциях на смесь.
  • В случае необходимости введения лечебного питания.
  • После достижения ребенком определенного возраста необходима плановая смена питания.
  • Переход к новой смеси надо осуществлять постепенно. Доза новой смеси плавно увеличивается. Многие педиатры считают, что переход с одной смеси на другую, для ребенка самый настоящий стресс. И делать это просто потому, что вы не нашли в ближайшем магазине нужную смесь – нельзя!

Как приготовить смесь для ребенка?

Как правильно разводить сухую смесь, указано в инструкции. Родители не должны самостоятельно пытаться устанавливать пропорции. В случае если малыш не может наесться, следует увеличивать количественный объем еды, а не количество сухой смеси в одной порции.

Прежде чем приобретать смесь, посмотрите срок ее годности. Перед началом приготовления, тщательно помойте руки. Всегда заранее подготавливайте стерильные бутылочки. Для этого желательно приобрести стерилизатор. Стерильную посуду необходимо держать накрытой. Для этого можно использовать чистое полотенце.

Как приготовить смесь: алгоритм действий

  1. Прочтите внимательно еще раз инструкцию.
  2. Налейте в стерильную бутылочку воду нужной температуры. Воду можно подогревать прямо в бутылочке, используя такое устройство, как нагреватель.
  3. Отмерьте мерной ложкой необходимое количество сухой смеси и засыпьте ее в бутылочку. Количество смеси в мерной ложке должно быть без «горки».
  4. Плотно закройте бутылочку и встряхивайте ее в течение одной минуты. Проверьте, не осталось ли в бутылочке комочков и нужной ли температуры смесь.
  5. Строго соблюдайте все инструкции производителя, никакой самодеятельности!

Можно ли хранить разведенную смесь?

Хранить уже разведенную смесь нельзя, даже в течение 1 часа. Смесь очень питательна и в ней с большим удовольствием размножаются всевозможные вредоносные микроорганизмы.

Смесь нужно готовить на один раз. Если малыш не съел до конца предложенную ему порцию, мамочка без малейшего сожаления должна вылить остатки.

Можно ли разогревать остатки детской смеси?

Некоторые, особо экономные мамочки, пытаются остатки смеси прокипятить и скормить позже ребенку. Бесспорно, вредоносные бактерии таким образом можно убить, но вместе с ними во время кипячения погибнут и полезные. Пользы от такой еды не будет никакой.

Как хранить сухую детскую смесь?

  • Нераскрытую смесь нужно хранить при температуре от 12 до 24 градусов.
  • Запрещено хранить смеси в местах, куда попадают прямые солнечные лучи.
  • Уже начатые смеси хранятся плотно закрытыми — в сухом, прохладном месте.
  • Хранение в холодильнике исключено!

Нужно допаивать ребенка на ИВ?

Обязательно нужно! Иначе запоров не избежать. Педиатры предупреждают мамочек, что ребенок на ИВ должен выпивать за сутки воды объемом в одно кормление.

Какую воду выбрать для приготовления смеси?

  • Нужно использовать безопасную для ребенка воду, которая прошла контроль департаментом здоровья.
  • Можно воду стерилизовать самим. Для этого ее нужно кипятить не менее 10 минут.
  • Хотелось бы отметить, что бутилированная и фильтрованная вода не всегда качественная, так как фильтры нужно регулярно менять, а это делается далеко не всегда.
  • Мамочки должны помнить, что в кипяченой воде через 24 часа снова могут появиться микробы. Поэтому ее не следует долго хранить. Кроме того, при длительном кипячении в воде погибают не только вредные бактерии и микробы, но и полезные.
  • Итак, разводить детские смеси предпочтительно специальной «детской» бутилированной водой, которая продается в магазине. По мнению экспертов, лучшей маркой считается детская бутилированная вода «Малышка». В любимой многими «Фрутоняне» эксперты обнаружили повышенный показатель ртути. А в «Hipp» и «Агуша» недостаточное количество фтора.

Запор у новорожденного при искусственном вскармливании: что делать?

Частота стула у новорожденного ребенка может доходить до 10-12 раз в сутки. У детишек, которые находятся на ИВ, о запоре можно говорить в том случае, если самостоятельного стула не наблюдалось в течение 1 суток.

  • Большинство педиатров в этом случае рекомендуют использовать микроклизмы. Например: микроклизму «Проктум. В состав микроклизмы входит специальный гель, который действует только местно, не оказывая никаких побочных эффектов. Ребенок не испытывает болезненных ощущений при введении микроклизмы. Но увлекаться клизмами не стоит, так как можно нарушить микрофлору в ЖКТ.
  • Также для грудничков врачи рекомендуют слабительные средства: Дюфалак или Лактусан. В состав этих препаратов входит сироп лактулозы.
  • Некоторые педиатры предпочитают назначать при запорах глицериновые ректальные свечи.

Все вышеперечисленные препараты, свечи или клизмы должен назначать врач! А что может сделать мама?

  • Между кормлениями не забывать давать грудничку воду.
  • Массировать ему животик.
  • Делать с малышом гимнастические упражнения. Например, «Велосипед».
  • Почаще выкладывать грудничка на животик.

У ребенка аллергия на смесь: как понять и что делать?

Как только у ребеночка появилась на теле сыпь, его нужно срочно показать врачу. Врач должен исключить другие возможные варианты возникновения сыпи. Как показывает медицинская статистика, детишки чаще всего реагируют на белки, находящиеся в коровьем молоке.

Самые распространенные симптомы аллергической реакции на смесь:

  • Частый жидкий стул.
  • Колики и запор.
  • Обильное срыгивание.
  • Рвота.
  • Одышка.
  • Сыпь.

Что предпринять?

  1. Конечно же, в первую очередь исключить аллерген. Как мы уже говорили, аллергеном, как правило, становится белок коровьего молока. Поэтому новорожденного необходимо перевести на .
  2. Если аллергия протекает в тяжелой форме, аллергологи назначают элементную смесь Нутрилон Аминокислоты. Перевод на новую смесь необходимо осуществлять под контролем врача!

Инструкция

Прежде чем приготовить смесь , подготовьте посуду и приспособления, которые будут использоваться в процессе приготовления. Это различные , чашечки, ложечки и даже небольшие мисочки, специально приспособленные для детского кормления. Тщательно помойте их в кипяченой теплой воде, можно с помощью пищевой соды, так как она способна уничтожать вредоносные бактерии. Для мытья труднодоступных мест, например, дна бутылочки, используйте специальные щеточки.

Далее нужно простерилизовать емкости, предназначенные для кормления малыша. Прокипятите детскую посуду: бутылки, крепежные элементы, колпаки, ложки и специальные шприцы. Стерилизуйте емкости и приспособления в одной и той же посуде, не используйте ее для других целей.

После тщательного приготовления емкости для молочной можно смело приступать к ее приготовлению. Обязательно прочитайте на этикетке продукта о составе, способе приготовления и о пропорциональном количестве смеси. Разводить ее необходимо, строго соблюдая предписания производителя данного продукта, а также правила гигиены. Ведь здоровье малыша - превыше всего.

Существуют смеси с различным режимом приготовления. Некоторые просто разбавляются теплой кипяченой водой, другие необходимо запаривать кипятком. Оптимальная молочной смеси, готовой к употреблению, не должна превышать температуру человеческого тела, то есть 36 градусов. Согласно народному методу, проверка температуры любой детской пищи производится очень простым образом – капните несколько капелек на тыльную сторону ладони, тем самым определив, можно ею ребенка или стоит еще немного охладить.

Храните уже разведенную смесь в случае, если она не была использована в полном количестве, но не более суток. В ней могут все равно сохраняться и размножаться вредоносные бактерии. При комнатной специалисты советуют хранить разведенную смесь не более двух часов. Однако самым лучшим вариантом остается разведение молочной смеси непосредственно перед процессом кормления ребенка. В этом случае вы предотвратите размножение бактерий в питании и обезопасите вашего малыша.

Обратите внимание

Необходимо внимательно изучить способ приготовления каждого отдельного вида смеси, так как он может отличаться.

Детские смеси содержат в себе все необходимые ингредиенты для питания грудных детей. Чаще всего это сухие порошки. Практически все они разрабатываются на основе высококачественного коровьего молока, которое в процессе производства подвергается специальным способам переработки, обогащается витаминами, аминокислотами и микроэлементами. Это делается для того, чтобы конечный продукт был более близок по составу к грудному молоку и соответствовал особенностям пищеварения малышей.

Инструкция

Смесь для кормления должна быть подобрана строго в соответствии c возрастом и здоровьем ребенка. Для этого нужно заранее посоветоваться со своим педиатром, он поможет подобрать , которая лучше всего подойдет вашему малышу.

В природе существует очень много повторяющихся последовательностей:

  • времена года;
  • время суток;
  • дни недели…

В середине 19 века Д.И.Менделеев заметил, что химические свойства элементов также имеют определенную последовательность (говорят, что эта идея пришла ему во сне). Итогом чудесных сновидений ученого стала Периодическая таблица химических элементов, в которой Д.И. Менделеев выстроил химические элементы по возрастанию атомной массы. В современной таблице химические элементы выстроены по возрастанию атомного номера элемента (количество протонов в ядре атома).

Атомный номер изображен над символом химического элемента, под символом - его атомная масса (сумма протонов и нейтронов). Обратите внимание, что атомная масса у некоторых элементов является нецелым числом! Помните об изотопах! Атомная масса - это средневзвешенное от всех изотопов элемента, встречающихся в природе в естественных условиях.

Под таблицей расположены лантаноиды и актиноиды.

Металлы, неметаллы, металлоиды


Расположены в Периодической таблице слева от ступенчатой диагональной линии, которая начинается с Бора (В) и заканчивается полонием (Po) (исключение составляют германий (Ge) и сурьма (Sb). Нетрудно заметить, что металлы занимают бОльшую часть Периодической таблицы. Основные свойства металлов: твердые (кроме ртути); блестят; хорошие электро- и теплопроводники; пластичные; ковкие; легко отдают электроны.

Элементы, расположенные справа от ступенчатой диагонали B-Po, называются неметаллами . Свойства неметаллов прямо противоположны свойствам металлов: плохие проводники тепла и электричества; хрупкие; нековкие; непластичные; обычно принимают электроны.

Металлоиды

Между металлами и неметаллами находятся полуметаллы (металлоиды). Для них характерны свойства как металлов, так и неметаллов. Основное применение в промышленности полуметаллы нашли в производстве полупроводников, без которых немыслима ни одна современная микросхема или микропроцессор.

Периоды и группы

Как уже говорилось выше, периодическая таблица состоит из семи периодов. В каждом периоде атомные номера элементов увеличиваются слева направо.

Свойства элементов в периодах изменяются последовательно: так натрий (Na) и магний (Mg), находящиеся в начале третьего периода, отдают электроны (Na отдает один электрон: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ; Mg отдает два электрона: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2). А вот хлор (Cl), расположенный в конце периода, принимает один элемент: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5 .

В группах же, наоборот, все элементы обладают одинаковыми свойствами. Например, в группе IA(1) все элементы, начиная с лития (Li) и заканчивая францием (Fr), отдают один электрон. А все элементы группы VIIA(17), принимают один элемент.

Некоторые группы настолько важны, что получили особые названия. Эти группы рассмотрены ниже.

Группа IA(1) . Атомы элементов этой группы имеют во внешнем электронном слое всего по одному электрону, поэтому легко отдают один электрон.

Наиболее важные щелочные металлы - натрий (Na) и калий (K), поскольку играют важную роль в процессе жизнедеятельности человека и входят в состав солей.

Электронные конфигурации:

  • Li - 1s 2 2s 1 ;
  • Na - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
  • K - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1

Группа IIA(2) . Атомы элементов этой группы имеют во внешнем электронном слое по два электрона, которые также отдают во время химических реакций. Наиболее важный элемент - кальций (Ca) - основа костей и зубов.

Электронные конфигурации:

  • Be - 1s 2 2s 2 ;
  • Mg - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 ;
  • Ca - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2

Группа VIIA(17) . Атомы элементов этой группы обычно получают по одному электрону, т.к. на внешнем электронном слое находится по пять элементов и до "полного комплекта" как раз не хватает одного электрона.

Наиболее известные элементы этой группы: хлор (Cl) - входит в состав соли и хлорной извести; йод (I) - элемент, играющий важную роль в деятельности щитовидной железы человека.

Электронная конфигурация:

  • F - 1s 2 2s 2 2p 5 ;
  • Cl - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5 ;
  • Br - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4p 5

Группа VIII(18). Атомы элементов этой группы имеют полностью "укомплектованный" внешний электронный слой. Поэтому им "не надо" принимать электроны. И отдавать их они "не хотят". Отсюда - элементы этой группы очень "неохотно" вступают в химические реакции. Долгое время считалось, что они вообще не вступают в реакции (отсюда и название "инертный", т.е. "бездействующий"). Но химик Нейл Барлетт открыл, что некоторые из этих газов при определенных условиях все же могут вступать в реакции с другими элементами.

Электронные конфигурации:

  • Ne - 1s 2 2s 2 2p 6 ;
  • Ar - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 ;
  • Kr - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4p 6

Валентные элементы в группах

Нетрудно заметить, что внутри каждой группы элементы похожи друг на друга своими валентными электронами (электроны s и p-орбиталей, расположенных на внешнем энергетическом уровне).

У щелочных металлов - по 1 валентному электрону:

  • Li - 1s 2 2s 1 ;
  • Na - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ;
  • K - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1

У щелочноземельных металлов - по 2 валентных электрона:

  • Be - 1s 2 2s 2 ;
  • Mg - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 ;
  • Ca - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2

У галогенов - по 7 валентных электронов:

  • F - 1s 2 2s 2 2p 5 ;
  • Cl - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5 ;
  • Br - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4p 5

У инертных газов - по 8 валентных электронов:

  • Ne - 1s 2 2s 2 2p 6 ;
  • Ar - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 ;
  • Kr - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4p 6

Дополнительную информацию см. в статье Валентность и в Таблице электронных конфигураций атомов химических элементов по периодам .

Обратим теперь свое внимание на элементы, расположенные в группах с символов В . Они расположены в центре периодической таблицы и называются переходными металлами .

Отличительной особенностью этих элементов является присутствие в атомах электронов, заполняющих d-орбитали :

  1. Sc - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 1 ;
  2. Ti - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 2

Отдельно от основной таблицы расположены лантаноиды и актиноиды - это, так называемые, внутренние переходные металлы . В атомах этих элементов электроны заполняют f-орбитали :

  1. Ce - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4p 6 4d 10 5s 2 5p 6 4f 1 5d 1 6s 2 ;
  2. Th - 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4p 6 4d 10 5s 2 5p 6 4f 14 5d 10 6s 2 6p 6 6d 2 7s 2

Таблица Менделеева является одним из величайших открытий человечества, позволившим упорядочить знания об окружающем мире и открыть новые химические элементы . Она является необходимой для школьников, а так же для всех, кто интересуется химией. Кроме того, данная схема является незаменимой и в других областях науки.

Данная схема содержит все известные человеку элементы, причем они группируются в зависимости от атомной массы и порядкового номера . Эти характеристики влияют на свойства элементов. Всего в коротком варианте таблицы имеется 8 групп, элементы, входящие в одну группу, обладают весьма сходными свойствами. Первая группа содержит водород, литий, калий, медь, латинское произношение на русском которой купрум. А так же аргентум — серебро, цезий, золото — аурум и франций. Во второй группе расположены бериллий, магний, кальций, цинк, за ними идут стронций, кадмий, барий, заканчивается группа ртутью и радием.

В состав третьей группы вошли бор, алюминий, скандий, галлий, потом следуют иттрий, индий, лантан, завершается группа таллием и актинием. Четвертая группа начинается с углерода, кремния, титана, продолжается германием, цирконием, оловом и завершается гафнием, свинцом и резерфордием. В пятой группе имеются такие элементы, как азот, фосфор, ванадий, ниже расположены мышьяк, ниобий, сурьма, потом идут тантал висмут и завершает группу дубний. Шестая начинается с кислорода, за которым лежат сера, хром, селен, потом следуют молибден, теллур, далее вольфрам, полоний и сиборгий.

В седьмой группе первый элемент – фтор, потом следует хлор, марганец, бром, технеций, за ним находится йод, потом рений, астат и борий. Последняя группа является самой многочисленной . В нее входят такие газы, как гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон. Так же к данной группе относятся металлы железо, кобальт, никель, родий, палладий, рутений, осмий, иридий, платина. Далее идут ханний и мейтнерий. Отдельно расположены элементы, которые образуют ряд актиноидов и ряд лантаноидов . Они обладают сходными свойствами с лантаном и актинием.


Данная схема включает в себя все виды элементов, которые делятся на 2 большие группыметаллы и неметаллы , обладающие разными свойствами. Как определить принадлежность элемента к той или иной группе, поможет условная линия, которую необходимо провести от бора к астату. Следует помнить, что такую линию можно провести только в полной версии таблицы. Все элементы, которые находятся выше этой линии, и располагаются в главных подгруппах считаются неметаллами. А которые ниже, в главных подгруппах – металлами. Так же металлами являются вещества, находящиеся в побочных подгруппах . Существуют специальные картинки и фото, на которых можно детально ознакомиться с положением этих элементов. Стоит отметить, что те элементы, которые находятся на этой линии, проявляют одинаково свойства и металлов и неметаллов.

Отдельный список составляют и амфотерные элементы, которые обладают двойственными свойствами и могут образовывать в результате реакций 2 вида соединений. При этом у них проявляются одинаково как основные, так и кислотные свойства . Преобладание тех или иных свойств зависит от условий реакции и веществ, с которыми амфотерный элемент реагирует.


Стоит отметить, что данная схема в традиционном исполнении хорошего качества является цветной. При этом разными цветами для удобства ориентирования обозначаются главные и побочные подгруппы . А так же элементы группируются в зависимости от схожести их свойств.
Однако в настоящее время наряду с цветной схемой очень распространенной является периодическая таблица Менделеева черно белая. Такой ее вид используется для черно-белой печати. Несмотря на кажущуюся сложность, работать с ней так же удобно, если учесть некоторые нюансы. Так, отличить главную подгруппу от побочной в таком случае можно по отличиям в оттенках, которые хорошо заметны. К тому же в цветном варианте элементы с наличием электронов на разных слоях обозначаются разными цветами .
Стоит отметить, что в одноцветном исполнении ориентироваться по схеме не очень трудно. Для этого будет достаточно информации, указанной в каждой отдельной клеточке элемента.


Егэ сегодня является основным видом испытания по окончанию школы, а значит, подготовке к нему необходимо уделять особое внимание. Поэтому при выборе итогового экзамена по химии , необходимо обратить внимание на материалы, которые могут помочь в его сдаче. Как правило, школьникам на экзамене разрешено пользоваться некоторыми таблицами, в частности, таблицей Менделеева в хорошем качестве. Поэтому, чтобы она принесла на испытаниях только пользу, следует заблаговременно уделить внимание ее строению и изучению свойств элементов, а так же их последовательности. Необходимо научиться, так же пользоваться и черно-белой версией таблицы , чтобы на экзамене не столкнуться с некоторыми трудностями.


Помимо основной таблицы, характеризующей свойства элементов и их зависимость от атомной массы, существуют и другие схемы, которые могут оказать помощь при изучении химии. Например, существуют таблицы растворимости и электроотрицательности веществ . По первой можно определить, насколько растворимо то или иное соединение в воде при обычной температуре. При этом по горизонтали располагаются анионы – отрицательно заряженные ионы, а по вертикали – катионы, то есть положительно заряженные ионы. Чтобы узнать степень растворимости того, или иного соединения, необходимо по таблице найти его составляющие. И на месте их пересечения будет нужное обозначение.

Если это буква «р», то вещество полностью растворимо в воде в нормальных условиях. При наличии буквы «м» — вещество малорастворимое, а при наличии буквы «н» — оно почти не растворяется. Если стоит знак «+», — соединение не образует осадок и без остатка реагирует с растворителем. Если присутствует знак «-», это означает, что такого вещества не существует. Иногда так же в таблице можно увидеть знак «?», тогда это обозначает, что степень растворимости этого соединения доподлинно не известна. Электроотрицательность элементов может варьироваться от 1 до 8, для определения этого параметра так же существует специальная таблица.

Еще одна полезная таблица – ряд активности металлов. В нем располагаются все металлы по увеличении степени электрохимического потенциала. Начинается ряд напряжения металлов с лития, заканчивается золотом. Считается, что чем левее занимает место в данном ряду металл, тем он более активен в химических реакциях. Таким образом, самым активным металлом считается металл щелочного типа литий. В списке элементов ближе к концу так же присутствует водород. Считается, что металлы, которые расположены после него, являются практически неактивными. Среди них такие элементы, как медь, ртуть, серебро, платина и золото.

Таблица Менделеева картинки в хорошем качестве

Данная схема является одним из крупнейших достижений в области химии. При этом существует немало видов этой таблицы – короткий вариант, длинный, а так же сверхдлинный. Самой распространенной является короткая таблица, так же часто встречается и длинная версия схемы. Стоит отметить, что короткая версия схемы в настоящее время не рекомендуется ИЮПАК для использования.
Всего было разработано больше сотни видов таблицы , отличающихся представлением, формой и графическим представлением. Они используются в разных областях науки, либо совсем не применяются. В настоящее время новые конфигурации схемы продолжают разрабатываться исследователями. В качестве основного варианта используется либо короткая, либо длинная схема в отличном качестве.

Все химические элементы можно охарактеризовать в зависимости от строения их атомов, а также по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. Обычно характеристику химического элемента дают по следующему плану:

  • указывают символ химического элемента, а также его название;
  • исходя из положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева указывают его порядковый, номер периода и группы (тип подгруппы), в которых находится элемент;
  • исходя из строения атома указывают заряд ядра, массовое число, число электронов, протонов и нейтронов в атоме;
  • записывают электронную конфигурацию и указывают валентные электроны;
  • зарисовывают электронно-графические формулы для валентных электронов в основном и возбужденном (если оно возможно) состояниях;
  • указывают семейство элемента, а также его тип (металл или неметалл);
  • указывают формулы высших оксидов и гидроксидов с кратким описанием их свойств;
  • указывают значения минимальной и максимальной степеней окисления химического элемента.

Характеристика химического элемента на примере ванадия (V)

Рассмотрим характеристику химического элемента на примере ванадия (V) согласно плану, описанному выше:

1. V – ванадий.

2. Порядковый номер – 23. Элемент находится в 4 периоде, в V группе, А (главной) подгруппе.

3. Z=23 (заряд ядра), M=51 (массовое число), e=23 (число электронов), p=23 (число протонов), n=51-23=28 (число нейтронов).

4. 23 V 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 – электронная конфигурация, валентные электроны 3d 3 4s 2 .

5. Основное состояние

Возбужденное состояние

6. d-элемент, металл.

7. Высший оксид – V 2 O 5 — проявляет амфотерные свойства, с преобладанием кислотных:

V 2 O 5 + 2NaOH = 2NaVO 3 + H 2 O

V 2 O 5 + H 2 SO 4 = (VO 2) 2 SO 4 + H 2 O (рН<3)

Ванадий образует гидроксиды следующего состава V(OH) 2 , V(OH) 3 , VO(OH) 2 . Для V(OH) 2 и V(OH) 3 характерны основные свойства (1, 2), а VO(OH) 2 обладает амфотерными свойствами (3, 4):

V(OH) 2 + H 2 SO 4 = VSO 4 + 2H 2 O (1)

2 V(OH) 3 + 3 H 2 SO 4 = V 2 (SO 4) 3 + 6 H 2 O (2)

VO(OH) 2 + H 2 SO 4 = VOSO 4 + 2 H 2 O (3)

4 VO(OH) 2 + 2KOH = K 2 + 5 H 2 O (4)

8. Минимальная степень окисления «+2», максимальная – «+5»

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Охарактеризуйте химический элемент фосфор
Решение 1. P – фосфор.

2. Порядковый номер – 15. Элемент находится в 3 периоде, в V группе, А (главной) подгруппе.

3. Z=15 (заряд ядра), M=31 (массовое число), e=15 (число электронов), p=15 (число протонов), n=31-15=16 (число нейтронов).

4. 15 P 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 3 – электронная конфигурация, валентные электроны 3s 2 3p 3 .

5. Основное состояние

Возбужденное состояние

6. p-элемент, неметалл.

7. Высший оксид – P 2 O 5 — проявляет кислотные свойства:

P 2 O 5 + 3Na 2 O = 2Na 3 PO 4

Гидроксид, соответствующий высшему оксиду – H 3 PO 4 , проявляет кислотные свойства:

H 3 PO 4 + 3NaOH = Na 3 PO 4 + 3H 2 O

8. Минимальная степень окисления «-3», максимальная – «+5»

ПРИМЕР 2

Задание Охарактеризуйте химический элемент калий
Решение 1. K – калий.

2. Порядковый номер – 19. Элемент находится в 4 периоде, в I группе, А (главной) подгруппе.