Эор дошкольное образование. Интернет ресурсы дошкольного образования

Введение……………………………………………………….

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов …………………………

1.1 Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности ……………………………………………………...

1.2 Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов …………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………...

Приложения

Введение

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.

Цель работы: Разработать ЭОР, для использования на уроках и в качестве методической копилки учителя;

    Изучить методическую литературу и источники сети Интернет;

    Изучить современные инструментальные программные средства для создания электронных образовательных ресурсов и сайтов.

    Определить структуру и содержание электронного образовательного ресурса «Профильное обучение информатике».

    Разработать ЭОР «Профильное обучение информатике».

Методы исследования

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов

      Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности

В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий для получения соответствующих специальности компетенций.

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?

Всего их пять:

    интерактив;

    мультимедиа;

    моделинг;

    коммуникативность;

    производительность.

Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

    получение информации;

    практические занятия;

    аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

      конспекты не писать;

    сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Классификацию электронных образовательных ресурсов целесообразно соотнести с видами образовательной деятельности. Наиболее известный вид – учебная работа, которая регламентируется Государственными образовательными стандартами (ГОС), учебными программами и организуется в различных формах: очной, заочной (дистанционной) и др. К учебной работе относится также сегмент самообразования, характерный для повышения профессиональной квалификации.

Значительное место в образовательной деятельности самых широких слоев населения определяется активностью, направленной на удовлетворение культурных и социальных запросов, разностороннее развитие личности и формирование общественной позиции.

К образовательной деятельности относится также получение справочной информации, необходимой в работе, учебе, личной жизни.

Соответственно, ЭОР разбиваются на три больших группы: учебные, социокультурные, информационно-справочные – рисунок 1.

Рисунок 1 – Классификация ЭОР

В рамках современной образовательной парадигмы, объединяющей три основных компонента обучения: получение информации, практические занятия и аттестацию, учебные продукты целесообразно подразделить на три соответствующих типа.

ЭОР можно классифицировать также по технологическим признакам, способам доставки и другим критериям. Для нас важно разделять текстографические ЭОР (иллюстрированный текст), аудиовизуальные (состоящие из одного медиаэлемента) и интерактивные мультимедийные ЭОР.

По способу доставки пользователю ЭОР подразделяются на продукты для глобальных компьютерных сетей, именуемые еще интернет-ресурсами, и ЭОР на локальных носителях (чаще всего – на оптических компакт-дисках).

Классификационная система ЭОР, позволяющая:

1) оперативно определять вид ЭОР в рамках предложенной системы;

2) выбирать адекватную технологию разработки нового или совершенствования ранее разработанного ЭОР, обеспечивающую его обучающую эффективность;

3) оптимизировать процесс анализа потребностей вузовского обучения в конкретных видах ЭОР (факультетов и кафедр) в соответствии с компетентностной моделью специалиста (выпускника кафедры, вуза).

При разработке классификационной системы ЭОР мы ориентировались на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного и личностно ориентированного деятельностного подходов.

Концептуальной основойразработки оперативной системы классификации ЭОР стали следующие принципы:

    определение целевой (функциональной) направленности разрабатываемых ЭОР в соответствии:

    с логикой учебно-познавательного процесса, разворачивающегося по конкретной учебной дисциплине

    с запросами кафедры и ожидаемыми образовательными результатами в виде конкретных профессиональных компетенций или их структурных элементов;

    с необходимостью обеспечения заявленного уровня развития компетенций для конкретных специальностей;

    определение соответствия учебного содержания ЭОР новым моделям (технологиям) организации вузовского обучения (обеспечению необходимого уровня интерактивности организации учебного содержания ЭОР);

    использование достижений новых информационных технологий при разработке ЭОР;

    обеспечение всех компонентов образовательного процесса для формирования необходимых компетенций по специальности (на соответствующих кафедрах УрФУ).

Указанные принципы легли в основу выбора критериев нашей классификационной системы, в соответствии с которой все многообразие ЭОР, создаваемых в вузе, можно объединить в следующие группы:

    ЭОР, различающиеся по критерию функционального предназначения, а именно:

    информационные ЭОР (вспомогательные и справочные источники информации: справочники, словари, электронные энциклопедии, библиография (основная и дополнительная литература), сайтография и т.п.);

    обучающие ЭОР (видеолекции, электронные УМК, электронные учебники система электронных практических занятий, виртуальные лабораторные работы и т.п.,);

    контрольно-диагностические ЭОР.

    ЭОР, различающиеся по уровню интерактивности (по форме взаимодействия пользователя с контентом ЭОР – Осин):

    ЭОР, предполагающие работу пользователя с неизменным видом контента (условно-пассивная форма интерактивности) ;

    ЭОР, обеспечивающие взаимодействие с контентом на уровне элементарных операций с его элементами (условно-активная форма интерактивности);

    ЭОР, предполагающие самостоятельный выбор пользователем методически обоснованной последовательности действий, приводящих к заданному обучающему результату (деятельная форма интерактивности);

    ЭОР, обеспечивающие произвольную манипуляцию с объектами и процессами, представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с контентом (исследовательская форма интерактивности).

3. ЭОР, различающиеся по способу взаимодействия пользователя с ресурсом:

    с помощью персонального компьютера (с локального носителя, через Интернет);

    сопроводительные ЭОР (используется преподавателем в мультимедийной аудитории, в компьютерном классе, для web-семинара);

    работа с использованием мобильных устройств;

    интеграция в систему управления процессом обучения (LMS);

    с помощью электронной книжки (Elnk).

4. ЭОР, различающиеся по формату представления:

    текстовые документы (MS Word, Adobe PDF, HTML, CHM) ;

    тексты с автоматизацией проверки;

    видео и аудио файлы;

    интерактивные мультимедиа ресурсы (Adobe Flash);

    презентации (Power Point);

    программные продукты (виртуальные практикумы);

    с интегрированием видео, аудио и flash компонентами;

    SCORM – пакеты.

5. ЭОР, различающиеся по технологии изготовления:

    электронный учебник в формате SCORM;

    видео-ресурс;

    HTML + Flash (mediatransformater) ;

    Flash-ресурс.

Разработанная классификация ЭОР в соответствии со спецификой обучающей деятельности на кафедрах и факультетах будет способствовать адекватности выбора ЭОР и повышению эффективности обучения на их основе.

С целью обеспечения единой терминологии вводится следующая классификация ЭОР:

    Нормативно-методические ЭОР (учебные планы, рабочие программы дисциплин).

Обучающие основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний; по функциональному признаку (значению и месту в учебном процессе) делятся на:

  • информационно-обучающие (учебники: сетевые, мультимедийные, электронные текстовые; учебные пособия; электронные учебные издания; лекции (тексты лекций (полные, краткие), конспекты лекций, видео- и аудио лекции (их курсы и фрагменты);

    информационно-вспомогательные(справочники, словари/глоссарии, электронные энциклопедии, сборники документов и материалов, указатели научной и учебной литературы (библиография – основная и дополнительная литература –, сайтография), научные публикации педагогов, материалы конференций статьи специалистов, первоисточники, фрагменты из бумажных учебных пособий, фрагменты чат-занятий, стенограммы проведенных ранее чат-дискуссий по изучаемой теме, авторские работы обучаемых по изучаемой теме или их значимые фрагменты, рецензии специалистов на работы студентов, презентации, сопровождающие лекцию / практическую / лабораторную работу, хрестоматии);

    практико-ориентированные (задания для самостоятельной работы студентов, практикумы, сборники задач и упражнений, виртуальные лабораторные и практические работы, семинарские занятия и т.п.);

    контрольно-диагностирующие (задания для самоконтроля).

Электронные образовательные ресурсы ДОУ

Банникова Анна Викторовна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 34 «Сказка»

В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации.

До недавнего времени в образовательных учреждениях работали, в основном, библиотеки с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но поскольку перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видеои аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии и т. д.

Термины «медиа», «медиатека» в первые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе 1991 год. «Медиа» (мн. число) - это не только аппаратное устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация.

В нашем детском саду доступ педагогов и воспитанников к Интернет - ресурсам не осуществляется. Педагогический персонал использует при проведении НОД, только мультимедийное оборудование, аудиозаписи по ПДД и ПБ, которые находятся в доступном месте методического кабинета.

Основа семейной медиатеки – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, переодики), аудио-, видеоматериалы и пр. Создавая фонд, необходимо помнить, что он должен удовлетворять интересы детей и воспитывать взрослых; содержать хрестоматии по семейной педагогике и психологи, психологи детства; педагогические, психологические энциклопедии, словари, монографии, методические и учебно-методические пособия и материалы, художественную литературу для семейного чтения и др. документы.

В состав семейной медиатеки могут быть включены:

мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;

мультимедийные энциклопедии, словари;

развивающие и обучающие программы;

собрания медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа-ресурсы и др.);

коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

Пользуясь медиатекой, дети и взрослые с помощью воспитателя (социального педагога, психолога) выбирают необходимую литературу, видеокассеты с записями художественных, учебных фильмов и мультфильмов, диски с электронными развивающими играми и пр.

Общее количество ЭОР, находящихся в медиатеке составляет - 31 шт.

Возможность создать свой персональный мини-сайт. Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения.

наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»


Электронные образовательные ресурсы

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.

А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Это самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.

Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение.

Моя подборка ЭОР, которая помогает мне в работе. Условно ее можно разделить на три части (нормативная база, методические наработки, все для подготовки непосредственно-образовательной, досуговой, нерегламентированной деятельности)


1. Нормативня база

http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации

edu - " Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://www.twirpx.com/ Все для студента (книги, методическая литература, методические наработки)

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)

http://www.detskiysad.ru/ Детский сад.ру сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, о проведении праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях, о детской психологии, об игрушках и о многом другом.
В библиотеке сайта собрано множество методических указаний по организации жизни детей в семье и в детских дошкольных учреждениях.

http://1september.ru/ Издательский дом "Первое сентября"

http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://playroom.com.ru/ Игровая комната
Материалы для организации детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скогороговорки, перевертыши, считалки, логические задачки и пр. Коллекция текстов детских песен из фильмов и мультиков. Компьютерные игры для детей разного возраста в свободном доступе (игры развивающие, логические, изучение счета и алфавита). Вспомогательный материал для уроков английского: коллекция картинок с подписями на английском языке и транскрипцией. Конкурс детского рисунка on-line. Сборник детских раскрасок. Коллекция сказок. Обзор новостей сайта.

http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.

http://www.i-gnom.ru сайт Интернет - Гномик! Насайте вы сможете найти информацию о познавательном развитии дошкольников.

http://ltnb.ru/ Волшебная академия Детский учебно-развлекательный портал (сценарии праздников, расскраски, флеш-игры)

http://skazochnikonline.ru/ Добрый сказочник (сценарии праздников, сказки, аудио-сказки, музыка, детские песни)

http://www.kokokokids.ru Этот блог в основном посвящён тому, что можно сделать вместе с детьми или для них. Особенно хорошим играм, разным способам рисования и другим видам творчества для самых маленьких.

http://www.prazdnik.by Сценарии детских праздников

http://detsadclub.ru Сценарии детских праздников

4. Развивающие игры, детские презентации и флэш-игры, которые ребёнок может запускать сам.

http://nachalka.info/preschool?id=1005260 VIRTUAL KIDS Один из лучших сайтов для детей и юношества (лауреат Интернет премии). Сайт создаст условия для самостоятельной работы и развлечений детей младшего возраста. Имеется возможность общения со сверстниками, участия в конкурсах, много информации полезной для самообразования. На сайте размещена информация для родителей и педагогов.

ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ

http://viki.rdf.ru/ можно найти любую презентацию по всем образовательным областям

http://sibmama.ru Презентации для детей

http://tmntpk.ucoz.ru/publ/21-1-0-83 Методический портал (обучающие презентации)

http://www.tvoyrebenok.ru/prezentacii_dlya_detey.shtml Сайт для детей "Твой ребенок" предлагает вам бесплатно скачать детские презентации, которые помогут мамам и педагогам в воспитании ребенка гармонично развитым. Презентации для детей , представленные в разделе, содержат информацию на различную тематику: страны мира, животные и насекомые, фрукты и овощи, математика и многое другое.

900 детских презентаций и 300 флеш-игр ребёнку с 1 года

http://900igr.net/ развивающие игры - детские презентации и флэш-игры, которые ребёнок может запускать сам.

Свелана Ефремова
ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира , в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новое требование к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования – необходимость использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) в организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ .

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в образование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) . Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства. Наибольший интерес вызывают мультимедийные ЭОР, позволяющие осуществлять полисенсорное воздействие, используя как зрительный канал (текст, фото, видео, анимацию, так и слуховой (аудио записи) : учебных видеофильмов, звукозаписей, обучающих, развивающих и коррекционных программ (при этом самостоятельного доступа к таким ЭОР у дошкольников нет , отбор ресурсов и условия их применения определяются педагогами). Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Многие педагоги и психологи (Б. С. Гершунскоий, А. А Журина, И. Г. Захарова, К. В. Петрова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными.

Необходимость широкого использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ прямо определяется требованиями к результатам реализации образовательных программ , определяемыми ФГОС ДО.

Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения в непосредственной образовательной деятельности значительно улучшается организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста , что повышает ее качество, делает каждое занятие нетрадиционным, красочным, ярким и доступным для восприятия детей. В работе с детьми используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками . Особенностью применения ЭОР состоит в том, что педагог разрабатывает для каждого вида занятия определенный электронный материал и встраивает его в традиционную систему занятий. Презентации помогают детям при изучении нового материала, позволяют проникнуть в сущность процессов и явлений.

Например, при ознакомлении детей конкретными природными явлениями используют слайды с изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. ЭОР могут моделировать природные явления, которые практически невозможно показать ДОУ. Такое использование электронных образовательных ресурсов позволяет прививать детям навыки исследовательской деятельности , формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать мышление. Например : рассматривание областей неживой природы (вода, воздух, лед и др.) ; живой природы (растения, животные, и экосистема лес) ; взаимодействие человека с природой.

В развитии речи, педагоги используют мультимедийные программы развивающего характера. Из всего многообразия хорошо зарекомендовали себя программы издательства «Новый диск» , «Медиа Хауз» , фирма «1С» . Работа с данной программой предполагает многообразные формы деятельности детей . Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая) .

Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны можно использовать на занятиях DVD диски из серии «Чудо - малыш» . Данные диски дополняют аудиодисками с записью текстов сказок, звуками предметного мира, мира природы, обучению построению предложений. Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков можно проводить большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций .

Итак, применение электронных образовательных ресурсов в непосредственной образовательной деятельности является эффективным способом передачи знаний , который соответствует качественно новому содержанию обучения, повышению познавательной мотивации в развитии старших дошкольников . Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) хороший помощник в подготовке педагога к занятиям.

Список используемой литературы и источников :

1. Авдеева С. М. Российская школа на пути к информационному обществу/ С. М. Авдеева // Вопросы образования . – 2005. – № 3. – С. 33–53.

2. Салихова З. М. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / З . М. Салихова, Ю. В. Минеева, Н. И. Левшина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года [Электронный ресурс]: Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/360/885 (дата обращения : 16.11.2014).

3. Тихомиров О. К. Психологические проблемы компьютеризации

/ О. К. Тихомиров // Вопросы философии. – 2006. – № 3. – С. 15–19.

Публикации по теме:

Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников. Выступление из опыта работы «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста РафиковаНурияХамзяевна.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

Открытое занятие «Развитие изобразительных навыков дошкольников в непосредственной образовательной деятельности» Муниципальное бюджетное общее образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70 им. Героя Советского Союза А. В. Мельникова.

Конспект непрерывной образовательной деятельности о труде нефтяников для старших дошкольников. Программные задачи: 1. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:

Орел Наталья Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ №124Санкт-Петербурга

Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Создан сайт и у нашего учреждения, работа по его содержательному наполнению ведется постоянно. Создана единая информационно-образовательная среда ОУ.

Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, медиатека ДОУ и другие. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, так как материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.

Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке, осваивают новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество и др. Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, районных методических объединениях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции... Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).

Актуальность использования ЭОР для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. ¢В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. ¢Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. ¢Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. ¢Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление и ЭОР ¢Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. ¢Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагаем готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом помогут ЭОР. ¢ЭОР делают процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключена в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации конкретизации. ¢Игры и упражнения на установление причинно- следственных связей в природных и социальных явлениях. ¢Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности. ¢Загадки. Задачи-шутки. ¢Игры-головоломки. ¢Игры с счетными палочками. ¢Разгадывание ребусов. ¢«Неправильные» сказки. ¢

Ц елесообразно использование в процессе применения ЭОР трех групп специальных приемов:

«рефлексионных» - обеспечивающих начальную ориентировку, мотивацию и поддержку интереса к деятельности (обсуждение вопросов «Что мне больше всего понравилось?», «Что увидели необычного?»);

«когнитивных» - активизирующих познавательно-поисковую деятельность (просмотр ресурса с предварительной установкой (обнаружить заданный предмет, деталь, силуэт), поиска по условию или вопросу (найти ответ на загадку, узнать по силуэту), передвижение по плану (залов музея, избы), сопоставление фотографии и изображения по остановленному кадру (поиск различий и общего));

«аффективно-эстетических» - стимулирующих проявление эмоциональной отзывчивости, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических и творческих способностей (синтестезии, эстетических предпочтений, ассоциирования, воображения): использование фрагментов продуктивной и творческой деятельности в процессе просмотра (подбор атрибутов к изображению в медиаресурсе, пластическое изображение «характера» персонажа, предмета, пояснение ассоциаций по ходу рассматривания, срисовывание формы или узора по остановленному кадру, озвучивание фрагментов, приемы ролевого поведения («экскурсия» от лица персонажа)).

При этом, как содержание ЭОР (при их проектировании), так и приемы сопровождения должны быть ориентированы на создание целостного образа воспринимаемого, чему способствуют корректность в представлении и интерпретации образов, подчиненность арсенала заданий и приемов целостности восприятия за счет их особой «компоновки», «повторяющей» известные стадии рассматривания объекта (О.Л. Некрасова-Каратеева, М.В. Осорина): стадии контактно-ориентационная, информационная (ориентационно-аналитическая), «качественного анализа образов», «анализа отношений», «формирование обобщенных смыслов», «выход из контакта».

Необходимо использование разнообразных (по направленности, структурно-содержательным и формальным характеристикам, предпочтительнее, с высокой степенью интерактивности) ЭОР, что позволяет создавать ситуации «новизны» и поддерживает интерес детей; а также, вариативность методического сопровождения использования медиаресурсов, определяемая образовательными целями, возрастными возможностями, особенностями группы, характеристиками самого ресурса. При достаточно высокой степени интерактивности ресурса (сайты, виртуальные экскурсии) необходима более пассивная роль педагога: начальная ориентация в его «пространстве» и возможностях, учитывая сложную структуру ресурса, поддержка интереса к деятельности посредством диалога об увиденном, эмоциональное «совосприятие» в процессе просмотра; при использовании ЭОР с высокой степенью автодидактизма и интерактивности (компьютерных игр) целесообразным является «рефлексионный» аспект (диалог об «успехах» и неудачах) и «релаксационный» аспект (упражнения на снятие статического и зрительного напряжения, смена деятельности); при применении ЭОР с невысокой степенью интерактивности (более «дидактичных» материалах: видовых фильмах, самостоятельно созданных воспитателями электронных презентациях), учитывая недостаточный уровень развития у дошкольников познавательной деятельности, самостоятельности, художественно восприятия, требуется особое сопровождение: задания и приемы, активизирующие дифференциацию воспринимаемого, «переработку» и присвоение (интериоризацию) информации.

Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволяет не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком. В настоящее время, пока не решена проблема связи всех ПК в локальную сеть, поддерживать активное взаимодействие с внешним миром позволяет сайт ДОУ, который связан гиперссылками с групповыми сайтами и сайтами специалистов.

Обобщение результатов позволяет констатировать: целесообразность и эффективность использования ЭОР «информационно-демонстрационной» направленности в приобщении старших дошкольников к искусству; применение данных средств на дошкольной ступени имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными возможностями детей и поставленными образовательными целями, что определяет «активную» технологию сопровождения их применения.