Что нужно знать репетитору по английскому языку. Нужна ли лицензия репетитору

Репетитор английского в современное время - это не только учитель, а еще коуч и наставник в изучении языка. Главная задача - не только научить человека основам грамматики, но и помочь преодолеть психологический барьер при разговоре на другом языке, а также поддерживать должный уровень мотивации при изучении.

Журнал Reconomica уже не раз поднимал тему изучения английского языка, а сегодня у нас в гостях Сергей Ильич Боркович из Ярославля, репетитор английского, который расскажет о своем опыте работы и подскажет, как же стать репетитором.

Меня зовут Сергей Ильич Боркович, мне 24 года, и я являюсь частным репетитором английского языка в городе Ярославль.

Собственно, английского - это, как правило, выпускники факультета иностранных языков, хотя иногда бывают талантливые самоучки, реже - люди с опытом обучения и проживания в англоязычной стране.

По моему мнению, самые главные навыки репетитора в современных условиях - это коммуникабельность, гибкость мышления и, как бы не было странно, чувство юмора.

Еще на этапе переговоров о грядущих занятиях вы должны оценить клиента. Оценить его цели, способности, исходные данные и, что немаловажно, платежеспособность.

По сути дела, начальный этап - это такие бизнес-переговоры, где вы должны уметь понимать клиента.

Что касаемо чувства юмора, то вы должны расположить к себе человека в первые минуты общения и создать о себе представление жизнерадостного и находчивого человека.

Как стать репетитором

Стать репетитором достаточно несложно.

  1. Вы должны посмотреть средний ценник в вашем регионе и отталкиваться от этого. Советую на первых порах не занижать ценник, это в глазах потенциальных клиентов будет выглядеть достаточно подозрительно, но и сильно завышать - нет смысла.
  2. Вам надо найти хорошие рекламные площадки, которые пользуются спросом, как правило, - это Авито и Юла, реже - группы ВК, также если вы живете в относительно небольшом городе - вам очень может помочь собственный сайт.
  3. Определитесь, с какими возрастными группами вы хотите работать. Поясню чуть более подробно. Если вы будете заниматься с маленькими детьми, то ценник будет небольшой, потому что очень много студентов первых курсов готовы работать за 250 рублей в час, взрослые люди готовы платить от 500 рублей в час и более. К тому же, немаловажная вещь - взрослые люди сами решили заниматься, и потому особых проблем с мотивацией не будет, в то время, как большинство детей не хотят заниматься и будут просто ждать окончания урока, на корню убивая в вас желание работать.

Тренировочные задания по английскому языку.

Доход

Далее хотелось бы более подробно объяснить по поводу дохода. Мой доход прямым образом зависит от количества постоянно занимающихся учеников, следовательно, первые пару месяцев не будут особенно прибыльными, так как вы будете наращивать свою клиентуру.

В свою первую неделю репетиторства я заработал всего 4 300 рублей. Полгода спустя, я увеличил свой доход до 15-18 тысяч рублей в неделю.

Поиск клиентов

Самое главное в этой сфере - это постоянный поиск клиентов. Авито и Юла с этим хорошо справляются, но все-таки лучше оплачивать дополнительную раскрутку ваших объявлений, это будет стоить примерно 500 рублей в неделю. Также неплохо помогает бесплатный сервис biscarra (не реклама), еще думаю сделать себе сайт.

Как правило, средний приток - 1-2 новых клиентов в неделю и минус 1-2 клиентов в месяц, но тут все зависит от сезона, например, летом достаточно тяжело искать новых клиентов, в то время как осенью идет большое количество звонков.

Также хотелось бы отметить, что сарафанное радио работает и дает свои плоды, иногда бывали такие случаи, что один клиент приносил мне по 10-15 новых учеников.

Средний период занятий одного клиента - 6-12 месяцев, особенно много людей бросают заниматься в первые 3 недели занятий, поскольку начинают понимать, что репетитор - не волшебник, и придется учить некоторые вещи самому.

Поэтому, как я и говорил в начале, не нужно быть просто учителем, нужно мотивировать людей на изучение языка, дать им понять, что они начинали это все не для того, чтобы так взять и бросить.

Методика преподавания

В изучении ЛЮБОГО иностранного языка методика одна - знать грамматику, учить слова, практиковать разговорную речь.

Следовательно, если вы видите объявления с описанием суперметодик в стиле «вы заговорите через 2 часа» или «владею методикой ускоренного изучения по технологии 25 кадра», то знайте - это явная ложь.

Как правило, уроки и методика преподавания немного разнятся от случая к случаю, но в целом средний человек хочет изучить язык для общения, путешествий и для просмотра фильмов в оригинале. Основная методика выглядит так: примерно 6-8 уроков, чтобы изучить необходимый уровень грамматики, а остальные уроки - это разговорная практика.

Я не большой сторонник бесконечного изучения теории, самое главное в языке - это практика.

Интересные случаи

Естественно, репетиторство - это работа с людьми, поэтому иногда приходится сталкиваться с не совсем адекватными клиентами, сходу могу рассказать лишь про пару самых интересных случаев.

Первый странный случай со мной произошел на втором месяце работы. Ко мне пришел заниматься парень из 11 класса и через 30 минут пытался продать мне наркотические вещества. По его словам, оказалось, что он подрабатывает закладчиком, мне пришлось от него отказаться, но его родителям я не сообщил, так как у меня не было доказательств, как говорится, не пойман - не вор.

Второй случай был более забавным. Мне позвонила девочка, примерно 14-15 лет, и договорилась о занятии. Я согласился ее принять, скинул свой адрес и время урока по смс. В назначенное время она пришла, первые минут 20-30 урок прошел достаточно хорошо, но потом что-то пошло не так. Она начала просить меня, чтобы уроки проходили в библиотеке, потому что ей некомфортно находиться с мужчиной в квартире. На что я ей возразил что, если ее что-то не устраивает, она может найти репетитора-женщину, но она ответила, что заниматься она хочет только со мной, но в библиотеке, больше я не встречался с этой девочкой.

Также иногда я понимал, что клиент неадекватный еще на этапе разговора по телефону. Из таких людей я помню изрядно выпившего мужчину, который мне позвонил и представился полковником спецслужб в отставке. Он говорил, что хотел бы выучить язык с нуля, потом, правда, сказал, что его и так хорошо знает и что ему лишь нужен собеседник, потом опять запутался в показаниях и положил трубку.

Учебник по грамматике.

Плюсы и минусы работы

Даже несмотря на такие мелочи, как иногда встречающиеся неадекватные люди, в целом, работа репетитором несет в себе много плюсов:

  • Гибкий график работы. Если вы, по природе своей, сова, то вам не придется рано вставать, если вы не хотите.
  • Вы работаете из дома (я лично на выезды не соглашаюсь, даже за доплату).
  • Возможность выбирать себе клиентов. Если человек вам не нравится по каким-либо параметрам - вы можете от него отказаться.
  • Возможность не ограничиваться своим городом. Вы можете работать через скайп с клиентом из любой точки мира.
  • Своевременная оплата. Не надо ждать зарплаты, клиент платит сразу после урока.
  • Если вы любитель педагогических экспериментов, то эта работа для вас.
  • Иногда можно завести полезные знакомства.

Чтобы быть честным, надо осветить и минусы данной профессии:

  • Как я уже описывал выше, можно столкнуться с неадекватными людьми, хотя это касается всех профессий, где есть постоянный контакт с людьми.
  • Частые переносы уроков. У меня еще не было ни одной недели, чтобы кто-то не уехал, не заболел или просто перенес урок.
  • Если у людей что-то не получается, то приходится их постоянно мотивировать и побуждать идти дальше, это, конечно же, отнимает силы и время.
  • Если хотите пенсию, то придется оформляться как ИП, что достаточно долго и надо вести налоговый и финансовый учет, поэтому большинство репетиторов не зарегистрированы как ИП.
  • В летнее время наблюдается небольшой спад учеников, следовательно, меньше ваш собственный доход.
  • Нет карьерного роста и очень тяжело идти куда-то вперед, хотя есть репетиторы, которые со временем начинают создавать свои собственные репетиторские центры и онлайн школы. Однако таких людей крайне мало, остальные же репетиторы просто топчутся на месте годами.

Если вы прочитали эту статью и захотели стать репетитором, я хотел бы вам дать несколько советов:

  1. Старайтесь отличаться от основной массы репетиров неординарным подходом к обучению, не бойтесь пробовать новое.
  2. Репетитор - это не только учитель, но еще и бизнесмен, изучайте маркетинг, учитесь вести переговоры, будьте убедительны.
  3. Самосовершенствуйтесь, знайте свой предмет лучше всех в вашем городе.
  4. Не жадничайте на рекламе, реклама - наше все.
  5. Не снижайте ценник, даже на старте.
  6. Не стойте на месте, идите вперед и развивайтесь в плане бизнеса, идите к тому, чтобы открывать свои школы.

Надеюсь, что моя информация вам помогла, удачи вам!

Доброго времени суток!

Я на сингапурских курсах вместе с молодыми учителями, у которых я научилась нестандартно мыслить

Этот пост будет посвящён тем, кто в будущем, а может и сейчас, планирует стать репетитором английского языка!

В своё время, когда (заниматься индивидуально), возможности спросить обо всех тонкостях работы у кого-то не было. Всё делала так, как подсказывала интуиция и книги.

Конечно, я изучала в институте методику преподавания, но пока не столкнёшься с реальностью, не поймёшь всех моментов.

А уж тем более, многие просто бояться начинать работать индивидуально с учеником (а вдруг не получиться?не понравится мне или ученику?)

В силу своей огромной заинтересованности в предмете я стала осваивать сферу частных занятий более детально, много читать и знакомиться с опытом других репетиторов.

Частными занятиями я занимаюсь уже 8 лет. В течение этих лет я изучала особенности и тонкости работы один на один, посещала вебинары, покупала литературу по этой теме. Мне хотелось знать об этом всё. Мне это интересно. Это не так легко, как многие думают.

Совет №1

Любовь к предмету — главное!

Если вы решили стать репетитором, первый и самый важный совет, который я могу дать — это ЛЮБОВЬ к своему предмету. Если вы обожаете предмет, которому собираетесь обучать — это всё! Вы обязательно зарядите своей энергией ученика, поможете преодолеть ему все его страхи перед иностранным языком!

Если вы рассматриваете репетиторство только как возможность хорошо заработать — это не есть хорошо, вы не получите удовольствия и самоудовлетворения от процесса и долго не протяните. Ни в коем случае не надо допускать, чтобы деньги управляли вами! Будете работать с удовольствием, на результат — деньги сами к вам будут проситься))

Совет №2

Как составить правильно объявление?

Если вы решили подать объявление о своих услугах, то помните, что грамотно составленное объявление о репетиторстве — половина успеха. По своему опыту могу сказать, что объявления с фото имеют больше просмотров, нежели без него. Поэтому фото желательно! В самом тексте обязательно указываете:

ФИО полностью

Предмет, который преподаёте (не пишите сразу много предметов в одном объявлении, это многих отталкивает)

Немного о себе (образование, что заканчивали, ваши звания и заслуги по предмету)

Какие услуги оказываете (например, подготовка к ГИА и ЕГЭ, работаете только со школьниками или наоборот со взрослыми, обучаете разговорному английскому и т.д.)

Цена занятия и продолжительность (обязательно указываете академический или астрономический час). Насчёт цены немного оговорюсь: не советую ставить слишком низкую или высокую цену. Обязательно изучите рынок цен в вашем городе.

Работаете ли вы с выездом или без (указываете обязательно район или метро)

Работаете ли вы дистанционно (например, по скайпу).

Контакты (указывайте как можно больше способов связи с вами – мобильный, электронная почта). Это подойдёт только для объявлений без посредников.

Совет №3

Заинтересуйте ученика английским!

Старайтесь сделать ваше первое занятие с учеником — запоминающим! Конечно, танцевать перед ним не надо, но заинтересовать своим предметом обязательно. Конечно, всё зависит от целей ученика. Но в любом случае, каждый репетитор может найти интересные фишки или секреты, как на 100% удивить ученика!

Совет №4

Если вы работаете на выезде, то никогда не опаздываете и не приходите слишком рано (вдруг ученик кушает или занят каким-то своим делом). Обязательно приносите свои учебные материалы (книги, доп.пособия или распечатки), ноутбук (если используете обучающие программки или видео). Странно, если репетитор приходит без ничего и сходу всё делает. Выглядит непрофессионально.

Совет №5

Изучение английского должно быть в радость!

Не давайте ученику скучать! Используйте разные виды деятельности. Объяснили материал, проделали упражнения, поговорите на английском на какую-нибудь интересную тему, послушайте или посмотрите отрывок из какого-нибудь занимательного , закрепите материал при помощи какой-нибудь интерактивной программки.

И самое главное, ваш голос не должен быть тихим или монотонным. Я считаю, умение владеть голосом – одно из главных качеств успешного репетитора, наравне со знанием предмета и умением его объяснять. Так что работать над своей речью обязательно нужно.

Совет №6

Контакт с родителями очень важен!

Обязательно контактируйте с родителями, если вы работаете со школьниками! Держите в курсе их, как проходят занятия, есть ли прогресс, полностью ли выполняет ученик домашнее задание, все ли он занятия посещает. Очень часто бывает, что родители дали ребёнку деньги на занятие, а он не пришёл, сказав что заболел или не смог по семейным обстоятельствам. В ваших интересах проверять достоверность информации.

Вот те моменты, на которых я хотела остановиться. Желаю вам успешной преподавательской деятельности и смышлёных учеников!

Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему.

P. S. Ну и, конечно, в преддверие новогодних праздников и долгожданных каникул, я просто не могу вас поздравить с Наступающим Новым Годом и пожелать вам всего самого хорошего!

Скоро!!! (мои успехи, открытия, яркие события)? Не пропустите! Подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе событий казанской учительницы и просто хорошего человека!

Полина
репетитор по русскому языку

«Занималась с ученицей, и вроде все хорошо, но как-то раз прихожу, открывает дверь ее брат, со словами «Проходите, но Маши дома нет». Прохожу, вижу их маму, которая пытается Машу разыскать. Спустя полчаса и около десятка неотвеченных вызовов приходит СМС: «Так сегодня разве? Завтра же?» В подобных историях меня поражают в большей степени сами ученики. Каждый раз я прошу их записывать в тетради время занятия и ставить уведомление в телефоне. Как они умудряются дожить до 9–11 класса с такой безответственностью? Занимались мы с ней недолго. Последней каплей стала ситуация, когда я приехала к ней на занятие, как обычно, а она открывает дверь в халате: «А мама вам разве не позвонила? Я приболела». Не совсем понятно, почему она сама была не в состоянии позвонить или написать».

Ирина
репетитор по английскому языку

«Была не очень адекватная женщина, которая хотела, чтобы я занималась с ее пятилетним ребенком. При этом учила меня, как надо вести занятие, собиралась присутствовать на уроке и приводить на него детей своих знакомых - то есть получалось уже не индивидуальное занятие, а группа. Самое веселое в этом - оплата: 350 рублей за полчаса, притом что заниматься нужно было у них дома, до которого еще ехать на автобусе от метро. В общем, я отказалась под предлогом плотного расписания».

Сусанна
репетитор по итальянскому языку

«Я занималась с двумя сестрами: старшей было лет 20, младшей - 12. Изначально договаривались, что буду учить только старшую, а потом меня поставили перед фактом, что заниматься будут обе. Разница в возрасте у них приличная, и тут нужен совершенно разный подход, но меня никто не стал слушать. Поскольку я только-только начинала, то отказаться не решилась. Они были странные, на занятиях, как первоклассники, смеялись над итальянскими словами. А еще как-то раз отменили занятие за пять минут до начала - учитывая, что до них было добираться полтора часа (на метро, потом на трамвае и еще пешком), а дело было довольно поздним вечером».

Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом - репетитором.

Репетитор - человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.

Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.

Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.

Укажите район - таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.

Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука - математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.

  1. Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и в школе.
  2. Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им , иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
  3. Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
  4. Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В , пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
  5. Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
  6. Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий , да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а , не так ли?
  7. Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
  8. Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.

В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель - это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.

Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.

Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.

Письма в редакцию

Вы мечтаете работать сами на себя, но не решаетесь пуститься в свободное плавание только потому, что не уверены, чем можете быть полезны миру? Начните с малого: возьмите ручку и листок бумаги и перечислите все навыки, которыми вы обладаете. Если в этом списке присутствует владение хотя бы одним иностранным языком – ура, у вас есть отличная платформа для старта.

Подождите-ка минутку, но я ведь всю жизнь проработал менеджером по продаже бытовой техники, скажете вы, и язык использовал только время от времени, для коммуникации с клиентами. Ошибаетесь: из этого можно извлечь массу преимуществ.

Способов начать зарабатывать на знании иностранного языка, будучи фрилансером, два:

1) начать его преподавать,

2) заняться переводческой деятельностью.

В обоих случаях важно, чтобы ваш уровень знания языка был действительно высоким. Проверить это можно, пройдя вступительный тест в любой языковой школе, готовящей студентов к сдаче экзаменов на получение сертификата международного образца. На примере английского языка: если тест показал, что вы находитесь ниже уровня Advanced, то лучше для начала инвестировать в собственное обучение, а потом только начать передавать знания другим.

В случае второго пункта нужно сразу оговориться: без профильного образования вы тут вряд ли обойдётесь. Переводы, особенно технические, требуют действительно отличного знания языка и специфической терминологии. Разумеется, никто вам не мешает получить это образование, уже находясь на вольных хлебах.

С педагогической деятельностью в отношении языка дело обстоит проще. Давайте вспомним, что отличает хорошего преподавателя от плохого?

Во-первых , умение объяснить и донести мысль до ученика так, чтобы тот не только понял, но и запомнил.

Во-вторых , выдержка и терпение.

В-третьих , лёгкость в общении – никто ведь не любит «монстров с указкой», всем приятно получать знания в доброжелательной и комфортной обстановке.

В-четвёртых , определённая база знаний.

В-пятых , способность найти индивидуальный подход к каждому из своих воспитанников.

В-шестых , искренний интерес к своему делу.

В-седьмых , уверенность в ученике и горячее желание вместе с ним добиться результата.

Предположим, что вы, действительно, работали менеджером по продажам и использовали при этом иностранный язык. Клиент – тот же ученик, только более капризный, своенравный и часто несговорчивый. Поэтому, если вам удавалось демонстрировать неплохие результаты или даже вести под знамёнами фирмы целую команду, будьте уверены: вышеперечисленными навыками и способностями вы до определённой степени обладаете. Важно другое: развить и укрепить их, отправившись в новый путь. Тем, чья деятельность не была связана с постоянной коммуникацией, тоже не стоит отчаиваться. Главное, как и в любом деле, ваше желание добиться успеха и знание своих сильных и слабых сторон.

С чего начать?

Итак, вы твёрдо решили развиваться в качестве преподавателя. Главная ошибка, которую вы можете совершить, при условии, что диплом педагога вы не имеете – начать рекламировать себя, как лицензированного специалиста. Наличие разного рода дипломов и наград проверить легко, и, если вас уличат в нечестности, репутации придёт конец. Приукрашивать не стоит, но и недооценивать себя заранее – тоже. В конце концов, уровень педагогического мастерства далеко не всегда измеряется количеством (и наличием) дипломов и грамот. Важный момент: уровень языка для преподавания должен быть высоким.

Позиционировать себя, как репетитора иностранного языка, в данном случае, самый верный вариант. Тут стоит вспомнить свою карьеру «продажника» (или кого ещё), и осознать, что вы – не просто репетитор, вы – человек, который может предложить ученику знания не только общего характера, но и «подковать» его в конкретной области.

Следующий шаг – исследовать своё окружение. Подумайте (листок бумаги, ручка, телефонная книжка и перечень друзей в социальных сетях вам в помощь), кто из ваших знакомых мог бы нуждаться в вашей помощи в качестве преподавателя, и ненавязчиво предложите свои услуги.

Люди и деньги

Заведите тематическую страничку в тех же социальных сетях – это может быть ваш личный профиль, как преподавателя, или тематическая группа. В «шапке» профиля кратко и ёмко расскажите о себе и услугах, которые вы предлагаете. Следите за тем, чтобы страничка была на виду, и не забрасывайте. Информация, которая там появляется, должна быть строго по теме и по делу – забудьте про картинки с котятами, от них и так в Сети некуда скрыться. Когда почувствуете, что страницы становится недостаточно, заводите сайт. Разумеется, это можно сделать и одновременно, но времени и сил это потребует больше. На первых порах, как правило, хватает и грамотной работы с аудиторией соцсетей.

Начиная репетиторскую деятельность, и не будучи при этом «профи», не завышайте цен. Люди вообще неохотно расстаются с деньгами, и уж тем более – не готовы платить «какому-то самоучке». Поэтому проведите анализ цен на рынке, оцените свои затраты, и установите умеренную цену, которая не будет грабительской ни по отношению к ученикам, ни по отношению к вам. Повышать её следует постепенно, и не ранее, чем после года работы, когда у вас прибавится не только опыта, но и положительных отзывов от студентов.

Кстати, об отзывах: не стесняйтесь попросить ученика написать отзыв о вашей работе. Если вы подходите к работе добросовестно, то негативных мнений опасаться не придётся. Конструктивная критика же – она только на пользу.

Место и время. А может, онлайн?

Основное преимущество репетитора в том, что он – не языковая школа, в которую хочешь, не хочешь, а придётся ехать на занятия. Репетитор по своей сути – мобильная версия преподавателя. Степень же мобильности определяет он сам.

Существует четыре варианта организации занятий:

На дому у ученика

На дому у преподавателя

На нейтральной территории (кафе, библиотека, коворкинг….)

Онлайн-формат (Skype, Facetime….)

Практика показывает, что большинство – как учеников, так и преподавателей – выбирает последние два формата обучения. Обучение на дому, как ни крути – это вторжение в личное пространство. Первую встречу с учеником стоит проводить в любом случае на нейтральной территории, в тихом месте, где вы сможете спокойно заниматься. Выбирать же домашний формат обучения – только в том случае, если вы оба себя при этом чувствуете комфортно, и никому не приходится преодолевать космических расстояний, для того чтобы добраться на место назначения. Онлайн-формат, несмотря на его удобство, всё же является хорошим дополнением или периодическим замещением очных занятий. Экран монитора устному восприятию языка, особенно на начальных этапах, существенно мешает. С другой стороны, онлайн-уроки позволяют не прерывать связь с учениками даже во время вашего отсутствия в городе\стране, и, спустя некоторое время, освобождают от привязки к конкретному месту.

Понятно о непонятном

Самый лучший формат занятий, особенно поначалу – индивидуальный. В этом случае и вам, и вашему ученику будет проще: вам – понять, что перед вами за человек, как он или она усваивает материал, и где ощутимо «хромает»; ученику – побороть неизбежную нервозность, преодолеть языковой барьер и не чувствовать себя глупо в случае ошибок.

На вводном уроке необходимо обязательно выяснить, с какими целями и задачами человек к вам пришёл, и адекватно оценить ситуацию. Не беритесь за дело, если вас просят пройти трёхмесячный объём материала за три дня перед важным экзаменом или собеседованием. Помните, что вы – не Бог, а ученики тоже бывают нерадивыми. К сожалению, ваше желание помочь в подобном случае не приведёт к успеху, а лишь навредит вашей репутации.

Основные слагаемые вашего успеха:

Найдите способ объяснить так, чтобы человек понял;

Проверяйте, действительно ли он понял;

Повторяйте на разные лады, пока не поймёт;

Создайте дружескую атмосферу;

Сделайте уроки разнообразными. Предварительно расспросите ученика о том, чем он занимается, увлекается, чем интересуется – и тогда точно сможете «попасть в яблочко»;

Не забывайте ориентироваться на уровень и потребности ученика;

ХВАЛИТЕ, даже за маленькие достижения;

Мотивируйте;

Повышайте свой уровень и расширяйте кругозор: читайте, учитесь, приобретайте пособия и учебники, регулярно проверяйте собственный уровень знаний.

И, наконец, хвалите самих себя, ведь теперь вы занимаетесь действительно нужным делом – помогаете людям стать лучше, быть успешнее, забраться выше. То ощущение, когда благодарный ученик от всей души говорит вам «Спасибо!» - оно останется с вами на всю жизнь, и осветит её лучше любых сияющих карьерных перспектив в крупной корпорации. Удачи на непростом, но таком светлом педагогическом поприще!