Понятие о мышлении в психологии. Мышление

Психологическое мышление - это совершенно особый вид мыслительной деятельности, его анализа и синтеза, направленный на формирование и совершенствование психологических знаний и умений, применение их в практической деятельности при общении с индивидом.

Психологическое мышление является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, врача, юриста и любого специалиста, имеющего отношение к проблемам человеческого общения.

Все аспекты педагогического и клинического мышления полностью соответствуют аналитико-синтетическим особенностям так называемого психологического мышления. Поэтому авторы решили остановить свое внимание на тех профессионально-психологических знаниях и умениях, на которые и должна быть направлена мыслительная деятельность психолога.

Рассмотрим основные требования к знаниям и умениям в профессиональной деятельности будущего психолога согласно анализу государственного образовательного стандарта и других нормативных документов.

Специалист-психолог должен:

· иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

· владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в устной и письменной речи правильно (логично) оформлять его результаты;

· уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

· быть способен в условиях изменяющейся социальной практики и переоценки накопленного опыта к анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

· понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, связанных с конкретной областью своей деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

· понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

· владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

· знать основные функции психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

· знать историю становления и развития психологической науки;

· понимать специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;

· иметь представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики, социогенезе сознания;

· знать критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

· понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

· иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

· понимать природу деятельности человека и ее внутреннее строение; происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

· знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

· иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

· знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;

· понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие его разновидностей; знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;

· понимать мозговые механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических процессов и поведения в целом;

· иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья;

· знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования различных коллективов, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;

· знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии;

· иметь представление о психологическом профессиоведении, методах изучения субъекта трудовой деятельности, методах профессиональной ориентации, консультации и профотбора, стимулирования труда и оптимизации функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов; о психологических аспектах профилактики травматизма и аварийности; основах формирования и оптимизации функционирования субъекта труда;

· знать основные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, стратегические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нравственного развития личности в обучении;

· знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики обученности и воспитанности;

· владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;

· иметь представления и определенные навыки, умения в области классической логики, основных разделов не классических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;

· знать содержание основных этических учений от античности до современности, сущность, функции и структуру нравственности, основные условия формирования и развития личности, ее свободы и ответственности, понимать роль нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; обнаружить знание основных этических категорий, исторических форм морали и современных проблем нравственного сознания;

· иметь целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусств; понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности;

· свободно ориентироваться в методологических проблемах психологии, в исторических типах научного познания, в стилях и образах психологического познания;

· понимать роль генотипа в поведении человека, иметь представление о детерминантах генетической изменчивости, владеть методами психогенетики;

· знать основы теории вероятностей, дисперсионного и факторного анализа, анализа семантических структур, владеть математическими методами измерения личностных свойств и тестирования способностей человека;

· иметь представление о роли и месте психологии в системе обучения и воспитания, о методике преподавания психологии;

· иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности соответственно профилю специализации в общей, социальной, возрастной, педагогической, клинической, организационной психологии, психофизиологии и др.

Таким образом, эффективность профессиональной деятельности психолога зависит прежде всего от такого количества знаний и умений, которые он приобрел в процессе обучения и умения применять их на практике. Иными словами, эффективность деятельности психолога зависит от уровня его интеллектуального развития, т.е. от интегрального функционирования высших мозговых функций, от степени его профессионального мышления.

Юридическое мышление

Юридическое мышление - своеобразный вид мыслительной деятельности юриста, направленный, с одной стороны, на доказательство вины, а с другой - на доказательство невиновности человека и изыскания объективности принятия единственно правильного решения.

Подобную дифференциацию можно объяснить различными психологическими особенностями личности адвоката, следователя, прокурора и судьи. Однако общее, что объединяет эти личности под понятием «юрист», - это изыскание истины.

При изыскании истины в реконструктивной деятельности юриста должны реализовываться все качества его интеллекта: воображение, память, мышление, интуиция и др., иными словами, должна быть задействована вся интегральная деятельность мозга.

Вопросами юридической психологии в общем и юридическим мышлением в частности занимались многие психологи, однако, по мнению авторов, наиболее значительные успехи в этой области достигнуты профессором-правоведом Ю.В. Чуфаровским. В связи с этим, авторы сочли необходимым привести описание мыслительной деятельности юриста, а также дать психологическую характеристику личности следователя, судьи, прокурора и адвоката (см.: Ю.В. Чуфаровский. Юридическая психология. М., 1997).

В реконструктивной деятельности реализуются такие интеллектуальные качества следователя, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.

В создании мысленных проб и последующей разработки следственных версий, особенно на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Воображение на основе синтеза полученной информации и профессионального опыта создает версии прошлого события, которые сопоставляются со всеми собранными по делу доказательствами. Интуитивный процесс выражается в комплексном подходе при анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция, как часть творческого мышления, не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в систему доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность.

Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том, что она способствует созданию гипотезы. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может учитываться при принятии процессуальных решений.

Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и понимать все до мелочи, Следует отметить, однако, что видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Мышление, как и воображение, участвует на всем протяжении расследования, ибо «мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*. Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела.

* Лукин Г.Д., Платонов К.К. Психология. М., 1964. С. 142.

Дискурсивное мышление само по себе, без включения других компонентов, является вполне достаточным средством исследования и доказывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого; 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.

Дискурсивное мышление хорошо работает в достаточно очерченной сфере, пробегая отдельные этапы между заранее намеченными пунктами и известными положениями, при ясном различении того, что дано и что требуется доказать, то есть на заключительных этапах расследования. При этом движение мысли происходит от известных фактов к искомому, доказываемому положению, которое уже намечено заранее, оформилось гипотетически. Но рождение гипотезы (версии) и подбор соответствующих фактических данных происходят на основе более широкого и содержательного процесса, чем тот, который мы имеем в логическом мышлении. Как установлено психологией, здесь вступает в свои права творческое мышление.

Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.

Участие образных компонентов в мышлении следователя укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мышления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мышления.

Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобщения к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компоненты, существенные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от восприятия к схеме, тем он абстрактнее, то есть упрощается, утрачивает некоторые из своих элементов.

Проверка криминалистической версии психологически трудна при работе следователя. Важную роль в этой проверке играет «механизм самоподтверждения»*, благодаря которому субъект считает правильной лишь информацию, подтверждающую выдвинутую им версию, в то время как противоречащие этой гипотезе сведения принимаются за ложные. Эту особенность отмечают и другие психологи.

* Дункер К. Психология репродуктированного мышления. Психология мышления. М., 1965. С. 86; Розов А.И. Экспериментальные исследования эвристической деятельности // Вопросы психологии. 1968. № 6.

На выбор и оценку версий по делу наряду с «механизмом самоподтверждения» оказывает влияние психологическая инерция, в силу которой следователь отдает предпочтение одной версии. «Психологическая инерция - предрасположенность к какому-то конкретному методу или образу мышления при решении задачи».*

* Дексон Дж. Проектирование систем: изобретательность, анализ и принятие решений // Наука и жизнь. 1969. №3. С. 68.

Обязательным компонентом реконструктивной деятельности является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы проверяет созданную им конструкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.

Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения. Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следственной деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь идет о следователе, относящемся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Расследование - это итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуиции и таланта.

Личность следователя отличается сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности следователя имеют учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса личности следователя - овладение им своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.

Следователь в своей работе постоянно испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных эмоций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях - скрывать. Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами своего труда.

Почти по каждому делу следователь выступает в функции криминолога и социолога, выясняющего причины и условия совершения данного преступления, а также в качестве педагога, оказывающего воспитательное воздействие на лицо, совершившее это преступление.

Деятельность судьи исключительно сложна и многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально и четко регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на основе высоких моральных качеств, правосознания в результате постоянного понимания важности своей деятельности для общества.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не должен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц*.

* Кодекс чести судьи РФ // Законность. 1994. №2.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стимулирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей должен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях...»*

* Калинин М.И. О социалистической законности. М., 1959. С. 177.

Особенность деятельности судьи заключается в том, что она не может рассматриваться только как служба, она всегда должна быть призванием. Как хорошо подметил Г. Медынский, «главное - в самой психологии судьи, в его философском осмыслении отношения к человеку и обществу... Суд не служба, суд - высокое общественное служение, и слепой судья народу не слуга»*.

* Медынский Г. Трудная книга. 1966. С. 333.

Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру. Разноплановость работы судьи предполагает немалую общую и юридическую эрудицию, умение принимать решения в самых разнообразных ситуациях.

Основная задача суда - вынесение справедливого приговора или решения по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значительные группы населения, находящиеся за пределами суда.

Суды оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

1. Формируют у граждан правосознание.

2. Уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания.

3. Высокая культура судебного процесса создает вокруг преступника и его пособников атмосферу морального осуждения.

4. Судебный процесс стимулирует общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления*.

* Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С. 159.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его праве, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из специфических особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи - не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежливость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях, речи.

Судья никогда не должен в ходе судебного следствия своим внешним видом, поведением, отношением к кому-либо из участников показать, что он уже имеет мнение по данному вопросу. Окончательное разрешение рассматриваемого дела происходит лишь в совещательной комнате. Строгое соблюдение этого правила помогает не только правильному вынесению приговора, но и правильному осуществлению познавательной деятельности.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи него он сможет, на основании главным образом словесной информации, мысленно воссоздать модель прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправданность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличают беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью.

Курс подготовки судей должен способствовать развитию судейского мышления. Для того чтобы обучение достигло цели, судьи должны получать психологическую поддержку от других судей, включая судей из зарубежных стран*.

* Судебная реформа в РФ // Российская юстиция 1994. № 1. С. 15.

Необходимость осуществления функций организации судебного процесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора - дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структуры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Наличие психологических знаний дает возможность судье правильно определить отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения из имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны прокуратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов на порученных ей участках работы.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, высоким уровнем мышлением.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, и называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора, так как основным содержанием его умственной работы является ведение следствий. Следственное мышление требует гармонического сочетания анализа и синтеза. Обостренная чуткость, тонкость различения правды и лжи, истины и заблуждения служат залогом предусмотрительности прокурора, условием предвидения дальнейшего хода событий и поведения участников в конкретном деле.

Отмеченные особенности мышления предполагают наличие у прокурора следующих качеств ума*:

* Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 112- 113; Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 162-163.

· глубины - способности проникнуть за поверхность видимого, в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

· широты - умения охватить широкий круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;

· мобильности - способности к продуктивности мышления, мобилизации и использованию знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

· быстроты - умения решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая неотложные меры;

· самостоятельности - способности к постановке целей и задач, умения находить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;

· целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительное время удерживать ее в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

· критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

· гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Профессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, целеустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокурора связаны с использованием речи в ее основных формах - устной и письменной. Умение донести свои мысли для прокурора так же важно, как умение мыслить, а умение слушать не менее важно, чем умение говорить.

Как государственный обвинитель, выступающий в суде, прокурор обвиняет от имени государства, представляя собой, таким образом, огромное социальное большинство. Это требует от прокурора тщательного анализа доказательств по делу, объективных выводов в результате этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора словами, понятными народу, от имени которого прокурор произносит речь.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела - сложный процесс, где учитываются данные правового характера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента его возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он первым высказывает свое мнение. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедительно аргументировано*.

* Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания // Законность. 1993. № 12. С. 11.

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение.

Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножают силы и способности прокурора, помогают ему правильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняют от узкопрофессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность адвоката в значительной степени обусловливается спецификой его социально-психологической роли. Адвокаты - это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Законом на него возложена защита всех прав и интересов подсудимого.

Деятельность адвоката в большинстве случаев зависит от умелого установления психологических контактов с людьми, от правильного подхода к подзащитному как к личности, от надлежащего взаимодействия его с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет организаторская деятельность адвоката: составление плана при подготовке для участия в процессе, осуществление методов и приемов, выработанных практикой и профессиональным опытом. Это дает ему возможность правильно ориентироваться в различных ситуациях, по возможности своевременно устранять недоразумения и неточности, вносить поправки при выявлении новых обстоятельств в составленный им план. Адвокат должен тщательно продумать все те вопросы, которые ему необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседания, так и в ходе судебного следствия. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, адвокат может достигнуть положительных результатов в процессе. Правильная и квалифицированная защита является гарантией того, что ни один невиновный не будет предан суду или осужден.

По ходу рассмотрения дела адвокат должен не только отстаивать интересы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех его деятельности во многом зависит от умения находить и активно использовать среди большого числа доказательств такие, которые бы оправдывали его подзащитного или смягчали вину. Для этого требуется поиск, творческое мышление, четкая ориентация в обстоятельствах дела. Выступая в процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать своевременные решения. Здесь для адвоката очень важны самостоятельность, принципиальность, умение противостоять другим участникам процесса, волевые качества, настойчивость и решительность. Участвуя в решении вопросов правосудия, оценивая поступки и действия людей, вскрывая их психологическое содержание, защитник должен иметь на это нравственное право. Он должен быть принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего подзащитного. Адвокат должен иметь свое собственное мнение, не поддаваться внушаемости, уметь отстаивать свои убеждения и позиции.

Как правило, все материалы уголовного дела адвокат рассматривает под углом зрения своего подзащитного. В лице защитника общество как бы протягивает обвиняемому руку помощи. В умении видеть в совершившем преступление человеке положительные черты, планировать его будущее заключается социальный аспект деятельности адвоката.

В деятельности адвоката, кроме социального аспекта, присутствуют также реконструктивный и коммуникативный аспекты.

Доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность защитника. Здесь реализуются такие качества, как память, аналитическое и синтетическое мышление, воображение. В коммуникативной деятельности адвоката выделяются два аспекта: 1) психологический контакт с подзащитным; 2) психологический контакт с составом суда и остальными участниками процесса. В этом аспекте реализуются качества адвоката как судебного оратора.

В процессе как адвокат, так и прокурор должны представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной форме, внимательно разобравшись в личности подсудимого, в психологических причинах и мотивах совершенного им преступления. Как оправдание подсудимого за счет умаления социальной опасности преступления, так и преждевременная сдача позиций без борьбы являются одинаково вредными как для самого подсудимого, так и для общества в целом. Умение соединить в защите интересы подзащитного и общества, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании, в сущности, частного интереса - это, несомненно, одно из важных проявлений профессиональной культуры адвоката*.

* Бочков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978. С. 10-11.

В своей деятельности адвокат не должен разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи. Поскольку деятельность адвоката носит публично-правовой характер, ее содержание на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, определяется осознанием адвокатом своей правовой и нравственной обязанности содействовать охране правопорядка и укреплению законности.

Положение адвоката как члена общественной организации, честь и достоинство которой он должен всемерно ограждать и укреплять, предъявляет особые, повышенные нравственные требования к его поведению не только во время непосредственного исполнения своих профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т.п.).

Адвокаты играют значительную роль в правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений.

Таким образом, профессионализм юриста зависит от нормальной интегральной деятельности высших мозговых функции, и прежде всего от его юридического мышления.

Почему-то люди часто или сетуют на , но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного . Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки - нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» - образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» - слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это . Но о нем стоит поговорить отдельно.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышленияпонятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение уровня мышления впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.