Что такое этикет и правила этикета. Что такое этикет? Правила этикета

Уважать друг друга и еще раз уважать! Вот чему мы учимся всю жизнь. Быть воспитанным - значит не причинять неудобств другим людям, никого не задевать своими замечаниями и выглядеть достойно в любой ситуации.

Сейчас я расскажу о нарушениях современного этикета , которые мало кому известны. Стоит себя проверить, безусловно!

Правила этикета в обществе

Грубые нарушения

  1. Ты неправильно аплодируешь
    Хлопать в ладоши нужно на уровне груди. Никогда не аплодируй перед своим лицом и уж тем более перед лицом другого человека.
  2. Ты садишься в автомобиль неграциозно
    Сперва садись на сидение и только затем изящно помещай ноги в салон. Это выглядит более эстетично со стороны и поможет тебе избежать болезненного и нелепого удара головой о дверной проем авто. Если обувь в снегу, непременно отряхни ее, перед тем как усаживаться в салон.

  3. Ты смущаешь незнакомых людей
    Не стоит пристально разглядывать других людей, это моветон. Уж тем более не стоит обсуждать внешний вид незнакомцев с подругой, даже если наряд действительно кричащий.
  4. Ты намазываешь масло или джем из общей тарелки
    Последовательность действий такая: сначала переложи немного масла или джема на свою тарелку. Затем намажь бутерброд! Вот и всё. Почему это считается более приемлемым и правильным? Потому что крошки не попадают в общую тарелку!

  5. Ты не заботишься о тех, кто сидит рядом за столом
    Вежливые люди не хотят лишний раз дергать кого-то во время застолья, а также бывают весьма стеснительны. Прояви инициативу и передай солонку или перечницу первым! Точно также первым передавай другие блюда, вежливо спрашивая, желает ли их отведать сосед.

  6. Ты не следишь за осанкой
    Наверняка ты не задумывался над этим, но смотреть на человека, сгорбленного над тарелкой за столом, всегда неприятно. Держи спину прямой в любой ситуации и приучи себя следить за этим! Осанка, оказывается, говорит людям о многом…
  7. Ты пьешь во время сказанного в твою честь тоста
    Не стоит выпивать бокал после слов, произнесенных в твою честь! Вместо этого сделай жест благодарности в сторону того, кто говорил тост, таким образом проявляя уважение и признательность. Мало кто о таком знает!

  8. Ты неаккуратен с салфетками
    После принятия пищи не стоит вытирать губы салфеткой: нужно лишь промокнуть ею рот. Уже использованные бумажные салфетки можно слегка сминать, но ни в коем случае не комкать! Правила этикета за столом украшают застолье, делая его непринужденным, помогают избежать неловкостей.
  9. Ты возвращаешь пустые тарелки
    Если тебя угостили и дали блюдо в тарелке, считается невежливым возвращать ее пустой. Помести туда печенье, горсть конфет, орешков - всё в знак благодарности за угощение.

  10. Ты начинаешь есть раньше хозяина стола
    Правила хорошего этикета говорят о том, что нужно уважать главу семьи и дома. Дождись, пока хозяин начнет есть первым. Вот и вся мудрость!
  11. Ты кашляешь в правую руку
    Если ты нездоров или поперхнулся, может возникнуть желание откашляться. Нельзя использовать правую руку для того, чтобы прикрыть рот, делать это нужно исключительно левой рукой.
  12. Ты не поддерживаешь зрительный контакт во время тоста
    Когда касаешься своим бокалом бокала собеседника, необходимо встречаться с ним взглядом, выражая свою открытость и искренность! Отводить взгляд в сторону - плохой тон.

  13. Ты показываешь пальцем на интересующий тебя предмет
    Указывать пальцем - последнее дело. Гораздо лучше сделать жест открытой ладонью в сторону, к которой хочешь привлечь внимание собеседника.
  14. Ты недостаточно учтив
    Если ты прогуливаешься вместе с кем-нибудь по улице и твой спутник здоровается с проходящим мимо человеком, непременно поздоровайся. В данном случае промолчать - значит показаться невежливым и отталкивающим типом.

  15. Ты носишь сумку на правом плече
    По правилам этикета сумку нужно носить на левом плече, не на правом. Всё дело в том, что правая рука - «социальная», именно поэтому ею нельзя прикрываться, когда кашляешь. Даже если ты женщина и не совершаешь рукопожатий, правая рука считается контактной.

  16. Ты оставляешь смартфон на столике в общественном месте
    Конечно, это неуважение! Особенно неприятно это тем, с кем рядом ты находишься за столиком в кафе или за обеденным столом. Это показывает, насколько значителен гаджет для тебя и как мало тебя интересует то, что происходит вокруг.

Межличностное общение в обществе предполагает от каждого человека выполнение определенных норм и правил поведения. Правила и нормы поведения человека в обществе известны под понятием этикет. Главное назначение этикета – защитить честь и достоинство человека при общении в социуме. Исторически нормы и правила этикета сложились давно. В каждом государстве они были закреплены специальными законами, за соблюдением которых велось строгое наблюдение.

Этикет в обществе подразумевает единство высокой внутренней нравственности человека с внешне достойными манерами. Только такая гармония внутреннего и внешнего «Я» позволяет сделать поведение человека искренним и естественным.

Современный этикет является всеобщим и содержит общемировые правила и нормы, хотя каждый народ вносит в него свои дополнения исходя из национальных и культурных традиций.

Этикет содержит нормы поведения, регламентирующие действия человека в различных общественных местах. Исходя из этого, существуют различные виды этикета, соответствующие тем местам, где оказывается человек.

Деловой этикет – регламентирует правила и нормы поведения на рабочем месте.

Дипломатический этикет – правила поведения работников дипломатического корпуса в общении с представителями страны, в которой он расположен. Он регламентирует порядок визитов, дипломатических приемов и встреч.

Воинский этикет – это правила поведения военнослужащих, определяющих строгую иерархию и беспрекословное следование приказам старших по званию.

Общегражданский этикет – правила и нормы, регулирующие повседневное общение людей. Уважительное отношение к старшим по возрасту, мужчине к женщине, между пассажирами в транспорте.

Правила этикета не являются абсолютными и выполнять их следует по ситуации. Что недопустимо в одном случае, может быть нормой при других обстоятельствах.

Нормы этикета являются, как правило, неписаными правилами, в отличие от морали, но их знание – важная часть формирования внутренней культуры человека. Культурный человек не только принимает эти правила, но и неукоснительно следует им не только в общественных местах, но и дома. Основой формирования внутреннего этикета являются доброжелательность, ответственность и достоинство. Кроме этого, этикет невозможен без такта и чувства меры, которые должны быть присущи каждому воспитанному человеку. Расположенность к людям и в тоже время чувство меры помогут достойно представлять себя в любой ситуации.

Таким образом, этикет в обществе требует от человека постоянного воспитания внутренней культуры, основанной на уважительном отношении ко всему социуму.

Хорошие манеры - основы поведения воспитанного человека в обществе. Способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика все это называется манерами. Скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми — именно на этих качествах и базируются хорошие манеры. Есть несколько основных правил этикета, которых стоит придерживаться.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний. Также - неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность и сквернословие.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление — вот и вся аксиома.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения — это еще не значит относиться к жизни проще.

Предупредительность

Когда речь идет о светских мероприятиях, вы должны: по возможности быстрее ответить, придете вы или нет; не следует нарушать обещание, кроме как по очень серьезной причине; и сразу же сообщайте организатору обо всем, что имеет какое-либо отношение к вашему участию в мероприятии.

Такой подход имеет универсальный характер. Разумеется, официальный завтрак имеет большую важность, чем вечеринка в пивной, но суть одинакова. Звоните по телефону, если задерживаетесь или вообще не можете прийти, даже если речь идет о неформальной встрече. Вас это может удивить, но люди порой беспокоятся о вас. К примеру, не произошел ли с вами несчастный случай, если вы не явились на встречу? В наши дни, когда широко распространены автоответчики, вы можете малодушно позвонить людям тогда, когда они, по вашим расчетам, должны отсутствовать, и оставить свои извинения на автоответчике.

Как представлять людей

Существуют формальные правила относительно того, как следует представлять людей. Бывают ситуации, когда вы, несомненно, обязаны делать это со всей тщательностью. В более общем плане, в обычной житейской ситуации или на работе, если существует хоть какое-то сомнение, что кто-то с кем-то незнаком, вам следует представить людей друг другу самым простым образом. Разумеется, вы можете сказать больше, если хотите. Вы также можете сразу продолжить свой путь, но представить вы все равно обязаны. Считается весьма дурным тоном заставлять своих друзей слушать ваш разговор с кем-то другим, даже не представив их друг другу.

Все это еще более важно, когда речь идет о светских мероприятиях. Многие люди, которые во всех других отношениях вежливы и разумны, плохо справляются с этой задачей. Они считают, что представить людей друг другу — не их дело. Или они слишком стесняются, или полагают, что все и так друг друга знают; или считают это слишком формальным и утомительным — представлять каждого по имени. Однако представление так важно для нормального поддержания беседы, что не имеет значения, кто именно это делает. Возможно, вы по ошибке представите друг другу брата и сестру, но помните: лучше представить друг другу уже знакомых людей, чем не представить вообще. Не следует полагать, что все уже знают друг друга. Это еще один пример недооценки собственной значимости: на каком-либо публичном мероприятии. Вы можете практически никого не знать, но другие могут иметь там еще меньше знакомых. Тогда вы сможете стать связующим звеном между двумя группами, и вы обязаны познакомить их.

Как благодарить

Что может быть важнее этого? Когда я говорю людям, что пишу книгу по этикету, именно эта тема волнует их больше всего, и они настаивают, чтобы я непременно осветила ее. Их задевает, насколько другие люди не утруждают себя тем, чтобы говорить «Спасибо». Это ощущение настолько всеобщее — тогда кто же те люди, которые не удосуживаются поблагодарить? Возможно, люди в большей степени ожидают слов благодарности от других и остро реагируют на их отсутствие или недостаточность, в то время как сами вообще забывают говорить «Спасибо».

В этой сфере существует огромное число вариантов, и вам приходится считаться с местными традициями. Однако в целом вы должны соответствующим образом благодарить людей практически за все: за приглашение (даже если вы его отклонили), за подарок, за выходные, проведенные у кого-то в гостях. Вы высказываете благодарность немедленно, а если услуга или подарок оказываются весьма существенными, вы позднее благодарите снова — в письме, или по телефону, или лично. (Если вы благодарите семью или группу людей, то это лучше сделать в письменной форме, поскольку вы можете не дозвониться до каждого по телефону.) В некоторых случаях вы можете преподнести небольшой символический подарок. Никогда не следует рассуждать так: «О, они наверняка знают, как я им благодарен, поэтому нет необходимости говорить об этом» или: «Столько людей подарили мне подарки на свадьбу, так что вряд ли они ожидают, что я письменно поблагодарю каждого из них». И то и другое в корне неверно! Хочу еще раз подчеркнуть: вы никогда не совершите ошибки и никого не обидите, высказав благодарность, но вы будете неправы, если пренебрежете этим простым проявлением вежливости.

Личные привычки

Существует общее мнение о некоторых манерах и привычках, которые являются неподобающими. С этой точкой зрения людей следует считаться, даже если сами вы ее не разделяете. Правила включают следующее:

  1. Весела прикрывайте рукой рот, когда кашляете или зеваете.
  2. Пользуйтесь носовым платком, когда чихаете, или прикройте нос рукой, если у вас нет времени поступить по-другому. Не ковыряйтесь в носу и не шмыгайте носом.
  3. Не чешитесь и ничего не выковыривайте из-под ногтей — подобные действия производят отталкивающее впечатление.

Главная мысль: не следует делать ничего, что неприятно людям, которые вынуждены на это смотреть.

Маленький конфуз

Иногда случается так, что мы невольно обижаем кого-то. Никто не застрахован от ошибки, от нечаянной бестактности в разговоре или жесте. Как правило, достаточно лишь искренне извиниться — и инцидент будет исчерпан. Если вы не лишены чувства юмора, то, пожалуй, лучшим способом извинения будет признание в веселой форме своей оплошности, смех над самим собой. В любом случае возникший момент напряжения нельзя оставлять неразрешенным — это будет неприятно и вам, и вашему собеседнику.

Когда человек чихает, следует сказать ему «будьте здоровы!» даже вне зависимости от того, знакомы вы с ним или нет.

Одежда

Многие люди всегда одеваются по-своему и не волнуются по этому поводу. Например, носят джинсы с рубашкой повсюду — и на работу, и на свадьбу. Другие не выходят из спальни без макияжа и туфель на высоком каблуке. У таких людей, вероятно, нет проблем с решением вопроса об одежде. Остальным (в большей степени это относится к женщинам, поскольку у мужчин, как правило, меньше стилей и вариантов одежды и, таким образом, меньше шансов ошибиться) приходится задумываться над этой проблемой. В таком случае нужно либо следовать правилам, либо хорошенько подумать самому.

Если речь идет о вполне официальном мероприятии, то, возможно, в приглашении будут даны какие-то рекомендации по этому поводу, или же вы можете позвонить организаторам и спросить — это будет вполне нормальным и разумным шагом. Если событие менее формальное, то лучше всего спросить хозяйку или другого гостя. Когда речь идет о посещении какого-то фешенебельного места, то будет правильным спросить хозяина (или приятеля, если он пригласил вас погостить в дом своих родителей): «Мы будем переодеваться к обеду?» Элегантное платье поможет женщине практически в любой ситуации. Мужчинам в этом плане сложнее, поскольку в некоторых случаях к обеду потребуется смокинг. Обычно вас об этом предупредят заранее, но не будет ничего неправильного, если вы сами об этом спросите.

Если вы все же не можете выяснить, как правильно одеться для какого-то события, спросите себя: «А какая одежда кажется мне в данном случае наиболее уместной?» Некоторые люди не любят, когда на них надето слишком мало, другие не признают формального стиля, третьи — категорически не желают одеваться так, как другие... Тщательно все обдумайте и выбирайте свой наряд; возможно, он не будет идеален, но, по крайней мере, вы не будете ощущать себя некомфортно.

Старомодные хорошие манеры и их современный вариант

Существовало много традиционных правил относительного того, как мужчины должны вести себя по отношению к женщинам. Сегодня эти правила могут выглядеть весьма старомодными. С одной стороны, нет ничего неправильного в том, когда мужчины продолжают проявлять к женщинам щепетильную вежливость. Даже самые ярые феминистки вряд ли вознегодуют на того, кто просто старается быть с ними вежливым. Нет ничего оскорбительного в том, например, что перед женщиной откроют дверь. С другой стороны, женщина не должна непременно считать проявлением грубости или плохого воспитания, если современный молодой человек, в целом вежливый и внимательный, не относится к ней так, словно она является фарфоровой вазой и не в силах сама о себе позаботиться.

Старое правило: Мужчины всегда открывают дверь перед женщинами.

Новое правило: Дверь открывает тот, кто идет впереди, или же сильнее, или же кому просто удобнее ее открыть. Поэтому, будь вы мужчина или женщина, придерживайте дверь для тех, кто старше вас, или ограничен в своих возможностях, или несет маленького ребенка или покупки — не важно, кто какого пола. Вы также можете пройти первым, но потом придержать дверь с другой стороны для того, кто идет за вами. Тот, кому оказали эту услугу, говорит: «Спасибо».

Старое правило: Мужчина обходит машину (которую он ведет в качестве шофера), чтобы открыть дверь для женщины-пассажирки.

Новое правило: Водитель — мужчина или женщина — открывает дверь снаружи для пассажира, чтобы тот мог сесть. В конце поездки водитель открывает дверь и помогает выйти пожилому или ограниченному в возможностях пассажиру, однако в иных случаях он может исходить из того, что человек сам справится с этой задачей.

Старое правило: Мужчины уступают место женщине в общественном транспорте.

Новое правило: Молодые, здоровые люди обоего пола уступают место пожилым или больным людям, беременным женщинам, людям с тяжелой поклажей.

Старое правило: Мужчины встают, когда женщина входит в комнату или выходит из комнаты, а также, когда она встает из-за столика в ресторане.

Новое правило: В ресторане хозяин или компаньон может встать, чтобы поприветствовать вновь прибывшего, показать ему его место и, возможно, выдвинуть стул. На полуофициальных встречах, когда появляется новый человек или кто-то уходит, считается нормальным, когда все гости встают, чтобы поприветствовать или проститься. Это позволяет избежать диссонанса между теми, кто сидит, и теми, кто стоит, что могло бы привести к некоторой неловкости. Разумеется, вполне естественно, что кто-то останется сидеть в связи с проблемами медицинского характера или в силу пожилого возраста. Если кто-то выходит из комнаты (или из-за столика в ресторане) на короткое время, то остальным вставать необязательно.

Старое правило: Мужчина, сопровождающий женщину, идет по внешней стороне тротуара, то есть со стороны проезжей части.

Новое правило: Такового не существует. Многие молодые люди даже не подозревают, что когда-то на этот счет было какое-то правило.

Э тикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций.

Обзорная статья на тему правил этикета даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета

На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали речевого этикета мы подробно изложили в , добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Правила поведения

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях

Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.

Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.


Далеко прошли времена, когда правилам поведения в обществе учили в школах . После многих лет забвения хорошие манеры и правила этикета возвращаются в нашу жизнь. Умение вести себя столом, в театре, даже в автобусе облегчит Вашу жизнь и поможет избежать неловких ситуаций.

Вот несколько несложных правил, которые Вам обязательно пригодятся

1. Мужчина всегда пропускает женщину вперёд. Однако из этого правила есть несколько исключений. В лифт представитель сильного пола входит первым. Покидает его первым тот, кто стоит ближе к двери. По трапу корабля, самолёта и из городского транспорта первым спускается мужчина. И ещё. Входящий и выходящий всегда придерживает дверь.

2. Если приходится проходить на своё место вдоль ряда кресел, идите лицом к сидящим в них людям. Мужчина должен идти первым.

3. Войдя с улицы, женщина может не снимать шляпку и перчатки. Но если у Вас на голове шапка, а руки спрятаны в варежки, их лучше оставить в прихожей.

4. Если Вы вошли с мокрым зонтиком, неприлично сушить его в раскрытом виде. Сложите и поставьте в специальную подставку. Если таковой не нашлось, повесьте зонт на вешалку.

5. Без сумочки любая женщина чувствует себя неуверенно. Но куда её положить, чтобы и под рукой была, и никому не мешала? Большую сумку можно повесить на спинку стула (своего!) или поставить на пол. Маленькая изящная дамская сумочка уместно выглядит на столе. А вот размещать её на коленях или за спиной недопустимо. Это дурной тон.

6. Придя в гости без звонка, Вы можете поставить хозяйку в неловкое положение. Воспитанные люди предварительно договариваются о встрече.

7. Если Вы решили встретиться в ресторане, возникает вопрос, кто платит. Обычно тот, кто приглашает. Даже если приглашает женщина, предположим, своего коллегу. А вот если она произносит: "Давайте посидим в ресторане", это предполагает, что каждый платит за себя.

8. Не стоит оповещать сотрапезников об особенностях Вашего питания. Если Вы не едите сладкого или жирного, не обижайте хозяйку категоричным "нет" её торту. Пусть полежит на тарелке аппетитный кусочек. А попробовать его или ограничиться комплиментом способностям кулинара - это уже Ваше решение. Те же правила действуют и в отношении спиртного.

9. Если не хотите ловить презрительные взгляды, не носите в качестве сумок целлофановые пакеты, даже с логотипами самых престижных бутиков. Они уместны только в качестве упаковки для приобретённого товара.

10. В чём прилично ходить дома? Многие считают, что халат или пижама - самое то. Свитер, брюки, удобное домашнее платье сделают Вас не только привлекательнее, но и добавят уважения окружающих.

11. Соблюсти меру, украшая себя различными ювелирными изделиями, способна не всякая женщина. На помощь приходит международный протокол. Он достаточно лоялен, ограничивая их число 13 предметами. И ещё несколько нюансов, которые отличают даму со вкусом. Поверх перчатки, даже тонкой, кольца не носят. А вот браслет уместен. Бриллианты всегда считались вечерним украшением. Правда, сейчас правила несколько смягчились, и бриллиантовые серьги или перстень можно носить и днём.

12. Не хотите, чтобы сопровождающий Вас мужчина выглядел смешным? Не позволяйте ему нести Вашу сумку. Да и пальто он берёт, чтобы только донести до раздевалки.

13. Выделили ребенку отдельную комнату? Приучите себя стучать, если хотите к нему зайти. Это важный элемент в воспитании самоуважения. Да и он не ворвется в Вашу спальню без стука.

14. Вежливое обращение к собеседнику существует во всех языках мира. В русском это обращение на "Вы". Воспитанный человек говорит "Вы" всем людям старше 12 лет. Любители "тыкать" вряд ли добьются уважения у собеседника. Надо уметь ставить их на место. Скажем, холодно-отстранённым: "Вы ко мне обращаетесь?".

15. Автомобиль - важный атрибут современной жизни. Пользование им также имеет несколько правил. Место за водителем занимает женщина. Спутник (если он есть) располагается рядом. Хорошим тоном считается открыть даме дверцу и помочь ей выйти из машины. Правда, в наше суматошное время это правило всё труднее соблюдать.

16. Для умения вести светскую беседу немаловажно знать, каких тем лучше не касаться. В ряду запретных возраст, вероисповедание, зарплата и вообще денежные отношения между людьми (равно как и интимные).

17. Несмотря на то, что иногда так хочется обсудить за дружеским столом привычки или поступки отсутствующей подруги, не давайте себе воли. Словарь Ушакова даёт следующее определение слову "сплетня": "Недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышлённых сведений." Так стоит ли опускаться до смакования этих измышлений? Так же, как жаловаться на мужа. Унижая его, супруга унижает себя и даёт повод считать себя неумной женщиной.

Любезность в общении, умение поздороваться, выразить сочувствие, поздравить с праздником, поблагодарить и ответить на благодарность - всё это и есть, по большому счёту, правила хорошего тона. Джек Николсон, знаменитый американский актер, продюсер, режиссёр, говорил, что они - "...всем понятный язык взаимного уважения".

Мы каждый день создаем для Вас самые лучшие и интересные материалы!:) Time for Image с любовью заботится о своих читателях и Клиентах!