Изучение процессов запоминания. Процессы памяти: запоминание и заучивание

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. «Без памяти,-писал С.Л. Рубинштейн,-мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»(3. С.302).

Таким образом , память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относиться к работе памяти. Актуальность проблем запоминания в современном мире, с постоянно увеличивающимся объёмом материала не подлежит сомнению. Ведь все разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях мы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с нами было, мы не смогли бы совершенствоваться дальше, так как то, что мы приобретали нам не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

На нашей планете, по утверждению генетиков, нет двух одинаковых людей (за исключением однояйцевых близнецов). Одним людям для того, что бы лучше запомнить материал, обязательно нужно его прочесть, т.к. при запоминании и воспроизведении им лучше всего опираться на зрительные образы. У других преобладают слуховое восприятие и акустические образы, им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третья группа людей легче всего запомнит и воспроизведёт движения. Но большинство из нас даже не подозревает о том, какой вид (тип) памяти выступает доминирующим, а значит, не могут быстро и эффективно запоминать и воспроизводить материал, считая свою память слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями. Исходя из выше изложенного, мною были определены актуальная проблема, в процессе решения которой были сформулированы цели, задачи моего исследования, а так же гипотеза.

Проблема – незнание ведущих типов своей памяти, условий и приёмов, ведущих к увеличению запоминаемого материала, приводит к снижению успеваемости и самооценке учащихся.

Цель - изучение видов памяти и их индивидуальных различий, а так же условий и приёмов, расширяющих объем запечатленного материала. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы которым они подчиняются.

Задачи: 1. Исследовать физиологические и психологические основы памяти.

2.Выявить условия, расширяющие объём запечатлённого материала.

3.Определить эффективные приёмы по увеличению объёма памяти у учащихся.

4.Рассмотреть вероятность генотипической и фенотипической корреляции типов памяти родителей и детей.

5. Проведение исследовательской работы по определению видов памяти родителей и учащихся, самооценки учащихся по качеству и объёму запоминаемого материала.

Гипотеза – возможно, что знание доминирующего типа памяти и долгосрочное, системное применение эффективных приёмов и условий запоминания смогут решить проблему запоминания на уровне индивида.

На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной сознательной деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного, область изучения памяти была существенно расширена. В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка, который впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процессов “ учения “ у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти. В своей работе я постаралась как можно более полно изучить теоретические вопросы, связанные с изучением памяти и на основе полученных материалов провести исследовательскую работу.

  1. Психологическая природа памяти

1.1 Психологические аспекты памяти

Когда мы говорим о памяти в общеупотребительном смысле слова, мы имеем в виду два совершенно разных процесса. Психология различала два рода памяти механическую и логическую, или ассоциативную. Под механической памятью разумелась способность организма сохранять след многократно повторенных реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Этот процесс психологи совершенно правильно уподобляли дорожной колее и говорили о проторении путей как об основе для накопления индивидуального опыта. Вся та сумма личных навыков, которой мы располагаем, представляет из себя, не что иное как результат такого проторения. Многократно повторенное движение как бы оставляет в нервной системе и облегчает прохождение теми же путями для новых возбуждений.

Значение этого проторения нервных путей легче всего установить путем простейшего опыта на хроноскопе т. е. особых часах, употребляющихся в психологии для измерения скорости реакций, дающих точность до 0,001 доли секунды. Попробуем измерить время, которое нужно на то, чтобы реагировать на какую-нибудь цифру, следующую вслед за ней.

Например; испытуемому демонстрируется 17, требуется назвать 18. Затем ставим опыт так, что испытуемый на предъявленную цифру должен реагировать называнием не последующей, а предшествующей, т. е. назвать 16. При этом оказывается, что в первом случае времени на реакцию потребовалось в 2 раза меньше, чем во втором.(2)

Это объясняется тем, что реакция в прямом порядке привычнее для организма и совершается по проторенным путям, в то время, как реагирование в обратном порядке менее привычно для нервной системы и совершается более затрудненно, а объективным показателем затрудненности становится увеличение времени протекания реакции.

Другая форма памяти так называемая ассоциативная память . Учение об ассоциациях долгое время составляло основу психологии, и многие психологи называли ассоциацией всякую связь или сочетание реакций. Но при этом имелась в виду всегда только ассоциация представлений.

Между тем с таким же правом мы могли бы говорить и об ассоциациях решительно всяких движений. И так под ассоциацией мы будем понимать такую связь реакций, при которой наступление одной из них непременно влечет за собой появление и другой. В самой простой форме учение об ассоциациях превосходило учение об условных рефлексах, которые в сущности, являются частным случаем и разновидностью ассоциаций.

Правильно было бы рассматривать условный рефлекс как случай неполной ассоциацией, когда связь замыкается полностью не между двумя реакциями, а между раздражителем одной и ответной частью другой ассоциаций: по сходству, по смежности и по контрасту.

Надобности в подобных различиях нет, так как они выражают скорее логическую разницу в ходе нашего мышления, чем психологическую особенность каждого процесса. Таким образом прежняя психология знала, что все богатство личного поведения возникает из опыта.

То, что обычно мы называем памятью, вовсе не представляет собой чего-либо однородного, но на самом деле заключается в себе ряд сложных моментов. Прежняя психология насчитывала четыре таких момента, называя первым самозакрепление реакции, то есть наличие первого следа от данного раздражения. Этот момент присущ, вероятно, всем решительно раздражителям, которые проходят через наш мозг.

Второй момент процесса памяти заключается в том, что по известному сигналу испытуемый производит заученное движение или произносит нужное слово. Так если испытуемый произносит несколько раз стихотворение, держа перед глазами книжку, то моментом воспроизведения реакций мы будем называть тот, когда эти реакции сумеют у него возникать без наличия соответствующих раздражителей, то есть когда стихотворение сможет быть произнесено без наличия книги. Но мы прекрасно знаем, что никакая реакция без наличия раздражителей невозможна, следовательно, и воспроизведение которое означает в сущности реакцию, всегда для своего возникновения нуждается в известных раздражителях. Каковы же будут эти раздражители в данном случае? Все дело сводится, очевидно, к тому, что процесс воспроизведения реакции в качестве своего основного толчка подчиняется внутреннему раздражителю. Затем все части воспроизводимых реакций связываются между собой так, что ответ на одну реакцию служит раздражителем для следующей. Это чрезвычайно легко видеть на простейшем примере, когда, забыв какую-нибудь строчку, мы начинаем читать стихотворение с самого начала, и тогда предшествующая строчка сама вызывает не достающую. Таким образом, второй момент сводится к установлению связей между внутренним раздражителем и данной группой, реакций, с одной стороны, и между отдельными членами группы, с другой.

Третий момент в процессе памяти так называемый момент узнавания, который сводится к тому, что воспроизведенная реакция осознается нами как уже бывшая. В данном случае речь идет о том, что к воспроизведенной реакции присоединяется новая реакция, которая как бы отождествляет воспроизведенную реакцию с бывшей прежней.

Наконец, на четвертом месте должен быть поставлен последний момент, в сущности представляющий собой опять совершенно новую реакцию – момент локализации, то есть нахождение места и времени и той связи обстоятельства, в которых проявилась данная реакция. Нам должно быть совершенно понятно, почему каждый из этих моментов может существовать совершенно раздельно, без остальных. Причиной этого является то, что перед нами совершенно разные роды деятельности памяти.(2)

1.2 Характеристика процессов памяти.

Запоминание. Первоначальная форма запоминания- так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание , то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и так далее, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно даже превосходит его.

Объём кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память и имеет тенденцию к сохранению в течении всей жизни. Им определяется механическая память и её возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма, связано «замещение» - когда при переполнении индивидуального ограниченного объёма кратковременной памяти, вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, и не попадает в долговременное хранилище памяти. Благодаря ей перерабатывается самый большой объём материала, сразу отсеивается ненужная и остаётся потенциально полезная информация, это экономит время. Данный вид памяти активно работает при общении людей. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

«Временное кодирование»- один из механизмов кратковременного запоминания. Это отражение запоминаемого материала в виде определённых, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. При этом мы стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами, стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определённую реакцию.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использовано. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, заполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель – запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.

Исследование П. И. Зинченко в этом плане убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация, оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача, картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнить прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, то есть, по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Переход информации из кратковременной в долговременную память , связан с рядом особенностей: 1. В долговременную память из кратковременной попадают последние 5или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств. 2. «Запоминание путём повторения» сознательным усилием может обеспечить перевод в долгосрочную память того количества информации, которое превышает индивидуальный объём кратковременной памяти.3. Что бы информация попала в долговременное хранилище памяти нужно провести обработку информации ещё в кратковременной памяти по осмыслению и структурированию материала(группировке). Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счёте можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что что близко к нему по смыслу.(7)

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают, как единое целое. Концепция видов памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину(7. С.227)

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

Закрепление и воспроизведение реакций, как и все остальные формы поведения, не представляют собой постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности, память принято различать со стороны быстроты и прочности запоминания. Джейм сравнивает в этом отношении память различных людей с воском и желе, так как и там и здесь благодаря пластичности вещества легко и быстро получается нужный отпечаток, но если воск не удерживает, с желе он быстро исчезает. Далее, память варьирует в смысле объема, то есть количества закрепленных реакций, длительности того срока, в течение которого сохраняется закрепленная реакция, точности и так далее. Все эти стороны имеют при различного рода закреплениях далеко не одинаковую важность. Иной раз нам важно получить продолжительное, но не особенно точное запоминание, другой раз, напротив, необходимо иметь наиболее точное, но не особенно длительное запоминание. У детей память развивается не сразу, и в первой стадии ребенок является, по выражению Штерна, существом настоящего времени. Несколько позже память начинает развиваться у детей, но все же непосредственная память у детей слабее, чем у взрослых. Эббингауз проделавший экспериментальное исследование памяти при помощи заучивания бессмысленных слогов, нашел, что в 8 –10 лет дети способны воспроизвести в полтора раза меньше слогов непосредственно после заучивания, чем люди в 18 –20 лет. Такие же результаты получил Бине, исследуя память трех классов школы.

Младший класс дал 75% ошибочных ответов, средний 69% и старший 50%.

Согласно всем данным, следует думать, что память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после начинает медленно понижаться.(3)

2.1 Психологическая характеристика видов памяти.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям:

1.по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно –логическую,

2.по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,

3.по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности и объёму запоминания. Всё это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются доминирования отдельных видов памяти и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области коры больших полушарий доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную(моторную) и разнообразие их сочетаний.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде,“ золотые ручки.“

Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.

Образная память –память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она обладает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.

Содержанием словесно –логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно –логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Существует, однако, и такое деление на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Такой памятью обладают люди, способные в течение продолжительного времени « видеть» воспринятую картинку в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на организм. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. То, что человек может себе зрительно представить, он лучше всего и запоминает.

Слуховая память - хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков(музыкальных, речевых). Человек с такого рода памятью, быстро и точно запоминает смысл событий, логику рассуждений, доказательств, смысл текста. Этот смысл он может передать собственными словами.(7)

2.2 Физиологические основы особенностей памяти.

Психологическое изучение механизмов памяти хронологически старше других. Самое большое распределение получили ассоциативные теории памяти. Предметы и явления действительности запечатляются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова “ группами или рядами “. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обуславливает реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведение. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно – временных отношением предметов и явлений, другие отражают их сходство, третьи –противоположность, четвертые – причинно – следственные отношения.

Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В 18 –19 веках учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д. Джеймс, Спенсер).

Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Нейронные и биохимические теории памяти.

Человеческий мозг во многом продолжает оставаться тайной. Его строение чрезвычайно сложно. Как же происходит приобретение новых знаний? Вероятно, оно должно сопровождаться какими-то структурными или химическими изменениями в мозгу. Существует немало популярных теорий, но все они носят умозрительный характер. Наука еще очень далека от того, чтобы дать действительно точное и исчерпывающее описания способа, каким нервная система накапливает информацию. Но эти теории являются полезными вехами на пути к пониманию системы памяти. Существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в головном мозге. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, то есть химические или структурные изменения в мозге должны каким-то образом влиять на электрическую активность.

Пределы развития возможности памяти человека.

Естественно возникает вопрос: можно ли улучшить природу и силу человеческой памяти посредством воспитательного воздействия?

Так как в основе памяти лежит известная пластичность нашей нервной системы, то само собой разумеется, что природные силы памяти не могут быть увеличены или уменьшены никакими другими средствами, кроме тех, которые непосредственно ведут к расслаблению и восстановлению нервной системы. Сильное малокровие, наличие в организме ядов, общая расслабленность нервной системы связываются конечно, с ослаблением памяти. И всякое питание, усиление и укрепление нервной системы восстанавливают память. Поэтому Джеймс считает несомненным тот факт, что природные качества нашей памяти не могут быть улучшены никакими упражнениями. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Мейман нашел, что его испытуемый в результате нескольких недель упражнений сократил время для заучивания бессмысленных слогов, сократил время для заучивания 12 слогов с 56 повторений до 25 и с другой 18 до 6. Запоминание есть деятельность, и, как таковая, она может быть улучшена при помощи упражнений. Могут быть выработаны специальные навыки и умения – запомнить. И первый эффект воспитания памяти заключается именно в улучшении запоминании. Далее, память в специальных отношениях может быть всегда улучшена и усилена, хотя это и не означает повышение природной способности памяти. Мы помним, что психологически память означает связь, устанавливающую между одной и другой реакцией. Чем большим количеством ассоциаций мы располагаем, тем легче устанавливается новая ассоциация и, следовательно, повышается качество нашей специальной памяти. Надо отметить, то, что прежде называлось памятью, представляет из себя сложную и комбинированную форму поведения, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами. В зависимости от этого путем специальных упражнений могут быть улучшены как отдельные стороны поведения так и самые главные взаимные соединения его различных частей.

Согласно другой точке зрения память может быть результатом возникновения новых синапсов . Это означает, что всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают физиологические изменения.

Но микроскопической техникой эти изменения обнаружить не удается, в частности в следствии исключительной трудности наблюдения живых нервных клеток под микроскопом. Как бы ни происходило дело, ясно одно, что именно синапс является тем местом, где происходят перестройки.(5)

Другая гипотеза заключается в следующем: если память кодируется химически, то обе половины сохраняют задачу в памяти, если запоминание хранится в скоплениях нервных клеток – головных ганглиях, то животное, регенерировавшее из хвостовой части, не будет обладать соответствующими навыками. Под действием электрического тока планария рефлекторно сокращается.Если сочетать удар электрического тока с яркой вспышкой света, то животное начинает сокращаться, даже если вспышка не сопровождается электрическим раздражителем. Результат проверки показал, что после перерезания и регенерирования обе половины: «помнят задачу». Это результат поразителен. Ведь если система памяти является результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, т.е., что электрический импульс, переданный нейроном, проходит от тела нейрона через аксон к телу следующего нейрона.

Место, где аксон соприкасается со следующим нейроном, называется синапсом. На отдельном нейроне(теле) могут находиться тысячи синапсов(6) . Поляризация проведения нервного импульса по цепи нейронов определяется синапсами. Различают синапсы с химической и электрической передачей. Синапсы с химической передачей импульса имеют пресинаптический и постсинаптический полюса. В первом содержатся медиаторы- ацетилхолин или норадреналин. Роль медиаторов могут играть и другие биологически активные вещества- адреналин, серотонин и др. Простсинаптический полюс содержит особый белок-«рецептор» медиатора. Между двумя полюсами сохраняется синаптическая щель. При деполяризации (возбуждении) клеточной мембраны пресинаптического полюса медиаторы порциями поступают в синаптическую щель, где взаимодействуют с белком- рецептором постсинаптической мембраны. Это вызывает волну деполяризации последний, т.е. возбуждение следующего нейрона. Синапсы с электрической передачей нервных импульсов образуются при плотном прилежании клеточных мембран двух нейронов, преимущественно их дендритов и тел нейронов.

Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией. Существует гипотеза, что долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе.(4)

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1.Исследование типов памяти.

Испытуемым учащимся 8 «А» класса в количестве 29 человек было предложено участие в моём проекте по исследованию у них типов памяти и решению индивидуальных проблем с запоминанием. Начало исследований было заложено 1 сентября2010г на классном часе, предваряющем занятия в новом учебном году. То есть как раз в то время,когда головы подавляющего большинства моих одноклассников были свободны от новой информации и с не тренированной системой запоминания материала. Изучение типа памяти я взяла из книги Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагенство,1994г(9). Вся методика исследования представлена в Приложении 1. Обработка первичных результатов и самооценка были проведены моими товарищами. Затем на первом организационном собрании родители провели исследование своего типа памяти и соотнесли с типом памяти своего ребёнка, расчитывая увидеть корреляцию по доминирующему типу памяти.

Нужно отметить, что 9 человек не попали в экспериментальную группу, т.к. некоторые не сразу приступили к обучению 01.09.2010г., а часть учащихся отсутствовало в последствии на контрольном исследовании 21.01.2011г. А так как первого сентября все учащиеся пожелали быть задействованы в эксперименте, то мне не удалось набрать контрольную группу для чистоты эксперимента из учеников моего класса.

Далее на классных часах и уроках психологии учащимся были предложены ряд приёмов по развитию памяти. Которые при их систематическом применении в течении полугода должны были повысить эффективность запоминания и воспроизведения материала. Так же были проведены несколько тренажёрных занятий с использованием популярных методик по повышению продуктивности запоминания информации.(см. Приложение 2)

Повторное контрольное исследование типов памяти у учащихся было произведено 21 января2011г. Результаты исследований представлены в диаграммах .

Диаграмма 1

Слуховая память экспериментальная группа

Выводы: в результате эксперимента у 50% учащихся увеличился показаталь слуховой памяти, у 25% он остался прежним, а у 25% произошло незначительное снижение коэффициента.

Диаграмма 2

Зрительная память экспериментальная группа

Вывод: анализируя диаграмму зрительной памяти у экспериментальной группы, очевидно, что у 65% показатель вырос, 10% сохранили свой коэффициент на прежнем уровне и у 25% результат ухудшился.

Диаграмма 3

Слухово – моторная память экспериментальная группа

Вывод: коэффициент слухово моторной памяти увеличился только у 25% а вот у 50% этот показатель стал нижи и ещё у 25% он остался на прежнем уровне.

Диаграмма 4

Зрительно – слухово – моторная память экспериментальная группа

Вывод: при анализе диаграммы видно, что у примерно 50% улучшились показатели, и только у 10% они остались на том же уровне, а вот у приблизительно 40% показатели стали ниже.

Диаграмма 5

Средние показатели типов памяти в экспериментальной группе

Вывод: показатели среднего балла по типам памяти увеличились все, кроме зрительно-слухово-моторной,где показатели остались прежними, и слухово-моторной, где снижение составило 0,6%.

3.2. Приёмы по развитию памяти.

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере развития индивида. Благодаря различным формам речи- устной, письменной, внешней, внутренней- человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт рука об руку с развитием речи. Подведём итоги того, что мы узнали из теоретических глав и параграфов и на основании изложенных материалов попробуем сформулировать некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.

  1. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.
  2. Если предметом запоминания является текст, то нужно заранее придумать и сформулировать к нему вопросы, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста. В таком случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится.
  3. Поскольку от внимания к материалу, непосредственно зависит его запоминание, то нужно постараться сделать так, что бы он вызывал к себе непроизвольный интерес и привлекал внимание.
  4. Положительные эмоции, как правило, способствуют, запоминанию, а отрицательные препятствуют.
  5. Приём «ускоренного чтения» - научиться обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом этот материал, сознательно пропуская всё остальное. Знать смысловую структуру текста.
  6. Способность, что либо представить положительно влияет на запоминание, то приёмы направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию памяти.
  7. Привычка к осмысленному восприятию материала. Составление планов текста, приёмы стенографирования, составление схем.
  8. Лучше всего опираться на те типы памяти, которые развиты лучше всего.
  9. Формирование ассоциаций для лучшего запоминания иностранных слов, теорем. Тогда нужно поставить перед собой задачу «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» Чем больше разнообразных ассоциаций вызывает материал, тем больше времени мы потратим на разработку ассоциаций, тем лучше запомнится сам материал.
  10. Для лучшего запоминания информации рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.(7)

3.3. Выводы.

1. Благодаря моим исследованиям по психофизическим основам памяти были найдены методики, которые позволили определить типы памяти учеников и коэффициент их объёма.

2. Были найдены условия и эффективные приёмы повышения продуктивности запоминания и воспроизведения материала.

3. В результате проведённой исследовательской работы можно подтвердить эффективность приёмов, решающих проблемы запоминания. Так среди 20 участников эксперимента в контрольном исследовании по типам памяти около 50% учащихся показали увеличение коэффициента в слуховой, зрительной и зрительно-слухово-моторной. Примерно 25%учащихся сохранили свои показатели на прежнем уровне в слухово-моторной и слуховой памяти, и на 10% в зрительной и зрительно-слухово-моторной типах памяти.

Снижение показателей больше всего затронуло слухово-моторную память и составило 50% от общего числа учеников, снизивших коэффициент. Возможно в данном случае на чистоте эксперимента отразился тот факт, что контрольное исследование проводилось в пятницу, в конце недели, да к тому же на 6 уроке. Это находит своё подтверждение в теории физиологов И.М. Сеченова и А.А. Ухтомского об утомлении сенсорных центров коры больших полушарий, т. к. к сожалению основной наш вид деятельности на уроках- это слушать и писать.

Однако, если проанализировать средние показатели, то мы увидим увеличение коэффициентов всех типов памяти, кроме, как уже пояснялось, слухово-моторной.

4. Каждый ученик в моём классе знает теперь доминантные типы своей памяти и может, выбрав для себя оптимальные условия и приёмы решать проблему запоминания индивидуально.

5. К сожалению,не подтвердились ожидаемые совпадения по типам памяти родителей и детей. Привожу результаты моих исследований в виде таблицы в (Приложении3). Причин мне кажется несколько: у родителей богаче жизненный опыт по развитию своей памяти, поэтому у многих родителей несколько ведущих типов памяти и потом, родительские собрания проводят вечером, после рабочего дня, что отрицательно сказывается на продуктивности запоминания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация поставленных мною целей и задач исследовательского проекта позволяет сделать вывод, что человеческая память – это индивидуальный психофизиологический процесс, связанный с запоминанием и воспроизведением материала.1.Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти не возможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот на, которых он сейчас находится.2.Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроением, интересами и потребностями, а так же с физическим состоянием в целом. 3. Память совершенствуется у всех людей по мере общественного прогресса и постепенно улучшается у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщении его к материальным и культурным достижениям цивилизации.4. В процессе развития само запоминание сводится к мышлению « запоминать - значит понять, осмыслить, сообразить».

Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этого процесса немыслим. Большой вклад в изучение проблем памяти внесли отечественные психологи. Например, Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, который в конце 20-го века впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания (1). Исследования сложнейших форм произвольной деятельности, в которых процессы памяти связались с процессами мышления, были существенно доказаны отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, который происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделяли основные приемы запоминания сложного материала:

  1. При воспроизведении какого либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нём мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить текст.
  2. «Установка на запоминание» т.е. запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Следовательно, что бы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким- то образом связать его с основной целью деятельности.
  3. Большую роль в запоминании и воспроизведении играют «повторения». И зависит от того, насыщен ли интеллектуально данный процесс, не является ли он механическим повторением, а новым способом структурно-логической обработки материала. Особо нужно обращать внимание на понимание материала и осознание процесса его обработки.
  4. Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Лучше, если на начало и конец заучивания придётся большее число повторений, чем на середину.

У разных людей процессы запоминания и воспроизведения информации протекают не одинаково. Наибольшие возможности по развитию памяти открываются перед теми людьми, которые зная тип своей памяти и, а также условия и эффективные приёмы запоминания, будут чаще всего этим пользоваться. Однако в связи с данными в предыдущих главах рекомендациями по улучшению памяти, следует помнить, что любые приёмы хороши лишь тогда, когда они подходят человеку, когда он сам их для себя выбрал, адаптировал, исходя из собственного жизненного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Общая психология. – СПб., 2000. – 000с.

2. Рогов. Курс лекций. 2000 г

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В двух томах. Том1. М.198 г

4.Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология. В помощь выпускнику и абитуриенту. СПб-Паритет.2000г.

5.МамонтовС.Г., Захаров В.Б. Основы биологии.М.-Просвещение.1992г.

6.Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.- Просвещение.1988г.

7. Немов Р. С. Психология. В трёх книгах. Книга1. Общие основы психологии. М.- Владос. 2000г.

8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагенство,1994г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net

Свердловской области

МОУ СОШ №85

Секция: развитие личности

Исследование типов памяти и проблема запоминания у учащихся.

Личный шифр участника__________________________

Руководитель: Воронина Светлана Александровна

учитель биологии первой категории

МОУ СОШ № 85

Екатеринбург
2011

2. Построить по этим данным график заучивания. По оси абсцисс откладываются порядковые номера повторении, по оси ординат - значения V.

где К i - частота воспроизведения i-го слова; Р i - количество его правильных воспроизведении; п - количество повторений.

4. Построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров.

Контрольные вопросы

1. В чем суть процесса запоминания?

2. Какова роль повторения в процессе запоминания?

3. Каковы методы исследования процесса запоминания?

4. Что такое фактор края?

Занятие 5. 6 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

Вводные замечания. Опосредствованная и непосредственная память - виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств. Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» средств, которые трудно выделить путем наблюдения или интроспективно.

Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приемы, к числу которых относятся метод пиктограмм и метод двойной стимуляции.

Метод двойной стимуляции разработан А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым. Сущность его заключается в том, что испытуемому предъявляют ряд слов для запоминания и предлагают к каждому подобрать какую-либо картинку, связывая ее по смыслу со словом. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. Серии картинок, используемые как вспомогательное средство для запоминания, могут быть различными по трудности ассоциирования их с экспериментальным материалом.



Метод двойной стимуляции может применяться и в другой модификации. При назывании слов испытуемый не сам подбирает картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению. Воспроизведение проводится следующим образом: предъявляют по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов в обеих модификациях является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов.

С целью сравнения результатов непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания (К ) при переходе к употреблению специальных мнемических средств:

где V 0 - число удержанных членов при опосредствованном запоминании; V H - число удержанных членов при непосредственном запоминании.

В исследованиях А. Н. Леонтьева , выполненных по методу двойной стимуляции, принимали участие умственно отсталые дети, дети дошколнного возраста, школьники и взрослые. В первой серии эксперимента определился объем непосредственного запоминания у этих групп испытуемых. С этой целью им предъявляли на слух для запоминания и воспроизведения 15 не связанных между собой по смыслу слов. Во второй серии определялся объем опосредствованного запоминания, для чего испытуемым предъявляв ли другой ряд из 15 слов одновременно с картинками - вспомогательным средством для запоминания. Полученные в исследовании данные показали, что у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста введение впроцесс запоминания вспомогательного средства в виде картинок не привело к увеличению эффективности запоминания, поскольку эти испытуемые не умеют пользоваться мнемическими средствами для запоминания. У школьников с введением вспомогательных средств эффективность запоминания резко повысилась. Наконец, у взрослых различия в эффективности непосредственного и опосредствованного запоминания снова сглаживаются. Это объясняется тем, что у взрослых испытуемых запоминание и в первой серии было опосредствованным с помощью внутренних средств запоминания. Эти данные позволили А. Н. Леонтьеву построить «параллелограмм развития» - графическое отражение отношений непосредственного и опосредствованного запоминания в процессе их развития.

Метод двойной стимуляции позволяет учитывать роль активности человека в процессе запоминания и может использоваться как средство своеобразного градуирования опосредствования экспериментального материала по степени трудности образования систем связей.

Цель занятия: определить, насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнении с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Исследование состоит из трех экспериментов.

Эксперимент 1

Цель эксперимента: сравнить продуктивность непосредственного опосредствованного запоминания.

Методика. Эксперимент состоит из двух опытов. Цель первого опыта - определить объем непосредственного, второго - опосредствованного запоминания. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется слуховым способом.

В первом опыте используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментальным материалом служит ряд из 15 не связанных между собой по смыслу слов (из 4-6 букв). Экспериментатор читает испытуемому все 15 слов с паузами между словами в 2 с. После окончания чтения ряда, через 5 с, он должен воспроизвести вслух слова в любом порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он запоминал слова. Ответы и словесный отчет фиксируются в протокола.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 15

Словесный отчет испытуемого:...........................................................................................................................…………..

Наблюдения экспериментатора: .........................................................................................................................…………..

Во втором опыте используется классический метод удачных ответов. Экспериментальным материалом служит ряд из 15 пар слов (из 4-6 букв). Каждая пара должна быть связана между собой любым видом ассоциации (например, зима-снег, дерево-стол, нога-сапог и т. п.). Первые слова пар - слова-опоры, вторые - слова-объекты, которые испытуемый должен запомнить. Экспериментатор читает слова в трохаическом размере, т. е. с ударением на первом слове. Интервал между парами - 2с. После окончания предъявления ряда, через 5 с, экспериментатор читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется), а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и слова-объекты, экспериментатор фиксирует в протоколе (см. форму 15).

Обработка результатов

2. Составить сводную таблицу результатов обоих опытов (табл. 5.6.1).

Таблица 5.6.1

Сводная таблица результатов

3. Определить коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств запоминания (см. формулу на с. 109).

4. Сравнить результаты опытов между собой, привлекая не только количественные показатели, но и материалы словесных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.

Эксперимент 2

Цель эксперимента: определить условия увеличения продуктивности опосредствованного запоминания.

Методика. Используется метод двойной стимуляции. Эксперимент 2 состоит из трех опытов. Материалом в первых двух опытах служат ряды из 15 слов и 15 картинок; для третьего опыта используются ряды из 15 слов и 30 картинок.

Во всех трех опытах необходимо запомнить, а затем воспроизвести 15 слов, используя для запоминания картинки. Их предъявляют одновременно с соответствующим словом. В первом опыте используют картинки, близкие по смыслу к словам; во втором опыте - далекие от них. В третьем опыте испытуемый сам подбирает к каждому слову определенную картинку из 30 предъявленных (опыт со свободным соотнесением слов и картинок).

Процедура эксперимента. В первых двух опытах слова для запоминания и картинки предъявляются на экране дисплея одновременно при времени экспозиции 3 с. Интервал между предъявлениями - 5с.

Через 10 с после предъявления всех слов и картинок испытуемому предъявляют картинки в другой последовательности. Задача испытуемого - в ответ на каждую картинку записать в протоколе то слово, которое соответствует данному изображению. В протоколе фиксируется также словесный отчет испытуемого о тех связях, которые он устанавливал между словами и картинками.

В третьем опыте испытуемому на экране предъявляют одновременно матрицу, содержащую 30 картинок, и слова для запоминания. Время предъявления не ограничивается. Испытуемый с помощью мыши указывает картинку в матрице и слово, с которым эта картинка ассоциируется. Ответные реакции испытуемого регистрируются. Во второй части третьего опыта испытуемому в случайном порядке последовательно предъявляют отобранные им картинки. Испытуемый в протоколе (форма 16) письменно воспроизводит соответствующие слова.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 16

(данный протокол используется для всех трех экспериментов)

Испытуемый: ......................................................................………………………………………… Дата: ...........……..

Экспериментатор: ....................................................……………………………………….. Время опыта: ...........……

Словесный отчет испытуемого: .....................................................................…………………………….……………

Наблюдения экспериментатора:....................................................................…………………………………………...

Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память - это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информации у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании. В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.

Повторение пройденного

Знаменитая интернациональная пословица гласит: «Повторение мать учения» (Repetitio est mater studiorum). Повторение - это одно из главных условий запоминания и усвоения материала. Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.

Как должен происходить процесс повторения? Все зависит от типа запоминаемой информации. Ведь повторять можно всё что угодно: слова и буквы, числа и цифры, учебный или развлекательный материал. Если вы учите такую информацию, как цифры или стихи, то повторять нужно дословно и последовательно. Но если вы запоминаете содержание учебника или художественной книги, то важно понимать, что каждый раз вы будете воспроизводить изучаемый материал по-разному.

Для того чтобы выучить материал, нужно использовать специальные техники и приемы повторения, способствующие повышению эффективности запоминания информации. Среди таких приемов можно выделить активное повторение и пересказ.

Активное повторение. Чтобы максимально надолго закрепить в своей памяти какую-либо информацию, необходимо сделать процесс повторения активным, осознанным, другими словами, повторение должно сопровождаться осмыслением изученного материала. Для того чтобы активизировать этот процесс, ставьте перед собой дополнительные цели и задачи: ответить на вопросы (которые не просто так часто размещают в конце глав учебников), найти или придумать примеры из жизни, соответствующие запоминаемым фактам и т.п. Следует отметить, что при активном повторении в работу включается внимание и ассоциативная память , в результате, процесс запоминания становится качественнее и эффективнее.

Пересказ является самым распространенным способом повторения в тех случаях, когда информация запоминается не дословно. Пересказ также является элементом активного повторения. Во время пересказа у нас активизируется речевое мышление. Речевое воспроизведение помогает нам не только хорошо запомнить информацию, но и отложить у себя в голове способ ее воспроизведения.

Если же вам нужно запомнить большой объем информации, и при этом воспроизвести ее точно (наизусть), последовательное повторение всего материала будет неэффективным. Для того чтобы добиться хороших результатов, вам нужно:

  • Во-первых, разбить весь материал на несколько меньших частей и запомнить получившуюся структуру, например при помощи метода Римской комнаты из предыдущего урока .
  • Во-вторых, нужно учить и, главное, повторять каждую часть отдельно. Между повторениями различных частей можно делать небольшие паузы. И если вам удалось выучить все части, только тогда следует прибегнуть к непрерывному повторению всего материала в нужной последовательности.

И наконец, чтобы повторение стало максимально эффективным, старайтесь воспроизводить весь выученный материал по памяти. Прибегать к помощи первоисточника лучше только в самых крайних случаях, когда процесс повторения тормозится какой-то одной неважной деталью. И даже в этом случае попробуйте отметить на листе бумаги то, что вы забыли, и вернуться к этому после, попытавшись вспомнить еще раз самостоятельно. Такой процесс активизирует вашу память и ассоциативные связи вашего разума.

Виды и методы повторения

Кроме самого процесса повторения, особое значение имеет частота и интенсивность этого процесса. За всю историю изучения запоминания путем повторений накопилось множество методик, которые можно разделить на те, что связаны с многократным повторением и те, которые предлагают распределенное во времени повторение.

Многократное повторение

На силе многократных повторений строится религиозное образование. Так, в индуизме многократные повторения мантры способствуют не только запоминанию информации, но и ее осмыслению и принятию на подсознательном уровне. Например, считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.

Кроме того, закон большого количества повторений составляют основу традиционного восточного образования. Например, традиционная китайская система образования сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических сочинений, умению свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов. Такой объем информации можно запомнить только путем многократных и постоянных повторений.

Распределенное во времени повторение

Многие исследования (первые из которых были проведены еще в конце XIX века) показывают, что распределенное определенным образом во времени повторение оказывается эффективнее многократного воспроизведения. Этот вид повторения позволяет экономить силы и время, способствуя прочному усвоению информации.

Среди выявленных эффектов использования распределенного во времени повторения можно назвать следующие:

  • Временные регрессы. Установлено, что заучивание материала протекает неравномерно. Вслед за хорошим запоминанием может наступить регресс, другими словами, провал в памяти. Но такой провал часто имеет временный характер, и память снова воссоздает забытую информацию.
  • Скачки памяти. Запоминание информации происходит скачками, и каждое новое повторение может иметь различный результат, как более, так и менее эффективный по сравнению с предыдущим.
  • Быстрый старт. Когда вы изучаете материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала.
  • Быстрый финиш. При запоминании сложного материала процесс протекает сначала медленно, а потом быстро. Эффект от первых повторений часто бывает недостаточным, а объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных воспроизведениях.
  • Реминисценция - это эффект, который заключается в том, что через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, которым вы сразу не уделили свое внимание. Таким образом, программа запоминания с отсроченным воспроизведением может быть продуктивнее, чем несколько повторений сразу же после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением осуществляется дополнительное неосознаваемое закрепление информации в нашей голове.

Эти эффекты запоминания были выведены путем многочисленных опытов и наблюдений. Изучения проблемы повторений запоминаемой информации привело к появлению методик, позволяющих довольно точно определить, когда повторения оказываются наиболее эффективными. Одна из самых популярных подобных методик описана в концепции Германа Эббингауза, о которой написано ниже.

Программа повторения по методике Эббингауза

Как уже было сказано, информация запоминается и забывается человеком неравномерно. Большая часть выученного материала обычно теряется уже в течение первого часа при отсутствии повторений. Поэтому первое повторение необходимо делать сразу после запоминания. Однако существуют наблюдения, которые показывают, как ведет себя наша память и на более длительном временном промежутке.

Общепринятым исследованием о процессе человеческого забывания считается работа Германа Эббингауза, написанная им в конце XIX века. Путем многочисленных экспериментов ученый открыл так называемую «кривую забывания», которая показывает, как долго живет в голове человека единожды выученная информация.

Примечание

Впервые открыл кривую забывания еще в XIX веке Герман Эббингауз (1850-1909) немецкий психолог-экспериментатор. Он занимался изучением закономерностей запоминания, которые описал в своем основном труде «О памяти».

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, состоят в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала в определенном режиме.

Когда повторять информацию?

Особенность памяти человека такова, что созданные взаимосвязи и ассоциативные ряды разрушаются примерно через час после изучения при условии, что они не были закреплены повторением. Поэтому, как уже было отмечено, первое повторение должно идти сразу после изучения материала.

Что касается остальных повторений, то существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала, по мнению современных специалистов.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, то лучше повторять материал следующим образом:

  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время ничем не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие этапы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Конечно же, временные рамки зависят, и от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15 минут после первого, третье - через 8 часов (в день запоминания), четвертое - на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 1 час, третье - через 3 часа, следующие повторения следует делать через 8 часов и в течение следующего дня с перерывами в 3-4 часа.

Также стоит отметить, что вам не следует пугаться большого числа повторений, которые вам предлагается сделать. Повторять по памяти часто оказывается намного проще и интереснее, чем просто повторное чтение изучаемого материала. Тем более, мысленно повторять информацию можно в любом удобном месте и в любое удобное для вас время: за приемом пищи, во время поездки в общественном транспорте или за рулем автомобиля. При мысленных повторениях вы можете учить информацию в буквальном смысле целый день с минимальными перерывами.

Итак, четвертое правило запоминания:

Чтобы надолго запомнить материал, повторите его несколько раз в описанном выше режиме.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

13. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ЗАУЧИВАНИЯ

Вводные замечания .

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. Зависимость запоминания от деятельности, в итоге которой оно достигается, характеризует один из аспектов проблемы активности запоминания. Другой аспект той же проблемы – понимание самого процесса запоминания как особого рода мнемической деятельности. Важную часть содержания мнемической деятельности составляют мыслительные процессы, осуществляемые с целью запоминания.

Существенную роль в запоминании играет повторение материала. Однако повторение не является способом, неизменно ведущим к достижению мнемического эффекта. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом. Именно действия группировки, соотнесения, составления планов приводят к отбору и формированию определенных связей; повторение лишь условие реализации этих действий. Функцию же закрепления связей осуществляет не повторение, а акт правильного воспроизведения объекта, соответствие воспроизведенного образа объекту запоминания.

Для исследования процесса запоминания используют классические методы: метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов и метод антиципации.

При методе заучивания испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) до критерия их безошибочного одно- или двукратного воспроизведения в любом порядке. С этой целью ряд стимулов предъявляют несколько раз. После каждого предъявления ряда испытуемый пытается его воспроизвести. Количество повторений, которое потребуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график заучивания. Предлагая испытуемому повторно воспроизвести заученный материал спустя различные промежутки времени после заучивания, можно построить график забывания. Метод заучивания, таким образом, позволяет прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания. Наконец, этот метод позволяет выявить влияние проактивного и ретроактивного торможения на процесс запоминания значительного по объему материала. С этой целью фиксируются элементы ряда, правильно воспроизведенные после каждого предъявления, и строится график частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления.

Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид U-образной кривой: начало и конец ряда запоминаются лучше, чем его середина. Это так называемый фактор края.

Цель работы . Изучение динамики и позиционной зависимости продуктивности запоминания.

Методика .

Используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из четырех-шести букв). Материал предъявляют слуховым способом.

Процедура эксперимента . Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованием заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, оно записывается в примечании к протоколу. Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда.

После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.

ПРОТОКОЛ ЭКСПЕРИМЕНТА

Испытуемый________________________ Дата________________________

Экспериментатор____________________Время опыта__________________

Использованный ряд слов_________________________________________

______________________________________________________________

Номер воспроизведения

Результаты воспроизведения элементов

Приме-чание

Словесный отчет испытуемого_____________________________________

______________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора____________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________

Обработка и анализ результатов.

2. Построить по этим данным график заучивания, в котором по оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, по оси ординат – значения V.

где К – частота воспроизведения i -го слова; Р i – количество его правильных воспроизведений; n – количество повторений.

4. Построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров.

Контрольные вопросы.

    В чем заключается сущность процесса запоминания?

    Какова роль повторения в процессе запоминания?

    Какие методы применяются исследования процесса запоминания?

    Что представляет собой метод заучивания и какие исследовательские задачи он позволяет решать?

    Что такое фактор края и в чем он заключается?

У. О. школьника можно практически научить правильно организовать процесс повторения. Необходимо обратить внимание на то, что заучивание должно начаться с предварительного ознакомления с содержанием и характером запоминаемого материала. Важно также обратить внимание на необходимость мысленно разбить материалы на отдельные части - смысловые группы - и в каждой части выделить опорные пункты - отдельные слова, выражения, рисунки, которые потом помогли бы воспроизвести соответствующую часть текста.
Важнейшее условие повышения активности процесса заучивания У. О. школьников - варьирование повторений. При варьировании повторений каждый раз вносится что-нибудь новое в содержание материала и в характер его усвоения. Это очень важно, так как содействует преодолению косности, свойственной У. О. школьникам.
Разнообразие повторений можно осуществить, изменяя форму деятельности учащихся: в процессе повторения могут быть использованы устные и письменные рассказы, ответы, зарисовка, лепка, кино, практические работы и т.д.
Варьирование повторений может найти своё выражение в сравнении данного учебного материала с другим. Особое значение имеет повторение ранее изученного материала в связи с изучением нового. Сравнивая данный материал с другим, важно установить, какое существует между ними сходство и различие. В результате такого сравнения повторяемый материал выступает с других, ранее неосознанных сторон он осознаётся и запоминается лучше. Сравнение активизирует мышление, приводит к образованию смысловых связей, в результате чего, запоминание становится более прочным. Благодаря сравнению материал воспринимается У. О. школьником более дифференцированно и это способствует лучшему запоминанию. Содействуя отграничению одних понятий от других, сравнение содействует более глубокому усвоению знаний и общему развитию учащихся.
Однообразное повторение не способствует выработке у У. О. школьников умения применять сообщаемые знания на практике, использовать их в новых, изменившихся условиях.
Таким образом, чтобы лучше закрепить в памяти учащихся учебный материал, необходимо варьировать условия его восприятия и запоминания, ставить перед учениками разнообразные задачи в процессе повторения.
Такая организация способствует сознательному и прочному усвоению знаний умственно-отсталыми школьниками.

Воспроизведение.

Преднамеренное (Произвольное) Непреднамеренное (Непроизвольное)

Воспроизводя словесный материал, олигофрены обнаруживают тенденцию привносить такие данные, которые отсутствовали в воспринятом материале.
Некоторые изменения искажают содержащиеся в тексте мысли, некоторые привнесения проявляются в замещении плохо запоминающихся мест в тексте.
Привнесения черпаются из личного жизненного опыта или из усвоенных в процессе обучения знаний, имеющих некоторое сходство с тем, о чём говорится в рассказе. В том, что У. О. школьники привносят в воспроизведение отсутствующие в материале данные, проявляется характерное для них нарушение целенаправленной деятельности. В процессе коррекционно-воспитательной работы нужно обратить на это серьезное внимание.
При повторном воспроизведении текстового материала содержится только часть тех смысловых единиц текста, которые имелись в их первых воспроизведениях.
Повторные воспроизведения, происходившие на основе преднамеренного запоминания, были полнее и содержали такие смысловые единицы текста, которые отсутствовали в первых воспроизведениях.
Воспроизведение учащимися вспомогательной школы имеет беспорядочный характер. В порядке изложения материала нет логической последовательности. Воспроизведение напоминает сумму припоминаний.
При преднамеренном запоминании текста воспроизведение носит более систематизированный характер и является более точным, чем при непреднамеренном запоминании. Это объясняется тем, что в процессе заучивания дети стараются запомнить его последовательность, а также сохранить в памяти отдельные слова и выражения, что помогает более точно, более последовательно воспроизводить смысловое содержание текста. Характерное для олигофренов недоразвитие речи и мышления сказывается на точности воспроизведения словесного материала тогда, когда оно осуществляется на основе непреднамеренного запоминания.