Когда начали отмечать день подводника. День подводника в России: когда отмечают, история и традиции праздника

Длительные походы под водой, связанные с пребыванием в ограниченном пространстве подводной лодки, невероятно тяжелая служба по обеспечению стратегической безопасности страны – все это позволяет считать моряков–подводников элитой флота. История подводного флота началась еще в конце 19 века, когда в 1880 году по чертежам Степана Джевецкого были построены так называемые «подводные корабли», которые двигались мускульной силой гребцов. 19 марта 1906 года в классификатор судов военного флота указом императора Николая II была включена новая строка - подводные лодки. Сейчас это современный флот, состоящий из атомных, дизельных и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а 19 марта считается профессиональным праздником моряков-подводников, который отмечают и создатели подводных судов – проектировщики, ремонтники, судостроители.

В глубине подводных вод
Иногда моряк живёт.
Он не просто обитает,
Он работу выполняет.

И работа нелегка,
И работа так трудна..
С Днём подводника России
Мы поздравим моряка.

Курс держать всегда вперёд,
В жизни только полный ход,
Счастья, мира и добра,
Покорения новых вод!

День моряка-подводника сегодня,
Счастья вам, надежды и тепла.
Сердцу пускай дышится свободно,
Дорога жизни будет пусть светла.

Любви взаимной, верной на года,
Здоровья вам, удачи, доброты.
Пусть не коснется никогда беда,
Пусть исполняются всегда мечты!

Поздравляю с днем моряка-подводника России! Желаю плавных погружений, легких подъемов, попутных течений и никаких преград на жизненном пути. Будьте здоровы, гордитесь своим призванием, развивайтесь и постигайте новое. Безопасности, мира, семейного и личного благополучия, радости и искренних чувств!

Всех подводников России
Поздравляем от души,
Вы для нас - элита флота,
И во всем вы хороши,
Пусть ваш праздник дарит радость,
Будьте счастливы всегда,
Жизнь цените вы, и будет
Благосклонной к вам вода!

Вас, подводник дорогой
С боевой душой морской,
Поздравляем с этим днём
И куплет вам пропоём:

Добрым будет море пусть,
Сладкой будет в сердце грусть,
Пусть всё сложится у вас
И в дальнейшем, и сейчас!

Моряки-подводники,
Сильные и строгие,
Праздник ваш приходит,
Вас везде находит.

Вам желаем стойкости,
Выдержки и бодрости,
Пусть удача спутницей
Рядом с вами крутиться.

Пусть тылы домашние
Остаются важными,
Счастье прибавляется,
Хорошо «ныряется».

Весенний праздник в дверь стучит.
Моряк-подводник - гордо звучит!
С праздником этим тебя поздравляю,
Полного штиля на море желаю.

Чтобы жена дома ждала,
Чтобы заслуга быстро росла,
Чтобы домой возвращался всегда
И не попал ты в беду никогда!

Эта служба совсем непростая,
И не каждому груз по плечу,
В день подводников вас вспоминаю,
И сердечно поздравить хочу.

Пусть помогут вам волны синие -
Всем подводникам морякам.
Будьте стойкими, будьте сильными,
Возвращайтесь к родным маякам!

В день моряка-подводника - здоровья,
Не знать печали, грусти и тоски,
Пусть в любой день, не только сегодня,
Сбываются надежды все, мечты.

Пусть плавание будет проноситься,
Как яркий вихрь, даря тебе успех,
Чтобы всегда мог ты насладиться
Чудесным делом жизни твоей всей.

Моряки-подводники,
С праздником друзья.
Вам здоровья, счастья,
Пусть дома ждет семья.

Пусть море будет тихим,
Мира всем, добра.
Пусть после погружения,
Подъем будет всегда.

Под водой, как нам известно,
Одному уж слишком много места.
Значит, надо пожелать
Друзей всегда в округе наблюдать.
Реки такой, чтоб русло - без водоворота,
А океана дно - без острых скал.
Везде всегда пусть с вами рядом кто-то,
О ком сказать вы можете:
Когда вдруг что, он отразит удар.
Радости вам полных два баллона,
Успехов вам и звания чемпиона.

Сегодня - 19 марта - свой профессиональный праздник отмечают моряки-подводники - люди, которые не понаслышке знают, что такое настоящее доверие, плечо товарища и взаимовыручка.

Праздник был учреждён около двадцати одного года назад. 15 июня 1996 года Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник – День моряка-подводника.


В качестве даты праздника было выбрано 19 марта, потому что в этот день в 1906 году император Николай II ввёл в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей – подводные лодки. В том же году в состав Российского флота было включено 10 подводных лодок. Таким образом, Россия одной из первых стран в мире обзавелась подводным флотом. Причём флотом, который уже вскоре Российской империи пришлось испытать в ходе реальных условиях войны.

В 1912 году была начата реализация программы строительства серии подводных лодок, получившая название "Барс". Главным конструктором подводных лодок того проекта являлся замечательный корабельный инженер и математик Иван Бубнов.

Под его началом было развёрнуто и само производство подводных лодок - на заводе общества "Ноблесснер" в Ревеле (ныне - Таллин) и на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки, созданные на Балтийском заводе, получили следующие названия: "Барс", "Вепрь", Волк", "Гепард", "Змея", "Единорог". Причём две последних - для Дальнего Востока. А ПЛ, созданные в Ревеле, - "Львица", "Тигр", "Кагуар", "Тур", "Язь", "Леопард", "Ягуар", "Пантера", "Ёрш", "Форель", "Рысь", "Угорь". Здесь для Дальнего Востока - последние четыре. Остальные - для эксплуатации на Балтике.

Водоизмещение каждой из подводных лодок составляло 650 т (надводное) и 780 т (подводное). Предельная глубина погружения - 100 м. Экипаж - по 34 человека. Подводные лодки участвовали в событиях Первой мировой войны. В частности, их использовали в разведывательных целях, прикрытии минно-заградительных действиях надводного флота.

К началу Великой Отечественной войны в составе 4 флотов СССР имелось 212 подводных лодок. Эта война для советского подводного флота стала настоящим испытанием «на прочность».

Советским подводникам приходилось воевать в очень суровых условиях. Сложность ведения боевых действий для подводников зачастую заключалась в отсутствии необходимого обеспечения и эффективной боевой подготовки. Ощущалась и острая нехватка профессиональных кадров. Однако при выполнении боевых заданий члены экипажей проявляли высокое мастерство и верность присяге, что позволяло выполнять порой самые немыслимые боевые задачи. Кроме уничтожения вражеских кораблей, моряки-подводники вели разведку, ставили минные заграждения, участвовали в сопровождении судов СССР и союзников.

О героизме советских моряков-подводников написано множество литературы. Однако, несмотря на это, многие тайны сражений с участием советских моряков-подводников в годы войны до сих пор остаются именно тайнами - по целому ряду причин: от банальной нехватки информации до нахождения этой самой информации под грифом "секретно".

Двадцать три моряка советского подводного флота за подвиги, совершённые в годы войны, получили звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Мощь подводного флота многократно возросла после начала атомной эры. Субмарины получили новые силовые установки, возможность нести на своём борту и ядерное , что превратило их в настоящих хозяев морских глубин.

Отечественный флот является одним из крупнейших в мире, обладающим широким потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. В состав подводного флота ВМФ РФ входят: дизельные субмарины, атомные многоцелевые подлодки, ракетные подводные крейсеры, субмарины специального назначения.

Современные подводные лодки России: проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень» начали входить в состав ВМФ РФ с 2013 года.

Согласно заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, Военно-Морской флот России до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественный новый уровень боевой потенциал флота.

Министерство обороны РФ имеет чёткий план по развитию подводного ВМФ. По причинам секретности его подробности не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревших субмарин образцами четвёртого поколения и создание новых проектов пятого поколения, а также о возможной реализации проекта модульной сборки кораблей подводного флота.

Обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении держава. Чтобы сохранить свои позиции, отечественный флот необходимо развивать и модернизировать. И такая работа ведётся.

Во все времена моряки-подводники являлись настоящей элитой Военно-Морского Флота России. Именно поэтому и в наше время растёт престиж военной службы на подводных кораблях. Для того чтобы оказаться на службе именно на подводной лодке, моряки должны пройти ряд испытаний, интенсивные курсы и психологические тесты. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной подготовки, так как справиться со сложнейшими техническими системами в условиях замкнутого пространства и повышенной психологической нагрузки под силу лишь высококвалифицированным специалистам.

"Военное обозрение" поздравляет всех причастных, включая ветеранов подводного флота ВМФ СССР и РФ, с праздником!

Морская пучина - холодная, волнующая и окруженная неизвестностью. Если открыть учебник по истории, то можно убедиться, что вода не только порождает жизнь на нашей земле, но и кишит угрозами. Только воистину отважные мужчины, которые любят Родину и готовы её защищать, могли пойти на такой решительный шаг и соединить свою судьбу с кораблем. Особенно это касается тех, кто отважился служить на подводной лодке. Каждый день эти не известные никому герои рискуют своей жизнью, чтобы мы могли спокойно спать и не переживать о том, что на нашу страну нападет враг.

19 марта - День моряка-подводника. Почему именно эта дата стала основанием для торжества? Для того чтобы это узнать, следует окунуться в прошлые столетия, ведь насчитывает более двухсот лет. И за это время наши моряки успели прославиться даже в самых отдаленных уголках мира.

В глубину истории

Первым, кто предложил идею создания судна, был, как ни странно, великий творец в области культуры Леонардо да Винчи. Он презентовал модель боевой лодки, но вскоре её уничтожил, так как опасался военного положения.

Решительными действиями отличился голландец Корнелиус Дребелль в 1620-м. Он спроектировал судно для английского короля Якова I, после чего план был воплощен в реальность на судостроительном заводе в Лондоне.

В России же попытки создать такое морское чудо предпринимались при Петре Великом. За этот нелегкий объект взялся самоучка из народа Ефим Никонов. Но после смерти царя дело закрыли, и проект остался невоплощенным.

Возрождение морского флота России

Только лишь в 1906 году, 19 марта, был принят указ Николая II, в котором говорилось про формирование войск на После этого началось активное сооружение подводных лодок. Все силы ученых в данной области были направлены на усовершенствование боевых возможностей таких судов, ведь в случае опасности они должны по максимуму устоять в сражении.

Военный период

В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе был спроектирован корабль модернизированного типа на дизельном топливе. Уже тогда власть готовилась к нападению и предчувствовала наступление войны.

В начале Первой мировой силы морского флота России включали в себя бригаду подводных лодок (восемь кораблей) и учебный отряд (три корабля). В 1917-м уже была сформирована целая морская военная база под названием «Тосна». Она включала по семь дивизионов, которые содержали 4-5 кораблей.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой.

К ВМФ имел в своем арсенале 212 кораблей. Их команды отличались хорошей морской выучкой.

В наши дни вооружена мощнейшими реактивными подводными лодками, которые без труда решают любые боевые задачи.

Море рифмуется

В День моряка-подводника стихи сыплются отовсюду. Ведь наши соотечественники склоняются перед великими подвигами героев.

Множество народных изложений было написано с того времени, как праздник обрел популярность в обществе. Вот одно из них:

На водном глянце их не видно,

И лишь радар увидеть может.

Они скрываются в глубинах -

Под толщей вод их курс проложен.

Исследуя морей просторы,

Границы бережет подводник.

Защита наша и опора,

Мы поздравляем вас сегодня!

Также подобным поздравлениям уделяют немало внимания на традиционных концертах, которые проводятся 19 марта. День моряка-подводника каждый год отличается какими-то новыми презентациями творческих наработок. Самые лучшие и эксклюзивные работы представляют на суд общественности и самим виновникам торжества.

Почтение труда моряков

Каждый год в День моряка-подводника поздравления принимают все мужчины, чья трудовая деятельность связана с ВМФ. Это в том числе конструкторы, работники проектных организаций и судостроительных заводов.

Чествование ознаменовывается не только митингами и праздничными концертами, но и организацией бесплатных туров в различные музеи, связанные с кораблями и открытыми водами.

В день 19 марта мероприятия осуществляются во многих городах России в независимости от того, есть там порт или нет.

Прямые трансляции парадов и митингов доступны в любой точке страны, а вручение наград и медалей проводят по месту жительства черноморцев или в столице.

ВМФ в Петербурге

День моряка-подводника в России всегда отмечается с большим размахом. Каждый служитель флота не обделен вниманием: столько песен, стихов и поздравлений слышится ото всюду.

В 2014 году в День моряка-подводника поздравления в Санкт-Петербурге принимали все, кто причастен к этому торжеству. На праздничной церемонии российские корабельщики почтили память героев ВМФ и воздали им славу.

У монумента «100-летие подводных сил России» встретились ветераны флота, курсанты, сотрудники верфей, конструкторы и инженеры.

Этот мемориал открыли в 2008 году по инициативе ветеранов и работников «Адмиралтейских верфей». Основная составляющая произведения представляет собой конструкцию подводного судна. В это сооружение была помещена оболочка с посланием к морякам и судостроителям 21 века.

«Тайна трех океанов»

Также накануне 19 марта праздник прочувствовали во Владивостоке. Там был представлен фильм, посвященный всем подводникам СНГ. Над его созданием работали два года, главным организатором данного проекта стал «Тайна трех океанов» - такое название получил документальный фильм. Съемки проводились в разных местностях и за пределами России: в США, Исландии, Норвегии и Панамском канале.

Режиссер старался наполнить атмосферу фильма реалистичными образами и картинками, но все же не обошлось без компьютерной графики, которая помогла в реконструкции исторических событий.

Главная цель экранизации - показать обычным гражданам, насколько флот был значимым в период Великой Отечественной войны.

С тех пор День моряка-подводника в России не обходится без трансляции этого фильма. Ведь знание истории - основа всех основ для состоявшегося гражданина.

Реконструкция морского боя

В 2015 году праздник отличился весомыми событиями. Торжество уже по традиции проходило в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях» была заложена очередная подводная лодка проекта 677 «Великие Луки», и тем же временем на «Семваше» состоялась презентация пятой атомной субмарины «Архангельск».

Также 19 марта (День моряка-подводника) был сформирован полноценный совет ветеранов Сестрорецка, была организована реконструкция боя на озере Разлив. А Клуб сотрудников ВМФ провел праздничный вечер уже в Зале революции знаменитого корпуса Петра Великого.

Благодаря этим мероприятиям 19 марта праздник выдался очень динамичным и полным эмоций, возрастная категория посетителей торжества очень различалась. Это демонстрирует то, что любому поколению нашей страны небезразлична судьба действующих моряков и ветеранов военных действий, которые бороздили и бороздят глубинные просторы, несмотря на сложность ситуаций.

История подводных сил Военно-Морского Флота необычайно интересна. По сути, ее отсчет можно вести с 1718 года, когда простой русский плотник Ефим Никонов разработал чертежи так называемого «потаенного судна», которое может плавать под водой, и преподнес их в дар Петру I. Царь настолько воодушевился этой идеей, что приказал немедленно воплотить ее в жизнь. Спустя 6 лет первая российская деревянная подводная лодка была построена, но... в самом начале ходовых испытаний она затонула, а сам Ефим Никонов чуть не погиб.

После смерти Петра, по приказу Адмиралтейской коллегии, работа над созданием потаенных судов была остановлена. Хотя интерес к лодкам, которые могут плавать под водой, в России никогда не ослабевал. Лучшее доказательство этому - архивы Адмиралтейства, в которых хранится более 135 проектов подводных лодок с чертежами и полными расчетами.

Первая подводная лодка, которая хоть отдаленно напоминает современные модели, была построена в 1834 году (за 30 лет до того как Жюль Верн написал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой»). Честь ее создания принадлежит русскому инженеру К. А. Шильдеру. Правда, в дальнейшем ее конструкция была признана неудачной, впрочем, как и конструкция подводной лодки инженера И.Ф. Александровского (1866 год). Особого внимания заслуживают подводные лодки, сконструированные в конце 19-го века видным русским инженером С.К. Двежецким.

Только в 1904 году усилия российских инженеров увенчались успехом. На Балтийском заводе была построена первая действующая подводная лодка, которая успешно прошла испытания. 19 марта 1906 года император Николай II издал указ о создании нового класса боевых судов - подводных лодок. Буквально спустя 10 дней, 27 марта 1906 был сформирован первый Учебный отряд подводного плавания. Одновременно с этим, в России появился и новый праздник - День моряка-подводника, который ежегодно отмечался до 1917 года 19 марта.

День моряка-подводника в современной России

К сожалению, в советское время о существовании праздника просто-напросто забыли, хотя подводный флот всегда играл, и будет играть, огромную роль в защите национальных интересов России. Спустя почти 80 лет, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий ВМФ России Ф.Н. Громов подписал указ о возрождении праздника День моряка-подводника. Дата торжеств осталась неизменной - 19 марта, в честь подводного флота России.

Традиции дня моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается 19 марта на самом высоком уровне. Каждый год Главнокомандующий ВМФ адресует морякам-подводникам праздничные обращения, в которых благодарит их за мужественный и нелегкий труд, безупречный профессионализм и самоотверженное служение Родине. 19 марта традиционно проходят торжественные собрания, концерты, приемы. За особые заслуги моряки-подводники награждаются орденами, почетными грамотами и ценными подарками.

Подводный флот – мощнейшее средство защиты страны. Опасная, но в то же время, самая уважаемая военная профессия – моряк-подводник. Приказ по флоту об учреждении профессионального праздника подводников был подписан в 1996 году.

У всех воинских праздников даты имеют историческую основу. 19 марта 1906 года последний русский император вводит в состав ВМФ подводные лодки. Более чем вековая история превратила эти подразделения в важный компонент военно-морского флота. Моряки-подводники стали элитой. На заре истории подводного флота никто не мог представить уровень развития субмарин в 21 веке.

Российская империя одной из первых поставила в строй новый вид кораблей. Отечественные разработки подводной техники велись задолго до официальной даты введения в строй. Смерть Петра I помешала провести испытания потаенного судна. Разработчика разжаловали, и реализация планов по созданию подводных кораблей надолго отложилась. В следующий раз опытный экземпляр был построен в 1834 году. Первый в мире металлический подводный корабль был вооружён миной весом в 16 кг, которая крепилась на шесте. Закулисная борьба в правительстве не позволила осуществиться планам покорения морских глубин.

Первые действующие экземпляры стали появляться лишь в 70-е годы 19 века. Руководство страны стало понимать важность разработок по созданию субмарин. Лодки Джевецкого двигались за счёт мускульной силы моряков, которая вращала винт. Пятьдесят подводных лодок были распределены по крепостям, но в боевых действиях не применялись.

Отцом отечественного подвода флота стал морской инженер Иван Бубнов. Под его руководством разработали и ввели в строй субмарину «Дельфин». Судно имело дальность хода в 240 миль и развивало скорость 10 узлов. Это был настоящий прорыв. Лучшие зарубежные аналоги не могли соперничать с «Дельфином». Русско-японская война заставляет ускорить производство субмарин. Команда Бубнова разработала проекты «Касатка», «Минога», «Акула».
Самыми успешными разработками стали проекты «Морж» и «Барс». Дальность хода до 2500 миль, четыре торпедных трубчатых аппарата, восемь аппаратов Джевецкого, пушка, пулемёт – субмарины типа «Барс» становятся реальной боевой силой.

К началу Первой мировой основная часть подводного флота базировалась на Балтике.
Успешные операции показали превосходство русских лодок над зарубежными аналогами. За время войны балтийский флот потерял двадцать четыре лодки, но только четыре из них были отечественными. Остальные погибшие корабли относились к американским и британским проектам, приданным в качестве союзной помощи.
Советская власть быстро поняла важность подводного флота. Советский период стал основой развития этой составляющей ВМФ. К началу Второй мировой на вооружении стояло 212 субмарин и около 14 тысяч личного состава.

Великая Отечественная стала трагическим испытанием моряков-подводников. Сложность боевых действий усугублялась невозможностью спастись в случаях повреждений на глубине. Героизм наших подводников описан в огромном количестве книг и журналов, сняты фильмы.
23 лодки получили ордена Красного Знамена, 12 стали Гвардейскими, 4 – Гвардейскими и Краснознамёнными. За совершённые подвиги 20 подводников награждены высшей наградой – Звездой Героя. Тысячи матросов и офицеров были представлены к орденам и медалям.

Послевоенная история подводников проходит в жесточайшем противостоянии Холодной войны. Развитие атомной энергетики послужило толчком к созданию атомных субмарин с ядерными ракетами на вооружении. Быстрыми темпами идёт наращивание военно-морского потенциала. Создаются учебные заведения, которые готовят высокопрофессиональные офицерские кадры по всем специальностям.

Сложное время 90-х не смогло разрушить элиту флота. Нисколько не приукрасив, можно сказать, что несшие службу офицеры совершили подвиг чести, работая в голодное безденежное время. Новое тысячелетие становится периодом восстановления боеспособности подводного флота.

В современных реалиях иметь мощный высокотехнологичный подводный флот может только крупная технически развитая страна. Сейчас на боевом дежурстве ВМФ стоят атомные и дизель-электрические подлодки, ракетные подводные крейсера. Служба моряка-подводника престижна. Они обладают отменным здоровьем, высоким интеллектом и хорошим образованием. Управлять современными подводными крейсерами под силу только специалистам экстра-класса.

В этот замечательный профессиональный праздник хочется пожелать всем офицерам и матросам, как действующим, так и ветеранам, мирной глубины, крепкого здоровья и спокойных дежурств.