Как называются часы на спасской башне кремля. Часы Тартарии — первые Русские часы

Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.

Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты. Однако намного меньшему числу людей известно то, что современные куранты являются уже четвертыми по счету, установленными в Спасской башне.

В настоящее время не установлено, когда на Спасской башне были смонтированы первые часы. Первое дошедшее до нас упоминание об этом датируется 1585 годом, однако нет точной уверенности, что это были именно первые часы. Невзирая на отсутствие достоверной информации, отсчет истории существования Кремлевских курантов ведется от этой даты.

Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта. После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.

Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.

Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане - братья Бутеноп.

С развитием науки и техники механизм часов подвергался модернизации: переделывались отдельные блоки, заменялись детали на более качественные, произведенные из новых материалов и т.д. Также обновлялись и мелодии проигрываемые часами. Этому в первую очередь способствовали политические события, происходящие в стране, революции, смены государей и лидеров, а также и многие другие.

Современные куранты воспроизводят сразу две мелодии. Когда бьет «шесть» или «двенадцать» часов, играет государственный гимн РФ, а в «три» и «девять» – мелодия «Славься». В 1937 году в механизм часов были интегрированы три электродвигателя, которые осуществляли автоматический завод часов. В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.

Все, кто хоть раз побывал в столице России Москве и в самом ее центре – на Красной площади , любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

В В наших часах стрелка ходит по циферному кругу, в Русских, напротив того, вертится циферный круг.

Ранним утром 15 числа весеннего месяца апреля, в 3-е воскресенье месяца, обегая бесплатные, в этот день, муниципальные музеи, в музее "Старого Английского подворья" в Московском Зарядье, на выставке про древнерусскую арифметику, увидел странного вида голубой циферблат с 17 славянскими буквами вместо цифр .. Это был рисунок одного из первых циферблатов часов Спасской (тогда Фроловской) башни Московского Кремля. Т.к. посещение было бесплатным, за фотографирование я не платил, поэтому просто зарисовал циферблат, а придя домой погуглил.

"В наших часах стрелка ходит по циферному кругу , в Русских, напротив того, вертится циферный круг. Г-н Голловей (Holloway), один очень искусный человек, сделал первые такие часы, говоря, что Русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство ." Цитирую по: " Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских". — М., 1846

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Д о этого я думал, что самые странные часы были у древних японцев, завезенных в Японию в XVI веке голландскими торговцами (у меня дома есть макет древних японских часов из конструктора "Gakken"). Изменение длины секунд в зависимости от времени года (меняются регулярным изненением длины маховиков, которых 2: один качается днем, второй ночью), чтобы днем и ночью было одинаковое количество часов (по 6 часов).. При том, что длина ночных и дневных секунд совпадала только 2 раза в год, в дни равноденствий. Количество ударов в часах с боем от 9 до 4, т.к. 1, 2 и 3 удара зарезервированы под сигналы к буддистским молитвам. Понятно, что на начало дневного и ночного периодов (рассвет и закат) часы отбивали шесть ударов, потом 5, 4, 9 (полдень-полночь), 8 и 7

Оказывается, наши предки тоже были затейники : секунды у них были постоянны, минут не было вообще, а вот сутки тоже делились на день и ночь по (восходу/заходу солнца) и в дне могло быть от 7 часов (зимнее солнцестояние) до 17 часов (летнее солнцестояние) за счет увеличения или сокращения ночи. В момент восхода/захода солнца часы обнуляли... Естественно крутились в часах не стрелки (как тогда в Европах), а циферблат.

Уже в 1404 году на каменной башне Кремля — Фроловской (Спасской ее называют с конца XVII века) были установлены монахом Лазарем Сербиным первые часы. Москвичи каждый час слышали звон колокола. Сама башня имела тогда другой вид. На плоской верхушке ее был устроен навес, прикрывавший колокол от дождя и снега. В 1491 году итальянец Пьетро Антонио Соларий построил новую башню, сохранившуюся и поныне. В конце XV — начале XVI века башню снабдили новыми часами. В документах тон поры указывается, что «Часовники» получали в год жалованья 4 рубля да на мясо и соль 2 гривны и 4 аршина сукна. Первые куранты установили на кремлевской башне в 1585 году. Но в трудные годы смут и иноземного нашествия они погибли.

В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа. В 1624 —1626 годах под руководством мастера Христофора Галовея верхняя часть Фроловской башни была перестроена. Здесь Галовей установил новые часы. К ним колокольный мастер Кирила Самойлов отлил тринадцать новых колоколов. Эти часы во время пожара 1626 года пострадали так, что Галовею пришлось всю работу делать заново. Лишь через два года вновь раздался звон кремлевских курантов.“Часовники“ Спасской башни являлись и придворными мастерами, один из них починивал во дворце часы большие… и часики невелики… в серебре». В 1621 году в Москву на царскую службу был приглашен «аглицкий» мастер Христофор Галовей. Ему заказали новые часы, для сохранения которых от частых пожаров деревянная вышка Спасской башни в 1625 году была заменена ныне существующим каменным верхом. Работы по сооружению многоярусного верха и красивого черепичного шатра осуществили русские мастера-каменщики под руководством зодчего Бажена Огурцова. Галовею за установку часов из царской казны было выдано богатое вознаграждение. 29 января 1626 года от великого князя Михаила Федоровича он получил: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц. Всего царский подарок потянул почти на 100 рублей - огромную по тем временам сумму. А пожаловал государь его (т. е. Галовея) за то, что он «сделал в Кремле-городе над Фроловскими воротами башенные часы».

Это был прибор времени весьма удивительного устройства. Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная луна и лунный серп. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же указных слов —церковно-славянских букв, которые употреблялись в допетровской России. Указные слова были медные, густо вызолоченные и размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый, диаметром более 5 метров циферблат часов медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы «дневные» и «ночные» — по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. А вечером, лишь только последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах, создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях да купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» — восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке.

Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью. Но часам не повезло. В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар. Весь Кремль был охвачен пламенем. Деревянные части на Спасской башне сгорели, часовой колокол, проломив два кирпичных свода, рухнул на землю и разбился. Заново восстановленные часы более четверти века исправно и верно служили людям. Но 5 октября 1656 года на Спасской башне вновь учинился пожар. Сгорела ведущая вверх деревянная лестница, обгорели и часы. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня «и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, с большим сожалением рассказывает об этом пожаре. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгоревшую башню с часами, горько заплакал. Часы после пожара пришли в полную негодность, требовали чистки и ремонта.

Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного и международного значения, входит в исторический ансамбль Кремля (северо-восточная стена), обращена к Красной площади — напротив памятника Минину и Пожарскому . Это самая известная башня Кремля, на ней находятся знаменитые столичные куранты, а вершину украшает пятиконечная звезда.

Историческое название башни — Фроловская, так как дорога через ее ворота вела к существовавшей в то время церкви Фрола и Лавра.

Ворота Спасской башни — действующий парадный въезд в Кремль.

История Спасской башни

Московская Спасская башня возведена в 1491 году при великом князе Иване III Васильевиче на месте стрельницы, известной как Фроловская. В это время, на рубеже 15 и 16 веков, комплексно застраивался кирпичный Московский Кремль; стены и большинство башен именно того периода формируют облик Кремля и в наши дни.

Архитектор Спасской башни (на тот момент — Фроловской) — Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари). Строительство Спасской башни в Москве велось в едином стиле с другими кремлевскими постройками, созданными при участии итальянских мастеров.

Деревянный мост от башни через Алевизов ров построен к 1508 году.

История икон на Спасской башне в Москве началась в 1514 году: с размещения над воротами образа Спаса Смоленского. В 1521 икону заменила фреска Спаса Смоленского, написанная на надвратной стене, обращенной к Красной площади.

В 16 веке Спасскую башню украшал деревянный двуглавый орел. В 1624-1625 годы декоративный облик башни был изменен английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским зодчим Баженом Огурцовым: построен многоярусный готический верх, включавший скульптуры в стиле маньеризма, распространившегося в Западной Европе. Из этого оформления в историю вошли фантастические обнаженные фигуры (обратите внимание — это не 16, а 17 век), просуществовавшие до 1628 года. В царской России наготу этих скульптур даже прикрывали сшитыми для них одеяниями, но с башни они были убраны не по национальным эстетическим соображениям, а после пожара, в котором сильно пострадали.

Официально ворота названы Спасскими значительно позднее — при царе Алексее Михайловиче, подписавшем соответствующий указ о переименовании в 1658 году. При нем же над воротами с кремлевской стороны закреплен список с иконы «Спас Нерукотворный».

В Спасской башне до 17 века располагались сохраненные исторические рельефы стрельницы, выполненные из белого камня — как и большинство предыдущих построек Кремля.

В середине 17 века на макушке Спасской башни вновь утвердился государственный символ — двуглавый орел. После аналогично были украшены другие крупные башни Кремля — Никольская, Троицкая и Боровицкая.

Исторически по обе стороны от башенных ворот располагались действующие часовни собора Василия Блаженного — Смоленская и Спасская, в камне возведены в 1802 году. В 1812 часовни оказались разрушены при отступлении наполеоновских войск. Чудом уцелела сама башня — взрыв предотвратили донские казаки, вовремя потушившие фитили. Часовни же заново построили уже по совершенно другому проекту. Они снова перестроены в 1868 году при комплексной реставрации Спасской башни. Снос часовен без восстановления состоялся в 1925 году.

В 1895 году была отреставрирована надвратная фреска Спаса Смоленского. В советские годы этот образ оказался утраченным (не сохранилось каких-либо письменных свидетельств о его судьбе), как и список с иконы «Спас Нерукотворный», и считался таковым до 2010 года. Образ был обнаружен под слоем штукатурки, сохранился примерно на 80% — очищен и восстановлен реставраторами. Надвратный киот со стороны Кремля, где ранее располагался «Спас Нерукотворный», сейчас пустует.

Масштабные восстановительные работы внутри и снаружи башни были проведены в 1999 году, последний раз — в 2014 году.

Ворота Спасской башни

Спасские ворота чтились всегда как священные, а также главные из всех ворот кремлевских башен.

Именно от этих ворот уходили из Москвы боевые полки, через ворота непременно пролегал маршрут крестных ходов из Кремля, через них на встречу с монархом входили иностранные послы. Для парадного въезда Спасские ворота используются и сейчас.

Интересно, что исторически через ворота Спасской башни не разрешалось въезжать верхом на лошади. Кроме того, вплоть до 19 века мужчинам полагалось снимать шапки перед освященным лампадой Спасом, расположенным на внешней стене башни, перед входом.

Часы на Спасской башне

Диаметр курантов равен 6,12 м, высота позолоченных римских цифр на башенном циферблате — 0,72 м. Длина минутной стрелки часов на Спасской башне равна 3,27 м, часовой стрелки — 2,97 м. На все стороны башни выходит по одному такому циферблату — куранты хорошо видно издалека и с разных ракурсов.

Не раз увековеченные в искусстве куранты на Спасской башне впервые заработали еще в 16 веке, что подтверждается историческими свидетельствами о работе кремлевских часовников. За прошедшие столетия главные часы Кремля неоднократно видоизменялись.

Так, известно, что в 1625 году часы на Спасской башне были заменены: старые приобрел Спасо-Ярославский монастырь, а новые поставлены на башне при участии Христофора Галовея. Увершенствованная и весьма оригинальная модель механических часов могла играть музыку, указывала ночное и дневное время, циферблат был вращающимся, а стрелка в виде солнца с длинным лучом — статичная. Часы располагались по двум сторонам башни: первый циферблат был обращен к Кремлю, второй — к Китай-городу. Первые необычные часы просуществовали недолго: Галовею пришлось восстанавливать их после пожара 1626 года, следующий ремонт выполнен в 1668 году.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с переделанным под немецкий стандарт циферблатом. Эти куранты также были музыкальными, но часто ломались, не смогли пережить пожар 1737 года.

Английские куранты из Грановитой палаты закреплены на башне к 1770 году. Работами руководил немецкий мастер Фатц, и по его воле куранты были настроены играть немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. Часы оказались повреждены в пожаре 1812 года. Мастер Яков Лебедев сумел починить их к 1815 году.

Современные куранты Спасской башни изготовлены к марту 1852 года. К тому времени износ английских часов определялся как критический. Создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено заводу братьев Буденопов. Работы велись с декабря 1850 года, при этом удалось использовать часть старого механизма и применить современные достижения часового мастерства. Дубовый корпус часов заменен на литой чугунный, а механические детали изготовлены из износостойких сплавов, рассчитанным на перепады температур в течение года. Перезвон курантов обеспечил игральный вал, от которого к 48 колоколам протянули канаты. Вскоре были выбраны и мелодии: это «Марш Преображенского Полка» в 6 и в 12 часов, гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и в 9. Эта музыка звучала со Спасской башни до революции 1917 года.

При штурме Кремля большевиками 2 ноября 1917 года стрелку часов сломал снаряд, и часы не работали до сентября 1918 года. Механизм был восстановлен часовщиком Н. Беренсом по указанию В. И. Ленина. С 1937 года часы подводятся с помощью трех электромоторов. До 1938 года колокола курантов исполняли революционные гимны («Интернационал», «Вы жертвою пали…»), в следующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Во время инаугурации Б. Н. Ельцина в 1996 году Спасские куранты исполнили мелодию, с этого времени в 12 и 6 часов они играли «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов мелодию «Славься» М. И. Глинки.

В 1999 году была проведена крупная реставрация часов — с восстановлением облика верхнего яруса, покрытием стрелок и цифр золотом. К концу года настроена мелодия государственного гимна Российской Федерации (вместо «Патриотической песни»).

Звезда на Спасской башне

До звезды башню венчал двуглавый орел: с 17 века до 1935 года. По разным причинам орла приходилось неоднократно обновлять.

Советская пятиконечная звезда с серпом и молотом по эскизу Федора Федоровских была установлена на Спасской и других башнях Кремля в августе 1935 года. Эти первые звезды были выполнены из нержавеющей стали и красной меди, изображение серпа и молота выложено из уральских самоцветов, покрыто золотом. Еще одно украшение звезды — лучи, расходившиеся от центра к вершинам.

На практике самоцветные медно-стальные звезды оказались неудачным решением: они быстро потускнели, поэтому менее чем через два года было заменить их. Однако первая Спасская звезда в отличие от многих современниц сохранилась, сейчас она венчает шпиль столичного Северного речного вокзала.

Светящаяся рубиновая звезда на Спасской башне зажглась 2 ноября 1937 года. Звезда с размахом лучей 3,75 метра — двуслойная, с оправой из нержавеющей стали: внутренний слой выполнен из стекла молочного цвета, наружный — из рубинового. Автономные лампы защищены от перегрева, заменены на современные во время комплексной реставрации 2014 года.

С распадом СССР неоднократно поднимался вопрос о возвращении на башню двуглавого орла, он и сейчас остается открытым.

Фестиваль «Спасская башня» в Москве

Международный военно-музыкальный фестиваль, названный в честь Спасской башни, проводится в Москве с 2006 года. Время проведения: конец августа — начало сентября, перед Днем города. Продолжительность фестиваля меняется каждый год. Билеты на фестиваль продаются по дням, на первый и последний стоят дороже.

В этом крупном фестивале участвуют военные оркестры, выступают подразделения почетной охраны первых лиц стран, фольклорные музыкально-танцевальные коллективы в национальных костюмах.

Главное событие фестиваля — масштабный концерт на Красной площади, перед Спасской башней. Именно на этом концерте можно увидеть лучшие выступления военно-музыкальных коллективов из России, стран СНГ, Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Как добраться до Спасской башни в Москве

Открытый для туристов вид на Спасскую башню вблизи открывается с Красной площади, так как доступ к башне не входит в стандартные экскурсии по Музею-заповеднику Кремля. Соответственно, и добираться желательно до Красной площади, а не до входа в Кремль через Троицкую башню.

Самый быстрый способ добраться до выходящей на Красную площадь Спасской башни — на метро до станций «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Эти станции входят в один пересадочный узел метрополитена, поэтому стоит выбрать ближайший выход — № 7 «Охотного Ряда», от него до подножия башни — менее 500 метров пешком.

На автобусах добираться нужно до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. Подойдут рейсы № 158, м5.

Спасская башня с часами хорошо заметна и узнаваема издалека, но все же рекомендуем свериться со схемой расположения кремлевских башен:

Удобный вариант для тех, кто хочет узнать как можно больше об истории Спасской башни и при этом не упустить из виду другие достопримечательности, — обзор Спасской башни с экскурсией по Кремлю и Красной площади. Предложения от гидов — на проекте .

Панорама «Спасская башня» на Google Maps

Видео «Спасская башня и Кремль в Новый год»