Деструктивная критика примеры. Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми

Конструктивная критика преследует цель добиться улучшений. Ее выражение должно приводить к повышению результатов. Конструктивная критика не основывается на мести. Ее нельзя использовать в качестве способа выражения недовольства либо гнева.

Одной из наиболее опасных линий поведения является деструктивная критика. Она способствует понижению самооценки человека, в адрес которого высказывают мнение. Кроме того, такое поведение существенно снижает эффективность деятельности, расшатывает уверенность в себе. Человек, которого критикуют, начинает заниматься самоуничижением, испытывает напряжение и начинает совершать ошибки в той области, в которой подвергся критике. В итоге, он может совершенно отказаться от своего занятия.

Безусловно, критика необходима. Однако она должна помогать, а не препятствовать. Конструктивная критика должна быть направлена не на личность, а на действия. При этом лучше не осуждать, а предлагать альтернативу.

Одним из основных для руководителя считается умение позитивно (конструктивно) критиковать своих подчиненных и коллег, не наживая при этом врагов и создавая благоприятные психологические условия в коллективе. Это важно для руководителей абсолютно всех рангов, разных фирм и предприятий.

Существуют определенные правила критики.

1. Начинать следует с похвалы. Конструктивная критика должна включать три части. Первая должна настраивать на позитивный лад, в некотором роде подготавливать человека. Начинать следует с указания на достоинства, с их истинного признания. Руководителю, вызвавшему своего подчиненного на беседу, следует дружелюбно поздороваться с ним и начать беседу о положительных деловых и личностных качествах приглашенного. После этого можно переходить к анализу допущенного нарушения. Затем, сделав определенные выводы, применяются необходимые санкции. После этого руководителю следует снова сказать о достоинствах подчиненного, выразив при этом надежду на то, что подобные просчеты более не повторятся. В соответствии с "законом бутерброда" в памяти приглашенного останется первая и последняя часть разговора.

2. Не следует сразу же отвергать мнения, которые могут идти вразрез с собственным. Не нужно говорить человеку, что он ошибается. Не следует забывать о том, что у каждого свой взгляд на окружающее, и каждый имеет право на выражение собственного мнения.

3. Конструктивная критика должна относиться не только к действиям другого человека, но и к своим собственным. Следует вспомнить и о своих недостатках, признать их. Данная позиция существенно смягчает восприятие, избавляет оппонента от необходимости защищаться.

4. У критикуемого должна быть возможность спасти собственный престиж.

5. Следует создать впечатление в ходе разговора, что ошибки легко исправимы.

6. Руководителю следует поступать так, чтобы люди были рады сделать так, как им предлагается.

7. Критикуя, нужно акцентировать внимание на главном, а не на мелочах.

8. Не следует вспоминать прошлые ошибки. Критика должна быть по данному и конкретному поводу.

9. Руководителю следует как можно меньше обвинять. При этом акцентировать внимание нужно на конструктивных предложениях.

10. Если оппонент эмоционально возбужден, необходимо выдерживать психологические паузы, давая человеку "остыть".

11. Руководителю не следует забывать о том, что в его распоряжении только минута, чтобы высказаться. После оппонент начинает искать аргументы, оправдывающие его и отвергающие замечания. Поэтому в первую минуту нужно постараться сказать самое основное.

12. Не нужно требовать незамедлительного признания ошибок и согласия с критикой. Человеку необходимо время для того, чтобы психологически к этому подготовиться.

13. Не следует критиковать (по возможности) публично.

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика » внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики :

  • Объективность - критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность - достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров - критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу - критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы - критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение - критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет - решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу .

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика - искусство, некомпетентный критик - художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики :

  • Необъективность - критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность - работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность - критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу - критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность - общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение - критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик - рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

Не всякое истинное утверждение может быть строго доказано. В указанном смысле это наиболее характерно для утверждений философии, так как по самому характеру этой науки ее высказывания носят весьма общий характер. Поэтому доказательства их в строгом виде просто невозможны.

К наиболее распространенной форме аргументации относится критика тех или иных утверждений.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

По форме выражения критика может быть:

  • а) неявной – это скептическая оценка позиций одной из сторон, принимающей участие в аргументативном процессе, без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места;
  • б) явной – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации противника.

По направленности явная критика может быть:

  • а) деструктивной, направленной на разрушение аргумснта– тивиого процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации;
  • б) конструктивной – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения нро– понепта;
  • в) смешанной , сочетающей конструктивный и деструктивный подходы.

Деструктивная критика и ее виды

В диалоге, споре, деловой беседе мы отстаиваем свои собственные взгляды и одновременно опровергаем позицию собеседников. Без этого не может быть продуктивного делового общения. Поэтому необходимо быть готовым не только обосновывать истинные положения, но и опровергать ложные.

1. Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности: 1) путем опровержения фактами, 2) сведения к абсурду, 3) через доказательство антитезиса – такая критика называется опровержением.

Опровержение – это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Как и доказательство, структура опровержения имеет три элемента: тезис опровержения, аргументы опровержения и демонстрацию.

Тезис опровержения – это суждение, которое требуется опровергнуть.

Аргументы опровержения – это истинные суждения, при помощи которых опровергается тезис.

Демонстрация – это логическая форма построения опровержения.

Рассмотрим способы опровержения тезиса:

  • 1) опровержение фактами (лишние основания) – наиболее распространенный способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается сомнению с помощью фактов, событий, имеющих место в действительности;
  • 2) сведение к абсурду – это установление ложности (противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса;
  • 3) доказательство антитезиса (опровержение от противного) – способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключенного третьего делаем вывод, что тезис ложен.

Доказательство антитезиса (косвенное опровержение) имеет следующую структуру:

  • а) необходимо опровергнуть тезис А;
  • б) формируем антитезис не-A (обратное утверждение);
  • в) прямо доказываем истинность антитезиса не-A ;
  • г) истинность не-A означает ложность A , что и требовалось доказать.

Например, требуется опровергнуть тезис, что ни один невиновный не осужден судом. Выдвигаем антитезис: "Некоторые невиновные являются осужденными". Опыт свидетельствует, что такие факты имели место. Десятки тысяч невиновных граждан России были осуждены в сталинское время и реабилитированы впоследствии. Следовательно, антитезис истинен. В таком случае исходное положение о том, что ни один невиновный не осужден судом, ложно.

2. Критика аргументов направлена на показ несостоятельности доводов, используемых оппонентом для обоснования тезиса. Осуществляется тремя способами: путем прямого или косвенного опровержения аргументов, через закон достаточного основания, через указание на сомнительный источник получения информации.

Прямое или косвенное опровержение аргументов – это показ их несостоятельности при помощи обращения к опыту, к фактам. Например, тезис о том, что Юпитер имеет спутники, можно попробовать доказать путем построения простого категорического силлогизма: "Все планеты имеют спутники. Юпитер – планета, следовательно, Юпитер имеет спутники". Формально дедуктивный вывод сделан правильно. Но фактически большая посылка (все планеты имеют спутники) является ложной, так как Венера не имеет спутников, т.е. для обоснования тезиса (Юпитер имеет спутники) нужно привлечь другие аргументы.

Ложность и сомнительность аргументов часто показывают через закон достаточного основания . Этот способ применяется тогда, когда не хватает аргументов для доказательства тезиса, когда собеседники применяют сомнительные аргументы, имея смутное представление о предмете спора, когда остается место для недоуменных вопросов типа: ну и что?

Убедительное подтверждение такой ситуации мы встречаем у А. П. Чехова в "Письме к ученому соседу": "Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимой оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночью от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается". В данном рассуждении нарушено требование закона достаточного основания, согласно которому всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Здесь же применяются аргументы, которые сами нуждаются в доказательстве, а потому они не могут быть признаны достаточным основанием.

Иногда недостаточность аргументов для обоснования того или иного тезиса пытаются преодолеть с помощью не всегда корректных высказываний: "я уверен, что это событие имело место"; "у меня нет уверенности в существовании этого факта"; "я считаю и думаю, что со мной согласятся" и др. Уверенность сама по себе вовсе не означает действительной истинности высказывания, как и неуверенность не говорит о его ошибочности. Истинность аргументов определяется не субъективным чувством уверенности и не заверениями выступающего, а объективными показателями их достоверности: предшествующим опытом, научными данными, непосредственной проверкой соответствующих суждений.

Опровержение аргументов может быть осуществлено через указание на сомнительный источник информации – к ним относятся слухи, сплетни, домыслы и т.п. Они порождаются недостаточной информацией и чаще всего дают искаженное отражение действительного состояния дел. Такие источники информации не могут быть надежной основой получения истинных аргументов. Это особенно недопустимо, непозволительно в науке.

При опровержении аргументов устанавливается их ложность или недостаточность для доказательства тезиса. Нужно отметить, что ложность аргументов не означает ложности тезиса, однако указывает на некорректность операции опровержения.

3. Критика демонстрации показывает ошибки в форме доказательства, отмечает отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами. Так как опровержение всегда проходит в форме дедукции, индукции или аналогии, с помощью которых критикуется тезис, то необходимо внимательно следить, чтобы не нарушались правила умозаключения. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным.

Опровержение демонстрации также не означает ложности тезиса. Однако очевидно, что правильность демонстрации влияет па корректность опровержения в целом. В мышлении значение опровержения чрезвычайно велико, так как с помощью данной логической операции удается сократить количество ложных высказываний и заблуждений.

(Брайан Трейси, Достижение максимума, отрывок из книги)

Деструктивная критика - одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается. Деструктивная критика расшатывает уверенность человека в себе, он начинает заниматься, самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и забросить данное занятие.

На каждый случай похвалы среднего родителя, в адрес собственных детей приходится восемь критических замечаний. Родители не задумываясь критикуют детей в попытке заставить их исправить собственное поведение. Но происходит обратное. Из-за того что деструктивная критика подрывает самоуважение ребенка и расшатывает его Я-концепцию, эффективность скорее падает, чем повышается. Ребенок становится не лучше, а хуже. Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Результаты падают до нуля. Появляются всевозможные отрицательные последствия. И особенно страдают отношения родителя и ребенка.

Дети, критикуемые за школьные отметки, скоро вырабатывают негативные ассоциации от школьных занятий и собственных ощущений. Они начинают ненавидеть все это и по мере возможности избегать. Они рассматривают школу как источник боли и разочарований. По законам притяжения и соответствия, они начинают водить дружбу с детьми, разделяющими тот же подход.

Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются «конструктивной критикой», в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Истинная конструктивная критика должна приводить к добрым чувствам, к ощущению способности сделать что-то лучше. Если критика не приводит к улучшениям в результате повышения самооценки и представлений об уровне собственной эффективности, значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Она оставляет след в виде сломленного духа, деморализации, злости, негодования, сомнений в себе и ряда негативных эмоций.

Если начать критиковать детей с самого раннего возраста, они скоро обучатся критиковать самих себя. Они унижают сами себя, недооценивают свои способности, негативно интерпретируют свой опыт. Они постоянно чувствуют, что недостаточно хороши, вне зависимости от того, насколько упорно трудятся и насколько хороши их результаты.

Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, - добиться улучшений. Она должна привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева. Ее цель - помочь, а. не причинить боль. В противном случае лучше вовсе воздержаться от ее использования.

Следующие семь способов помогут вам обеспечить «конструктивную обратную связь» вместо деструктивной критики.

Во-первых, всеми силами постарайтесь защитить достоинство другого человека. Рассматривайте его в виде надутого шарика, а свои слова - в виде иголок. Обращайтесь с ним мягко. Я всегда начинаю процесс коррекции со своими детьми со слов: «Я тебя очень люблю». Затем я продолжаю говорить, обеспечивая обратную связь и руководство, в котором они нуждаются, чтобы стать лучше.

Во-вторых, сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Не плачьте о пролитом молоке. Поговорите о том, что можно сделать теперь. Используйте слова типа «Почему бы в следующий раз…».

В-третьих, концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке. Замените слово «ты» на описание проблемы.

Не говорите «Ты делаешь недостаточно». Скажите так: «Твои показатели ниже того, что мы ожидали. Что можно сделать для их повышения?»

В-четвертых, говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь» скажите «Я очень сержусь, когда ты это делаешь» или «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить то, как ее можно изменить».

В-пятых, точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на будущее и на поиск решения. Скажите так: «На будущее очень важно, чтобы вы вели аккуратные записи и дважды проверяли все до завершения отгрузки».

В-шестых, предлагайте помощь. Спросите: «Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать. Когда вы выступаете в роли родителя или руководителя, одной из ключевых ваших задач является обучение. Вы не должны ожидать, что кто-то станет делать что-то раньше, чем вы покажете, как именно это следует делать.

В-седьмых, исходите из предположения о том, что человек хочет хорошо выполнить работу, что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно. Проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании.

Будьте спокойны, терпеливы, ободряйте, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, без злости и де-структивизма. Старайтесь возвысить человека, а не порвать его на части. Нет более быстрого способа повысить уровень самоуважения и самооценки собственной эффективности, чем отказ от всякой деструктивной критики. Вы немедленно заметите разницу в ваших взаимоотношениях.

Марина Никитина

Мир так устроен, что все поступки человека, образ жизни непрерывно оцениваются окружающими и не всегда эта оценка положительная. Отрицательное мнение о чьих-либо поступках называется критикой.

Рано или поздно обязательно любой из нас подвергается осуждению. Причём, чем сильнее позиция критикуемой личности, чем ярче и оригинальней её путь, тем больше негатива он слышит в свой адрес.

Как реагировать на отрицательную оценку окружающих? Стоит ли прислушиваться к мнению людей, которые не разделяют наши взгляды на жизнь?

Польза и вред критики

Как отзовётся критика на поведении человека, зависит от его отношения к ней: в одних случаях она принесёт пользу, а в другой раз нанесёт непоправимый вред. Люди встречаются адекватные и не очень. С кого-то всё как с гуся вода: критиковать бесполезно, другому хватает намёка, чтоб расстроиться. Критика тоже может быть разной, в зависимости от того, как она влияет на человека, какой носит посыл.

Если поведение критикуемого меняется в лучшую сторону, способствует его , не травмирует психику, то автоматически становится полезной, иначе говоря – это конструктивная критика.

Её целью является желание помочь человеку, открыть глаза на собственные недостатки, ошибки, исправить ситуацию, и имеет следующие характерные признаки:

Объективность, справедливость и уместность – замечания выражены конкретно по делу, с целью исправить ситуацию, а личность при этом не затрагивается;
Аргументированность и конкретность – приводятся факты и доказательства, на которых основывается критика;
Доброжелательность – когда осуждается сам поступок, а не тот, кто его совершил. Наряду с отрицательными моментами, указываются положительные стороны, тон – уважительный.

Если упрёки в адрес критикуемой жертвы подавляют человека, унижают его достоинство, выражаются в оскорбительной агрессивной форме, то такую критику называют деструктивной. Она разрушает личность, причиняет душевные страдания своей жертве, негативно отражается на репутации.

Деструктивная критика выражает чисто субъективное и негативное отношение к критикуемой персоне, нет другой цели, кроме как оскорбить личность, и имеет следующие очевидные признаки:

Необъективность – предвзятое отношение, основанное на личной неприязни к критикуемому, неадекватная оценка его поведения;
Голословность – замечания выносятся потому, что критикующий раздражён и всё ему не нравится, нет чётких аргументированных обоснований;
Придирчивость – цепляние к мелочам, которые никак не влияют на ход дела, а порой даже не имеют к нему никакого отношения;
Жестокость – замечания выговариваются в унизительной бестактной форме или сопровождаются грубыми оскорблениями в адрес обвиняемого, его чувства не принимаются в расчёт, критикующий нападает на свою жертву;
Переход на личности – осуждаются не поступки, а сам человек

Как реагировать на объективную критику

Объективная критика приносит пользу, мотивирует, и, если даже принимает деструктивные формы, то из неё всё равно можно извлечь выгоду.

Грамотный, психологически подготовленный человек прислушается к ней, отделив конструктивные замечания от , и заострит внимание на том, что поможет ему развиваться дальше.

Благодаря такому подходу великие знаменитости сделали открытия, принесли миру огромную пользу, добились вершин и всеобщего признания.Поэтому надо помнить: воспринимая любые замечания в штыки, сложно .

Человек, который не умеет признавать собственные ошибки, не способен исправиться в положительную сторону. Помимо разрушающих эмоций, которые подорвут его здоровье, он рискует нажить себе несметное количество врагов, обозлиться и стать ворчливым упрямым неудачником.

Направляя все силы в русло вражды, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться, личность действует себе во вред, на что и рассчитана деструктивная критика.

Учимся критиковать конструктивно

В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.

Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них , разрушает и калечит психику.

Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.

Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:

критикуйте дела человека, не затрагивая его личности, например: вместо фразы «ты ни на что не годен», говорите: «работа никуда не годится», затем чётко указывайте, что именно вам не понравилось;
отметьте положительные стороны того, на кого обрушено обвинение, вспомните для примера свои недостатки;
ведите спор наедине, публичные обвинения задевает самолюбие человека, даже если они справедливые;
акцентируйте внимание на главных недостатках, не придираясь к мелочам;
подскажите варианты решения задачи, возможно, ваш оппонент просто не знает, как исправить ситуацию;
контролируйте собственные эмоции, сохраняя уважительный тон.

Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.

22 марта 2014