Кислородные соединения азота план-конспект урока по химии (9 класс) на тему. Кислородные соединения азота.docx - Конспект урока "Кислородные соединения азота"


Урок №1

Цель урока для обучающихся : познакомиться с оксидами азота, их свойствами и применением; рассмотреть свойства разбавленной азотной кислоты как электролита.


Воспроизводство опорных знаний.

  • Какие степени окисления проявляет азот в соединениях с кислородом?
  • Запишите формулы возможных оксидов азота.
  • Что означает понятие «несолеобразующий оксид»?
  • Какие оксиды азота являются несолеобразующими?
  • Какие оксиды азота относятся к кислотным?

Задание . Проверьте правильность ответов, используя слайд презентации.

Зафиксируйте в тетради новую для себя информацию.


Оксиды азота

+ 1 N 2 O

+ 2 NO

+ 3 N 2 O 3

+ 4 NO 2

+ 5 N 2 O 5

Несолеобразующие оксиды

Солеобразующие оксиды


Свойства оксидов.

Задание . Изучите свойства оксидов. Зафиксируйте новую для себя информацию.

N 2 O Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом, растворим в воде.

NO Бесцветный газ, без запаха. Малорастворим в воде. Быстро окисляется на воздухе. Ядовит !

N 2 O 3 Темно-синяя жидкость, хорошо растворимая в воде. Соединение непрочное.

NO 2 Газ бурого цвета, со специфическим

запахом. Хорошо растворим в воде. Я довит !

N 2 O 5 Белое кристаллическое вещество. Растворяется в воде с образованием азотной кислоты.


Кислотные оксиды

Оксид азота (III) N 2 O 3 и оксид азота (V) N 2 O 5 растворяются в воде с образованием соответствующих кислот.

N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2

N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3

Назовите кислоты и соли, соответствующие данным кислотам.

Азотистая кислота нитриты

Азотная кислота нитраты


Свойства оксида азота ( IV)

Оксид азота (IV) NO 2 является смешанным оксидом. При взаимодействии его с водой, образуются две кислоты.

2NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3

При взаимодействии NO 2 с водой в присутствии кислорода образуется только азотная кислота.

4 NO 2 + 2 H 2 O + О 2 = 4 HNO 3

При растворении оксида в щелочи, образуются две соли.

2NO 2 + 2NaOH = NaNO 2 + NaNO 3 + H 2 O


Применение оксидов .

Оксид азота (II) NO и оксид азота (IV) NO 2 используют для получения азотной кислоты.

В промышленности NO получают каталитическим окислением аммиака : 4NH 3 + 5O 2 → 4NO +6H 2 О

NO 2 в промышленности получают путем окисления оксида азота (II) кислородом: 2 NO + O 2 2 NO 2

Оксид азота (I) N 2 O в смеси с кислородом используется в медицине для наркоза («веселящий газ»).

N 2 O получают разложением нитрата аммония:

NH 4 NO 3 N 2 O + 2H 2 O


HNO 3

Бесцветная, дымящая на воздухе жидкость.

Сильная кислота. Под действием света разлагается на оксид азота (IV), воду и кислород.

Химические свойства азотной кислоты

оксид металла → соль + вода

HNO 3 основание → соль + вода

соль → соль + кислота

металл → соль + вода + Х


Урок №2

Цель урока для обучающихся: изучить свойства азотной кислоты как окислителя; познакомиться с особенностями разложения нитратов и их применением.


HNO 3

- сильный окислитель.

HNO 3 + металл → соль + вода + Х

Концентрированная

Разбавленная

Пассивирует: Al, Fe, Cr, Au, Pt

С тяжелыми металлами - NO 2

С тяжелыми металлами - NO

С активными металлами – N 2 O

С активными металлами – N Н 3 , N 2


Соли азотной кислоты являются сильными окислителями.

При нагревании нитраты разлагаются с выделением кислорода.

Разложение нитратов

Левее Mg → нитрит + O 2

MeNO 3 Mg – Cu оксид металла + NO 2 +O 2

Правее Cu металл + NO 2 +O 2

NH 4 NO 3 → H 2 O + N 2 O


Применение соединений азота.

Получение, лаков, кинопленок , азотных удобрений, лекарственных веществ - HNO 3

A зотны e удобрения - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3

Текстильная промышленность - Cu(NO 3 ) 2 , Fe(NO 3 ) 2

Медицина - AgNO 3

Пиротехника - Ba(NO 3 ) 2 , Pb(NO 3 ) 2

Изготовление взрывчатых веществ - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3


Тема урока: Кислородные соединения азота.

Цель урока : 1. Контроль и оценка усвоения учащимися изученного материала.

2. Способствовать развитию логического мышления учащихся.

3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в

Группе.

4. Обеспечение благоприятного климата в учебной группе.

Оборудование: раздаточный материал для изучения и усвоения темы, Схемы-рисунки,

Таблицы, листы бумаги формата А4, цветная бумага, клей, ножницы,

Фломастеры.

ХОД УРОКА:

  1. Учитель рассказывает о том, какие кислородные соединения серы встречаются в природе.
  2. Учитель рисует технологическую карту изучения кислородных соединений азота и расшифровывает числовые обозначения:

1. Нахождение в природе

2. Физические свойства

3. Химические свойства

4. Способы получения

5. Получения азотной кислоты

6. Области применения

7. Кислоты оксидов азота

8. Соли этих кислот.

Класс делится на 2 группы (в данном случае по принципу дат рождения – 1 группа рожденные в январе-мае месяце; 2 группа рожденные в июне-декабре).

  1. Релаксация.

Выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению:

Фиолетовый - мне скучно

Синий – у меня плохое настроение

Оранжевый – у меня прекрасное настроение

4. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, где встречаются кислородные соединения азота в природе. Вам необходимо вырезать из цветной бумаги лепестки подсолнуха и на каждом лепестке написать один ответ.

5. Используя таблицу «Физические свойства оксидов азота»

Свойство

Оксиды азота

оксид

диоксид

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Воздействие на организм

6. Используя прием «Скелет рыбы» опишите, химические свойства этих соединений.

7. Физминутка.

8. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, способы получения этих соединений.

9. Опишите получение азотной кислоты – учащиеся записывают уравнения реакций на доске

10. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, области применения этих соединений

11. Используя таблицу «Кислоты оксидов азота» опишите их свойства

«Кислоты оксидов азота»

Свойство

Кислоты

азотистая

азотная

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Температура плавления или кипения

Воздействие на организм

12. Используя прием «Цветок подсолнуха», напишите, формулы солей этих кислот.

  1. Выступление групп со своими презентациями.
  2. Д\з п.36, проблема, гипотезы, задание 1-4 по выбору.
  3. Оценка деятельности каждого участника группы.

16. Рефлексия – выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению

Желтый - мне по-прежнему скучно

Зеленый – после урока у меня ухудшилось настроение

Красный – после урока у меня улучшилось настроение

17.Вывод: по вашему настроению я вижу –

18.Спасибо за урок.

Урок химии в 9 классе. «___»_______________ 20____ г.
Кислородные соединения азота.
Цель. Повторить классификацию и свойства оксидов, на примере оксидов азота.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть классификацию и свойства оксидов азота; повторить
вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Развивающие: развивать логическое мышление, умения работать с дополнительной
литературой, способность обобщать и систематизировать.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
1) Каковы физические свойства солей аммония? Что вам известно о растворимости
солей аммония?
2) Перечислите химические свойства солей аммония.
3) Что вам известно о применении солей аммония?
Проверочная работа.

(NH4)2SO4 + BaCl2→
NH4Cl + AgNO3→
NH4OH +KCl→
(NH4)2CO3 + HCl→
(NH4)2SO4 +CuO→

веществе:







Г) действие раствора серебра

А) HNO3, KOH Б) Na2CO3, NaOH
В) BaCl2, KOH Г) HCl, Ca(OH)2
NH4NO3:




2­→ CO2 + H2O
+ + OH­→ NH3 + H2O
1) 2H+ + CO3
2) NH4

А) (NH4)2SO4 + BaCl2
Б) NH4Cl + NaOH→ NaCl + NH3
4Cl + BaSO4↓
+ H2O

2 NH


+ H2O
3. Изучение новой темы.
Азот, проявляя разную степень окисления, образует пять оксидов.
Составьте таблицу, показывающую отличия оксидов азота.
Для заполнения таблицы используйте учебник стр. 156, дополнительный материал
(приложение 2)
Оксид
азота(I)
Оксид
азота(II)
Оксид
азота(III)
Оксид
азота(IV)
Оксид
азота(V)
Основные
характеристики
Молекулярная формула
Физические свойства
Класс оксида
Устойчивость оксида
при комнатной
температуре
При взаимодействии с
водой образуют
Оксиды азота.
Азот образует немало оксидов, из которых наиболее известны оксиды со всем спектром
значений степеней окисления азота от +1 до +5:
Оксиды азота (I) и (II) – это несолеобразующие оксиды. Остальные – это солеобразующие
кислотные оксиды.
Оксид азота (I) N2O– это бесцветный газ со слабым своеобразным запахом, обладает
наркотическим действием (его также называют «веселящий газ»). Он используется в
стоматологии для анестезии. Получают внутримолекулярным окислением­
восстановлением при разложении нитрата аммония: NH4NO3 = N2O+2H2O

При нагревании до 5000С оксид азота (I) распадается на азот и кислород, а потому
является окислителем металлов и неметаллов и восстанавливается при этом в основном до
свободного азота: N2O+Cu= N2 +CuO
2N2O +S = SO2 +2N2
Оксид азота (II) – это бесцветный газ, без запаха, почти не растворим в воде, токсичен. Для
него характерны как окислительные свойства: 2NO+2Mg=2MgO+N2,

Оксид азота (III) N2O3– это темно­синяя жидкость. Оксид азота (III) может быть получен
при низких температурах при помощи реакций: 4NO +O2= 2N2O3, NO+NO2 =N2O3.
Оксид азота (III) легко разлагается (при температуре 25 0С от исходного вещества остается
только 10%): N2O3  NO +NO2
Оксид азота (III) – типичный кислотный оксид, который при растворении в воде образует
существующую только в растворе азотистую кислоту:
N2O3 + H2O  2HNO2
Оксид азота (IV) NO2. Этот оксид легко образуется при окислении оксида азота (II)
кислородом воздуха. Он представляет собой весьма токсичный бурый газ. При сжижении (
t кип=21,50С) этот газ бледнеет, а при замерзании (tпл =­11 0С) образует бесцветные
кристаллы. При взаимодействии с водой образует две кислоты: 2NO2 +H2O = HNO2 +HNO3
Оксид азота (V) – это бесцветные кристаллы, которые при нагревании выше 33,3 0С
разлагаются:
2N2O5 = 4NO2 +O2 .


окислительные свойства.
4. Закрепление.
1. В соединениях с кислородом азот проявляет все возможные положительные
степени окисления. Составьте формулы оксидов азота и рассчитайте массовые
доли (%) азота в этих соединениях.
2. Осуществите превращения:
А) NH3 →NO→ NO2 →HNO3
Б) Na3N →? →NO→ ? →HNO3
Приведите уравнения реакций. Укажите условия их протекания.
5. Домашнее задание. § 27 упр. 5 стр. 158

Приложение 1.
Проверочная работа.
Допишите уравнения реакций, практически осуществимых:
(NH4)2SO4 + BaCl2→
NH4Cl + AgNO3→
NH4OH +KCl→
(NH4)2CO3 + HCl→
(NH4)2SO4 +CuO→
Задания, для тех кто сдает экзамен по химии.
1. Связь, образованная по донорно­ акцепторному механизму, присутствует в
веществе:
А) NaCl Б) NH3 В)Li3N Г) NH4Cl
2. Продуктами разложения гидрокарбоната аммония являются:
А) N2, CO2, H2O Б) NH3, CO2, H2O
В) N2O, CO2, H2O Г) NH4OH, H2CO3
3. Качественной реакцией на ион аммония является:
А) разложение солей аммония при нагревании
Б) действие кремниевой кислоты
В) действие растворов щелочей при нагревании
Г) действие раствора серебра
4. Сульфат аммония реагирует с обеими веществами:
А) HNO3, KOH Б) Na2CO3, NaOH
В) BaCl2, KOH Г) HCl, Ca(OH)2
5. Формула реактива для распознавания NH4Cl среди солей (NH4)2CO3 и
NH4NO3:
А)NaOH Б) HCl В) BaCl2 Г)AgNO3
6. Формула реактива для распознавания (NH4)2SO4 среди солей NH4NO3 и NH4I:
А) BaCl2 Б) NaOH В) AgNO3 Г) HCl
7. Сокращенное ионное уравнение реакции:
3) 2H+ + CO3
2­→ CO2 + H2O

OH­→ NH3 + H2O
4) NH4
Молекулярное уравнение реакции:
А) (NH4)2SO4 + BaCl2
Б) NH4Cl + NaOH→ NaCl + NH3
4Cl + BaSO4↓
+ H2O

2 NH
В) (NH4)2CO3 + 2HCl→ NH4Cl +CO2
Г) NH4NO3 + NaOH →NaNO3 + NH3 + H2O
+ H2O
Приложение 2.
Оксиды азота.
Азот образует немало оксидов, из которых наиболее известны оксиды со всем
спектром значений степеней окисления азота от +1 до +5:
Оксиды азота (I) и (II) – это несолеобразующие оксиды. Остальные – это
солеобразующие кислотные оксиды.
Оксид азота (I) N2O– это бесцветный газ со слабым своеобразным запахом,
обладает наркотическим действием (его также называют «веселящий газ»).
Он используется в стоматологии для анестезии. Получают
внутримолекулярным окислением-восстановлением при разложении нитрата
аммония: NH4NO3 = N2O+2H2O
При нагревании до 5000С оксид азота (I) распадается на азот и кислород, а
потому является окислителем металлов и неметаллов и восстанавливается
при этом в основном до свободного азота: N2O+Cu= N2 +CuO
2N2O +S = SO2 +2N2
Оксид азота (II) – это бесцветный газ, без запаха, почти не растворим в воде,
токсичен. Для него характерны как окислительные свойства:
2NO+2Mg=2MgO+N2,
так и восстановительные: 2NO +O2 = 2NO2
Оксид азота (III) N2O3– это темно-синяя жидкость. Оксид азота (III) может быть
получен при низких температурах при помощи реакций: 4NO +O2= 2N2O3,
NO+NO2 =N2O3.
Оксид азота (III) легко разлагается (при температуре 25 0С от исходного
вещества остается только 10%): N2O3  NO +NO2
Оксид азота (III) – типичный кислотный оксид, который при растворении в
воде образует существующую только в растворе азотистую кислоту:
N2O3 + H2O  2HNO2

Оксид азота (IV) NO2. Этот оксид легко образуется при окислении оксида азота
(II) кислородом воздуха. Он представляет собой весьма токсичный бурый газ.
При сжижении (t кип=21,50С) этот газ бледнеет, а при замерзании (tпл =-11 0С)
образует бесцветные кристаллы. При взаимодействии с водой образует две
кислоты: 2NO2 +H2O = HNO2 +HNO3
Оксид азота (V) – это бесцветные кристаллы, которые при нагревании выше
33,3 0С разлагаются:
2N2O5 = 4NO2 +O2 .
Получают N2O5, окисляя низшие оксиды озоном: 2NO +O3 = N2O5
Это типичный кислотный оксид, которому соответствует азотная кислота. Он
взаимодействует с водой, щелочами, оксидами металлов, проявляет сильные
окислительные свойства.


Оксид азота (I) N 2 O N 2 O – оксид азота (I), закись азота или «веселящий газ», возбуждающе действует на нервную систему человека, используют в медицине как анестезирующее средство. Физические свойства: газ, без цвета и запаха. Проявляет окислительные свойства, легко разлагается. Несолеобразующий оксид. 2N 2 O= N 2 O + Сu=




Оксид азота (III) N 2 O 3 – оксид азота (III) жидкость темно-синего цвета, термически неустойчивая, t кип.= 3,5 0С, т. е. существует в жидком состоянии только при охлаждении, в обычных условиях переходит в газообразное состояние. Кислотный оксид, при взаимодействии с водой образуется азотистая кислота. N 2 O 3 = N 2 O 3 + H 2 O =



Азотная кислота. HNO 3 Азотная кислота – бесцветная гигроскопичная жидкость, имеет резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется в воде, tкип= С. Растворы азотной кислоты хранят в банке из темного стекла, т. е. она разлагается на свету: 4HNO 3 =4NO 2 +2H 2 O+O 2