Александр Невский готовил антимонгольское восстание? Восстание против татар. Кончина Св

6 декабря Русская Православная церковь вспоминает Святого благоверного великого князя Александра Невского.
Имя этого князя у абсолютного большинства нашего народа ассоциируется прежде всего с борьбой Руси против немецкой и шведской агрессии, с Невской битвой и Ледовым побоищем. Менее известны победы Александра над литовцами в 1243 и 1245 годах и поход в Финляндию 1256 года. Что же касается политики Александра Ярославича по отношению к татаро-монголам, то в лучшем случае говорится о вынужденной, временой покорности завоевателям (что в общем то верно: в условиях отсутствия единства, ослабленная страшным Батыевым нашествием Русь, не могла успешно противостоять многократно превосходящим силам монголов), а в худшем случае, повторяются евразийские сказки об "усыновлении" Александра Батыем, о "симбиозе" и "союзе" Руси и Орды и тому подобный бред...
Между тем, имеются данные источников, которые достаточно определённо свидетельствуют о том, что Александр Невский никогда не был ни "сыном Батыя", ни "союзником ордынских ханов", а напротив, даже в условиях самых страшных первых десятилетий ига, делал всё возможное чтобы ослабить зависимость Владимирского великого княжества от монгольских завоевателей, в том числе и путём организации вооружённых антиордынских выступлений.
В этой связи представляют особый интерес сообщения летописей о победоносном восстании в городах Владимиро-Суздальской Руси 1262 года, в ходе которого были перебиты или изгнаны татарские сборщики дани, в результате чего сбор дани постепенно перешёл в руки самих русских князей, что в свою очередь существенно ослабило зависимость Русских земель от Орды и явилось значительным шагом на пути к освобождению. Традиционно преобладает точка зрения о стихийности этих народных выступлений, однако против данного утверждения свидетельствует ряд фактов. Прежде всего обращет на себя внимание, то обстоятельство, что восстание охватило одновременно все крупные города Великого Владимирского княжества, это наводит на мысль об организованности и скоординированности народных выступлений, более того, существуют прямые указания летописей на великого князя Александра и русских князей, как на организаторов восстания: "Того же лета съвет бысть на Татарове по всемъ градомъ Русскимъ, ихже посажа властелей царь Батый по всемъ градомъ Русскимъ, и по убиении Батыеве сынъ его Сартакъ и по семъ инии. Князи же Русстии согласившеся межи собою, и изгнаша татаръ изъ градов своихъ , бе бо отъ них насилие, откупаху бо богатыя у Татаръ дани и корыстоваахуся сами и мнози люди убозии въ ростехъ работаху. И тако князи Русстии изгнаша Татаръ, а иных избиша, а инии от нихъ крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тогда же убиша в Ярославле и Изосиму отступника..." (Никоновская летопись. ПСРЛ, т. Х. стр. 143) Как видно из приведённого летописного отрывка, восстание не было стихийным, его организаторами были "князи Русстии", естественно, что без участия великого князя владимирского, которым тогда был Александр Невский, удельные князья не решились бы на такую акцию. Кроме того, существует и летописное сообщение, где сам Александр Ярославич Невский прямо назван организатором восстания: «И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича , что татар побивати» (Устюжский летописец, ПСРЛ, т. 37, стр. 70). Таким образом, приведённые сведения источников опровергают евразийские вымыслы об Александре Невском, а также позволяют нам сделать вывод об антиордынском характере "восточной" политики Александра и прибавить к его победам, одержанным над западными противниками, ещё и победу 1262 года над главными врагами Руси того времени - татаро-монголами.

В 1262 г. одновременно в нескольких городах Северо-Восточной Руси полыхнуло народное восстание против чужеземного владычества.

Вот как рассказывает об этом летописец. «В лето 1262 избавил Бог людей Ростовской земли от лютого томления басурманского и вложил ярость в сердца христианам, не могли дольше терпеть насилия поганых. И созвонили вече, и выгнали басурман из Ростова, из Владимира, из Суздаля и из Ярославля. Ибо те басурмане откупали дань у татар и оттого творили людям великую пагубу. Люди христианские попадали в рабство в резах (т. е. за неуплату процентов от суммы долга. - Н. Б.). И басурмане уводили многие души христианские в разные земли.

В то же лето убили Зосиму, преступника. То был монах образом, но сосуд сатаны, пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами.

Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле. Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление»

Какова была роль князя Александра в этих событиях? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно. По-видимому, следует принять мнение некоторых историков о том, что выступление было направлено против чиновников Великого хана. В Монголии в это время была в полном разгаре война между новым правителем империи ханом Хубилаем и его братом Ариг-Бугой. Занятый борьбой с мятежником, а также дальнейшим покорением Китая, Хубилай мало внимания уделял далекому «улусу Джучи».

Правитель этого улуса хан Берке именно в эти годы был крайне заинтересован в том, чтобы избавиться от чиновников, присланных из Монголии. В связи с подготовкой к войне против Хулагу он нуждался в деньгах и не хотел ни с кем делиться русской данью. Однако хану удобнее было избавиться от имперских чиновников не прямо, личным повелением, а с помощью русских. При таком повороте событий он всегда мог отправдаться перед Великим ханом, свалив всю вину за мятеж на русских князей. Вероятно, Берке дал понять князю Александру, что не будет гневаться на изгнание из русских земель доверенных лиц Великого хана.

В источниках есть сведения, что Александр и другие русские князья участвовали в подготовке мятежа. Однако большинство летописцев изображают восстание как случившийся по воле Божьей внезапный взрыв народного негодования. Но уже то, что выступление произошло одновременно в нескольких городах, заставляет задуматься. Примечательно и то, что, по свидетельству летописца, «бесермен» выгнали из городов, но, по-видимому, сохранили им жизнь, предав казни лишь таких русских изменников, как бывший монах Зосима. Такая умеренность разъяренной толпы по части расправы с «бесерменами» возможна была лишь в том случае, если власти держали под контролем весь ход событий.

Участие русских князей в восстании 1262 г. - не более чем гипотеза. Однако и при таком понимании событий поездка Александра Невского в Орду в 1262–1263 гг. имела огромное значение и для всей Руси, и для него самого. На этот раз, как и предполагал Невский, хан потребовал прислать русских воинов для участия в походе на Иран. Об этом важном обстоятельстве кратко сообщает автор «Жития Александра Невского». «Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды»

Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ «улуса», Александр осенью 1262 г. отправил свои полки под началом сына Дмитрия в поход на «Западные страны». Направление этого похода было вполне обычное - в Ливонию, на Дерпт (Юрьев)…

Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г., о чем они говорили в золоченой юрте повелителя «всех, кто живет за войлочными стенами»…князь сумел-таки добиться своего. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII–XVI веков.

«Тайны России»

Этим годом датируется волна народных восстаний, прокатившаяся по городам Северо-Восточной Руси. Во многом эти восстания стали следствием татарского «числа», взятого с русских земель несколькими годами раньше. Точное исчисление даней с каждого русского города (а именно для этого и проводилась перепись) дало возможность богатым откупщикам - главным образом мусульманам из Средней Азии («бесерменам», как называли их на Руси) - брать их на откуп: они вносили требуемую сумму в казну, а сами собирали с населения неизмеримо большую; произвол, насилия, массовый увод населения в рабство - вот чем это оборачивалось на деле. А потому выступления горожан были направлены не столько против самих татар, сколько против откупщиков-бесермен.

Из Лаврентьевской летописи

Избавил Бог от лютого томленья басурманского людей Ростовской земли: вложил ярость в сердца христианам; не стерпев насилия поганых, собрали вече и выгнали из городов: из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля . Ибо откупали те окаянные басурмане дани и от того великую пагубу людям творили, порабощая за резы и многие души христианские в разные [земли] уводя. Видя же [то], человеколюбец Бог послушал молитвы Матери Своей, избавил людей Своих от великой беды.

В том же году убили Изосиму преступника: был тот лишь видом монах, сатанинский сосуд, ибо был пьяница, и срамословец, пустослов, кощунник, и, наконец, отверг Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Ибо приехал тогда Титям от царя татарского Кутлубия , злой басурманин, и с его помощью окаянный отступник чинил христианам великую досаду, предавая поруганию крест и святые церкви. Когда же поднялись люди на врагов своих на басурман, изгоняя их, [а] иных избивая, тогда и сего беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, а тело его было [брошено] на съедение псам и воронам...

(38. Стб. 476)

В Софийской Первой и некоторых других летописях далее имеется продолжение:

А ноги его, что на злое скоры были, те проволокли псы по городу, всем людям на удивление. От Божия суда такой конец преступнику был: лишился нечестивый тела своего, а о душе нечестивого говорят: «Червь их не умрёт, огнь их не угаснет»...

(41. Стб. 337)

Более поздние источники (не ранее XVI века) излагают другую версию событий, согласно которой главную роль в восстаниях - вопреки показаниям Лаврентьевской летописи - играли не городские веча, но князья, в том числе и сам Александр Невский.

Из Никоновской летописи

Того же лета совет был против татар по всем городам русским: тех же властелей посадил по всем градам русским царь Батый, а по убиении Батыя - сын его Сартак, а после него - иные. Князья же русские договорились между собой и изгнали татар из градов своих; было же от них насилие, ибо откупали богатые у татар дани и сами обогащались, а многие люди убогие за проценты в рабство шли. И так изгнали князья русские татар, а иных убили, а иные крестились от них во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда же убили в Ярославле и Изосиму отступника...

(43. С. 143)

Из Степенной книги царского родословия

Тогда же благоволением Божиим и молитвами Пречистой Его Матери и всех святых безбожные татары и бесермены, их же царь Батый и сын его Сартак и иные цари посадили властителями по всем градам русским, все те богомерзкие злодеи изгнаны были от многих градов: из Ростова, и из Владимира, и из Суздаля, и из Ярославля, и из Переяславля. Иные же и убиты были, потому что от них великая пагуба христианам делалась: откупали у татар дани, и от того многие души христианские за проценты во многие страны в рабство уведены были. И того ради тогда великий князь Александр и прочие князья русские изгнали бесермен татар, а иных перебили; а иные из них крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. И так освободил Преблагой Бог людей Своих от такой великой беды и от лютого томления милосердием Своим ...

(48. С. 291)

В Устюжской летописи сохранился ещё один рассказ о событиях 1262 года - на этот раз, происходивших на северной окраине Руси, в Великом Устюге. Рассказ этот, несомненно, легендарен. Но для историков он представляет особый интерес - прежде всего потому, что только здесь упоминается о некоей грамоте князя Александра Ярославича, которую он якобы рассылал по разным городам, «чтоб татар побивать».

В лето 6770 (1262). Было побиение басурман по всем градам русским, и побили татар, не терпя насилия от них, потому что умножились татары и по всем градам русским ясачники жили, безвыездно. Тогда же Зосиму убили, злого преступника, в Ярославле. На Устюге был язычник - Багуй-богатырь. И взял он у некоего христианина дочь девицу насилием на постель себе. И пришла на Устюг грамота от великого князя Александра Ярославича, чтоб татар побивать. И девка сказала [о том] Багую. Он пришёл на вече и бил челом христианам на их воле, что крестится, а с девицею венчается. И наречено было имя ему - Иван. Се было чудо дивное. Сей Багуй-Иван сел на коня и поехал с соколом [охотиться] на утиц. И был наутро день красен. И захотел спать, и взошёл на гору, и слез с коня, и привязал его к дереву, а сокола посадил на луку седла, а сам лёг на землю и уснул. И явился ему во сне Иоанн Предтеча, говоря: «На сем месте поставь церковь во имя моё». И восстал от сна своего, и повелел на том месте поставить церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, что зовётся на Сокольей горе.

(51. С. 30)

В других, древнейших, летописях ничего подобного нет. Скорее всего, грамота Александра так же легендарна, как и история создания устюжской Предтеченской церкви «на Сокольей горе». Но, с другой стороны, нельзя не заметить явную согласованность выступлений, вспыхнувших одновременно в различных городах Руси; можно думать, что инициатива выступления исходила из какого-то единого центра.

Историки обращают внимание и на другие обстоятельства, которые необходимо принять во внимание.

Судя по известию древнейшей Лаврентьевской летописи, откупщики-бесермены явились на Русь не от правителя Орды хана Берке, но от «царя Кутлубия», под которым вероятнее всего следует понимать монгольского императора Хубилая, занявшего великокняжеский престол в 1259 году. (Как отмечал А.Н. Насонов, в первые десятилетия владычества татар русские именовали «царями» только великих ханов; первым правителем Орды - «Улуса Джучи» - который в древнейших русских летописях назван «царём», является хан Берке - причём в известии о его смерти под 1265 годом (113. С. 30).) Но как раз со времени правления Хубилая, то есть с начала 60-х годов XIII века, начинается распад единой прежде Монгольской империи . Хубилай перенёс свою столицу ещё дальше на восток, в Пекин (Ханбалык). Орда на Волге («Улус Джучи») стала самостоятельным государством. И можно думать, что изгнание откупщиков из Руси (по крайней мере отчасти) стало возможным именно в связи с изменениями во взаимоотношениях между центральной и местной властями Монгольской империи - своего рода «переподчинением» русских земель. Во всяком случае, это восстание не вызвало репрессий со стороны Орды, чего следовало ожидать, если бы «бесермены» представляли ближайших к Руси ордынских правителей.

Тем временем события на Руси продолжались своим чередом, и летописец придаёт им не меньшее значение, нежели вечевым выступлениям в городах.

Из Лаврентьевской летописи

Того же лета преставился блаженный учительный епископ Кирилл Ростовский, месяца мая в 21-й [день], на память Константина и Елены, на Собор 318-ти святых отец. Это был истинный пастырь, который пас стадо людей земли Ростовской с кротостью. И положили тело его в церкви Святой Богородицы в Ростове, а на его место поставлен был Игнатий, месяца сентября в 19 [день].

(38. Стб. 476-477)

Срубили новгородцы град новый, а с Литвою мир взяли. В том же году сгорела от грома церковь Святых мучеников Бориса и Глеба: была же велика и красива...

(24. С. 83)

Мирный договор с Литвой означал серьёзный поворот в западной политике князя Александра Ярославича. Инициатором переговоров выступил правитель Литвы Миндовг, направивший своих послов «к королю в Русскую землю». Разрыв с Орденом, отказ от католичества и королевской короны, предоставленной ему папой, вынудили Миндовга искать нового союзника. И Александр принял условия этого союза. По свидетельству «Ливонской рифмованной хроники», «русские были рады» перемене в настроениях Миндовга и в ответ отправили к нему собственных послов. Было решено провести совместными силами поход на Орден; по всей вероятности, согласованы были и сроки. В том же году Миндовг вместе со своим родичем Транятой (Тренятой), князем Жемойтским, выступил на Венден (Цесис), резиденцию главы Ливонского ордена. Однако согласованного и одновременного выступления союзников не получилось: когда литовцы подошли к Вендену, о русских не было и слуху. Раздосадованный и крайне недовольный Миндовг вынужден был повернуть обратно.

Почему Александр нарушил договорённость со своим новым союзником, сказать трудно. Возможно, как считают историки, причиной тому стали антиордынские восстания в городах Северо-Восточной Руси, вынудившие князя обратиться в первую очередь к восточным делам. Так или иначе, но русское войско двинулось на Юрьев (Дерпт) только осенью, уже после того как литовцы отступили от Вендена.

Поход русских дружин на Юрьев стал крупнейшим военно-политическим событием 1262 года. Во главе русской рати князь Александр поставил - конечно, лишь номинально - своего юного сына, новгородского князя Дмитрия. Приняли участие в походе и дружина бывшего мятежного брата Александра Ярослава, а также псковичи и литовцы во главе с полоцким князем Товтивилом, ещё одним союзником Александра. Объединённой рати удалось захватить почти весь город - столицу Дерптского епископства; устояла лишь цитадель - внутренний замок.

Из Новгородской Первой летописи старшего извода

Того же лета, осенью, пошли новгородцы с князем Дмитрием Александровичем великим полком под Юрьев; были тогда и князь Константин, зять Александров , и Ярослав, брат Александров, со своими мужами, и полоцкий князь Товтивил, с ним полочан и литвы 500 [человек], а новгородского полка без числа, только Бог весть. И был град Юрьев твёрд, в три стены, и множество людей в нём всяких, и пристроили себе на граде броню крепкую. Но сила честного креста и Святой Софии всегда ниспровергает неправду имеющих: так же и сей град - ни во что же та твёрдость была, но помощью Божией в один приступ взят был. Люди многие града того одни убиты, а другие живыми взяты, а иные огнём пожжены, и жёны их, и дети; и взяли товара без числа и полона. А мужа доброго застрелили с города, и Петра убили Мясниковича. И пришёл князь Дмитрий в город со всеми новгородцами со многим товаром.

Того же лета поставил чернец Василий церковь Святого Василия, а Бог его весть, своим ли [стяжанием], или Бориса Гавшинича - но подай им, Господи и Василий святой, отдание грехов...

(24. С. 83)

В других летописях о походе на Юрьев рассказывается несколько по-иному, причём на первое место среди участников похода - в соответствии с действительным положением дел - поставлен не малолетний Дмитрий, а тверской князь Ярослав Ярославич, брат Александра Невского.

Из Новгородской Четвёртой летописи

Юрьев Немецкий взяли.

Той осенью пошли князь Ярослав Ярославич и Дмитрий Александрович с шурином своим Константином, Товтивил Полоцкий и новгородцы под Юрьев, а град в три стены, и одним приступом взяли, а немцев избили...

(40. С. 233-234)

Из Софийской Первой летописи

Князь же великий Александр... послал брата своего младшего князя Ярослава и сына своего Дмитрия с новгородцами на западные страны, и все свои полки с ними. И пошли князь Ярослав и князь Дмитрий Александрович, и с князем Константином, зятем Александровым, и с князем Полоцким Товтивилом, а с ним полочан и литвы 500, а княжих полков и новгородцев бесчисленное множество. И пришли к городу немецкому Юрьеву, и встали под градом. Ибо был вельми крепок, о три стены каменные, и множество людей в них всяких...

(41. Стб. 337-338)

Из Псковской Третьей летописи

Ходили Ярослав Ярославич, и Дмитрий Александрович, и Товтивил Полоцкий, [и] новгородцы, и псковичи, и полочане под Юрьев; единым приступом три стены взяли, а немцев перебили, а сами здоровы пришли.

(58. С. 82)

Из Никоновской летописи

А [у] наших мужа доброго и вельми храброго застрелили из города, и Петра Мясниковича убили, и храброго Якова гвоздочника убили, и Илью Дехтярева убили, и Измаила кузнеца убили - весьма храбрых и вельми удалых мужей.

(43. С. 143)

Из Жития Александра Невского (Первой редакции)

А сына своего Дмитрия (князь Александр. - А.К. ) послал на западные страны, и все полки свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей».

Пошёл князь Дмитрий в силе великой, и пленил землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился к Новгороду со многим полоном и с великою добычею.

(5. С. 193)

А вот взгляд на события с другой, противной стороны.

Из «Старшей Ливонской рифмованной хроники»

...Русское войско было замечено,
Внутрь страны к Дорпату идущее.
Это магистру стало известно.
Он сразу послал туда братьев
И других героев...
Когда к Дорпату они подошли,
Русских силы большие
У города встретили.
Они спешили очень...
Прежде, чем в бой войско вступило,
Русские многих успели
В тот день несчастными сделать.
Дорпат они захватили
И тогда же сожгли
Город почти дотла.
Рядом был замок:
Кто в него попал, тот спасся...
Русское войско было очень большим...
Вот братья в бой вступили.
На русских стрелы они обрушили...
Русские очень раздосадованы были,
Что их так сильно обстреливают.
Часто в ответ их лучники стреляли.
От замка они отступили,
Были они походом довольны.
Пленных и добычу они захватили
И спешно вернулись в свою страну.
Магистр разослал приказ
По всем своим землям.
Людей к нему без числа
Со многими храбрыми братьями пришло...
Во главе войска пришёл он
К Дорпату, собираясь
Русское войско проучить.
Но желание его исполнить не удалось:
Русские были уже в своей стране

(22. С. 243-244. Перевод Е.Л. Назаровой)

Из «Хроники Ливонии» Бальтазара Руссова

Магистру Вернеру причинили много хлопот король Миндовг литовский, который сделался христоотступником... затем князь русский и наконец Трамат, князь самаитский , которые три князя составили союз, дабы изгнать из Ливонии Орден вместе со всеми немцами. Когда же, однако, король Миндовг пришёл с войском из Литвы и, подойдя к Вендену, не нашёл в Ливонии своего союзника, русского князя, тогда он в большой злобе возвратился обратно, не оставив нанести ливонцам ощутительный вред. После его ухода является со всем своим войском русский князь, грабит и опустошает всё епископство Дерптское и берёт город Дерпт, но не мог скоро овладеть дерптским замком, и когда магистр подошёл с вспомогательным войском, то князь разграбил город Дерпт, совершенно выжег его и затем ушёл обратно в Россию. Магистр же и дерптский епископ, снабдив город снова людьми, последовали за русскими в их землю, грабили там и жгли и избили очень много русских. Тут магистр заболел; по этой причине он принуждён был возвратиться в Ригу слабым и больным, хотя с великой славой и большой добычей.

(62. С. 209-210)

В конце того же года великий князь Александр Ярославич вновь - в пятый и последний раз в своей жизни - отправился в Орду, к хану Берке.

В том же году пошёл князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, ожидавшуюся после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды той.

(5. С. 193)

В то время вспыхнула вражда между ханом Орды Берке и правителем монгольского Ирана Хулагу. Вражда эта переросла в открытую междоусобную войну - кажется, первую в истории Монгольской империи. Хан Берке нуждался в войсках, и, как всегда, основную массу его войск должны были составить отряды из завоёванных монголами народов. Военные действия открылись летом 1262 года, а в декабре того же года войска Хулагу у города Дербента разгромили войска военачальника Берке Ногая и вторглись во владения Берке; это вызвало панику в ставке правителя Орды. Военные действия продолжались затем с переменным успехом в течение многих лет, в том числе и после смерти сначала Хулагу, а затем Берке.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» своих людей от участия во внутренней татарской войне. Но позднее русские князья со своими дружинами нередко будут принимать участие в походах ордынцев, причём многие из них по своей воле.

Вот что, например, пишет летописец о событиях 1278 года:

Князь же Ростовский Глеб Василькович с братаничем своим, князем Константином, князь Фёдор Ростиславич, князь Андрей Александрович и иные князья многие с боярами и слугами поехали на войну с царём Менгу-Темиром. И помог Бог князьям русским: взяли славный град ясский Дедяков зимой, 8 февраля, на память святого пророка Захарии; и полон, и добычу великую захватили, а врагов без числа оружием перебили и грады их огнём пожгли. Царь же, оказав почести добрые князьям русским и похвалив их весьма и одарив, отпустил их восвояси со многою честью, каждого в свою отчину...

В лето 6786 (1278) князь Глеб Василькович Ростовский приехал из Татар... приведя с собою полон многий, приехал в свой град Ростов... В том же году, 11 октября, на память святого апостола Филиппа диакона, князь Глеб Василькович послал сына своего Михаила в Татары на войну вместе со сватом своим Фёдором Ростиславичем...

(47. С. 45-46)

А ещё русские князья будут ходить вместе с татарами в походы на Литву и другие страны. И в тех случаях, когда русско-татарское войско будет проходить через русские земли, русские волости и сёла подвергнутся такому же разорению и опустошению, как и после вражеских ратей, и лишь пепелища, кровь, стоны и плач жителей будут отмечать путь «союзников» - татарских и русских князей... Но хуже того, сами русские князья, воюя друг с другом (а братоубийственные войны среди сыновей и племянников Александра Невского начнутся спустя несколько лет после его смерти), станут приглашать татар себе на помощь, вновь и вновь разоряя обескровленные русские земли. И эти татарские рати, сопоставимые со страшным Батыевым разорением, тоже можно считать следствием этого странного русско-ордынского «братства» по оружию...

Примечания

Резы - ростовщические проценты.

Фраза не вполне ясная, и перевод предположительный. Кутлубий - скорее всего, монгольский император (великий хан) Хубилай (1259-1294), а Титям (в Никоновской летописи: Титяк) - имя посла (ср.: 113. С. 50-53). Предлагается и другое толкование летописного текста, по которому Кутлубий - имя посла, прибывшего от «царя татарского»; этого Кутлубия иногда отождествляют с ростовским баскаком Кутлубугой, упомянутым в летописи (100. С. 165-166; ср.: 38. Стб. 528). Но последний умер в 1305 году, и трудно предположить, что его баскачество продолжалось более сорока четырёх лет. К тому же в таком случае не понятно, что означает слово «титям»; считать его эпитетом, характеризующим личность баскака Кутлубия («титим», по-древнетюркски, «упорный», «стойкий»: 100. С. 166), едва ли возможно; скорее, приведённые данные имеют отношение к этимологии имени.

Вернер фон Брайтхаузен занимал должность магистра в Ливонии в 1261-1263 годах. (В «Хронике» Руссова его магистерство - и, соответственно, все происходившие в это время события - ошибочно датировано 1267-1269 годами.)

Транята (Тройнат), князь Жемойтский.

Братанич - племянник, сын брата.

Сын Александра Невского.

Монголо-татарское иго – период ордынского владычества на Руси с 1240 по 1480 год.

Александр Невский

Ещё в XII-XIII веках народы западной Европы (немцы, шведы) вторглись в Прибалтику, с целью насадить там свою веру и установить феодальное рабство над проживающими там племенами. Русские князья, собирающие дань с этих племён, вступились за свои владения. Ещё в 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович разбил их на реке Эльбе. А в 1237 году, крестоносцы потерпели поражение от Даниил Галицкого. Однако немцам удалось утвердится в Прибалтике, а шведам в Финляндии.

  • 15 июля 1240 года – Невская битва. Узнав о приближении шведов к Руси, новгородский князь Александр Невский собрал дружину и внезапно победоносно разбил шведский лагерь на Неве.
  • 5 апреля 1241 года – Ледовое побоище. Немецкие рыцари построились «свиньёй» и шли по Чудскому озеру. Александр Невский выставил вперёд ополчение из простых мужиков. По бокам располагались конницы вооружённые копьями и крюками, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. А в тылу стояли мощные полки. Битва была успешно выиграна.

Ордынское владычество

  • Владимирская земля: После Юрия Всеволодовича во главу княжества встал его брат Ярослав. В 1243 году он получил от Батыя добро на княжение.
  • Черниговское княжество: не желавший покорится врагу князь Михаил Всеволодович был убит. Ему на смену пришёл покорный Даниил Галицкий.

Власть над Русью Золотая Орда осуществляла через русских князей. Суть манголо-татарского ига заключалась в том, что баскаки (их посланники) собирали дань с каждого двора, часто беспредельничали. Дань брали чем угодно урожаем, шкурами, не редко и людьми.

Восстания против Орды

  • В 1257 году пошёл слух о том, что ордынце хотят провести перепись населения в Новгороде. Этому пытались безуспешно противостоять простые люди, однако восстание было подавлено. В этом сыграло не малую роль боярство.
  • В 1254 году владимирский князь Даниил избавил от ордынского владычества почти всю Владимиро-Суздальскую землю, однако спустя пять лет всё вернулось на круги своя.
  • В 1262 году жители Ростова, Владимира, Ярославля и Устюга Великого выгнали из города баскаков. Не обошлось без жертв.
  • В 1263 году умер Александр Невский. Начались новые усобицы между его сыновьями: переяславским князем Дмитрием и Городецким князем Андреем. Андрей использовал татарские отряды, чтоб утвердится на суздальском престоле.
  • В 1289 году куряне разгромили хана слободу местного баскака, а ярославцы не пустили в город ханского посла.
  • В 1293 году князь Андрей используя вражеские войска опустошил несколько русских городов. После этого наш народ ещё сильнее стал противостоять Орде.

Экономика

Война с монголо-татарами сильно отразилась на хозяйстве Руси. Однако уже во время ордынского владычества наш народ стал успешно поднимать Русь с колен. Строились новые избы, восстанавливались города и сёла. Появлялись и новые деревни на чистых полях. Засеявались новые поля, использовали такие методы как подсека (при которой вырубается лес, а остатки деревьев сжигают, и пепел используют, как удобрение) и перелог (при котором определённый участок земли засевают раз в несколько лет). Росла численность скота, посевные площади. Процветало бортничество, охота, рыбная ловля. Ремесло тоже не стояло на месте. Возрождались кузницы, производящие оружие и доспехи. Становилось больше литейщиков, колокольщиков, гончаров, каменщиков, плотников. Русь стала отливать пушки, чеканить серебряные монеты. Города сохраняли торговые функции, торговцам приходилось закупать товары в более отдалённых волостях. Появилось немало монастырей.

Сословия общества

Во время монголо-татарского ига, великие князья включили себе в собственность немало сёл. Иван Калита имел 50 деревень, а Василий Тёмный уже 125. На Руси в то время преобладала вотчина и феодальная собственность, переходившая им по наследству. Крестьяне имели, как правило, от пяти до пятнадцати десятин. Более богатые крестьяне брали себе в наём бедных (подворников, захребетников). Крестьяне работавшие на феодалов работали на барщине, уплачивали оброк. С XV века прикреплённый к барской земле крестьянин имел право перейти к другому владельцу. Холопы, как и прежде, не имели ничего. Они в то время делились на три категории: «дворня» (прислужники по дому), «страдники» (работавшие на полях), «приказные люди» (ключники, посольские) и военные холопы, ходившие с барином в поход. Некоторые холопы служили по договору, другим могли дать немного земли, были те, кто передавались по наследству. Крестьяне не редко совершали побеги и саботажи, феодалы усиленно боролись с этим. Основную массу городских ремесленников составляли мелкие торговцы. Более успешные имели большой достаток, жили в хоромах. Были те кто сводили концы с концами, порой даже опускались до холопов. Ремесленники старались объединяться в корпорации, жили на одной улице, равно как и купцы. Ремесленников порой селили за чертой города, так пошло название посадские люди. Не редко громили боярские владения из-за жесткого налогообложения. Купцы занимались строительством церквей.

Русские княжества

В результате ордынского владычества отдельные княжества стали по одиночке интенсивно развиваться. В XIV-XV веках Смоленское, Полоцкое и Туруво-Пинское княжества вошли в состав Великого княжества Литовского. Юго-Восточная Русь, находившаяся некогда во владениях Даниила Галицкого, были также разделены между Литвой и Польшей. А Северная Русь сохраняла зависимость от Золотой Орды, там выделялись такие могущественные центры, как Москва, Тверь, Суздаль, Нижний Новгород, Рязань. Золотоордынский хан назначил столицу – Владимир-на-Клязьме. На Западе приоритетом обладали Великий Новгород и Псков. Княжества поддерживали отношения, с целью взаимопомощи в поисках беглых крестьян. Однако усобицы и споры были в порядке вещей. Княжества состояли из городов. Во главе каждого города стояли наместники и волостели, боярская дума. Князья вели борьбу за первенство на Руси. Самым могущественным в то время являлось Тверское княжество. Его правитель Михаил Ярославович получил добро от хана на владимирский престол в 1304 году. Однако на арену борьбы выдвинулась Москва. После смерти Александра Невского она перешла в руки его сына Даниила. При нём она стала одним из самых слабых княжеств на Руси. Однако позже подчинила себе Коломну (1300), Можайск (1303). В это время встал на московский трон сын Даниила Юрий. Он вёл борьбу с Михаилом Ярославичем за владимирский престол. Добившись согласия хана, он пошёл на Тверь, но потерпел поражение. Попутно к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана, которая позже умерла. Кзязь был вызван в Орду, обвинён в её отравлении и после суда казнён. Позже Юрий утратил доверие хана и также был вызван в Орду, где был убит сыном Михаила Ярославовича Дмитрием. Хан Узбек был возмущён самосудом и убил Дмитрия. В конце концов владимирским князем стал брат Дмитрия Александр, а Московским брат Юрия Иван Калита.

Правление Ивана Калиты (1325 – 1340)

В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды. Из-за того, что баскак отнял лошадь у попа. Иван Калита проявил активное участие в его подавлении. За что получил от хана право самостоятельно собирать дань. А в 1332 году получил ярлык на владимирское княжение. В годы своего правления присоединял к своему княжеству, не жалел подарков для хана. Благодаря этому монголо-татарское иго стало более терпимым, баскаки больше не обирали народ в этих краях. Также Калита добился, чтоб ярлык на московское княжение передавался по наследству.

(1340 – 1359)

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семён Гордый (1340 – 1353) и Иван II Красный (1353 – 1959). Они сильно укрепили роль княжеской власти в Москве. По-прежнему мирно ездили в Орду. Однако Московское княжество терпело набеги шведских и литовских войск.

Правление Дмитрия Донского (1359 – 1989)

Дмитрий Иванович вступил на трон в возрасте девяти лет. Неоднократно ему приходилось отбивать набеги литовцев (1368, 70, 22). Однако их набеги закончились неудачно, из-за возведённой в Москве белокаменной крепости. Попытки Рязани подчинить себе Москву закончились неудачей. В это время в Орде начались усобицы. За четверть века сменилось более двух десятков ханов. Виделись первые корешки её распада. Воспользовавшись этим русские княжества начали борьбу протии монгольского ига. В 1365 году рязанцы и нижегородцы разбили орды местных баскаков. Однако вскоре всё вернулось на круги своя. В конце семидесятых годов четырнадцатого века Дмитрий Донской прекратил посылать в Орду дань. Тогда хан Мамай послал на Новгород 1,5 тысячный отряд, который был полностью перебит. Однако второй отряд разгромил Нижний Новгород. Тогда в 1377 году московские войска двинулись по Волге и взяли несколько ордынских городов. Торговый путь на волге оказалась под контролем Москвы. 11 августа 1378 года состоялась битва на реке Вожи. Победа была на нашей стороне, ордынцы с позором бежали. Но Мамай не сдавался, за два года он собрал новые силы для похода на Русь. На этот раз он сосредоточил свои силы на Дон. В конце концов, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась битва. Наши дружины, собранные с многих русских земель, с трудом разгромили врагов. Но потери были внушительны с обеих сторон. В 1382 году новый Ордынский хан Тохтамыш, воспользовавшись слабостью Москвы, сжёг город и Русь была вынуждена продолжить выплату дани. Но победа в Куликовской битве давала людям веру, что зависимость от Орды не будет вечной. Умирая, князь завещал престол своему сыну Василию (1389 – 1425).

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.