Чёрный монах. Черный монах

Антон Павлович Чехов

«Чёрный монах»

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать своё хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочерёдно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьёз занимает его.

В деревне он ведёт такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьёт вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в чёрное монах шёл по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого чёрного монаха — мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идёт в сад и вдруг видит чёрного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поёт, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает чёрный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбуждённый Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идёт подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает чёрный монах, они беседуют. Таня застаёт мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошёл с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьёт вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…»

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идёт горлом кровь. Он уже живёт не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он — посредственность. Выходит на балкон и видит чёрного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провёл бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идёт кровь. Зовёт Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».

Магистр Андрей Васильевич Коврин болеет нервным расстройством. По рекомендации доктора он решает поехать в деревню. В то же время его приглашает в гости подруга детства Таня Песоцкая, которая живет с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Егор Семеныч посвятил всю жизнь своему саду и не знает, кому перед смертью его передать. К ним приезжает Коврин, к которому Таня неравнодушна. Она ему тоже нравится, но он не может всерьез думать об увлечении ней.

Однажды Коврин рассказывает Татьяне легенду о черном монахе. Тысячу лет он шел по пустыне в Сирии или Аравии. Рыбаки вдали увидели мираж - другого черного монаха, двигающегося по поверхности озера. Позже его видели в Африке, в Индии, на Дальнем Севере и в других местах. Затем он вышел за пределы земной атмосферы и стал блуждать во Вселенной. Смысл легенды заключается в том, что монах должен снова вернуться на землю через тысячу лет после первого его появления, и вот это время наступило… Коврин идет в сад и видит там черного монаха, появляющегося из вихря. Монах пролетает мимо Коврина и лукаво ему улыбается. Коврина веселит и вдохновляет встреча с монахом.

Егор Семеныч заводит с Ковриным разговор о планах выдать Таню за него замуж. Для Коврина Таня и ее отец становятся самыми близкими людьми. Вскоре черный монах снова посещает Коврина. Между ними происходит разговор. Монах признается, что он существует только в воображении Коврина. Он говорит, что Коврин является божьим избранником. Это приятно слышать магистру, но он переживает из-за своей психической болезни. Монах говорит ему, что все гениальные люди немного больны. Радостный Коврин идет к Тане и объясняется ей в любви.

Коврин счастлив и готовится к свадьбе. Несколько раз в неделю он встречается с черным монахом и беседует с ним, убеждаясь в собственной гениальности. После свадьбы они переезжают в город. Однажды Коврина ночью снова посещает монах. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она уговаривает его лечиться и он, понимая, что сошел с ума, соглашается. Коврин почти выздоровел после лечения. Он отправляется вместе с Таней на лето к тестю. Там он мало работает, не пьет и не курит. От скуки он обвиняет Таню в том, что она настояла на лечении.

Коврин получает самостоятельную кафедру, но не может читать лекции из-за болезни. У него идет кровь горлом. Он бросает Таню и живет с Варварой Николаевной, ухаживающим за ним, словно за маленьким ребенком. Они отправляются в Крым. По дороге, в Севастополе, он получает в письме от Тани извещение о смерти ее отца. Она обвиняет Коврина в его смерти и проклинает. Коврин снова встречает черного монаха, который снова говорит, что он гений. У Коврина идет кровь из горла, и он умирает с блаженной улыбкой на лице.

Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор сове-тует ему провести лето в деревне. Он отправляется к Песоц-ким - Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и воспита-телю, и его дочери Тане в деревню Ворисовку. Песоцкпй - зна-менитый российский садовод. Коврпиа с детства поражала фан-тазия Егора Семеновича - в саду есть самые необыкновенные растения - от черных тюльпанов до арок, вензелей и канделяб-ров, в форме который растут садовые деревья. Сам Песоцкий и Таня много работают в саду; это - единственный смысл жизни Егора Семеновича, он очень беспокоится за то, что после его смерти некому будет продолжить его дело. Таня - девушка чувствительная и довольно нервная, многословная и искренне симпатизирующая Коврину. Она часто ссорится с отцом по пустякам, после чего запирается у себя в комнате и рыдает ос-таток дня. В Борисовке Коврин продолжает такую же беспорядочную жизнь, что и в городе. Он мало спит, много читает и пишет (он занимается психологией и философией), учит итальянский язык, пьет вино, курит, общается с довольно скучными знако-мыми Песоцких - барышнями-соседками, играющими с Таней на пианино, и молодым человеком, играющим на скрипке. Од-нажды Коврин слышит, как Таня, ее подруга и молодой чело-век разучивают серенаду Брага. Сюжет серенады незатейлив: "Девушка, больная воображением, слышала ночью в саду ка-кие-то таинственные звуки, до такой степени прекрасные, что должна была признать их гармонией священной, которая нам, смертным, непонятна и потому обратно улетает в небеса". Ков-рину скучно, он рассказывает Тане легенду о черном монахе, которую сам не помнит, где слышал. Тысячу лет назад одетый.в черное монах шел по пустыне. За несколько миль от того места рыбаки видели мираж - чер-ного монаха, который шел по поверхности воды. Мираж отра-жался такое множество раз, что, наконец, вышел за пределы Галактики. Предсказание гласит, что через тысячу лет, т. е. во время жизни Коврипа и Тани, этот мираж вновь попадёт в зем-ную атмосферу и покажется людям. Тане легенда не нравится. Коврип выходит в поле, восхищается красотой природы, ему кажется, что мир притаился и ждет, чтобы Коврпн понял его. Неожиданно вдалеке показывается смерч, Коврин отходит в сторону. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это гигантский черных монах. Он оборачивается на Коврина и улы-бается ему. Коврин возвращается в дом. Судя по всему, никто, кроме него, не заметил чудесного явления, и Коврип решает никому ничего не говорить, потому что все сочтут его сумасшедшим. Когда гости разъезжаются, Таня приносит Коврипу почи-тать статьи отца о садоводстве. Егор Семенович сам наведыва-ется к Коврипу, сетует на то, что после его смерти сад пропадет, что Таня выйдет за какого-нибудь проходимца, пойдут дети, и садом некому станет заниматься. Песоцкий прямо заявляет Коврину, что единственный человек, которому он с радостью доверил бы дочь, - это он. После ухода Егора Семеновича Ков-рин принимается было за чтение статей, и его поражает агрес-сивны! i тон повествования (Песоцкий весьма резко полемизи-рует с другими садоводами). На другой день отец и дочь в очередной раз ссорятся, Таня запирается и никого не впускает к себе. Коврип решает их по-мирить, идет к Тане, утешает ее, успокаивает, гладит по голове, и вдруг понимает, что никогда не сможет полюбить женщину, вполне здоровую душевно, "но бледная, слабая, несчастная Таня" ему правится. В тот же день Коврин повторно видит привидение черного монаха - среди бела дня, в саду Песоцких. Черный монах говорит, что Коврин - один из немногих из-бранных богом людей, которые служат вечной правде и несут на себе божественную, небесную печать. Для таких людей есть вечная жизнь; своим трудом они приближают вечную жизнь и для остальных люден. Коврину приятно это слышать, но он понимает, что перед ним - галлюцинация, и прямо спрашива-ет монаха, болен ли он психически. Тот отвечает, что нет ниче-го страшного в психическом недуге - это отклонение только в понимании обыкновенных людей, т.е. "стада". Большинство ге-ниев страдало тем или иным душевным недугом. Монах сове-тует Коврнну: "Если хочешь быть здоров и нормален, иди в ста-до". Когда мираж исчезает, у Коврина становится легко и весе-ло на душе, он настолько счастлив, что, увидев Таню, востор-женно делает ей предложение. Начинаются приготовления к свадьбе. Таня нервничает; Егор Семенович сердится на рабочих. Дел невпроворот: гото-вятся фрукты и цветы к отправке в город, ведется оживленная переписка с подрядчиками, шьется приданое. Коврин ничего не замечает; он полностью уходит в работу. Он обожает Таню, постоянно говорит ей о любви. Монах является ему по несколь-ко раз в неделю; однажды это происходит в присутствии Пе-соцких. Коврин принимается говорить с ними на темы, кото-рые могли бы заинтересовать монаха, и Песоцкие не подозре-вают, что Коврин общается не с ними, а со своей галлюцинаци-ей. Свадьбу празднуют широко и весело, затем молодые пере-езжают в город, где у Тани часто болит с непривычки голова, особенно по ночам. Однажды ночью монах является Коврину в спальне. Думая, что Таня спит, Коврин беседует с монахом о славе, известности и своем к ним отношении. Его беспокоит, что он чересчур счас-тлив, но монах объясняет ему, что "чем выше человек по ум-ственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь". Таня просыпа-ется и ужасается тому, что муж сидит и разговаривает с пус-тым креслом. Она бросается в соседнюю комнату к отцу, кото-рый гостит у них. Коврин сам немного напуган. Семья прини-мает решение обратиться за помощью к врачу. Коврин начина-ет лечиться. Летом Коврпны снова выезжают в деревню. Коврин пьет много молока, работает только по два часа в день, не употреб-ляет табака и алкоголя, и вскоре черный монах перестает яв-ляться ему. Но Коврин становится все более раздражителен, его отношения с тестем сильно портятся. Он считает, что Егор Семенович виноват в том, что Коврин стал посредственностью, ему было бы легче жить в мире галлюцинаций и быть счастли-вым. Таня умоляет мужа помириться с Песоцким, говорит, что от дурного характера Коврина страдают все и в первую оче-редь - она. В конце концов, Коврин заявляет, что Егор Семе-нович сам просил его жениться на Тане. Песоцкий вне себя от негодования, Таня падает в обморок. Коврин и Таня расходятся. Он живет с другой женщиной (Варварой Николаевной), получает кафедру, болеет (у него часто идет горлом кровь, что мешает ему начинать читать курс). Таня возвращается к Егору Семеновичу. Варвара Николаевна решает вывезти Коврина на лечение в Крым. Там он получаст письмо от Тани, в котором та сообщает ему, что Егор Семенович скончался, обвиняет в этом бывшего мужа и проклинает его. Чтобы успокоиться, Коврин пытается сесть за работу, но внизу кто-то играет на скрипке и мешает ему. Выйдя на бал-кон, он слышит слова серенады Брага. Это напоминает ему, как когда-то давно он слышал ее в исполнении Тани и ее знакомых. Ему вновь является черный монах, который спрашивает, отче-го Коврин не поверил, что он гений. Отвечать ему Коврин не может: кровь идет у него горлом. Коврин слабеет, пытается по-звать Варвару Николаевну, но произносит лишь имя Тани. "Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрыз-ганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржа-ное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, ра-дость, звал жизнь, которая была так прекрасна". Умирая, он слышит шепот монаха, который уверяет его, что слабое тело не может больше быть оболочкой для гения.

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.

В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха - мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошел с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…»

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года - Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он - посредственность. Выходит на балкон и видит черного монаха. «Отчего ты не поверил мне? - спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. - Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь. Зовет Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».

«Черный монах» – тринадцатая повесть Антона Павловича Чехова, опубликованная им в 1894 году на страницах журнала «Артист». Эта философско-мистическое произведению повествует историю жизни и безумия одного непризнанного гения, страдающего от мании величия.

Чехов известен на весь мир как автор коротких аллегоричных рассказов, исследователь многообразия человеческих характеров. Однако в поздних произведениях все отчетливей стал прослеживаться интерес писателя к онтологической теме (прим. онтология – философское учение о бытие, его принципах, структуре и закономерностях). Наиболее ярко она изображена в пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и повести «Черный монах».

История создания и дальнейшая судьба произведения

Повесть писалась в подмосковном домике в Мелихове (сегодня там находится крупнейший российский дом-музей Чехова) летом и осенью 1893 года. Работая над «Монахом», писатель, по своему обыкновению, делился замыслами с друзьями. Чехов пишет Суворину, Лейкину, Гольцеву и рассказывает о некой прелюбопытной «повестушке в два листа». Антон Павлович утверждал, что идея «Черного монаха» пришла к нему во сне.

Когда произведение было завершено, издатели наперебой принялись заманивать звезду в свой журнал. Чехов отдал предпочтение «Артисту», специализирующемуся преимущественно на театральной тематике. Кстати говоря, в ХХ веке «Черного монаха» ждала яркая театральная и экранная судьба.

Экранизация повести

Первый фильм по мотивам повести вышел в 1987 году, его срежиссировал Иван Дыхнович («Копейка», «Прорва»). Коврина сыграл Станислав Любшин («Не стреляйте в белых лебедей», «Кин-дза-дза»), Песоцкого – Петр Фоменко («Поездки на старом автомобиле»), Таню – Татьяна Друбич («Сто дней после детства», «Десять негритят»).

В 1995 году на экраны вышел одноименный телеспектакль, срежиссированный Сергеем Десницким («Сон доктора Чехова», «Три сестры»), он же исполнил в постановке одну из ведущих ролей. Спустя четыре года, в 1999-м, «Черный монах» был с блеском поставлен на подмостках Московского ТЮЗа. Постановкой заведовал Кама Гинкас, известный своими театральными работами по Брэдбери, Ибсену, Шекспиру, Достоевскому, Чехову, Лескову, Гайдару. В образе Коврина предстал Сергей Маковецкий (в кино «Двенадцать», «Ликвидация»), Черного монаха сыграл Игорь Ясулович (в кино «Двенадцать стульев», «Статский советник»), Песоцкого интерпретировал Валерий Баринов (в кино «Хозяйка детского дома», «Водитель для Веры»), Таню – Юлия Свежакова (в кино «Мужчины не плачут», «Дети Арбата»).

Чехов «Черный монах»: краткое содержание

Андрей Васильевич Коврин – умнейший человек, магистр, автор научных работ, философ – проживает безрадостную жизнь в городе. Он много работает, бесконечно пишет и читает, пьет вино и постоянно курит. Доктора диагностируют у него нервическое расстройство и советуют отправиться в тихую деревню, поближе к природе и подальше от мирской суеты.

В имении Борисовка живет Егор Семенович Песоцкий, бывший опекун Коврина, вырастивший его, как родного сына. Старик безвыездно находится в деревенском доме. В его жизни есть только три главные радости: воспитанник Коврин, дочка Таня и сад. Сад для Песцкого точно ребенок. Дни напролет он проводит в заботе о его благополучии и даже не спит ночами, когда с яблонями стряслась беда, и их нужно был спасать от непогоды.

Таня Песоцкая – молодая, утонченная, красивая – из-за отца вынуждена проживать свои лучшие годы в деревенской глуши. Она буквально умирает с тоски, ведь у старика только и разговоров, что о саде. Так что приезд Коврина становится глотком свежего воздуха в провинциальной духоте. Когда Коврин и Таня виделись в последний раз, она была еще нескладным подростком. Теперь же она развилась в красивую молодую женщину. Между Ковриным и Таней тут же вспыхивает взаимная симпатия. Старик Песоцкий не может нарадоваться – о лучшем зяте он и мечтать не мог!

Песоцкие – люди простые, беззастенчивые, приземленные. То ли тонкая натура Коврина! Старый Егор Семенович постоянно твердит Тане о том, как талантлив и умен Андрей Васильевич и как далеко он пойдет. Коврин очень любит Песоцких и деревню, но все окружающие для него просты и примитивны, и нет здесь достойного собеседника до тех пор, пока однажды наш гений не повстречал Черного монаха.

Андрей Васильевич давно знал легенду о Черном монахе, мистическом страннике, который исходил всю землю. Он может передвигаться по водной глади, парить над горными вершинами, может пронзить атмосферу и отправиться бороздить просторы бесконечной вселенной. И вот однажды этот таинственный путешественник предстал перед Андреем Васильевичем Ковриным в борисовском саду. Монах сообщил Коврину, что он гений, избранный, что способность видеть его – не расстройство нервов, а великий дар, который дается лучшим из людей. И Коврин поверил монаху, и уверовал в свою уникальность. Каждый день он встречался со своим приятелем, подолгу беседовал и был счастлив, как никогда в жизни.

Однажды Таня, ставшая на тот момент женой Коврина, проснулась посреди ночи и обнаружила, что ее супруг разговаривает с пустым креслом. Напуганная девушка обратилась за помощью к врачу. Общими усилиями Андрея Васильевича уговорили пройти курс в психиатрической лечебнице. Черный монах покинул Коврина, но вместе с ним ушла и радость жизни. Он стал винить Таню в том, что она настояла на лечении и разрушила его хрупкий мир счастья. Из-за постоянных ссор брак Коврина и Тани распался.

Не выдержал такого удара старик Песоцкий. Он тяжело заболел и вскоре скончался. О смерти бывшего опекуна Коврин читает из письма Тани, полного ненависти и проклятий. Он едет в поезде в Крым, он тяжело болен, за ним ухаживает новая сожительница Варвара Петровна. Коврин выходит вдохнуть свежего воздуха и вновь встречает Черного монаха. Призрак корит его за недоверие, но великодушно дает второй шанс, ведь Коврин – гений, избранный. Лицо Андрея Васильевича озаряет улыбка, он не замечает, что горлом течет кровь. Он полностью счастлив, таким и умирает.

Отвечая на вопрос, о чем идет речь в «Черном монахе», Чехов говорил, – это повесть о мании величия. Главный герой произведения Андрей Васильевич Коврин в самом деле человек талантливый, трудолюбивый, он делает и получает удовольствие от своего труда. Коврин выделяется среди окружающих, и они считают его великим, но, увы, не могут ни понять, ни по достоинству оценить талант Коврина. В этой непризнанности трагедия Коврина. В обстановке, где отсутствует здоровая конкуренция, стимул ко всякому развитию и самосовершенствованию развивается ковринский недуг.

Черный монах здесь является доппельгангером, двойником, визуальной проекцией потайной стороны души человека. По аналогии вспомним, например, «Двойника» Достоевского, в котором неудачник Яков Петрович Голядкин встречает свою визуальную копию, обладающую всеми теми качествами, которые робкий Голядкин никак не мог выпустить из глубин своей души.

Монах Чехова озвучивает все то, о чем неоднократно думал Коврин, но не решался придать своим потайным мыслям словесную форму. Мистический призрак убеждает Коврина, что он гений, он лучше, выше других. Более того, монах заставляет Андрея Васильевича поверить в то, что человек с нормальным сознанием – стадное, примитивное животное. Гении обладают особенным взглядом на мир, который стадо называет «сумасшествием».

История Коврина и его монаха перекликается с христианской легендой о Святом Антонии, многократно искушаемом дьяволом. Антоний, в отличие от Коврина, смог противостоять самовозвышению. Герой Чехова умирает в гордыне, он считает себя избранным, лучшим. «В каком грехе смерть застигает человека, – писал пророк Иезекииль, – за тот он и будет осужден».

Чехов А.П.

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.

В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха - мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере... Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло... После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. "Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал". Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. "Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде". Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. "Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди". Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошел с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. "Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален..."

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года - Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает "беспокойство, похожее на страх". Он ясно понимает, что он - посредственность. Выходит на балкон и видит черного монаха. "Отчего ты не поверил мне? - спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. - Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно". Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь. Зовет Таню, падает и умирает: "на лице его застыла блаженная улыбка".