Что означает поговорка отделять зерна от плевел. Отсеивать плевелы от зёрен

Пшеница и плевелы

"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришед же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?.. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" - Мф. 13, 24- 30.

Господь Иисус Христос оставил множество примеров, которые изъясняют очень важные истины, относящиеся к Царствию Божию. Благодаря этому разнообразию мы имеем неисчерпаемый источник духовной пищи, который никогда не истощится. Причем Христос говорил о глубоких истинах богопознания и о смысле человеческого бытия очень просто и ясно; Его слова были доступны простым людям, и это отличает проповеди Небесного Учителя от поучений и высказываний мудрецов и философов. Знакомясь с трудами последних, мы невольно убеждаемся в бесконечном превосходстве простого изложения Иисуса Христа. В Его проповедях неоднократно упоминаются рыбаки и пахари, сеятели и жнецы, люди многих других профессий, которые были хорошо известны всем жителям земли во все времена. И еще очень важно отметить, что в устах Христа их неприметный труд становится интересным и значительным, и описание звучит в высшей степени поучительно и преисполнено особой прелести.
Однако возвратимся к рассматриваемой притче. В ней Царство Небесное уподоблено человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.Мы можем легко представить себе эту картину - огромное поле золотой пшеницы. Если смотреть на него издалека, то видно, как оно волнуется, словно море. Поле радует глаз, и кажется на первый взгляд совершенно однородным. Однако если более пристально вглядеться, то можно увидеть, что на поле рядом растут полновесные колосья пшеницы и пустые плевелы. Последние бывает нелегко отличить неопытному человеку, специалисты же делают это без особых затруднений. Налитые зерном колосья пшеницы склоняются к земле, плевелы же, как правило, поднимаются кверху. Возникает вопрос: откуда взялись плевелы? Человек не сеял их, более того, он не хотел, чтобы на его поле появились сорняки. Оказывается, ночью, когда люди спали, пришел враг, посеял между пшеницею плевелы и ушел.В ответ на просьбу учеников изъяснить значение этой притчи, Спаситель сказал им: "Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого" - Мф. 13, 37-38.Теперь нам нужно усвоить сказанное Господом. Первая истина, которая вытекает из притчи, состоит в том, что нам приходится считаться с фактом наличия зла в этом мире. Заметим, что Господь не уподобил церковь полю, как некоторые то полагают, но сказал, что поле представляет собой мир. Как на полях растут рядом пшеница и плевелы, так и в мире вместе живут сыны Царствия небесного и сыны лукавого. Эта истина очевидна и беспрекословна. Далее Христос пояснил, что враг, посеявший плевелы, есть диавол, и что жатва представляет собой кончину века, а жнецы суть ангелы Божии. "Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит" - Мф. 13, 40-43.Итак, на поле мира до времени растут вперемежку пшеница и плевелы.В притче сказано, что враг человек пришел, когда люди спали, и посеял плевелы. И результат налицо: люди не хотели, чтобы на поле появились плевелы, но это произошло. И из этого мы можем извлечь для себя еще одно поучение.В духовном смысле ночь означает время небодрствования, духовного сна, которое чревато печальными последствиями и опасностями для наших бессмертных душ - Мф. 25, 5-6. Ведь плевелы могут заглушать добрые всходы. Чтобы этого не случилось с нами, нужно бодрствовать, оберегать сердечное поле. Повторяем, мы должны считаться с тем фактом, что в этом мире добро и зло, будучи по своей сути противоположными, находятся очень близко, подобно тому, как на поле корни пшеницы и плевелы переплетены. Всякие попытки искоренить зло своими силами приводили и приводят к неудачам. Они могут даже привести к тому, что зло еще более увеличится.Иисус Христос пояснил, почему нужно оставить расти и то, и другое до жатвы: "чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы". При вырывании плевел есть опасность вырвать или, в лучшем случае, повредить пшеницу. Напрашивается в высшей степени удивительный вывод: для сохранения пшеницы остаются расти и плевелы. Какое бережное отношение к душам со стороны Небесного Делателя! Мы слишком слабо укоренены в любви и недостаточно утверждены во Христе. Ради сынов Царствия оставлены расти по соседству плевелы и, говоря словами Христа, сыны лукавого. Итак, если мы представляем пшеницу, то те, кого мы считаем плевелами, не изымаются по причине нашей слабости. Если же мы в сути своей есть плевелы, то, по милости Божией, тоже пользуемся благополучием и не искоренены до срока, пока созреют колосья пшеницы. Но придет время, и Господь отделит плевелы от пшеницы. Прежде всего, Он соберет отдельно плевелы, символизирующие зло. Участь их - быть брошенными в огонь неугасимый, где будет плач и скрежет зубов. Затем будет тщательно собрано отборное зерно. Произойдет конечное отделение его от мякины и от плевел, чтобы чистое и полновесное зерно вошло в житницы Господни.И здесь необходимо оговориться, что эти суровые слова не являются угрозой. Для верующих они служат предостережением, еще раз напоминающим, чтобы мы со страхом и трепетом проходили наше земное поприще. Только бодрствуя и не позволяя лукавому посеять в нас семена сомнения, зависти, злобы, искушения, мы сможем избежать печальной участи быть вверженными во тьму внешнюю, где ожидают невыразимо ужасные мучения. Если бы мы чаще размышляли об этом, то не были бы так беспечны в деле спасения. Поэтому будем стараться сохранять себя неоскверненными в этом мире, чтобы нам войти полновесным зерном в житницы Господни."Как вы приняли Христа Иисуса, - поучает апостол Павел, - так и ходите в Нем, будучи укоренены в Нем" - Кол. 2, 6-7. Тогда никакие стихии не смогут нас вырвать до времени, определенного Господом, когда Он пошлет Своих ангелов, чтобы взять нас к Себе от земли.Дадим возможность доброму Сеятелю Христу сеять семена Слова Божия. Распахнем сердца, приготовим их для принятия семени жизни, чтобы нам принести добрый плод для Царствия Божия. Будем, как сказано в другой притче, вставать ночью и днем, ожидая, пока зелень взойдет, покажется колос и созреет сторичный плод - Мр. 4, 26-29. Будем бодрствовать, трезвиться, будем охранять посевы и не позволять врагу душ человеческих прийти в сумрачное время и совершить свое пагубное дело.С верою и терпением будем ожидать жатвы, как ожидает земледелец, будучи уверен, что труд его непременно увенчается успехом. "Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы" - Иак. 5, 78.Испытаем себя, проверим, не давали ли мы врагу душ человеческих посеять в нас худое семя?Будем помнить, что худые посевы появляются вследствие нашего небодрствования. Поэтому будем постоянно стоять на страже нашего сердца. И если мы пребудем в Слове Божием, в молитве, в общении верующих, то враг душ человеческих не причинит нам никакого вреда.Посвятим себя целиком и полностью Господу. Будем жить для Него, делать добро всем, а наипаче своим по вере, ожидая блаженной вечности.

<сточник: Главная истраница Библиотеки

Образ станет более понятен, если прояснить значение слова «плевелы». Оно пришло к нам из старославянского языка и означает сорную траву.

Ну а сама поговорка про «пшеницу и плевелы» восходит к евангельской притче, которую рассказал в одной из своих проповедей Иисус Христос.

В ней говорилось о человеке, который посеял на своем поле пшеницу. Но ночью пришел его враг, и, желая досадить хозяину,- посеял между пшеницею сорняки. Через какое-то время они взошли и слуги предложили хозяину поля тут же выдернуть сорную траву. Однако тот остановил своих работников сказав: «Как бы вместе с сорняками вы не выдернули и пшеницу. Подождем, когда взойдет урожай и наступит время жатвы».

Так слуги и поступили. Оставили сорняки до времени сбора урожая и лишь потом отделили их и бросили в огонь.

Сам Иисус дал ученикам такое толкование этой притчи.

Сеятель - это Он сам. Поле – весь мир. Пшеница – добрые люди, следующие Божиим заповедям. А плевелы – люди творящие беззаконие.

Жатва – это конец земной истории, а жнецы – Ангелы. Когда наступит конец мира, Ангелы Божии соберут всех людей и отделят друг от друга, взяв праведников в Небесное Царство.

Пока существует наш мир, добро и зло часто перемешаны. Злое маскируется под добро. Ростки плевелов порой выглядят точно так же, как и ростки пшеницы. Праведники живут на одной лестничной площадке с грешниками, и все они - обычные люди.

Но в будущей жизни добро и зло отделятся друг от друга. И лишь от каждого из нас зависит на какой стороне мы окажемся. А, значит, и жить нам стоит так, чтобы не оказаться вдруг в числе бесполезных и вредных для других людей сорняков.

Отделить зерна от плевел

Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24-30) рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы - сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

«Плевелы» в переводе со старославянского «сорняки».

Иносказательно: отделить хорошее от дурного, вредное от полезного.

  • - кого-что от кого-чего. Отделить желток от белка. Отделить хорошее зерно от плохого. Отделить правду от лжи. Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти вперед. На перекрестке колонна военных грузовиков.....

    Управление в русском языке

  • - ся ▲ превратиться во, отдельный, объект от... . отделять, -ся - делать, -ся отдельным от кого-л. отъединять, -ся. отсоединять. отграничивать, -ся. отгораживать, -ся. отмежевываться. обособлять...

    Идеографический словарь русского языка

  • - отделю/, -де/лишь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - отдели́ть I сов. перех. см. отделять I II сов. перех...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - отдели́ть глаг., св., употр. сравн...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - отдел"ить, -ел"ю, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - ОТДЕЛЯТЬ ЗЛАКИ ОТ ПЛЕВЕЛ. ОТДЕЛИТЬ ЗЛАКИ ОТ ПЛЕВЕЛ. Книжн. Отделять полезное от вредного...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Из Библии. Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См....
  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Разделять полезное и вредное. Ф 2, 25...
  • - Книжн. Отделять вредное от полезного, хорошее от плохого. /i> Восходит к Евангелию. БМС 1998, 450; Ф 2, 30; Мокиенко 1989, 184...

    Большой словарь русских поговорок

  • - C/A гл см. _Приложение II отделю́ отде́лишь отде́лят отделённый A/B пр; 246 иск, 254 см. _Приложение II отделён отделена́ отделено́ отделены́ Когда я уйду, Я оставлю мой голос На черном кружке...
  • - Á сущ...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Отделить зерна от плевел" в книгах

Как отделить овец от козлищ

Из книги Искусство коммуникации в сетевом маркетинге автора Пиз Алан

Как отделить овец от козлищ Искренность и глубина ответов клиента на Пять Золотых Вопросов покажут вам, насколько мотивированным он окажется в бизнесе. Если ответы клиента уклончивы, случайны и неубедительны, то теперь уже вам придется задуматься, а подходит ли он для

Как 10% отделяют зерна от плевел

Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау Джефф

Как 10% отделяют зерна от плевел Все, что вы захотите узнать о краудсорсинге, можно найти в вечерних передачах по вторникам и средам на телеканале Fox. Именно тогда показывают телешоу «Американский идол» (American Idol), невероятно популярный конкурс исполнителей. На сцене

Глава 22. Об умении отделять зерна от плевел, или Чем отличается стратегия от тактики

Из книги Практическое пособие по охоте за счастьем автора Ильин Андрей

Глава 22. Об умении отделять зерна от плевел, или Чем отличается стратегия от тактики Масштабами отличается. Как если, допустим, сидеть по уши в окопе или находиться в НП на холме со стереотрубой.Непонятно?Тогда обратимся к словарям, которые определяют стратегию как

Плевел

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Плевел Плевел (Lolium L.) – родовое название растений из сем. злаков (Gramineae), группы ячменных (Hordeae). Это однолетние или многолетние травы, растущие густыми дерновинами или по одиночке; колосья у них верхушечные, сплюснутые и иногда довольно длинные. На выступах простого,

Плевел

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 7. 18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а

автора Автор неизвестен

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКЕ, ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА СТАТЬЯ 11. Права граждан и юридических лиц в области

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 12. Обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность

КАК ОТДЕЛИТЬ БЕЛОК ОТ ЖЕЛТКА

Из книги Все об обычных яйцах автора Дубровин Иван

КАК ОТДЕЛИТЬ БЕЛОК ОТ ЖЕЛТКА Легко отделить желток от белка, если яйцо холодное.Если вы хотите отделить белок, не нарушив целостность желтка, осторожно разбейте яйцо и вылейте его в бумажную воронку с маленькой дырочкой на конце, поместив ее в стакан. Белок постепенно

Как отделить истинное от иного

Из книги Достигатор на халяву автора Курамшина Алиса

Как отделить истинное от иного Очень важно уметь отделять свои истинные желания от остальных. Иногда человек что-то хочет, но не принимает своего желания, отрицает его в душе. Например, у солидного мужчины возникает желание пойти попрыгать по лужам, но он думает: «Нет, я

Как отделить вербальное от невербального

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Как отделить вербальное от невербального Я понимаю, что пока все это кажется сложным и запутанным, а может быть, даже страшным. Но со временем вы натренируетесь, а натренировавшись, лучше научитесь распознавать и вербальные, и невербальные признаки обмана.Пока что для вас

Отделяем зерна от плевел, или Что взять в дорогу

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Отделяем зерна от плевел, или Что взять в дорогу Как показывает практика, в дороге можно обойтись практически без всего. Примерно третья часть вещей, которые новички кладут в свой рюкзак, оказывается затем невостребованной. Зато его вес в таком случае заметно

62. Отделить от себя

Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна

62. Отделить от себя Чрезвычайно полезно научиться отделять все программы от себя, то есть видеть свой ум со стороны, как нечто отдельное. К тому же это интересный чувственный опыт - то, что ты считал своей неотъемлемой частью, вдруг раз - и уже болтается неподалеку. Можно

В Евангелии от Матфея изложена притча. Человек посеял на своем поле пшеницу, а враг там же тайно разбросал семена сорняков.

Когда появились всходы, то рабы обнаружили сорняки и предложили выдернуть их. Но хозяин распорядился отложить операцию до жатвы. Он опасался, что рабы вместе с сорняками повыдергивают пшеницу.

Там же имеется интерпретация Иисуса: поле есть мир, плевелы - сыны лукавого, жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Именно здесь, по-видимому, ввиду особой важности, провозглашено эпохальное: кто имеет уши слышать, да слышит!

Современному человеку трудно судить о древней агротехнике и жгучих проблемах далекого прошлого, но сегодня принято бороться с сорняками, а не ждать, пока они вымахают в полный рост. Взрослый сорняк, конечно, заметнее, да беда в том, что кроме сорняков на поле может ничего не вырасти.

Современные методы воспитания и перевоспитания подрастающего поколения тоже рекомендуют оперативно принимать меры, а не ждать, когда дьявольские сынки оформятся в матерых рецидивистов, которым поможет только электрический стул.

Поэтому поведение хозяина поля, да еще поддержанное самим Иисусом, кажется по меньшей мере странным.

Согласно советской версии рабам жилось хуже, чем пролетариям, которым нечего терять кроме своих цепей. Запад, склонный навязывать свою волю и демократию всему миру, наоборот, не стеснялся описывать преимущества рабской жизни.

В изложении Матфея рабы выглядят молодцами, они оказались знатоками агротехники и проявили заботу, более подходящую для радетельного хозяина. А вот хозяин, вероятно, видел урожай только в тарелке на столе, и сам никогда не показывался в поле, однако не забывал поучать рабов, коих наверняка считал неспособными к мышлению.

Так что же провозглашает притча? Рабовладелец отложил отделение зерен от плевел на потом, когда оно вообще может потерять смысл. Так сказать, на завтра то, что можно было сделать сегодня. Более того, безотлагательно надо было делать сегодня.

Можно подумать, что рабовладелец - отрицательный высмеиваемый персонаж, который защитил урожай от, якобы, неумелых действий рабов, но тем самым подставил посевы под гораздо большую опасность. Но поведение хозяина никак не осуждается в притче и, по-видимому, должно служить образцом.

Тем более, не может быть осуждаемо мнение Иисуса, которое вполне согласуется с классическим: не судите, да не судимы будете.

Иисус откладывает отделение зерен от плевел вообще на неопределенное будущее, на скончание века, и отдает в руки Ангелов. Простым смертным предлагается ждать Страшного суда. Даже самые грамотные рабы должны безропотно слушаться рабовладельца, хоть бы он был совершенно некомпетентен.

Таким образом, в указанной притче из Библии рекомендовано людям не отделять зерна от плевел и не мешать цвести всему дурному. (Этим, конечно, не отменяются противоположные рекомендации, содержащиеся, например, в заповедях.)

Изображение

  • На мой взгляд в Библии в Евангелие от Матфея имелось в виду отделение того, что вредно от того, что несёт пользу или же иносказательно как предлагают мыслители на сайте ДС отделить плоды дьявола от божественного, высоко духовного откровения, сравнивая при этом свято писания разных конфессий. Так кабалист Александер 1995 пишет « Наше время - время формирования новых взглядов на мир, время рождения новых научных принципов. И нет ничего удивительного в том, что человечество вдруг обнаружило в давно забытых или сокрытых трудах древности, принимаемых только в качестве религиозных или философских догматов, знания, относящиеся с точки зрения современной науки к высшей математике, физике, астрономии, биологии, словом - к естественным наукам”,- назвав свою публикацию «Отделить зерна от плевел “ И действительно сегодня проблема колорадского жука решена, как и проблема отделения, уничтожения и прополки огорода от сорняков с повышением урожайности на паях, полях и дачах. С другой стороны (Мф.13:41) " пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, Мф.13:42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;" такой отбор плевел может статься в конце времён, как учат нас церковники. Кто имеет уши слышать, да слышит! Кто имеет разум уразумеет, как отделить околонаучные плевела от религиозно-духовных злаков новой академической науки, которую проповедуют академики из академии ведунов.

  • Действительно, Николай,тема реинкарнации обширна. Например, мудрец Ориген, живший в 3 веке нашей эры пострадал именно за идеи реинкарнации в учении Христа. Он считал, что Христос говорил о воскрешении души, то есть душа не умирает, а воскресает из тела в тело. А идея о воскрешении в материальном теле - это для простаков, сказки. Поэтому был убит теми, кому нужно было рабское повиновение простаков. великая тема и о апокрифических евангелиях. которые стали запретными после решения церковных иерархов. иисус утверждал - вы можете стать таким как я. Для этой цели я и пришел. Научить вас. и начните с голодания. в одном из евангелиев учит как голодать, как проводить очищение... все это попало в разряд запретных ересей. потому что церковной организации нужны рабы, а не красивые умные духовные люди.
    Что же касается Д.Бруно, этого я не знал, почитаю об этом. Спасибо за тему, натолкнувшую на размышления.

  • Олег, спасибо за напоминание о замечательном авторе Э.К.Профет и о необъятной теме. Здесь пересекаются история, наука, религия, мистика. Многое проясняется, появляются и новые вопросы.
    Меня, например, интересовали причины казни Дж.Бруно в относительно цивилизованный век. По версии историков Бруно оказался жертвой доноса и политических интриг. Несколько иначе изложены эти и другие события у Профет.
    Во всяком случае это богатый материал для исследований и изучения реинкарнации. Коллегам стоит задуматься над освещением этих проблем.

  • Мне кажется, что можно выдвинуть еще одну версию - эзотерическую. Некоторые исследователи жизни Христа(и я поддерживаю их) утверждают, что Иисус жил и учился в Индии. Туда же он ушел, выживший после казни.Есть и могила Его в храме Розабал... Но сейчас не об этом. В учении Иисуса много скрытых ссылок на учение реинкарнации, которое он принес из Индии и которое проповедовал евреям. Позже, на одном из Соборов, христианские иерархи убрали все, что касалось реинкарнации. Потому что с точки зрения перевоплощения души главный камень религии звучал так - воскресает душа человека для дальнейших перевоплощений. Душа воскресает! а не материальное тело. Все это убрали из христианского вероучения. есть книги на эту тему - "Реинкарнация - утерянное звено христианства. "
    С точки зрения реинкарнации душа человека перевоплощается в разные тела. Цель Бога - воспитать эту душу, поднять ее как можно выше к себе. поэтому даются испытания. Преступник в этой жизни будет страдать в другом воплощении, Если убил в этой жизни, то в другой - у тебя убьют близкого, чтобы ты помучился, пострадал. Некоторые маги, экстрасенсы отказываются от лечения некоторых больных, объясняя это тяжелой кармой пациента. Мол, ему высшими силами суждено страдать и нельзя вмешиваться в этот процесс, иначе тяжесть кармы на себя возьмешь. То есть, если Бог дал задание человеку страдать, то он должен и выстрадать эту карму. С этой точки зрения объясняется и смерть невинного ребенка. Мол, это сделано для того, чтобы родитель испытал боль потери. С точки зрения человека, это несправедливо. А с точки зрения Бога - так нужно. ведь задача Бога - воспитать душу и конкретная смерть его не так сильно волнует.
    Словом, в этой притче, может быть заложен скрытый эзотерический смысл. Не лезьте в Божий промысел. Ему виднее, он единственный правильный судия. А вы, люди, не видите всех причин и следствий. И не вам судить других людей. Не вы должны отделять зерна от плевел, а только ангелы. По моему, такая версия логична, если принять эзотерическую, реинкарнационную тему в учении Христа.

  • Большое спасибо, Олег! В свою очередь могу порадоваться твоим мыслям, выраженным четко и по существу. Действительно, в притче прослеживается рука богатых землевладельцев, а что человек в своем суде может ошибаться - это, скорее всего, от Христа. Конечно, нужно заниматься воспитанием детей, отделяя зерна от плевел. Наверняка, не против воспитания был Иисус, но был за осмысленное и осторожное отделение зерен.

  • Николай, приятно читать твои толковые размышления. Полагаю, что эта притча укорочена или как-то искажена переписчиками по указанию церковных чинов в угоду богатых хозяев -землевладель
    цев(олигархов). Многие исследователи Нового Завета высказывали мысль, что мы сейчас читаем не то, что в действительности проповедовал Христос. Возможно, Учитель имел ввиду, что человек в своем суде других людей может ошибаться.
    И только высший ангельский суд вправе выносить приговор.
    Но существуют же объективные критерии зла, которое надо искоренять заранее, чтобы не разрослись. Вопрос в том, честны ли помыслы людей, берущих на себя право судить и искоренять.
    Может быть, Иисус тут ставил проблему, предостерегал от скорого
    и несправедливого суда? А переписчики сделали это как указание Христа. Действительно, мы можем ошибаться, видя в ребенке злое начало и подвергая его экзекуции. Люди ведь меняются! Библия весьма ценит раскаяние грешников, даже убийц. Но что нам его раскаяние, если он убил людей? Да, мы можем ошибиться в каких-то случаях. Осудить плохого мальчика, из которого гораздо позже вырастет герой. Но,все-таки, нужно заниматься воспитанием
    детей, отделяя зерна от плевел. Тут я с тобой согласен. Видимо
    все же эта притча была позже трансформирована и призывает не рыпаться против хозяина.

  • Если смешать зерно, мякину и все плевла, добавить дрожжей и немного сладкой водички, структурированной определённым образом, то можно нагнать много чего полезного и горячительного. А если всё выпить до дна, то все плохие станут хорошими и плоду на закусь пойду абы какие и женщины станут красавицами и будет с кем хритсосоваться как на пасху.

  • Кто не глухой пусть слушает, а кто не слепой пусть в оба глядит, кто не дурак, пусть пораскинет мозгами, а то какой мерой смерял, такой тебе и отмерили в отмеску, чтобы похитрей был и не судил со своей колокольни как зря. Проблема ещё в том, что сорняки и лукавые так укоренились и приспособились, что уже не разберёшь что где. где пшеница, а где рожь я уже не говорю о других злаках. так и с пустоцветом, плодов нет и опылять некому. А до урожая не доживут все помрут и рабы и работорговцы, который всё продадут и урожай и государство вместе с рабами. Бога продадут за семь серебрянников банкиры и их консультанты лишь пользу для себя лично поиметь.
    Вот мы меня опять на идею натолкнули, теперь буду думать и публиковать, очередной юмористический троллинг на притчи с причитанием.

  • Большое спасибо, Андрей, что ты все-таки высказался о притче.
    Итак, твое мнение о ней: "логический казус, без смысла и содержания".
    Похвален и поддерживаю твой призыв к читателям: "докажите обратное".
    Наверняка, специалисты найдутся.

    Оригинальна твоя версия, что рабы, возможно, были мошенниками и нашли повод подкормиться за чужой счет. Тогда можно добавить еще много предположений. Например, что рабы были в сговоре с врагом, который им заплатил. Или рабы запасались пищей на готовящийся побег. А может, они готовили восстание? Все это интересно, но никак не вытекает из библейского текста. Поэтому я бы предпочел исходить чисто из анализа текста, других источников и исторических событий, а не литературных предположений.

    Но разделяю твое предположение, что "рассказ подвергся трансформации и искажению". Может быть, знатоки попробуют восстановить изначальный смысл?

  • Тут Николай есть момент и очень важный.
    Пшеница принадлежала хозяину а не работникам. Так что их совет был возможно и своего рода обмана хозяину, так как молодое зерно можно было употреблять в пищу и таким способом возможно кормиться на поле, вплоть до созревания урожая, с разрешения так сказать хозяина. Возможно пресекая подобное и был наложен запрет. Есть ещё одно предположение, что речь идёт о зерне и мякине (соломе), тогда работники уж явные дауны, ни кто не собирает колосья до созревания. Так что и такая теория отпадает. Хотя концовка о сжигание мякины очень патетична. В общем в этой пртче больше пафоса чем пользы. Хотя кто поймёт еврея? Только сам еврей. Возможно Ийсус говорил не так и не о том а пишущие все перепутали. Сие неведомо. А возможно в духе наших дней, обсуждение идёт об осуждение своих внутренних качеств, плохих или хороших с точки зрения самого человека. Но так как человек, всего лишь работник на поле жизни, то он и не должен осуждать свои " плохие" с его точки зрения качества и ждать появления плода. Там же " По плодам их узнавайте" о плохих людях. То есть тут возникла путаница о чем говорил Христос, то ли о внутренних качествах человека, то ли о добрых и злых людях. В любом случае было сказано отложить этот процесс до " жатвы". Вероятно что рассказ подвергся трансформации и искажению и утратил всякую логическую и смысловую нагрузку, оставив только мистическую патетику, чего вероятно хватало для малокультурных римских рабов. Но вот в современном обществе остаётся лишь не понятным логическим казусом, без смысла и содержания. Умнее меня докажите обратное.

Сестры были погодками. Жили с родителями в уютном селе Межирич; отец славился на всю Сумщину как замечательный гончар, матери хватало дел по дому и в огороде, а девочки ходили в школу. Жили небогато, но и не бедно: дед по матери хозяйничал на хуторе и привозил дочери и овощи, и мясо, и молоко.

Понимающие толк в чернолощеной – «седой», как называл ее отец – керамике часто приезжали в их дом: купить кувшин, миску или даже наперсток. Ася помнила, как однажды толстый и бородатый покупатель долго рассматривал отцовские кувшины и, не зная, какой выбрать, спросил:
- Посоветуйте: какой из них самый лучший?
- Тот, который больше других напоминает вам любимую женщину, - ответил отец.

По воскресеньям мама пекла целую гору пышных млинцов и тушила потравку. Вроде, все просто – берешь свиные ребрышки, картошку, квашеную капусту – и тушишь в печи; но мама, похоже, знала какой-то секрет: ни разу за свою долгую жизнь Ася не ела больше такой замечательной потравки, как в те воскресные счастливые дни, когда папа был дома, мама улыбалась и летала из горницы в кухню, из кухни в горницу, и когда звонили на колокольне Успенской Церкви зазвонные колокола.

А потом все рухнуло. Сначала раскулачили деда.

Мама, - спросила Ася, – а почему дед – кулак?
- А потому, что работает от зари до зари, - ответила мать, – а как ночь наступит – нет сил дойти до кровати. Он присядет к столу, положит голову на кулак – и спит до рассвета. Только ты этого никому не говори, поняла?

Потом ушел отец. Ася помнила, как плакала мать; как проклинала какую-то разлучницу; как просила остаться – «ради детей».
Не остался.

Мама, почему ты назвала меня Асей? - спросила как-то она.
- А как же тебя нужно было назвать? - удивилась мать.
- Люба.
- Люба?.. Да нет, Асенька. Ушла к тому времени любовь. Вера когда-то была, надежда – тоже, а вот любовь ушла.

Через год отца арестовали и увезли в район. Больше о нем Ася ничего не слышала.

А вскоре умерла мама. Ася помнила, что никто из соседей почему-то не пришел на похороны, и за телегой с маминым гробом брели три заплаканные девочки, мамина сестра, приехавшая из Лебедина, и та самая - разлучница.

После скудных поминок тетя Галя велела девочкам выйти во двор: взрослым нужно поговорить.
Ася подкралась к приоткрытому окну и услышала, как разлучница просила оставить с ней девочек.
- А кормить ты их чем будешь? - спросила тетя Галя. - Сама еле-еле перебиваешься.
- Ничего, - ответила та, - справлюсь. Да и Иван скоро вернется. Ну, какой он враг народа? Разберутся и отпустят его.
- Вот тогда и поговорим, - не сразу ответила тетя Галя.

Тетя Галя сразу предупредила сестер: об отце или раскулаченном деде – ни слова! «Кому надо – тот знает, - сказала она. – А вы не знаете ничего!»

А их никто и не спрашивал - может, потому, что они держались только друг друга. Втроем – в школу, втроем – домой; даже на репетиции художественной самодеятельности ходили вместе: Надя пела, а Вера с Асей терпеливо ждали ее в маленьком клубном зале.

Ах, как Надя пела! У нее был не очень сильный голос– или не любила она громко петь? – но его хотелось слушать и слушать. Есть голоса, которым хочется подпевать, а Надю хотелось просто слушать. Асе казалось: когда сестра пела, замолкали даже птицы и ветер. И река Ольшанка затихала, если Надя пела на берегу. Часто она не знала слов: услышит песню по радио и напевает весь день.

В клуб ее привела тетя Галя.
- Послушайте мою племянницу, - попросила она. – Ее мать хотела, чтобы она училась пению, но есть ли у нее способности?
- Что ты нам споешь, Надя? - спросила руководительница хора.
- А можно без слов? Я только начало запомнила.
- Можно.

И Надя запела:

Аве Мария, грациа плена...

Где ты слышала эту песню, Надя? – спросила руководительница хора.
- По радио. А что, я не так спела?
- Так. Вы спрашиваете, есть ли у вашей девочки способности? – повернулась она к тете Гале. – Это не способности. Это – талант.

Перед Первым Мая Надю послали в Сумы на конкурс художественной самодеятельности.

«Из-за гiр, та зза високих сизокрил орел летить...» - пела Надя, а Вера и Ася сидели в предпоследнем ряду и горделиво поглядывали по сторонам.

Через два месяца началась война. Школу закрыли, хор распался; тетя Галя потеряла работу. Жить стало голодно и страшно. В начале сорок второго немцы стали отправлять молодежь в Германию.
- Идите, записывайтесь, - сказала им тетя Галя. - По крайней мере, не будете там голодать.

Сестер привезли на юг Австрии, в город Клагенфурт, поселили в лагере остарбайтеров и отправили работать на фабрику.
- Запомните три главные заповеди, – сказала Вера. - Держаться вместе, никому не доверять и никому не рассказывать об отце. Тогда мы выживем. И вернемся домой.

А куда – домой? – подумала Ася. Не в Лебедин же! И не в Межирич. А куда?

Их комната была маленькая и очень скудно обставленная: три железные кровати, стол и три стула, но это была их комната! Вечерами они рассказывали друг другу, как прошел день, и мечтали: Вера - о том, как они вернутся на Украину, Надя – как она будет учиться пению, а Ася – как они натушат потравки, напекут млинцов, сварят клюквенный морс – и будут пировать. Всё равно – где. Лишь бы вместе.

Иногда Надя пела. Тихонько, чтобы никто не услышал. Услышали.
Сначала одна, потом другая знакомая зашли послушать Надины песни, а потом почти каждый вечер их маленькая комната оказывалась полна народу. Однажды пришел староста и велел всем выйти.
- Мы же никому не мешаем! - возмутилась Вера.
- Я знаю, - ответил он. – Но сегодня у вас важная гостья.

Важной гостьей оказалась высокая полная дама. Она придирчиво осмотрела Надю и протянула ей ноты:
- Пой!
- Я не умею по нотам, - ответила Надя.
- Хорошо, - вздохнула гостья. – Пой, что хочешь.

Вишивала мама червону калину на білій, як сніг, нижнiй ськатертіне...

Дама дослушала до конца и совсем другим тоном сказала:
- Завтра утром поедешь с вашим старостой в Офицерский Клуб. Если понравишься – будешь там петь.
- А как же фабрика? - вмешалась Вера.
- Если понравишься, - по-прежнему глядя на Надю, ответила дама, - это будет твоей работой. Что петь, тебе скажут. Получать будешь столько же, сколько на фабрике, а если кто-то из гостей тебя угостит, отдашь мне. Но повторяю – если понравишься.

Надя понравилась. Теперь каждый вечер она ехала на улицу Реннегассе, переодевалась в красивое длинное платье и пела. Ей было все равно, для кого петь:главное, она пела. И не боялась того, что ее услышат. В лагерь она возвращалась, когда сестры уже спали, а когда они уходили на фабрику – еще спала она.

Однажды к Асе подошел невысокий светловолосый паренек.

Мы земляки, - сказал он, – я тоже из Сум.
- Но мы не из Сум, - ответила она. – Мы из Лебедина.
- Все равно рядом. Я слышал, как пела твоя сестра на конкурсе. Здорово пела! Ты меня не помнишь, конечно, но я сидел рядом и радовался за всех вас. Я сразу понял, что вы – сестры, так похожи.
- Да, - ответила Ася. – Вера у нас самая умная, а Надя поет.
- А ты?
- А я – просто Аська.
- Ты не Аська, - серьезно сказал он. – Ты – Асенька.

И от этого ласкового «Асенька», не слышанного столько лет – с самой маминой смерти, - Ася забыла про Верины заповеди и рассказала Михаилу о раскулаченном деде, о разлучнице, об аресте отца, о рано умершей маме и замученной заботами тете Гале... – рассказала всю свою не богатую событиями жизнь.

Михаил работал в Альпах. Шесть дней в неделю остарбайтеры строили там шале, а на седьмой возвращались в лагерь. Каждый седьмой вечер он приходил к сестрам в гости: рассказать об Альпах, заснеженных зимой или заросших дубами и каштанами летом; о православных храмах Сумщины: Воскресенской Церкви, разрушенной большевиками, или о Спасо-Преображенском Соборе с его удивительным иконостасом.
- Откуда ты всё знаешь? - спросила как-то Ася.
- Не всё, - засмеялся он. – Просто мне повезло с отцом. Он был священником.
- Был? Он умер?
- Не знаю. Его забрали в тридцать пятом. Я сколько помню, он или читал Евангелие, или молился. У нас был такой маленький коврик – серый, потертый, - так я просыпался утром: отец стоит на нем на коленях и молится. Я засыпал вечером – он снова стоит на коленях.

Отцовское «Евангелие» - свое главное сокровище – Михаил привез с собой. Каждый раз, когда возникала какая-то трудность, он задавал мысленный вопрос – как поступить? – и раскрывал Евангелие. Первое, что бросалось ему в глаза, и было ответом. Вера посмеивалась над его набожностью, а как-то даже не то попросила, не то приказала: «Не морочь Аське голову! Нет никакого Бога!» Но Ася-то знала, что Михаил прав, и что это именно Бог прислал ей такого замечательного друга.

Зимой сорок четвертого она слегла. Болела долго и тяжело. Ее никто не лечил, просто разрешили не ходить на работу. Ася лежала в их тесной комнате и считала дни: вот уже третий день без Миши, четвертый... Скоро придет, принесет сушеную чернику – и где только берет? – скажет: «Не бойся, Асенька, Господь все управит», и станет легче. А однажды Надя принесла ей лимон. «Аська! Смотри, что я тебе принесла! Витамины!» «Где ты его взяла? – ахнула Ася. «В клубе». «Стащила? И не боишься?» «Боюсь, - вздохнула сестра. – Но ты важнее».

В мае сорок пятого в лагере открыто заговорили о планах на будущее. Все чаще доходили вести из Украины, и вести нерадостные. Почти всех, кто возвращался с вражеской территории, отправляли в ГУЛАГ.
- Скоро приедут из Международного Красного Креста – запишусь куда угодно, лишь бы не на Украину, - сказал Михаил. – Хватит с нашей семьи лагерей!
- Глупости! – заявила Вера. – Какие лагеря? Мы ни в чем не виноваты! «
- И мой отец был не виноват, и ваш, скорей всего, тоже, - ответил Михаил. – И где они сейчас?

Клагенфурт, как и вся Каринтия, оказался в британской зоне, но еще до приезда представителей Красного Креста в лагере появились офицеры НКВД. «Всем гражданам Украины надлежит явиться в комендатуру для регистрации и отправки на Родину» - гласили развешанные вокруг объявления.

В последний вечер к сестрам пришел Михаил.
- Ася, -сказал он, - я ухожу в горы. Не я один, нас много. Пойдем с нами!
- Никуда она не пойдет! – вскочила Вера. – Уже все решено, мы возвращаемся домой! И не реви, Аська! И вообще, - вдруг прибавила она каким-то чужим, елейным голосом, - ты-то что волнуешься, Мишенька? Господь ведь все управит!
- Да, - потерянно повторил Михаил, - управит... Только не представляю, как.

Опять разыгралась эта чертова язва! Немолодой уже особист вышел на крыльцо покурить и погреться на мягком австрийском солнышке. «Обеспечить возвращение на Родину». Легко сказать. Попробовали бы сами уговорить этих угнанных: они же от этого возвращения, как от чумы, шарахаются. Даже в Альпы бегут, лишь бы не на Украину. Хорошо агитировать в Советской зоне, a попробовали бы здесь, в Британской. Да... Слухами земля полнится. Знают, что их на Родине ждет. Чертова язва! И из дома третий месяц молчат. Как Мария про дочку написала? «Совсем замучила ее эта астма». Бедная девочка! Ну, ничего, главное, война закончилась; как ни крути, а скоро домой, тогда они все и подлечатся.

Далеко за хмари, подали вiд свiту шукать собi долi, на долi привiту... – донеслось откуда-то. Стало очень тихо: наверное, не только он заслушался этим нежным негромким пением. Надо же, какой удивительный голос! Будто летит. Он спустился с крыльца и увидел за углом дома трех девушек: они сидели на каменных тумбах и ждали решения своей судьбы. Одна из них пела.

I ласки у зiрок, у сонця просить, у свiтi iх яснiм все горе втопить...

Он позвал ее первой и нашел в своих списках имя. Так... Дед раскулачен. Мать умерла. Отец осужден как враг народа. Сама три года жила на вражеской территории. Н-да, тут все ясно. Особый Отдел – фильтрационный лагерь – ГУЛАГ. И пропадет там твой, девочка, голос.
- Хочешь вернуться домой?- спросил он.
- Не знаю, - еле слышно ответила она.
- А что ты делала здесь?
- Пела.
- И все?
- Я больше ничего не умею, - прошептала она.

Значит, так, - неожиданно для самого себя сказал он. – Сейчас ты выйдешь отсюда и забудешь, что видела меня. Иди в Красный Крест, в Альпы - я тебя не видел.
- У меня сёстры, - подняла она глаза.
- Я тебя здесь не видел! – повторил он.

Михаил нашел Асю и Надю в горах, в недостроенном шале, а еще через три недели они с Асей обратились в Международный Красный Крест. «Выбирайте, - сказали им. - Англия или Канада?» Они выбрали Канаду – подальше от НКВД, побезопасней.
Веру отправили на Родину, а Надя осталась в Клагенфурте – петь в своем клубе.

В 1971 году в Советском Союзе гастролировала Венская Опера. Бывший особист уселся перед телевизором и попросил жену не мешать. Да Марию и просить было не надо: она знала, как муж любит музыку, а тут – шутка сказать! – Венская Опера!
- Она или нет? - думал он, всматриваясь в лицо немолодой солистки. Он не помнил ни имени той девочки, ни ее лица – только тихое ясное утро, удивительный голос и свое рискованное решение.
Ему очень хотелось, чтобы это была она! И по возрасту подходит. Вроде, она! Конечно, она!
Может, Бог все-таки есть; и ему это где-то зачтется.

Надя никогда не пела в Венской Опере и никогда не была в СССР на гастролях. Ее не приглашали, но если бы и пригласили, она отказалась.

Что она помнила из своей жизни там? Конечно, маму: красивую, с русой косой вокруг головы. Помнила, как ушел отец, как плакала мама. И как она умерла – и никто из соседей почему-то не пришел на похороны. Помнила Успенскую Церковь в родном селе Межирич и заросшие берега Шелеховского озера. Помнила Лебедин и свою тетку: вечно недовольную, с поджатыми губами. Помнила голод. Но главное – она помнила, как всего боялась. И того, что кто-нибудь спросит ее об отце; и того, что тетка выгонит их из дома; боялась расстаться с сестрами; боялась, что им будет нечего есть; даже петь во весь голос было страшно. Только через много лет она забыла свой страх и боялась испытать его снова. Она полюбила свою новую Родину. Здесь произошли три удивительные встречи, перевернувшие ее жизнь. Первая – в июне сорок пятого, когда ее пожалел тот энкавэдэшник. Вторая – когда через несколько лет после войны ее услышала сама Мария Бранд. И третья – когда она встретила Вальтера.

Летом две тысячи шестого года Ася решилась лететь на Украину: только теперь, когда Президентом был Ющенко, она чувствовала себя в безопасности. Да и самолет АэроСвита летел без пересадки: иначе она бы не выдержала. Рано утром в Борисполе ее встретили Вера, ее сын Володя и Надя. Вот это был сюрприз! Сестры сели втроем на заднее сиденье Володиной машины, обнялись и сидели так всю дорогу до Вериного дома в Лебедине.

Сколько они не виделись? Почти целую жизнь! У Аси было странное ощущение, будто только теперь она, наконец-то, дома!
- Нам далеко ехать? – спросила она, и Надя засмеялась:
- Теперь уж недалеко! Я как-то посчитала: сколько между нами километров? Оказалось – почти полэкватора!

Все триста двадцать пять коротких километров, что лежат между Борисполем и Лебедином, они не могли наговориться. «А помните?..» - начинала одна, и другие тут же вспоминали то, что она хотела сказать – и даже больше.

Вера приготовилась к встрече: все выскоблила, вымыла; накупила всяких деликатесов.
- Сколько же ты потратила? - ахнула Ася. - В долги, наверное, влезла?
- Влезла, - ответила Вера. – И ты бы влезла, если б к тебе сестры прилетели.

Собрались гости; Ася только успевала запоминать, кто кому кем приходится...

А вечером, когда они, наконец, остались втроем, Вера позвала их ужинать в маленькую летнюю кухню. Там на деревянном, не покрытом скатертью столе стояли самые главные яства: квашеная капуста, потравка и высокая стопка млинцов. Да еще картошка вразварку в чернолощеной миске и клюквенный морс в высоком кувшине с отбитым носиком.
- То ж еще мамины, - ахнула Ася. – Как ты их сохранила?
- Не я сохранила, - ответила Вера. – Катерина, царствие ей небесное.

Им никто не мешал.

Ася рассказала, как приплыли они с Михаилом в Канаду; как украинская община помогла им с работой: его взяли на стройку, ее – в пекарню. «Шесть дней работали, а по воскресеньям ходили в Церковь».
- А я, - вздохнула Вера, - так до сих пор в Бога и не верю. Может, и зря – не знаю...
- Да как же в Него не верить? – ахнула Ася. – А кто ж нам всю жизнь помогал? Вон – даже встретиться довелось! Кстати, вспомнила... Я ж Великую Княгиню Ольгу видела – сестру Царя, – она тоже в наш Храм ходила. Высокая такая, прямая. Иконы для Храма писала. Мы с ней как-то свечки рядом ставили, поговорили о чем-то. Простая такая была. Ну, вот... Я, девоньки, тогда каждый цент считала, зато уже через три года построили мы в Торонто дом. В нем и Петя родился, в нем и Михаил умер. В нем же и мне умирать. Но теперь не страшно – вас я уже повидала.

Я после войны долго пела в Жар-птице, - рассказывала Надя. – Это в Вене такой русский ресторан был. Да и сейчас, говорят, есть, да я теперь по ресторанам не хожу. А потом услышала там меня сама Мария Бранд – профессор вокала. Подошла и говорит: «Голос твой – не для ресторанов. Приходи ко мне, я тебе помогу его поставить». И помогла. Я потом в театре пела; не в Венской Опере, конечно, но тоже в неплохом. Там и с Вальтером познакомилась: он у нас в оркестре на флейте играл. Поездили мы с ним по миру, погастролировали. А когда Анна родилась, и ее на гастроли брали, не на кого было оставить. Хорошее было время! Только по вам я скучала, сестренки мои дорогие! И за тебя было страшно, Вера. Все думала – и зачем ты вернулась?

Я тоже об этом часто думала, – вздохнула Вера. - За восемь лет лагерей много чего передумаешь. А потом на одной пересылке встретилась мне женщина – и ненамного старше меня, а как-то все ее слушали. Я ей про вас рассказала, про Австрию. А она и говорит: «Увидишь ты своих сестер. Нескоро, но увидишь. И не гневи Бога, Вера, не ропщи. Судьба у тебя такая». Ну, что ж, судьба, так судьба. Значит, суждено было кому-то из нас это все пережить – так уж лучше мне, а не моим сестренкам.

Страшные были годы, - вздохнула Ася. - Как ты только их выдержала?
- Выдержала, – ответила Вера. – Не умирать же было. Да и люди помогали. Я, как из лагеря вернулась, не смогла в Лебедине прописаться. Помыкалась, помыкалась, да и вернулась в Межерич. Жила у Катерины.
- У разлучницы? – ахнула Надя.
- У нее. Она меня и приютила, и на работу помогла устроиться. Я у нее долго жила – пока Мирона своего не встретила, с ним уже и в Лебедин перебралась. Да и времена изменились, полегче стало. А когда Володька родился, мы Катерину к себе забрали. Он ее бабушкой называл. Здесь она и умерла у меня на руках.
- Вера, ты что – простила ее? - не поверила Надя.
- А за что ее было прощать?
- Ну как же, а мама – забыла?
- Не забыла. Ничего я не забыла. И как она за маминой могилкой ухаживала, и как ездила на Север искать могилу отца - все помню.
- Нашла?
- Нет. Но искала.
- А почему ты нам ничего о ней не писала? - удивилась Ася.
- Катерина не хотела. Боялась – вы ее не простите. Ладно, девочки, что мы все о печальном? Радость ведь у нас какая – встретились, наконец! Наденька, спела бы ты нам, что ли. Не забыла еще наших песен?
- Не забыла, – засмеялась Надя. – Редко только теперь пою. Как Вальтер умер – так и не поется. Ну, попробую...

Дивлюсь я на небо та й думку гадаю, чому я не сокiл, чому не лiтаю?
Чому менi, Боже, Ти крилець не дав? – Я б землю покiнув и в небо злiтав...

В воскресенье Володя повез сестер в Межирич.
Мало что осталось от их родного села: разве что Замковая гора, Панский дом да Успенская Церковь с колокольней. И старое кладбище, где лежали рядом в одинаковых скромных могилах две женщины, которых видел в своих кувшинах их отец.

В последний вечер перед отлетом сестер Вера снова потушила потравку, напекла млинцов и накрыла стол в летней кухне.
- И как у тебя такие пышные млинци получаются? – спросила Надя. – Я сколько ни стараюсь – ничего похожего.
- А ты где молоко берешь? В магазине? – улыбнулась Вера. – А для млинцов нужно свое молочко. Я его теперь у соседки беру – свою-то корову продать пришлось.
- Почему? С кормами плохо?
- И с кормами. У нас ведь, как горлопаны к власти пришли, жизнь тоже не сахар.
- Какие горлопаны? – удивилась Ася. – У вас же теперь Ющенко!
- Я ж и говорю – горлопаны. А он из них – самый главный.
- Ну, не знаю... – пожала Ася плечами. – У нас в Канаде все только радовались, когда его выбрали.
- Это у вас, - отрезала Вера. - Не вам здесь жить
- А я бы за Юлию голосовала, - вмешалась Надя. – По крайней мере, красивая. И на маму похожа. Я у себя даже фотографию ее поставила.
- А что нам с ее красоты? – возмутилась Вера. – Кого угодно спроси: тюрьма по ней плачет!
- А кто же у вас хороший? – Не могла скрыть своего раздражения Ася. – Уж не бандит ли этот, который сидел?
- Я тоже сидела, - поджала Вера губы. – Выходит, и я – бандитка?

Никто не ответил. Есть не хотелось; да и остыли уже потравка и пышные млинци.

Утром Володя отвез Надю и Асю в аэропорт. У Веры поднялось давление, и она провожать сестер не поехала. За все триста двадцать пять долгих километров, что лежат между Лебедином и Борисполем, никто не проронил ни слова. «До свидания, - сказал им на прощание Володя. – Счастливо добраться!»

Первой улетела Надя.
Ася ждала своего рейса еще почти четыре часа. Как же так? Прожить такую долгую жизнь, и ничего не понять? Как можно быть против Ющенко? Забыть голодомор? Как можно быть такими непатриотичными? Недалекие у нее все-таки сестры...

Через шесть лет она получила письмо с Украины.

Вера? А ей даже не сообщили. Не сочли нужным. Как чужой. И ни одного письма или звонка с тех пор, как она вернулась из Украины. Да и она не писала, не звонила. Рука сама потянулась к старому Евангелию, лежавшему на столе. Глаза выхватили строчку: «Отделить зерна от плевел». При чем здесь это? Эх, нет Михаила, некому объяснить.

Интересно, а Наде сообщили? Ася подошла к телефону и стала медленно набирать почти забытый номер. 011 – если звонишь за океан. 43 - это Австрия. Теперь код города, номер... Трубку долго никто не брал. Наконец, ей ответили.
- Надя? - закричала она. – Ты ничего не знаешь о Вере?
- Это не Надя, - услышала она голос своей племянницы. – Я ничего не знаю о тете Вере, но мамы больше нет. Она умерла четыре года назад.

Ася медленно повесила трубку и вернулась на кухню. Достала с полки муку, развела молоком, замесила тесто и напекла млинцов («Да разве у вас млинци? Для них нужно свое молочко, не магазинное»); вскипятила чай и выжала в него целый лимон («Аська! Смотри, что я тебе принесла!» «А не боишься?» «Боюсь»); вздохнула, что нет свиных ребрышек – придется вместо потравки нарезать колбасу; достала початую бутылку виски и села поминать сестер.

Как же так?
Их не разлучили ни голод тридцатых, ни война, ни страшные годы репрессий («Пусть это буду я, а не мои сестренки»); ни расстояния («В полэкватора, я считала»)
А что же их разлучило?

«Отделить зерна от плевел».
Господи! Да ведь это их любовь друг к другу – зерна, а плевелы... Да какая разница, кто из чужих, рвущихся к власти людей, возьмет ее? И почему ни одна из них не уступила? Не смогла уступить. Или не захотела.

Уже стемнело. Ася включила свет и поставила Надину кассету.

Ave Maria
Gratia plena
Dominus tecum
Вenedicta tu
in mulieribus...

И только тогда пришли слезы.