Эпитеты в мороз красный нос. Выразительные средства поэмы николая некрасова мороз, красный нос

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! М. Булгаков В истории классической литературы существует немало произведений, ставших отображением эпохи. Но одно среди них занимает особое положение. Это творение рук великого мастера слова} и по сей день остается культовым для целой череды поколений. Абсолютно понятно, что речь пойдет о романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Данное произведение представляет собой мистическое единство будничной исторической реальности и смелой, даже откровенной фантастики. Скорее всего, именно эта особенность не позволяет поставить роман в один ряд с работами других великих классиков. М. Булгакова смело можно назвать революционером в литературе. Религиозные мотивы тонкой нитью пронизывают идейную канву романа, где на передний план все равно выходят вопросы социальные и политические. Однако не стоит останавливаться на рассмотрении столь масштабных проблем. Нас сейчас больше интересует другая тема. Нет никаких сомнений, что в абсолютном большинстве произведений, известных человечеству на сегодняшний день, так или иначе, одно из центральных положений занимает вопрос о возможности развития отношений мужчины и женщины. Это классика. Но М. Булгаков и здесь оригинален. Его история полна загадок, но в то же время она ясна, логична и строга. Появление героев, как и их дальнейшая судьба, весьма спонтанно, неожиданно. С Мастером мы знакомимся лишь в тринадцатой главе романа. Он входит через балкон в палату к поэту Ивану Бездомному. “Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоками волос, человек примерно лет тридцати”, – пишет М. Булгаков о Мастере. Типичный портреті в довольно нетипичной ситуации. Давно известно, что наиболее крепко чувство, рождающееся во времени. Страсть же, мгновенно вспыхнувшая костром, так же быстро гаснет. Примером могут служить не только случаи из жизни, но и литературные сюжеты. Так, скажем, в одном из самых ярких и известных произведений И. Бунина “Солнечный удар” страсть, насквозь пронзившая героев, не нашедшая в себе сил перерасти в нечто большее, исчезла, оставив о себе лишь приятные воспоминания. Но М. Булгакову такое развитие событий не подходит. Он идет дальше: в самое сердце, в самую душу ранит он своих героев. “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, поразила нас сразу обоих…” – говорит Мастер о роковой встрече с Маргаритой. Им не нужно время, им не нужны доказательства и глупые комплименты. Все понятно без слов. Сознание словно запрограммировало на любовь, любовь отчаянную, преданную, безвозмездную. Неожиданное знакомство героев может весьма удивить читателя: взгляды встретились, а все остальное стало лишь формальностью. “Она приходила ко мне каждый день, но ждать ее я начинал с утра”, – рассказывает Мастер. Удивительная преданность, если бы не маленькая поправка: “…она жила с другим человеком…и я там тогда.. .с этой…” Как же так? С одной стороны, искренняя любовь, с другой – дерзкая измена. Однако в этой истории оправдывать или осуждать героев – абсолютно ненужное занятие, потому что никто из нас не знает, можно ли было в такой ситуации поступить иначе…
Развитие действия происходит стремительно. Без преувеличения можно сказать, что ключевую роль в отношениях героев сыграл роман Мастера о Понтии Пилате, определивший, даже контролировавший все дальнейшие события. Все, что происходило с героями, целиком и полностью находилось под властью роковой рукописи. Жертвенность отношений Мастера и Маргариты просматривается на протяжении всего произведения. В наибольшей степени это, конечно, отражается в поступках героини. И снова мы можем наблюдать излюбленный авторами образ русской женщины, живущей ради любви и любящей ради жизни, готовой к лишениям и мукам во имя своего возлюбленного и совместного с ним светлого будущего. Встреча Маргариты и Азазелло в данном контексте произведения оказалась очевидной и абсолютно логичной. “Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости. – Что вы бредите, какие гости? – К одному очень знатному иностранцу, – значительно сказал рыжий, прищурив глаз. Маргарита очень разгневалась… – Мерзавец! – отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего: – Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней… Пропал Ершалаим, великий город…”. Риск был велик. Афера с кремом и балом сатаны гениальна. Но, с другой стороны, жизнь Маргариты без Мастера уже не имела никакого смысла, а поэтому терять было уже нечего. Остается альтернатива: до конца дней мучиться, терзать душу мыслями о нем и доживать минуты в трусливом ожидании встречи, либо намазать тело кремом, а затем, дождавшись телефонного звонка, оседлать щетку и взлететь над улицами Москвы. Для Маргариты выбор стал очевиден. Наверное, не зря говорят, что только безумные люди способны на настоящее чувство. “Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!” Страдания и адские муки пришлось перенести героине. И вот все позади, и железное одеяние, и покойные гости, и Фрида. Встреча Мастера и Маргариты явилась логичным финалом этой торжественной ночи: “Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижимаясь к колючей щеке, и долго одерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее щеке…” И впереди только покой и умиротворение, гармония и тихие радости. Интересно, а что было бы, если бы герои не встретились тогда? Может, история эта получила бы иное развитие? Хотя, как знать…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в Read More ......
  2. С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой Read More ......
  3. Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за Read More ......
  4. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита). Сравним: по теории “трех миров” Сковороды, самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные. Read More ......
  5. (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Что мы вспоминаем, когда слышим имя “Михаил Булгаков”? Конечно же, “Мастера и Маргариту”. Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях – добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это Read More ......
  6. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать светлым и оптимистичным романом, несмотря на все страдания, которые пришлось пережить персонажам. Безусловно, главным героем в этом произведении является любовь как основной выразитель сил Добра на земле. Носителями этого чувства в романе Read More ......
  7. Прочитав роман, что называется, на одном дыхании, остаешься наедине с вопросами: а есть ли в этой блестяще описанной вакханалии адских сил какой-то философский, нравственный смысл? Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского произведения? Таких точек как Read More ......
  8. Маргарита – она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что Read More ......
Роковая любовь Мастера и Маргариты

Роман “Мастер и Маргарита” посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать “настоящую, верную, вечную любовь”. Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, “настоящая любовь”? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по “глубокому одиночеству” во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо - они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих”, - говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что надобно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, финансы . “Словом… она была счастлива? - задается вопросом писатель. - Ни одной минуты!.. Что же надобно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги”. Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер анонсирует роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое “верная любовь”? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной” любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. “Я буду беречь твой сон”, - говорит она.

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя - за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий - со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение - плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. “Настоящая, верная и вечная любовь” - вот главная сущность, отстаиваемая романом.

И не читал — в истории ли, в сказке ль, —
Чтоб гладким был путь истинной любви.
В. Шекспир

М. Булгаков считал, что жизнь — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны — любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты — это не одна из линий романа, а самая главная ее тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.

Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» — так описывает Булгаков возникновение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но вначале все было очень спокойно.

Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнувшая любовь, казалось, должна бы сжигать людей дотла, а у нее оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее перепачканными руками, смеялись. В вазу ставили не отвратительные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, сулила ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Ее не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ними и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на многие месяцы. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и далее начинается дьяволиада, в которой участвует Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, — это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной — Елены Сергеевны. С ней писатель готов был совершить «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада». Материал с сайта

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду. Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала потухать», — так завершается история этой трагической любви.

И хотя в последних словах — печаль смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, суждена долгая жизнь. Многие поколения будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное — лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви — это традиция всей русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагичная любовь мастера и маргариты
  • кто готов был слушать роман мастера
  • Жертвенная любовь Маргариты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»краткое
  • тема любви в романе мастер и маргарита
  • тема любви в романе м. булгакова мастер и маргарита

«Мастер и Маргарита» — произведение Булгакова, в котором автор раскрывает несколько тем одновременно.
Одной из них является тема любви. Автор раскрывает её в сюжетной линии, которая описывает взаимоотношения Мастера и Маргариты.
По социальному статусу это разные герои . Мастер беден. Сам он себя характеризует как «нищий». Когда-то он принадлежал к среднему классу, но с годами жизнь его поменялась.
Бывший историк еще несколько лет назад работал в музее. Он был одинок. В Москве у Мастера не было ни родных, ни знакомых. Но однажды он выиграл крупную сумму денег. Это и привело к переменам в его жизни. Мастер снял себе небольшую квартирку, накупил книг.
Маргарита, наоборот, была богата. Вместе с мужем они жили в роскошном особняке. Маргарита могла позволить себе абсолютно все. Только одного не было в ее жизни – семейного счастья. Мужа Маргарита уважала, но не любила.
Но такие разные судьбы не помешали им полюбить друг друга. Впервые Мастер и Маргарита встретились на улице. Мастер шел по Тверской и вдруг заметил Маргариту. Она поразила его с первого взгляда. Маргарита несла в руках букет желтых цветов. И хотя Мастер решил, что это плохой знак, все же последовал за женщиной.
Каждый из героев проявлял свою любовь по-разному. Любовь Мастера к Маргарите практически не проявлялась, но он очень любил ее. Мастер с нетерпением ждал встречи с возлюбленной. Уже с утра он настороженно прислушивался к каждому звуку. С самых первых минут Мастер понял, что Маргарита – именно та, кого он искал всю свою жизнь.

Что касается Маргариты, ее любовь к Мастеру проявлялась очень ярко. Он был самым важным человеком в ее жизни. После несчастливого брака, только мастер нужен был Маргарите.
У Маргариты не было детей, и всю свою материнскую любовь она направляла на Мастера. Она заботилась о нем. Когда Мастер писал свой роман, Маргарита была рядом и вдохновляла любимого. Маргарита поддерживала мастера, когда литераторы отвергли его роман. Но сильнее всего любовь Маргариты проявилась, когда мастер исчез. Маргарита винила себя за то, что ушла, а затем за то, что не успела вернуться вовремя. Маргарита старалась хоть что-нибудь разузнать о своем возлюбленном. Ей пришлось вернуться к мужу. Так жила она около полугода. Маргарита скучала по нему и ждала хоть какое-то известие. Ради мастера Маргарита была готова на все. Она соглашается на сделку с Воландом, как только речь заходит о мастере. Именно ради любимого Маргарита меняет свой образ жизни. Она стала ведьмой.
За свою решительность и любовь Маргарита получила вознаграждение. Она воссоединилась с Мастером. Они обрели свое счастье. Но это счастье было обретено в нереальном мире. Мастер и Маргарита обрели вечный приют. Но в реальности ни мастер ни Маргарита так и не получают счастья. Мастер умер в «доме скорби», а Маргарита умерла у себя в особняке, сделав шаг из одной комнаты в другую. В реальности их любовь так и не получила счастливого завершения.
Эта была очень сильная любовь. Любовь заставляла этих людей совершать много разных поступков: мастера — творить, Маргариту — уйти от мужа, согласиться на сделку с Воландом. Любовь полностью изменила жизнь Мастера и Маргариты.
Таким образом, можно считать, что Булгакову удалось доказать: истинная любовь действительно существует, и если такая любовь приходит к человеку, то заставляет пойти на всё.

Пикалова Александра

В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:

Сплесни, ненаглядный, руками,

Сокольим глазком посмотри,

Тряхни шелковыми кудрями,

Сахарны уста раствори!

Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно‑поэтических эпитетов: «горючие слезы» , «сизокрылый» , «желанный» . Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:

Береза в лесу без вершины –

Хозяйка без мужа в дому.

Идея поэмы – прославление «величавой славянки» . Образу Дарьи придается обобщенно‑лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально‑оценочные:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока…

В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, – спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно‑сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью» , что вышла воевать с женщиной.

Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем‑то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:

Слышу я конское ржанье,

Слышу волков завыванье,

Слышу погоню за мной…

Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

Черная туча, густая‑густая,

Прямо над нашей деревней висит,

Прыснет из тучи стрела громовая,

В чей она дом сноровит?

Появление Мороза‑воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз‑воевода дозором

Обходит владенья свои.

Образ Мороза‑воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз‑воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз‑воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.

Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно‑поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно‑авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.