Лучше ногою запнуться чем языком. Значение слова запинать
Лучше ногою запнуться, нежели языком.
См.
ЯЗЫК - РЕЧЬ
- - см. Дай Бог - хорошо, а слава Богу - лучше...
- - См. ХОРОШО -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - см. Дай Бог подать, не дай Бог...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ЗВАНИЯ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Лучше кума, нежели жена...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ПОИСК -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Ср. Besser Unrecht leiden, denn Unrecht thun. Mieux vaut souffrir que nuire. Ср. Mieux vaut estre martyr que confesseur. Gabr. Meurier. Trésor de sent. XVI s. Ср. Melius est injustitiam ferre quam facere. Augustin. Psalm. 125, 8. Ср. Accipere quam facere praestat injuriam. Лучше принять, нежели нанести обиду. Cic. Tuscul...
- - Ср. Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Притч. 17, 1...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Лучше въ обидѣ быть, нежели въ обидчикахъ. Ср. Besser Unrecht leiden, denn Unrecht thun. Пер. Mieux vaut souffrir que nuire. Ср. Mieux vaut estre martyr que confesseur. Gabr. Meurier. Trésor de sent. XVI s. Ср. Melius est injustitiam ferre quam facere. Augustin. Psalm. 125, 8...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - Журавлиная походка не нашей стати...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. БАБА -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. СВОЕ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ЖИЗНЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Лучше смерть, нежели позор...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УСЛОВИЕ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. НЕПРАВДА -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
"Лучше ногою запнуться, нежели языком." в книгах
Глава 2. Лучше иметь красную рожу и синий диплом, нежели синюю рожу и красный диплом
Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев ЭркебекГлава 2. Лучше иметь красную рожу и синий диплом, нежели синюю рожу и красный диплом В справедливости этого студенческого афоризма убедился на практике. В нашей группе был парень, окончивший школу с золотой медалью и ВУЗ с красным дипломом. Обладая феноменальной памятью,
Закон 18. ЛУЧШЕ ХВАЛИТЬ, НЕЖЕЛИ КРИТИКОВАТЬ
Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон ДжонЗакон 18. ЛУЧШЕ ХВАЛИТЬ, НЕЖЕЛИ КРИТИКОВАТЬ «Мне хочется повторять: „спасибо, спасибо!“, мне хочется благодарить мой мир!» Это строчка из песни, которую было бы очень уместно петь тогда, когда вы действительно так думаете, когда всё идёт прекрасно и вы на вершине счастья. А
«Лучше мне умереть, нежели жить»
Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир«Лучше мне умереть, нежели жить» Убегая от Иезавели, усталый, отчаявшийся, преследуемый убийцами Илия добрался до пустыни за Беер-Шевой. «И, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов
49. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50. и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр49. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50. и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Более смелым решителем судьбы Христа явился Каиафа (см. Мф. 26:3; Лк. 3:2).
6. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
автора Лопухин Александр6. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. Лучше горсть, приобретенная с душевным спокойствием, чем пригоршни, соединенные с беспокойными заботами и суетливою
7. И обратился я и увидел еще суету под солнцем: 8. человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага". И это - суета и недоброе дело! 9. Двоим лучше, нежели одному; потому ч
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр7. И обратился я и увидел еще суету под солнцем: 8. человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага". И это - суета и недоброе дело! 9. Двоим лучше, нежели
17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают. До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с
3. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. 4. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр3. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. 4. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. "Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха". (Втор.
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр9. Лучше видеть глазами, нежели бродить душою. И это - также суета и томление духа! Лучше созерцать глазами то, что есть, чем скитаться душой среди неосуществимых надежд и невыполнимых желаний. Лучше наслаждаться тем немногим, что имеешь, чем жить в постоянных заботах о
1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4. Сердце мудрых - в
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4.
4. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. 5. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6. и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более ча
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр4. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. 5. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6. и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли,
Глава 16. Не желай множества негодных людей. – Лучше один праведник, нежели тысяча грешников. – Грешник не скроется от кары божественного правосудия. – Каждый получит по делам своим. – Законы Господни святы и нерушимы
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин АлександрГлава 16. Не желай множества негодных людей. – Лучше один праведник, нежели тысяча грешников. – Грешник не скроется от кары божественного правосудия. – Каждый получит по делам своим. – Законы Господни святы и нерушимы 5 Ст. 5 относится к 3
8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
автора Лопухин Александр8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; (Мк. 9:43-45). Буквально:... хорошо тебе войти в жизнь увечному или хромому (?????? ? ?????)...
9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. (Мк. 9:47, 48). Конструкция 9 стиха одинакова с предыдущим. Одинаковая мысль повторяется ради
18. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. 19. Лаван сказал (ему): лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня,
Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр18. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. 19. Лаван сказал (ему): лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня, Взаимный договор Иакова и Лавана носит печать библейско-еврейских и вообще восточных
Запинать , запясть и запять, запнуть кого, останавливать, задержать; бросать что в ноги кому для спотычки; подставлять кому ногу. южн. удерживать, останавливать кого, боронить, не допускать до чего, мешать. Не запинай его! Запялить, затянуть, напялив что. -ся, страдат. или возвр. по смыслу речи; спотыкаться, задевать на ходу за что ногою; немного заикаться, претыкаться языком. Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не запинайся! Запинаться за чужое, воровать. Лучше ногою запнуться, нежели языком, т. е. лгать. Запинанье ср. длит. Запятие окончат. запон м. запин м. запинка ж. об. действ. по знач. глаг. У него говор с запинкой. Что ни порог, то и запинка. Конь с запинкой, да мужик с заминкой не надорвутся. Детинка с запинкой два века живеть. Запин, запон и запона, всякого рода полотнище, полсть, для завешнванья и охраненья чего; передник; фартук женский или рабочий мужской, иногда кожаный, кузнечный; полсть перед дверьми, дверницы; кожаная завеса у линеек, колясок; занавеска перед столиком, ларем калачников, квасников, запонец умалит. Запонок, растен. кувшинчик, Nymphea. Запонь ж. заплавь, бон, нута, плавучая связь бревен, для удержанья напора, при сплаве рассыпного леса. Пск. твер. запонка, пуговка на рубашку. Запона ж. новг. сиб. переденка новг. занавеска, т. е. передник женский, запон, фартук, запаска кал; зарукавник орл. насовка симб. (с рукавами), завеса, занавес. Стар. бляха с каменьями или др. украшеньями, застежка, аграфа, брошка. Запонка умалит. застежка, обычно в виде двойной пуговки, на стерженьке или цепочке. Рубашечная запонка. Рожей подгулял (дурень), так запонкой взял! Запонный, к запону отнсш. Запоночный, к запонке отнсщ. Запонщик м. смотритель запони. Запоночный мастер. Запинатель м. -ница ж. запинщик м. -щица ж. кто в чем либо кого запинает, удерживает, претит. Запинательный, запинный, к запинке относш. Запинчивый, склонный к запинке, ногами или языком; спотык(ч)ливый, заикливый; охочий запинать других. Запятая ж. один из знаков препинанья на письме (,). Вводная речь ставится в запятые. Гдечихнулось - запятая; где икнулось - двоеточие; где табаку понюхать - точка.
«Федеральная программа книгоиздания России»Рецензенты:
В.П. Малащенко доктор филологических наук, профессор
Н.П. Колесников
Введенская Л.А.
В 24
Культура речи.
Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.
Учебник написан в соответствии с образовательной программой для колледжей. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.
Пособие «Культура речи» поможет вам:
Осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи;
Приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
Сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной.
Помните: только терпенье и труд к успеху ведут.
^ I. Общение – социальное явление
1.1. Что такое общение?
Культура речи входит в понятие общения. Поэтому прежде всего следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность.
Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она - часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
Общение - процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (А 1 - адресант) и слушающий (А 2 - адресат). Помимо говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями реальной действительности. Общение не может состояться, если принимающие в нем участие субъекты не знают языка - L. При общении рождается высказывание. Оно содержит в себе все то, что исходит от адресанта (А 1) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А 2) при помощи языка (L), известного им обоим.
редставим это наглядно:
Задание 1.
Пользуясь схемой, расскажите, что собой представляет общение.
Культура речи
^ 1.2. Значение общения
Общение для человека - среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Несколько лет тому назад в одной из молодежных газет появилась статья с заглавием «Поговори со мной». В этом призыве слышится такое одиночество, такое желание кому-то рассказать о самом сокровенном, наболевшем, встретить сочувствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопереживании, в общении!
Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:
Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.
^ 1.3. Условия, необходимые для общения
Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Вот что пишет об этом исследователь биоакустики В.П. Морозов:
Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти. мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?! Как же это происходит?
Вдумаемся в сказанное. О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить, вернемся к тексту. «У человека рождается мысль... чтобы передать ее другому...» Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек. Это - первое условие. У одного из них должна появиться мысль, тема для разговора. Это - второе условие. Третье - необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными и понятными другому.
И это все? - спросите вы. - Нет, не все. Есть и другие не менее важные условия общения. Чтобы определить их, разберем несколько ситуаций, описанных И.С. Тургеневым. Вспомним роман «Отцы и дети». Евгений Базаров приезжает в родительский дом после трехлетней разлуки с бесконечно любящими его родителями. Перечитаем те места, в которых автор показывает отношение Базарова к желанию отца и матери поговорить, пообщаться с ним.
Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра
Нет! - говорил он на следующий день Аркадию, - уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет», а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Л слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней - и сказать ей нечего...
На следующий день Базаров действительно уехал. Во второй приезд ситуация несколько изменяется, но результат тот же.
Як тебе на целых шесть недель приехал, старина, - сказал ему Базаров, - я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне.
Физиономию мою забудешь, вот как я тебе мешать буду! - отвечал Василий Иванович.
Он сдержал свое обещание, Поместив сына по-прежнему в кабинет, он только что не прятался от него, и жену свою удерживал от всяких лишних изъявлений нежности. «Мы, матушка моя, - говорил он ей, - в первый приезд Енюшки ему надоели маленько: теперь надо быть умней». Арина Васильевна соглашалась с мужем, но немного от этого выигрывала, потому что видела сына только за столом и окончательно боялась с ним заговаривать, «Енюшенька!» - бывало скажет она, - а тот еще не успеет оглянуться, как уж она перебирает шнурками ридикюля и лепечет: «Ничего, ничего, я так», - а потом отправится к Василию Ивановичу и говорит ему, подперши щеку: «Как бы, голубчик, узнать: чего Енюша желает сегодня к обеду, щей или борщу?» - «Да что ж ты сама у него не спросила?» - «А надоем!»
Во всех сценах, как видим, разговор не получается. Отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В первый приезд Базаров тяготится разговором с родителями, при втором посещении отец и мать из опасения помешать ему, вызвать неудовольствие сына сами избегают разговора с ним.
Подобные ситуации встречаются в нашей жизни довольно часто. Они разнообразны» Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, желание сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором. Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, - прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.
Теперь осмыслим другую ситуацию, описанную И.С. Тургеневым в том же романе.
Базаров гостит у Одинцовой. Между ними завязывается оживленный разговор. Вдруг Одинцова нарушает одно из условий общения, что могло бы привести к обострению беседы или ее прекращению, но правильный выход найден, разговор продолжается.
Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресла, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. <...> Он ожидал, что Базаров заговорит с Одинцовой, как с женщиной умною, о своих убеждениях и воззрениях: она же сама изъявила желание послушать человека, «который имеет смелость ничему не верить», но вместо того Базаров толковал о медицине, гомеопатии, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла нескольких хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий. <...> Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая.
Задание 2 . Скажите, почему Одинцова, заговорив о музыке, вдруг возвратилась к разговору о ботанике?
Приведенный отрывок из романа свидетельствует о том, что успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы собеседники.
Именно так поступал отец Аркадия - Николай Петрович Кирсанов, когда все собирались за обеденным столом.
Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то к взаимному неудовольствию.
А вот еще одна ситуация.
Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, - говорил он ему, - излагай свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, - вы нам дадите и, язык настоящий и законы». Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «А мы могим... Тоже, потому, значит... какой положен у нас, примерно, предел». - «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? - перебивал его Базаров, - и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?»
Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах, - успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью, объяснял мужик. - а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы, А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.
Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.
О чем толковал? - спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым. - О недоимке, что ль?
Какое о недоимке, братец ты кой! - отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, - так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?
Где понять! - отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.
Задание 3. Скажите, получился ли разговор у Базарова с мужиком? Если нет, то почему?
Базаров и мужик при общении использовали русский язык, но не понимали друг друга. Это объясняется тем, что национальный русский язык - явление сложное.
Высшая его форма - литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, - различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный.
Речь Базарова строится по нормам литературного языка, в ней встречаются отвлеченные, книжные слова, непонятные собеседнику: воззрение, будущность, излагать, эпоха, история, закон. Базаров употребляет слово мир в значении «земной шар, Земля», а мужик толкует его по-своему. Ему известно только одно значение - «община, общество крестьян». Не поняв Базарова, он не знает, что отвечать. Его первая реплика сбивчива, состоит почти из одних вводных слов, местоимений, союзов. Ответ же на второй вопрос более осмыслен, но он строится как бы по пословице: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему».
Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объяснялись на знакомом деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что они одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы.
Обратим внимание еще на одно условие. Но прежде процитируем вновь И.С. Тургенева:
Рудин слушал, покуривая папироску, и молчал, лишь изредка вставлял в речь разболтавшейся барыни небольшие замечания. Он умел и любил говорить; вести разговор было не по нем, но он умел также слушать. Всякий, кого он только не запугивал сначала, доверчиво распускался в его присутствии: так охотно и одобрительно следил он за нитью чужого рассказа.
Вот что важно: Рудин умел слушать, к тому же слушать «охотно и одобрительно». Уметь слушать, как и уметь говорить, - тоже искусство, которому надо учиться.
Задание 4. Перечислите условия, необходимые для эффективного общения.
^ 1.4. Изречения народной мудрости об общении
Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: ^ Когда говоришь - думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка ^ Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что наварили, а глянь - ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить:
Какие положения будут развиты;
Что нового вносится в решение вопроса;
Что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
Насколько высказываемые мысли аргументированы;
Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.
Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре - положительные качества говорящего. А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор - разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) - все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: ^ Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, передраной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова - да на век ссора.
Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.
Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: ^ Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
Слово браниться многозначно. Помимо значения «ссориться» оно означает «произносить бранные слова, ругаться». Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчеркивают, что брань - обычное дело: Брань не запас, а без нее ни на час. Она особого вреда не приносит: Брань не дым - глаз не выест; Брань очей не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругавшись, дела не сделаешь; Не обругавишсъ, и замка в клети не отопрешь.
С другой стороны, пословицы предостерегают: Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь,
Bee имеет конец. Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, На это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего к невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков, они - одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство е пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.
Общение
и общество
- родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение
(как и общество)
восходит к слову общий.
Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное - общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
ЗАПИНАТЬ - , запясть и запять, запнуть кого, останавливать, задержать; бросать что в ноги кому для спотычки; подставлять кому ногу. южн. удерживать, останавливать кого, боронить, не допускать до чего, мешать. не запинай его! запялить, затянуть, напялив что. -ся, страдат. или возвр. по смыслу речи; спотыкаться, задевать на ходу за что ногою; немного заикаться, претыкаться ЯЗЫК ом. стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не запинайся! запинаться за чужое, воровать. лучше ногою запнуться, нежели языком, т. е. лгать. запинанье ср. длит. запятие окончат. запон м. запин м. запинка ж. об. действ. по знач. глаг. у него говор с запинкой. что ни порог, то и запинка. конь с запинкой, да мужик с заминкой не надорвутся. детинка с запинкой два века живеть. запин, запон и запона, всякого рода полотнище, полсть, для завешнванья и охраненья чего; передник; фартук женский или рабочий мужской, иногда кожаный, кузнечный; полсть перед дверьми, дверницы; кожаная завеса у линеек, колясок; занавеска перед столиком, ларем калачников, квасников, запонец умалит. запонок, растен. кувшинчик, Nymphea. запонь ж. заплавь, бон, нута, плавучая связь бревен, для удержанья напора, при сплаве рассыпного леса. пск. твер. запонка, пуговка на рубашку. запона ж. новг. сиб. переденка новг. занавеска, т. е. передник женский, запон, фартук, запаска кал; зарукавник орл. насовка симб. (с рукавами), завеса, занавес. стар. бляха с каменьями или др. украшеньями, застежка, аграфа, брошка. запонка умалит. застежка, обычно в виде двойной пуговки, на стерженьке или цепочке. рубашечная запонка. рожей подгулял (дурень), так запонкой взял! запонный, к запону отнсш. запоночный, к запонке отнсщ. запонщик м. смотритель запони. запоночный мастер. запинатель м. -ница ж. запинщик м. -щица ж. кто в чем либо кого запинает, удерживает, претит. запинательный, запинный, к запинке относш. запинчивый, склонный к запинке, ногами или языком; спотык(ч)ливый, заикливый; охочий запинать других. запятая ж. один из знаков препинанья на письме (,). вводная речь ставится в запятые. гдечихнулось - запятая; где икнулось - двоеточие; где табаку понюхать - точка.
Статья про слово "ЗАПИНАТЬ " в словаре В. Даля была прочитана 2769 раз
Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь — думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить:
— какие положения будут развиты;
— что нового вносится в решение вопроса;
— что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
— насколько высказываемые мысли аргументированы;
Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.
Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего. А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор — разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) — все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова — да на век ссора.
Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.
Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
Слово браниться многозначно. Помимо значения «ссориться» оно означает «произносить бранные слова, ругаться». Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчеркивают, что брань — обычное дело: Брань не запас, а без нее ни на час. Она особого вреда не приносит: Брань не дым — глаз не выест; Брань очей не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругавшись, дела не сделаешь; Не обругавшись, и замка в клети не отопрешь.
С другой стороны, пословицы предостерегают: Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь,
Bee имеет конец. Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, На это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего к невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков, они — одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство с пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.
Общение и общество — родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное — общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
Введенская Л.А. Культура речи — Ростов н/Д., 2001г.