Что такое родственные слова с беглыми гласными. Урок русского языка "беглые гласные в корне слова"

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Христолюбова Юлия Андреевна,

1 к.к.


Актуализация знаний

  • 1. Что изучает морфемика?
  • Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
  • 2. Что такое приставка?
  • Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит дя образования новых слов
  • 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
  • 4. Что такое суффикс?
  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
  • 5. Что такое окончание?
  • Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

Вспомним…

ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ Г//Ж; Х//Ш; Т//Ч

  • Чередующие согласные в корне слова

Крат- (-кращ-): краткий,

прекратить, прекращение,

сократить, сокращать,

сокращение


чередования

Река казак

Обида водитель


Понаблюдаем…

  • И.п. Огурец
  • Р.п. огурца
  • И.п. День
  • Р.п. дня
  • Что изменилось в словах?

Сформулируй тему урока

  • Убежала гласная…
  • Беглые гласные в корне слова

Убежала гласная…

  • БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело) (т олковый словарь Ожегова С. И.)

Чередование – это закономерная замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов.

Беглые гласные звуки, которые то появляются, то исчезают в морфеме.

Беглые гласные - э то чередование звуков О и Е с нулем звука.


Попробуем поймать беглую гласную

Д е нь- дня

Лед -

Огонь-

Камень-

Дымок -

Огонек -

Молодец -

Ситец-

Боец -

Петушок-




Оценка познавательной деятельности

  • задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
  • задание выполнено

неточно, ставьте знак вопроса(?).


Упражнения

  • 1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
  • 1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение,
  • 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
  • Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
  • 2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
  • Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
  • 3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
  • Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
  • 4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
  • Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

Выполним задания

  • Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого» .

Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова


Проверь себя

  • Дрожит
  • Дрожь
  • Дрогнуть
  • Вздрагивать

2. Являются ли однокоренными слова пень-пня, флажок – флажка ?


  • 3. Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) успех , 2) ночной,

3) гитара


  • 4. Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек , 2) смотреть,

3) стрельба, 4) птица


Проверим…

  • Сегодня мы говорили о…
  • Сегодня мы повторили…
  • Чередование согласных в корне слова – это…
  • Беглые гласные в корне слова – это…

Диагностическая карта


Диагностическая карта

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»



Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.

(2 четверть, урок 59)

Тема: «Беглые гласные в корне слова»

образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством

наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми

гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного

и того же слова;

развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности

медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому

языку, осознание его неограниченных возможностей.

Оборудование:

медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

С ним мы вместе поплывем

В ту страну, в которой сами

Правила и орфограммы

Изучаем день за днем

Её грамматикой зовем.

Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …

Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.

Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?

С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/

2. Проверка домашнего задания

Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/

3.Чистописание

/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.

Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.

Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок

3. Введение в новую тему.

Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/

Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/

/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/

Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.

3. Новая тема.

1. Сообщение темы урока.

Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.

И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.

2. Первичное закрепление.

Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.

/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок

3. Парная самостоятельная работа.

Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:

/СЛАЙД 14 /

Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./

1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная .

2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная

ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная

3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных

друг, дружный, дружить – чередование согласных

4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных

Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная

4. Упражнения в нахождении беглых гласных.

Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123

Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)

У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.

Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)

4. Электронная физкультминутка для глаз.

Вспомните строки к данной иллюстрации. /СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. . /СЛАЙД 16/

5. Закрепление.

1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/

Какие гласные могут чередоваться в корне? (Чаще всего о и е )

Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/

3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/

Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.

Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.

Правильно подбираем однокоренные слова.

Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.

А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124

/СЛАЙД 24/ щелчок

А оценки сегодня получили следующие ребята…

Кто из нас, будучи школьником, задумывался о том, насколько важно учить правила русского языка? Порой такая простая детская оплошность, как недоученные уроки, может сыграть во взрослой жизни злую шутку. Да, на дворе компьютерный век, и Word указывает на ошибки, так что можно не беспокоиться о грамматике. Но немало документов мы все еще заполняем от руки, множество заявлений пишем по старинке ручкой на бумаге, и делать детские ошибки в тексте для образованного человека просто недопустимо.

Достаточно часто затруднения вызывает орфограмма с беглым гласным. С этим лингвистическим понятием детей знакомят в пятом классе, но по окончании школы мало кто может вспомнить правила написания слов, подпадающих под эту категорию. В данной статье можно найти информацию о происхождении этих гласных, их правописанием и способами проверки.

Определение термина

И почему их так назвали? Беглые - потому что он либо выпадает при изменении слова, либо появляется там, где его раньше не было. Если говорить лингвистическим языком - гласные чередуются с нулем звука при формообразовании и образовании новых слов.

Например: сон - сна, дубок - дубка, орешек - орешка.

С нулем звука чередуются -о- и -е-. Беглая гласная может появляться и исчезать в приставке, корне и суффиксе слова.

Значение орфограммы

Откуда появились беглые гласные? Что такое редуцированные гласные, сегодня известно не каждому. Но в древнерусском языке, вместо части привычных сегодня букв, на письме использовались так называемые сверхкраткие гласные: Ъ - «ер», который читался как «О» и Ь - «ерь», который читался как «Е». Поэтому при сильной их позиции они преобразовались в гласные -о- и -е-, а при слабой - исчезли.

Например: отьц - отец; отьца - отца.

В современном языке в устной речи беглые гласные используются для того, чтобы облегчить произношение скопления согласных звуков. Именно поэтому в некоторых словоформах и в словах при изменении падежа звук то появляется, то исчезает. Для письменной речи существует несколько правил написания, которые необходимо помнить, чтобы не допускать ошибок.

Основные формы с беглыми гласными

Перед тем как учить правила, следует определить в каких формах слов скрывается эта орфограмма. Встречаются беглые гласные в словах, относящихся к именам существительным, прилагательным и глаголам.

Встречается в трех формах без окончания:

  • имена существительные, употребленные в мужском роде II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом - ок.

Например: мешок - мешка, молоток - молотка.

  • имена существительные, употребленные во множественном числе в I склонении и в среднем роде II склонения в родительном падеже, а также некоторые формы, имеющие лишь множественное число с суффиксами -ёр, -ок, -ец.

Например: сестра - сестёр, сутки - суток, кольцо - колец.

Например: грустный - грустен - грустна, собачий - собачьего - собачья.

Беглые гласные могут проявиться как в отдельной форме слова, так и в его родственных производных. Кроме того, они могут выступать в качестве ударных и безударных звуков. Как правило в ударной позиции выступают звуки -о-, -е-, -ё-, крайне редко встречается -и-. Тут важно помнить, что перед буквой «й» в ударной позиции употребляется -е-, которая слышится при произношении.

Например: семья - семейка - семей - семейный, воробей - воробья.

Учитывая сложность определения беглого гласного в слове, правописание может вызвать трудности. Для проверки большинства случаев этой орфограммы можно выделить два основных правила. Первое правило относится к написанию имен прилагательных и существительных, второе к глаголам.

Зная, что такое беглые гласные, и помня простые приемы их проверки, можно избежать грубых ошибок в письменной речи.

Правило первое

Этот метод проверки относится к написанию имен существительных и прилагательных. Здесь важно обращать внимание на соседство. А именно на то, какие согласные стоят рядом с беглыми гласными.

  • Если это твердые парные согласные, значит, следует писать букву «о».
  • Когда это шипящие, мягкие парные согласные, а также -ц-, то в слове место букве -е-.
  • В случае с соседством парных мягких шипящих перед -й- следует употреблять букву -и-.

Правило второе

Как писать глаголы с этим гласным? На самом деле все довольно просто: если в слове после корня стоит суффикс -а- , - в корне пишут букву -и-. Если же этого суффикса нет, тогда букву -е-.

Список исключений

Существуют слова, которые не подпадают под правила, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать.

  • Вместо ожидаемой -е- может употребляться буква -я-: зайца - заяц.
  • Ожидаемую -е- может заменить -и-: достоин - достойный, достоинство .
  • Буква -е- вместо -и-: судья - судей, ружье - ружей, улья - улей, чирья - чирей.

Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС

Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами

Цели:

- формирование:

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие : умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов, а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т.д.

Вопросы:

Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

Как называются части слова? (Морфемы).

Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

С чего начнем наше познание нового?

Ученик: С повторения, что знаем о морфемах

Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова. Какой мы можем сделать вывод?

(Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.

(огурец-огурца, день-дня)

Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

(Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)

Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)

Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . (У нас нет вариантов объяснения.)

Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

III .Выявление места и причины затруднения.

Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

IV . Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).

Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.(круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.(да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

Учитель: Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

Что вы заметили интересного в формах этого слова?

Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

Понаблюдайте за формами следующих слов (каждой зоне раздаются карточки со словами)

1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

(БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

О чём мы с вами будем сегодня говорить?

Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам(группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника (беру-брать, ветер-ветра)

3-я зона:

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

4-я зона.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?(при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

Выступление групп.

Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.

(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е, они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым, эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.

. Реализация построения проекта.

Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.

Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?

(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Со н – сн а, пе нь – пн я, де нь – дн я, оте ц – отц а, кусо к – куск а, ро т – рт а, пё с - пс а

Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? (От изменения формы слова).

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: I шаг. Измени форму слова.

II шаг.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

- Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .).

-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

Прочитайте на доске примеры:. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне, «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе, «убегает», если поставим слово в родительный падеж

Продолжаем самостоятельно

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Вы уверены в своих умениях? (Да).

Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова. II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

Песоч..к

Диванч..к

Кружоч..к

Лап..ть

Ключ..к

Камеш..к

Ножич..к

Ребён..к

Зайч..к

Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать? (. Изменить форму слова )

окно – окон

пушинка – пушинок

близкий – близок

громкий – громок

пёрышко – пёрышек

песня – песен

полотенце – полотенец

пятно – пятен

кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу 7 минут.

- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).Эталон: I шаг.

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний? (Можем определить чередование звуков, правильно выделить корень и определить беглую гласную).

К какой группе можно применить прием проверки звуков? (К чередующимся).

Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

Тогда работаем над следующим заданием: 1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) –(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)

2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опо здать – опа здывать,Вле зть – вла зить, Готов ить - готовл ю.

3) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок – флажка

4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

5) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке),

3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)

Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

Хорошо быть беглой гласной. Неприсутствием блеснуть...

Обладать чудесным даром
Беглой "Е" (ловец - ловца):
Постояла под ударом
И исчезла из словца. Лариса Миллер.

"Беглыми" называются гласные, выпадающие при склонении: сон-сна; мешóк-мешкá

I Х.Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).

В чем суть правописания данных слов? .

Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

1. Кто научился выделять корни с чередую­щимися звуками, применять изученные правила, объяс­нять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные,но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные,но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»и придумайте 5-6предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

Записать свои примеры слов с чередова­ниями. Ос­ложненное списывание по дид.карт

Спасибо, я вами довольна.

Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.

Беглый гласный появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения, между двумя конечными согласными основы (в составе суффикса или корня).

Беглый гласный имеется в тех формах, где отсутствует окончание (в формах с так называемым нулевым окончанием), а именно: у существительных муж. рода II склонения – в форме им. п. ед. ч. (мешо к – мешка, оте ц – отца ); у существительных I склонения и сред, рода II склонения, а также у некоторых существительных, имеющих только формы мн. ч., – в форме род. п. мн. ч. (сестра – сестё р, кишка – кишо к, кольцо – коле ц, сутки – суто к ); у качественных прилагательных – в краткой форме ед. ч. муж. рода (сильный – силё н – сильна, умный – умё н – умна ); у притяжательных прилагательных с суффиксами −ий и −ачий (−ячий ) – в форме им. п. ед. ч. муж. рода (лиси й – лисьего – лисья, кошачи й – кошачьего – кошачья ). Во всех остальных формах склонения перечисленных групп слов беглый гласный отсутствует.

Беглый гласный может появляться также не в отдельной форме слова, а в другом родственном слове (во всех его формах), напр.: игла – иго льный, иго лка; очки – очо чки; тайга – таё жный; Москва – моско вский, подмоско вный; сто – со тый, со тня; корабль – корабе льный, корабе льщик; война – вое нный; польза – поле зный; литьё – лите йный, лите йщик; министр – министе рский, министе рство .

Беглые гласные встречаются как под ударением, так и в безударной позиции. Под ударением обычны беглые гласные о (на письме передаваемый также буквой ё ) и е , редко встречается гласный и (оди н – одна, яйцо – яи ц, цифра – цифи рь ). При этом перед й (в отличие от безударной позиции, см. § 64, п. 3 и п. в) здесь пишется, в соответствии с произношением, буква е , напр.: соловей – соловья, семья – семей, семейный и семейка, друзья (мн.ч. ) – друзей, келья – келейный и келейник, чей – чья, третий (третья ) – третейский, ничья (сущ.) – ничейный.

§ 64. Безударные беглые гласные передаются буквами е , о или и по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).

1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о , напр.: лапо ть (лаптя ), котёно к (котенка ); бано к (банка ), пушино к (пушинка ), дочуро к (дочурка ), кухо нь (кухня ), око н (окно ), суто к (сутки ), носило к (носилки ); громо к (громкий ), близо к (близкий гало чий (галка, гало к ), уто чка (утка, уто к ), постаново чный (постановка, постаново к ), суто чный (сутки, суто к ).

2. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j перед всеми согласными, кроме й , беглый гласный передается буквой е , напр.: мизине ц (мизинца ), дяте л (дятла ), вете р (ветра ), паре нь (парня ), Паве л (Павла ), комоче к (комочка ); сваде б (свадьба ), бане к (банька ), песе н (песня ), баше н (башня ), лее к (лейка ), крыше к (крышка ), лампоче к (лампочка ), клёце к (клёцка ), пяте н (пятно ), полотене ц (полотенце ), перыше к (перышко ), дене г (деньги ); горе к (горький ), вкусе н (вкусный ), важе н (важный ), спокое н (спокойный ), зное н (знойный ), прямолинее н (прямолинейный ); то же в производных от таких слов, напр.: горе чь (горький, горе к ), строче чный (строчка, строче к ), пеше чный (пешка, пеше к ), неже нка (нежный, неже н ), мае чка (майка, мае к ), раве нство (равный, раве н ), узе лок (узе л, узла ).

3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и , напр.: кели й (келья ), олади й (оладья ), гости й (гостья ), певуни й (певунья ), ущели й (ущелье ), копи й (копьё ), взгори й (взгорье ), подножи й (подножье ), варени й (варенье ); волчи й (волчья ), верблюжи й (верблюжья ), трети й (третья ); то же в производных от таких слов, напр.: олади йка (оладья, олади й ), ке́ли йка (келья, кели й ), но ср. вариант келе́ йка .

Исключения: буква я (вместо ожидаемой е ) пишется в слове зая ц (зайца ) и в производном зая чий ; буква и (вместо ожидаемой е ) – в форме достои н (достойный ) и в производном достои нство ; буква е (вместо ожидаемой и ) – в словах у́лей (у́лья ), чи́рей (чи́рья ), в формах род. п. мн. ч. ру́жей (ружьё ) и су́дей (судья́ ), наряду с вариантом суде́й .

По тому же правилу передаются на письме безударные беглые гласные, появляющиеся не в отдельной форме слова, а в слове в целом, во всех его формах (в противоположность другим однокоренным словам, где беглого гласного нет). Перечень таких слов:

а) с буквой о на месте беглого гласного (после твердых парных согласных): бестоло чь (бестолковый ), вето шь (ветхий ), копо ть (коптить ), ропо т (роптать ), шёпо т (шептать ); буко вка (буква ), иско рка (искра ), тыко вка (тыква ); лёго чный (лёгкие ), насморо чный (насморк ), пасо чный и пасо чница (пасха , кушанье), блано чный (бланк ), широкоспекто рный и узкоспекто рный (спектр ), фейерверо чный (фейерверк ), шерено жный (шеренга ); директо р (директриса ), императо р (императрица );

б) с буквой е (после мягких парных согласных): горе нка (горница ), гусе льки и гусе льцы (гусли ), куде рьки (кудри ), лесе нка (лестница ), цифе рка и цифе рблат (цифра ); дирижабе льный (дирижабль ), жабе рный (жабры ), крупнокалибе рный и мелкокалибе рный (калибр ), кеге льный и кеге льбан (кегли ), солне чный (солнце ), ясе льный и ясе льки (ясли ); бургомисте рский (бургомистр ), маги́сте рский (магистр ), наряду с вариантом магисте́ рский; мебе ль (меблировать, меблированный ), шабе р (слесарный инструмент) (шабрить, шабровать );

в) с буквой и (перед j ): Васили й (Васильевич и Васильевна ), Григори й (Григорьевич ), Витали й (Витальевна ) и т. п.; жреби й (жеребьевка ), мани я (маньяк ), Итали я (итальянский ). Исключение (и не перед j ): кроли к (крольчиха, крольчонок ).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Правила русской орфографии и пунктуации

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Буква – Название буквы
Аа – а Бб – бэ Вв – вэ Гг – гэ Дд – дэ Ее, Ёё– е, ё Жж – же Зз – зэ Ии – и Йй – и краткое Кк – ка

Основной принцип употребления букв
Общие правила употребления букв определяют передачу на письме парных твердых и мягких согласных, а также звука («йот»). Между звуками и буквами алфа

Основной принцип передачи на письме значимых частей слов
В основе правил русской орфографии лежит принцип необозначения на письме мены звуков под влиянием положения в слове. Звуки в составе слова находятся в неравных условиях. В

Особенности написания некоторых категорий слов
В словах иноязычного происхождения (особенно в собственных именах), а также в аббревиатурах встречаются написания, отступающие от общих правил употребления букв. Например, в некотор

Буквы а – я, у – ю
§ 1 . Буквы а, у употребляются: Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алы

Буквы э – е
§ 6 . Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j): 1.

Буквы и – ы
§ 11 . Буква и пишется: 1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна,

Буквы а, у
§ 13 . После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю), нап

Буквы и, ы
§ 14 . После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы), напр.: жи

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных
§ 17 . После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного э пишется буква е, напр.:

Буквы о, е на месте безударных гласных
§ 20 . В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е – в соответствии как с ударным

Буквы о и е после ц
§ 22. После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о, для передачи ударног

Буква э после шипящих и ц
§ 25. Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях. 1. В аббревиат

Буква й
§ 26. Буква й пишется для передачи звука («йот») после гласных в конце слова или перед согласными, напр.: ма

Буква ь как знак мягкости согласного
§ 29. Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь,

Не после шипящих
§ 31. Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах: а) в сложных числительных перед

После шипящих
§ 32. После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах: а) на к

Правописание безударных гласных
§ 33. Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том ж

Безударные гласные в корнях
§ 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корне

Особенности написания отдельных корней
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с

Безударные гласные в приставках
§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см. § 40) у

Безударные гласные в суффиксах
§ 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же су

Особенности написания отдельных суффиксов
§ 45. −енн‑, −ян‑. В именах прилагательных, образованных от существительных, следует различать суффиксы −енн‑ и −

Безударные соединительные гласные
§ 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера использует

Безударные гласные в падежных окончаниях
§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же оконч

Падежные формы существительных на −ий, −ие, −ия.
1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на −ий и −ие в предл. п. и жен. рода на −ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положени

Гласные в глагольных окончаниях
§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Примене

Безударные частицы не и ни
§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы – не и ни. Ср. случаи, когда они высту

Глухие и звонкие согласные
§ 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согл

Непроизносимые согласные
§ 83. В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск

Группы согласных на стыке значимых частей слова
§ 84. Прилагательные с суффиксом −ск‑ , образованные от слов с основой на гласную + ск, оканчиваются на −

Двойные согласные на стыке значимых частей слова
§ 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бе

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных
§ 97. С двойным н пишутся суффиксы −енн (ый), −ственн (ый), −енн (ий)

Полные формы
§ 98. Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: −нн‑ и −ённ‑

Краткие формы
§ 100. Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, напр.: читан, читана, читано, читаны; прочитан

Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий
§ 105. Наречия на −о, существительные с суффиксами −ость, −ик, −иц (а), образованные от прилагательных и страдательны

Двойные согласные в русских корнях
§ 106. Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях. Двойное ж пишется в словах

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах
§ 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент

Косая черта
§ 114. Сфера применения знака / (косая черта) – научная и деловая речь. Он употребляется в следующих функциях. 1. В функции, близкой к союзам и

Апостроф
§ 115. Знак апостроф – надстрочная запятая – имеет в русском письме ограниченное применение. Он используется при передаче иностранных фамилий с начальными буквами Д

Знак ударения
§ 116. Знак ударения – знак ́, который ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку. Этот знак может употребляться последовательно и выборочно.

Общие правила
§ 117. Следующие разряды слов пишутся слитно. 1. Слова с приставками, напр.: а) с русскими приставками: безаварийный, бескасс

Нарицательные имена
§ 119. Следующие разряды существительных пишутся слитно. 1. Существительные, слитное написание которых определяется общими правилами: сло

Имена, псевдонимы, прозвища, клички
§ 123. Пишутся раздельно: 1. Сочетания русского имени с отчеством и фамилией или только с фамилией, напр.: Александр Сергеевич Пушкин,

Географические названия
§ 125. Пишутся слитно: 1. Названия со вторыми частями −город, −град, −дар, −бург, напр.: Звенигород, Б

Имена прилагательные
§ 128. Следующие разряды прилагательных пишутся слитно. 1. Прилагательные, слитное написание которых определяется общими правилами: слова

Имена числительные
§ 132. Пишутся слитно: а) количественные числительные со второй частью −дцать, −надцать, −десят, −сто, −

Местоименные слова
Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (нап

Наречия
Вводные замечания. Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишут

Служебные слова и междометия
§ 140. Пишутся слитно следующие служебные слова и междометия. 1. Предлоги, образовавшиеся из предложно‑падежных сочетаний: ввиду,

Сочетания с частицами
§ 143. Пишутся через дефис сочетания со следующими частицами. 1. С частицами −де, −ка, −те, −то, −с,

Слитное написание не
§ 145. Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях. 1. Если после

Корректирующие правила
(правила координации) Вводные замечания. Назначение этих правил – предупреждать появление таких написаний, которые следуют из основных пра

Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова
§ 159. С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, напр.: Ольга, Алёша, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Ильич Чайковский, А

Географические и административно‑территориальные названия и производные от них слова
§ 169. В географических и административно‑территориальных названиях – названиях материков, морей, озер, рек, возвышенностей, гор, стран, краев, областей, насе

Астрономические названия
§ 178. В названиях небесных тел, созвездий и галактик с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых наименований (звезда, комета, созвездие, планета, астеро

Названия исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, общественных мероприятий
§ 179. В названиях исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников с прописной буквы пишется первое слово (которое может быть единственным), напр.:

Названия, связанные с религией
Написание названий, связанных с религией, подчиняется общим правилам, однако учитываются традиционные способы представления отдельных групп названий, сложившиеся в церковно‑ре

Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий
§ 189. В официальных составных названиях органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных и зрелищных заведений, обществ, политических партий и объединений

Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства
§ 194. В составных названиях важнейших документов и сборников документов, государственных законов, а также архитектурных и других памятников, предметов и произведен

Названия должностей, званий, титулов
§ 196. Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер‑министр, заместитель минис

Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия
§ 197. Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, не сочетающиеся синтаксически с родовым наименованием, заключаются в кавычки и в них пишутся с прописной б

Названия товарных знаков, марок изделий и сортов
§ 198. Названия видов и сортов сельскохозяйственных культур, овощей, цветов и т. п. – термины агрономии и садоводства – выделяются кавычками и пишутся со строчной б

Прописные буквы в особом стилистическом употреблении
§ 201. С прописной буквы пишутся некоторые наименования в текстах официальных документов, сообщений, договоров, напр.: Высокие Договаривающиеся Стороны, Чрезвыча

Аббревиатуры и производные от них слова
Вводные замечания. Аббревиатуры – это существительные, состоящие из усеченных слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей исходного сложного с

Графические сокращения
Графические сокращения, в отличие от аббревиатур, не являются самостоятельными словами. При чтении они заменяются словами, сокращением которых являются; исключение: и. о. (ис

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
Вводные замечания. При расположении текста на странице (печатной, машинописной, рукописной) нередки случаи несовпадения конца строки со знаком пробела, из‑за

О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ
Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет четкое назначение – способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. Расчленение же может име

Знаки препинания в конце предложения
§ 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование,

Неромантичный человек
Говорят, что молодость – самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.). Точка ставится после первого предложения

Знаки препинания в начале предложения
§ 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится


§ 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформл

Членение предложения с помощью точки
§ 9. При парцелляции (т. е. при расчленении повествовательного предложения на самостоятельные части) ставится точка: После десятилетки устроилась работать почтал


§ 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в фо

Тире в неполном предложении
§ 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире. 1. В частях сложного предложения с пар

Тире в функции соединения
§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до») – пространственные, временны́

Тире в функции выделения
§ 21. Тире ставится перед членами предложения для их подчеркивания, акцентирования (в стилистических целях). Такие члены предложения называются присоединительными.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ
§ 23. Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
§ 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые барха

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами
§ 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак‑подледник бывает

Знаки препинания при однородных определениях
§ 37. Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неод

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения
§ 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
§ 46. Обособляются (выделяются или отделяются) запятыми определительные обороты, т. е. определения, выраженные причастиями или прилагательными с за

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях
§ 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным,

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
§ 68. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выделяются запятыми, независимо от места расположения по отношению к

Знаки препинания при ограничительно‑выделительных оборотах
§ 78. Обороты со значением включения, исключения и замещения, называющие предметы, включенные в ряд однородных членов или, наоборот, исключенные и

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в к

Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами
§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится. 1. В неразложимых сочетаниях

Знаки препинания при сравнительных оборотах
§ 88. Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами (будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др.), выделяются

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
§ 91. Вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей (Пр

Знаки препинания при вставках
§ 97. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведени

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ
§ 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности стави

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
§ 107. Междометия выделяются (или отделяются) запятыми: – О, где‑то пожар! (Бун.); – Но, но

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНО‑ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ
§ 110. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, в составе предложения отделяются или выделяются запятой: – Да

Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем,

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга кр

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
§ 131. В сложных синтаксических конструкциях, т. е. в сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью (с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзно

Знаки препинания при прямой речи
§ 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами. Если прямая речь идет

Знаки препинания при цитатах
§ 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136): а) Марк Аврелий сказал: «

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
§ 148. Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140–145). Без кавычек офор

Выделение кавычками необычно употребляемых слов
§ 150. Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особом

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения
§ 154. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания – вопросительный зн

Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях
§ 161. В разных частях сложных синтаксических конструкций по условиям контекста могут оказаться два двоеточия, двоеточие и тире.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ
§ 164. Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни ну

Конец предложения
точка в конце повествовательного предложения § 1 вопросительный знак в конце предложения, заключающего вопрос § 1 в конце риторического вопроса §

Знаки конца предложения внутри предложения
вопросительный и восклицательный знаки при смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения § 5 при включении во

Тире между подлежащим и сказуемым
между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными § 10 перед сказуемым со словами вот, это § 11 при выражении подлежащего и сказуемого (

Однородные члены предложения занятая
между однородными членами, не соединенными союзами § 25 при повторяющихся союзах (типа и… и, ни… ни). § 26 при двукратном повторении союза и § 26

При наличии обобщающих слов
двоеточие после обобщающего слова перед перечислением. § 33 при отсутствии обобщающего слова в деловом и научном тексте § 33, прим. тире перед об

При однородных определениях
запятая при определениях, обозначающих признаки разных предметов § 37 при определениях, выражающих схожие признаки одного предмета § 37

При согласованных определениях
запятые при причастных оборотах или прилагательных с зависимыми словами, стоящих после определяемого слова § 46 при определительных оборотах, стоящих перед определ

При несогласованных определениях
запятые при определениях в форме косвенных падежей с предлогами, относящихся к нарицательным существительным, если это имя уже имеет определение § 53

При обстоятельствах
запятые при деепричастных оборотах § 68 при деепричастных оборотах, стоящих после союзов сочинительных (кроме а), подчинительных и союзных слов §

При ограничительно‑определительных оборотах
запятые при оборотах с предлогами кроме, наряду с, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх и др. в абсолютном начале предложения § 78 между подле

При присоединительных членах предложения
запятые при членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и во

В цельных по смыслу выражениях
запятая не ставится в неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, во что бы то ни стало, кто во что го

При сравнительных оборотах
запятые при оборотах с союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, что и др § 88 при оборотах с союзом как: если обозначают уподобление

Вводные конструкции
запятые при вводных словах и сочетаниях слов: – указывающих на степень достоверности – указывающих на степень обычности § 91, прим. 1, п. б)

Вставные конструкции
тире при вставке внутри предложения § 97, прим. 1 при вставке внутри другой вставки, заключенной в скобки § 99, прим. тире или скобки пр

Обращения
запятые при обращении в начале, в середине и в конце предложения § 101 при расчленении обращения § 101 восклицательный знак при обращени

Междометия и междометные выражения
запятые при междометиях и междометных выражениях в начале и в середине предложения § 107,109 восклицательный знак при междометиях с повышенной эмоциональн

Утвердительные, отрицательные и вопросительно‑восклицательные слова
запятая при словах да, нет, ага, ну‑ну, что ж, так § ПО; § 110, прим. 3 восклицательный знак при словах утвердительных и отрицательных,

В сложносочиненном предложении
запятая между частями сложносочиненного предложения (с соединительными, противительными, разделительными, присоединительными и пояснительными союзами) § 112

В сложноподчиненном предложении
запятая между главной и придаточной частями предложения § 115 перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят

Употребление кавычек
при прямой речи, расположенной в строку (в подбор) § 133, п. 1; 134–137 при выделении цитат § 140–148 при выделении чужих слов в авторском тексте… § 14

Последовательность расположения знаков
вопросительный знак, восклицательный знак(?!) § 154 вопросительный знак или восклицательный знак с многоточием (?..) (!..) (?!.) § 154 запятая, т

Оформление перечней и правила рубрицирования
римские цифры и прописные буквы в перечне § 164, пп. в); г); ж) римские цифры и прописные буквы вне текста (как заголовки) § 164, п. д) строчные буквы и арабские ц

Условные сокращения
Ав. – Л. Авилова Айт. – Ч. Айтматов Акун. – Б. Акунин Ам. – Н. Амосов А. Меж. – А. Межиров Ард. – В. Ардаматский Ас. – Н. Асеев