Что такое причастный и деепричастный оборот. Что такое деепричастный оборот: конкретные примеры

И деепричастия. О загадочности этих частей речи говорить не приходится: до сих пор не решен вопрос об их месте в морфологии русского языка. Основные их признаки, особенности и отличия рассмотрим в нашей статье.

Отглагольные образования

Неизвестной остается судьба этих частей речи. В современной школьной программе, в зависимости от автора учебно-методического комплекса, понятие о том, что такое причастия и деепричастия, трактуют по-разному. Некоторые авторы, как, например, Разумовская, справедливо считают их своеобразными формами глагола. Несомненно, доля истины в этом есть, поскольку образовались причастия и деепричастия именно от глагола.

Обе эти версии имеют право на существование, они логичны и каждая из них может быть по-своему аргументирована.

Вот такой он загадочный, русский язык. Причастие и деепричастие - особые формы, которые делают нашу речь более динамичной и красочной.

Оборот с причастием

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия и деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

Например: Девочка, гуляющая по летнему саду, любовалась природой . Если внимательно рассмотреть это предложение, то мы увидим, что от причастия «гуляющая» можно задать вопрос «где?». Ответом будет словосочетание «по летнему саду». Это означает, что перед нами причастный оборот. Гораздо грамотнее и красивее использовать обороты, чем бесконечно повторять слово «который».

Не забываем ставить запятые, если стоит после своего определяемого слова (здесь им является «девочка»). При синтаксическом разборе возникает вопрос: как его подчеркнуть? Здесь все просто: задаем вопрос от определяемого слова: (девочка) какая? На него отвечает второстепенный член предложения, всем нам известный - определение. Поэтому стоит целиком весь оборот подчеркнуть волнистой чертой.

В случае, когда оборот идет перед своим определяемым словом, все по-другому. Там не нужно ставить запятые. Синтаксическая функция у такого оборота иная - каждая часть речи в нем подчеркивается независимо друг от друга.

Деепричастный оборот

С ним дело обстоит немного иначе. Во-первых, само по себе деепричастие может не содержать никаких зависимых слов, но, тем не менее, будет выделяться запятыми. Лингвисты называют его одиночным.

Например: Не раздумывая, он бросился в горящий дом спасать людей.

Как видим, деепричастие очень сходно по значению с наречием (здесь отвечает на вопрос «как?»). Можно даже заменить его этой частью речи: Быстро он бросился в горящий дом спасать людей.

Как и в случает с братом-причастием, деепричастие может подчинять себе слова и образовывать тем самым оборот. Поскольку в предложении оно всегда выполняет только одну роль, его принято называть Со знаками препинания здесь не перемудришь: запятые ставятся абсолютно всегда. И не нужно смотреть, как расположено относительно этого оборота определяемое слово.

Например: Не выполнив домашнее задание, Миша отправился на прогулку.

От деепричастия «не выполнив» зададим вопрос «что?» и получим ответ - «домашнее задание». Перед нами - деепричастный оборот.

и деепричастий

Словообразование каждой части речи изучается школьниками, начиная с пятого класса. Некоторые из них (например, существительное и прилагательное) имеют несколько способов появления новых слов: не только приставочный и суффиксальный, но и сложение и аббревиацию. С причастиями и деепричастиями все проще: их основной способ словообразования - это суффиксальный. Именно по этой морфеме мы отличаем их от других частей речи.

Зная, что такое причастия и деепричастия, запомнить суффиксы будет нетрудно. Нужно знать несколько простых правил. Не забывайте, что причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

У действмиельных причастий, находящихся в настоящем времени, суффиксы такие: ущ/ющ (танцующий, поющий), ащ/ящ (кричащий, летящий) .

У страдательных - ем- (колеблемый), -ом- (влекомый), им (зависимый).

Когда причастия стоят в прошедшем времени, отличать их будем также по залогу.

Действ.прич. : -вш- (купивший), ш (выросший).

Страд.прич. : -т- (расколотый), -енн- (прокрученный), -нн- (вымерянный).

Главное, что нужно сделать - верно определить часть речи. Тогда суффиксы причастий, деепричастий запомнить намного проще. Тем более, они схожи между собой.

У деепричастий категории залога нет, они отличаются лишь по времени. Наст.вр.: -а (не спеша), -я (угадывая), -учи (будучи), -ючи (припеваючи) . Прошедшее время: -в (сделав), -вши(не знавши).

Заключение

Суффиксы причастий и деепричастий легко запоминаются на практике. Достаточно выполнить несколько упражнений на эту тему, чтобы закрепить их правописание. Несмотря на кажущуюся сложность этих глагольных форм, они не представят особого труда для тех, кто внимательно читает правило.

ЗАДАНИЕ 17: Предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Задание 17 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями и т.д.). Наибольшее количество ошибок связано с постановкой знаков при употреблении причастных (ПО) и деепричстных (ДО) оборотов. Чтобы не допускать ошибок, следует действовать по алгоритму.

АЛГОРИТМ.

1. Найдите все причастия и деепричастия.

2. Найдите те слова, от которых зависят причастия и деепричастия.

3. Определите границы оборотов (при помощи вопросов).

4. Подумайте: нет ли в предложении однородных оборотов (т.е. тех, которые зависят от одного слова).

Что полезно помнить о ПРИЧАСТИЯХ.

КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ, ДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАВШИЙ?

2. Причастия обозначают признак по действию . Ребёнок ИГРАЕТ - он ИГРАЮЩИЙ; ИГРАЛ - ИГРАВШИЙ; книгу ПРОЧИТАЛИ - она ПРОЧИТАННАЯ и т.д.

3. В предложении причастие зависит от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (или др.части речи в роли существительного; например, от местоимения).

4. Запомните суффиксы причастий .

Действительные причастия настоящего времени: АЩ, ЯЩ; УЩ, ЮЩ . ДумаЮЩий, клеЯЩий, ищУЩий.

Действительные причастия прошедшего времени: ВШ, Ш . ДумаВШий, клеиВШий, искаВШий.

Страдательные причастия настоящего времени: ИМ; ЕМ/ОМ . ЧитаЕМый, гонИМый.

Страдательные причастия прошедшего времени: ЕНН, НН, Т . ПостроЕННый, прочитаННый, покрыТый.

Что полезно знать о ДЕЕПРИЧАСТИЯХ.

1. Отвечают на следующие вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, СДЕЛАВ? КАК?

2. Деепричастия обозначают добавочное действие . Человек шёл, ОГЛЯДЫВАЯСЬ по сторонам; учёный прочитал рукопись, внимательно ИЗУЧИВ пометки автора и т.д.

3. В предложении деепричастие зависит от ГЛАГОЛА.

4. Запомните суффиксы деепричастий .

Деепричастия несовершенного вида: А, Я . ДелаЯ, работаЯ, слышА, кричА, держА.

Деепричастия совершенного вида: В, ВШИ, ШИ . СделаВ, увидеВ, опустиВШИсь, решиВШИсь, испёкШИ, засохШИ, заперШИ.

Такие суффиксы редко, но тоже встречаются: УЧИ, ЮЧИ . БудУЧИ, едУЧИ, играЮЧИ.

Что полезно знать об ОБОРОТАХ.

1. Оборот - это причастие/деепричастие + зависимые слова.

2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопросы от главного в обороте слова (от причастия или деепричастия) к словам вокруг него.

3. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками ВСЕГДА.

4. Причастный оборот в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками тогда, когда он стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО (главного) слова.

Старый ШТУРМАН, ПЕРЕНЁСШИЙ на своём долгом веку немало штормов, не растерялся в незнакомой ситуации.

Если причастный оборот стоит ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, то знаки мы не ставим.

НЕ РАСТЕРЯВШИЙСЯ в этой ситуации ОСТАП уклонился вправо.

Рассмотрим несколько примеров из задания 17.

1. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

1. Взлетев, очертив - деепричастия.

2. Взлетев КАК? неожиданно высоко. Взлетев НАД ЧЕМ? над равниной. Неожиданно высоко взлетев над равниной - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифр 1 и 3 ставим запятые.

3. Очеритив ЧТО? пространство. Пространство КАКОЕ? над горизонтом. Очертив пространство над горизонтом - тоже деепричастный оборот. Ставим знак в цифре 4.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ИСЧЕЗ. Где он стоит относительно оборотов - для нас не важно. ДО всё равно обособляются.

Ответ: 134.

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

1. Пройдя и почувствовав - деепричастия.

2. Пройдя ЧТО? не один десяток вёрст. Это деепричастный оборот.

3. Почувствовав ЧТО? сильную усталость. Это тоже деепричастный оборот.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ПРИЛЁГ. Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 1 и 2, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 3 знак нужен, потому что в предложении ДО следует выделять знаками.

4. Стоявшей - причастие. Стоявшей КАК? сиротливо. Стоявшей ГДЕ? на берегу степного пруда. После цифры 4 идёт ПО. Он зависит от слова ВЕТЛЫ (ветлы КАКОЙ? стоявшей...). Т.к. ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, запятую ставим (в цифре 4).

3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

1. Создавшей и верившей - причастия.

2. Создавшей ЧТО? совершенно неповторимый поэтический мир. Это причастный оборот.

3. Верившей КАК? свято. Верившей ВО ЧТО? в свою музу. Это тоже причастный оборот.

4. Главное слово для обоих ПО - Марины Цветаевой. Марины Цветаевой КАКОЙ? Создавшей... и верившей... . Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 2 и 3, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 1 знак нужен, потому что ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова.

4. Вокруг было только торжественное море (1) посеребрённое луной (2) и (3) усеянное звёздами (4) небо.

1. Посеребрённое, усеянное - причастия.

2. Псеребрённое ЧЕМ? луной. Это причастный оборот. Он зависит от существительного МОРЕ. Море КАКОЕ? посеребрённое луной. Причастный оборот стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, и поэтому мы должны выделить его запятыми.

3. Усеянное ЧЕМ? звёздами. Это причастный оборот. Он зависит от существительного НЕБО. Небо КАКОЕ? усеянное звёздами. Причастный оборот стоит перед ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, и поэтому мы НЕ выделяем его запятыми.

4. Обратите внимание, что между оборотами стоит союз И. Многие решат, что он соединяет именно два оборота, и потому они являются однородными. Но это не так. Эти обороты однородными быть не могут, поскольку зависят от разных слов. Союз И соединяет слова МОРЕ и НЕБО. Именно поэтому мы рассматриваем эти обороты отдельно друг от друга. В первом случае мы оборот знаками ВЫДЕЛЯЕМ, а во втором случае мы оборот знаками НЕ ВЫДЕЛЯЕМ.

Задание 1 #4286

Заслышав такой неистовый стук в ворота (1) Феня (2) столь напуганная часа два назад (3) и все ещё от волнения (4) не решавшаяся лечь спать (5) была испугана теперь вновь почти до истерики.

Заслышав - деепричастие. Заслышав такой неистовый стук в ворота - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Напуганная - это причастие. Столь напуганная часа два назад - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “Феня”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 2 должна стоять запятая.

Не решавшаяся - причастие. Все ещё от волнения не решавшаяся лечь спать - причастный оборот. Он также относится к определяемому слову “Феня” и стоит после него. ПО в этом случае обособляется, поэтому на месте цифры 5 должна стоять запятая.

Между двумя ПО стоит союз “и”, они являются однородными членами предложения, соединенными сочинительной связью, поэтому на месте цифры 3 запятая не ставится.

Ответ: 125

Задание 2 #4287

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Проезжающие по большой орловской дороге (1) молодые чиновники и другие незанятые люди до сих пор ещё могут заметить огромный деревянный дом (2) совершенно заброшенный (3) с провалившейся крышей и (4) наглухо забитыми (5) окнами (6) выдвинутый на самую дорогу.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Проезжающие - причастие. Проезжающие по большой орловской дороге - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова/слов. Определяемые слова - чиновники и люди. ПО стоит перед ними, поэтому запятая на месте цифры 1 не ставится.

Заброшенный - причастие. Совершенно заброшенный - причастный оборот. Определяемое слово - “дом”. ПО стоит после определяемого слова, поэтому он обособляется. Запятые нужно поставить на месте цифр 2 и 3.

Забитыми - причастие. Наглухо забитыми - причастный оборот. Определяемое слово - “окна”. Оно занимает позицию после ПО, поэтому не обособляется, запятые на месте цифр 4 и 5 не нужны.

Выдвинутый - причастие. Выдвинутый на самую дорогу - ПО. Определяемое слово - “дом”, оно стоит перед ПО, поэтому на месте цифры 6 должна стоять запятая.

Ответ: 236

Задание 3 #4288

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полностью разорившись (1) отправился он в Петербург (2) искать себе места (3) и умер в нумере гостиницы (4) не дождавшись никакого решения.

Необходимо найти все причаcтия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Разорившись - деепричастие. Полностью разорившись - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Не дождавшись - деепричастие. Не дождавшись никакого решения - деепричастный оборот. На месте цифры 4 должна стоять запятая.

Ответ: 14

Задание 4 #4289

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если бы хотя один сделал свои заметки сплошь на всю книгу (1) не пропуская ни одного листа её (2) и принялся бы читать её (3) взявши в руки перо (4) и положивши перед собою лист почтовой бумаги (5) и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и все происшествия (6) случившиеся перед его глазами.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Не пропуская - деепричастие. Не пропуская ни одного листа её - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Взявши (взяв) - деепричастие. Взявши в руки перо - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифры 3 должна стоять запятая.

Положивши (положив) - деепричастие. Положивши перед собою лист почтовой бумаги - ДО, он всегда обособляется. На месте цифры 5 должна стоять запятая.

Между двумя ДО стоит союз “и”, они являются однородными членами предложения, соединёнными сочинительной связью, поэтому на месте цифры 4 запятая не ставится.

Случившиеся - причастие. Случившиеся перед его глазами - причастный оборот. Определяемое слово - “происшествия”. Оно стоит перед ПО, в этом случае ПО обособляется. На месте цифры 6 должная стоять запятая.

Ответ: 12356

Задание 5 #4290

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Таким образом одевшись (1) покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам (2) озарённым тощим освещением из (3) кое-где мелькавших (4) окон.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Одевшись - деепричастие. Таким образом одевшись - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифры 1 должна стоять запятая.

Озарённым - причастие. Озарённым тощим освещением из кое-где мелькавших окон - причастный оборот. Определяемое слово - “улицам”. ПО стоит после определяемого слова, поэтому он обособляется. На месте цифры 2 должна стоять запятая.

Мелькавших - причастие. Кое-где мелькавших - причастный оборот. Определяемое слово - “окон”. ПО стоит перед ним, следовательно, не обособляется. На месте цифр 3 и 4 запятые не нужны.

Ответ: 12

Задание 6 #4291

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нехлюдов оделся в вычищенное и (1) приготовленное на стуле (2) платье и вышел в столовую с огромным дубовым буфетом и таким же большим раздвижным столом (3) имевшим что-то торжественное в своих (4) широко расставленных в виде львиных лап (5) резных ножках.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Приготовленное - причастие. Приготовленное на стуле - причастный оборот. ПО обособляется, если стоит после определяемого слова. Определяемое слово - “платье”. ПО стоит перед ним. На месте цифр 1 и 2 запятые не нужны.

Имевшим - причастие. Имевшим что-то торжественное в своих широко расставленных в виде львиных лап резных ножках - причастный оборот. Определяемое слово - “столом”. ПО стоит после определяемого слова, следовательно, обособляется. На месте цифры 3 должна стоять запятая.

Расставленных - причастие. Широко расставленных в виде львиных лап - причастный оборот. Определяемое слово - “ножках”. ПО стоит перед определяемым словом, поэтому не обособляется. На месте цифр 4 и 5 запятые не нужны.

Окончившие - это причастие. Окончившие важные домашние занятия - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Поговорившие - это причастие. Поговорившие со своим доктором о погоде и о небольшом прыщике - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 2 и 4 должны стоять запятые.

Вскочившем - причастие. Вскочившем на носу - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “прыщик”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 4 и 5 должны стоять запятые.

Показывающих - это причастие. Показывающих большие дарования - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 6 должна стоять запятая.

Ответ: 12456

    Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами. Причастие - это часть речи, сочетающая в себе признаки глагола и прилагательного. Его можно найти по схематичным словам-подсказкам: делающий-делавший (для действительных причастий), делаемый-сделанный (для страдательных).

    Если причастный оборот находится до главного слова, он запятыми в тексте не выделяется, если после - выделяется:

    Ожидающие багажа пассажиры столпились у транспортера.

    Пассажиры, ожидающие багажа , столпились у транспортера.

    И причастие, и причастный оборот целиком в предложении всегда выполняет роль определения.

    Деепричастие отвечает на вопросы что делая? или Что сделав? И одиночное деепричастие, и деепричастный оборот обособляются на письме запятыми, являются обстоятельствами.

    Исключения составляют случаи, когда деепричастие переходит в разряд наречия, тогда и в синтаксической структуре оно рассматривается именно как наречие.

    В русском синтаксисе причастный оборот представляет собой причастие с зависимыми словами. В предложении он, как правило, является целостной синтаксической структурой, то есть не делится на части, и выполняет роль определения.

    Волки избегают дорог, проложенных человеком.

    Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется всегда.

    Но есть случаи выделения этого оборота и тогда, когда он находится далеко от определяемого слова, например:

    По небу, гонимые ветром , бежали рваные, хмурые облака .

    Если причастный оборот имеет обстоятельственное значение причины или уступки , даже если он находится перед определяемым существительным, его выделяют запятыми, например:

    Испуганный треском петард , щенок забился под скамейку.

    Уставший от волнения на экзамене , мальчик быстро уснул.

    Деепричастный оборот составляет само деепричастие в окружении зависимых слов.

    Шумя и играя на перекатах, несла свои воды река.

    Этот оборот выделяется в предложении всегда, кроме некоторых особых случаев, например, если деепричастный оборот является однородным обстоятельством наряду с наречием и между ними стоит союз и :

    Он говорил лениво и чуть растягивая слова .

    Для того, чтобы разобраться с оборотами, нужно вспомнить что такое причастие и деепричастие.

    Причастие обозначает признак предмета, а деепричастие- признак глагола.

    Причастие отвечает на вопрос: какой? какая? , а деепричастие: что делая, что сделав ?

    Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами.

    Соответственно деепричастие с зависимыми словами- это называется деепричастный оборот.

    Причастный оборот в предложении в большинстве случаев выступает в форме определения.

    Примеры причастий : смотрящий, рассматривающий, думающая, мечтающий и т.п

    Пример причастного оборота : Девушка, сидевшая у костра , выглядела притягательно.

    Сидевшая у костра- это и есть причастный оборот.

    Так как он стоит в середине предложения, то должен выделяться запятыми с двух сторон.

    Если причастный оборот стоит в начале предложения, то тогда выделять его запятой не нужно.

    Если в конце, то перед оборотом ставится запятая.

    Например: Одевшая красное пальто девушка выглядела сногсшибательно.

    Выглядела сногсшибательно девушка, одевшая красное пальто.

    Примеры деепричастий : узнавая, читая, отперев, прочтя.

    Деепричастный оборот всегда выделяется запятой.

    Да, с точки зрения синтаксического разбора предложения, причастный оборот всегда выполняет функцию определения (потому что отвечает на вопрос Какой/какая/какое/какие? и является признаком).

    Например:

    1. ребенок, играющий в саду - ребенок (какой?) играющий
    2. сильный ветер, разгоняющий облака - ветер (какой?) разгоняющий

    В то время как деепричастный оборот будет выступать в предложении в синтаксической роли обстоятельства и отвечать на вопрос как?:

    1. ветер усиливался, разгоняя облака - усиливался (как?) разгоняя = обстоятельство образа действия
    2. спокойно играя в саду, ребенок остался без внимания взрослых
  • Причастный оборот-это причастие с зависимыми словами а деепричастный оборот это деепричастие с зависимыми словами!

    Причастный оборот: я увидела кота, лакающего из миски.

    Он слушал музыку, доносящуюся из приемника.

    Деепричастный оборот: Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

    Гусь, увидя детей, улетел.

    Причастный оборот это ничто иное как причастие с зависимыми словами. В предложении он выступает в качестве определения, поскольку определяет существительное. Его выделяют запятыми в том случае, если он стоит после определяемого существительного.

    Деепричастный оборот это деепричастие с зависимыми словами. В предложении он выступает в качестве обстоятельства и всегда отделяется запятыми.

    Причастным оборотом в русском языке принято называть причастие с зависимым словом.

    Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит в предложении после существительного, признак которого обозначает. Если стоит до существительного, то запятыми не выделяется.

    Дедушка, приехавший к нам, был очень болен .

    Приехавший к нам дедушка отправился отдохнуть .

    Деепричастием мы называем признак глагола, а деепричастным оборотом - деепричастие в купе с зависимым от него словом. В предложениях деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, в каком бы месте он не находился.

    Описав круг, бумажный самолетик рухнул за поленницу дров .

    Мать вошла в двери, снимая на ходу перчатки .

    Деепричастный оборот деепричастие с зависимыми словами и отвечает на вопросы: как? когда? почему? с какой целью? каким образом?. Например: Вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из улья пчелы. В этом предложении деепричастный оборот выделяется запятыми. А причастный оборот - причастие с зависимыми словами, то есть глагол + прилагательное. Отвечает причастие на вопросы: какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? Например: летающий, обезумевший.

    Причастный оборот представляет собой причастие совместно с зависимыми словами. Причастный оборот всегда в предложении является определением, так как он определяет стоящее перед ним или после него существительное. Выделяется запятыми причастный оборот только, если он стоит после определяемого существительного, если же перед, то не выделяется запятыми.

    Например:

    На берегу стоял мальчик, ожидающий пароход.

    Деепричастный оборот представляет собой деепричастие совместно с зависимыми словами. Деепричастный оборот в предложении выступает в роли обстоятельства. Запятыми выделяется всегда.

    Например:

    Маша шла домой, припевая песню.

    Чтобы запомнить правила и потренироваться в определении отличать одно от другого существуют много тестов как для домашнего использования, так и онлайн. Предлагаю Вашему вниманию несколько:

    тест по русскому языку Захарьиной

    Могут встречаться егэшные вопросы

    А на этом портале можно подробнее почитать о синтаксических ловушках, в каких случаях деепричастный оборот нельзя употреблять совершенно и почему.

Причастия и деепричастия

Правило: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутно. Правило: В суффиксе -енн- после шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится [о]: сожжённый, решённый. Правило: В кратких страдательных причастиях пишется одна буква н: прочитан, рассказана. Правило: Если причастие образовано от глаголов на -ать, -ять, то перед -нн- и -н- пишутся буквы а или я: вспахать — вспаханный — вспахан; обязать — обязанный — обязан. Если причастие образовано от любых других глаголов (не на -ать или -ять), то перед -нн- и -н- пишется буква е: изучить — изученный — изучен. Правило: В полных страдательных причастиях с суффиксами -енн- и -нн- пишутся две буквы н (нн), если:

1) причастие имеет приставку (кроме не): сваренная рыба, вспаханное поле;

2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в масле рыба;
3) причастие совершенного вида: решённый пример;
4) причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, (-ирова-): маринованные грибы, асфальтированное шоссе. Если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним н: варёная рыба, жареная рыба.
(cтр.146)
Правило: Не с полными причастиями пишется раздельно:
1) если причастие имеет зависимые слова, т.е. образует причастный оборот: На столе лежало не отправленное мною письмо. — На столе лежало неотправленное письмо;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом а: В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. Не с полными причастиями пишется слитно:
1) если не имеет зависимых слов: непрекращающийся дождь;
2) если причастие без не не употребляется: ненавидящий взгляд. С краткими причастиями частица не пишется раздельно: Письмо не отправлено. Книга не прочитана.(cтр.146)

Правило: Частица не с деепричастиями пишется раздельно: Ответил не задумываясь.
Правило:
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми: Сердито воя, дует холодный осенний ветер. Дует, сердито воя, холодный осенний ветер. Холодный осенний ветер дует, сердито воя.

Причастия имеют ряд соответствий среди прилагательных, частью по своему происхождению восходящих к причастиям. Сюда относятся:

1) Действительные причастия настоящего времени и прилагательные с тем же корнем:
Краснеющий — красный;
синеющий — синий;
белеющий — белый.

2) Причастия настоящего времени действительного залога (а также возвратные) и прилагательные с суффиксом -учий, -ючий, -ачий, ячий, являющиеся по происхождению древнерусскими причастиями:
Сыплющийся — сыпучий;
сидящий — сидячий;
колющий — колючий.

3) Действительное причастие настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательное, совпадающее со страдательным причастием настоящего времени с отрицательной приставкой не-: Не сгорающий — несгораемый;
не увядающий — неувядаемый;
не промокающий — непромокаемый.

4) Страдательные причастия настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательные с приставкой не- и суффиксом -имый:
Не допускаемый — недопустимый;
не побеждаемый — непобедимый;
не укрощаемый — неукротимый.

5) Действительные причастия прошедшего времени и прилагательные, образовавшиеся из причастий с суффиксом -лый:
Загоревший — загорелый;
пригоревший — пригорелый;
посиневший — посинелый.

6) Дальше по значению от причастий бесприставочные прилагательные на -лый, не имеющие вполне соответствующих им причастий; для них имеются только более далекие причастия с приставками:
Поспевший — спелый;
созревший — зрелый;
завядший — вялый.

7) Страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, которые образовались из этих причастий; обычно первые с приставками, а вторые без приставок:
Сваренный — вареный;
натертый — тертый;
разбитый — битый.

8) Действительные и страдательные причастия и омонимичные с ними прилагательные, образовавшиеся из этих причастий:
а) Камень, блестящий на солнце — блестящий доклад.
Мыс, выдающийся в море — выдающийся деятель.
Блуждающие в лесу шакалы — блуждающая улыбка. Директор, вызывающий техника — вызывающий тон.
б) Уважаемый всеми человек — уважаемый товарищ.
Управляемая шофером машина — управляемый аэростат.

tbobolovich.narod.ru

Причастие и деепричастие

Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?

Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.

· наличие полной и краткой формы;

-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ);

-вш-/-ш- (действительные причастия ПВ);

-ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ);

-нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ).

Синтаксическая роль – обстоятельство.

Девушка шла по улице, улыбаясь .

Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого.

Особенности причастного и деепричастного оборотов

Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Материал по русскому языку (6 класс) на тему:
    Таблица «Отличие причастия от деепричастия»

    Таблица поможет разобраться в отличиях причастия от деепричастия

    Предварительный просмотр:

    Таблица1. Различия причастия и деепричастия

    Что дела ющ ий? Что сдела вш ий? Что сдела нн ый? Что дела ем ый?

    КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

    Что дела я? Что сдела в? Что сдела вши?

    Развива ющ ийся, запомни вш ий, написа нн ый, двига ем ый

    Развива я, запомни в, написа вши

    Относится к имени существительному (местоимению)

    Относится к глаголу (сказуемому)

    Настоящего времени: -ущ-(ющ), — ащ-(ящ) – действительн.

    Ем-, -им- – страдательные

    Вш-, -ш- – действительные

    Нн-, -енн-, -т- – страдательные

    Несовершенного вида (наст. времени):

    Совершенного вида (прош.времени):

    Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами

    ПО – это обособленное определение

    Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами

    ДО – это обособленное обстоятельство

    üНа крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей.

    ü Пьер долго не мог заснуть, думая о случившемся.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок повторения и обобщения изученного материала по темам «Причастие» и «Деепрчастие». Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Урок построен с применением модульной технологии. Прилагается пре.

    Конспект урока по русскому языку по обобщению изученного в форме игры «Звездный час».

    Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе «Учитель года». Класс, которому я давала урок, был мне незнаком (таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а.

    Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской.

    Подобранный материал контрольной работы позволяет проверить знания по темам: «Причастия» и «Деепричастия» наиболее полно.

    Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов.

    Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему:»Причастие и деепричастие». Задания отрабатывают ор.

    2.7. Причастие и деепричастие

    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий ) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6.

    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

    1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

    писать – писавший, решать – решавший.

    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

    нести – нёсший, везти – вёзший.

    2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

    3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся. Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

    4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:

    Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.

    В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.

    арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

    2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:

    При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.

    1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.

    Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:

    поющая девочка, рисовавший мальчик.

    Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н-), -енн- (-ен-), -т-) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:

    читаемая книга, купленный журнал.

    В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

    Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

    2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся.

    В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:

    одобряемый всеми проект – одобряющийся всеми проект.

    В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.

    Ср.: построенный дом – строящийся дом.

    Следует помнить , что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

    Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой; ящик, сделанный столяром.

    Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.

    Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.

    3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени . Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:

    Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

    При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:

    брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

    Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:

    будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

    Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

    Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

    бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

    Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут ):

    весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

    Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть:

    беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

    Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

    арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

    2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:

    купить – купив, решить – решив.

    От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

    В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

    Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

    3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

    Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку ).

    Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову ). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову ) является ошибкой!

    Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал ).

    Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

    Морфологические особенности

    Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, прилагательному или глаголу.

    Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
  • Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных частей речи, имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

    Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

    Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

    Деепричастие

    Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).
  • Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

    Чем отличаются

    В первую очередь, нужно отметить, что деепричастие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

    Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).
  3. Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  4. определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  5. частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).
  6. Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

    Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.