Нравственные проблемы в повести шинель. Герои и проблематика ранней романтической прозы Горького

Какую проблему поднимает Гоголь в повести Шинель?

    В повести Н.В. Гоголя Шинель сюжетообразующей является проблема человеческого достоинства маленького человека. Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин как умеет борется за свое достоинство и право на лучшую жизнь.

    Писатель продемонстрировал социальную несправедливость и жестокость по отношению к маленьким, но добросовестным и честным людям. Он напоминает, что уважения достойны все люди, вне зависимости от их социального положения.

    В то же время, в образе Башмачкина автор олицетворяет и неприглядные стороны психологии мелкого обывателя: примитивность ума (кроме переписывания чужих слов Башмачкин ни на что больше оказался не годен), мелочность устремлений (покупка шинели как цель жизни). Все это заставляет искать истоки трагедии не только во внешних обстоятельствах, но и во внутреннем мире героя.

    Н.В.гоголь повесть Шинель написал в 1841 году. Жизни так называемого маленького человека в тогдашнем обществе раскрыта автором на все сто.

    Маленький человек и общество - вот главная проблема, которая отражена в повести Гоголя Шинель. Также в ней хорошо видна проблема, которая и в наше время актуальна - хищения казнного имущества.

    Повесть Шинель написана Николаем Гоголем в 1841 году. Повесть входит в состав Петербургских повестей.

    Николай Васильевич Гоголь - уникальный писаль. Ему присуща манера в своих произведениях в шуточной или анектодической манере поднимать очень серьйозные проблемы.

    Основная пробема, которую поднимает Гоголь в повести Шинель - проблема социального неравенства.

    Он проводит четкую градацию между значительным лицом, которого изображает жестоким и безразличным и маленьким человечком, который из-за своего положения в обществе живет примитивной, забитой жизнью.

    Этой повестью Гоголь хочет заявить о правах маленьких людей, об их потребностьях, мечтах, интересах. Ведь в обществе все люди должны быть равноправными, независимо от того, какую должность они занимают.

    Гоголь посвятил свое произведение проблеме маленького человека, вечного титулярного советника, над которым вечно подтрунивают значительные лица. Гоголь критикует общественный строй своего времени, изобличая его фальшь, жестокость и лицемерие.

    Акакий Акакиевич - безропотный переписчик различных документов, его жизнь предсказуема и лишена чего-либо интересного. По сути, этот персонаж вообще лишен жизни, он - аморфное существо, которое постоянно терпит обиды от вышестоящих лиц и испытывает унижение, но при этом не делает ничего, чтобы ситуация изменилась.

    Самое заветное желание Башмачкина - получить новую шинель. Это очень похоже на реалии современного мира, в котором очень многие люди гонятся за такими незначительными вещами.

    Гоголь хоть и шутит над Акакием, но вместе с тем сочувствует ему и призывает читателей быть более внимательными к маленьким людям.

Цели урока:

Оборудование урока: портрет В.Г. Распутина

Методические приёмы:

Ход урока

I . Слово преподавателя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) — один из признанных мастеров «деревенской прозы» один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и не мудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»»

Урок 4. Актуальные и вечные проблемы

в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»

Цели урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу.

Оборудование урока: портрет В.Г. Распутина

Методические приёмы: лекция преподавателя; аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров «деревенской прозы» один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и не мудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.

В повести «Прощание с Матерой» Распутин идет от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. В повести писатель отразил общие тенденции, опасные прежде всего с точки зрения нравственного здоровья нации.

II . Аналитическая беседа

Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матерой»?

(Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будто последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями (не только В. Распутиным), исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

В чем смысл конфликта повести Распутина?

(Конфликт в повести «Прощание с Матерой» относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?

«Новое в повести поставило цель пополам переломить старое вековые устои жизни. Начало этого перелома было положено еще в годы революции. Революция дала права людям, которые за устремленностью к новой жизни не хотели и не могли оценить то, что было создано до них. Наследники» революции, прежде всего, разрушают, творят несправедливость, выказывают свою недальновидность и недалекость. По специальному постановлению у людей отнимают дома, построенные их предками, добро, нажитое трудом, отнимают саму возможность работать на земле. Здесь извечный русский вопрос о земле решается просто. Он состоит не в том, кому должна принадлежать земля, а в том, что эта земля попросту выводится из хозяйственного оборота, уничтожается. Таким образом конфликт приобретает социально-исторический смысл.)

Как развивается конфликт в повести? Какие образы противопоставлены?

(Главная героиня повести - старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Ее дом является последним оплотом «обжитого» мира в противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики со стороны. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порешить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди - лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель - промышленное развитие края, строительство электростанции - достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.)

В чем драматизм конфликта?

(Драматизм конфликта в том, что Дарье, ее любовному, бережному отношению к Матере, противопоставлены и ее собственные сын и внук - Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции.)

В чем видит Дарья причины происходящего?

(Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матеры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов - «совесть иметь и от совести не терпеть».)

Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «покуль могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки... изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».)

Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село» (вспомним героиню Солженицына из рассказа «Матренин двор»).)

Через что раскрывается образ Дарьи?

(Раскрывается глубина образа Дарьи и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.)

Какова роль речи Дарьи?

(Речевая характеристика героини занимает большое место в повести. Это и размышления Дарьи, и ее монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.)

Читаем и комментируем ключевые сцены, раскрывающие образ Дарьи: сцена на кладбище, спор с Андреем (глава 14), сцена прощания с избой, с Домом.

Слово преподавателя.

«Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого» - так писал о своих героинях Распутин. Сила характеров любимых героев писателя - в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.

Как проявляется философский план конфликта в повести?

(Частный конфликт - уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского - противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков - смеха, песен, стрекота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев. Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в тутошней жизни».)

(Распутин использует один из традиционных символов жизни - дерево. Старая лиственница - «царский листвень» - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие - бензопила - не могут справиться с ним.

В повести много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда дней Матеры - ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато смиренно прощаясь с избой». С этим образом связан и образ Хозяина - духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте». Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором скрывается остров: Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».

Главный же символ является читателю уже в заглавии. «Матера» - это и название деревни, и острова, на котором она стоит (этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, а метафорическое название России, родной страны, где «от края до края... хватало... и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».)

III. Заслушиваем сообщения по индивидуальным заданиям (даются заранее): образ огня (пожара) - главы 8, 18, 22; образ «лиственя» - глава 19; образ «Хозяина» - глава 6; образ воды.

I V . Итог урока

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...» Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине...» Жизнеутверждающим представляется символический образ зерна, прорастающего сквозь мякину, «почерневшую солому». Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «все нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не «оставило без надежды и будущего» все «племя» людей. Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

Дополнительные вопросы:

1. После выхода повести «Прощание с Матерой» критик О. Салынский писал: «Трудно понять Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары... А Дарья, хотя у нее есть и дети и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для героев В. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается... Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые, безнравственные… истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а ее имитацией».

Согласны ли вы с мнением критика? В чем он, по-вашему, прав, а с чем вы готовы поспорить? Обоснуйте свой ответ.

2. Какую роль играют в повести смысловые антитезы: Матера - новый поселок на правом берегу Ангары; старики и старухи - люди-«обсевки». Продолжите ряд противопоставлений.

3. Какова роль пейзажа в повести?

4. Какими средствами создается в повести образ Дома? В каких произведениях русской литературы встречается этот образ?

5. Что общего вы видите в названиях распутинских произведений? Какое значение имеют заголовки его повестей?

В основе этого произведения лежит бесхитростная ситуация – у постели умирающей матери встречаются братья и сестры, давно покинувшие ее в поисках лучшей доли. Настроившись на подобающий моменту скорбно-торжественный лад, предстают они перед лицом старухи-матери, доживающей последние дни в доме одного из сыновей – Михаила. Только ведь час смерти не запланируешь, и старуха Анна, вопреки всем прогнозам, не спешит умирать.” Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать. Находясь на грани, она то слабеет, то вновь возвращается к жизни. Взрослые дети, предусмотрительно приготовившие и траурную одежду, и ящик водки на поминки, обескуражены. Однако они не спешат воспользоваться выпавшими на их долю часами отсрочки смерти и пообщаться с матерью. Сковавшее всех в первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение, постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными – о заработках, о грибах, о водке. Возрождается обыкновенная жизнь, выявляющая и сложность в отношениях, и разность взглядов. В повести переплетаются трагические и комические моменты, возвышенное, торжественное и заурядно-бытовое. Автор намеренно воздерживается от комментария к происходящему, передавая лишь течение событий. Да и вряд ли к этой ситуации могут потребоваться пояснения. А что жеАнна, доживающая последние дни? Дни подведения итогов, наполненные размышлениями о пережитом. Перед глазами умирающей проходит вся жизнь с ее радостями и страданиями. Хотя много ли у нее было радостей? Разве, что это, запомнившееся с молодых лет: теплая парная после дождя река, потемневший песок.” И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту, смотреть своими глазами на его красоту,… что у нее кружится голова и сладко, взволнованна ноет в груди. Вспоминаются и грехи, как на исповеди. А самый тяжкий грех – это то, что в голодное время доила она потихоньку бывшую свою корову, по привычке забредающую на старый двор. Сдаивала то, что оставалось после колхозной дойки. Да разве же для себя? Ребят спасала. Так и жила: работала, терпела несправедливые обиды от мужа, рожала, оплакивала сыновей, погибших на фронте, выживших и выросших детей провожала в дальние края. Одним словом, жила так, как жили миллионы женщин того времени – делала то, что было необходимо. Она не боится смерти, потому что выполнила свое предназначение, не зря прожила на свете.

Невольно удивляешься мастерству писателя, сумевшего так тонко отразить переживания старой женщины.

Повесть” – произведение неоднозначное по своей тематике. Смерть матери становится моральным испытанием для ее взрослых детей. Испытанием, которое они не прошли. Черствые и равнодушные, они не только не испытывают радость при неожиданной надежде на выздоровление матери, но и досадуют, словно она их обманула, нарушила планы, использовала время. Как результат этой досады, возникают ссоры. Сестры обвиняют Михаила в недостаточно хорошем обращении с матерью, срыная на нем нервное напряжение, демонстрируя снос прспосходство над необразованным братом. И Михаил устраивает сестрам и брату беспощадный экзамен:” А что,- кричит он,- может кто-нибудь из вас заберет ее? Кто из вас больше всех любит мать?. И никто не принял этого вызова. И это имеет свои корни – черствость, равнодушие, эгоизм. Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком – добра, гуманности, сострадания, любви. На примере одной семьи писатель раскрыл черты, присущие всему обществу, напомнил нам о том, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения.

Распутин, Сочинение

Рубеж между XIX и XX веком, а точнее 90-е годы XIX века - это время возрождения такого необоснованно забытого направления в литературе, как романтизм. Классическому романтизму, существовавшему в 18 веке не суждено было суждено возродиться в первозданном виде - теперь он имел новые черты. А потому и назван был позже "неоромантизмом". Особо ярко романтические тенденции отразились в творчестве молодого писателя Алексея Пешкова, писавшего под псевдонимом - Максим Горький. В своих ранних рассказах, таких как "Макар Чудра", "Челкаш", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике" и, конечно же, "Старуха Изергиль", автор во главу сюжета ставит три основных блока проблем. Во-первых, это вопросы свободы человека. Свободы от чего-то или кого-то, и прежде всего от самого себя. Эта проблема нашла свое отражение в рассказе "Старуха Изергиль". Здесь автор выступает в роли слушателя и собеседника.

В ранних рассказах Горького большое место занимают различные легенды, сказки, рассказанные старыми, мудрыми людьми. За их спиной бурная жизнь, полная событий - та жизнь, которая и дала им богатейший жизненный опыт. Таков цыган - Макар Чудра, такова и старая молдаванка Изергиль. В основе рассказа лежат три сюжетные линии: две легенды, контрастные друг другу и история самой Изергиль. Горький считает, что главное призвание человека - "светить миру", быть свободным от низких предрассудков толпы и прежде всего от самого себя. Ларра - герой первой легенды, стал заложником самого себя. Он изображается "сверхчеловеком" - сыном орла и женщины. Несомненно он сильная личность, противопоставленная толпе. Будучи "сверхчеловеком" Ларра возгордился, сделал вывод о своем превосходстве над людьми. Являясь слишком гордым, себялюбивым, Ларра ни во что не ставил законы человеческого общежития. Поставив себя выше толпы, он совершает преступление - убивает отвергнувшую его девушку. Люди, не простив такого зла, изгоняют его из своей среды, обрекая на вечное одиночество. Однажды, не выдержав его, Ларра попытался покончить с собой. Но не только людьми был наказан герой за гордыню, силы свыше также наказали его, даровав бессмертие: "Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему". Слишком поздно Ларра понял свою ошибку: одинокий человек счастлив быть не может. Так и бродит он в поисках своей смерти, и не находит ее. "И только тень, оставшаяся от него, напоминает о грехе гордыни".

Совершенно противоположным Ларре рисуется герой второй легенды - храбрый и отважный Данко. В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Данко играет роль вожака. Бесконечно любя свой народ, жертвуя собой ради спасения других, он вырывает свое сердце из груди, чтобы осветить им путь. Здесь,как и в первой легенде, Данко возвышается над головами своих соплеменников: жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Выйдя из леса, когда все осталось позади, люди быстро забывают о погибшем ради них же герое. По словам рассказчицы Изергиль "лишь голубые искры, летающие по степи" напоминают о его подвиге. Этот герой в противоположность первому - свободен. Его свобода выражается в том, что он живет не для себя, а для других людей - для своего племени. Он готов пожертвовать всем, что есть у него дорогого и даже самым бесценным - своей жизнью, своим "горячим сердцем". Такой поступок Данко М. Горький расценивает как подвиг, как высшую степень свободы, свободы от самого себя и обстоятельств внешнего мира. Эти две легенды противопоставлены друг другу. "Свободный" Данко противостоит несвободному, зависящему от традиций, гордыни и самого себя Ларре.
Вторая проблема, решаемая Горьким в своих ранних произведениях, - это проблема человека как личности вообще. Люди абсолютно разные сами по себе: кто честен и отважен, а кто глуп и трусоват. Тема подвига и благородства звучит в рассказе "Песнь о Соколе", написанном в 1895 году. Образ Сокола аллегоричен. Под этой гордой птицей понимается человек-борец: сильный и отважный. "О, если б в небо хоть раз подняться!... Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!", - презрение к смерти, храбрость и ненависть к врагу слышим мы в этих словах. Такие как Сокол поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость: "...в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

И, наконец, третья проблема, нашедшая свое решение в ранней прозе писателя. Это противостояние, вызов сильного духом человека окружающему его миру, серости и посредственности. Такие люди, как правило, имеют обостренное чувство справедливости, высокие моральные и нравственные идеалы. Таким героям обычно противопоставлен антипод, антигерой - человек, придерживающийся иной точки зрения, не всегда нравственной и моральной. Между ними обязательно возникает конфликт, который и ложится в основу сюжета. Таковыми являются Челкаш и Гаврила в рассказе по имени одного из героев - "Челкаш". Автор рисует внешне непривлекательного героя - Гришку Челкаша - заядлого пьяницу и вора. Противопоставлен ему Гаврила - забитый жизнью, а потому и не слишком доверчивый деревенский парень. На первый взгляд может показаться, что носителем истины является последний герой. Но как бы мы ошиблись, не прочитав произведения полностью! После удачно совершенного дела герои делят выручку пополам. Гаврила, впервые увидев такие большие деньги, не выдержал. В момент он превращается из жалкого и бедного деревенского парня в алчного и беспринципного: кидается в колени Челкашу, вымаливая у того все деньги. Мало того, ради них он готов был убить подельника и сбросить того в море. Челкаш, пусть он и вор, и пьяница никогда бы не смог опуститься до такого. Чувство собственного достоинства, высокие моральные качества - вот, что отличает человека от серой толпы, пренебрегающей такими составляющими ради денег, наживы и славы.
Все три вышеобозначенные проблемы и определили художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Сюжет многих его произведений строится на противостоянии двух идей, одна из которых несет в себе идею свободы, правды и силы. А другая, противостоящая ей, самим сюжетом отрицается как неверная. Свободные и сильные люди в большинстве своем сравниваются с птицами, "способными парить" в отличие от тех, чей удел ползать по земле и пресмыкаться.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).