Почему в песне о вещем олеге. Основная идея «Песни о вещем Олеге» Пушкина

Существует множество трактовок психологического портрета М.Ю. Лермонтова. Так, с точки зрения М.М. Ситковецкой, этому портрету свойственны черты эгоцентризма, ярко выраженного индивидуализма, субьективизма, незаурядный ум, проницательность и чувство ущербности, тяга к компенсированию и психической неуравновешенности, внутреннего разлада. Предлагаем Вам разобраться самостоятельно, ознакомившись с материалом "Адресаты лирики Лермонтова".

Личностное отношение поэта к теме.

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь - это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова - это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический герой Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания - неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”, 1832)

Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов

Три раза я любил
Любил три раза безнадежно…(1830)

И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.

В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких. Вспоминает А. Марченко о первых переживаниях юноши: “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию - это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность - нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.

Как? Вы поэта огорчили,

И не наказаны потом? (С. И. Сабуровой)

Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.

1.-1832 год - 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова - Софье.

Софья Ивановна Сабурова (1816-1864)

считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.

Сабуровой

Как? Вы поэта огорчили,

И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта,
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света,
Но не для вас был создан он!

1831

К С. Сабуровой

Глядися чаще в зеркала,

Любуйся милыми очами,

И света шумная хвала

С моими скромными стихами

Тебе покажутся ясней…

Когда же вздох самодовольный

Из груди вырвется невольно,

Когда в младой душе своей

Самолюбивые волненья

Не будешь в силах утаить —

Мою любовь, мои мученья

Ты оправдаешь, может быть!..

1829

В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.

Продолжение следует...

p.дочь Ивана Васильевича, писателя по сельскому хозяйству, и Веры Петровны, племянницы известного поэта М.М. Хераскова. Её братья – Сергей, Михаил и Владимир – учились с Л. в Благородном пансионе, а с Михаилом у поэта сложились непростые и весьма странные отношения. Л. влюбился в С. летом 1827 в Кропотове, а в Москве посвятил ей новогодний мадригал («Сабуровой»), стих. «К***» («Глядися чаще в зеркала»), и, по мнению И. Андроникова, стих. «К гению». Вышла замуж в 1832 за отстав. штабс-ротмистра Дмитрия Николаевича Клушина и уехала с ним в Орел. Николай I – знаток женской красоты – заметил С. на дворянском бале в Орле в сент. 1834. Спросив у губ. А.В. Кочубея, как её зовут, «он вспомнил, что видел её в Москве в Благородном собрании» . Дочь С. Мария Дмитриевна (1833–1914) вышла замуж за А.Н. Жедринского (?–1894); у них было пять сыновей и одна дочь. Сохранила альбом, в к-ром нашлись неизвестные стих. Л., обращённые к сёстрам Ивановым.

Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследовани и находки. – М.: Худож. Лит., 1968. – С. 198, 210, 212–214. 2) Семейная хроника. Записки А.В. Кочубея. 1790–1873. – СПб, 1890. – С. 279. 3) НИОР РГБ, ф. 667, карт.1, ед.хр.10, л. 195. Родословная дворян Сабуровых.

Д.А. Алексеев

Выполнила ученица 9 класса филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Третье Левые Ламки Попова Екатерина Учитель: Долгова. Е. И Цели и задачи Цель урока:  постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова. Задачи урока:  понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта;  научить текстуальному анализу стихов;  сформировать интерес к поэзии Лермонтова;  воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость. Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем! В. Г. Белинский. Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд. 1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье. Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение. Как? Вы поэта огорчили, И не наказаны потом? Три года ровно вы шутили Его любовью и умом? Нет, вы не поняли поэта, Его души печальный сон; Вы небом созданы для света, Но не для вас был создан он! В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел. Екатерина Александровна Сушкова М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. . Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. В 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (18121868). “Черноокой” называли ее в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным. «К Сушковой» Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор Не билось сердце у меня. И что ж? - разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю - зачем скрывать! Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть; Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить. Екатерина Воронцова- Дашкова С Александрой Кирилловной Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной (1818-1856), Лермонтов познакомился в конце 1830-х годов в Петербурге. Она была женой одного из самых богатых людей России того времени – Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. С этой четой дружил А.С. Пушкин. На балах в их доме бывала царская семья. Посещал их балы и Лермонтов. В.А. Соллогуб писал о Воронцовой-Дашковой "Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом били в ней жизнь и оживляла, скрашивала ее окружающее". Лермонтов посвятил Воронцовой-Дашковой стихотворение "К портрету", поводом к написанию которого послужило получение ею своего портрета, литографированного в Париже. К портрету Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах её полны приветом. Ей нравиться долго нельзя: Как цепь, ей несносна привычка, Она ускользнёт, как змея, Порхнёт и умчится, как птичка. Таит молодое чело По воле – и радость и горе. В глазах – как на небе светило, В душе её темно, как в море! То истиной дышит в ней всё, То всё в ней притворно и ложно! Понять невозможно её, Зато не любить невозможно. Александра Осиповна Смирнова  А.О. Смирнова, урожденная Россией (1809-1882), была одной из выдающихся женщин петербургского общества. Она закончила Екатерининский институт и до замужества была фрейлиной императриц. Красивая и блестящего ума и независимого характера, она находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и тесно была связана со всем кругом писателей, встречающихся в салоне Карамзиных и в ее салоне. К числу ее хороших знакомых принадлежал и Лермонтов. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На нем было черное платье, кажется по случаю придворного траура <…> она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли и еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли...» Смирнова была воспета многими поэта. Вслед за ними Лермонтов оставил в ее альбоме стихотворное послание. «Софи Карамзина мне раз сказала, - вспоминала Александра Осиповна, - что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала о его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи <...>» А.О. Смирновой Без вас хочу сказать вам много, При вас я слушать вас хочу; Но молча вы глядите строго, И я в смущении молчу – Что ж делать?.. Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано… Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно… Соломирская Мария Петровна 1839 год. Лермонтов – поэт знаменит в свете. Его принимают во многих великосветских салонах Петербурга. Он вернулся в северную столицу из первой кавказской ссылки, последовавшей после появления в списках стихотворения “Смерть поэта”, посвященного гибели А.С. Пушкина. Среди светских красавиц тогда блистала Мария Петровна Соломирская, урожденная графиня Апраксина (1811-1859). Зимой 1839-40 годов они часто встречались в свете. Соломирская была увлечена поэзией Лермонтова. Арестованный за дуэль с Барантом, поэт, находясь в тюрьме, получил записку без подписи. Он решил, что ему написала ее М.П. Соломирская: Так, разбирая в заточенье Досель мне чуждые черты, Я был свободен на мгновенье Могучей волею мечты. Залогом вольности желанной Лучом надежды в море бед Мне стал тогда ваш безымянный, Но вечно памятный привет. Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской: Есть речи – значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу. И брошусь из битвы Ему я навстречу. Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Попробуйте найти ее. (“Из пламя и света”). Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: “Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть” “Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче” – записал 16-тилетний Лермонтов в одной из своих тетрадей. Суровая жизнь с малых лет расстраивала ему музыку сердца, . Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.