Практическая грамматика испанского языка.

Культурология - Кравченко А.И. - 2003

В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней
Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов


ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ...
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

§ 1. Дискуссии о предмете культурологии.
§ 2. Определение культуры..
§ 3. Структура культуры..
§ 4. Основные функции культуры..
4.1. Защитная функция.
4.2. Креативная функция.
4.3. Коммуникативная функция.
4.4. Сигнификативная функция.
4.5. Нормативная функция.
4.6. Релаксационная функция.
4.7. Единство функций.
§ 5. Черты культуры..
5.1. Универсальные черты культуры..
5.2. Общие черты культуры..
5.3. Уникальные черты культуры..
5.4. Культурное своеобразие.
§ 6. Культурные универсалии.
§ 7. Культурный комплекс.
§ 8. Агенты и институты культуры..
§ 9. Цивилизация и культура.
§ 10. Культура и этнос.
§ 11. Межкультурное общение.
§ 12. Культурные конвенции.
12.1. Пространственные конвенции.
12.2. Культурные дистанции.
12.3. Временные конвенции.
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР..
§ 1. Основание типологии культуры..
§ 2. Отрасли культуры..
2.1. Экономическая культура.
2.2. Политическая культура.
2.3. Профессиональная культура.
2.4. Педагогическая культура.
§ 3. Виды культуры..
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура.
3.2. Субкультура и контркультура.
Субкультура.
Контркультур.
3.3. Сельская культура.
3.4. Городская культура.
3.5. Обыденная и специализированная культура.
§ 4. Формы культуры..
4.1. Высокая культура.
4.2. Народная культура.
4.3. Массовая культура.
§ 5. Комплексные виды культуры..
5.1. Художественная культура.
5.2. Физическая культура.
§ 6. Типы культуры..
Локальные группы..
Община.
Урбанизация.
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ...
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение.
§ 2. Функции культурных норм.
§ 3. Классификация норм.
§ 4. Основные виды культурных норм.
4.1. Привычки и манеры..
4.2. Этикет.
4.3. Обычаи, традиции и обряды..
Обычай.
Традиция.
Обряд.
4.4. Церемония и ритуал.
Церемония.
Ритуал.
4.5. Нравы и запреты..
Нравы..
Табу.
4.6. Закон и право.
4.7. Мода и увлечения.
4.8. Ценности.
4.9. Верования, знания и мифы..
Знания.
Миф..
§ 5. Нормативная система культуры..
§ 6. Нормативные конфликты..
§ 7. Аномия.
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ.
§ 1. Социализация и воспитание.
1.1. Составные части и разновидности социализации.
1.2. Процесс социализации.
1.3. Агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации.
Первичная среда.
Агенты вторичной социализации.
Первичная и вторичная социализация.
1.4. Первичная социализация.
1.5. Функции родительства.
1.6. Культурные различия в воспитании детей.
1.7. Институт воспитательства.
1.8. Институты вторичной социализации: школа.
Школа.
§ 2. Адаптация.
§ 3. Инкультурация.
Социализация.
Инкультурация (enculturation)
§ 4. Десоциализация и ресоциализация.
§ 5. Аккультурация.
§ 6. Ассимиляция.
§ 7. Культурное обновление.
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА..
§ 1. Зарождение культуры..
§ 2. Открытия и изобретения.
§ 3. Формы распространения культуры..
3.1. Культурные заимствования.
3.2. Культурная диффузия.
3.3. Континуум форм распространения культуры..
§ 4. Культурные реформы и революции.
§ 5. «Культурный лаг».
§ 6. Культурная трансмиссия.
§ 7. Культурная аккумуляция.
7.1. Музеи.
7.2. Библиотеки.
§ 8. Интеграция и диверсификация.
§ 9. Культурная экспансия.
§ 10. Модернизация культуры..
§ 11. Глобализация культуры..
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА..
Глава 1. Сущность и функции искусства.
§ 1. Художественная культура и искусство.
1.1. Проблема определения.
1.2. Субъекты художественной культуры..
Искусство.
1.3. Структура художественной культуры..
§ 2. Основные виды и жанры искусства.
Термином «свободные искусства».
Эстетика.
§ 3. Классификация видов искусства.
Искусство и подражание.
Живопись.
Литература.
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА..
§ 1. Предпосылки возникновения.
Под первобытной культурой.
Первобытное искусство.
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.
Звериный стиль.
Культ матери.
§ 3. Геометрический орнамент.
§ 4. Неолитическая революция.
§ 5. Зарождение архитектуры..
§ 6. Погребения.
Курганы..
Мегалиты..
§ 7. Матриархат и патриархат.
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ..
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации.
Цивилизация характеризуется следующими признаками:
§ 2. Культура Древнего Египта.
2.1. Сакрализация царской власти.
Сакрализация.
2.2. Письменность и писцы..
Пиктографическое письмо.
Иероглифы..
Демотика.
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры..
2.4. Скульптура и живопись.
§ 3. Культура Месопотамии.
3.1. Культура Шумера и Аккада.
3.2. Вавилонская культура.
3.3. Ассирийская культура.
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА..
§ 1. Культура Древней Греции.
1.1. Доклассический период.
Критская культура.
Микенская культура.
Культура архаической эпохи.
1.2. Классический период.
1.3. Эллинистический период.
§ 2. Культура Древнего Рима.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
Просвещение и наука.
Литература.
Скульптура.
Живопись.
Меценаты и завоеватели.
Религия.
Значение античной культуры..
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ..
§ 1. Византийская культура.
§ 2. Каролингское возрождение.
Термин «Каролингское возрождение».
§ 3. Классическое средневековье.
Появление университетов.
Романский стиль.
Придворная литература.
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС..
§ 1. Ренессанс в Италии.
§ 2. Северное Возрождение.
Реформация.
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков.
§ 4. Ренессанс во Франции.
§ 5. Возрождение в Испании.
§ 6. Барокко.
Барокко.
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ..
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения.
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения.
2.1. Классицизм.
2.2. Искусство рококо.
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА..
§ 1. Классицизм.
§ 2. Романтизм.
§ 3. Реализм.
§4. Новые направления в искусстве.
Постимпрессионизм.
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА..
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
§ 2. Модернизм и постмодернизм.
Постмодернизм.
2.1. Модернизм. «Модерн».
2.2. Фовизм.
2.3. Экспрессионизм.
2.4. Кубизм.
2.5. Абстракционизм.
2.6. Футуризм.
2.7. Дадаизм.
2.8. Сюрреализм.
§ 3. Литература.
3.1. Экзистенциализм.
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА..
§ 1. Периодизация русской культуры..
§ 2. Дохристианская культура славян.
§ 3. Культура Киевской Руси.
3.1. Византийское наследие.
3.2. Письменность и литература.
3.3. Роль Церкви.
3.4. Культовая архитектура.
3.5. Монументальная живопись.
§ 4. Культура Московской Руси.
4.1. Местные художественные школы..
Владимиро-суздальская школа.
Новгородская школа.
Новгородские фрески.
Московская школа.
Татаро-монгольское нашествие.
Строгановская школа.
4.2. Развитие литературы и науки.
Литература.
Научные знания.
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
§ 1. Русская культура XVII века.
§ 2. Русская культура XVIII века.
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА..
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ.
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ..

§ 1. Новая культурная политика.
§ 2. Новая культура быта.
§ 3. Советская литература первой половины XX века.
§ 4. Авангардизм в живописи.
Производственное искусство.
§ 5. Русское зарубежье.
Первая волна русской эмиграции.
От «серебряного века» к «бронзовому».
Социалистический реализм.
§ 6. Советская литература второй половины XX века.
§ 7. Культура в постсоветский период.

(Документ)

  • Кравченко А.В. и др. Экономика энергетики и управление энергопредприятием (Документ)
  • Аудио-лекции - Культурология (wmf) (Документ)
  • Гуревич П.С. Культурология (Документ)
  • Берестовская Д.С. Культурология (Документ)
  • Барышева А.Д. Культурология. Шпаргалка (Документ)
  • n1.doc

    А.И. Кравченко

    (Учебное пособие для вузов

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ

    Scanned by Bill G

    Москва

    «Академический Проект» 2002

    УДК 0.08 ББК 71 К78

    Кравченко А.И.

    К78 Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.- 496 с. Серия (Gaudeamus ).

    ISBN 5-8291-0167-Х

    В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массо­вая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.

    Для специалистов в области культурологии, препо­давателей и студентов непрофильных вузов.
    УДК 0.08 ББК 71

    © А.И. Кравченко, 2001.
    © В.К. Петров, главы 1, 3 Раздела [, 2001.
    © Академический Проект,
    ISBN 5-8291-0167-Х оригинал-макет, оформление, 2002.

    щ Предисловие

    Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторо­нах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы един­ственным руководством по культурологии. Подобная зада­ча не только невыполнима, но и бесполезна. В школьном курсе образовательных дисциши-ш по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться па одну книгу. По любо­му предмету необходимо предоставить студенту и препода­вателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему. К счастью, у нас в стране опубли­ковано достаточно много учебников и пособий, освещаю­щих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т. д.

    Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания, предпо­лагают, что обучающиеся и обучающие станут пользовать­ся многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения. Фундаментальная особенность изучения куль­туры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взгляпугь на знакомый предмет. Однако многообразие подходов должно иметь какую-то руководя­щую нить. Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.

    Автор поставил перед собой именно эту, как ему ка­жется, наиболее актуальную задачу - попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знамерттелю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.

    Согласно замыслу, целостность при изложении культу­ры достигается при двух следующих условиях. Во-первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов. Во-вторых, классифицируя культуру на

    Предисловие

    Высокую (элитарную), народную и массовую (популярную), автор старался не выделять одну из них за счет других, по­лагая, что учебное пособие не должно быть посвящено ис­ключительно истории мировой художественной культуре, т. е. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раз­дел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено боль­ше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, ин­дийской и североамериканской культурах. Упущение умыш­ленное: автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее - в российской. 11а русскую культу­ру, очевидно, оказали большее влияние византийская и ран­нехристианская, нежели древнекитайская или латиноамери­канская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рас­сматривается в разделе европейской культуры, в русле кото­рой она, как ее ответвление, формировалась.

    Другой причиной, продиктовавший такой методологи­ческий выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через со­вокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения.

    Учебник - лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие, Хрестома­тия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.

    Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы най­дете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуж­дающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирую­щих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и фор­мирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.

    Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую слешу, |.|()1.1лн термины из старой. Да и вообще, если забыли...

    РАЗДЕЛ I
    ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ

    НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *

    1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии

    О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании кото­рой лежит убеждение, что культурология - синтез со­циальных и 1умапитарных знаний о культуре.

    Что касается первой, изоляционистской, точки зре­ния, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, фило­софией культуры, искусствознанием, социологией куль­туры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой? ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) - это самостоятельная дисци­плина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антрополо­ги я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдель­ности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.

    В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-
    * Главы 1, 3 Раздела 1 написаны в соавторстве с В.К.Пет­ровым:.

    Ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» пер­вым употребил в 1949 г. американский антрополог Лес­ли Уайт (1900- 1975). После этого термин «культуроло­гия» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактует­ся как наука или учение о культуре 1 . В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Куль­турология - наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем амери­канского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а куль­турные черты (институты, идеологии и технологии) - в качестве независимых от культуры факторов (от кли­мата, человеческого тела, наших желаний и целей)» 5 . Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявших­ся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не най­дем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро­логия на Западе как наука не существует.

    До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, об­ладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1 #я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой моло­дой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.

    Изоляционистский подход грешит еще одним не­достатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляю­щую - социальные науки.

    В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го, подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, воз­никшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-
    1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.

    " Webster"s Third New International Dictionary of the En-
    glish I ..nic|ii
    ??.?, этнологии, психологии культуры, истории культу-I ч.1. Ео фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, "). Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кропер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессипг, Э. Гуссерль и др. 1 "овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключитель­но к философии культуры или к истории искусства.

    «Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотно­сится с ней как конкретная историческая наука с тео­ретическим знанием, и если история культуры иссле­дует преимущественно прошлое, то культурология - ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориенти­рована на познание того общего, что связывает раз­личные формы культурного существования людей... 11<:>
    0 прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» 1 .

    «Культурология - скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих куль­турное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» 2 .

    Интеграционистский подход, на наш взгляд, име­ет определенные преимущества перед изоляционист­ским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные нау­ки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывес­кой культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в
    " Левит С.Я. Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.
    2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.?. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.:

    1 1аука, 1995. С. 38.

    «Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специа­лизации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

    Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к ан­тропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не вхо­дит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими метода­ми, теоретическими и эмпирическими достижениями.

    Научное изучение культуры, осуществляемое эт­нографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на зва­ние культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное обра­зование. Полное знание о культуре возникает на пере­сечении антропологического, ?-уманитарного и социо­логического знаний 1 .


    1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. С. 42.

    " Человек и общество. Культурология: Словарь-справоч­ник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258-259.

    В культурологии выделяют следующие подразде­лы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), приклад­ная и эмпирическая культурология (антропология и со­циология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и мето­дов, ее научный статус до конца не определен 2 . Она принадлежит одновременно области социального зна­ния (этому способствуют социология культуры и ан­тропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах иссле­дования.

    j § 2. Определение культуры

    Предметом культурологии выступает понятие куль-Ί-уры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явле­ния, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокуп­ность людей, то под культурой -- совокупность резуль­татов их деятельности.

    К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколь­ко групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура - это сумма всех видов деятельно­сти, обычаев, верований. Во вторую -те определения, которые связывают культуру с традициями или социаль-шлм наследием общества. Культура - социально унас­ледованный комплекс практики и верований, опре­деляющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, органи­зующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней гово­рят как о совокупности форм приобретенного поведе­ния, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

    Такова палитра разногласий в определении куль­туры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим ра­зумом и руками,- одежду и книги, сигареты и прокат-тле станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,- а также все, что делает человек как сущест­во разумное: манеру одеваться, передвигаться, питать­ся, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

    В повседневной жизни понятие культуры употреб­ляется как минимум в трех значениях.

    Во-первых, под куль-турой подразумевают опреде­ленную сферу жизни общества, получившую инсти­туциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специ­альные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

    Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой соци­альной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная куль­тура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

    В-третьих, культура выражает высокий уровень ка­чественного развития духовных достижений («куль­турный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

    В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под куль­турой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Только в XVIII-XIX веках для европейцев культу­ра приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в мане­рах поведения.

    Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него упот­реблялись близкие по смыслу выражения «образован­ность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чер­нышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Ки­реевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, об­разования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в на­учной и художественной литературе.

    Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - слово «культура» пона­чалу служило сельскохозяйственным термином (обра­ботка, культивирование земли), а в философской, науч­ной и художественной литературе употреблялось скорее

    Глава 1. Варны» статус и предмет культурологии

    Как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное по­нятие и философскую категорию. И в России, куда оно проникло вместе с переводными книгами, поначалу от­носилось к сельскому хозяйству.

    В Овропу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а за­тем научный и повседневный обиход первым его за­пустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, вы­пустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии и исто­рии человечества», где слово « Ku . Hu . re » уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал на­циональную самобытность искусства, утверждал исто­рическое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил упот­реблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных на­циональных культур.

    В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с по­мощью знания и ремесел, второй -духовное богатст­во личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724-1804) и Ге­гель (1770-1831), почти не употребляли слово «куль­тура». Гегель заменял его термином «Bildung» (образо­вание), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над про­явлениями чувств.

    В XX веке антропологи, изучающие примитивные пароды, придали этому слову новое значение. У авст­ралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, тради­ции и манеры поведения, с помощью которых упоря­дочивается жизненный опыт, регулируется взаимодей­ствие людей. В своей совокупности они характеризу­ют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие лю­дей в повседневной жизни, составляют прошлую куль­туру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поко­ление.

    «В современном языке термин "культура" упот­ребляется очень часто преимущественно в двух зна­чениях - "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни ■- обычаи, нормы, институ­ты, включая государство и экономику. В "узком смыс­ле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственно­стью, интеллектуальной деятельностью» 1 .

    Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фа­шизм, проституция, войны, алкоголизм - все это ис­кусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?

    Если нечто направлено на уничтожение создавае­мых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его разви­тия. И тогда культура - только то, что содействует раз­витию, а не деградации человека.

    1 Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культу­ры: Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 22.

    Думается, что оба значения, широкое и узкое, име­ют равные права, а употреблять их следует в зависи­мости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).

    Глава 1. Парный статус я предмет крырлпгни

    Во втором - она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антро­пологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и ли­тературоведческих.

    Второй, узкий подход предполагает, что культура - это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на не­сколько сфер - социальную, экономическую, полити­ческую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспсктном» подхо­де общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управ­ленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так иажно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жиз­ни»".

    Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832- 1917)- выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сфор­мулировать так: .

    Культура - комплекс, включающий знания, веро­вания, искусство, мораль, законы, обычаи, а так­же иные способности и навыки, усвоенные чело­веком как членом общества.

    В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое..

    Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены харак­терные черты данного общества, нации, группы. Бла­годаря этому общества, нации и группы различаются
    1 Зеленое Л. ?., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 7.

    Именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, ду­ховные представления, верования, язык и многое дру­гое.

    В культуру входят также социально-бытовые уста­новки, принятые в обществе жесты вежливости и при­ветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда со­ответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пой­дет дальше.
    1 § 3. Структура культуры

    В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части - культурная статика и культур­ная динамика. Первая описывает культуру в состоя­нии покоя, вторая - в движении. К культурной стати­ке мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

    К динамике отнесем те средства, механизмы и про­цессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяет­ся, разрушается, сохраняется, с ней происходит мно­жество всевозможных метаморфоз.

    Если мы представим культуру в виде сложной сис­темы, а именно такой должна быть человеческая культу­ра, создававшаяся тысячами поколений людей, то обяза­тельно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемента­ми и чертами культуры. Они бывают двух видов - мате­риальными и нематериальными.

    Большинство ученых сходится во мнении, что куль­тура имеет два измерения - материальное и нема­териальное. Материальные памятники культуры бо­лее долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним вос­станавливают образ жизни, верования, обряды и идей­ный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней - только по мате­риальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

    Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют ар­тефактами): паровая машина, книга, храм, орудие тру­да, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое зна­чение, выполняют определенную функцию и пред­ставляют известную ценность для группы или обще­ства.

    Нематериальную, или духовную культуру образу­ют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нор­мы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворе­ны не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они сущест­вуют в нашем сознании и поддерживаются человече­ским общением.

    Мосты или храмы существуют очень долго, а це­ремонии или обряды - только то время, пока их со­блюдают. Церемония бракосочетания длится несколь­ко часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. I (сремония, как и любой другой объект нематериаль­ной культуры, нуждается в материальном посредни­ке. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия - через рукопожатие или произнесение слов. I [ошение галстука - это тоже ритуальное или симво­лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника- галстука. Сам галстук является арте­фактом.

    Традиционный для философии вопрос - что пер­вично: материя или дух - в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли пер­вично. Их можно донести до аудитории и другим спо­собом, помимо книги, например воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

    Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холо­да, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из ко­торого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитар­ных целей. У южных народов - все наоборот. Там на­столько тепло, что вполне можно обходиться без руба­шек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозмож­ные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной - материальная.
    1 § 4. Основные функции культуры

    4.1. Защитная функция

    Первой универсальной функцией надо считать за­щитную. Она состоит в том, что при помощи искусст­венно созданных орудий и приспособлений - орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, ис­точников энергии - человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

    Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят дру­гие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например,

    СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая бо­лезнь). Таким образом, материальная культура, тех­нический прогресс, с одной стороны, снижают угро­зу жизни и здоровью людей, а с другой - повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.
    4.2. Креативная функция

    Вторая фундаментальная функция культуры - пре­образование и освоение мира. Ее еще называют креа­тивной функцией (отлат. creatio - созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, система­тизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Про­является его любознательность, а не желание защитить-гя. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Иостоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.
    4.3. Коммуникативная функция

    Третья функция культуры - коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, наро­дов, использование технических средств связи и т. п. 1>ез общения с себе подобными невозможны ни общест­во, ни культура. Информационная изоляция от культу­ры наносит непоправимый ущерб человеческому су­ществу, особенно па ранней стадии социализации. 11римсром служат так называемые феральные люди.
    4.4. Сигнификативная функция

    С коммуникативной тесно связана сигнификатив­ная функция культуры (от англ. sign - знак), букваль­но - функция приписывания значений и ценностей.

    То, что но вовлечено в культурный оборот человечест­ва, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астроно­мических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие по­лучило наименование, легендарную историю, наиме­нование в научном каталоге, физико-химические харак­теристики.

    Так происходило с любым естественным явлени­ем, которые друг за другом на протяжении сотен ты­сяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым государством лесопарком, город­ским сквером. С этих позиций дерево в лесу и дерево под вашими окнами - разные деревья. Первое - часть зеленых насаждений, второе - элемент ландшафта. У них разные функции. Первое дает планете кислород, а животным пищу. Второе заслоняет от солнца, украша­ет прилегающую территорию, служит иным декоратив­ным целям.

    Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначае­мых предметов. В итоге объем культуры и объем пред­метов, приобретших ценность и значение, всегда сов­падают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определен­ную область природы, человек постоянно переимено­вывает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и цен­ность. В результате мы можем встретить таких старо­жилов культурной ойкумены, которые имеют несколь­ко десятков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что можно назвать культурной (или исторической) биографией вещей.

    Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это пред­ставление - в виде философской системы, стихотво­рения, мифа, научной теории.

    Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, сим-иолы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, сло­на. Кирпичики складываются в более крупные объе­динения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, ста­тистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.
    4.5. Нормативная функция

    Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что имен­но культура ответственна за создание норм, стандар­тов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, при­казы, постановления, распоряжения, законы, консти­туционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно на­звать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания - более крупные н сложные комплексы: право, мораль, идеология.

    Всю совокупность существующих в обществе норм - а их великое число, мы даже не подозреваем, насколько много их в современном обществе, - ус­ловно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценно­стями, а на другом - слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой ра­циональным (неценностным).

    Ценностный Рациональный

    Полюс полюс

    Рис. 1. Континуум культурных норм

    Удивительно, но все известные нам комплексы норм - мораль, право, идеология - сконцентрирова­лись на ценностном полюсе. Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился. Но не будем спешить с решением.

    Существует множество правил, норм, запретов, ко­торые никак не назовешь ни моральными, ни право­выми, ни идеологическими. Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» абсолютно внеоценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идео­логическим. Оно прагматическое, утилитарно-практи­ческое, но не универсальное. В Англии движение авто­мобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, напри­мер племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет.

    Культуры и страны мира можно - опять услов­но - поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стан­дартов, законов, по единодушному мнению специали­стов, существует в современной Германии. В конце на­ходятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

    Высока насыщенность нормами, обычаями и тра­дициями восточных культур. Условно выражаясь, ко­личество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культур­ное явление, как-то обозначено, нормировано, оцене­но. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и раз­работанные правила этикета.

    Нормативную функцию можно измерять не толь­ко степенью насыщенности культуры обычаями и тра­дициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм - меру их жестко­сти. Считается, что чрезмерная регламентация пове­дения характерна для обществ с бедной культурой.

    Противоположным состоянием общества является аномия - отсутствие каких-либо норм и законов (отлат. anomia - отсутствие норм). Эту проблему в свое время глубоко изучил Э.Дюркт"ейм, который, собственно гово­ря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения - нормативная недостаточность и норматив­ная избыточность, жесткость и слабость норм - одина­ково плохо сказываются на современном общество.

    Регламентация поведения - и мягкая, и жесткая, - которая вытекает из нормативной функции, неизбеж­но накладывает ограничения на свободу действий че­ловека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчислен­ное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязан­ностей, мы обязательно что-то подавляем в себе. А вся­кое подавление связано с неудовольствием, напряже­нием, конфликтностью. 3. Фрейд разработал теорию, согласно которой культура - это нечто репрессивное, насильственное.

    Возможно, великий психоаналитик впадал в край­ность, сводя культуру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюдение культурных норм, часто вопреки желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компен­сации, а таковой может служить только расслабле­ние -- отдых, ничегонеделание, переключение па дру­гое занятие, досуг.

    И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне обще­ния с музыкой, театром, живописью, кино, всевозмож­ными развлечениями.
    4. G . Релаксационная функция

    Следующая функция культуры - релаксацион­ная. Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление) - ис­кусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки - смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подоб­ных целей служат стилизованные формы снятия на­пряжения - увеселения, праздники, фестивали, ри­туалы.

    Праздники - особо торжественные моменты, ко­гда накопившееся напряжение снимается в возвышен­но-эстетической и эмоционально-восторженной фор­ме. Это моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку празд­ничныо дни заранее объявляю-т"ся и к празднику гото­вится все общество.

    По мнению выдающегося отечественного культуро­лога М. Бахтина, в праздничные дни все переворачива­ется вверх ногами. Анализ «смеховой культуры» эпохи Возрождения убедил его, что в праздничные дни позво­ляется делать то, что под страхом смерти запрещается в обычные,-подвергаются осмеянию божества и патрио­тические чувства, идеологические идеи и политические кумиры. Это время дозволенной критики.

    Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонацион­ная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении вле­чений символическими средствами. Играя, дети одно­временно верят и не верят в реальность происходя­щего. Они осознают «ненастоящность» игры, но отдают ей все силы, как будто это реальное состязание или действо. Символика игры создаст особую психологи­ческую установку испытания человеческих возможно­стей: по-настоящему убить человека нельзя, а в игре можно. Игра не только расслабляет, она тренирует мас­терство, умение находить выход из критических си­туаций, усиливает мотивацию к достижению. Игра хороша тем, что вызволяет спрятанные внугри бессоз­нательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры можно обходить нормы. Через игру реализуют­ся скрываемые сексуальные мотивы и пристрастия (игры в бутылочку, «я садовником родился» и т. п.), мотивы смерти (игра в войну, гладиаторские бои, коррида).

    Специальные средства релаксации - фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, де­тективы, боевики, приключенческие романы. И они по­зволяют символически - вместе с героями - совер­шить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее дос­тижение индустрии развлечений - приключения и пу­тешествия в виртуальных компьютерных мирах. Ту­ризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источни­ком расслабления и отдыха.

    Перечисленные средства релаксации по-разному воздействуют на личность человека. 11екоторые оказы­вают даже негативное или вовсе разрушающее дейст­вие. В частности, под влиянием криминального экрана число подростковой преступности во всех либо в боль­шинстве стран мира резко пошло в гору. Алкоголизм и наркомания служат массовым средством релаксации, по они осуждаются либо преследуются законом во всех цивилизованных странах.

    Порнография во многих странах запрещена, как ".апрещена и проституция. Хотя никто не сомневается в том, что они - одно из средств расслабления и в пси­хологическом плане дают человеку много позитивного. 11од особый контроль государства в цивилизованном

    На другом полюсе воображаемой шкалы нахо­дятся позитивные, одобряемые обществом средства релаксации, например, посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе и т. п. Приоб­щение к высокому искусству оказывает на личность не разрушающее, а созидающее влияние. Ему естьосо-|)ос название - катарсис (греч. natharsis - очищение).

    по вошло в современную культуру с легкой руки ве­ликого древнегреческого философа Аристотеля, счи­тавшего, что целью трагедии выступает очищение духа при помощи страха и сострадания. Катарсис одно­временно означает и возвышение духа, освобожде­ние его от опеки суетного быта и сосредоточение на том, что единственно и заслуживает внимания,- на вечном.

    Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрицательных форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этой цели усиливают запретительные санкции и принимают ка­рательные меры. Например, в ряде стран Юго-Восточ­ной Азии к тем, кто распространяет наркотики, приме­няется смертная казньлибо пожизненное заключение. \"> других случаях им ищут функциональную замену. 15 частности, расширяют сеть развлекательных и науч­но-хюзнаватсльных учреждений, которые могли бы кон­курировать с пьянством и наркоманией как негативны­ми формами релаксации.
    4.7. Единство функций

    Оно обнаруживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко об­наруживаются в любом культурном явлении, событии, предмете. Например, миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умер­ших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное с его точки зрения объяснение случившемуся. Придуман­ные боги служили заменителями первопричины всего сущего. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмысленным, упорядоченным, по­нятным. Пели духи сердятся, значит, надо задобрить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием.

    Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70-90% жизнь первобытного чело­века вертелась вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты, готовясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ир­ригационного канала и проделывая многое другое, первобытные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в проведении досуга и говорить не приходится.

    Сигнификативная функция подразумевает множе­ство знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, об­рядовых танцев, хороводов и коллективных танцев, ка­ждый из которых несет определенный смысл, значение, эмоциональный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В трудных жизненных ситуа­циях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу,

    Постепенно миф из небольшой объяснительной схе­мы разрастался в стройную мировоззренческую систе­му, охватывающую все первобытное общество. В расши­рительном смысле его можно назвать протокультурой.
    1

    Культурология. Кравченко А.И.

    4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

    В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней

    Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов


    Формат: pdf / zip

    Размер: 3,8 Мб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
    Предисловие. 7
    РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ... 8
    Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. 8
    § 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
    § 2. Определение культуры.. 9
    § 3. Структура культуры.. 12
    § 4. Основные функции культуры.. 13
    4.1. Защитная функция. 13
    4.2. Креативная функция. 13
    4.3. Коммуникативная функция. 13
    4.4. Сигнификативная функция. 13
    4.5. Нормативная функция. 14
    4.6. Релаксационная функция. 15
    4.7. Единство функций. 16
    § 5. Черты культуры.. 16
    5.1. Универсальные черты культуры.. 17
    5.2. Общие черты культуры.. 17
    5.3. Уникальные черты культуры.. 17
    5.4. Культурное своеобразие. 18
    § 6. Культурные универсалии. 18
    § 7. Культурный комплекс. 19
    § 8. Агенты и институты культуры.. 20
    § 9. Цивилизация и культура. 21
    § 10. Культура и этнос. 22
    § 11. Межкультурное общение. 24
    § 12. Культурные конвенции. 25
    12.1. Пространственные конвенции. 25
    12.2. Культурные дистанции. 26
    12.3. Временные конвенции. 27
    Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.. 29
    § 1. Основание типологии культуры.. 29
    § 2. Отрасли культуры.. 29
    2.1. Экономическая культура. 29
    2.2. Политическая культура. 30
    2.3. Профессиональная культура. 30
    2.4. Педагогическая культура. 30
    § 3. Виды культуры.. 31
    3.1. Доминирующая культура. Этническая культура. 31
    3.2. Субкультура и контркультура. 32
    Субкультура. 32
    Контркультур. 32
    3.3. Сельская культура. 33
    3.4. Городская культура. 34
    3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
    § 4. Формы культуры.. 37
    4.1. Высокая культура. 37
    4.2. Народная культура. 38
    4.3. Массовая культура. 38
    § 5. Комплексные виды культуры.. 39
    5.1. Художественная культура. 39
    5.2. Физическая культура. 40
    § 6. Типы культуры.. 41
    Локальные группы.. 42
    Община. 42
    Урбанизация. 43
    Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ... 46
    § 1. Культурные нормы и их соблюдение. 46
    § 2. Функции культурных норм. 46
    § 3. Классификация норм. 47
    § 4. Основные виды культурных норм. 48
    4.1. Привычки и манеры.. 48
    4.2. Этикет. 49
    4.3. Обычаи, традиции и обряды.. 50
    Обычай. 50
    Традиция. 50
    Обряд. 51
    4.4. Церемония и ритуал. 51
    Церемония. 51
    Ритуал. 51
    4.5. Нравы и запреты.. 51
    Нравы.. 51
    Табу. 52
    4.6. Закон и право. 52
    4.7. Мода и увлечения. 53
    4.8. Ценности. 53
    4.9. Верования, знания и мифы.. 54
    Знания. 54
    Миф.. 54
    § 5. Нормативная система культуры.. 54
    § 6. Нормативные конфликты.. 56
    § 7. Аномия. 57
    Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ. 60
    § 1. Социализация и воспитание. 60
    1.1. Составные части и разновидности социализации. 60
    1.2. Процесс социализации. 61
    1.3. Агенты и институты социализации. 62
    Агенты первичной социализации. 62
    Первичная среда. 62
    Агенты вторичной социализации. 62
    Первичная и вторичная социализация. 62
    1.4. Первичная социализация. 62
    1.5. Функции родительства. 63
    1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64
    1.7. Институт воспитательства. 65
    1.8. Институты вторичной социализации: школа. 65
    Школа. 66
    § 2. Адаптация. 66
    § 3. Инкультурация. 67
    Социализация. 67
    Инкультурация (enculturation) 67
    § 4. Десоциализация и ресоциализация. 70
    § 5. Аккультурация. 70
    § 6. Ассимиляция. 71
    § 7. Культурное обновление. 72
    Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 74
    § 1. Зарождение культуры.. 74
    § 2. Открытия и изобретения. 74
    § 3. Формы распространения культуры.. 75
    3.1. Культурные заимствования. 75
    3.2. Культурная диффузия. 76
    3.3. Континуум форм распространения культуры.. 78
    § 4. Культурные реформы и революции. 79
    § 5. «Культурный лаг». 79
    § 6. Культурная трансмиссия. 80
    § 7. Культурная аккумуляция. 80
    7.1. Музеи. 81
    7.2. Библиотеки. 81
    § 8. Интеграция и диверсификация. 82
    § 9. Культурная экспансия. 82
    § 10. Модернизация культуры.. 83
    § 11. Глобализация культуры.. 84
    РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.. 87
    Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
    § 1. Художественная культура и искусство. 87
    1.1. Проблема определения. 87
    1.2. Субъекты художественной культуры.. 87
    Искусство. 87
    1.3. Структура художественной культуры.. 88
    § 2. Основные виды и жанры искусства. 89
    Термином «свободные искусства». 90
    Эстетика. 91
    § 3. Классификация видов искусства. 91
    Искусство и подражание. 92
    Живопись. 92
    Литература. 92
    Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.. 95
    § 1. Предпосылки возникновения. 95
    Под первобытной культурой. 95
    Первобытное искусство. 95
    § 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. 95
    Звериный стиль. 96
    Культ матери. 96
    § 3. Геометрический орнамент. 97
    § 4. Неолитическая революция. 98
    § 5. Зарождение архитектуры.. 98
    § 6. Погребения. 99
    Курганы.. 99
    Мегалиты.. 99
    § 7. Матриархат и патриархат. 99
    Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
    § 1. Признаки высокой культуры и цивилизации. 102
    Цивилизация характеризуется следующими признаками: 102
    § 2. Культура Древнего Египта. 102
    2.1. Сакрализация царской власти. 103
    Сакрализация. 103
    2.2. Письменность и писцы.. 103
    Пиктографическое письмо. 103
    Иероглифы.. 103
    Демотика. 103
    2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры.. 104
    2.4. Скульптура и живопись. 104
    § 3. Культура Месопотамии. 105
    3.1. Культура Шумера и Аккада. 106
    3.2. Вавилонская культура. 108
    3.3. Ассирийская культура. 108
    Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.. 111
    § 1. Культура Древней Греции. 111
    1.1. Доклассический период. 111
    Критская культура. 111
    Микенская культура. 112
    Культура архаической эпохи. 113
    1.2. Классический период. 115
    1.3. Эллинистический период. 118
    § 2. Культура Древнего Рима. 120
    Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: 120
    Просвещение и наука. 121
    Литература. 122
    Скульптура. 123
    Живопись. 123
    Меценаты и завоеватели. 124
    Религия. 124
    Значение античной культуры.. 125
    Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 127
    § 1. Византийская культура. 127
    § 2. Каролингское возрождение. 129
    Термин «Каролингское возрождение». 129
    § 3. Классическое средневековье. 131
    Появление университетов. 131
    Романский стиль. 131
    Придворная литература. 134
    Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.. 136
    § 1. Ренессанс в Италии. 136
    § 2. Северное Возрождение. 140
    Реформация. 140
    § 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
    § 4. Ренессанс во Франции. 145
    § 5. Возрождение в Испании. 146
    § 6. Барокко. 147
    Барокко. 148
    Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 149
    § 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
    § 2. Художественные стили эпохи Просвещения. 153
    2.1. Классицизм. 153
    2.2. Искусство рококо. 155
    Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.. 157
    § 1. Классицизм. 157
    § 2. Романтизм. 159
    § 3. Реализм. 162
    §4. Новые направления в искусстве. 164
    Постимпрессионизм. 166
    Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.. 170
    § 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. 170
    § 2. Модернизм и постмодернизм. 170
    Постмодернизм. 170
    2.1. Модернизм. «Модерн». 171
    2.2. Фовизм. 171
    2.3. Экспрессионизм. 172
    2.4. Кубизм. 172
    2.5. Абстракционизм. 173
    2.6. Футуризм. 173
    2.7. Дадаизм. 174
    2.8. Сюрреализм. 174
    § 3. Литература. 175
    3.1. Экзистенциализм. 176
    Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 179
    § 1. Периодизация русской культуры.. 179
    § 2. Дохристианская культура славян. 179
    § 3. Культура Киевской Руси. 181
    3.1. Византийское наследие. 181
    3.2. Письменность и литература. 182
    3.3. Роль Церкви. 184
    3.4. Культовая архитектура. 184
    3.5. Монументальная живопись. 186
    § 4. Культура Московской Руси. 186
    4.1. Местные художественные школы.. 186
    Владимиро-суздальская школа. 187
    Новгородская школа. 187
    Новгородские фрески. 187
    Московская школа. 188
    Татаро-монгольское нашествие. 188
    Строгановская школа. 190
    4.2. Развитие литературы и науки. 190
    Литература. 190
    Научные знания. 192
    Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
    § 1. Русская культура XVII века. 194
    § 2. Русская культура XVIII века. 195
    Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.. 201
    Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
    Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ.. 212
    § 1. Новая культурная политика. 212
    § 2. Новая культура быта. 214
    § 3. Советская литература первой половины XX века. 215
    § 4. Авангардизм в живописи. 218
    Производственное искусство. 220
    § 5. Русское зарубежье. 222
    Первая волна русской эмиграции. 222
    От «серебряного века» к «бронзовому». 224
    Социалистический реализм. 225
    § 6. Советская литература второй половины XX века. 225
    § 7. Культура в постсоветский период. 226