Практическая грамматика испанского языка.
Культурология - Кравченко А.И. - 2003
В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии освещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней
Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов
ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ...
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ.
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии.
§ 2. Определение культуры..
§ 3. Структура культуры..
§ 4. Основные функции культуры..
4.1. Защитная функция.
4.2. Креативная функция.
4.3. Коммуникативная функция.
4.4. Сигнификативная функция.
4.5. Нормативная функция.
4.6. Релаксационная функция.
4.7. Единство функций.
§ 5. Черты культуры..
5.1. Универсальные черты культуры..
5.2. Общие черты культуры..
5.3. Уникальные черты культуры..
5.4. Культурное своеобразие.
§ 6. Культурные универсалии.
§ 7. Культурный комплекс.
§ 8. Агенты и институты культуры..
§ 9. Цивилизация и культура.
§ 10. Культура и этнос.
§ 11. Межкультурное общение.
§ 12. Культурные конвенции.
12.1. Пространственные конвенции.
12.2. Культурные дистанции.
12.3. Временные конвенции.
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР..
§ 1. Основание типологии культуры..
§ 2. Отрасли культуры..
2.1. Экономическая культура.
2.2. Политическая культура.
2.3. Профессиональная культура.
2.4. Педагогическая культура.
§ 3. Виды культуры..
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура.
3.2. Субкультура и контркультура.
Субкультура.
Контркультур.
3.3. Сельская культура.
3.4. Городская культура.
3.5. Обыденная и специализированная культура.
§ 4. Формы культуры..
4.1. Высокая культура.
4.2. Народная культура.
4.3. Массовая культура.
§ 5. Комплексные виды культуры..
5.1. Художественная культура.
5.2. Физическая культура.
§ 6. Типы культуры..
Локальные группы..
Община.
Урбанизация.
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ...
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение.
§ 2. Функции культурных норм.
§ 3. Классификация норм.
§ 4. Основные виды культурных норм.
4.1. Привычки и манеры..
4.2. Этикет.
4.3. Обычаи, традиции и обряды..
Обычай.
Традиция.
Обряд.
4.4. Церемония и ритуал.
Церемония.
Ритуал.
4.5. Нравы и запреты..
Нравы..
Табу.
4.6. Закон и право.
4.7. Мода и увлечения.
4.8. Ценности.
4.9. Верования, знания и мифы..
Знания.
Миф..
§ 5. Нормативная система культуры..
§ 6. Нормативные конфликты..
§ 7. Аномия.
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ.
§ 1. Социализация и воспитание.
1.1. Составные части и разновидности социализации.
1.2. Процесс социализации.
1.3. Агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации.
Первичная среда.
Агенты вторичной социализации.
Первичная и вторичная социализация.
1.4. Первичная социализация.
1.5. Функции родительства.
1.6. Культурные различия в воспитании детей.
1.7. Институт воспитательства.
1.8. Институты вторичной социализации: школа.
Школа.
§ 2. Адаптация.
§ 3. Инкультурация.
Социализация.
Инкультурация (enculturation)
§ 4. Десоциализация и ресоциализация.
§ 5. Аккультурация.
§ 6. Ассимиляция.
§ 7. Культурное обновление.
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА..
§ 1. Зарождение культуры..
§ 2. Открытия и изобретения.
§ 3. Формы распространения культуры..
3.1. Культурные заимствования.
3.2. Культурная диффузия.
3.3. Континуум форм распространения культуры..
§ 4. Культурные реформы и революции.
§ 5. «Культурный лаг».
§ 6. Культурная трансмиссия.
§ 7. Культурная аккумуляция.
7.1. Музеи.
7.2. Библиотеки.
§ 8. Интеграция и диверсификация.
§ 9. Культурная экспансия.
§ 10. Модернизация культуры..
§ 11. Глобализация культуры..
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА..
Глава 1. Сущность и функции искусства.
§ 1. Художественная культура и искусство.
1.1. Проблема определения.
1.2. Субъекты художественной культуры..
Искусство.
1.3. Структура художественной культуры..
§ 2. Основные виды и жанры искусства.
Термином «свободные искусства».
Эстетика.
§ 3. Классификация видов искусства.
Искусство и подражание.
Живопись.
Литература.
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА..
§ 1. Предпосылки возникновения.
Под первобытной культурой.
Первобытное искусство.
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.
Звериный стиль.
Культ матери.
§ 3. Геометрический орнамент.
§ 4. Неолитическая революция.
§ 5. Зарождение архитектуры..
§ 6. Погребения.
Курганы..
Мегалиты..
§ 7. Матриархат и патриархат.
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ..
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации.
Цивилизация характеризуется следующими признаками:
§ 2. Культура Древнего Египта.
2.1. Сакрализация царской власти.
Сакрализация.
2.2. Письменность и писцы..
Пиктографическое письмо.
Иероглифы..
Демотика.
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры..
2.4. Скульптура и живопись.
§ 3. Культура Месопотамии.
3.1. Культура Шумера и Аккада.
3.2. Вавилонская культура.
3.3. Ассирийская культура.
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА..
§ 1. Культура Древней Греции.
1.1. Доклассический период.
Критская культура.
Микенская культура.
Культура архаической эпохи.
1.2. Классический период.
1.3. Эллинистический период.
§ 2. Культура Древнего Рима.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
Просвещение и наука.
Литература.
Скульптура.
Живопись.
Меценаты и завоеватели.
Религия.
Значение античной культуры..
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ..
§ 1. Византийская культура.
§ 2. Каролингское возрождение.
Термин «Каролингское возрождение».
§ 3. Классическое средневековье.
Появление университетов.
Романский стиль.
Придворная литература.
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС..
§ 1. Ренессанс в Италии.
§ 2. Северное Возрождение.
Реформация.
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков.
§ 4. Ренессанс во Франции.
§ 5. Возрождение в Испании.
§ 6. Барокко.
Барокко.
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ..
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения.
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения.
2.1. Классицизм.
2.2. Искусство рококо.
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА..
§ 1. Классицизм.
§ 2. Романтизм.
§ 3. Реализм.
§4. Новые направления в искусстве.
Постимпрессионизм.
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА..
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
§ 2. Модернизм и постмодернизм.
Постмодернизм.
2.1. Модернизм. «Модерн».
2.2. Фовизм.
2.3. Экспрессионизм.
2.4. Кубизм.
2.5. Абстракционизм.
2.6. Футуризм.
2.7. Дадаизм.
2.8. Сюрреализм.
§ 3. Литература.
3.1. Экзистенциализм.
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА..
§ 1. Периодизация русской культуры..
§ 2. Дохристианская культура славян.
§ 3. Культура Киевской Руси.
3.1. Византийское наследие.
3.2. Письменность и литература.
3.3. Роль Церкви.
3.4. Культовая архитектура.
3.5. Монументальная живопись.
§ 4. Культура Московской Руси.
4.1. Местные художественные школы..
Владимиро-суздальская школа.
Новгородская школа.
Новгородские фрески.
Московская школа.
Татаро-монгольское нашествие.
Строгановская школа.
4.2. Развитие литературы и науки.
Литература.
Научные знания.
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
§ 1. Русская культура XVII века.
§ 2. Русская культура XVIII века.
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА..
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ.
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ..
§ 1. Новая культурная политика.
§ 2. Новая культура быта.
§ 3. Советская литература первой половины XX века.
§ 4. Авангардизм в живописи.
Производственное искусство.
§ 5. Русское зарубежье.
Первая волна русской эмиграции.
От «серебряного века» к «бронзовому».
Социалистический реализм.
§ 6. Советская литература второй половины XX века.
§ 7. Культура в постсоветский период.
(Документ)
n1.doc
А.И. Кравченко(Учебное пособие для вузов
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Scanned by Bill G
Москва
«Академический Проект» 2002
УДК 0.08 ББК 71 К78
Кравченко А.И.
К78 Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.- 496 с. Серия (Gaudeamus ).
ISBN 5-8291-0167-Х
В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массовая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.
Для специалистов в области культурологии, преподавателей и студентов непрофильных вузов.
УДК 0.08 ББК 71
© А.И. Кравченко, 2001.
© В.К. Петров, главы 1, 3 Раздела [, 2001.
© Академический Проект,
ISBN
5-8291-0167-Х
оригинал-макет, оформление, 2002.
щ Предисловие
Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторонах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы единственным руководством по культурологии. Подобная задача не только невыполнима, но и бесполезна. В школьном курсе образовательных дисциши-ш по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться па одну книгу. По любому предмету необходимо предоставить студенту и преподавателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему. К счастью, у нас в стране опубликовано достаточно много учебников и пособий, освещающих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т. д.
Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания, предполагают, что обучающиеся и обучающие станут пользоваться многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения. Фундаментальная особенность изучения культуры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взгляпугь на знакомый предмет. Однако многообразие подходов должно иметь какую-то руководящую нить. Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.
Автор поставил перед собой именно эту, как ему кажется, наиболее актуальную задачу - попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знамерттелю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.
Согласно замыслу, целостность при изложении культуры достигается при двух следующих условиях. Во-первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов. Во-вторых, классифицируя культуру на
Предисловие
Высокую (элитарную), народную и массовую (популярную), автор старался не выделять одну из них за счет других, полагая, что учебное пособие не должно быть посвящено исключительно истории мировой художественной культуре, т. е. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раздел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено больше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, индийской и североамериканской культурах. Упущение умышленное: автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее - в российской. 11а русскую культуру, очевидно, оказали большее влияние византийская и раннехристианская, нежели древнекитайская или латиноамериканская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рассматривается в разделе европейской культуры, в русле которой она, как ее ответвление, формировалась.
Другой причиной, продиктовавший такой методологический выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через совокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения.
Учебник - лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие, Хрестоматия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.
Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы найдете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуждающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирующих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и формирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.
Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую слешу, |.|()1.1лн термины из старой. Да и вообще, если забыли...
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *
1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии
О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология - синтез социальных и 1умапитарных знаний о культуре.
Что касается первой, изоляционистской, точки зрения, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой? ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) - это самостоятельная дисциплина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антропологи я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдельности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.
В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-
* Главы 1, 3 Раздела 1 написаны в соавторстве с В.К.Петровым:.
Ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» первым употребил в 1949 г. американский антрополог Лесли Уайт (1900- 1975). После этого термин «культурология» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактуется как наука или учение о культуре 1 . В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Культурология - наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) - в качестве независимых от культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)» 5 . Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявшихся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не найдем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культурология на Западе как наука не существует.
До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1 #я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.
Изоляционистский подход грешит еще одним недостатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляющую - социальные науки.
В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го,
подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-
1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.
" Webster"s Third New International Dictionary of the En-
glish I ..nic|ii
??.?, этнологии, психологии культуры, истории культу-I ч.1. Ео фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, "). Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кропер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессипг, Э. Гуссерль и др. 1 "овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства.
«Существует мнение, что культурология
- это только теория культуры,
а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей... 11<:>
0
прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» 1 .
«Культурология - скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» 2 .
Интеграционистский
подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в
" Левит С.Я.
Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.
2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.?.
Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.
- М.:
1 1аука, 1995. С. 38.
«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.
Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, ?-уманитарного и социологического знаний 1 .
1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.
- М.: Наука, 1995. С. 42.
" Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258-259.
В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен 2 . Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
j § 2. Определение культуры
Предметом культурологии выступает понятие куль-Ί-уры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой -- совокупность результатов их деятельности.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую -те определения, которые связывают культуру с традициями или социаль-шлм наследием общества. Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,- одежду и книги, сигареты и прокат-тле станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,- а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под куль-турой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII-XIX веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.
Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в научной и художественной литературе.
Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее
Глава 1. Варны» статус и предмет культурологии
Как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда оно проникло вместе с переводными книгами, поначалу относилось к сельскому хозяйству.
В Овропу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово « Ku . Hu . re » уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.
В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй -духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724-1804) и Гегель (1770-1831), почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином «Bildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.
В XX веке антропологи, изучающие примитивные пароды, придали этому слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
«В современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно в двух значениях - "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни ■- обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» 1 .
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
1 Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 22.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).
Глава 1. Парный статус я предмет крырлпгни
Во втором - она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура - это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспсктном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так иажно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни»".
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832- 1917)- выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так: .
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое..
Культура
- совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются
1 Зеленое Л.
?.,
Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А.
Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 7.
Именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше.
1
§ 3. Структура культуры
В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части - культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая - в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов - материальными и нематериальными.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней - только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды - только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. I (сремония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. I [ошение галстука - это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника- галстука. Сам галстук является артефактом.
Традиционный для философии вопрос - что первично: материя или дух - в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов - все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной - материальная.
1
§ 4. Основные функции культуры
4.1. Защитная функция
Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений - орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии - человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.
Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например,
СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой - повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.
4.2. Креативная функция
Вторая фундаментальная функция культуры - преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (отлат. creatio
- созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защитить-гя.
Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Иостоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.
4.3. Коммуникативная функция
Третья функция культуры - коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. 1>ез общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно па ранней стадии социализации. 11римсром служат так называемые феральные люди.
4.4. Сигнификативная функция
С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign
- знак), буквально - функция приписывания значений и ценностей.
То, что но вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.
Так происходило с любым естественным явлением, которые друг за другом на протяжении сотен тысяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым государством лесопарком, городским сквером. С этих позиций дерево в лесу и дерево под вашими окнами - разные деревья. Первое - часть зеленых насаждений, второе - элемент ландшафта. У них разные функции. Первое дает планете кислород, а животным пищу. Второе заслоняет от солнца, украшает прилегающую территорию, служит иным декоративным целям.
Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценность. В результате мы можем встретить таких старожилов культурной ойкумены, которые имеют несколько десятков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что можно назвать культурной (или исторической) биографией вещей.
Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление - в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.
Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, сим-иолы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слона. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.
4.5. Нормативная функция
Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания - более крупные н сложные комплексы: право, мораль, идеология.
Всю совокупность существующих в обществе норм - а их великое число, мы даже не подозреваем, насколько много их в современном обществе, - условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом - слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой рациональным (неценностным).
Ценностный Рациональный
Полюс полюс
Рис. 1. Континуум культурных норм
Удивительно, но все известные нам комплексы норм - мораль, право, идеология - сконцентрировались на ценностном полюсе. Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился. Но не будем спешить с решением.
Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назовешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» абсолютно внеоценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, например племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет.
Культуры и страны мира можно - опять условно - поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.
Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета.
Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм - меру их жесткости. Считается, что чрезмерная регламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой.
Противоположным состоянием общества является аномия - отсутствие каких-либо норм и законов (отлат. anomia - отсутствие норм). Эту проблему в свое время глубоко изучил Э.Дюркт"ейм, который, собственно говоря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения - нормативная недостаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм - одинаково плохо сказываются на современном общество.
Регламентация поведения - и мягкая, и жесткая, - которая вытекает из нормативной функции, неизбежно накладывает ограничения на свободу действий человека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы обязательно что-то подавляем в себе. А всякое подавление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью. 3. Фрейд разработал теорию, согласно которой культура - это нечто репрессивное, насильственное.
Возможно, великий психоаналитик впадал в крайность, сводя культуру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюдение культурных норм, часто вопреки желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации, а таковой может служить только расслабление -- отдых, ничегонеделание, переключение па другое занятие, досуг.
И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне общения с музыкой, театром, живописью, кино, всевозможными развлечениями.
4.
G
. Релаксационная функция
Следующая функция культуры - релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление) - искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки - смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.
Праздники - особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме. Это моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничныо дни заранее объявляю-т"ся и к празднику готовится все общество.
По мнению выдающегося отечественного культуролога М. Бахтина, в праздничные дни все переворачивается вверх ногами. Анализ «смеховой культуры» эпохи Возрождения убедил его, что в праздничные дни позволяется делать то, что под страхом смерти запрещается в обычные,-подвергаются осмеянию божества и патриотические чувства, идеологические идеи и политические кумиры. Это время дозволенной критики.
Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами. Играя, дети одновременно верят и не верят в реальность происходящего. Они осознают «ненастоящность» игры, но отдают ей все силы, как будто это реальное состязание или действо. Символика игры создаст особую психологическую установку испытания человеческих возможностей: по-настоящему убить человека нельзя, а в игре можно. Игра не только расслабляет, она тренирует мастерство, умение находить выход из критических ситуаций, усиливает мотивацию к достижению. Игра хороша тем, что вызволяет спрятанные внугри бессознательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры можно обходить нормы. Через игру реализуются скрываемые сексуальные мотивы и пристрастия (игры в бутылочку, «я садовником родился» и т. п.), мотивы смерти (игра в войну, гладиаторские бои, коррида).
Специальные средства релаксации - фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически - вместе с героями - совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений - приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.
Перечисленные средства релаксации по-разному воздействуют на личность человека. 11екоторые оказывают даже негативное или вовсе разрушающее действие. В частности, под влиянием криминального экрана число подростковой преступности во всех либо в большинстве стран мира резко пошло в гору. Алкоголизм и наркомания служат массовым средством релаксации, по они осуждаются либо преследуются законом во всех цивилизованных странах.
Порнография во многих странах запрещена, как ".апрещена и проституция. Хотя никто не сомневается в том, что они - одно из средств расслабления и в психологическом плане дают человеку много позитивного. 11од особый контроль государства в цивилизованном
На другом полюсе воображаемой шкалы находятся позитивные, одобряемые обществом средства релаксации, например, посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе и т. п. Приобщение к высокому искусству оказывает на личность не разрушающее, а созидающее влияние. Ему естьосо-|)ос название - катарсис (греч. natharsis - очищение).
по вошло в современную культуру с легкой руки великого древнегреческого философа Аристотеля, считавшего, что целью трагедии выступает очищение духа при помощи страха и сострадания. Катарсис одновременно означает и возвышение духа, освобождение его от опеки суетного быта и сосредоточение на том, что единственно и заслуживает внимания,- на вечном.
Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрицательных форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этой цели усиливают запретительные санкции и принимают карательные меры. Например, в ряде стран Юго-Восточной Азии к тем, кто распространяет наркотики, применяется смертная казньлибо пожизненное заключение. \"> других случаях им ищут функциональную замену. 15 частности, расширяют сеть развлекательных и научно-хюзнаватсльных учреждений, которые могли бы конкурировать с пьянством и наркоманией как негативными формами релаксации.
4.7. Единство функций
Оно обнаруживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко обнаруживаются в любом культурном явлении, событии, предмете. Например, миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умерших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное с его точки зрения объяснение случившемуся. Придуманные боги служили заменителями первопричины всего сущего. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмысленным, упорядоченным, понятным. Пели духи сердятся, значит, надо задобрить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием.
Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70-90% жизнь первобытного человека вертелась вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты, готовясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ирригационного канала и проделывая многое другое, первобытные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в проведении досуга и говорить не приходится.
Сигнификативная функция подразумевает множество знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, обрядовых танцев, хороводов и коллективных танцев, каждый из которых несет определенный смысл, значение, эмоциональный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В трудных жизненных ситуациях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу,
Постепенно миф из небольшой объяснительной схемы разрастался в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество. В расширительном смысле его можно назвать протокультурой.
1
Культурология. Кравченко А.И.
4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.
В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии освещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней
Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов
Формат: pdf / zip
Размер: 3,8 Мб
/ Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
(нумерация страниц по
электронной версии книги)
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ... 8
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры.. 9
§ 3. Структура культуры.. 12
§ 4. Основные функции культуры.. 13
4.1. Защитная функция. 13
4.2. Креативная функция. 13
4.3. Коммуникативная функция. 13
4.4. Сигнификативная функция. 13
4.5. Нормативная функция. 14
4.6. Релаксационная функция. 15
4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.. 16
5.1. Универсальные черты культуры.. 17
5.2. Общие черты культуры.. 17
5.3. Уникальные черты культуры.. 17
5.4. Культурное своеобразие. 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры.. 20
§ 9. Цивилизация и культура. 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции. 25
12.1. Пространственные конвенции. 25
12.2. Культурные дистанции. 26
12.3. Временные конвенции. 27
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.. 29
§ 1. Основание типологии культуры.. 29
§ 2. Отрасли культуры.. 29
2.1. Экономическая культура. 29
2.2. Политическая культура. 30
2.3. Профессиональная культура. 30
2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры.. 31
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура. 31
3.2. Субкультура и контркультура. 32
Субкультура. 32
Контркультур. 32
3.3. Сельская культура. 33
3.4. Городская культура. 34
3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры.. 37
4.1. Высокая культура. 37
4.2. Народная культура. 38
4.3. Массовая культура. 38
§ 5. Комплексные виды культуры.. 39
5.1. Художественная культура. 39
5.2. Физическая культура. 40
§ 6. Типы культуры.. 41
Локальные группы.. 42
Община. 42
Урбанизация. 43
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ... 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение. 46
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. 47
§ 4. Основные виды культурных норм. 48
4.1. Привычки и манеры.. 48
4.2. Этикет. 49
4.3. Обычаи, традиции и обряды.. 50
Обычай. 50
Традиция. 50
Обряд. 51
4.4. Церемония и ритуал. 51
Церемония. 51
Ритуал. 51
4.5. Нравы и запреты.. 51
Нравы.. 51
Табу. 52
4.6. Закон и право. 52
4.7. Мода и увлечения. 53
4.8. Ценности. 53
4.9. Верования, знания и мифы.. 54
Знания. 54
Миф.. 54
§ 5. Нормативная система культуры.. 54
§ 6. Нормативные конфликты.. 56
§ 7. Аномия. 57
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ. 60
§ 1. Социализация и воспитание. 60
1.1. Составные части и разновидности социализации. 60
1.2. Процесс социализации. 61
1.3. Агенты и институты социализации. 62
Агенты первичной социализации. 62
Первичная среда. 62
Агенты вторичной социализации. 62
Первичная и вторичная социализация. 62
1.4. Первичная социализация. 62
1.5. Функции родительства. 63
1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64
1.7. Институт воспитательства. 65
1.8. Институты вторичной социализации: школа. 65
Школа. 66
§ 2. Адаптация. 66
§ 3. Инкультурация. 67
Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) 67
§ 4. Десоциализация и ресоциализация. 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление. 72
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 74
§ 1. Зарождение культуры.. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры.. 75
3.1. Культурные заимствования. 75
3.2. Культурная диффузия. 76
3.3. Континуум форм распространения культуры.. 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. «Культурный лаг». 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция. 80
7.1. Музеи. 81
7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия. 82
§ 10. Модернизация культуры.. 83
§ 11. Глобализация культуры.. 84
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.. 87
Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87
1.1. Проблема определения. 87
1.2. Субъекты художественной культуры.. 87
Искусство. 87
1.3. Структура художественной культуры.. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства. 89
Термином «свободные искусства». 90
Эстетика. 91
§ 3. Классификация видов искусства. 91
Искусство и подражание. 92
Живопись. 92
Литература. 92
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.. 95
§ 1. Предпосылки возникновения. 95
Под первобытной культурой. 95
Первобытное искусство. 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. 95
Звериный стиль. 96
Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры.. 98
§ 6. Погребения. 99
Курганы.. 99
Мегалиты.. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации. 102
Цивилизация характеризуется следующими признаками: 102
§ 2. Культура Древнего Египта. 102
2.1. Сакрализация царской власти. 103
Сакрализация. 103
2.2. Письменность и писцы.. 103
Пиктографическое письмо. 103
Иероглифы.. 103
Демотика. 103
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры.. 104
2.4. Скульптура и живопись. 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105
3.1. Культура Шумера и Аккада. 106
3.2. Вавилонская культура. 108
3.3. Ассирийская культура. 108
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.. 111
§ 1. Культура Древней Греции. 111
1.1. Доклассический период. 111
Критская культура. 111
Микенская культура. 112
Культура архаической эпохи. 113
1.2. Классический период. 115
1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. 120
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: 120
Просвещение и наука. 121
Литература. 122
Скульптура. 123
Живопись. 123
Меценаты и завоеватели. 124
Религия. 124
Значение античной культуры.. 125
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 127
§ 1. Византийская культура. 127
§ 2. Каролингское возрождение. 129
Термин «Каролингское возрождение». 129
§ 3. Классическое средневековье. 131
Появление университетов. 131
Романский стиль. 131
Придворная литература. 134
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.. 136
§ 1. Ренессанс в Италии. 136
§ 2. Северное Возрождение. 140
Реформация. 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании. 146
§ 6. Барокко. 147
Барокко. 148
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения. 153
2.1. Классицизм. 153
2.2. Искусство рококо. 155
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.. 157
§ 1. Классицизм. 157
§ 2. Романтизм. 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. 164
Постимпрессионизм. 166
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.. 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм. 170
Постмодернизм. 170
2.1. Модернизм. «Модерн». 171
2.2. Фовизм. 171
2.3. Экспрессионизм. 172
2.4. Кубизм. 172
2.5. Абстракционизм. 173
2.6. Футуризм. 173
2.7. Дадаизм. 174
2.8. Сюрреализм. 174
§ 3. Литература. 175
3.1. Экзистенциализм. 176
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 179
§ 1. Периодизация русской культуры.. 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181
3.1. Византийское наследие. 181
3.2. Письменность и литература. 182
3.3. Роль Церкви. 184
3.4. Культовая архитектура. 184
3.5. Монументальная живопись. 186
§ 4. Культура Московской Руси. 186
4.1. Местные художественные школы.. 186
Владимиро-суздальская школа. 187
Новгородская школа. 187
Новгородские фрески. 187
Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. 188
Строгановская школа. 190
4.2. Развитие литературы и науки. 190
Литература. 190
Научные знания. 192
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.. 201
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ.. 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта. 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века. 215
§ 4. Авангардизм в живописи. 218
Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье. 222
Первая волна русской эмиграции. 222
От «серебряного века» к «бронзовому». 224
Социалистический реализм. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века. 225
§ 7. Культура в постсоветский период. 226