Картер история. Говард картер и проклятие гробницы тутанхамона

Тутанхамон прославил Говарда Картера на весь мир. Мало того, что гробница юного фараона не была вскрыта и таила в себе невиданные сокровища, вокруг этой находки возникла легенда о тысячелетнем проклятии, в которое кое-кто продолжает верить и сегодня. Настоящий приключенческий роман!

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в Англии. Он мечтал стать художни-команималистом, как и его отец. Профессор египтологии Перси Э. Ньюберри быстро распознал в юноше талант и отвез его в Лондон, в Британский музей. Здесь Картер копировал иероглифы. Ему было всего семнадцать лет, когда он отправился с профессором в Египет и стал самым юным членом Общества исследования Египта. Вскоре после приезда его принял на работу величайший археолог того времени Уильям Флиндерс Питри. Под его началом Картер освоил основы работы археолога и исследователя. После работы у Питри молодой египто- лог стал помощником швейцарца Эдуарда Навиля. На протяжении шести лет он совершенствовался в своей профессии, изучал способы реставрации и сохранения реликвий прошлого.

В 1899 году француз Гастон Масперо, директор Службы египетских древностей, назначил юношу генеральным инспектором Верхнего Египта и Нубии. Когда богатый американский археолог-любитель Теодор Дэвис получил от Масперо разрешение работать в знаменитой Долине Царей, он попросил Картера взять руководство над раскопками. Несмотря на то, что отношения между

ними были натянутые, вместе они обнаружили гробницу Тутмоса IV, официально открытую в феврале 1903 года.

Зависть коллег

Одновременно с этим Картер продолжал работать инспектором Службы древностей. Его внимание к мельчайшим деталям и стремление публиковать данные даже о самой скромной находке вызывали у других египтологов раздражение.

Они с пренебрежением отзывались об ученом-самоучке, считая, что наука ничего не выигрывает от этих «мелочей». Говард Картер не обращал внимания на эти нападки, но Масперо посоветовал ему немного умерить свой пыл.

Однако 8 января 1905 года произошел неприятный инцидент, имевший серьезные последствия для карьеры Картера. Французские туристы, пытавшиеся проникнуть в Серапеум Саккарского некрополя без билета, оскорбили, а затем и ударили сторожа: Картер вступился за защищавшегося египтянина. Туристы подали на него официальную жалобу, но археолог отказался принести извинения, и его вынудили оставить свой пост. Казалось, что карьера египтолога загублена, а ведь ему был всего тридцать один год. Чтобы заработать на жизнь, Говард Картер стал продавать свои рисунки туристам и заниматься экспертизами. Его снова нанял к себе на службу Теодор Дэвис - для составления инвентарей и научных консультаций. Так, в 1906 году Дэвис показал ему золотые листы с печатями Тутанхамона и его супруги, обнаруженные в разграбленной гробнице, не принадлежавшей царю.

Лорд Карнарвон - щедрый меценат

Граф Карнарвон родился в 1866 году. Он был очень богат и проводил досуг, путешествуя по всему свету. В 1901 году он попал в автомобильную аварию, из-за последствий которой ему с 1903 года приходилось проводить зимы в Каире. В последующие годы он добился разрешения на раскопки ради славы открытий и пополнения своей коллекции. Поскольку Карнарвон не был ученым, в 1908 году он обратился за помощью к Говарду Картеру. Коллекционер очень помог египтологу при переговорах с местными и британскими властями. Вероятно, одновременно с поисками древностей он консультировал Министерство иностранных дел по вопросам политики Великобритании в Египте. Карнарвон разделил увлечение Картера поисками Тутанхамона, но, к несчастью, так и не увидел завершения раскопок, скончавшись 5 апреля 1923 года. Дело мецената продолжили его дочь и супруга, продлив концессионное соглашение. Они не имели права претендовать на находки, однако египетское правительство компенсировало им затраты.

Поддержка лорда Карнарвона

Граф Карнарвон страстно увлекся древнеегипетской цивилизацией в 1903 году. В 1908 году он обратился к Гастону Масперо, попросив порекомендовать ему сотрудника для проведения раскопок. И Масперо посоветовал Карнарвону обратиться к Картеру, блестящему египтологу, отлично знакомому с местностью и египетской культурой и владеющему арабским.

Их сотрудничество началось в Дейр-эль-Бахри: в Долине Царей в то время еще работал Дэвис. Однако в 1914 году последний, утомленный работами и убежденный в том, что он обнаружил все захоронения на этом месте, разорвал соглашение. Масперо передал концессию Карнарвону и Картеру, и те возликовали. Когда началась Первая мировая война, раскопки были прерваны, и лорду Карнарвону пришлось вернуться в Англию. Картер перевернул почти всю Долину Царей. Единственное место, где еще могла скрываться гробница Тутанхамона, находилось неподалеку от усыпальниц Рамсеса II и Мернептаха. Однако, несмотря на многолетний упорный труд, раскопки не принесли никакого обнадеживающего результата, который мог бы подтвердить эту гипотезу. В 1922 году у лорда Карнарвона закончились средства. 

Терпение лорда тоже было на исходе. Он решил остановить раскопки. Но Картер, готовый финансировать работы из собственного кармана, уговорил его на еще один год.

Раскопки были продолжены у гробницы Рамсеса VI, на том месте, где археологи нашли хижины рабочих. Прошло совсем немного времени, и в начале ноября 1922 года команда расчистила первые ступени, уходящие куда-то в скалу. В конце лестницы обнаружилась дверь с печатью царского некрополя. Хороший знак! Рассказывая о своем открытии, Катер процитировал телеграмму, которую он отправил лорду Карнарвону в Англию: «Сделали удивительное открытие в Долине. Роскошная гробница с нетронутыми печатями. Закрыли ее до вашего приезда. Мои поздравления». 24 ноября 1922 года лорд Карнарвон с дочерью и Говард Картер спустились по ступеням, ведущим к двери, и обнаружили на ней печать Тутанхамона. Однако сомнения еще оставались. Быть может, это - всего лишь тайник? Пройдя по коридору, они проделали отверстие во второй двери, ведущей в первый зал гробницы. Внутри таились настоящие диковины...

Почему Тутанхамон?

В своих исследованиях Картер пришел к выводу, что усыпальница Тутанхамона еще не обнаружена. Несмотря на иронию, с которой его коллеги вспоминали об этом «царьке» из XVIII династии, египтолог был воодушевлен отсутствием предметов, связанных с Тутанхамоном, на рынке антиквариата. Как и некоторые открытия, это могло говорить о том, что гробница фараона не разграблена! Смутные времена возвращения культа Амона и непродолжительность правления Тутанхамона (ок.1340-1330 гг. до н. э.) отчасти объясняют эту особую ситуацию. Фараон взошел на трон совсем юным, никогда не правил самостоятельно и умер, когда ему было около двадцати лет. Военачальник Хоремхеб, занявший вскоре его место, из зависти присвоил все достижения Тутанхамона, приказал стереть его картуш из списков царей и основал новую династию. Если бы все было иначе, во времена XX династии гробница юного фараона не избежала бы грабежей, и Рамсес VI не построил бы над ней свою усыпальницу.

Гробница Тутанхамона - чудо

В помещении, в которое проникли Картер и его друзья, их взглядам предстали горы сокровищ. Из-за отсутствия саркофага помещение сочли чем-то вроде вестибюля гробницы. Так как вещи в этом подземном зале и примыкающей к нему комнатке лежали в полном беспорядке, исследователи предположили, что здесь побывали грабители, но по какой-то причине не успели закончить свое дело и были вынуждены бежать. После этого гробница была тщательно спрятана, а упоминания о жизни Тутанхамона - удалены из царских реестров; никто больше, даже в древние времена, не вспоминал о его существовании.

Между двумя статуями фараона в натуральную величину Картер и Карнарвон нашли еще одну дверь, которая, несомненно, должна была их привести в погребальную камеру. Не в силах больше ждать, археолог пробил в ней отверстие. То, что он увидел внутри, превосходило все его ожидания. Однако отверстие необходимо было заделать, потому что любое захоронение следовало вскрывать не иначе как в присутствии представителя Службы древностей. В конце ноября 1922 года команда археологов приступила к официальному открытию двери в гробницу. После того, как было зафиксировано наличие еще одной комнаты и двери, ведущей, по-видимому, в зал с саркофагом, власти запретили вскрывать ее до тех пор, пока все предметы, обнаруженные в первом зале, не будут инвентаризированы и вынесены из гробницы. Для помощи Картеру в этом титаническом труде была нанята команда специалистов. В нее входили, главным образом, сотрудники нью-йоркского Метрополитен- музея, рассчитывавшего за свои услуги получить древности для своей коллекции.

17 февраля 1923 года замурованная дверь была торжественно открыта. Погребальную камеру посетили высшие должностные лица. Ее стены были отделаны золотом и синим фаянсом. В центре, занимая почти всю площадь помещения, стоял огромный покрытый золотом катафалк. Когда три золотых саркофага, вложенных один в другой, были вскрыты, в последнем из них, изготовленном из чистого золота общим весом 110,4 кг, обнаружилась нетронутая мумия фараона!

Туристы, число которых росло день ото дня, были крайне недовольны желанием Картера и Карнарвона максимально ограничить доступ к памятнику. То же чувство разделяли и журналисты. Однако гробница должна была остаться в целости и сохранности, по крайней мере, до тех пор, пока из нее не вынесут все сокровища. Единственным журналистом, допущенным на место раскопок, стал Артур Мертон из газеты «Тайме», которая финансировала работы.

Беды Говарда Картера

Завистливые конкуренты обвиняли Картера и его мецената в осквернении гробниц, называя их врагами Египта - в те годы, когда отношения этой страны с Англией были весьма напряженными. Отношения команды со Службой египетских древностей, главой которой был уже не Масперо, тоже постепенно испортились.

Открытие гробницы стало политическим козырем. Теперь было ясно, что лорд Карнарвон не получит ничего из найденного археологами: вывоз одного-единственного сосуда или украшения из Египта спровоцирует революцию.

В 1924 году, оставшись без поддержки лорда Карнарвона, скончавшегося годом раньше, после очередного конфликта с властями Картер решил закрыть гробницу. Но это противоречило условиям концессии: она была аннулирована, и Картер больше не имел права доступа к гробнице. Археолог, вынужденный уехать из Египта, отправился в США, а затем, после целого ряда публичных лекций, вернулся в Англию.

Когда египетское правительство вернулось к более умеренной политике, Картеру предложили продолжить работы. Вдова лорда Карнарвона согласилась на менее выгодные условия, и Картер получил новую концессию.

В 1927 году Картер наконец открыл двери царской сокровищницы, но конец этой истории был уже близок. Все находки перевезли в Египетский музей Каира (за исключением первого саркофага с мумией фараона), гробницу открыли для посетителей, и Картер лишился своей мечты. Он скончался, ненавидимый большинством коллег и забытый миром, 2 марта 1939 года в Англии. 

Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона (Аменхотепа IV), был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он был женат на младшей дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер очень молодым (есть версия, что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона). И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу ученых-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.

Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон еще юношей увлекся древностями. Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможность сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером вел раскопки в Долине царей. Так в результате целеустремленных многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.

Еще в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в Долине царей, в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалеку в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убежден в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, захоронение Тутанхамона находится где-то поблизости!

В феврале 1915 года Картер и Карнарвон начали ее планомерные поиски. Это был довольно смелый шаг: Долина царей к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь ученый мир был убежден, что время великих открытий в Долине царей миновало. Тем Не менее Картер и Карнарвон были твердо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвиненным в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твердо надеялись найти совершенно определенную гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали Долину царей. В ходе этих поисков ими было сделано много интересных открытий: найдены неиспользованная гробница царицы Хатшепсут, сооруженная еще во время правления ее мужа, Тутмоса II, в которой стоял незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника; тайник с предметами, принадлежащими фараонам Рамсесу II и Мернептаху; вещи жены фараона Тутмоса III - Меритра-Хатшепсут. Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проем, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашел время собраться с мыслями и все это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы. Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провел Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В ее нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединялась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они ее разорить? - вот что теперь волновало исследователей.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью.

Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.
Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?». Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи». Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоем, мы просунули внутрь электрический фонарь».
При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблескивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из черного дерева, в широких золотых передниках, в Злотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда 17 ноября археологи открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на статуях и алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно завороженные стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом всю комнату, археологи обнаружили между статуями часовых еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с ней, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из нее находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжелые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - ученые и члены египетского правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие еще больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти.
Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошел в нее первым. Перед ним возвышался покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2×3,35×2,75 м, занимавший едва ли не все помещение. Только узкий проход шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял его от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звездный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех еще ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц. Их лица были настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926–1927 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нем находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы, и… перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Впереди - снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец 3 февраля увидели царский саркофаг во всем его великолепии - высеченный из цельной желтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, 1,5 м шириной и 1,5 м высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебедки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мертвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмоленных полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мертвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. Но на свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской. В скрещенных руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий фоб. В ходе этой работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести вскоре стала ясна: третий фоб длиной в 1,85 м, как и два предыдущих, был сделан из чистого листового золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещенных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Английский ученый П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и установил, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Ему даже удалось определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревает мандрагора - «яблоко любви» из «Песни песней» - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались все новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но еще большие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжелых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Найденные в гробнице мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - все поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая фунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших черных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несет хрупкую фигурку царя. Сочетание черного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Тутанхамон здесь изображен совсем юным. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева. Эти длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабженные троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре ее возвышается легкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа. О существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения - с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».

Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы ее можно было целиком внести в гробницу, и потому ее, как и три другие колесницы, распилили. В нижней части ее кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, темно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и темно-фиолетовых перьев. Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями прической, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображенные на посохе фараона азиат из слоновой кости и неф из черного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, меч копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения…! И еще многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, заполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем колоссальным богатствам суждено было попасть в руки грабителей.

28 октября 1922 г Г Картер приехал в Луксор и через три дня, 1 ноября, приступил к работе Чтобы добраться до дна Долины на участке перед гробницей Рамсеса VI, следовало убрать остатки лачуг. На это ушло три дня Под ними находился слой щебня и грунта примерно с метр толщиной 4 ноября, когда Г Картер пришел, по обыкновению утром, на место раскопок, ему сообщили, что под полом первой же снесенной хижины и залегавшим под ней слоем щебня показалась ступенька примерно в 4 м под входом в гробницу Рамсеса VI Мелькнувшая надежда на успех подгоняла рабочих, они стали копать с удвоенной энергией За первой ступенькой появились вторая, третья, четвертая Через два дня верхнюю часть лестницы расчистили со всех четырех сторон Сомнений не оставалось - обнаружен вход в чью-то гробницу Но тут же возникли опасения быть может, гробница осталась незавершенной или ее давным давно опустошили воры, как большинство усыпальниц Фиванского некрополя

Рабочие тем временем продолжали расчистку ступеней К вечеру показался верх замурованного входа На обмазке ясно виднелись оттиски печатей с изображением шакала - священного животного, бога бальзамирования Анубиса, а под ним девять связанных пленников - по три в ряд Это была хорошо известная печать царского кладбища Таким образом, гробница явно предназначалась для лица весьма высокопоставленного Кроме того, в нее никто не мог проникнуть после того, как соорудили усыпальницу для Рамсеса VI, так как вход надежно перекрывали не только слой щебня, но и выстроенные на нем хижины рабочих.

Ирония судьбы! Дважды в предшествующие годы Г. Картер непосредственно приближался к откопанной теперь лестнице В первый раз, когда он участвовал в экспедиции Т. Девиса, до нее оставалось лишь 2 м но Т. Девис предложил тогда перенести раскопки в другое место, как ему казалось, обещавшее больше находок. В другой раз - пять лет назад, когда было принято решение сохранить пока домики рабочих.

Дойдя до двенадцатой ступеньки, Г. Картер пробил отверстие в верхней части входа и, просунув туда электрический фонарь, убедился, что дальше проход завален мусором и щебнем. Появилась надежда - быть может гробница не тронута.

Лорд Карнарвон находился в эти дни в Англии Предчувствуя большой успех, Г. Картер, будучи человеком в высшей степени порядочным и добросовестным не считал удобным продолжать раскопки в отсутствие того, кто их щедро оплачивал. Поэтому он приостановил работы и отправил 6 ноября в Англию телеграмму: «Наконец сделал в Долине чудесное открытие: обнаружил великолепную гробницу с нетронутыми печатями Засыпана до Вашего приезда. Поздравляю». Если бы Г. Картер откопал оставшиеся четыре ступеньки, его бы не томил в течение почти трех недель вызванный мучительной неизвестностью вопрос: кому принадлежит найденная им гробница?

Пока же следовало сберечь ее от возможных покушений. Траншею засыпали, а сверху навалили кучу камней, оставшихся от древних хижин рабочих. Не забыли и про охрану. Надо было подумать и о помощниках. Ведь каждый сколько-нибудь значительный вновь открытый объект ставит множество дополнительных и даже неожиданных задач Г Картер пригласил опытного археолога Л. Коллендера, уже не раз работавшего с ним.

23 ноября лорд Карнарвон вместе с дочерью прибыли в Луксор На следующий день ведущую в гробницу лестницу вновь откопали. Теперь уже до конца - все шестнадцать ступеней. Внизу замурованного входа ясно различались оттиски печатей - среди них несколько с именем Тутанхамона Интуиция и опыт не обманули надежд Г. Картера: гробница найдена. Но в этот момент достижения, казалось бы, полного успеха сомнение и беспокойство вновь овладели присутствующими На облицовке двери сверху отчетливо было видно, что ее некогда вскрывали, и притом, вероятно, дважды Именно здесь приложили печати царского некрополя. Таким образом, и тут, очевидно, побывали грабители, но, конечно, до того, как начали сооружать усыпальницу для Рамсеса VI. В дальнейшем - об этом еще пойдет речь - удалось установить, что воры вторично проникли в гробницу лет через десять - пятнадцать после погребения фараона. Затем ее надежно скрыли щебень, грунт и поставленные на нем хижины рабочих.

Утром 25 ноября, после того как самым тщательным образом на рисунках и фотографиях запечатлели оттиски печатей, разобрали каменную стену, преграждавшую вход За ней, доверху засыпанный щебнем и камнем, шел наклонный коридор высотой 2,5 м и шириной 2 м. Внизу масса, заполнявшая галерею, состояла из белых обломков, перемешанных с землей, а верхний левый угол, где был когда-то прорыт узкий неровный ход, засыпали обломками темного кремня.

Рабочие приступили к расчистке коридора Следы, оставленные грабителями, становилась всё более явственными: целые алебастровые сосуды и их осколки, черепки, расписные вазы, печатки всё чаще и чаще попадались среди щебня. К вечеру значительную часть галереи очистили, но до:конца та.к и.не дошли.

Наступило утро 26 ноября - дня, который стал для Г. Картера «днем из всех дней, самым чудесным днем моей жизни». После полудня, когда от входа по коридору прокопали 10 м, показалась другая дверь, также замурованная и запечатанная печатями Тутанхамона и царского некрополя. И здесь виднелись следы взлома. У самого входа лежала превосходной работы деревянная полихромная портретная голова Тутанхамона, как бы вырастающая из подставки, имеющей форму цветка лотоса.

Решающий миг наступил. Сейчас должно выясниться, что ждет их за замурованным входом - очередное разочарование (давно опустошенная гробница или тайник, куда в спешке снесли то, что уцелело от грабежа) или, может быть, им действительно посчастливилось и найдено первое непотревоженное или почти не потревоженное погребение фараона! Г. Картер, наученный неоднократным горьким опытом, склонялся к первому варианту.

Из коридора вынесли последнюю корзину щебня. В левом верхнем углу двери Г. Картер пробил отверстие - там, где за тысячелетия до него его проделали грабители. Изнутри вырвалась струя спертого нагретого воздуха, которым почти тридцать веков назад дышали люди, последними оставившие гробницу. Просунутый в, дыру щуп двигался свободно. Следовательно, за дверью завалов нет. Г. Картер осторожно поднес к отверстию свечу. При ее трепетном свете он увидел то, что не доводилось видеть до него ни одному египтологу, да едва ли доведется когда-либо еще увидеть. На мгновение он лишился дара речи. Обеспокоенный молчанием Картера, лорд Карнарвон с нетерпением спросил:

Вы что-нибудь видите?

Да, чудесные вещи! - единственное, что нашелся ему ответить Картер.

А теперь ненадолго предоставим слово ему самому, потому что никто лучше не сможет передать чувства, испытанные им от представшего зрелища:

«Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее... ни о чем подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный зал... полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными, другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на друга в неисчерпаемом изобилии.

Прежде всего справа от нас выступили из темноты три больших позолоченных ложа... Боковыми сторонами каждого ложа служили фигуры чудовищных зверей... головы [их] вырезаны с потрясающим реализмом... Затем еще дальше направо наше внимание привлекли две статуи, две черные скульптуры фараона в полный рост. В золотых передниках и золотых сандалиях, с булавами и посохами в руках, со священными уреями-хранителями на лбу, они стояли друг против друга, словно часовые.

Это были главные предметы... Между ними, вокруг них и над ними громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и инкрустацией; алебастровые сосуды, некоторые с прекрасными сквозными узорами; странные черные ковчеги; из открытой дверцы одного из них выглядывала огромная золоченая змея букеты цветов или листьев; красивые резные кресла инкрустированный золотом трон; целая гора любопытных белых футляров овальной формы; трости и посохи всевозможных форм и рисунков. Прямо перед нашими глазами на самом пороге комнаты стоял великолепный кубок в форме цветка лотоса из полупрозрачного алебастра. (Кубок этот был показан на привезенной в Советский Союз выставке. Ручки его имеют форму связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них - резная фигурка человека, держащего в руках иероглифы, обозначающие «год», опирающиеся на другой знак - «сто тысяч дней», что все вместе символизирует вечную жизнь. По верхнему краю кубка - титулы царя и росхваления ему. Спереди начертано имя бога Амона-Ра и Тутанхамона с его титулами. ) Слева виднелось нагромождение перевернутых колесниц, сверкающих золотом и инкрустациями, а за ними - еще одна статуя фараона».

Однако никаких признаков погребения, ни саркофагов, ни мумии не было и в помине. Присутствующие решили было, что открыт еще один тайник. Но когда внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где, устремив друг на друга пристальный взор, стояли деревянные покрытые черной краской статуи фараона - изображения его Ка, то между ними заметили еще одну замурованную дверь. Появилась надежда, что за нею имеются и другие помещения и в одном из них, быть может, укрыт саркофаг с мумией царя.

Закрыв вход в гробницу и оставив охрану, археолога, потрясенные увиденным, возвратились на свою базу. Весь вечер строились догадки, предположения о том, что находится за третьей дверью. «Я думаю, что в ту ночь почти все не спали» - так завершает рассказ об этом незабываемом дне Г. Картер.

27 ноября работа началась с рассветом. Прежде всего в гробницу провели электрическое освещение. Одновременно фотографировались и зарисовывались печати на второй двери. Затем разобрали ее и вошли в переднюю комнату - как она была названа Г. Картером и как будет в дальнейшем именоваться нами. Естественно, как только доступ в нее был открыт, археологи прежде всего подумали о третьей запечатанной двери. (Кубок этот был показан на привезенной в Советский Союз выставке. Ручки его имеют форму связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них - резная фигурка человека, держащего в руках иероглифы, обозначающие «год», опирающиеся на другой знак - «сто тысяч дней», что все вместе символизирует вечную жизнь. По верхнему краю кубка - титулы царя и восхваления ему. Спереди начертано имя бога Амона-Ра и Тутанхамона с его титулами. ) Здесь их постигло разочарование. Внизу, на уровне пола, выделялась заделанная и запечатанная небольшая брешь, достаточная, однако, для того, чтобы через неё мог пробраться мальчик или очень худой мужчина.

Как ни хотелось Г. Картеру, лорду Карнарвону и другим археологам проникнуть за манившую их своей загадочностью дверь, об этом нечего было и думать. Для того чтобы убрать обмуровку, неизбежно пришлось бы сдвинуть с места кое-какие предметы. Могло случиться и худшее - некоторые из них могли быть повреждены, чего, разумеется, следовало всячески остерегаться.

Один из непререкаемых законов современной археологии гласит: ничего не может быть взято или сдвинуто с того места, где находилось в момент открытия, пока не будет точно зафиксировано на плане и сфотографировано, а в случае необходимости и зарисовано. Особенно хрупкие предметы следует подвергнуть тут же предварительной консервации - в противном случае возможен непоправимый ущерб Труд археолога во многом напоминает работу следователя и технического эксперта уголовного розыска одновременно: как последние по мельчайшим следам и приметам восстанавливают картину совершенного преступления и изобличают виновного, так и умелый археолог заставляет говорить вещи, которые, как правило, рассказывают о событиях, отстоящих иногда на тысячи, а то и на (десятки тысяч лет от наших дней. Но рассказ будет правдив только в том случае, если все предметы останутся на тех же местах, где когда-то в последний раз прикасались к ним люди. Г. Картер принял единственно правильное с научной точки зрения решение: вскрыть замурованную дверь лишь тогда, когда в передней комнате будет завершена вся работа и ее полностью освободят

Первый же беглый и поверхностный осмотр показал, что многие предметы уникальны: некоторые были просто неизвестны, о других знали лишь по изображениям, а третьи сохранились частично, иногда в виде жалких обломков. Любой из всех этих достойных восхищения предметов способен вознаградить за целый сезон раскопок, признает Г. Картер. Следует принять во внимание, что все эти вещи были созданы в период Амарны, когда искусство Египта достигло своего наивысшего расцвета. Ответственность за их сохранение была поэтому особенно велика.

В тот день еще одно открытие ожидало Г. Картера. При более тщательном и внимательном осмотре передней комнаты выяснилось, что под одним ложем, стоявшим направо от входа в юго-западном углу, пробит лаз. Оказалось, что здесь имеется еще одна замурованная дверь, в которой осталось незаделанное отверстие.

Соблюдая величайшую осторожность, дабы ничего не повредить и не сместить, Г. Картер прополз под ложем через брешь в помещение, получившее впоследствии название боковой комнаты или кладовой. В отличие от передней комнаты, имевшей 8 м в длину и 3,6 м в ширину, она "была значительно меньше: 4 м в длину и 2,9 м в ширину. Чиновники, пытавшиеся придать передней комнате некоторый порядок после вторжения грабителей, здесь всё оставили в состоянии хаоса, в которое ее привели злоумышленники Пробраться в кладовую было просто невозможно: ее сплошь загромождали самые разнообразные предметы. Тот из воров, что пролез сюда сквозь пролом, переворошил решительно все, а содержимое ларцов и сундуков просто вывалил на пол. Кое-какие вещи он передал своим сообщникам в переднюю комнату, где те их бросили, поскольку они показались им недостаточно ценными. Естественно, что заняться кладовой можно было также только после того, как бу дет очищена передняя комната.

Теперь, когда картина стала более или менее ясной следовало подумать об организации работы и ее мето дах. Прежде всего каждую вещь, как уже упоминалось надо было сфотографировать и нанести на план, a случае необходимости подвергнуть предварительной кон сервации. Затем найти подходящее место для лабора тории ведь все следовало описать, более тщательнс отснять, возможно, заняться реставрацией и, наконец упаковать для перевозки в Каир. Следовательно, тре бовался и достаточно надежный склад. Для всего этогс необходимы были самые разнообразные материалы и конечно, прежде всего люди - опытные специалисты: археолога, эпиграфисты, химики-реставраторы, художники, фотографы

29 ноября 1922 г состоялось торжественное открытие гробницы в присутствии ответственных лиц, а на еле дующий день ее осмотрел директор Службы древностей Теперь этот пост занимал профессор Пьер Лако. Тогда же, 30 ноября, в «Таймсе» появилась заметка под заголовками «Египетское сокровище. Важное открытие в Фивах. Длительные поиски лорда Карнарвона». Далее следовал текст, в котором говорилось - здесь коррес пондент газеты против обыкновения не преувеличил,- что находка гробницы «обещает быть наиболее сенса ционным открытием века в области египтологии». Затем давалось краткое описание обнаруженных предметов основанное на первых, беглых, не совсем точных впечатлениях.

С этого дня имя Тутанхамона, известное до того лишь ограниченному кругу специалистов, вот уже более полувека не сходит со страниц газет и журналов всего мира Несколько лет подряд армия журналистов, фоторепортеров, кинооператоров и туристов, устремившихся в обычно тихий и провинциальный Луксор, «аводняла печать отчетами, заметками, очерками, статьями и фотографиями, где под самыми заманчивыми, невероятными «шапками» сообщалось о найденных английскими археологами сказочных сокровищах фараона. Популярность Тутанхамона достигла апогея: в Париже даже появляются предметы дамского туалета «а 1а Тутанх-амон». Вся эта шумиха до крайности мешала Г. Картеру и его помощникам, доставив им в дальнейшем немало забот и неприятностей.

Обеспечив надежную охрану гробницы, Г. Картер 6 декабря отправился в Каир для закупки всего необходимого. Что касается лорда Карнарвона, то он возвратился в Англию, надеясь позднее вновь приехать в Египет.

В Каире Г. Картер не только запасся нужными ему материалами и оборудованием, заказав в первую очередь надежную стальную решетку, но и договорился о сотрудничестве с опытными и надежными специалистами. Из экспедиции «Метрополитен-музеума», также работавшей в Фивах, к нему перешли фотограф Г. Бертон и два чертежника. Обещал помощь археолог А. Мейс. Директор Химического департамента, знаток древнеегипетского ремесла и технологии А. Лукас также охотно согласился оказать содействие. Впоследствии к ним присоединились один из лучших знатоков египетского языка, профессор А. Гардинер, и не менее известный историк профессор Д. Брэстед.

В середине декабря Г. Картер вернулся в Долину царей и, установив прежде всего срочно доставленную сюда стальную решетку перед входом в переднюю комнату, с 18 декабря принялся за работу, несмотря на неудобства, вызванные притоком посетителей. Только теперь он получил возможность не торопясь всесторонне ознакомиться с содержанием этого помещения. Следуя его описаниям, постараемся коротко рассказать о наиболее примечательных предметах, находившихся в нем.

Говард Картер (Хауард Картер ; англ. Howard Carter ; 9 мая 1874 года , Бромптон, Кенсингтон и Челси , Лондон - 2 марта 1939 года , Лондон , Великобритания) - английский археолог и египтолог , совершивший в 1922 году в Долине Царей близ Луксора открытие гробницы (KV62), признанное одним из решающих и наиболее известных событий в египтологии.

Детство [ | ]

Говард Картер был младшим из 8 детей Самуила и Марты Картеров. Детство Говарда Картера прошло в Суоффеме в графстве Норфолк, поэтому во многих источниках именно этот городок обозначают как место рождения египтолога. Отец Картера, художник по профессии, с детства занимался обучением сына рисованию, прививая при этом интерес к истории культуры.

Начало карьеры [ | ]

Говард Картер занимался археологией с 1891 года, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта . К 1899 году он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта . В частности, он работал на раскопках в, резиденции периода Среднего царства . Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри . Известность ему принесли проведённые в 1893-1899 годах исследования Джесер Джесеру - построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив .

Успех, сопутствовавший Картеру в открытии храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри), предопределил его назначение в 1899 году генеральным инспектором Египетского отдела древностей, откуда он уволился в 1905 году после конфликта между охраной египетских памятников и группой буйствовавших пьяных французских туристов. В 1902-1914 годах Картер инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса , получившего разрешение египетского правительства проводить раскопки в Долине Царей. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства , в частности, гробницы царицы Хатшепсут , Хоремхеба , Рамсеса Саптаха , а также саркофаг с останками, отождествлёнными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона .

Сотрудничество с лордом Карнарвоном [ | ]

В 1906 году Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном , выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 года Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной , но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Открытие гробницы Тутанхамона [ | ]

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного профессионала, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд - находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии - Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 года Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62 , причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI , видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

26 и 27 ноября 1922 года Картер, его помощник (итал. ) , лорд Карнарвон и леди Эвелин проникли в камеру , став первыми современными людьми, вошедшими туда. Каллендер осветил электрической лампой нагромождение погребальных предметов. Они также нашли два запечатанных прохода, включая тот, что вёл к погребальной камере . Согласно дневнику сводного брата лорда Карнарвона - Мервина Герберта , первой ступила внутрь леди Эвелин, будучи некрупной в сравнении с другими участниками тайной вылазки .

Дом близ фиванского некрополя, в котором работал Картер

После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона. Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее . Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

«Проклятие фараонов» [ | ]

Результаты деятельности [ | ]

Раскопки Картера в Долине Царей вызвали повсеместный рост интереса к археологии в целом и Древнему Египту в частности.

Образ в массовой культуре [ | ]

Литература [ | ]

Кинематограф [ | ]

Примечания [ | ]

  1. SNAC - 2010.

Викторианская эпоха ознаменовалась отсутствием крупных войн, переписыванием экономических законов, реорганизацией банковской системы и другими изменениями, вызванными к жизни промышленной революцией. В английском обществе на первый план стала выходить зарождающаяся буржуазия – ее ценности, фобии и интересы. Стало общепринятым бояться быть похороненным заживо, и появилась мода на колокольчики на свежих могилах. Расцвела буйным цветом бульварная литература, а интерес к архивной истории сменился манией на археологические изыскания. Особенно интересовал археологов , страна, покрытая тайной тысячелетий.

Картер: первый шаг к знаменитости

В поздневикторианский период в графстве Норфолк, в многодетной семье Картеров, родился малыш Говард (1874 год), впоследствии ставший известнейшим английским археологом-египтологом, открывшим в 1922 году знаменитую гробницу Тутанхамона. Эта находка стала одним из важнейших открытий египтологии. Достаточно упомянуть, что туристы, собираясь мелкие монеты и банкноты в качестве сувениров, наверняка прихватят с собой парочку изображений посмертных масок Тутанхамона. Портрет этого фараона нанесен на реверс монеты в один и присутствует в виде водяных знаков на банкнотах 25 и 50 пиастров и на однофунтовой купюре.

В 17 лет Картер присоединился к британским археологам и в последующие годы принял участие в ряде экспедиций. Поначалу Говард трудился под руководством Уильяма Питри, известнейшего египтолога своего времени. Под его началом начинающий археолог скопировал немало древних иероглифических надписей и зарисовал множество тысячелетних каменных изваяний и шедевров зодчества периода Среднего царства. В период 1891-99 гг наука об обогатилась исследованием комплекса Джесер Джесеру, произведенным молодым ученым.

Находка и изучение храма, возведенного полторы тысячи лет до нашей эры для царицы Хатшепсут, принесла Говарду немалую известность. расположен в окрестностях Луксора и стоит рядом с поминальными храмами фараонов Тутмоса III и Ментухотепа II. В результате начинающий археолог зарекомендовал себя опытным специалистом и был назначен в последний год уходящего XIX века главным инспектором Египетского отдела древностей. Под опекой отдела находились египетские залы Британского музея и , а также открытые к тому времени архитектурные памятники Древнего Египта. Инспектором искатель древности пробыл шесть лет, после чего покинул этот пост в результате конфликта своих подчиненных с нетрезвыми туристами из Франции.

Картер и Дэвис

С 1902 года и вплоть до начала Первой мировой войны Картер инспектировал археологические раскопки Теодора Дэвиса, американского юриста, бизнесмена и исследователя тайн страны фараонов. Теодор Монтгомери спонсировал Службу древностей и легко получил правительственное разрешение на раскопки. Интересовала его в первую очередь у современного Луксора (древние Фивы).

Дэвис был довольно результативен. В течение двенадцати лет зимние месяцы он проводил на раскопках, успев за дюжину сезонов открыть более тридцати захоронений. В 1915 году деятельность археолога была прервана смертью. Что любопытно, Теодор Монтгомери в последний год жизни уверовал, что все самое важное и интересное в Долине царей уже найдено. Еще любопытней, что столь однозначный вывод ученый сделал, не дойдя каких-то пару метров до знаменитой гробницы Тутанхамона, обнаруженной через семь лет его коллегой и последователем Говардом Картером. После себя Дэвис оставил ряд монографий, посвященных памятникам Древнего Египта. Среди них: «Гробница Тутмоса» (1904 г.), «Гробница Хатшепсут» (1906 г.), «Гробница Уйя и Туйя: записи о Уйе и Туйе, описание объектов, найденных в гробнице, и изображения объектов» (1907 г.), «Гробницы Хармхаби и Тутанхамона» (1912 г.) и другие.

Гробница Тутанхамона

До начала Первой мировой войны Картер и Дэвис проделали немало совместной работы, открыв ряд гробниц царей Нового царства, включая усыпальницы Тутмоса IV, царицы Хатшепсут, царя Рамзеса Саптаха и царя Хоремхеба. Заодно ими был найден саркофаг с мумией (предположительно) «фараона-еретика» Эхнатона.

В 1906 году началось сотрудничество Говарда с еще одним ярым фанатом египтологии - лордом Карнарвоном. Лорд коллекционировал древние артефакты, спонсировал раскопки и увлекался археологией, не имея соответствующего ученого звания. Вместе с Карнарвоном Картер продолжил раскопки в Долине царей и нашел усыпальницы ряда цариц 18-ой династии и гробницу Аменхотепа I.

Но «жемчужиной» деятельности Картера стала , считавшегося ранее чуть ли не мифической фигурой. В отличие от множества гробниц и храмов, разграбленных еще в древности, место упокоения Тутанхамона осталось практически нетронутым, поскольку вход в мавзолей многие столетия назад был засыпан строителями гробницы Рамзеса VI.

Открытие усыпальницы Тутанхамона, совершенное 26 ноября 1922 года, стало важнейшим археологическим открытием XX века. В святая святых гробницы нога человека вступила впервые за три тысячелетия. Многие предметы искусства и быта, найденные в древних склепах и камерах, украсили позднее залы крупнейших музеев мира, а сама гробница входит в список важнейших , наряду с и . Большинство артефактов можно увидеть в Каирском музее, как и самую знаменитую из находок - одиннадцатикилограммовую посмертную золотую маску фараона, украшенную драгоценными камнями.

«Проклятие фараонов»

Со знаменитой гробницей связана и известная мистификация, получившая название «проклятие фараонов». Легенда о проклятии, несущем смерть всем, кто потревожил покой древних царей, зародилась сразу же после смерти Карнарвона. Археолог умер неподалеку от места раскопок от воспаления легких. Произошло это в номере каирского отеля «Континенталь». Пронырливые журналисты в последующие годы придумали смерти археолога сотни самых фантастических объяснений, а заодно увеличили число «жертв проклятия» до 22 человек, включая 13 человек, присутствовавших при вскрытии усыпальницы. Однако журналистские «утки» легко разбиваются фактами, а Картер, главный первооткрыватель, умер через целых 17 лет в достаточно почтенном возрасте.