Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н

«Анна Каренина» - шедевр русской литературы, получивший восторженные отзывы критиков и читателей по всему миру. Эта трагическая история о любовном треугольнике, судьбе несчастной женщины и общественном порицании была экранизирована несколько раз, а книги издавались тысячными тиражами. От того и человека, который не знал бы «Анну Каренину» Толстого, найти очень сложно. Герои романа «Анна Каренина» очень сложны и многогранны. И порой даже после прочтения книги остаются вопросы об их характере. Чтобы в полной мере насладиться этим величайшим произведением, надо понимать мотивы каждого персонажа. Эта статья призвана помочь читателю полностью понять мир внутренних переживаний каждого из них.

Характеристика главных героев романа

Анна Каренина

Титул одного из самых популярных образов русской литературы принадлежит Анне Карениной. Она - эталон своей эпохи: красива, грациозна, изысканна и общительна. Муж Анны - Каренин Алексей - хоть и значительно старше ее, но уважаемый и богатый чиновник, отец ее 8-летнего сына. Несмотря на то что прекрасная Анна его совершенно не любит, относится она к нему с должной теплотой и уважением.

Но вся ее жизнь меняется после встречи с вздорным юношей - графом Вронским. Тот сразу же в нее влюбляется и начинает добиваться ее расположения. Поначалу Анна противится этому, но в скором времени между ними зарождаются глубокие чувства.

Как и некоторые другие герои романа "Анна Каренина", женщина поступает опрометчиво. Такое поведение вызывает резонанс в обществе, но Анна - влюблена. Она ведет себя импульсивно и прямо, невзирая на сплетни и слухи. Она покидает своего мужа и начинает жить с любовником. Вскоре у них рождается дочь. Терзаемая душевными переживаниями, запутавшись в отношениях, страдая от разлуки с сыном и потерей уважения, Анна Каренина начинает принимать морфий. Ее преследуют кошмары и постоянные ссоры с любимым Вронским, что в конечном итоге доводит ее до самоубийства.

Алексей Александрович

Каренин Алексей - муж главной героини - был высокопоставленным и почитаемым человеком. Его уважали за твердость характера, ответственность, порядочность и честность. Он был очень трудолюбивым и рассудительным в работе и отношениях. Мысли его все время были заняты делами и обязанностями, поэтому порой Алексей Каренин не уделял должного внимания жене и ребенку. Но за этой маской отрешенности, на самом деле, скрывалась глубокая любовь к своей семье.

Его жизнь переворачивается, когда он узнает об измене своей жены. Он, столкнувшись с предательством, вместо того, чтобы бороться за свою любовь, замыкается в себе и не хочет ничего менять. Проявить чувства он решается, когда вместе собираются все главные герои романа «Анна Каренина» после тяжелых родов Анны.

Тогда и раскрывается правда, что Каренин очень слабый человек. После смерти его любимой женщины в его жизни наступает кризис. Он берет на себя ответственность за Карениной и Вронского и посещает религиозный кружок.

Вронский - возлюбленный Анны

Вронский Алексей Кириллович родился в благородной семье, известен и уважаем в свете. Он богат, красив и очень влюбчив - о его любовных интригах ходят слухи. Но после встречи с Анной Карениной меняется вся его жизнь. Сам автор замечал, что по характеру Вронский был довольно неглубоким и простым человеком, а некоторые его поступки были безответственны и глупы. В своей возлюбленной - Анне - он видел лишь прекрасный «фасад» - красивую внешность и изящество. Он не мог дать Карениной то, чего она желала - семьи. Невзирая на обязательства, которые несет за собой семейный быт, сам Алексей не хотел менять свой образ жизни. Более всего это мучило Анну.

Но Вронский не был Его нрав и поведение были результатом молодости, но Анну он любил. Алексея нельзя уличить в бесчестии и холодности. Он также тяжело переносил ситуацию, а себя чувствовал виноватым в боли и страданиях Анны. Поэтому он стойко переносил все ее истерики, относясь к ней с пониманием и всячески поддерживая ее.

После смерти своей возлюбленной граф Алексей Кириллович Вронский покидает Петербург и отправляется на войну, чтобы достойно встретить свою смерть.

Выводы

«Анна Каренина» - поистине глубокий и захватывающий роман о запретной любви и искренности чувств. И хоть герои романа «Анна Каренина» боролись за свое счастье и любовь, можно сказать, что каждого из них постигла трагическая участь. Сама Анна Каренина погибла, а ее смерть полностью изменила жизни любивших ее мужчин.

Дебаты вокруг романа длятся уже десятки лет, кто-то понимает и жалеет Анну, кто-то, наоборот, ее осуждает. Не этого ли своим творением добивался Лев Николаевич Толстой? Возможно, этим произведением он хотел затронуть душу каждого человека, и это у него получилось. Судьба Карениных и Вронского никого не оставляет равнодушным.

Анна Аркадьевна Каренина — персонаж романа Л. Толстого «Анна Каренина»

Погружаясь в атмосферу романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого, читатель невольно задумывается над непростой судьбой женщины, смыслом ее жизни и ролью любви. Характеристика.

Главная героиня романа – Анна Каренина предстает перед нами светской молодой женщиной с весьма привлекательной внешностью. Она открыта, доброжелательна, весела. Анна лишена всего этого напускного, присущего светским дамам того времени, она прекрасная мать и любящая жена. Для окружающих ее семья представляется образцовой. Но только Анна знает, что за показным лоском скрывается фальшь и притворство. Супругов связывает вовсе не любовь, а только лишь взаимное уважение.

Картина Крамского. Прообраз Карениной

Встреча с свежим ветром перемен врывается в жизнь главной героини романа. Ее завораживает нахлынувшее чувство, которому она не в силах противостоять. Анна начинает испытывать жажду жизни и потребность в любви. В конце концов, эта страсть овладевает ею полностью. При всем этом Анна испытывает мучительные угрызения совести, ощущает себя предательницей. Поведение Каренина усугубляет ее состояние, он великодушно прощает изменницу, старается сохранить брак. Чувства Анны к супругу от безразличия перерастают в ненависть.

Уход от мужа не приносит Анне Карениной долгожданного душевного покоя. Никто и ничто не может избавить Анну от тягостных мыслей. Ее сердце перестало радоваться и маленькой дочери и возлюбленному Вронскому. Она разочарована в том, что ее любовь не смогла преодолеть, выпавшие на ее долю испытания. В своих бедах женщина начинает обвинять Вронского:

«Моя любовь…все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя».

Усугубляется ситуация, тем, что Анна вынуждена пребывать в разлуке с собственным сыном. Героиня начинает чувствовать себя несчастной, а излишнее употребление морфия и вовсе усугубляет ее состояние. Анна устала чувствовать себя виноватой и обреченной, героиню все чаще посещают мысли о смерти. Жизнь Карениной рушится в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств.

В основе романа заложено традиционное понятие о нравственности женщины. В романе четко прослеживается одна из основных тем творчества Толстого – отчужденность мира от человека. Любовь Анны Карениной к Вронскому оказалась под мощным влиянием общественного порицания. Неискренность и разобщенность в семье, стали главной причиной трагедии, случившейся с этой привлекательной и искренней женщиной.

Лев Николаевич, будучи тонким психологом, в своем романе избегает однозначных характеристик героев и их поступков. Это позволяет читателю оценить ситуацию, в которую попала Анна Каренина, самостоятельно, опираясь на собственную систему ценностей и представления о «плохом» и «хорошем». Ответ на вопрос: «Кто повинен в смерти Анна Карениной?», автор оставляет открытым. Однако он подводит читателя к осознанию того, что главной причиной разрушения личности является расстройство душевного баланса и моральное разрушение.

Анна Каренина, персонаж, который будет иметь своих прототипов во все времена. В современном обществе немало женщин, которые вынуждены бороться за свою любовь, вступаю в конфронтацию с обществом и противоречия с собой. Кинематографические и театральные постановки представляют нам образ Анны Карениной, через призму собственного видения.

На смерть героини можно посмотреть как на душевную слабость, а можно оценивать наоборот, как силу характера. Глубина чувств, целостность характера и злободневность вечных человеческих проблем выходят на первый план в романе и реализуются в образе Анны Карениной.

Актрисы сыгравшие Каренину:


Грета Гарбо
Вивьен Ли
Татьяна Самойлова
Софи Марсо
Кира Найтли

Кто есть кто в Стар Варс Цитаты великих мафиози Шедевр от Спилберга — Ready Player One Кто лучший персонаж «Холодного сердца»?
Мир Холодного сердца Кит Харингтон на шоу Джимми Киммела Тест по фильму «Первому игроку приготовиться»

Л.Н. Толстой – гениальный русский писатель, открывший и художественно исследовавший глубину человеческой души, беспредельность и безмерность этой души. Толстой открыл двойственность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием. В романе «Анна Каренина» автор показывает, как двойственность главной героини Анны и некое предопределение реализуется в ее портрете, в ее снах, в состояние бреда, в окружающей ее действительности.

Рассмотрим портретную характеристику Анны. «Она была прелестна в своем… черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». В последней фразе мы чувствуем нечто отталкивающее и настораживающее нас.

На балу Анна предстает перед нами глазами Кити, которая восхищалась ею и которая почувствовала опасность для себя, исходившую от нее. «Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней». Повторяющийся эпитет «прелестная» и контрастирующие с ним определения «ужасное», «жестокое», «чуждое», «бесовское» говорят не только о внешности, но и о внутреннем мире Анны, которым она притягивала к себе и которого, возможно, еще не знала в себе. Эта противоречивая портретная характеристика является предвестием будущего несчастья.

Особую роль в портретах героев играют глаза. Первый раз Анну мы видим глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Главные герои встречаются в вагоне поезда. «Вронский…пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее (на Анну)…Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его (на Вронском) лице,… в этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность… Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Глаза в портрете – это всегда кусочек духовного, внутреннего мира человека, это всегда та нравственная атмосфера, которую переживает герой в данный момент. Толстой подчеркивает блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, глаза, пронизанные светом. Из этой детали мы видим Анну живую, полную тепла, у нас создается впечатление молодой, энергичной, женщины. В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, ее внутреннюю силу, ее жажду жизни.

Наравне с глазами важную роль играет мимическое движение губ: «..губы ее дрожат и она с трудом удерживает слезы», оно соответствует психологическому состоянию героини. Это детальное описание внешности помогает увидеть нам ее внутреннее напряжение.

Следует отметить, что Толстой на протяжении всего романа подчеркивает внутренний огонь, который одухотворяет красоту Анны, делает ее привлекательной: «Огонек замигал в ее глазах»; «В глазах ее вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его».

Толстой заканчивает линию Анны символическим образом свечи: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».

Однако катастрофичность отношений Анны и Вронского предсказана несчастием, случившимся на железнодорожной станции: поездом раздавило сторожа. Анна чувствует «дурное предзнаменование».

Надо сказать, что Толстым образ железной дороги понимался как враждебный человеку. Крушения и несчастные случаи на железных дорогах производили ужасное впечатление, вызывали страх перед «чугункой».

Следует обратить внимание еще на один символический образ предвестия беды – бурю, которая «рвалась и свистела между колесами вагонов», сопровождая встречу Анны с Вронским на станции.

Отметим, что внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: Толстой вглядывался в состояния пограничные между сознанием и бессознательным. Душевная жизнь показана в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Герои на грани нервного срыва, исповеди, бреда. Благодаря этому, Толстой показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания.

Так, уезжая из Москвы, в вагоне поезда Анна теряет ощущение действительности. Она чувствует, «что нервы ее, как струны…в груди что-то давит дыхание…на нее беспрестанно находили минуты сомнения, вперед ли едет вагон, или назад, или вовсе стоит». Автор использует меткое сравнение «нервы ее, как струны», «в груди что-то давит дыхание». Эти детали помогают нам полнее увидеть смятенность героини. Анна впадает в состояние бреда: ей мерещится какой-то мужик, который грызет что-то в стене, старушка, превратившаяся в черное облако, красный огонь, ослепивший глаза. «И потом все закрылось стеной. Анна почувствовала, что она провалилась».

В этом эпизоде присутствует еще одна особенность психологического анализа героини - внутренний монолог: «И что сама я тут? Я сама или другая?». Анна словно теряет ориентиры в пространстве и в жизни, теряет свое «я».

Один из самых ярких монологов – монолог Анны перед смертью. Анна все более запутывается в самой себе и в отношениях к ней Вронского. Она чувствует себя несчастной и одинокой. Ей представляется, что все осуждают ее, желают ей зла. Даже церковный звон раздражает ее, кажется ложью. «Зачем эти церкви, этот звон и эта ложь?» Любовь отступает, теперь Анна считает так: «мы все ненавидим друг друга». «Все вызывало в ней отвращение и злобу и давило ее какой-то тяжестью». Она больше не верит Вронскому: «Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия». Анна думает: «Если я уеду от него, он в глубине души будет рад». Она приходит к отчаянию: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет. И помочь этому нельзя».

Анна оказывается на железнодорожной станции без определенного намерения покончить с собой. Судьба словно привела ее туда, откуда началась история ее любви к Вронскому. Решение пришло как будто спонтанно: «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать». Анна думает: «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?...Все не правда, все ложь, все обман, все зло!...». Бросившись под поезд, она в то же мгновение «ужаснулась тому, что делала». Но было поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину».

Толстой стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознаний других. Такое свойство психологического анализа М.М.Бахтин назвал «полифонией», Толстой, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда и имеют большое значение монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

Монолог-исповедь мы можем проследить в эпизоде родов Анны. Анна чувствует, что ей «осталось жить немного», что теперь она «все понимает, все видит». Анна вновь остро ощущает свое раздвоение, когда говорит мужу: «Я все та же…Но во мне есть другая, я ее боюсь – она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». В бреду, перед лицом смерти Анна просит Каренина о прощении: «Ты прости меня, прости совсем! Я ужасна…», и он прощает ее. Впервые, пожалуй, Каренин оживает, испытывает «счастье прощения».

Таким образом, сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи и взаимодействии с сознанием другого героя.

Из этого монолога-исповеди мы понимаем, что было, оказывается, в супружеской жизни Каренина и Анны что-то, что скрыто от посторонних глаз: состоявшаяся супружеская связь духовных «я» в их душах.

Супруги Каренины не отдавали себе отчета, что они связаны таким образом. И Анна, и Каренин в минуту откровения любви духовных существ узнали вполне эту силу в себе. Но наперекор ей вскоре разрушили ту сплоченность, которые духовные «я» образовали в них. Тут не вина прелюбодеяния, не супружеская измена и не измена морали, а измена Богу, духовная измена, следовательно, нарушение замысла Бога на человека.

Обстановка и пейзаж у Толстого также являются способами характеристики героев. Толстой переключает наше внимание на бушующую природу и детали окружающей действительности. «И в это время, как бы одолев препятствие, ветер засыпал снег с крыши вагона, затрепетал каким-то железным оторванным листом, и впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза». Толстой пишет: «ветер… затрепетал каким-то железным оторванным листом», нас точно охватывает чувство тревожного страха, «плачевно и мрачно заревел… свисток», словно он предупреждает о грядущей опасности. Но наша героиня не замечает этого. «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

Итак, окружающая реальность создает настроение и усиливает социальную, психологическую характеристику героев, в данном случае отражая внутреннюю борьбу Анны с самой собой.

Исключительную роль в раскрытии внутреннего мира героев имеют сны. Однако между сном, бредом и явью нет резкой границы – герои переходят из кошмарного сновидения в кошмарную действительность. Необходимо отметить, что легких или хотя бы нейтральных по настроению снов у героев не бывает: психологические страдания не только продолжаются, но и усиливаются в них, потому что в бессознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носят герои в душе. Сны выполняют важную функцию: они в большинстве случаев доводят до предела переживания героев.

У Анны никогда, до самого последнего дня не хватало мужества осознать ясно свое положение. «Она говорила себе: «Нет, теперь я не могу об этом думать; после, когда я буду спокойнее». Но это спокойствие для мыслей никогда не наступало. Она не то, что не видит, но не хочет видеть своего положения и делает постоянное усилие, чтобы затемнить свое сознание. Самообман, боязнь истины получили выражение в ее страшном сновиденье, которое почти каждую ночь посещало ее. «Ей, что оба вместе были ее мужья, (о Вронском и Каренине) что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж. И она, удивляясь тому, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что они оба теперь довольны и счастливы. Но это сновидение, как кошмар, давило ее, и она просыпалась с ужасом».

Прямая форма психологического изображения - изображение характера изнутри, используется Толстым при описании страшного сна Анны, в котором она видит маленького с взъерошенной бородой мужика, приговаривавшего по-французски: «Надо ковать железо, толочь его, мять…». Этот сон играет символическую роль, он предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели – «железо».

Итак, сны, предчувствия, создающие в романе атмосферу трагического рока, есть выражение предопределения судьбы. Все это означает, что герои хотя и знают о преступлении ими некоего незыблемого закона, но не хотят его признавать. И то, что они не хотят знать, но знают, принимает форму неясную, фантастическую, зловещую. И это является порождением подавленного, раздвоенного сознания.

Большое значение играет другое свойство анализа душевного состояния героев – диалогичность. Вронский неотступно следует за Анной. Подтверждает это следующий диалог, состоявшийся между героями на станции: «…Зачем вы едете?...я еду для того, чтобы быть там, где вы…я не могу иначе». Вронский «…сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она (Анна) боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Толстой стремится показать непрестанное противоборство между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Портрет литературного героя - Анны Карениной

Вступление

2. Прототип героя

3. История жизни героя

4. Моральные принципы

6. Собственное отношение к герою

Вступление

«Анна Каренина»-- роман Льва Толстого, над которым он работал с 1873 по 1877годы. Начиная с 1875 роман печатался по частям в московском «Русском вестнике». Закончен роман был 5 апреля 1877 года.

Роман о трагичной любви замужней дамы Анны Карениной к блестящему офицеру Вронскому на фоне любви и счастливой семейной жизни Константина Лёвина и Кити Щербацкой. Масштабная картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века, сочетающая философские размышления авторского alter ego Лёвина с передовыми в русской литературе психологическими зарисовками, а также сценами из жизни крестьян. АННА КАРЕНИНА - героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя.

Обычно называют семейным, но это в первую очередь роман о любви, что подтверждают его многочисленные инсценировки для театра и экранизации у нас и на Западе. Полная жизни молодая красавица Анна и сословно и духовно ограниченный аристократ Вронский, неловкий честный чудак Лёвин (да, эту дворянскую русскую фамилию надо произносить и писать через «ё») и правдивая, жаждущая счастья в любви и семье Кити, добрая, несчастная в любви, но счастливая в семейных заботах и детях Долли, легкомысленный, безответственный, но обаятельный жизнелюб Стива Облонский и даже сухощавый сановный бюрократ Каренин, этот боящийся реальной жизни «человек в футляре» - все они любят, и каждый понимает любовь по-своему.

1. Портрет литературного героя

Анна Каренина - светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским. Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь. Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами - пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского. Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини - следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

2. Прототип героя

Одним из прототипов Анны Карениной часто называют старшую дочь А.С.Пушкина - Марию Гартунг (1832-1919). Имение М.А.Гартунг располагалось не очень далеко от Ясной Поляны. Встреча с Л. Н. Толстым оставила неизгладимое впечатление на всю её жизнь. А внешний облик дочери великого поэта так поразил писателя, что ее черты он запечатлел в образе Анны Карениной.

"...По одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету....Он почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее - не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке..." Вот такой предстаёт перед читателем Анна Каренина. Такой увидел Марию Александровну и Лев Николаевич Толстой.

Напомню, что Пушкин был не только великим поэтом, мужем, но и отцом: у него было четверо детей (Саша, Маша, Гриша и Наташа). Мария - старшая дочь- получила домашнее образование. В 1860 году она вышла замуж за генерала Леонида Николаевича Гартунга, начальника первого коннозаводского округа под Тулой. Через 17 лет после замужества Л. И. Гартунг, несправедливо обвиненный в хищении, застрелился. Детей у них не было. М. А. Гартунг после гибели мужа замуж не выходила, жила уединенно в Москве, заботясь о своих многочисленных племянниках. Умерла она уже при Советской власти, в 1919 году. днако у А.К. были и другие прототипы, в том числе сестра близкого друга Толстого М.А.Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая вторую семью. Современники находили и многие другие прототипы, отдельные обстоятельства жизни и смерти которых соотносились с сюжетной линией героини романа, в частности упоминается история взаимоотношений актрисы М.Г.Савиной с Н.Ф.Сазоновым.

3. История жизни героя

В первой части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение А.К. к мужу строилось на безусловном уважении.

После встречи с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, А.К. осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Ки и Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах А.К. и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли, Кити, А.К. совсем не религиозна. Правдивая, искренняя А.К., ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.

Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения А.К. со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к падению. Сблизившись с Вронским, А.К. осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время послеродовой болезни прощения, А.К. все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство мужа.

Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений А.К. испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. А.К. постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству. Постепенно А.К. приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни А.К. обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.

4. Моральные принципы

анна каренина экранизация

С самого начала в «Анне Карениной» мы видим два пути, две любовные истории с очень разными итогами. В романе вначале противопоставлены два мужчины, два соперника, ищущие любви милой и неопытной княжны Кити Щербацкой: застенчивый и неуклюжий помещик-провинциал Константин Левин (его главная идея: «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват») и уверенный в себе петербургский аристократ, гвардеец и богач граф Алексей Вронский. Потом образуются две пары главных персонажей - Анна и Вронский, Левин и Кити, и вокруг них, их очень разных любви и судеб строится нравственный роман Толстого о любви. В романе Анна страдает и погибает от нарастающего чувства вины и жизненного тупика потому, что «незаконная» любовь ее к Вронскому греховна. Но кто, какой суд может вынести ей, ее искреннему чувству столь жестокий приговор? Здесь суровый моралист Толстой недалеко ушел от высшего общества, ибо он судит любовь и женщину, для которой это чувство является главным смыслом жизни. Анна бывает у него неискренней (тогда она щурится), злой и даже смело играет своей греховной красотой и женской силой, откровенно завлекая женатого Левина, чтобы как-то отомстить Кити за прежний ее роман с Вронским. Толстой видит ее очень женскую черту: Анна ненавидит мужа «за ту страшную вину, которой она была пред ним виновата», а в то же время хочет, чтобы тот оставался при ней рядом с любовником. Мудрый терпимый Чехов позднее повторил любовную ситуацию «Анны Карениной» в повести «Дуэль» и сказал другое: нормальная женщина никак не может страдать от искренней сильной любви и, тем более, не считает ее и себя греховной, она страдает из-за своего ложного положения в семье и обществе и нечуткости, неуважения к ней любимого мужчины. Семейное счастье основано на взаимном понимании, уважении, чувстве ответственности, к тому же оно не может целиком заполнить жизнь мужчины, да и женщины тоже.

5. Образ литературного героя в кино

Всего в мире насчитывается около 30 экранизаций «Анны Карениной»

Немое кино:

· 1910-- Германия.

· 1911-- Россия. Анна Каренина (режиссёр и сценарист Морис Метр, Москва)

· 1914-- Россия. Анна Каренина (режиссёр и сценарист Владимир Гардин)

· 1915-- США.

· 1918-- Венгрия.

· 1919-- Германия.

· 1927-- США. Любовь (режиссёр Эдмунд Гулдинг). Анна Каренина-- Грета Гарбо

3вуковое кино:

· 1935-- США. Анна Каренина (режиссёр Клэренс Браун). Анна Каренина-- Грета Гарбо

· 1937-- Россия. Фильм-спектакль (режиссёры Татьяна Лукашевич, Владимир Немирович-Данченко, Василий Сахновский)

· 1948-- Великобритания. Анна Каренина (режиссёр Жюльен Дювивье). Анна Каренина-- Вивьен Ли

· 1953-- СССР. Анна Каренина (режиссёр Татьяна Лукашевич). Анна Каренина-- Алла Тарасова

· 1961-- Великобритания. Анна Каренина (ТВ). Анна Каренина-- Клер Блум

· 1967-- СССР. Анна Каренина (режиссёр Александр Зархи). Анна Каренина-- Татьяна Самойлова

· 1974-- СССР. Анна Каренина (фильм-балет). Анна Каренина-- Майя Плисецкая

· 1985 г.-- 3-я экранизация в США: Анна Каренина / Anna Karenina, Режиссёр: Саймон Лэнгтон.

· 1997 г.-- 7-я экранизация в США: Анна Каренина / Anna Karenina, Режиссёр: Бернард Роуз

· 2007 г.-- Россия, режиссёр Сергей Соловьев, 5-серийный. Татьяна Друбич-- Анна Каренина

6. Собственное отношение к Анне Карениной

Лев Толстой - большой мастер драматической прозы. Его роман «Анна Каренина» изображает светское общество конца XIX века со всеми его проблемами и недостатками. В центре внимания автора - семейные отношения. В романе можно увидеть две основные сюжетные линии: одна из них связана с судьбой Анны Карениной, другая - с духовными поисками и образом жизни Константина Левина. Внутренней связью этих двух линий есть конфликт с лицемерными законами общества, с несправедлиним устройством дворянского «высшего мира», хотя выходят они из этого конфликта по-разному: Анна идет к гибели, Левин находит поддержку в «народной правде», в моральном мировоззрении патриархального крестьянства.

Семья Карениных внешне имела приличный вид. Несчастье Анны состояло в жизни с нелюбимым мужчиной, за которого ее выдали замуж. Поэтому всю силу своей любви она отдает сыну Сергею. Именно он для нее является смыслом жизни, а не Алексей Александрович Каренин, который воспринимал людей как свою собственность. Узнав о связи жены с Вронским, Каренин согласен на продолжение внешне нормальных семейных отношений, лишь бы не повредить своей репутации. Но Анна так жить не может. Она духовно выше своего мужчины и разрывает отношения сама. И здесь выходят на поверхность все отрицательные качества Каренина - лицемерие, озлобленность, жажда мести.

Тем не менее во время болезни Анны писатель открывает и другие черты Каренина - сочувствие, переживание за жену, забота о ребенке Вронского и Анны; он готов взять на себя все хлопоты, связанные и разрывом брака. Но эта человечность Каренина носит временный характер. Он знает, что дворянский мир не извинит ему нарушение правил и отплатит презрением за каждый великодушный шаг. Каренин покоряет власти графини Лидии Ивановны и других «руководителей общественного сознания». Толстой всегда поддерживал принципы добрых семейных отношений, счастливой родственной жизни, спокойной детства. Анну он не осуждает потому, что ее семья не была счастливой. Она не любила своего мужа, а тот вообще думал только о себе. Каренина тешила мысль о том, что мир захватывается его красавицей-женой, что у него подрастает сын. Но интересоваться их жизнью было не в его правилах. Требование развода явилось для него неожиданностью, а не следствием его отношения к другим. Он ничего не замечал, ведь ничего не хотел видеть. Каренин руководствовался законами мира, где извне все пристойно, а за ширмой - лицемерие, измена, духовная пустота. Анна не могла оставаться в этом вражеском для нее мире, поэтому старалась вытянуть из него и Вронского. Тем не менее развлечения в светских кругах оказались для него важнее любимой женщины. Трагедия Анны состояла в ее благородном характере. Она верила в возможность брака с любимым мужчиной. Эта вера стала смыслом ее жизни, но ничего не смогла изменить. Потеря Вронского как духовно близкого человека, презрительное осуждение мира за ее поведение - все это тяжелым бременем навалилось на Анну. И эта хрупкая женщина сломалась, она не смогла жить так дальше.

Петь гимн счастливой семье, Толстой в то же время не осуждал свою героиню. Большой гуманист, писатель показал пример исключения из правил. Трагическая гибель Анны была вызвана в основном общественным устройством тех времен, которые не принимали подобных женщин в свои круги. Тема человеческой судьбы, семейных отношений и личного счастья была актуальна во все времена. Именно поэтому роман Толстого «Анна Каренина» интересен и сейчас. Роман Толстого «Анна Каренина» принадлежит к наилучшим произведениям писателя.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Тема самоубийства в русской дореволюционной литературе, творчестве Л.Н. Толстого. Изображение патриархально-усадебной жизни и нравов в романе "Анна Каренина". Описание душевных метаний Анны Карениной, влияние общественного давления на судьбу героини.

    реферат , добавлен 01.04.2016

    Анна Каренина в романе Толстого. История Анны Карениной в кинематографе. Первые экранизации. Российская экранизация 1967 года. Американская экранизация 1997 года. Современное восприятие "Анны Карениной".

    курсовая работа , добавлен 01.05.2003

    Краткое изложение сюжета романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина", история семейств Карениных, Облонских и Левиных. Описание душевных метаний главной героини Анны Карениной. Константин Левин как один из сложных и интересных образов в творчестве писателя.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2013

    Ознакомление с жизненным и творческим путями Анны Ахматовой. Выход первой книги "Вечер" и сборников "Четки", "Белая стая", "Подорожник", лирико-эпической "Поэмы без героя". Усиление звучания темы Родины, кровного единства в поэзиях Анны во время войны.

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Образ литературного героя романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" К. Левина как одного из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя. Особенности характера главного героя. Связь Левина с именем писателя, автобиографические истоки персонажа.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    История создания и значение "Поэмы без героя", особенности ее композиции. Роль поэта ХХ века в произведении, его действующие лица. Литературные традиции и своеобразие языка в "Поэме без героя", характернейшие особенности лирической манеры Ахматовой.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2012

    Развитие образа героя-иностранца в произведении И.А. Гончарова "Фрегат "Паллада"". Антитеза образов туземца и иностранца как средство создания персонажа в романе И.А. Гончарова "Обломов". Расширение литературного кругозора учащихся на уроках литературы.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2017

    Сущность и история развития понятия "герой" от древнегреческих мифов до современной литературы. Персонаж как социальный облик человека, отличия данного понятия от героя, порядок и условия превращения персонажа в героя. Структура литературного героя.

    реферат , добавлен 09.09.2009

    Одним из самых ярких и талантливых писателей России по праву считается Л.Н. Толстой. Глубокий драматизм судьбы Анны Карениной. Жизненный путь Катюши Масловой. Женские образы в романе "Война и мир". Марья Болконская. Наташа Ростова. Светские дамы.

    реферат , добавлен 19.04.2008

    Идейно-художественные особенности романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Художественный анализ образа главной героини романа. Социальный и нравственный смысл трагедии Анны Карениной. Стремление писателя показать семейный быт и общественный уклад эпохи.


Тема урока:

Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого.

Цель урока:

Помочь учащимся раскрыть образ Анны Карениной и глубже понять его значение, исследовать мастерство автора в его создании; развивать навыки создания характеристики образа, умения определять главное и художественные детали; высказывать свое мнение и суждение, воспитывать высокие материальные качества.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Методы обучения:

Лекция с элементами беседы, лекция с презентацией, диспут, экспресс-диалог.

Оборудование:

Портрет Л. Н. Толстого, фильм «Анна Каренина», литературоведческие словарики, рисунки учащихся к роману, слайды.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка посещаемости, санитарно-гигиенического состояние помещения.

Сообщение темы и цели урока.


  1. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель: Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» был написан в 70-е годы XIX века. С тех пор коренным образом изменился и мир, и люди, и время. Другими стали проблемы, часто диаметрально противоположными.

Но по-прежнему актуальными остались такие понятия, как любовь, семья, поиск смысла жизни, своего пути на земле.

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке, обратившись к роману Л. Н. Толстого, писателя, которому гениально удавалось в своих произведениях соединять проблемы общечеловеческие с проблемами актуальными, злободневными.


  1. Актуализация опорн ы х знаний учащихся.
Все смешалось в доме Облонских

Пребывание Анны и Вронского за границей

Добровольный уход из жизни

Преподаватель: Давайте вспомним события, изображенные в романе, и, использовав разрозненные эпизоды этого произведения, создавшие своеобразный коллаж, восстановим сюжетную цепочку.


Развитие романа с Вронским

(Учащиеся, глядя на коллаж, который демонстрируется на экране через мультимедийный проектор, создают «сюжетную цепочку», в центре которой – Анна Каренина).


Анна Каренина

Все смешалось в доме Облонских

Приезд Анны в Москву ради примирения Стива и Долли

Развитие романа с Вронским

Уход Анны от мужа, открытая связь с Вронским

Пребывание Анны и Вронского за границей

Возвращение из-за границы. Сцена в опере

В имении Вронского. Приезд Долли

Ссоры с Вронским. Предчувствие катастрофы.

Добровольный уход из жизни

Преподаватель: Я неоднократно употребляла слово «сюжет». А чем сюжет отличается от фабулы? Обратившись к литературоведческим словарям, установите разницу между этими двумя понятиями.

(Учащиеся читают определения таких понятий, как «сюжет» и «фабула», делают вывод о различии между ними).

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действие, состояние в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Сюжет в литературе, драматургии, театре, кино – ряд событий, последовательность сцен, актов, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателей по определенным правилам демонстрации. Сюжет – основа формы произведения.


  1. Формирование умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения.
Преподаватель: Вы знакомы с текстом романа, с главными героями этого произведения. Нарисуйте устный портрет Анны Карениной, именем которой и назван этот роман.

(Учащиеся устно «рисуют» портрет героини. Ожидаемое описание: высокая, с красивой фигурой, со вкусом одета, с красивыми черными волосами, слегка вьющимися у висков, с умными глазами, с прекрасными чертами лица).

Преподаватель: Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).


Второй прототип героини Л. Н. Толстого – Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели – она кинулась под товарный поезд.

Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.

«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Так кто же она такая, Анна Каренина? В какую эпоху жила и к чему стремилась?

Диалогическая экспресс-беседа с учащимися по тексту романа «Анна Каренина»

Преподаватель: Как начинается история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Брат Анны, Стива Облонский, которого жена уличила в измене, попросил сестру приехать и помирить его с женой. На вокзале Анна и Вронский, ожидавший приезда матери, встретились. Познакомил их брат Анны - Стива).


Преподаватель: Как автор изображает Анну Каренину?

(Обратившись к тексту романа, учащиеся зачитывают описание внешнего облика Анны).

Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме… Он почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное…

Преподаватель: Как раскрывается Анна в эпизодах примирения Долли со Стивом, знакомства с Кити, общении с детьми?

(Ожидаемый ответ: Анна мирит Стива и Долли, очаровывает Китти Щербацкую своей простотой, щедростью, открытостью; дети Долли в восторге от Анны, с удовольствием общаются и играют с нею).


Преподаватель: Почему отношение Кити Щербацкой к Анне изменяется после балла?

(Ожидаемый ответ: Кити увидела Анна совсем новую и неожиданную для себя. Анна опьянела от внимания и восторженного отношения к ней окружающих. А самое страшное для Кити было то, что она заметила своим влюбленным взглядом: Анна и Вронский «чувствовали себя наедине в этой полной зале»).


Преподаватель: Что мы знаем о замужестве Анны?

(Ожидаемый ответ: Тетка выдала Анну замуж за человека, который был намного старше нее. Женщина жила спокойно, размеренно, испытывая любовь лишь к сыну, но не к мужу).


Преподаватель: Пытается ли Анна бороться со своей страстью к Вронскому или же сразу бросается навстречу любви?

(Ожидаемый ответ: Анна пытается забыть Вронского, борется со своим чувством, однако у нее ничего не получается: в муже ее раздражает холодность и высокомерное назидательность, даже сын Сережа не воспринимается ею так, как раньше).

Преподаватель: Скрывает ли Анна свою любовь к Вронскому от окружающих?

(Ожидаемый ответ: Жить, как раньше, Анна не могла, однако, прежде чем признаться во всем мужу, она долго мучилась: ей хотелось быть рядом с любимым человеком и вместе с тем она испытывала стыд, ужас перед вступлением в новую жизнь).

Преподаватель: Как сложились взаимоотношения Анны и Вронского после того, как она, открыто бросив вызов обществу, ушла к возлюбленному?

(Ожидаемый ответ: Анна оказывается в безвыходном положении: казалось бы, она должна быть счастлива, потому что рядом с нею – любимый человек; однако женщина оказалась в изоляции от привычного для нее общества и не имела возможности видеться со своим сыном, которого любила больше своей дочери, рожденной от Вронского, вероятно, потому, что чувствовала свою вину перед ним).


Преподаватель: К какой трагической развязке пришла история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Измученная ревностью, Анна убеждала себя в том, что ее любовь делается страстнее и себялюбивиее, а его все гаснет и гаснет… и в отчаянии она находит, как ей показалось, единственно правильный выход из создавшегося положения – уходит добровольно из жизни).


Мини – диспут на тему: «Мое отношение к поступку Анны Карениной».

Преподаватель: Л. Н. Толстой говорил: «Для того, чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».

Тема семьи есть тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра до периферии.

Сам писатель сначала именно в Анне и ее измене мужу видел причину трагедии. Однако в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько изменяются, и судьба Анны изображается как безвыходно-трагическая.

А каково ваше отношение к героине? Предлагаю вам принять участие в диспуте и высказать свое мнение о главной героине, постаравшись ответить на такие вопросы:


  • Как вы думаете, почему Анна страстно влюбилась именно в Алексея Вронского?

  • Если бы Анна не оставила семью, как бы могла сложиться дальше ее жизнь?

  • Анна, сохраняя внешнее благопристойное поведение, могла бы встречаться с Вронским тайно. Почему она не делает этого?

  • Поддерживаете ли вы мнение автора романа о том, что долг перед семьей превыше всего?

  • Осуждаете ли вы поступок Анны с позиции сегодняшнего времени?
Ожидаемые ответы:

  • Анна, не найдя любви в собственной семье, находит ее вне семьи, испытывая страсть к Алексею Вронскому. Осуждать ее за желание любить я не могу. Да и Вронский достоин любви, ведь он красив, умен, занимает высокое положение в обществе, богат, любит Анну.

  • Я думаю, что подобная участь ожидала бы и Татьяну Ларину, если бы она согласилась на предложение Онегина и оставила семью. Анна, оставшись со своим мужем, осталась бы жива, наслаждалась бы жизнью великосветского общества и воспитывала сына, пусть даже без любви к мужу.

  • По-моему, Анна поступила честно и открыто, не пожелав лгать, лицемерить и притворяться, ведь она делала все ради любви к Вронскому.

  • Я считаю, что для женщины прежде всего на первом плане должна быть семья, раз она связывает себя семейными узами, ну а страсть, любовь должны подчиняться разуму и долгу перед мужем и детьми. В этом отношении Анну я не понимаю, ведь, отдавшись чувству любви, она счастливой не стала, потому что чувствовала вину перед сыном, измучила Вронского своей ревностью и подозрениями, и в конце концов сама погибла.
Преподаватель: Спасибо, ребята, за участие в диспуте, за то, что в процессе изучения романа вы сформировали свою собственную точку зрения.

Как бы мы с позиции нашего времени ни говорили об Анне Карениной, соглашаясь с ней или осуждая ее давайте определим, какова же она, Анна Каренина?

Предлагаю вам, объединившись в группы по два человека, обсудить и заполнить таблицу «Противоречивый образ Анны Карениной» (учащиеся заполняют таблицу).

Преподаватель: Да, Анна – натура противоречивая, ее поступки не вызывают однозначной оценки читателя. Но какая же она чарующая, вызывающая интерес к своей личности, личности цельной, незаурядной, оригинальной!

Образ Анны Карениной и во времена Л. Н. Толстого, и в наше время вызывает интерес художников, кинематографистов, композиторов к его воплощению в произведениях искусства. Предлагая вам презентацию индивидуального проекта на тему: «Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в произведениях искусства» учащейся 1 курса.


Презентация проекта (с использованием электронных способов учебного назначения).
Из всей отечественной классики, пожалуй, именно "Анна Каренина " чаще всего привлекает внимание кинематографистов. Представители совершенно разных стран, взглядов и киношкол экранизируют этот роман Льва Толстого вот уже более века.

Первые экранизации снимали ещё в эпоху немого кино, последняя на данный момент картина англичанина Джо Райта вышла буквально на днях. В своё время главную героиню романа играли такие разные актрисы, как Грета Гарбо, Вивьен Ли, Софи Марсо и Татьяна Самойлова.

Сегодняшняя Каренина – это хрупкая худенькая Кира Найтли, совсем не похожая на близкую к литературному образу Анну в исполнении Татьяны Самойловой или Аллы Тарасовой.









Один из лучших - для меня - современных балетов. Я люблю этот роман Л. Н. Толстого, и очень "настороженно" стала смотреть этот балет - очень понравился - потрясающее проникновение музыки, жеста в "ткань" прозы, что казалось невозможным было представить...»

Так Майя Плисецкая отозвалась о балете, музыка к которому написана знаменитым русским композитором Родионом Щедриным по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

П. И. Чайковский также создал музыку к балету «Анна Каренина»

Анна Каренина произвела впечатление и на художников, которые написали много иллюстраций к роману Л. Н. Толстого.

Наиболее популярными считаются иллюстрации к роману таких художников, как М. А. Врубель, К. И. Рудаков, А. Н. Самохвалов, Г. С. Верейский, В. С. Михайлов.









Вячеслав Саввич Михайлов

«Анна Каренина»



Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель

«Анна Каренина. Свиданье с сыном»


Рудаков Константин Иванович

1891 – 1949

«Анна Каренина»








Л. Щеглов

Гео́ргий Семёнович Вере́йский

(1886-1962)


Александр Николаевич Самохвалов

Преподаватель: Анна Каренина – образ обаятельной и трагически запутавшейся в жизненных ситуациях женщины. Давайте простим ей все ее ошибки и прегрешения, ведь она – просто женщина. (Звучит песня на стихи М. И. Цветаевой «Посвящение женщине» в исполнении Т. Гвердцители. Исполнение песни сопровождается показом слайдов из к/ф «Анна Каренина» реж. Александр Зархи (1967 г.)).

Преподаватель подводит итог урока, выставляет оценки, дает дифференцированное домашнее задание:


  • 10 – 12 баллов – написание творческой работы на тему «Рассуждение над страницами романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • 7 – 9 баллов – написание аннотации к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • 4 - 6 баллов – подготовка к тестированию по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Примечание: оценка работы учащиеся на уроке проходит поэтапно, за каждый этап выставляется определенное количество баллов, которые суммируются в конце урока и объявляются учащимся.