Шемякин суд отношение к героям. О «Повести о Шемякиной суде

Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.

Вопросы и задания

1. Кто герои повести «Шемякин суд»? Кто из них прав? На чьей стороне автор?

Героями повести являются:

    два брата крестьянина — убогий (бедный) и богатый;

    поп;

    случайно повстречавшийся горожанин;

    Шемяка-судья.

Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.

Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже хомута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.

Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?

Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?

Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров... Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти...». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.



Развивайте дар слова

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд , как поговорку.

Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.

В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.

3. Рассмотрите иллюстрации к повести «Шемякин суд». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенных на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.

2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.

3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.

4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.

5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.

Сегодня еще одно произведение под названием Шемякин суд попало в мой читательский дневник. С повестью Шемякин суд мы познакомились в 8 классе на уроке литературы.

повесть о Шемякином суде

Повесть о Шемякином суде рассказывает о бедности и знакомит с несправедливым судом, показывая нам маленького человечка с его смекалкой. Произведение Шемякин суд написано неизвестным автором, а датируется данная сатира семнадцатым веком.

Шемякин Суд краткое содержание

Чтобы познакомиться с сюжетом произведения Шумякин суд, предлагаем , что позволит в дальнейшем работать с произведением и сделать его . В древнерусском произведении второй половины семнадцатого века рассказывается о двух братьях: бедном и богатом. Бедный постоянно просил у богатого коня и однажды, взяв коня и не получив от брата хомут в пользование, у лошади отрывается хвост, ведь бедняку пришлось дровни прицеплять именно к лошадиному хвосту. Брат теперь не хочет брать коня и идет в суд. Чтобы не платить налог за вызов на суд, бедный брат идет следом.

По пути в город брат останавливается у своего друга попа, где тот приглашает за стол, бедному же не дают ужин и тому приходится лишь выглядывать с полатей. И вот бедный случайно падает и как раз на люльку с ребенком. Ребенок погибает. Теперь и поп идет в суд.

По дроге бедный брат решается на самоубийство и бросается с моста, да как раз падает на сани с человеком. Своим падением он убивает отца одного из горожан, который в это время везет отца на санях в баню.

И вот уже трое пострадавших пошли в суд, где бедняк проявил смекалку. Во время обвинений во всех свалившихся на неудачника преступлениях, тот показывал судье камень. Судья же, думая о деньгах и о том, что в свертке лежит золото, выносил приговор в пользу обвиняемого, так бедняку была оставлена лошадь, к нему была направлена жена попа, которая должна была жить ним, пока не родится ребенок. И в конце концов, бедняка должен был убить пострадавший горожанин так же, как тот убил его отца.

В итоге все заплатили бедному брату деньги, чтобы судебный приговор не был исполнен. Мало того, когда и судья узнал, что у бедняка вместо золота был обычный камень, тот также боказался рад своим решениям, что присудил в пользу бедного, ведь в противном случае, бедняк бы убил его камнем.

Если анализировать произведение, то мы прекрасно видим, кого и что высмеивает повесть Шемякин суд. Это и взяточничество, и несправедливость в судебных решениях во времена феодализма. Читая сатирическое произведение Шемякин суд, невольно задаешься вопросом, а на чьей же стороне стоит автор? И здесь, как раз тот случай, когда автор не поддерживает никого, он просто показывает всю горечь происходящего, где каждый герой заслуживает сочувствия, хотя, как раз вот на сторону судьи вряд ли кто станет. Судью можно осуждать, ведь именно он выносил несправедливые решения, которые доходили до нелепости.

Шемякин Суд главные герои

В Шемякином суде главными героями являются бедный и богатый братья, поп, горожанин и судья Шемякин. Именно по его фамилии и был назван суд.

Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.

Вопросы и задания

1. Кто герои повести «Шемякин суд»? Кто из них прав? На чьей стороне автор?

Героями повести являются:

    два брата крестьянина — убогий (бедный) и богатый;

    поп;

    случайно повстречавшийся горожанин;

    Шемяка-судья.

Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.

Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже хомута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.

Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?

Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?

Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров... Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти...». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии — невозможно. Это сильное преувеличение.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.



Развивайте дар слова

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд , как поговорку.

Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.

В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.

3. Рассмотрите иллюстрации к повести «Шемякин суд». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенных на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.

2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.

3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.

4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.

5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.

>>Шемякин суд

Шемякин суд

В некоем месте жили два брата земледельцы , один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришел однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади и сказал ему:

Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал eмy лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

Лаже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Убогий, видя, что его брат пошел бить на негo челом, пошел за братом своим, ведая, что если он сам не пойдет, то за ним из города пришлют и придется за проезд приставам платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришел к тому же попу и, придя, лег у него на податях. А богатый и начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идет он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова cына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шел за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вез под мостом по pвy отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привел к судье.

Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя нe найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьею. Принес богатый брат челобитную исковую зa убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Отвечай.

Убогий же не ведая, что сказать, вынул из шапки задернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у нее не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмешь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завернутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживет он тебе с нею ребенка. Тогда возьми у него попадью, и ребенка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завернутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как и убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

По судейскому приказу, как у нее хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей , чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал к третьему истцу говорить:

По судейскому указу я стану под мостом, ты взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Он же размышлял сам с собою: "Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь"?. И начал с ним мириться, дал: ему мзду.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

Чего ты камень показываешь?
Ответчик же сказал:
- То я и судье показывал.
- Для чего же ты камень показывал?
- Я потому ему камень показывал, что, кабы о и не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришел человек и сказал судье. Судьи же, слыша то, сказал:

Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.

Вопросы и задания

1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? Ha чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

4. Какие приемы сатирического отображения (гротеск, гппербола1) используются в повести? Приводите примеры использования этих приемов в тексте повести.

Развивайте дар слова

1. Подготовьте повесть к выразительному чтению в классе.

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

3. Рассмотрите иллюстрации к «Повести о Шемякином суде». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенный на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

"Песнь о вещем Олеге"пожалуйста помогите "Как раскрываются отношения "могучего владыки" и "мудрого старца" в их деологе?Что вы можете сказать