Средиземноморье властелин колец. Выдуманный мир толкиена

Считаю своим долгом предупредить, что, хотя "Властелин Колец" мне очень нравится, мое видение этого мира отличается от распространенного. У большинства людей, если речь заходила о параллелях с нашим миром, вырисовывалось что-то европейское-средневековое. Даже когда на карте Европы возле стран пишут "Рохан" или "Мордор", коверкается таким образом только карта Европы. Однако, в распоряжении Толкина была длинная история Британской империи, во время которой она успела повоевать едва ли не со всем миром. И противопоставление у него было именно между христианским Западом и нехристианскими Югом с Востоком. Поэтому попробуем расширить картину.



Общие слова

"Властелин Конец" параллелен, совершенно очевидно, Раннему Средневековью. В крайнем случае, самому началу Высокого. Указанный на карте 1100 год н.э. - потолок. По техническому уровню в Высокое еще можно попасть, но рыцарство в Средиземье отсутствует как класс, что создает существенную нестыковку. Также отсутствуют многочисленные вольные города, центры торговли и ремесел, находящиеся под влиянием цехов, гильдий и купеческой олигархии. Эсгарот - это скорее Бирка, чем Генуя. Именно поэтому меня так удивили латные доспехи на гондорских воинах в экранизации Питера Джексона. Ладно бы что в оригинальном тексте все носили кольчуги. Но полные латы подразумевают существенный скачок технических возможностей. А значит, и производственных. А значит, и мировоззрения. В Раннем Средневековье они смотрятся так же странно, как смотрелся бы автомат Калашникова на полях североамериканской гражданской войны.

Поэтому, остановимся мы на XI веке с некоторым "плюс-минус", причем скорее "минус", чем "плюс". Но не будем рассматривать только лишь западноевропейский XI век. В основе политического конфликта "Властелина Колец" лежит противопоставление нуменорсокого Запада варварским Востоку и Югу. При этом, "варвары" зачастую оказываются куда более продвинутыми технически. Зато кое-кто богат духовно. Для XI века это совершенно явное противопоставление христианского мира всяким нехристям и басурманам. То есть, мы будем исходить из того, что "светлые" народы соответствуют христианским, а "темные" - языческим. Учитывая реалии Раннего Средневековья, христианский мир все еще един. Великая Схизма произошла в 1054 году, под самый конец этой эпохи.

Наконец, я должен уточнить, что значат "параллели". Если писатель хорошо поработал над своим миром, а Толкин поработал хорошо, у него не будет прямого и однозначного "списывания" вымышленных народов и государств с реальных. Как правило, треть берется из одного источника, треть из другого, остаток заполняется чистым вымыслом. "Собирательный образ" называется. Поэтому пытаться ответить на краеугольный вопрос "кого Профессор хотел обозвать орками" совершенно бессмысленно. Но в качестве источников вдохновения выступает реальная мифология, когда речь идет о героике, и история, когда речь идет об эпике. Человек образованный, предполагая, как проходили бы процессы в его вымышленном мире, всегда нашел бы, на что опереться. Поэтому обнаружить в реальной истории похожую атмосферу и эстетику - вполне возможно. Чем мы и займемся.

Гондор


Гондор - Страна Камня. Климат здесь теплый, а местность - сплошные горы. Самое сильное и одновременно самое юго-восточное государство "светлого" блока, прямой наследник великой нуменорской империи, претендующий (не слишком успешно) на духовное лидерство. И уцелевший осколок гораздо более могущественного государства, тень былого величия. Многоэтажные мраморные дворцы, прекрасная архитектура, развитая фортификация. И одновременно фронтир "светлого" мира. Постоянная борьба с басурманами за утраченные территории к востоку от большой воды, прямо на которой находится столица. Армия сильная, хорошо обученная. Есть годная пехота и не менее годная кавалерия. При этом, кроме, собственно, гвардии правителя, есть превосходящая ее по численности армия провинций, которая собирается в случае угрозы. Широко используются наемники с окраин империи или вовсе из-за ее пределов.

Подставьте вместо "светлого" "христианский", учтите заданный временной промежуток и скажите мне, могут ли здесь быть два толкования? Гондор параллелен Византии, наследнице Римской Империи, ведущей на суше и море затяжную войну с сарацинами и понаехавшими как раз в XI веке турками-сельджуками. Выглядели гондорские солдаты, скорее всего, примерно так:




Больше картинок и интересного материала по византийской армии.

Или, для тех, кто предпочитает компьютерную графику;)

А города - примерно так

По концепции старой столицы, которую в определенный момент (1204) пришлось на время оставить, Константинополь тянет скорее на Осгилиат. Но что касается величайшего из "светлых" городов, являющегося, к тому же, могучей крепостью, защищающей стратегически важный пункт, то в мире Средиземья это, несомненно, Минас-Тирит, а в мире Раннего Средневековья - Константинополь.

Правда, Гондор - это идеализированная Византия. Там нет места дворцовым интригам (или эта тема в книге не раскрыта), зажравшейся аристократии, не менее зажравшейся бюрократии, регулярным узурпациям престола и взятию Константинополя варварами. Но Средиземье в целом довольно сильно идеализировано.

Эсгарот, Дэйл и прочие Железные Холмы

Когда я читал "Хоббита", я был маленьким. И параллельно читал разные былины. Поэтому кольчуги, луки и прочее хорошо ложились на древнерусскую эстетику. Однако, если вспомнить, какой национальности был автор книги, древнерусская эстетика превращается в древнеанглийскую, благо она, на тот момент, не сильно отличалась. Британия гораздо лучше становится "в параллель" Северу Средиземья, и это предсказуемо. Ведь Толкин не отрицал, что писал "Хоббита", вдохновившись английским аналогом былин.

Та же холодная и не слишком плодородная область на самом краю мира, где регулярно случаются междоусобные войны, и государственность развита слабо. Страна, которая заселена разными народами, с трудом уживающимися вместе. Государство людей называется "королевство лучников". Для Британии это, конечно, не XI век, но затем был период в истории, когда европейцы говорили "лучник", подразумевали "английский". А тогда на поле боя рулили щиты и копья. При этом ядро армии составляли тэны (дружинники) местного короля или эрла, а вокруг них формировалось ополчение. Феодализм только зарождался.

Точно так же, как в окрестностях Эребора ошивались люди и гномы, основными народностями раннесредневековой Британии были кельты и англо-саксы. Последние пришли позже, позже приняли христианство и сперва вели себя довольно агрессивно. Впоследствии, тем и другим пришлось отбиваться от язычников-скандинавов. Исходя из логики построения параллелей, можно легко догадаться, кто тут гоблины. Сложнее поделить кельтов на "гномов" и "эльфов". Скорее всего, лесные эльфы будут поставлены в параллель ирландцам, в образе которых не меньше ни пьянства, ни чудесного. А гномы - жителям современных Шотландии и Уэльса. Одни живут на равнине, другие - в горах, что накладывает свои особенности на кельтскую эстетику. Правда, как раз с эстетикой возникнет в таком случае небольшой затык, ведь так, например, как на картинке ниже, эльфийское войско себе вряд-ли кто-то представлял. А следовало бы.


В самом деле, эта иллюстрация скорее подходит к гоблинам. Которые, как известно, являются искаженными "тьмой" (читать, язычеством) эльфами. В качестве последнего штриха можно добавить боевую раскраску, которую кельты-язычники активно использовали. Дабы читатель осознал, насколько наш мир более суров, чем Средиземье, скажу, что на картинке - пиктское войско при Старклайде, 744 год. Пикты были обращены в христианство еще в VI веке. Такие вот "светлые". Прочитав приведенное по ссылке описание их тактики, вы, скорее всего, сначала назовете ее гоблинской. А потом поймете, что она хорошо подходит как эльфам, так и гномам. Потому что в принципе была довольно неплохой тактикой.

На заднем плане видна легкая кавалерия, забрасывающая врага дротиками. И тут мы вспоминаем про варгов. Даже очень большой волк гораздо меньше лошади, тянет, разве что, на пони. И может использоваться в бою только так, как показано на картинке. С другой стороны, ездящие без стремян эльфы вынуждены были воевать так же. С третьей - гномы, со стременами или без, для больших лошадей, способных атаковать "наездом", маловаты. И, при всем мастерстве оружейников, в катафракты не смогут. А вот в конных застрельщиков - пожалуйста.

Вместо "стены щитов" пикты использовали стену копий. А для любителей пролезть под ними, первый ряд составляли мечники с маленькими квадратными щитами. Фланги центрального полка прикрывала описанная выше легкая кавалерия. Удачное сочетание всех родов войск позволяло нести меньшие потери в бою против технически превосходящего противника. Отвлекаясь от Толкина, но не от мира, именно это построение, а не настоящий германский хирд, подразумевал Николай Перумов под гномьим хирдом. Разница в хороших доспехах, которых у пиктов не было, потому что, с легкой руки Перумова, триста лет, прошедшие в мире Средиземья, привели к тому же техническому прогрессу, что и в нашем.

Да, в суровом мире Раннего Средневековья добро должно быть с кулаками, огромным топором и боевой раскраской. Поэтому параллели со значительно более приятным для проживания Средиземьем в известной степени условны. Кстати, о бородатых эльфах. Традиционно их изображают безбородыми. Однако, в нашем мире плохой рост бороды и усов характерен для вполне конкретной расы - монголоидной. Что вам проще представить: эльфов с бородой, или узкоглазых, желтолицых эльфов? Переходный тип между европеоидами и монголоидами - это близкие нам финно-угры. То есть, финны и венгры.

Завершу этот параграф еще одной иллюстрацией на пиктскую тематику. Ну чем не гномы?

Потерянное королевство Арнора

Продолжая аналогии, начатые выше, можно без труда догадаться, что Арнор - это Западная Римская Империя, владевшая, кстати, в свое время, Британией. Во-первых, этого требует параллель "Гондор-Византия". Причем, в полном соответствии с римской историей, Арнор первоначально обладал старшинством, но затем столица пала, население сократилось, и страна захирела. Во-вторых, это самое близкое к Толкину падение, происходившее по подобной схеме. Та же династическая неразбериха, те же гражданские войны, то же разорение древней столицы и последующий ее перенос. Есть даже набигающие с севера варвары, за которыми стоит темная сила. В Средиземье это были орки и ангмарцы, объединенные под властью Короля-Колдуна. В реальной истории - гунны и подчиненные ими племена под властью Атиллы, обладавшего примерно такой же репутацией. Есть и варвары, подселяемые на свою территорию для защиты от "темной силы". Хоббиты, например, которые участвовали в финальной битве с Ангмаром. Кстати, битва, которая имеет полное право называться "битвой народов", тоже была. "У них" при Форносте, "у нас" - на Каталунских полях. Правда, проходила она несколько по-разному, и Атилла в битве не погиб, а только лишь был остановлен. И вообще хронология событий сильно не совпадает. Но общая атмосфера та же.


Что же осталось на этой территории столетия спустя? Во-первых, нет централизованного правительства. Большая часть земель вообще не заселена. Во-вторых, некоторые островки цивилизации: старые эльфийские поселения в Лидоне, Ривинделл, Бри и, конечно же, Шир. В-третьих, тоже фронтир, где идет постоянная война с гоблинами и троллями. И, конечно же, нельзя не упомянуть солдатов этой войны - дунэдайн, следопытов Севера, прекрасно владеющих копьем, мечом и луком, умеющих сражаться как в пешем, так и в конном строю.

Хорошей, единой для всех параллели здесь нет. Понятно, что эстетика должна быть романской, такой же, как в Италии. Но на Италию Арнор тянет не больше, чем Элронд на Папу Римского. Совершенно не то население, совершенно не тот климат. А вот Шир и Лидон в отдельности могут потянуть. Не на Италию, так на юг Франции. В качестве фронтира, о котором идет речь, следует определить восточно-франкское королевство, воевавшее с язычниками-славянами. Прежде, чем ненавистник Толкина начнет кричать: "А-а-а! У него славяне как гоблины! Русофоб поганый", я скажу, что речь идет о западных славянах, которые были гораздо ближе к полякам, чем к русским. Вообще говоря, я думаю, что Эриадор придумывался "с нуля", исходя из логики мира, на основе перечисленных образов.

Кстати, о климате. Упомянутая романская эстетика под него вполне себе подстраивалась. Пример на картинке выше: римские легионеры в Британии незадолго до того, как она была оставлена. Так могли выглядеть и солдаты Арнора.

Всадники Рохана

Воинственный народ, пришедший в "светлую" империю, когда ей угрожали враги, принявший "светлую" сторону и получивший за это право жить на опустошенной земле. Народ, перенявший культуру империи, но в значительно упрощенном виде. Довольно простой социальный строй, сочетающийся с неприхотливостью в быту. Отличные воины, лучшие всадники в мире, умеющие, при необходимости, сражаться в пешем строю. Пешее ополчение играет вспомогательную роль.


Таких добрых кочевников в Раннем Средневековье, конечно же, не было. А вот такие воинственные народы - были. Причем, по состоянию на XI век, христианские. Если продолжать "византийскую" аналогию, на Балканах в то время лавры лучших всадников принадлежали болгарам. До того здесь отметились мадьяры, которые к XI веку потихонечку прекращали буянить, переходили на оседлый образ жизни и служили византийцам в качестве наемной кавалерии. Кстати, экипировка изображенных выше мадьярских воинов полностью соответствует тому, как описывается снаряжение рохиррим. Копья, мечи и круглые щиты. Легкие шлемы и плетеные кольчуги. Много лучников, умеющих стрелять на скаку.

Правда, внешность у мадьяров, конечно же, совершенно неподходящая. Чтобы это исправить, перенесемся на семьсот лет назад. На картинке ниже - всадник-гот. Перечисленное в наличии, даже меч длинный и прямой. Правда, нет кольчуги и лука, которые несколько не соответствовали уровню технологий IV века. Ну, то есть, кольчугу могли себе позволить только вожди варваров, а отсутствие мощных композитных луков германцы успешно заменяли обилием метательных дротиков. Как можно заметить, стремян у гота тоже нет.


Эти ребята в свое время проживали на территории современной Болгарии, которая тогда называлась Фракией. Правда, отношения между римлянами (византийцами) и готами были куда менее дружескими и , чем между Роханом и Гондором, но мир Раннего Средневековья жесток и натуралистичен.

Определить конкретную параллель для Рохана сложно еще и потому, что такой сюжет, когда Римская империя поселяла на своих все-равно опустошенных землях одних варваров для защиты от других, вообще говоря, был довольно распространен. В конечном счете ни одно дело "не выгорело". Зато выгорели города. Варвары всякий раз начинали бузить и расселяться совершенно бесконтрольно. В каковом стремлении те же готы трижды до Рима дошли и, в конечном счете, его взяли. Короче, результат мало отличался от того случая, когда означенные варвары сами поселялись где хотели. Часто оба варианта совмещались.

Если говорить об эстетике, рохиррим, конечно же, ни разу не мадьяры и не болгары. В XI веке было такое королевство, жители которого снискали славу хороших воинов, не единожды били нехристей, хорошо держались в седле, использовали термин "марка" и вдобавок обладали истинно арийской внешностью. Речь идет о франкском королевстве, любом из имеющихся. Еще триста лет назад франки славились дисциплинированной пехотой. Но когда "в тренде" оказалась тяжелая конница, они взгромоздились на своих здоровенных дэстриэ. И, будучи окружены врагами, довольно быстро сформировали сословие профессиональных конных воинов, ставшее прообразом рыцарского.


Конечно, "запакованы" франкские всадники был похуже, чем византийские катафракты, да и в сложные тактические построения они не могли. Зато лошади у них были действительно большими, а настоящая боевая ярость доступна только варварским народам: цивилизация ее притупляет. Чересчур сложная тактика тяжелой кавалерии и не требовалась. Решала масса, напор да молодецкая удаль, чего франкам (и рохиррим) было не занимать.

Из пойманных им новосотворённых эльфов . Позднее стали самостоятельным народом Средиземья , всегда служившим Тьме и отличавшимся злобным нравом. Орки составляли основу армий как Мелькора (Моргота) , так и Саурона .

Впервые орки появились уже в самых ранних из известных текстов Толкина, относящихся к группе «Утраченных Сказаний» ( - гг.). Практически с момента возникновения их образ находился в тесном взаимодействии с образом мифологических гоблинов , и в произведениях Толкина эти слова взаимозаменяемы.

Образ орков и само слово стали расхожими в произведениях фэнтези других писателей, хотя со временем представления об орках в литературе претерпели значительные изменения.

Название

Слово «orc » происходит из староанглийского языка , где означает великана или демона. Сам Толкин утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф », где оно применяется к гигантскому чудовищу Гренделю . В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкин писал это слово как «ork ». Также в древнеримской мифологии упоминался демон подземелий по имени Орк (лат. Orcus ).

Видео по теме

Описание

Внешность

Орки описываются как темнокожие, низкорослые гуманоидные создания с плоскими носами и большими клыками. Они неуклюже сложены, с кривыми руками и ногами, причём, вероятно, на ногах у них нет пальцев . Их уродство - следствие искажения Мелькором их изначальной эльфийской сущности. Кровь орков - густая и чёрного цвета. Орки слабо видят днём, очень плохо переносят солнечный свет и предпочитают жить в пещерах, подземельях, горных расщелинах; активный образ жизни ведут предпочтительно в тёмное время суток.

Характер

Орки враждебны всему прекрасному и чистому, склонны к вандализму (они разрушили и осквернили все памятники дунэдайн в Минас Итиле). Они не гнушаются каннибализмом и с удовольствием поедают трупы, включая собственных сородичей. При этом орки склонны к инженерному мышлению: они умеют создавать сложные устройства, в особенности боевые и пыточные механизмы . В этом образе, как считается, профессор Толкин противопоставлял несимпатичный ему технический прогресс высокой культуре.

Язык

Ash Nazg durbatulûk, Ash Nazg gimbatul,

Ash Nazg thrakatulûk agh Burzum-ishi krimpatul.

В дословном переводе:

Одно кольцо, чтоб править всеми, одно кольцо, чтобы найти их,

Одно кольцо, чтобы собрать их всех и в темноте связать их.

Саруман , вступив в союз с Мордором, стал улучшать племя орков, скрещивая собственно орков и людей. Созданные таким образом гибриды были крупнее обычных орков, обладали большей силой и не боялись солнечного света. Помимо этих полуорков (относящихся к породе урук-хай), армию Изенгарда составляли и обычные орки, а также племена людей, привлечённые Саруманом на службу.

Орки сражались на стороне альянса Мордора и Изенгарда во всех основных сражениях, в том числе в Хельмовом Ущелье и на Пелленорских полях . Основной тактикой орков была попытка подавить противника численностью, однако большинство ключевых сражений (кроме Осгилиатского) были ими проиграны.

После уничтожения Единого Кольца, гибели Саурона и обрушения его крепости орки обратились в бегство. По всей видимости, они были почти поголовно уничтожены альянсом Запада и вымерли в Четвёртую эпоху.

Урук-хай

Урук-хай (мн.ч. англ. Uruk-hai , происходит от слова «урук» (англ. Uruk )) - особо крупная разновидность орков.

Кристофер Толкин описывает уруков (англ. Uruks ) как перевод на английский язык слова урук-хай (англ. Uruk-hai ), а его отец, Дж. Р. Р. Толкин, неоднократно и взаимозаменяемо использовал оба этих слова. Урук-хай буквально означает «народ орков», однако это слово было закреплено для обозначения больших орков-воинов Мордора и Изенгарда (в то время как другое слово орочьего происхождения - снага («раб») - применялось ко всем остальным оркам).

Восковая фигура урук-хай

Первое упоминание об урук-хай относится к 2475 году Третьей Эпохи, когда полчища чёрных уруков выступили из Мордора и разорили Итилиэн , а также штурмом взяли Осгилиат . Ближе к Войне Кольца Боромир, сын наместника Гондора Дэнетора II, наголову разбил уруков и вернул Итилиэн , но Осгилиат уже лежал в руинах, а его гордость - каменный мост - был уничтожен.

Следовательно, согласно записям Толкина, урук-хай - это творение Саурона, а не Сарумана (как сказано выше, сообщение об урук-хай Мордора датируется 2475 годом Т. Э., в то время как Саруман поселяется в Изенгарде в 2759 году, а урук-хай , служащие Саруману, появляются только после 2990 года, тем более, что первое упоминание о его «генетических опытах» датируется примерно 3000 годом).

Творения Сарумана были названы «полуорками» и «орколюдами», и кроме сражения за Хельмову Падь и Ортханк, упоминаются в начале путешествия четвёрки хоббитов в Пригорье (косоглазый южанин). Кроме того, урук-хай и полуорки появляются как два разных народа во время битвы на Изенских Бродах.

Детального описания внешности урук-хай не приводится, известно лишь, что у них была кожа чёрного цвета (что отразилось и в названии «чёрные уруки»).

Урук-хай , как и другое творение Саурона - олог-хай (разновидность троллей, не боящихся солнца), очевидно, были выведены Сауроном с целью создания породы орков, не боящихся солнца (об этом говорится в фильмах).

Следует различать урук-хайев Саурона и Сарумана. Урук-хайи Саурона описываются как крупные орки, ростом почти с человека, с тёмной кожей. Каких-либо других особенностей не приводится. Скорее всего, Саурон вывел своих урук-хайев методом селекции - отбирая наиболее крупных и сильных орков. Урук-хайи Сарумана значительно отличаются от всех остальных орков внешним видом - они более всех орков похожи на людей, кроме того, предпочитают пользоваться человеческим оружием. Судя по рассыпанным в тексте трилогии намёкам, Саруман скрестил обычных орков с людьми и назвал их урук-хайями в подражании Саурону. Говорится о том, что Саруман мог найти древние манускрипты, в которых упоминалось, что в Первую Эпоху слуги Моргота пытались проводить эксперименты по скрещиванию людей и орков [ ] . Также стоит отметить, что при создании армии урук-хай Саруман, очевидно, ввёл некие стандарты касательно обмундирования и вооружения своих солдат. В фильмах можно заметить, что их доспехи все сделаны примерно по одному образцу, то же касается и вооружения: это в основном длинные копья, прямые широкие палаши и крепкие щиты. К тому же в армии Сарумана заметны первые признаки разделения на роды войск: рядовая пехота, кавалерия (орки-разведчики верхом на варгах), лучники, тяжёлые стрелки (занимались ведением огня из осадных орудий), бомбардиры (именно они закладывали пороховые заряды в водосток под крепостной стеной Хельмовой Пади), берсерки (или штурмовики) - при штурмах, например, стен они взбирались на них первыми и своими длинными, тяжёлыми мечами «расчищали» пространство для лезущих следом бойцов. Всего этого не было в армии Саурона; наверное, во всей его армии нельзя сыскать двух орков, вооружённых и обмундированных одинаково. С другой стороны, у Саурона тоже была кавалерия - орки верхом на варгах и легионеры-харадримы на боевых слонах, - а также своя версия тяжёлой пехоты - тролли, закованные в мощные латы и вооружённые боевыми молотами.

Стоит отметить, что несмотря на постоянно упоминаемую в текстах уродливость орков, видимо, внешне они не так сильно отличались от людей, эльфов и хоббитов: энт Фангорн первоначально путает хоббитов с мелкими орками; орки, марширующие в военный лагерь в Мордоре, принимают Фродо и Сэма за своих солдат; Финрод Фелагунд маскирует себя, Берена и нескольких эльфов под видом орков, и никто не может заметить подлог.

В кинотрилогии Питера Джексона урук-хай - разновидность орков, выведенная магом из числа Истари - Саруманом Белым и улучшенная с помощью его магии. Они существенно превосходили ростом обычных орков, даже самых высоких из них, обладали огромной силой и выносливостью и совершенно не боялись солнца. Более того, урук-хай Сарумана были не только воинственными и не отступали перед врагом, но и совершенно искренне, а не из страха (как обычные орки), были преданы своему господину.

Кратко о статье: Люди - самая, наверное, банальная раса фэнтези. Они не могут похвастаться долголетием, умением видеть в темноте или природной склонностью к магии. Наверное, поэтому главная черта фэнтезийного человечества - разнообразие. Уже в “Конане” Роберт Говард описал десятки человеческих народов и государств. Толкин пошел дальше: он создал цельную систему человеческих цивилизаций, с тщательно выписанными историей и культурой.

ЭДАЙН ДОР

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА СРЕДИЗЕМЬЯ

Люди - самая, наверное, банальная раса фэнтези. Они не могут похвастаться долголетием, умением видеть в темноте или природной склонностью к магии. Наверное, поэтому главная черта фэнтезийного человечества - разнообразие. Уже в “Конане” Роберт Говард описал десятки человеческих народов и государств. Толкин пошел дальше: он создал цельную систему человеческих цивилизаций, с тщательно выписанными историей и культурой.

Как известно, история Арды делится на эпохи. Мы начнем повествование со второй, ибо в предначальную эпоху государств как таковых еще не было (если не считать государством Валинор); а в первую балом правили эльфы. Расцвет человечества пришелся на вторую и третью эпохи, о которых мы и поговорим.

О том, как люди пришли на Запад

Люди в мире Толкина появились отнюдь не случайно: их тема изначально была вплетена в музыку создателя всего сущего Илуватара. Согласно его плану, после создания и обустройства Арды ее должны были заселить две разумные расы: эльфы и люди. И те, и другие пробудились далеко на востоке мира. Первыми, понятное дело, стали эльфы. Они и дали своим младшим братьям название эдайн (“вторые”).

Принципиальное отличие людей от эльфов - даже не смертность. Эльфа можно убить, эльф может устать от жизни и зачахнуть. Просто человеческая жизнь измеряется десятками лет, редко - сотнями, а эльфийская - тысячами. Главное отличие - в посмертии. Если душа эльфа остается в специальном месте на Арде - садах Мандоса - то человеческая отправляется в бесконечное и неизведанное путешествие за грань этого мира. Не сказать, что это лучше бессмертия, но, несомненно, куда интереснее.

Далеко не все люди были с этим согласны, многие откровенно завидовали эльфам, поэтому склонить человечество ко злу оказалось куда как просто. Этим и занялся мятежный Мелькор почти сразу после появления людей. Не поддались ему только три племени, в будущем - величие рода людей: роды Халета, Хадора и Беора. После долгих скитаний они пришли в Белерианд, где всю первую эпоху помогали эльфам в их борьбе с Мелькором.

Именно за “неоценимый вклад в развитие дела по пленению Мелькора” Валар (высшие духи Арды) вознаградили эдайн этих родов мудростью, властью и более долгим сроком жизни (300-400 лет). А также подняли из вод западного моря остров и позволили “отличившимся” заселить его. Так в начале второй эпохи возникла первая человеческая цивилизация Арды - Нуменор (“западная земля”). Его жителей стали назвать дун эдайн (“западные люди”).

Нуменор

Остров Нуменор, а с ним и одноименное государство, просуществовал около 3300 лет (почти всю вторую эпоху). В то время как оставшиеся в Средиземье племена познавали все прелести доисторического существования, сражались с орочьими бандами и медленно подпадали под власть Врага, нуменорцы развивали науки и искусства, воздвигали прекрасные здания, плавали по морям и общались с эльфами. Неофициальной столицей Нуменора был город королей - Арменелос, расположенный в центральной части острова.

Нуменор был абсолютной монархией, власть передавалась по наследству от отца к сыну или ближайшему родственнику мужского пола. Первым правителем был брат Элронда Элрос Эльфинит, также известный как Тар-Миниатар. Приставка “Тар-” присутствует во всех именах нуменорских королей и дословно означает “высший”. Если у короля не было родственников-мужчин, престол занимала его дочь (например, Тар-Алдариону наследовала королева Тар-Анкалимэ).

Падение Нуменора.

Религии в виде оформленного культа в Нуменоре, как и в Средиземье, не было. Имена Валар употреблялись в устных пожеланиях (и, возможно, проклятьях), а три раза в год правитель возносил молитву отцу всему сущего Илуватару на священной горе Менелтарма (“небесный столп”). Здесь же располагалась усыпальница королей. Из других священных регалий стоит отметить эльфийские дары: Белое Древо Нимлот и семь Видящих камней палантиров .

Особое место в жизни дунэдайн занимало море - раз увидев его во время переселения, они уже не могли его забыть. Нуменорцы проводили состязания по плаванию, гребле, ходьбе под парусом. Приблизительно в 600 году второй эпохи, при четвертом короле Тар-Элендиле, корабли нуменорцев вернулись к берегам Средиземья. Если сначала они привозили с материка дерево и металлы, то позже стали основывать колонии. Так появились Умбар, Осгилиат, Ортханк.

В Средиземье же нуменорцы повстречали Саурона, который после изгнания Моргота стал главным негодяем Арды. Саурон прикинулся раскаявшимся и начал сеять в сердцах дунэдайн зависть к эльфам и Валар. Возжелав бессмертия и абсолютной власти, двадцать пятый правитель Ар-Фаразон Золотоликий привел огромный флот к берегам благословенного, но запретного для людей Валинора - море поглотило и его корабли, и сам Нуменор, и почти всех нуменорцев. Спасти удалось лишь небольшой группе “верных”.

Звезда Севера...

Во главе “верных” стояли друг эльфов Элендил и его сыновья Исилдур и Анарион. Из-за бури их корабли, бежавшие в Средиземье, долго не могли пристать к берегам, а когда пристали, то оказались разделены многими лигами. Корабли Элендила вынесло на побережье Линдона (“поющей земли”), где во вторую эпоху жили остатки эльфов нолдор.

Не без их помощи Элендил основал к востоку от Эред Луин (“голубых гор”) государство Арнор (“земля королей”), власть которого в период расцвета распространялась на весь Эриадор. Столицей Арнора был город Аннуминас на берегах озера Нэнуиаль (“сумеречного”); много позже столица была перенесена в город Форност по причине разрушения Аннуминаса.

В Арноре Элендил стремился восстановить нуменорский уклад жизни. Символами королевской власти были диадема Элендилмир (“алмаз Элендила”) и скипетр, оставшиеся еще со времен Нуменора.

Арнор просуществовал до конца второго тысячелетия третьей эпохи. Первое время величие и могущество Северного княжества росли, но после правления восьмого короля Эарендура между его сыновьями начались распри, и государство распалось на три княжества: Артедайн, Рудаур и Кардолан. Начались кровопролитные междоусобные войны, которые сделали страну легкой добычей для армий молодого северного государства Ангмар. Последний князь Артедайна Арведуи погиб в кораблекрушении далеко на севере. После этого скипетр, диадему и древнее кольцо Барахира отдали на хранение Элронду в Имладрис (Ривенделл ). Там же нашли приют наследники северного престола и остатки их народа. Они собирали отряды следопытов и защищали земли Севера от слуг Саурона.

...И крылатый шлем Юга

Пять кораблей сыновей Элендила отнесло далеко на юг Средиземья. Поднявшись по течению великой реки Андуин, братья привели корабли к Осгилиату (“звездная цитадель”). В то время как другая нуменорская колония на Юге, Умбар, попала в руки темных нуменорцев и впоследствии пиратов, в Осгилиате жили верные Западу. Здесь, в живописных краях Итилиене и Лебеннине, братья решили основать государство.

Жители этих земель называли себя народом камня, поскольку местность была по преимуществу горная. Некоторые считают, что именно отсюда происходит название Гондор - “каменная земля”.

Западней и восточнее столичного Осгилиата были основаны два города-брата, в каждом из которых княжил один из сыновей Элендила.

Уделом Анариона стал Минас Анор (“крепость заходящего солнца”) у подножья горы Миндоллуин . Минас Итиль (“крепость восходящей луны”) на отрогах Этель Дуата (“Хмурых Гор”) отошел к Исилдуру. Впрочем, куда известнее другие имена этих городов. Минас Итиль, захваченный назгулами, станет Минас Моргулом (“крепость черных чар”); Минас Анор в противовес будет провозглашен Минас Тиритом (“крепость-страж”). После разрушения Осгилиата сюда перенесут столицу Гондора.

Гондор делился на провинции: Анфалас, Лебеннин, Бельфалас, Анориэн, Северный и Южный Итилиэн... В каждой правил собственный князь. Князья подчинялись королю, который обладал единоличной властью, был главнокомандующим и имел право лично выбирать приближенных (капитанов армии, наместников). Если монарх был в отъезде, его замещал наместник - арандур . Кроме того, при короле или наместнике действовал Великий совет, состоявший из представителей каждой провинции.

Символами власти служили высокий крылатый шлем, Белое Древо (потомок нуменорского Нимлота) и знамя. Многие традиции жителей Нуменора перекочевали и в Гондор, в том числе - почитание священного Белого Древа. Осталась и традиция захоронения королей - фамильный склеп был вырублен в горе Миндоллуин.

Еще одно наследие Нуменора - палантиры - были поделены между Северным и Южным княжеством. Они не только были реликвиями, но и использовались для связи.

Всадники Марки

Суровые и отважные рохиррим (“владыки быстрых коней”) относятся к так называемым “средним людям” (“middle men”) - тем, кто сохранил свою независимость как от Валар, так и от Мелькора, и остался кочевать во мраке Средиземья.

Изначально они населяли северные земли, долины в верхнем течении Андуина, однако в конце третьей эпохи вождь Эорл привел их на юг, чтобы помочь Гондору в крупной битве с орками и людьми Саурона. Наместник Гондора Кирион даровал рохиррим земли к северу от своей страны - Келенардон (“великий зеленый край”), который стал зваться Роханом или Маркой. Одним из условий дара стала Клятва Эорла: получив из Гондора Красную стрелу - символ крайней военной опасности - рохиррим должны были без промедления выступить на помощь союзнику.

В отличие от гондорцев, рохиррим не строили огромных и неприступных каменных городов-крепостей. Немногочисленные укрепления в отрогах Белых гор (в том числе Хельмова Крепь, сыгравшая ключевую роль в войне с Саруманом) остались со времен гондорского владычества.

Уже из самоназвания рохиррим понятно, что их основной конек - коневодство. Роханские кони отличаются умом и сообразительностью, не боятся огня и высоты, а также очень не любят орков, троллей и других слуг Врага. Поэтому каждый такой конь в бою - не меньшая сила, чем сам всадник. Венцом роханской конепромышленности по праву считается скакун Гэндальфа Тенегрив - невероятно быстрое и умное животное.

Рохиррим, как и всякий молодой народ, сильно милитаризированы. Каждого мужчину обучают владению оружием и конному бою, поэтому при надобности он сразу же встанет в строй. Благодаря этому во время Войны Кольца рохиррим выдержали одну за другой две тяжелых битвы - осаду Хельмовой Крепи и сражение на Пеленнорских полях.

Дэйл

Смог сжигает Эсгарот.

Это государство средних людей обязано своим существованием гномам Одинокой горы или Эребора. Город Дэйл был основан сразу после прихода гномов в Эребор, и благополучие двух рас во многом зависело от их сотрудничества. Одной из особенностей жителей Дэйла было то, что они понимали язык птиц и часто использовали пернатых для передачи сообщений. В паре дней пути от Дэйла, на берегах Долгого озера, располагалось еще одно поселение людей - Озерный город Эсгарот.

В 2770 году третьей эпохи один из последних драконов Смог разоряет Эребор и разрушает Дэйл. Спасшиеся жители во главе с правителем Гирионом переселяются в Эсгарот, который в целях безопасности был перенесен с берегов озера непосредственно в воду. Приблизительно через двести лет потомок Гириона Бард Лучник убивает Смога и отстраивает Дэйл. Во время Войны Кольца люди Дэйла и Эсгарота вместе с гномами не поддались на посулы Саурона и сдерживали его удар на Севере.

Ангмар

Это небольшое государство было создано главой назгулов ради одной цели - уничтожить Арнор. В число его жителей входили и люди - так называемые дикие (“wild men”), предавшиеся Злу. Это могли быть и потомки родов, служивших еще Морготу, и коренное население Севера. Ангмар просуществовал чуть больше полувека и пал под ударами сил Гондора и Линдона, мстивших за уничтожение Арнора.

Харад

Мумак - основа боевой мощи Юга.

В своих плаваниях нуменорцы забирались далеко на юг вдоль побережья Средиземья. Все земли, лежащие южнее от устья Андуина, они называли Харадом (“южная земля” на синдарине). После падения Нуменора крепости дунэдайн на харадском побережье фактически перешли в руки Саурона и стали оплотом темных нуменорцев. Самая северная из них, Умбар, превратилась в логово пиратов, которые стали еще одной угрозой Гондору. Некоторые предания говорят, что именно черные нуменорцы каким-то образом поработили харадрим и заставили их принять сторону Саурона.

Южане были очень смуглы кожей, некоторые - и вовсе черные, высокие, с резкими чертами лица. Они воевали на огромных животных - мумаках , которые, судя по описаниям, похожи скорее на мамонтов, нежели на наших слонов. На знамени харадрим была изображена черная змея на алом фоне.

Языки и наречия

Не представляет сомнения, что первые люди говорили на своем языке, однако больше ничего о нем не известно. Дунэдайн, придя на Запад, восприняли два основных эльфийских наречия - синдарин и квенья. Они стали официальными в Нуменоре. На первом разговаривали во времена первых королей, второй служил письменным - в том числе, в Арноре и Гондоре.

Собственно человеческим языком стал адунаик, постепенно вытеснивший среди нуменорцев синдарин. На основе адунаика появился вестрон - Всеобщий язык, на котором общалось большинство людей в Средиземье. У средних людей также были свои диалекты, например, большинство роханских имен не имеет никакого отношения к вестрону. Дикие люди, как и прочие слуги Саурона, разговаривали в основном на Темном наречии. Впрочем, у харадрим был и свой язык, о котором практически ничего неизвестно.

* * *

Разумеется, это далеко не все представители человечества, которых можно встретить на страницах книг и черновиков Толкина. Восток Средиземья населяют истерлинги - частью кочевники, входившие в армию Саурона, частью оседлые племена, торговавшие с Дэйлом и Эсгаротом. На севере обитает замкнутый народ лоссохов, предоставивших приют последнему князю Артедайна. На стороне Саруманасражались дикие дунландцы, извечные противники рохиррим. Известен даже малочисленный народ Беорна, людей-медведей. Многие из этих народов и государств, описанных у Толкина мимоходом, получили дальнейшее развитие в книгах его многочисленных продолжателей, но это - тема уже другой статьи.