История вавилонской башни кратко. Где, когда и какой была Вавилонская башня? Вавилонская башня: легенда и реальная история

В какой стране располагалась вавилонская башня? Существует ли она сейчас и где находятся ее остатки? Разбираемся вместе с ЭГ.

Название города Вавилон упоминается в священных книгах - Библии и Коране. Долгое время считалось, что на самом деле его вообще не существовало, а привычные и сегодня метафоры про башню и столпотворение взялись из легенд.

Несколько веков жители Ирака даже не подозревали, что холмы у окраины современного города Эль-Хилла, в ста километрах от Багдада, скрывают развалины первого в мире мегаполиса и той самой Вавилонской башни. Но в XIX веке нашелся человек, который открыл миру тайну древних развалин. Это был археолог из Германии Роберт Кольдевей .

Как птица Феникс

Справка: Вавилон (в переводе – «врата богов») основан не позже третьего тысячелетия до нашей эры, располагался на юге Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в области Аккад. Шумеры, один из древнейших народов, поселившиеся здесь, называли его Кадингирра. Город не раз переходил из рук в руки при нашествиях многочисленных завоевателей. В - I тыс. до н. э. он стал главным городом созданного амореями Вавилонского царства, где жили потомки шумеров и аккадцев.

Царь Хаммурапи (1793 -1750 гг. до н. э.) из династии амореев, завоевав все значимые города Месопотамии, объединил большую часть Двуречья и создал государство со столицей в Вавилоне. Хаммурапи - автор, по сути, первого в истории законодательного кодекса. Написанные клинописью на глиняных табличках законы Хаммурапи дошли до нашего времени.

При Хаммурапи Вавилон стал быстро расти. Здесь строилось много защитных сооружений, дворцов, храмов. Богов у вавилонян было много, а потому и храмы возводились в честь богини врачевания Нинисины, бога Луны Нанны, бога грозы Адада, богини любви, плодородия и власти Иштар и других шумеро-аккадских божеств. Но главным был Эсагил - храм, посвященный покровителю города богу Мардуку.

Однако боги не спасали Вавилонию от нашествий захватчиков. В конце XVII века до н. э. Вавилонское царство завоевали хетты, в начале XVI века до н. э. оно перешло к касситам, в XIII веке им стали править ассирийцы, в VII-VI - халдеи, а в IV веке до н. э. город Вавилон стал столицей державы Александра Македонского . Завоеватели не щадили города и потому Вавилон не раз подвергался разрушению, чтобы в конце концов, как птица Феникс, снова возродиться из пепла.


Город чудес

Считается, что наибольшего расцвета Вавилон достиг при халдейском царе Навуходоносоре II , который правил между 605 и 562 годами до н.э. Он был старшим сыном Набопалассара , основателя нововавилонской династии.

С малых лет Навуходоносор («первенец, посвященный богу Набу»), показал себя отличным воином. Его армия покорила несколько небольших государств на территории современного Ближнего Востока, а всё, что было там ценного, везли в Вавилонию. В том числе бесплатную рабочую силу, превратившую пустыню в оазис с многочисленными каналами.

Навуходоносор усмирял непокорных иудеев, которые то и дело бунтовали против Вавилонии. В 587 году вавилонский царь разрушил Иерусалим и его главный храм Соломона, забрал из храма священные сосуды и переселил евреев под свой присмотр.

70 лет длилось «вавилонское пленение» евреев – столько им было отмерено, чтобы осознать свои ошибки, раскаяться в грехах перед Богом и опять обратиться к вере своих предков. Вернуться домой им было позволено, когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию.

Как ни странно, но в своих мемуарах Навуходоносор отмечал, что больше всего он гордится отстроенными городами и дорогами, которые в них пролегают. Вавилону позавидовали бы многие современные города. Он стал крупнейшим мегаполисом Древнего мира: в нем было миллион жителей.

Здесь сосредоточилась международная торговля, процветали наука и искусства. Его укрепления были неприступны: со всех сторон город окружили стенами толщиной до 30 метров с башнями, высокими валами, емкостями с водой.


Красота Вавилона поражала воображение. Улицы были вымощены плиткой и кирпичом, вырезанными из редких горных пород, дома знати украшены огромными барельефами, а стены многочисленных храмов и дворцов – изображениями мифических животных. Чтобы соединить Восточный и Западный районы города, Навуходоносор решил построить мост через реку Евфрат. Этот мост длиной в 115 метров и шириной в 6 метров со съемной частью для прохождения кораблей – инженерное чудо того времени.

Отдавая дань городу, царь не забывал и о своих нуждах. Он как сообщает древний источник, немало постарался, чтобы «выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне».

Во дворце был тронный зал, пышно украшенный изображениями колонн и пальмовых листьев, выполненных цветной эмалью. Дворец был настолько хорош, что его прозвали «Чудо человечества».

На севере Вавилона, на специально созданных каменных возвышениях, имевших вид гор, Навуходоносор выстроил дворец для своей жены Аманис . Она была родом из Мидии и скучала по привычным местам. И тогда царь велел украсить дворец пышной растительностью, чтобы это напоминало зеленые оазисы Мидии.

Привезли плодородный грунт и посадили растения, собранные со всех концов света. Воду для орошения поднимали на верхние террасы специальными насосами. Спускавшиеся уступами зеленые волны были похожи на гигантскую ступенчатую пирамиду.

Вавилонские «висячие сады», положившие начало легенде о «висячих садах Семирамиды» (легендарной азиатской завоевательницы и царицы Вавилона, жившей в другой период), стали седьмым чудом света.


Пиры Валтасара

Навуходоносор II правил Вавилонией более 40 лет, и казалось, ничто не может помешать городу процветать и дальше. Но иудейские пророки еще за 200 лет предсказали ему падение. Это произошло во времена правления внука Навуходоносора II (по другим источникам - сына) Валтасара .

Как свидетельствует библейская легенда, в это время к стенам Вавилона подошли войска персидского царя Кира. Однако вавилонян, уверенных в крепости стен и защитных сооружений, не очень это волновало. Город жил роскошно и весело. Иудеи вообще считали его безнравственным городом, где царит распутство. Царь Валтасар собрал на очередной пир не менее тысячи человек и приказал подать гостям вино в священных сосудах из Иерусалимского храма, использовавшихся раньше только для служения Богу. Вельможи пили из этих сосудов и насмехались над Богом иудеев.

И вдруг в воздухе появилась человеческая рука и начертала на стене непонятные слова на арамейском языке: «Мене, мене, таке, упарсин». Пораженный царь позвал пророка Даниила , который еще юношей попал в вавилонский плен, и попросил перевести надпись. Она гласила: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», Даниил пояснил, что это послание Бога Валтасару, в котором предсказана скорая гибель царю и его царству. Никто не поверил предсказанию. Но оно сбылось той же октябрьской ночью 539 года до н. э.

Кир взял город хитростью: он приказал отвести воды реки Евфрат в специальный канал и по осушенному руслу проник в Вавилон. Валтасара убили персидские воины, Вавилон пал, его стены были разрушены. Позже его завоевали арабские племена. Слава великого города канула в Лету, сам он превратился в руины, и «ворота богов» навсегда закрылись для человечества.

Была ли башня?

Многие европейцы, посещавшие Вавилон, искали следы башни, о которой рассказывала библейская легенда.

В 11 главе книги «Бытие» содержится предание о том, что задумали сделать потомки Ноя, спасшиеся после Великого потопа. Они говорили на одном языке и, двигаясь с востока, пришли на равнину в земле Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где и поселились. А потом решили: наделаем кирпичей и построим «себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

Башня всё росла, поднимаясь в облака. Наблюдавший за этим строительством Бог заметил: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать».

Ему не понравилось, что люди возомнили вознести себя выше неба, и он решил смешать их язык, чтобы они перестали понимать друг друга. Так и случилось.

Строительство замерло, поскольку все стали говорить на разных языках, люди были рассеяны по всей земле, а городу, где Господь «смешал язык всей земли», было дано имя Вавилон, что обозначает «смешение». Таким образом, первоначально «вавилонское СТОЛПО-ТВОРЕНИЕ» - это создание высокого сооружения, а не куча-мала и неразбериха.

Повествование о Вавилонской башне, наверное, так бы и осталось преданием, если бы во время раскопок Вавилона не обнаружили следы колоссального сооружения. Это были развалины храма.

В Древней Месопотамии строили храмы, совершенно не похожие на привычные европейские, - высоченные башни, которые назывались зиккуратами. Их вершины служили площадками для религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Среди них выделялся вавилонский зиккурат Этеменанки, что означало «Дом, где сходятся небеса с землею». Его высота – 91 метр, он имел восемь ярусов, семь из которых шли по спирали. Общая высота составляла около 100 метров.

Подсчитали, что для строительства башни понадобилось не менее 85 млн кирпичей. На верхней площадке возвышался двухэтажный храм, к нему вела монументальная лестница.

Наверху располагалось святилище, посвященное богу Мардуку, и предназначенное для него золотое ложе, а также золоченые рога. У подножия Вавилонской башни, в Нижнем храме, стояла статуя Мардука из чистого золота, век ее составлял 2,5 тонны.

Предполагают, что храм существовал еще во время правления Хаммурапи, его не раз разрушали и перестраивали. Последний раз – при Навуходоносоре. В 331 году до н. э. по приказу Александра Македонского башня была разобрана, ее собирались реконструировать, Но смерть Александра Великого помешала осуществить этот план. На память человечеству остались только величественные развалины и библейские легенды.

Город Вавилон, что означает «Врата Бога», был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Он являлся одним из крупнейших городов Древнего мира и был столицей Вавилонии — просуществовавшего полтора тысячелетия царства на юге Междуречья (территория современного Ирака).

Основу архитектуры Междуречья составляли светские здания — дворцы и религиозные монументальные сооружения — зиккураты. Мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat — святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.


Jan il Vecchio Bruegel

Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Jan Collaert, 1579

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле Вавилонской.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всего Вавилонского царства. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине.

…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (метров) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (метров). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего, город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 метров), а высотой в 200 (106,56 метров).


Pieter Bruegel the Elder, 1563

Если Вавилонская башня существовала, то как она выглядела и для чего служила? Что это было – мистический путь на небеса в обитель богов? А может быть, храм или астрономическая обсерватория? Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города.


26 марта 1899 года Роберт Кольдевей торжественно начал раскопки. Но только в 1913 году, благодаря тому, что уровень грунтовых вод снизился, археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из кирпича и несколько ступеней лестницы.


Marten Van Valckenborch I

С тех самых пор и по сей день продолжается непримиримая борьба между сторонниками различных гипотез, по-разному представляющих форму этой постройки и ее высоту. Больше всего споров вызывает расположение лестниц: одни исследователи уверены, что ступени были снаружи, другие — настаивают на размещении лестниц внутри башни.

Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, каждый ярус которой имел строго определенный цвет. Каждая сторона квадратного основания равнялась 90 метрам.


Marten van Valckenborch, 1595

Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука был высотой в 15 метров. По нынешним меркам сооружение достигало высоты 25-этажного дома.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения Вавилонской башни было использовано около 85 миллионов сырцовых кирпичей из смеси глины, песка и соломы, так как в Междуречье мало деревьев и камня. Для соединения кирпичей применялся битум (горная смола).


Marten van Valckenborch, 1600

Роберту Кольдевею удалось раскопать в Вавилоне и знаменитые висячие сады Семирамиды, которые были возведены не этой легендарной царицей, а были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены Амитис - индийcкой царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам своей родины. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойном городе были поистине чудом света.


В 1962 году экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 метров от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 метров. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм — святилище бога Мардука, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами — символ плодородия. Внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Профессор Шмидт сопоставил свои вычисления с данными, на маленькой глиняной табличке, обнаруженной археологами. Этот уникальный документ содержит описание многоярусной башни в Вавилонском царстве – знаменитого храма верховного божества Мардука. Башня называлась Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до нашей эры). Сейчас на месте «храма-небоскреба» раскинулось поросшее тростником болото.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата — маленькой Вавилонской башни.

За свою трёхтысячелетнюю историю Вавилон трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришёл в упадок под властью персов и македонцев в VI- V веках до нашей эры. Персидский царь Ксеркс оставил от Вавилонской башни только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Он намеревался построить ее снова. «Но, - как пишет Страбон, - этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Вавилонская башня, которая в те времена была просто чудом техники, принесла славу своему городу. Этот зиккурат был самым высоким и самым поздним сооружением такого типа, но отнюдь не единственным высотным храмом в Месопотамии. Вдоль двух могучих рек – Тигра и Евфрата длинной чередой стояли колоссальные святыни.

Традиция постройки башен родилась у шумеров на юге Междуречья. Уже семь тысяч лет назад в Эриду построили первый ступенчатый храм с террасой высотой всего один метр. Со временем зодчие научились проектировать более высокие здания и разработали технологию строительных работ, позволяющую добиваться устойчивости и прочности стен.

Первая история, которую книга Бытия рассказывает сразу после истории всемирного потопа – это история о строительстве Вавилонской башни. Сыновья Ноя стали прародителями нового человечества, и об этом мы говорили в прошлой статье – а значит, человечество было, по сути, единой семьей. Именно так описывает это книга Бытия. Люди понимали друг друга, и могли действовать заодно, могли создавать нечто славное и великое.

Тогда они решили построить город с башней до небес, чтобы «сделать себе имя» – говоря иначе, собственными усилиями взойти на небо, обессмертить свое имя. Вечное желание человека – создать или сделать нечто такое, что останется в веках, будет заметно даже с небес (кстати, единственный народ, который смог это сделать – китайский, его Великая Стена действительно видна космонавтам).

Но, как иронично повествует книга Бытия, Богу пришлось «сойти», чтобы разглядеть их грандиозное строительство. Масштаб слишком разный: что кажется горой муравью, для слона выглядит маленькой кочкой, и величайшее сооружение тогдашнего человечества Богу и не разглядеть издалека. Разглядев это великое строительство, Бог решил его остановить. Почему? Может быть, не хотел, чтобы люди сами взбирались на небеса? Или сопровождалось строительство чем-то таким, что должно было быть остановлено? Древнее еврейское предание гласит: на этой стройке, когда с верхнего яруса лесов падал кирпич, строители горевали, потому что новый трудно было поднять на такую высоту. А когда срывался со строительных лесов человек, никто не переживал: новый сам поднимется наверх.

Это, конечно, предание, и оно не находит никаких подтверждений в самой Библии, но разве не так выглядят все великие стройки всех великих тоталитарных государств? Важно сдать объект в срок, возвеличить свое имя, а люди – расходный материал… Даже если это предание и неточно, оно служит своего рода предсказанием о тоталитарных режимах двадцатого века.

Как бы то ни было, Бог смешал языки строителей, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле. Это ведь тоже судьба всех жестоких режимов: они рушатся не под напором внешнего врага (такой напор, наоборот, может сплотить и укрепить их), а в результате нехватки взаимопонимания. Один говорит «подай мне раствор», а другой думает, что ему сказали «иди отсюда». И великое строительство превращается в великий абсурд…

Нередко можно услышать, что возникновение разных языков Библия связывает с Вавилонской башней, но это не совсем так. Перед самым рассказом о ней идет перечень потомков Ноя: Сима, Хама и Иафета, и уже там указывается, что они стали родоначальниками разных народов, живших в разных странах и говоривших на разных языках. Хотя, разумеется, эти упоминания можно понять и так, что разнообразие языков возникло позже, но мне почему-то кажется, что оно не было связано со строительством Вавилонской башни и не служило наказанием от Бога. Разве было бы хорошо, если бы на всей земле был бы только один язык? Это бы сильно обеднило человечество.

Что же тогда утратили люди в истории с Вавилонской башней? Взаимопонимание. Библия говорит, что тогда на всей земле был «один язык» – возможно, не единственный, а просто общепонятный, как русский в СССР или как английский в современной международной жизни. Плохо не то, что мы говорим на разных языках (живем в разных странах, носим разную одежду, придерживаемся разных взглядов). Плохо, когда при всем том мы не можем друг друга понять. И величие замыслов весьма этому способствует. Когда люди говорят о своих простых потребностях, всем всё понятно: каждому хочется счастья и благополучия для своих близких. А если мы строим нечто грандиозное, наши вкусы и взгляды расходятся. Одним по сердцу православная самодержавная империя, другим демократическая республика, третьим – трудовая коммуна. Начнем строить – не найдем общего языка.

Библия помещает это сооружение в крупнейшем политическом, религиозном и экономическом центре древнего мира – в Вавилоне. На языке его обитателей (аккадском) он носил горделивое имя баб-илу , то есть «врата бога», но Библия связывает его с еврейским глаголом баляль , «смешивать». Город, который стремился быть центром вселенной и вратами небесного мира, который сооружал громадные храмы-зиккураты (ступенчатые башни, поднимаясь на которые, жрецы как будто и в самом деле восходили до неба) оказался на деле великим смешением племен, языков и религий. К началу нашей эры он пришел в полное запустение, а вскоре люди и вовсе про него забыли, и, вплоть до археологических раскопок XIX века, никто уже и не знал, где когда-то находилась эта великая столица.

В Новом Завете образ Вавилона, великой блудницы, появляется в последней книге – Откровении Иоанна Богослова. Часто его связывают с Римом, который в те времена стал столицей великой империи, но надо сказать, что в мировой истории еще не один город пытался выстроить очередную башню до небес, чтобы «сделать себе имя» (вспомним хотя бы проект Дворца Советов со статуей Ленина на месте Храма Христа Спасителя в Москве). Что характерно, результат всегда был примерно одинаковым. Повторяя слова о единой семье народов, строители империй не раз создавали для этой семьи нечто, мало напоминавшее о семейном уюте. Зато саму идею, что человечество изначально было одной семьей и может ей однажды снова стать, мы встречаем впервые именно в Библии – в истории Ноя, о которой мы говорили в прошлой статье.

Проект провалился, зато родство осталось.

важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

Потомки Ноя спускаются на равнину. После потопа все люди говорили на одном языке, так как они были потомками одного только Ноя. Со временем они решили поискать более подходящую для жизни землю и спустились с гор на плоскую равнину, которую назвали Сеннаар (значение этого древнего слова ученым выяснить не удалось). Сеннаар находится на юге Двуречья — страны, по которой текут на юг и впадают в Персидский залив две великие реки, стремительный Тигр с обрывистыми берегами и плавно несущий свои мутные воды Евфрат. Древние греки называли эту страну Месопотамией [от слов “месо” — между, и “потамос”— река, отсюда происходят наши слова Междуречье или Двуречье, причем правильнее употреблять термин “Двуречье”, потому что мы подразумеваем здесь не только страну между Тигром и Евфратом, но и прилегающие к этим рекам с запада и востока территории] .

Люди строят первый на земле город и башню. В Месопотамии не было камня, и люди строили свои жилища из глины. Глиняными были крепостные стены и другие сооружения и постройки, глиняной была посуда, глиняными были особые таблички для письма, заменявшие древним жителям Двуречья книги и тетради.

Для строительства применялись сделанные из глины и высушенные на воздухе кирпичи [такой кирпич называется сырцовым] . Но как-то заметили, что кирпич, попавший в огонь, приобретает прочность камня. Библия рассказывает о том, как люди, научившись делать обожженный кирпич, решили построить первый на земле город, а в нем — огромную башню (столп), которая своей вершиной доставала бы до неба [не забудем, что небо создатели Библии считали твердым] . Башня должна была прославить имя строителей и служить ориентиром для путников.

Строители собрались вместе, и работа закипела: одни лепили кирпичи, другие их обжигали, третьи подвозили кирпичи к месту строительства, четвертые сооружали этажи башни, которая поднималась все выше. Для скрепления кирпичей между собой использовали природный асфальт, который в Библии называется земляной смолой [целые асфальтовые озера были на юге Двуречья в тех местах, где нефть выходила на поверхность земли] .

Бог смешивает языки людей. Увидев громадную строящуюся башню, Бог встревожился, как бы люди и в самом деле не взобрались на небо и не натворили чего-либо в его собственном жилище. Он сказал себе: “Вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать”.

Бог сошел вниз и смешал языки людей — они перестали понимать речь друг друга. Строительство не могло продолжаться, башня была брошена неоконченной, а люди разбрелись оттуда по всей земле. Город, где строили башню, назвали Вавилон (“смешение”), так как Бог смешал там языки...

Один раз в год бог ночует в своём храме.