Тютчев зимний лес. Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою»)

Зима - необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк. Сколько замечательных стихотворений посвящено этому времени года. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…» тоже о зиме. Они позволяют увидеть зиму по-новому и пережить те же чувства, какие зима вызвала в душе поэтов.

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» зима грустная, холодная, тоскливая. Ночью зимняя дорога кажется поэту «скучной», пустынной. «Ни огня, ни черной хаты. Глушь и снег…», «печальные поляны». Даже колокольчик тройки однозвучный и «утомительно гремит». Долгая зимняя дорога, долгие песни ямщика пробуждают в душе поэта сердечную тоску. В такую зимнюю ночь «скучно, грустно» и невольно мечтается о горящем камине, о встрече с родным человеком.

Но зима бывает и другой. Совсем иной увидел зиму Ф. И. Тютчев. У Ф. И. Тютчева зима - чародейка. Она околдовала лес, покрыла его снежной бахромою. Опутала зима, оковала лес легкой пуховой цепью. Лес стоит очарован волшебным снегом. Когда на

него падают лучи зимнего солнца,

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Волшебная, величественная и прекрасная зима.

Вот какой разной бывает зима. И уныло-однообразной, и царственно — прекрасной. Зима живая. Она играет с нами, меняется, заставляет нас и тосковать, и восхищаться. Зима - чародейка!

Являясь натурой тонкой, изысканной время от времени поэт писал пейзажнуй лирику. Тютчев восторгался природой на протяжении всего периода своей жизни. В стихотворении «Чародейкою Зимою» автор сравнивает зиму с женщиной, оставаясь великолепным ценителем красоты.

Написанное в волшебную ночь 31 декабря, оно предстает перед читателем в сказочном настроении. Эпитеты, метафоры и инверсии помогают творцу передать очарование зимы живо и в то же время загадочно. Такого эффекта мастер слова смог добиться, используя старинные слова и уместно вставляя их в пятистишья. В отличие от «пушкинских» тоскливых зим, «тютчевские» зимы поражают своей хрупкой и неповторимой нежностью. Поэт использует, казалось бы, противоречивые метафоры-«легкой цепью пуховой», чтобы передать всю воздушность снежного покрова, а ни как, не тяжесть.

Автор отмечает всю силу чудесницы, растормошить оковы которой не способен даже солнечный луч. То, на что способна природа при помощи снега, заставляет автора в сотый раз задуматься о силе ее могущественности. В данном произведении воображение мгновенно переносит читателя в прекрасный мир зимнего очарования.

3, 5 класс.

Анализ №2

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима.

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет». Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец») в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой».

Завораживающий образ леса, рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов. Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой), оксюморон (легкой цепью пуховой), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет).

Более новые статьи:

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес. который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежное, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», - отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Пройдет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», - отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Чародейкою Зимою. "

Роскошная природа русского леса непревзойденно отображена Федором Тютчевым в стихотворении «Чародейкою Зимою. С первых же строк поэт погружает читателя в свое излюбленную пору - зиму, тайно отожествляя зимний лес с обожаемой им женщиной – баронессой Дёрнберг. Но, возможно, и не с ней, а со спящей красавицей-царевной, которую другой великий русский поэт, Александр Пушкин, описал в своей «Сказке о мертвой царевне…».

У Тютчева лес умиротворен, он «сном волшебным очарован… околдован, не мертвец и не живой», он «весь опутан, весь окован легкою цепью пуховой».

Такая цепь из хрупкого снега и инея, сковавшего гигантскую, дикую мощь, коей являлся в ту пору русский лес, под силу только «Чародейке Зиме». И теперь «в нем ничто не затрепещет», даже луч солнце не способен разрушить ее снежные вериги. Но, влюбленный в дремучие дебри, луч этот, нежный, но дотоле еще слабый, все же заставит лес зардеться в ответных чувствах: «…он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».

Однако скоротечно зимнее солнце, высверкнет в небе и погаснет. И теперь под «снежной бахромою», уже стоит другой лес: «не мертвец и не живой». И все же он… жив! «чудной жизнью он блестит».

Как точно подметил поэт состояние спящего леса: «не мертвец и не живой»!

…Примерно в этом ракурсе оценивали это произведение ранее. И никто не подумал, что стихотворение, по существу, являет собой гимн жизни!

Попробуем в этом разобраться.

В русском языке есть выражение, характеризующее человека, как живое существо: стоит «ни жив, ни мертв». Это бывает, когда тот впадает в оцепенение от только что перенесенного потрясения. И в таком состоянии он пребывает, пока какое-либо действие или добрая весть не выведут его из шока. Лес же из зимнего оцепенения выведет Весна, которая раскует «цепи пуховые». Она разбудит его вместе с медведем в берлоге, вместе с муравьями в муравейнике, вместе с закипающим в корнях деревьев питающим их соком. Разбудит для новой жизни…

Но ведь так было всегда и везде: за сонным затишьем океана следует сокрушительный шторм, за ясным небом - грозовые тучи с ливнем, за человеческим сном – кипящее бытие, где есть место всепоглощающей любви и бессмертному подвигу. Вот это и есть жизнь!

Тютчев знал и любил ее, и описал на примере, вроде бы, «не живого» леса. А мог, используя образ, «Спящей Красавицы», но… его опередил Шарль Перро, а потом и Пушкин…

Текст «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», - отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», - отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

«Чародейкою зимою», анализ стихотворения Тютчева

Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года.

Основная тема

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна» . Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима .

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет» . Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец» ) в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги, блестит «ослепительной красой» .

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, написанных четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Завораживающий образ леса . рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов. Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон ), олицетворениями (зима-чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован ), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью ). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой ), оксюморон (легкой цепью пуховой ), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет ).

Удивительные метаморфозы зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своем стихотворении, что в бесконечно прекрасном мире, окружающем нас, всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

Слушать стихотворение Тютчева Чародейкою зимою

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Чародейкою зимою

«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь . Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива . Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа . «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Борис Пастернак «Снег идет»

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятенье,

Всё пускается в полет,

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься, и - святки

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и Новый год.

Снег идет густой-густой,

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Константин Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая

снежинка белая,

Какая чистая,

какая смелая!

Дорогой буйною

легко проносится,

Не в высь лазурную -

на небо просится.

Под ветром веющий

дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

светло качается.

Его качелями

она утешена,

С его метелями

крутится бешено.

В лучах блистающих

скользит умелая

Средь хлопьев тающих

сохранно-белая.

Но вот кончается

дорога дальняя,

Земли касается

звезда хрустальная.

Лежит пушистая

снежинка мелая.

Какая чистая,

какая белая!

Александр Блок «Ветхая избушка»

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

В снежном доме будет

Резвая игра...

Пальчики застудят, -

По домам пора!

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна -

Ан уж дом растаял,

На дворе - весна!

Николай Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Иван Демьянов «Первый снег»

Седы кусты до прутика...

На землю и дома

На белых парашютиках

Спускается зима!

Летят снежинки-звездочки.

Смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе,

Пушисты и легки!

Светлее стала улица,

Наряднее село.

Летят снежинки, кружатся,

Вокруг белым-бело!

Пейзажная лирика Тютчева своими корнями восходит к романтической традиции, частью которой он является. Писатель большую часть своей жизни провёл заграницей, где он работал дипломатом. Пребывая на службе в Баварии, он знакомится с произведениями ведущих романтиков Европы. Именно там он начинает писать свои стихи, которые впитали в себя традиции европейской школы. Тютчев очень любил природу, был очень внимателен к ней. Важной частью его литературного таланта было удивительное умение видеть в обычных пейзажах более глубокие вещи, которые не были доступны взгляду обывателя.

Стихотворение «Чародейкою Зимою…» относится к шедеврам лирики поэта. В нём лирическим героем выступает лес, который наделяется человеческими признаками. Тютчев первой же строкой обозначил присутствие некой метаморфозы. Был обычный себе лес, но пришла «чародейка зима» и полностью его изменила. Важно, что процесс этот поэту нравится, и зиму он, в общем-то, очень любит. Поэтому рассказывает о ней исключительно в позитивном ключе. В первой строфе улавливается почти незаметная невооружённым глазом антитеза.

С одной стороны всё покрыто снежной «бахромою», картина очень статична, движение полностью отсутствует. С другой стороны создаётся впечатление лёгкой динамичности, ведь сам снег «блестит жизнью». Эта линия взаимодействия покоя и динамики задаёт тон всему стихотворению.

Во второй строфе Тютчев продолжает всю ту же идею. Лес, околдованный стоит: «Не мертвец и не живой». Состояние замирания, паузы в жизненном цикле, коим и является зима. Зимний лес находится в состоянии сна. Всё та же «чародейка зима» его заворожила, загнала в сон.

Далее идёт удивительнейшая метафора снега. Лес здесь опутан и окован «легкой цепью пуховой». Это невероятный образ, опять же трудноуловимая антитеза: цепь, которая должна бы вроде как быть тяжёлой, но она из пуха, она почти что невесомая. Таким образом, у неё получается спрятать под собою весь внешний мир.

Финал стиха воистину прекрасен. На сцене стихотворения из ниоткуда появляется солнце. Казалось бы, оно угрожает этой картине, оно способно разрушить это состояние всеобщего сна и покоя. Но нет, Тютчев показывает еще более удивительную сцену. Солнце своим лучом стремительно врывается в мир зимнего леса, но не только не разрушает, но и делает эту картину еще более прекрасной. Снег не боится солнца, он «не затрепещет», а начинает сиять. И не просто сиять, а ослеплять наблюдателя своей красотой. Таким образом, именно здесь мы видим невероятное умение Тютчева замечать скрытые детали. Поражает, насколько это очевидно, но в то же время скрыто от нашего ума и восприятия.

Этот невероятной красоты стих показывает нам всю прелесть природы. Делает он это за счёт того, что обличает скрытые детали, возможность находится одновременно в двух состояниях: динамике и статике. Благодаря именно таким стихам, читатель учится лучше понимать природу.