Военная учебка. й учебный центр радиационной, биологической и химической защиты

Год в армии — какой он? Что случается с солдатом за эти 365 дней? Через что он проходит и к чему готовится?

Сегодня я хочу рассказать вам о том, из чего состоит год в армии для военнослужащего по призыву. Конечно, последовательность событий, описанная в этой статье, верна не для всех. Она является конкретным случаем для меня и моих товарищей по Учебному батальону младших специалистов ВИ ЖДВ и ВОСО.

Но я уверяю вас, что после общения со многими товарищами, друзьями и знакомыми, которые уже служили или служат сейчас, описанная в этой статье последовательность — максимально близка к истине. К тому, через что мы проходим за 1 год в армии на самом деле.

Прямо сейчас о том, через что мы уже прошли, чем занимаемся сейчас, и что нас ждет впереди.

КМБ или Курс молодого бойца

Когда я узнал о смысле этого понятия впервые в жизни, у меня перед глазами встала вот такая картина.

Вон там, слева вдалеке — это я!

Я со всей амуницией, оружием, бронежилетом и по полной экипировке бегу на 10/20/30 км вместе со своими товарищами. Мы бегаем по полям, перепрыгиваем препятствия, ползем под колючей проволокой в дождь. Одежда на нас грязная как у свиней в загоне и так далее… В общем, все как в американских фильмах про морских котиков.

Наверное, я даже частично к такому готовился. Но это было ровно до того момента, пока не узнал, что в армии существует тихий час, а в столовой дают 2 блюда на выбор. После этого мои ожидания от армии существенно изменились. В том числе и о КМБ.

Я до последнего вообще не верил, что он у нас будет. Однако, этот курс мне и моим друзьям пройти пришлось.

В моем случае он длился 5 недель. У кого-то меньше, у кого-то больше. Максимальный срок курса молодого бойца был у моих сослуживцев, которые призвались второго июня.

Вся фишка в том, что КМБ идет до присяги. У нас присяга была 1 августа. Поэтому у некоторых КМБ был не 1, а 2 месяца.

Так что же из себя представляет этот курс молодого бойца сейчас?

Честно говоря, все совсем не так, как я ожидал. У нас не было никаких марш-бросков или чего-либо подобного.

У нас КМБ состоял из следующих элементов:

  • Строевая подготовка.

Куда же без нее. Основа армейской жизни — занятия по строевой. Это как становая тяга для бодибилдеров. Все свободное время в первый месяц уделялось именно строевой. И правильно. Ходить мы все равно не умели. Но практика творит чудеса!

  • Зубреж Уставов.

Да, кстати. Для тех, кто не знает. Уставов в ВС РФ больше, чем один. Намного больше! Именно поэтому в нашем КМБ отдельное внимание отводилось знакомству и разбору отдельных глав уставов. Общевоинского, строевого, дисциплинарного и других.

  • Общевоинские дисциплины.

Как я и говорил в одной из своих статей, учеба у нас началась уже на третий день службы. А то и на второй.

  • Стрельбы.

Мой любимый день за первый месяц. Было нереально круто! Стреляли из АК-74. Мне достался боевой автомат и 6 патронов. Из 60 возможных очков выбил 56. Жду следующих стрельб, чтобы понять, была ли эта цифра случайностью…

В общем, чего-то еще особенного я больше не припомню. Учеба занимала бОльшую часть времени. Так и было до присяги, а после принятия присяги наша жизнь несколько изменилась.

Учебка

Кто-то называет «учебкой» как раз тот период, когда у нас был КМБ — первый месяц службы до присяги. Возможно так и есть. Вот только я иначе действующий период службы назвать не могу. Все из-за того, что теперь учебы стало еще больше!

Пары идут каждый день, кроме воскресенья, с 09.00 до 16.30 минимум. С перерывом на обед, конечно. Но все же!

Это настоящая учебка в прямом смысле этого слова. Строевой стало в разы меньше, а вместо Уставов мы теперь по вечерам читаем друг другу книжки со стихами иностранных поэтов.

Все из-за того, что кто-то в течение дня обматерился, а это услышал ответственный офицер.

Вчера, кстати, так и было. Целых 4 провинившихся по очереди зачитывали перед всей ротой по 3 стиха. С такой интонацией, так душевно! Вы бы это слышали…

Кроме бОльшего количества учебы стало больше «рабочки». Парней теперь активно используют в столовой, на складах, на отдельных объектах института и вообще по мелочи. Например, покрасить плац. Занятие ответственное. Вроде бы простое, но занимает весь день.

Как говорили нам офицеры: «Пока вы не приняли присягу, мы с вас практически ничего требовать не можем. А вот как примете…»

Так и получается. Теперь солдаты здесь составляют бесплатную рабочую силу.

Экзамены

Говорю вам. Это настоящий университет, школа и армия вместе. Все в одном. Экзамены будут по каждой дисциплине в районе конца октября — начала ноября 2015 года. До 5 ноября, я думаю, 3 из 4-х рот сдадут уже все экзамены. А после нас всех ждет…

Выпускной

Это мероприятие больше похоже на присягу. Как минимум тем, что проходит на большом плацу и в присутствии родителей.

Только вместо священных слов присяги мы будем получать дипломы об освоении специальности, а некоторым достанутся погоны младших сержантов.

Вот, например, как он проходил пол года назад.

Распределение

Буквально на следующий день после выпускного начнется распределение в войска.

Схема примерно такая же, как я описывал в своей статье про первый день в армии с «покупкой» призывников в части. Только здесь покупатели будут приезжать к нам в часть и забирать к себе отсюда. В остальном — все также.

Сразу же после распределения, а то и во время него, к нам в часть подъедут новобранцы. С первого же дня их прибытия все мы станем И начнется настоящая . Только не та, о которой вы подумали, а настоящая, описанная в моей статье.

Служба в войсках

Вот по этому пункту у меня пока что мало информации. Есть только несколько знакомых, которые уже успели убыть в войска. Они говорят о том, что весь день сейчас проводят на «рабочке».

То есть красят, ремонтируют, чистят, убирают, строят. Что только не делают. Ведь мы солдаты. Мы должны все уметь!

Воинская часть в Красном селе считается топовой для наших ребят. Ее активно пиарят и офицеры, и сержанты, и сами военнослужащие. Все туда хотят. Но когда я спрашиваю, что там делать, и чем она хороша, аргументированного ответа не получаю.

Один мой хороший друг-сослуживец однажды сказал, что есть возможность в той части служить на КПП. Типа охранником. А что, хорошее место, по-моему. Сидишь себе спокойно, в камеры смотришь. Или даже больше в компьютер с интернетом. Кофе/чай/вода. Все, что нужно для счастья солдату!

Еще знаю немного информации по воинской части в 40 км от Москвы. Называется 2-я гвардейская Таманская мотострелковая дивизия . Если не вдаваться в подробности, то «гвардейская» означает, что ее солдаты, в свое время, отличились в боях за Родину в лучшую сторону.

Что же касается службы там, то у меня сложилось о ней хорошее впечатление. Я даже считаю ее элитной частью.

Впечатление сложилось на основании общения с тремя офицерами оттуда. Там все совсем не так, как у нас.

Я бы сказал, что у нас тут детский сад по сравнению с тем, что происходит там. У них настоящие подъемы по тревоге. С беготней, выводом техники и так далее. Это мероприятие занимает пол ночи, а не 1 час, как было у нас здесь.

Плюс к этому, 29 человек человек с нашего забрали именно в эту дивизию. Они говорят, что там лучше, чем здесь. Лучше — понятие растяжимое, конечно.

Мне вот, например, и здесь нравится! ;-)

Кстати по поводу меня. Последний пункт про распределение меня не коснется так, как коснется моих друзей. Они разъедутся в разные части страны, по разным родам и видам войск.

А я останусь здесь продолжать свою службу вплоть до дембеля. И знаете что? Я рад этому!

Конечно во всем есть свои плюсы и минусы. Но здесь для себя я нашел больше плюсов, чем смог найти для службы в войсках.

Впрочем, до распределения еще есть несколько недель. Поэтому можно все обдумать.

Кстати, мой предшественник сам изъявил желание и уехал по распределению в войска, как бы не просили мои командиры остаться его здесь. А на второй день прислал СМС моему начальнику с текстом: «Зря я это сделал».

Довольно поучительная история, вам так не кажется? А ведь он занял место того, кто рвался туда всеми силами!

Вот такое бывает в нашей жизни. Друзья, я еще раз хочу напомнить один из законов нашей жизни, который я уяснил именно благодаря армии: «Все, что ни делается — все к лучшему!»

Желаю и вам каждого дня лучше предыдущего, до скорого!

— 681 региональный учебный центр находится в поселке Мулино в Нижегородской области рядом с трассой Нижний Новгород – Москва (М-7). Небольшой населённый пункт в Володарском районе Нижегородской области стал местом дислокации воинской части 43533 и крупнейшим военным центром во всём регионе.

История возникновения воинской части 43533

В начале прошлого века здесь пустовали территории и военное командование Российской империи приняло решение создать на пустующих землях военный полигон, куда смогли приезжать солдаты, и отрабатывать поведение в боевых условиях. Здесь проходило и несколько крупных полевых учений.

Полигон войсковой части 43533

После революции новая власть остро нуждалась в росте могущества Красной армии, поэтому территория вновь была использована для военных учений. Так появился в 1928 году Гороховецкий полигон. В то время и даже сейчас он является по площади одним из самых крупных не только в стране, но и в Европе. Здесь современные солдаты занимаются военной подготовкой, обучаются владению сложной боевой техникой и стрелковым вооружением. Поскольку, кроме ручного индивидуального оружия, тут тренируются в стрельбе из танков и артиллерийских орудий, то уровень шумности соответствующий.

Эмблема 681 регионального учебного центра

Посёлок состоит из двух неодинаковых частей: старой и новой. Строительство новой части началось уже после Перестройки в 1992 году. В проекте была заложена современная инфраструктура, которая создаёт удобства для проживания. Здесь есть хорошие магазины, современная школа и несколько детских садов. Молодые жители посёлка имеют возможность пользоваться бассейнами и новым компьютерным классом. Среди учащихся большой процент детей военнослужащих воинской части 43533.

Старая часть населённого пункта стала развиваться в середине прошлого века и сегодня тут живут в основном родственники военных. Нормальной работы для гражданских со стороны практически нет.
Воинская часть появилась в здешних краях в 1975 году, когда здесь обосновался 922 артиллерийский полк учебного состава. Полк ведёт свою историю с 41 бригады, из которой в него перешёл весь кадровый состав.
Следующий этап начался в 1993 году, когда из учебного полка создали 355 бригаду. Затем на её базе в 2001 году уже создаётся региональный учебный центр № 681. Здесь стали проходить обучение артиллеристы и ракетчики.

Основным направлением обучения является подготовка командиров орудийных и миномётных расчётов, а также механиков-водителей.

Современная часть состоит 3 взводов, в каждом из которых 3 батареи.

Закончив обучение, подготовленные военнослужащие проходят дальнейшую службу в различных частях и соединениях Российской армии.

Как проходит служба в воинской части 43533?

Служба в учебной части почётна и ответственна. Здесь нет места нарушителям воинской чести и дисциплины. Дедовщина давно искоренена. Для того чтобы это грязное явление не возникло снова за молодыми солдатами ведётся постоянное наблюдение. Каждый день военнослужащие строго проверяются на наличие ссадин, гематом и синяков.

Для удобства гостей и родителей день присяги начинается в 9 утра. После окончания церемонии всех её принявших отпускают в увольнение до 20.00.

Обучение военнослужащих воинской части 43533

В учебной части бойцы обучаются целых три месяца. Затем после сдачи экзаменов их направляют в другие подразделения для дальнейшей службы. Успешно сдавшим экзамены присваивается очередное звание младший сержант.

Если солдат не нарушает дисциплину, то ему несложно получить причитающееся увольнение. Все увольнения предоставляются в порядке записи в журнале. В случае необходимости допускается и срочное увольнение.
Чтобы поддерживать контакты со своими друзьями на гражданке и родителями военнослужащим даётся право звонить с личных мобильных телефонов. Звонки разрешены в воскресенье, кроме тех случаев, когда солдат наказан или находится в карауле (наряде). Тем, кто был в выходной в наряде, можно позвонить родителям в понедельник.

Особенно строго нужно придерживаться дисциплины и не нарушать устав в первый месяц. Звонки можно осуществлять только в разрешённое время. Затем правила позволяют пользоваться услугами мобильной связи в своё свободное время. Обратные звонки военнослужащим руководством части не поощряются.
Питание в солдатской столовое хорошо сбалансированное и по отзывам солдат вкусное. Повара всегда стараются приготовить питательные блюда даже из простых продуктов и разнообразят солдатский стол овощами, фруктами, мясом и рыбой.

На территории учебного центра расположено несколько казарм. Каждая рассчитана на постоянное проживание 30 военнослужащих. За порядком и чистотой строго наблюдают прикреплённые офицеры и сержанты. Температура всегда поддерживается приемлемая для организма. В зимнее время здания хорошо отапливаются. Места для отдыха состоят из двухъярусных кроватей.

Госпиталь в поселке Мулино

Здесь нужно остановиться на одной особенности современной армии, смысл которой лично для меня остаётся неясным до сих пор. Речь идёт о том, что после призыва не все молодые отправляются сразу в боевые части, кое-кто попадает в части учебные; однако таких «счастливчиков» оказывается меньшинство. Сразу возникает закономерный вопрос: почему не всех солдат отправляют учиться? Казалось бы: поголовное обучение воинским специальностям позволит повысить уровень профессиональной подготовки солдат и повысит качество увольняемых в запас на случай мобилизации. Возможно, причина в том, что и в обычных частях солдат в должной мере обучают военной специальности? На некотором уровне, конечно, обучают, но такое самопальное «обучение» редко дотягивает до профессиональной подготовки в учебной части, так как сильно разбавляется поручениями дедов и муштрой уставщины. Значит, причина в чём-то другом.

Наиболее разумным объяснением мне кажется такое: если всех солдат сначала обучать в учебной войсковой части, то армия столкнётся с потребностью в чрезвычайно большом количестве таких частей, а равно и с проблемой укомплектования боевых частей. Кроме того, не на все воинские должности в армии требуются прошедшие обучение профессионалы. В самом деле, пулемётчика или автоматчика не обязательно длительное время обучать, достаточно научить разбирать и чистить своё оружие, в довершение отправив пару раз на стрельбы. И хотя такой автоматчик или пулемётчик явно не сравнится с аналогом из спецназа или военной разведки, где умеют не только нажимать на спусковой крючок, но ещё и точно стрелять, использовать рельеф местности для укрытий и организации обороны и многое другое, однако, он сможет выполнять требуемый от него минимум, а максимуму научится уже в бою или от офицера. Так что власти пошли по пути наименьшего сопротивления, сделав обучение в учебных войсковых частях скорее исключением из правил, чем правилом.

Учебные войсковые части на армейском жаргоне именуются «учебками». Их организационной особенностью является то, что в каждый конкретный момент времени здесь учится только один призыв, организуемый более опытными сержантами, оставшимися здесь от предыдущих наборов призывников. Соответственно, в лице учебки мы получаем растянутый на всё время обучения КМБ, отличающийся ярко уставными отношениями без примесей дедовщины.

В целом отношения здесь характеризуются высокой степенью социальной справедливости. Полученное в посылках делится между солдатами поровну, все в равной степени участвуют в нарядах по части, даже наказаниям подвергается, в лучших традициях уставщины, всё подразделение.

Срок обучения обычно составляет 6 месяцев, однако в некоторых учебных частях он может быть и больше, достигая 9 месяцев. Качество обучения не берусь оценивать, так как отзывами солдат оно измеряться не может. Обучение оценивается отдачей и квалификацией выпускников, о которых следовало бы поспрашивать опытных офицеров. Единственное, мне довелось плотно столкнуться с работой учебной части разведки, которая мне показалась весьма качественной. Также в нашу часть приходили неплохо подготовленные сапёры, которые, по крайней мере, знали устройство и параметры основных мин, в отличие от пришедших сразу в войска гражданских.

После окончания курса обучения некоторым выпускникам предлагается остаться в учебке в качестве сержантов для следующих призывов, если, конечно, имеются вакансии. Больше всего командование натерпливается страху, когда предыдущий призыв ещё ожидает отправки в войска, а новый уже приступил к обучению. Тогда сержанты и офицеры стремятся полностью изолировать новый призыв от старого, однако, это не всегда удаётся. С другой стороны, ребята отзывались, что такая изоляция не достигает своей цели, и старый призыв всё равно пообщается с молодым, как бы его ни пытались от этого отвадить. Правда, во всех известных мне случаях общение старого призыва с молодым никогда не приводило к драматическим последствиям и велось обычно с позиции покровительственного отношения старожил к молодым. С ними делились бытовым опытом, узнавали новости «большого» мира, свежие истории из жизни – в общем, старожилы вели себя, как деды по отношению к молодому пополнению в первые дни его прибытия. В любом случае, период совместного сосуществования старожилов и молодых в учебке совершенно незначителен как по времени, так и по взаимному влиянию, ведь новый и старый коллективы почти не пересекаются, не выполняют единого дела и не образуют единой общности, связанной официальной или неофициальной иерархией.

Так что для дедовщины в учебке просто нет никаких организационных оснований по причине отсутствия дедов как вида. Основная проблема для командования – чтобы сержанты не зарывались и не пытались использовать молодых в своих интересах. Это обеспечивается, в том числе, развитой системой доносительства, которая здесь поддерживается на более-менее приемлемом уровне, а также частым соприкосновением солдат с офицерами. Последнее связано с организацией в учебках распорядка, когда большая часть времени посвящается реальному обучению, а функции учителей при этом выполняют офицеры. Дополнительно сержантов сдерживает от произвола их боязнь потерять место и отправиться в войска.

В учебках также редко практикуются примитивные методы мордобития, работа с личным составом поставлена более тонко и строится на системе коллективных наказаний: за провинность одного отвечает всё подразделение. Ответственность приходит либо в форме большого количества физических упражнений (отжимания, приседания), либо бегом в полной химической защите с надетыми противогазами, либо в виде дополнительных нарядов по части.

В итоге, самое страшное для молодых не в соприкосновении со старожилами и не в произволе сержантов, а в последующем попадании в войска. В некоторых частях положение выходцев из учебки хуже, чем положение духов. При этом служивые рассуждают так: «Раз они полгода проё…, то теперь должны получить по полной!» На них сваливается вся тяжесть обслуживания дедов и общественной работы по части, так что таким слонам не позавидуют даже зелёные духи.

А в день приезда в войска им устраивают демонстрацию, эдакую локальную Варфоломеевскую ночь. Поздно вечером деды, черпаки и организованные ими слоны вооружаются дужками от кроватей, табуретками и любыми другими подручными средствами и хорошенько отхаживают вновь прибывших, проводя параллельно назидательное внушение. Новички должны в полной мере проникнуться атмосферой РЕАЛЬНОЙ армии, понять, кого им следует уважать и бояться и каково теперь их собственное социальное положение. Так заканчивается обучение и начинается служба.

Обрисованная ситуация показывает судьбу любого «исключения из правил» в армии, которым оказывается в том числе и обучение в учебке. С другой стороны, данная акция направлена на разобщение вновь прибывших из учебки молодых, которые в учебной части успели образовать коллектив со своими лидерами и своими эгоистичными интересами. Иногда дедам не удаётся разрушить такой коллектив, и вновь прибывшие оказывают организованное сопротивление, но такие случаи не слишком часты: обычно в войска попадает не весь коллектив учебки, который распределяют по разным частям страны на вакантные должности по профилю обучения, а лишь некоторые его «ошмётки». Гораздо более часты ситуации, когда сопротивление оказывает часть прибывших, и тогда этих бойцов оставляют в покое, – особенно, если сопротивление оказывает не один отмороженный боец, а небольшая спаянная за время совместного обучения группа.