Архимедов рычаг значение и происхождение фразеологизма. Что значит выражение: "Архимедов рычаг"- значение и происхождение фразеологизма

Из всех великих ученых античности мудрый Архимед стоит на особом счету. Он столько всего изобрел и напридумывал, что диву даешься. Между прочим, даже в банальной мясорубке есть деталь гениального ученого – именно винт Архимеда толкает кусочки продукта к ножу и решетке. И любое сверло тоже модифицированный винт.

Это был великий механик и однажды, размышляя о рычагах и блоках, он воскликнул: «Дайте мне точку опоры и я переверну земной шар!» По счастью для землян, никто не помог Архимеду с точкой опоры и земной шар сохранил свое положение до сего дня. Тут интересно то, что великий грек не сомневался в наличии подходящего рычага, ему была нужна только точка опоры! Пожалуй, Архимед – это первый глобалист в истории человечества, поскольку мыслил он весьма глобально.

Анализируя роль России в мировой истории (не претендуя на оригинальность) я обнаружил, что последние 500 лет все страны нападавшие на нас плохо заканчивали. Многие из них претендовали на мировое господство, а потом превращались в злобных карликов (Польша, Швеция, Австрия) или безперспективных средневесов (Франция, Германия, Турция).

Главный конфликт современности – это схватка России и США. А есть ли у нас в арсенале рычаг и точка опоры, чтобы опрокинуть Америку? Сложность ситуации в том, что в отличие от предыдущих врагов, у американцев есть горы ядерного оружия, которое необходимо нейтрализовать, прежде чем нам удастся раздавить гадину. Кровавую гадину.

Точка опоры у нас есть – это Крым. Когда в марте 2014 года выяснилось, что Крымнаш, а не ваш, то это вызвало жгучую ненависть англосаксов, давно зарящихся на этот лакомый кусочек России. Согласиться с потерей Крыма они не могут и наступление на Россию будет усиливаться и возрастать. Если бы американцы не были такими тупыми и жадными, то было бы гораздо лучше для них признать свои ошибки в отношении России и Украины и нормализовать отношения между нашими странами, но бешеная ненависть к России затмевает разум, точнее то, что от него осталось в каменных головах.

Ну, хорошо, с точкой опоры определились, а где рычаг брать будем? Наш рычаг сложносоставной – это высокая боеготовность ВС России и время. Необходимо проявить выдержку и терпение, пока этот колосс на глиняных ногах начнет саморазрушаться. И не забывать о необходимости нейтрализации ядерного оружия противника. Для этого необходимо проводить больше учений по захвату и (или) уничтожению авианосцев, подводных лодок, спутников связи, многочисленных военных баз противника. В этом нам могут помочь дружественные армии Белоруссии, Китая, Сев.Кореи,Сербии, Кубы и Вьетнама.
И когда мы отработаем взаимодействие на высоком уровне, то можно падающую Америку и подтолкнуть, следуя заветам Ф.Ницше. А зачем тянуть резину, когда рычаг есть в наличии и точка опоры надежная?

А при падении Америки вони бу-у-удет, о-ёй! Разгребать американские конюшни должны отряды Гераклов, ну, то есть вежливые зеленые человечки. А кто, кроме нас?

Древнегреческий математик Архимед среди прочего известен своим элегантным объяснением принципа рычага, позволяющего при приложении относительно малого усилия осуществить несоизмеримо более значительные изменения. Существует множество вариантов его самого знаменитого изречения, но этот нам нравится более всего: «Дайте мне достаточно длинный рычаг и достаточно прочную точку опоры - и я сдвину мир». И хотя Архимед, мягко говоря, преувеличил, но он выразил фундаментальную истину: применяя правильные инструменты должным образом, рабочие могли перемещать тяжести гораздо большие, нежели без их помощи.

В духе Архимеда и мы хотим показать, как сдвинуть мир. Внесение внешне незначительных изменений в бизнес-модели, осуществляемое программным образом, позволяет создавать значительные - даже меняющие правила игры в отрасли - конкурентные преимущества.

Наша книга, по существу, посвящена тому, как ключевые изменения, которые вы вносите в архитектуру ваших бизнес-моделей, увеличивают или сокращают два ключевых типа рисков: информационный риск и риск несоответствия мотиваций. Попросту говоря, информационный риск характерен для бизнес-модели, которая требует от вас принятия решения при недостатке информации. Риск несоответствия мотиваций возникает, когда мотивации, вытекающие из бизнес-модели, ведут к действиям, конфликтующим с более масштабными интересами цепочки создания ценности.

Эти риски , которые детально рассматриваются в книге, могут быть причиной неэффективности бизнес-модели, значительно сказывающейся на результативности. Учет таких рисков помогает создавать бизнес-модели, которые минимизируют их негативные последствия и, следовательно, имеют максимальную эффективность. Наша книга предлагает как начинающим предпринимателям, так и опытным менеджерам действенный подход к конструированию более успешных бизнес-моделей, который мы назвали 4W . Изменяя то, КАКИЕ решения принимаются в бизнес-модели, КОГДА они принимаются, КТО их принимает и ПОЧЕМУ эти решения принимаются, вы можете получать бизнес-модели, которые лучше справляются с информационным и мотивационным рисками и в результате превосходят существующие бизнес-модели, подрывают устоявшиеся методы ведения бизнеса и дают устойчивое конкурентное преимущество. Прочитав эту книгу, вы узнаете как:

  • Diapers.com, MinuteClinic, Narayana Hrudayalaya Hospital, Volkswagen, авиакомпания LAN и Tankers International улучшили свои бизнес-модели, изменив то, КАКИЕ решения принимаются в этих бизнес-моделях;
  • Benetton, American Airlines, Caesars, InnoCentive, Hypios, LiveOps, MyFab и Kickstarter улучшили свои бизнес-модели, изменив то, КОГДА принимаются решения;
  • Wal-Mart, Zara, Google, Objective Logistics, Amazon.com, Netafim и многие компании по оказанию услуг в сфере энергоэффективности улучшили свои бизнес-модели путем изменения того, КТО принимает решения;
  • Министерство обороны США, Li & Fung, Quad/Graphics, Blockbuster и TerraPass улучшили свои бизнес-модели, изменив то, ПОЧЕМУ принимаются решения.

Как ни странно, но менеджеры зачастую не понимают, что изменение бизнес-модели (ИБМ) связано с меньшими сложностями и неопределенностями, нежели традиционные формы обновления какого-либо продукта. Получение значительных выгод не требует ни новой революционной технологии, ни создания абсолютно новых рынков. ИБМ касается поставки существующих продуктов, основанных на существующих технологиях, на существующие рынки. Этот подход снижает общую неопределенность и делает результаты более предсказуемыми и измеримыми. Материальные затраты на изменение бизнес-моделей незначительны, как правило, не требуется других вложений, кроме рабочего времени менеджмента, внимания и анализа. Любой человек, окончивший школу бизнеса, может заниматься этим; здесь не нужно быть академиком или иметь черный пояс по разработке алгоритмов.

Метод ИБМ применим и к крупному, и к малому бизнесу, а также к фирмам в таких отраслях, как сфера обслуживания и производство товаров потребления, где другие типы инноваций часто не дают результата. Тем, кому недостает вдохновения, стоит посмотреть вокруг, поскольку многие изменения бизнес-моделей можно свободно позаимствовать в других отраслях и географических регионах. А так как изменения бизнес-моделей зачастую невидимы для внешнего мира, их сложнее копировать и легче сохранять в течение значительного времени. (Даже увидев новую бизнес-модель, мы часто не можем распознать ее преимущества. Например, ставшая учебным примером производственная система Тоуо1а десятилетиями отвергалась скептиками в автомобильной промышленности США, которая в результате потеряла конкурентное преимущество.)

Конечно, обновлять бизнес-модели в сложившихся компаниях может быть гораздо сложнее, чем в новых, - состоявшиеся фирмы часто становятся заложниками традиционных методов ведения дел в их индустрии, в то время как новые компании тяготеют к инакости, стремясь разрушить старую и практику. Таким образом, одна из целей ИБМ - критически взглянуть на многие ключевые решения и допущения, лежавшие в основе построения бизнес-моделей, а также идентифицировать точки воздействия, которые открывают пути к созданию новой ценности, позволяют устранить, сократить или сделать более приемлемыми информационный риск и риск несоответствия мотиваций.

Некоторые изменения бизнес-моделей, по сути, являются новым приложением существующей модели. В таком случае они требуют всего лишь способности взглянуть на прежний бизнес под новым углом. Даже простая перемена способна дать разительный эффект. Так, 2фсаг в корне изменила стандартные условия работы индустрии проката автомобилей, создав членскую модель совместного пользования прокатными автомобилями для жителей больших городовуниверситетских кампусов), у которых нет собственных машин, но которым время от времени нужен автомобиль - как правило, для местных поездок или выезда на уик-энд. Традиционная модель проката машин, предполагающая аренду на срок от одного дня, приводит к внепиковому недоиспользованию большого парка дорогих машин. А клиенты Zipcar (их называют «зипстерами») могут пользоваться почасовым прокатом. В то время как традиционные прокатные машины часто остаются невостребованными или не используются большую часть времени, даже если они взяты в аренду, «зипкары» заказываются для активного использования многочисленными членами сообщества в течение всего дня, причем члены платят только за то время, когда пользуются машиной. Те члены, у которых необходимость в автомобиле возникает регулярно, могут авансом вносить $50 в месяц, что дает им право примерно на восемь часов пользования.

То, что сделали основатели Zipcar, - просто изменив минимальный размер того, ЧТО предлагалось на продажу - привлекло потребителей, которых не устраивала традиционная модель проката машин. Фирма привела в соответствие то, что она хочет продать, с тем, что потребитель хочет купить. Неожиданно приобрести доступ к использованию автомобиля на час или два стало гораздо легче и гораздо привлекательнее для многих горожан, у которых машины не было. За этим последовали другие ключевые элементы эксперимента Zipcar.

  • Пользование «зипкаром» совсем не похоже на обычный вариант проката машины. После подписания договора о членстве пользование автомобилем уже не требует никакой бумажной волокиты.
  • Стали не нужны поездки в центральный офис. Члены резервируют машины онлайн и получают информацию о том, где припаркован ближайший к ним «зипкар».
  • Члены возвращают машину на зарезервированную стоянку - туда, где они ее брали.

Состоящий из пяти слов маркетинговый слоган Zipcar - «колеса, когда они тебе нужны», - подчеркивает легкость, неформальность и удобство предлагаемой услуги. В начале 2013 г. тяжеловес прокатной индустрии Avis купил Zipcar за $500 млн , обещая использовать как рычаг свою инфраструктуру, опыт и масштаб, чтобы вывести Zipcar на новый уровень доходности. И как бы ни обернулось дело (один «зипстер» со стажем сказал в интервью New York Times: «Пожалуйста, передайте им , чтобы они не изгадили то, что сделано»), модель коллективного пользования прокатным автомобилем начинает завоевывать воображение даже старых игроков прокатной индустрии.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что состоявшимся компаниям настоятельно необходимо использовать метод ИБМ, поскольку он дает серьезную страховку от проигрыша выходящим с подрывными инновациями новичкам типа Zipcar, которые появляются словно ниоткуда. В наше время все знают, что лучше самому предложить что-то прорывное, чем ждать, пока это сделает кто-то другой в удобное для него время. И все же большинству компаний и фирм это удается не слишком хорошо. Метод ИБМ является мощным инструментом изменения ситуации.

  • В книге в большинстве случаев речь идет именно об этих двух видах риска. Однако иногда имеются в виду также финансовые, технологические и другие виды рисков. В целом мы считаем, что уменьшение информационного риска и риска несоответствия мотивации нередко позволяет снизить восприимчивость фирмы к рискам других категорий.
  • Все четыре ключевых элемента изменения бизнес-моделей на английском языке начинаются с буквы W (WHAT, WHEN, WHO, WHY). Далее в книге этот подход именуется 4W без дополнительных пояснений. - Прим. пер.
  • Andrew Martin, “Car Sharing Catches On as Zipcar Sells to Avis,” New York Times, Jan. 2. 2013.