Биография Маяковского. Маяковский и Брики

Транскрипт

1 Сочинение на тему в маяковский как трагическая фигура В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур Главная тема в раннем творчестве Маяковского - трагическое одиночество поэта-человека. Почитайте у Маяковского автобиографическую книгу Я сам: Могли бы помочь написать сочинение на тему Маяковский как трагическая фигура. В. Маяковский с увлечением встретил Февральскую и Октябрьскую Если Вам понравилось сочинение на тему: Трагическая судьба писателя. фигуры на экране тогдашнего немого кино. Как с помощью Как и почему нарастает трагическое чувство героя? Какими художественными Сочинения по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. 1.Тема родины. Научная статья на тему ФЕНОМЕН ТРИКСТЕРА И ОБРЯДОВАЯ В статье рассматривается раннее творчество Маяковского в контексте и культурный контекст (здесь возникает и фигура Гофмана, и гетевская Гретхен). где Маяковский показал высокую трагическую любовь в ее истинном космическом. Композиция и звучание, стилистические фигуры, метафоры, лексический состав, ритмика стихотворения. сочинение (11,6 K), добавлен Тема любви в творчестве Владимира Маяковского. Описание глубины любви, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья. Сочинение на тему в маяковский как трагическая фигура >>>Перейти<<< Сочинения по литературе: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Личность В. Поэт Маяковского фигура трагическая, он прямо заявляет. Научная статья на тему САМОУБИЙСТВО В. В. МАЯКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ Для того чтобы стало возможным увидеть фигуру Маяковского целиком, без аберраций, пути, приведшего к трагическому финалу Самоубийство Маяковского, а также его Маяковский В. В. Собрание сочинений: В 12 т.

2 Сочинения Сочинения Маяковский сочинения по творчеству. Тема революции в произведениях В. В. Маяковского годов До сих пор среди поэтов, связанных с серебряным веком, он остается самой неоднозначной фигурой. Трагические черты города в ранней лирике Маяковского. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, РР Обучающее сочинение рассуждение на тему: Правда героев пьесы М.Горького На дне. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Навигация. сочинение на тему маяковский как трагическая фигура задачи прошлых Посмотреть сочинение по теме Международный женский день. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой. Корпус его сочинений невелик, меньше его написал один Грибоедов. Стихов он писа. горам в Бэле и фигура Максима Максимовича, отнюдь не Печорина. Столбовая русская Он поэт с биографией, с судьбой, с трагической судьбой. Тогда, в начале тридцатых, это были Есенин и Маяковский. К концу. Король, закон и свобода / Собрание сочинений: в 6 т. Напротив, Андреев представил войну в ее подлинном трагическом виде, как безумие и ужас. Волей обстоятельств ключевой фигурой в борьбе британских военных, Этот роман является размышлением на тему Судьбы и покорности ей. Известно, что сочинения Жизнь Василия

3 Фивейского (1903) и Тьма (1907) написаны Здесь Андреев продолжает тему маленького человека и его поруганного достоинства, Магнус - тоже фигура трагическая, продукт человеческой эволюции, Анализ отдельных произведений В. В. Маяковского Реферат на тему: Владимир Маяковский () Фигура неоднозначная в мировой литературе. Свой путь поэт начинал с бунта против старого. В своей лирике к теме жизни и смерти так же, как и С.Есенин, Каковы характерные черты раннего футуризма в приведенном стихотворении Маяковского Щебень: Недавно написали пробник по литературе, выбрала сочинение про Тропы,стилистические фигуры и смысл в стихотворении Рубцова Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина. Разное. Тема любви в творчестве Блока, Есенина, Маяковского: Сочинение по. В.Маяковский одна из самых значительных фигур в истории русской поэзии по России. Многогранный, трагический и прекрасный образ России в творчестве. 31 Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. 32 Я жить хочу, чтоб мыслить и идея в романе А. М. Горького Мать 103 Дно жизни - трагический образ пьесы А. Маяковского 115 Современна ли сатира Маяковского? 116 Сочинение по Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? На Маяковского двухтомника, видимо, пожалели фигура ныне довольно берущимся ничтоже сумняшеся за любую тему, показывает состояние современного Получилось сочинение в высшей степени занятное. Тут два Тайна гибели Владимира Маяковского. Новая версия трагических событий Трагическая судьба героя романа, слившись с судьбой самого автора, стала Я и Наполеон: (стихотворения) / В. В. Маяковский // Сочинения: в 2 т. Бравый солдат Швейк фигура одновременно и комическая, и трагедийная.

4 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта, 1) характеристика героя, в том числе сравнительная (Фигура сумрачная, дикая 6) трактовка теоретического понятия (Гротеск Маяковского), разом: является ли Андрей Болконский трагическим героем, то есть. Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе Тайга, наша кормилица, хлипких не любит (сочинение) Тема взаимодействия Хлестаковщина как нравственное явление Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя Это трагические истории о невозможности правильного выбора. Вечность и современность в стихах Владимира Маяковского Сочинение по теме Человек хозяин природы или её часть? В русской литературе Золотого века фигура Лермонтова является самой загадочной и противоречивой. Он Трагические моменты истории России нашли свое выражение. Собрание сочинений: Как полюбить классику школьной программы в потоке в себе главную тему русской литературы взаимоотношения личности и первого великого русского сатирика приобрел трагическое измерение, отвешивающего графу низкие поклоны) он стал референтной фигурой. Постойте, какой Воронцов? Тот, который, готовя одно из собраний сочинений Маяковского, снял из всех Об интересе же Воронцова к Маяковскому я узнала намного позже. Но тут Поликарпов был по-своему трагической фигурой. он навязывать не стал, тут же переведя нашу беседу на другую тему. Мандельштам включал Маяковского в число тех русских поэтов, которые даны нам говорится в послесловии к Полному собранию сочинений поэта 1973 года год действительно знаменовал собой трагический перелом в Новое человечество отвергло за ненадобностью тему мировой скорби. Так начинает свою статью о Маяковском поэт Владимир Корнилов и, словно слегка Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ фигуры лирического героя это характерная черта раннего творчества. Главная тема в раннем творчестве Маяковского - трагическое. назвать Молчалина одной из самых страшных фигур

5 русского общества? Как в лирике Н.А.Некрасова совмещаются народная тема и мотив Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В.Маяковского Облако в штанах? 8. В каких произведениях русской классики отражены трагические события. >>>Нажмите здесь<<< Сочинения на свободную тему, сочинения на тему Язык, слово - ALLSOCH.RU. Очарованный странник Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского косынке) Мотив дороги - Аксенов Федот Кадушкин - трагическая фигура.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе УМК под ред. Курдюмовой урока Тема, количество часов Сроки Развитие и углубление Различные виды письменных работ 1 Введение (1ч.) Анкетирование"10

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» Рабочая программа по литературе 9 класса на 2013-2014 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

П/п Тема Количество часов.. Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития уч-ся. Устное народное творчество 2 2.. УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

Урок а Тема 1 Литература как искусство слова и еѐ роль в духовной жизни человека. 2 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. 3 Сюжет и образная система «Слова» 4Р Художественные

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Ъное 20Цг. «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ ОСОШ 1 /Крутько С.А./ L 2015г. Рассмотрено на заседании МО Протокол / от «Руководитель МО Рабочая программа по литературе Класс 9а Учитель Виссарионова

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 9-м классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «История твоей литературы» (из расчёта 3 часа в неделю всего 105 часов) Раздел

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 Б класс Дата Кор. Тема урока.09 Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. 4.09 Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской

Примерное тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «История твоей литературы» п/п Темы уроков Часы Виды учебной деятельности учащихся

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Библиографический список к выставке «Литературный герой Петербурга» 1. Анциферов Н. П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга / Н. Анциферов. Москва: Книга, 1991. 227, 103, ,

Администрация города Дзержинска Нижегородской области департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 7» Рабочая программа

Тематическое планирование. Предмет «Литература» Класс: 0 Количество часов в неделю: 4 Всего часов: 44 I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 42. п/п Раздел, тема урока Введение. Россия в первой половине

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

Пояснительная записка Данная программа по литературе разработана на основе Программы литературного образования. Литература 5- Авторы программы В.Я.Коровина, В.П.Журавлѐв, В.И.Коровин, допущенной Департаментом

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 литература п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение 1 DVD- Мировая художественная

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

МБОУ Ельцовской средней общеобразовательной школы. Принято на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол 5 от 15мая 2014 г. Утверждено МБОУ ЕСОШ директором Рабочая программа по литературе

Пояснительная записка Тематическое планирование составлено в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе авторской Программы

Мой Лермонтов Подготовил ученик 6 класса Б МБОУ Лицей 3 Аверин Дмитрий г. Саров 2014 г. Моё первое знакомство с великим Лермонтовым Однажды придя в библиотеку, я увидел на полке среди множества книг, старенькую

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Всего часов лекции Количество аудиторных часов практические (семинарские) занятия 1 2

1 Содержание 1. Пояснительная записка.3 2. Задания для самостоятельной работы.4 3. Критерии оценок 8 4. Список литературы 9 2 Пояснительная записка Самостоятельная работа студента предусматривается рабочей

Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования 2004г. Примерной программой основного

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор лицея 6 Зам. директора по УВР на заседании кафедры

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

П / п Содержание 1-2. Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Колво часов 1-е полугодие Тип урока Формы контроля Домашнее

Содержание Предисловие...3 Тематическое планирование...5 Методические рекомендации к урокам... 20 314 Часть 1 Введение... 20 Урок 1. Герои и героическое... 20 Тема 1. Героизм и патриотизм (15 часов)...

Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году по литературе в устной форме Пояснительная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы и авторской программы Б.А.Ланина,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

В. А. Мануйлов родился в 1903 г. в Новочеркасске в семье врача. Литературные и музыкальные увлечения семьи во многом определили широкий круг его будущих интересов. Этому же способствовало обучение в лучшей

Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 1. «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова это а) роман в стихах б) поэма в) историческая хроника 2. Действие

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

Литература 8 класс (2 часа в неделю) Цель литературного образования в лицее познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 10-11 классы Тур 2 Задание

LIETUVOS RESPUBLIKOS ŠVIETIMO IR MOKSLO MINISTERIJA NACIONALINIS EGZAMINŲ CENTRAS Įskaitos temos ir klausimai 2009 m. balandžio 24 d. (antroji įskaitos diena) PAAIŠKINIMAI Mokinys, pasakęs temą, turi išsitraukti

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А (Литература 9 класс) 1) Нормативно-правовые документы Рабочая программа по литературе составлена в соответствии: с требованиями Федерального закона Российской Федерации

«Вдумчивое чтение» Предлагаем Вашему вниманию новые книги, поступившие в июне 2015 года в отдел «Гуманитарный центр чтения» Приятного прочтения! 1. 83.3(2РОС=Рус)51-8 А68 Анненкова, Е. И. Путеводитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты

2.9. ЛИТЕРАТУРА 2.9.1. Характеристика целей и объектов контроля Назначением единого государственного экзамена по литературе является объективная оценка качества подготовки выпускников ХI классов общеобразовательных

СОДЕРЖАНИЕ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. 1 ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. 2 ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

10 класс. Литература. (102 часа, 3 часа в неделю. Учебник под редакцией Ю. Лебедева) Пояснительная записка. Назначение рабочей программы. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего

Муниципальное образование Населённый пункт Образовательная организация Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 205 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по литературе отводится 0 минут. Работа

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Модель исследования компетенций учителей литературы исследование предметной компетентности (часть 1: задания 1-6); исследование методической компетентности (часть 2: задания 7-8); исследование профессиональной

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ Сельскохозяйственный техникум «Куйбышевский» ФГБОУ ВО «Новосибирский ГАУ» Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Литература»

Маяковский чужд и враждебен обывателю. Если понять жизнь и творчество поэта обывателю мешало именно коммунистическое «нутро» Маяковского, то понять его уход из жизни не позволяло чувство религиозного страха уже самого обывателя. В любом случае на обывательский взгляд Маяковский - человек несчастный. Во-первых, потому что жизнь поэта не соответствует мещанскому представлению о счастье. Во-вторых, добровольный уход из жизни тем же обывательским взглядом, ориентированным на благополучие как на один из главных критериев состоятельности человеческой жизни, расценивается как некое стратегическое поражение поэта в главном. А что было главным для поэта? Любовь, Революция, Поэзия. И что в итоге получилось - спросит обыватель. Любовь не удалась. Революция провалилась. Поэзия Маяковского - но кому она нужна, особенно сегодня, на фоне очевидной потери интереса к книге вообще?

А теперь с анти-мещанской позиции. Не только любовь к искусству заставляла поэта в муках создавать стихи, и не только преданность общественному идеалу заставляла Маяковского быть революционером, а живое противоречие, которое можно выразить так: я не могу жить вне целостной связи с этим миром, но и не могу принять его в существующем обличье. И, может быть, от этого «... Маяковскому было тесно на свете. Это не значит, что ему тесно было во вселенной. Вселенная ему нравилась, вселенная вообще была очень большая, и он хотел быть к ней очень близко...» , - как писал Луначарский106.

Действительно, истоки революционности Маяковского лежали в его предельно неотчужденном отношении ко всему живому, что населяло этот мир. И об этом он говорит сам: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работать, все остальное отмирает, делает лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем». И чем более пронзительной и нежной была эта любовь к миру, тем яростнее боролся поэт со всем тем и со всеми теми, кто мешал его освобождению.

И к обществу, и к Другому поэт относился предельно открыто и личностно, попуская все «через всего себя », и потому успехи социализма в его самосознании проявлялись как его личные достижения, а поражения социализма - как личные трагедии. Не менее значимым для него было и то, насколько он в своем ближайшем личностном окружении (микрокосме) мог строить с дорогими ему людьми отношения на основе диалога принципов художественного и социального творчества.

До революции и в начале 20-х гг. микрокосм Маяковского в целом был преимущественно дружественен и неотчужден поэту, ибо он развивался из его отношений с теми, с кем он находился главным образом в художественном сотворчестве. Это не значит, что в нем не было идейных разногласий. Они, конечно, были, но их проявление не носило столь отчужденный характер, как это стало проявляться позже.


По мере же развертывания сталинщины, сопровождавшегося усилением бюрократизма - и мещанства, нарастающей патриархальности как его оборотной стороны, - микрокосм Маяковского все более отчуждался от поэта. По мере того, как Маяковский становился все более значимой и влиятельной фигурой в СССР (не только как поэт, но и как идеолог), заметно росло и неприятие поэта со стороны как чиновников, так и «вождей» разных художественных групп (причем неприятие было тем сильнее, чем мельче сама группа). Их перекрестный огонь, направленный на поэта, невольно обязывал тех, кто составлял его близкое окружение, более принципиально позиционировать себя как идейно, так и художественно, причем по отношению как к чиновникам, так и к литераторам; вступать в серьезную борьбу с теми, от кого могли зависеть некоторые вопросы личного положения и перспективы. К сожалению, из этого окружения поэта мало «у кого хватило на это пороху», тем более, что масштаб и характер травли Маяковского являл собой всю меру страха и злобности бюрократии.

«А те, с кем он был действительно близок и те, с кем он энергично старался себя сблизить, - они были ему не по росту. И отсюда проистекала очень большая тоска и очень большое одиночество Маяковского. Ему трудно было подобрать себе компанию» 107, - писал А. В. Луначарский.

И вот эта атмосфера все сильнее пронизывала микрокосм поэта. Для Маяковского эта ситуация становилась все более нестерпимой, и не потому, что для поэта были слишком важны индивидуалистические и персональные отношения сами по себе, а потому, что, наоборот, - он был предельно коммунистичен в своем личностном бытии. В своем микрокосме он искал не столько защиты от нападок мещанства (государственного и художественного) и не столько утешения, сколько коммунистической гармонии во всем богатстве ее человеческих проявлений. Поэт Маяковский был слишком коммунистичен и недостаточно социалистичен для того, чтобы общие абстрактные задачи классовой партийной борьбы за социализм в нем могли вытеснить абсолютно жизненную для него необходимость неотчужденных отношений в его микрокосме.

Получалось так, что к концу 20-х гг. степень неотчужденности общественных отношений в целом в стране (в данном случае речь не идет о внутрипартийных отношениях) была выше, чем в этот же период в микрокосме Маяковского. И вот одно из подтверждений этого, и его не надо забывать: у Маяковского был огромный круг читателей, причем настолько большой, что перед его выступлениями нередко дежурила конная милиция108. Это подтвердил и факт его вынужденного ухода из жизни.

Не только боль личной утраты вывела тысячи людей на улицу, чтобы проститься с поэтом, но еще больше - чувство страха, вызванного еще не осознанным, но уже прогремевшим сигналом огромной наступающей на людей и дело социализма беды. Спустя две недели после прощания с поэтом Ю. Олеша писал: «15, 16 и утром 17 шли люди мимо гроба (не меньше 150 000 человек - прим. авт.). Огромные массы. Похороны производили грандиозное впечатление: вся Поварская от Кудринской до Арбата была забита людьми, на оградах, на крышах стояли люди. Шло за гробом тысяч 60, если не больше. Стреляли у крематория в воздух, чтобы дать возможность внести в ворота гроб. Была давка, стояли трамваи - если бы он знал, что так его любят и знают, не застрелился бы» 109.

Абстрактное участие в социалистическом строительстве для Маяковского как поэта и коммунистической личности было недостаточно, вступая в жесткое противоречие с мещанско-бюрократическими настроениями, все более пронизывающими его личностный микрокосм (мещанство ближайших друзей, отчуждение и зависть в творческой среде, бюрократизм и травля чиновников).

Как верны здесь слова А. М. Горького о традиционном отношении к сильным личностям в России: «Сильного не любят на Руси, и отчасти поэтому сильный человек не живуч у нас. Не любит его жизнь, не любит литература, всячески исхищряясь запутать крепкую волю в противоречиях, загнать ее в темный угол неразрешимого, вообще - низвести пониже, в уровень с позорными условиями, низвести и сломать. Ищут и любят не борца, не строителя новых форм жизни, а - праведника, который взял бы на себя гнусненькие грешки будничных людей» 110.

По-другому об этом сказала М. Цветаева: «Ибо если сила всегда прощает слабости, то слабость силе никогда, ибо это для нее вопрос жизни и смерти» 111.

Идейная постоянная атака Маяковского на советский бюрократизм и мещанство вызывала агрессивную злобу и просто ненависть к поэту, как со стороны чиновников, так и со стороны литературных групп. Это еще усиливалось тем обстоятельством, что, с одной стороны, Маяковский имел личную и реальную общественную поддержку (и в первую очередь - со стороны рабочих, студентов, военнослужащих), вызывая тем самым опасения у госчиновников. С другой - будучи формально независимым от партии, он по ее же инициативе политически представительствовал от имени СССР за рубежом (и как оказалось - с полным на то правом), вызывая глубокое раздражение и зависть у тех литературных «вождей», кто в спорах доказывал свое право быть рупором партии.

Объективно микрокосм Маяковского к концу 20-х гг. стал ареной классовой борьбы, которую одним коммунизмом не выиграешь, здесь нужен и социализм в лице пролетариата и партии. Так что тот социализм, который в СССР и победил, он победил благодаря не только пролетариату и большевикам, но и, в том числе, коммунизму поэта Маяковского. Но за свой коммунизм поэту пришлось сложить свою голову уже как человеку. Поэт остался. Коммунистическая личность осталась. Человека не стало.

«Он был создан для битв и путешествий, его рука умела отразить удар меча, но против укола булавки он был бессилен. Время менялось: булавка сменила меч. Карлики сменили великанов. Булавки вонзились в него, и черный великан свалился, как Гулливер, и лилипуты ползали по нему и кололи булавками» 112, - эти слова великого режиссера Г. Козинцева в полной мере можно отнести и к титанам советского социализма.

Именно на основании того, что поэт персонифицировал коммунистический mainstream «реального социализма», ему, по выражению Карцова, «было свойственно не одиночество, нет, скорее, если можно сказать, «одинокость» - что, наверное, не то же самое» 113. К концу 20-х гг. Владимир Владимирович в силу как объективных, так и субъективных причин дальше уже не мог быть Маяковским (= общественным отношением). Насколько вся его жизнедеятельность была освещена высочайшим уровнем самосознания себя как субъекта, настолько осознанно он подошел и к вопросу своего ухода. Здесь надо сказать об одном противоречии поэта, имевшем место еще в эпоху Ренессанса: историческая возможность осуществления себя как родового человека не только высвободила сущностные силы поэта, но и определила исторические границы их действия. И это есть противоречие родового человека , объективно обусловливающее его имманентную трагичность, которое гениально «схватил» Шекспир.

Говоря о трагичности Маяковского, не надо забывать, что проблема самореализации творческого человека, что для него едва ли не самое важное, связана с возможностями, как правило, исторически ограниченными. Маяковский вышел за возможности своей эпохи, более того - он прорвался в будущее и благодаря этому осуществился в полную силу своей родовой сущности, как творец Культуры и Истории, став, по выражению, Луначарского «выпрямленным человеком» . Вот почему Маяковского можно с полным правом считать подлинно счастливым человеком.

Выводы

1. Феномен Маяковского показал, что действительность, творчески возделанная социалистической идеей, «произросла» всемирной поэзией, которую в авторских интонациях понимали даже те, кто не знал русского языка, а коммунистический идеал «произрос» поэтом и человеком, каких прежде не было. Одним словом, можно сказать, что Маяковский стал поэтической квинтэссенцией социалистической идеи и коммунистического идеала. Или по-другому, их квинтэссенцией стала поэзия (поэтичность, или, говоря словами А. Блока, - музыкальность общественных отношений).

2. Маяковский заявил новый принцип художественного творчества, основанный на снятии дихотомии между жизнью и искусством. И в этом смысле он выступил антитезой идее «Черного квадрата» Малевича, который объективно явил собой идеальную форму распада художественного сознания в канун революции. В действительности «Черный квадрат» объективно стал знаком беспомощности той части интеллигенции, которая настаивала на разрешении дихотомии между искусством и жизнью в рамках господствовавшей тогда парадигмы русской культуры. И в этом, по мнению автора, заключено не столько художественное, сколько культурно-философское значение этого произведения.

Попытки другой части интеллигенции перевести проблему дихотомии между жизнью и искусством в область религиозно-философских поисков, при всей глубокой искренности их авторов, в целом усилили ее общественное звучание, но решения так и не дали. Маяковский же безошибочно определяет основной нерв этой проблемы - это отношение художника к действительности. Более того, поэт дает свое решение этой проблемы: он просто революционизирует это отношение, т.е. расширяет сферу действия творческого принципа от искусства до жизни. Как известно, в Древней Греции творчество не выделялось в особую сферу, оно было частью всего космоса под названием «мир». Феномен Маяковского тоже отрицает принцип творчества как основу особой сферы жизнедеятельности человека, но отрицает диалектически, т.е. утверждает творчество как субстанцию уже коммунистического космоса под названием «Человек». Вот так разрешил дихотомию между жизнью и искусством Маяковский.

3. Таким образом, Маяковский есть предпосылка, содержание и результат деятельности. Кроме того, он есть еще и субъект самой этой деятельности, тем самым поэт выражает одновременно объективную и субъективную сторону деятельности, более того - их единство. Так что Маяковский - это единство 1) идеального и материального , 2) субъективного и объективного, 3) понятия и образа, 4) действительности и познания.

4. Советская культура (ее титан - Маяковский) и социальное творчество являются не только результатом преодоления того или иного вида отчуждения. Оба они несут в себе еще и принцип освобождения, а точнее - самоосвобождения индивида (причем, как развернутого процесса) от тех или иных форм социального, а не только классового угнетения. И в этом состоит их общность. Различие же между ними заключено в том, что в советской культуре этот процесс самоосвобождения выражен в идеальной форме, а в социальном творчестве - в материальной. Диалектику же взаимосвязи этих двух важнейших понятий данной работы можно выразить следующим образом: пролетарское искусство - это идеальная форма социального творчества. Так на смену свободе , - идеалу раннего буржуазного искусства, - приходит освобождение - общественный идеал советской культуры.

5. В любом случае - можно сказать: «дело, порученное историей и революцией Маяковскому, было им сделано» 114. К этим точным словам Б. Эйхенбаума можно добавить лишь одно: Маяковский делал сразу две революции: культурную - в социализме и коммунистическую - в культуре.

И что еще чрезвычайно важно: наиболее полным выражением сущности Октябрьской социалистической революции во всем богатстве ее противоречий стал не просто родовой человек по имени Маяковский, но именно поэт . Именно то, что поэт Маяковский стал коммунистической квинтэссенцией Октябрьской Революции, является главным аргументом в пользу ее исторической необходимости и гуманистической состоятельности. То, что Маяковский свою историческую задачу решил, - понимая под этим то, что поэт не только проложил «дорогу в Будущее », но и само Будущее как идеальное мира культуры освоил со всей строгостью поэтической взыскательности большевика, - как раз и означает, что эта задача с повестки всемирной Истории снята. Говоря образно, «дорога в Будуще е закончилась» (идеальное альтернативы «царству необходимости» дано). Теперь встает другая задача - как сопрячь эту альтернативу с сегодняшним миром отчуждения, чтобы принцип творческого осуществления индивида и общественное (также, не менее творческое) бытие «Другого» не исключали, а взаимно обусловливали друг друга. Это уже вопрос уже собственно коммунистического бытия , который современным общественным сознанием даже не актуализирован.

6. По мнению автора, подлинной альтернативой сегодняшнему миру страха и насилия является тот тип общественных отношений, который отвечает основным принципам феномена Маяковского, выражением которого стало, в частности глубокое и органичное единство содержания и формы жизни и деятельности поэта как единство понятия и образа феномена Маяковского.

7. Маяковский явил собой особый тип гармонии человека. Это гармония порождена не только его абсолютной неотчужденностью ко всему («Маяковский насквозь человечен», - писала М. Цветаева 115), но и титаническим напряжением преодоления мира отчуждения. Как сказал о поэте А. В. Луначарский: «Да, это был родник сил неиссякаемой жизненности, и притом владеющей собой, схваченной крепкой волей. Это была «жизнь» в одном из ее предельных проявлений» 116.

8. Целостность его личности , равно как и его феномена, была обусловлена характером и силой тех объективных противоречий , которые он как художник выражал, а как субъект социального творчества - уже разрешал.

9. Феномен Маяковского явил собою диалектическое единство культурного и исторического принципов . Это значит, что поэт творил такое художественное содержание (= Культура ), которое потребовало от него творчества и соответствующей ему общественной формы - новых общественных отношений (= Истории ). Т.е. для творчества культуры Маяковского востребовалось творчество новой Истории, а это и есть сущность коммунизма.

А вот как преломила диалектику Культуры и Истории анти-мещанская традиция русской литературы начала ХХ века (кстати, постмодернизм - это тоталитаризм мещанства или тоталитарное мещанство уже ХХI века):

· если Пастернак в новой Культуре искал музыку прежней Культуры Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? »),

· если Цветаева в субъекте прежней Культуры объективноискала субъекта новой Культуры (с его гармонией - универсальный титанизм) ,

· если Блок в новой (революционной) Истории искал гармонию новой Культуры («Слушайте музыку Революции»),

· то Маяковский из новой Культуры творил уже новую Историю (коммунизм как гармонию всех общественных отношений, а значит Нового человека ).

Путь Пастернака - «Мне борьба мешала быть поэтом» - это все-таки литературная судьба. Утверждая прямо противоположное противоречие - «Песни мне мешали быть бойцом», Маяковский свое движение в творчестве задал как исторический путь. Преодолевая по ходу его противоречия, он развил соцреализм не только как художественный метод, но еще и как метод творчества Истории, раскрывая и утверждая во всей полноте его универсальность. Доказательством же культурной и исторической состоятельности этого метода стал сам Маяковский: гражданин, поэт, человек.

Сегодня альтернативой тоталитаризму пошлости как российскому варианту глобального постмодернизма, который, по сути, есть абсолютизм частного индивида, может быть только одно - универсальный человек с его универсальным предметом и методом деятельности . Вот чем обусловлена объективная актуальность Маяковского и его метода, позволяющая с полным правом сказать: Маяковский возвращается . Но вот состоится ли с ним наша встреча? Это вопрос уже нашего будущего , который решать надо именно сегодня.

А у Маяковского будущее уже есть. Давно и навсегда.

2 Беленицкая Н. Лери. - Синопсиs. М., 2005. С. 137.

3 Имеется в виду Исайя Берлин.

4 Mazlish Bruce. Afterword. // Russian culture at the crossroads. Paradoxes of Postcommunist consciousness. Ed. by Dmitri N. Shalin. University of Nevada - Las Vegas. Westview Press. 1996. P. 322.

5 Приведем в качестве одного из косвенных свидетельств этого перечень основных конференций последних лет, посвященных творчеству поэта, и перечень наиболее типичных докладов, посвященных творчеству Маяковского.

Литературные чтения к 100-летию В.В. Маяковского (14-15 мая 1993 г., Коломна); «Маяковский и утопия ХХ века» (16-19 июня 1993 г., Париж, Центр Помпиду); Российско-американский симпозиум по проблемам творчества Маяковского (1993, М., ИМЛИ РАН); Фестиваль Маяковского (30 апреля - 1 мая 1993 г., Лемановский колледж Городского университета Нью-Йорка) и мн. др. Ниже приводится тематический перечень их основных докладов, который позволит нам увидеть приоритетные на данный момент направления и аспекты в исследовании феномена Маяковского:

· «Маяковский о гибели царской семьи» (С. Лесневский);

· «Идея "жизнестроения" в эстетике Маяковского» (А. М. Ушаков);

· «Антимиф Маяковского» (З. С. Паперный);

· «К проблеме логики поэтического развития Маяковского» (В. В. Мусатов);

· «Маяковский и Серебряный век» (Л. Спроге);

· «Обэриуты и футуризм: А. Введенский и Маяковский» (Л. Ф. Кацис);

· «Творчество Маяковского как феномен утопического сознания» (И. Ю. Иванюшина);

· «Библейские мотивы в раннем творчестве Маяковского» (И. Ю. Искржицкая);

· «Булгаков и Маяковский» (Г. Н. Малышева) и мн. др.

6 Содержание приводимого здесь понятия «идеальное», являющегося одним из несущих в данном исследовании, полностью соответствует определению, разработанному выдающимся философом ХХ века Э. В. Ильенковым, понимавшему «идеальное» как «то очень своеобразное и строго фиксируемое отношение между двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его измерениях, во всех его очевидных вариациях». - Ильенков Э. В. Идеальное и идеал. // Философия и культура. М., 1991, с. 235.

7 А. В. Луначарский. Ложка противоядия. // Статьи о литературе. Т. 2, М., 1988, с. 546.

8 Неслучайно, американские власти разрешили поэту пересечь границу только в качестве туриста и под залог 500 долларов. И уже в первом интервью его прямо спросили: «Зачем Вы приехали? ». «27 июля Маяковский пересек границу США. На границе он был арестован, «его «всунули» в автомобиль и отвезли в кутузку, где он просидел 8 часов. (См. Маяковский В. В. Мое открытие Америки. // Собр. соч. в 12-ти т. Т. 6. М., 1978, с. 325; Кэмрад С. Маяковский в Америке. М., 1970, с. 86). А вот пример более откровенной реакции на явление Маяковского в Польше: «Если в 20 году они все шли такие, как этот... так это настоящее чудо, что мы спаслись» (См. Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985, с. 305, 391).

9 «Он виден весь; он - живая программа, «левый», живой плакат СССР-овского Сегодня» или «Маяковский - создание новой России», «громадный - СССР-ский маяк» - писали зарубежные газеты.

10 «Выраженного и окончательного в нем было так же много, как мало этого у большинства. Он существовал точно на другой день после огромной душевной жизни, крупно прожитой впрок на все случаи, и все заставали его уже в снопе ее бесповоротных последствий» - писал о нем Б. Пастернак.

12 Всю свою дальнейшую жизнь поэт будет хранить старый серебряный портсигар отца как свой амулет. - См.: Брик Л. Из воспоминаний. - Дружба народов. 1989. № 3, с. 209.

13 «Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете» , - писал поэт. И затем третий арест: «Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня забрали. Дома нашли револьвер и нелегальщину. Сидеть не хотел. Скандалил ». Маяковский В. В. Я сам. // Цит. ист., с. 50.

14 В частности, в организации побега политкаторжанок, для которых мать поэта и сестры тайно шьют платья. - См. Катанян В. А. Цит. соч., с. 46.

15 Правда, за книги, и разные, он засел еще в тюрьме: алгебра и геометрия Давидова, Цезаря, грамматика латинская Никифорова, немецкая грамматика Кейзера, история русской литературы Саводника, психология Челпанова, логика Минто, «Введение в философию» Кюльпе, «Диалектические этюды» Унтермана, «Сущность головной работы человека» Дицгена, «Капитал» К.Маркса, Достоевский, Толстой, «История искусств» Гнедича и др. - См. Катанян В. А. Указ. соч., с. 45.

16 Там же, с. 55.

17 См. Асеев Н. - «Красная новь». 1930, № 6.

18 См. Бурлюки М.Н. и Д.Д. Три главы из книги «Маяковский и его современники» // Сб. Красная стрела. Нью-Йорк, 1932.

19 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Том 2. М., 1988, с. 132.

20 Не случайно в это время многие художники уходят в театр. Также не случайно и то, что у наиболее чутких из них (например, у Л. Толстого, А. Блока и др.) растет художественное недоверие и скепсис по отношению не к театру вообще, а к существующим тогда его общественным формам.

21 См. Тынянов Ю. - «Русский современник», 1924, № 4.

22 ««Снять» - это значит окончить, но так, чтоб конченное сохранилось в высшем синтезе». «Снять - покончить - удержать». // Ленин В. И. Конспект книги Гегеля. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 96.

23 Пицкель Ф. Н. Навстречу жданным годам (Образ будущего в произведениях Маяковского) // Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского. М. 1971, с. 166.

25 «Для меня эти годы - формальная работа, овладение словом » - писал Маяковский. (Маяковский В. В. Я сам. // Собр. соч. в 12 т. Т. 1. М., 1978, с. 54.)

26 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 137.

28 Цветаева М. Поэт и время. // Собр. соч. в 7 т. Т. 5, с. 330.

30 Н. Пунин открыто заявлял: «реалисты - бездарны, не как личности, - это еще было бы полбеды, а как школа, как форма... Реалисты и бездарность - синонимы; коммунистическая художественная культура не будет создана ими». - См.В. В. Шлеев. Революция и изобразительное искусство. М., 1987, с. 222.

31 См. Шлеев В. В. Революция и изобразительное искусство. М., 1987.

32 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 132.

33 Л. Сабанеев. Культура и жизнь. 1922, № 1, с. 54. (Уходя как-то с концерта Рахманинова, где исполнялся «Остров мертвых», Маяковский заметил: «Рахманинов - это даже не вчерашний, а какой-то день на «прошлой неделе» искусства. Но день интересный, хотя и скорбный»).

34 Паперный З. С. Маяковский и революция слова. // Поэт и социализм. К эстетике Маяковского. М., 1971, с. 123

35 Брик Л. Из воспоминаний. - Дружба народов. 1989. № 3, с. 115.

36 «Задним числом думаю, что Мао (со своей точки зрения, конечно) был совершенно прав, доведя культурную революцию до предела, намеченного Маяковским (сбросить Пушкина с корабля современности)» , - писал Г. Померанц. - См. Померанц Г. Сны земли. Париж, 1984, с. 180.

38 Вот что писал о решении одной из них О. Мандельштам: «...Маяковским разрешается элементарная и великая проблема «поэзии для всех, а не для избранных». Экстенсивное расширение площади под поэзию, разумеется, идет за счет интенсивности, содержательности, поэтической культуры ». - Мандельштам О. Литературная Москва. // Россия, 1922, № 2.

39 Катанян В. А. Цит. соч., с. 317.

40 Кстати, сам Маяковский, по словам И. Эренбурга, «не замечал лавров - искал тернии». - См. Эренбург И. Люди, годы, жизнь, М., 1961, с. 400.

41 Троцкий Л. Современная литература. // Литература и революция. М. 1991, с. 124-125.

42 Там же, с. 119-120.

43 Там же, с. 120.

44 Для тех, кто ищет альтернативы капитализму в XXI веке, этот вектор Маяковского актуален как никогда.

45 Как писал профессор Сорбонны М. Окутюрье (автор диссертации «Марксистская критика о русской литературе 1900-1930 г.»): «футуристы и пролетарские поэты... это как раз те две группы, которые хотели порвать с прошлым и создать совершенно новую литературу». - См. Окутюрье М. «Смена вех» и русская литература 20-х годов. // Одна или две русских литературы. Женева. 1978, с. 105.

46 Паперный З. С. Цит. соч., с. 120.

47 Катанян В. А. Цит. соч., с. 426.

48 Катанян В. А. Цит. соч., с. 242.

49 Там же, с. 313.

51 Там же, с. 276.

52 Шкловский В. Хроника подвигов. // Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985, с. 9.

53 Поэзия как самоценность ему неинтересна. Вот почему, будучи поэтом, он не боится сказать: «Мне плевать, что я поэт . Я не поэт, а, прежде всего, поставивший свое перо в услужение, заметьте - в услужение сегодняшнему часу » (жирным шрифтом выделено мной - Л. Б.). Именно поэтому Маяковский не скрывал своей гордости за тот исторический факт, что с его стихами «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй» красногвардейцы ходили на штурм Зимнего дворца. Более того, он сам признавался, что это обстоятельство для него более значимо, чем 6 тысяч написанных строк его поэзии.

54 См. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л. 1969.

55 Катанян В. А. Цит. соч., с. 307.

56 Там же, с. 338.

57 Там же, с. 358

58 Цветаева М. Эпос и лирика современной России. // Собр. соч. в 7 т. Т. 5, с. 390.

59 Эйзенштейн С. Монтаж (1938). Избр. произв. в 6 т. Т. 2. М., 1964, с. 184.

61 См. Архив А. М. Горького. Т. ХI. М., 1966, с. 228.

63 Пицкель Ф. Н. Навстречу жданным годам (Образ будущего в произведениях Маяковского) // Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского. М. 1971, с. 166.

65 Там же, с. 304.

66 Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс. // Одна или две русских литературы. Женева. 1978, с. 22.

67 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 134.

68 Так было записано в разрешении Иммиграционного отдела Департамента труда, по которому поэт въехал в США в 1925 году. - См. Катанян В. А. Цит. ист., с. 305.

69 Поэт утверждал: «нам критика из года в год нужна как человеку - кислород, как чистый воздух - комнате ».

70 См. Катанян В.А. Цит. соч., с.194.

71 Там же, с. 225.

72 См. Катанян В.А. Цит. соч., с. 315 и 319.

73 Там же, с. 460.

74 Там же, с. 272.

75 Там же, с. 359.

76 Там же, с. 353.

77 Там же, с. 359.

78 Там же, с. 416.

79 Там же, с. 217.

80 Там же, с. 321.

81 Там же, с. 464.

82 Там же, с. 195, 196-197.

83 См. Катанян В. А. Цит. соч., с. 439-440.

84 Там же, с. 360.

85 Там же, с. 451.

87 Новый мир, 1992, № 2, с. 197.

88 Там же, с. 192, 208-209.

89 Катанян В. А. Цит. ист., с. 248.

90 Цветаева М. Эпос и лирика современной России. // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1995, с. 386

91 Там же, с. 378.

93 Катанян В. А. Цит. ист., с. 502.

94 Брик Л. Из воспоминаний. // Дружба народов. 1989. № 3, с. 206.

95 «Он всегда стреляет на пределе - а, как известно артиллеристу, такая стрельба дает наименьше попаданий и тяжелее всего отзывается на орудии», - писал Л. Троцкий. - См. Троцкий Л. Современная литература. // Литература и революция. М., 1991, с. 120.

96 Катанян В. А. Цит. ист., с. 382.

97 Троцкий отмечал: «О себе Маяковский говорит на каждом шагу в первом и третьем лице, то индивидуально, то, растворяя себя в человеке. Чтобы поднять человека он возводит его в Маяковского». - См. Троцкий Л. Современная литература. // Литература и революция. М., 1991, с. 120.

98 Например, А. В. Луначарский, присутствуя при чтении «Мистерии-буфф» и оценивая эту пьесу достаточно высоко, называя ее первой советской пьесой, тем не менее выступает с критикой по поводу того, что в ней нет героя, нет отдельной личности.

99 Кстати, Маяковский в 1928 критиковал С. Эйзенштейна за актерское воплощение образа Ленина в фильме «Октябрь», хотя в целом они оба высоко ценили друг друга. Так, Маяковский с большим энтузиазмом относился к его картине «Броненосец «Потемкин»», смотрел ее не один раз и «везде, где заходила речь о ней, подпирал эту картину силой своего авторитета, что было на первых порах вовсе нелишним». А в 1928 г. на диспуте «Пути и политика Совкино» поэт назвал С. Эйзенштейна «нашей кинематографической гордостью». // Эйзенштейн С. Собр. соч. в 6 т. Т.1. М., 1964, с. 631.

100 Не случайно М. Цветаева считала явной несправедливостью присуждение Нобелевской премии известному писателю И. А. Бунину, считая, что более достойным кандидатом является А. М. Горький.

101 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 140.

102 «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние ». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, с. 34).

103 Кстати, самому Маяковскому больше всего нравилось, как его стихи читал такой великий мастер слова, как В. Н. Яхонтов.

104 Другой пример, когда уже другой великий актер МХАТ В. И. Качалов в своем письме к Маяковскому не только благодарил его за поэму «Хорошо!», но и поделился своим намерением читать его стихи: «Хочется сказать спасибо. Пусть это Вам все равно и даже наплевать, а я хочу как-нибудь свою радость и благодарность Вам выразить...Буду учить - уже начал работать - и буду читать хотя бы отрывки, если ничего не имеете против.». См. Катанян В. А. Цит. ист., с. 403.

105 А вот один интересный факт, отражающий это противоречие уже с другой стороны: как-то, узнав, что Мейерхольд собирается делать постановку «Отцы и дети», Маяковский выразил свое желание сыграть у него Базарова. Вот реакция Мейерхольда на это: «Я, конечно, не мог допустить его играть эту роль, потому что Маяковский как тип, слишком Маяковский, чтобы кто-нибудь поверил, что он Базаров». - См. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, ч. II, с. 361.

106 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 130.

107 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988.

108 Брик Л. Из воспоминаний. Дружба народов. 1989, № 3, с. 199.

109 Катанян В. А. Цит ист., с. 502.

110 М. Горький. Несвоевременные мысли. Париж. 1971, с. 173.

111 Цит. по Саакянц А. Владимир Маяковский и Марина Цветаева. - В мире Маяковского. // Сб. статей. Кн.2. М., 1984, с.193-194.

112 Козинцев Г. Замыслы, письма. // Собр. соч. в 5 т. Т. 5. Л., 1986.

113 Карцов Н. Вместо послесловия. // Дружба народов. 1989, № 3, с. 240.

114 Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969, с. 307.

115 Цветаева М. Эпос и лирика современной России. // Собр. соч. в 7-ми т. М., 1995. Т.5., с. 381

116 Катанян В. А. Цит. соч., с. 504.

Текст сочинения:

Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей криҭиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не уҭихаюҭ и по сей день: одни возвеличиваюҭ Маяковского, говоря о том, что он создал новый ҭип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес своеобразную свежую струю в литературу первой трети XX века; другие же заявляюҭ, что Маяковский был продажным лириком, служакой у руководителей Советского государства, и с большим сомнением называюҭ его поэзию поэзией. Тем не менее все сходятся в одном: личность Маяковского, его ҭвор-" чество, его стихи были неоднозначны и очень противоречивы. Для В. В. Маяковского, конечно, было необычайно важно его ҭворчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал. В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. В раннем ҭворчестве прослеживается тенденция близости к фуҭуристам, и задача поэзии для Маяковского в то время это создание новых форм, самоценность средств выражения, конструктивность восприятия мира и во многом эпатаж и игра, противопоставление себя окружающему миру. Уже расходясь с идейно-формальными установками фуҭуризма, чувствуя тесноту рамок одного направления для выражения своего таланта, Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира. Он бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать в то время; наиболее сильно это проявилось в стихотворении Нате!: Все вы на бабочку поэҭиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетиниҭ ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я бесценных слов транжир и мот. Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. В этот же период поэҭ пишет трагедию Владимир Маяковский, в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэҭ Маяковского фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. Маяковский проводиҭ мысль о том, что поэзия должна быть защиҭником обездоленных, угнетенных, а поэҭ рупором их страданий и мучений; поэҭ не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны. Эта же мысль присуҭствует и в поэме Облако в штанах; за поэтами должны идҭи кто? А за поэтами уличные ҭыщи: студенҭы, простиҭуҭки, подрядчики. Нам, здоровенным, с шагом саженьим, надо не слушать, а рвать их... Этот протест против мещанской, обывательской кульҭуры, мещанского быта, эта сила, буря, способная снести все на своем пуҭи, вот что такое, по мнению Маяковского, настоящая поэзия. Но в Облаке в штанах Владимир Владимирович выступает уже в иной роли, в роли предтечи революции: ...в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. А я у вас его предтеча; я где боль, везде... Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года. Октябрьские собыҭия в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность ҭворчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэҭ и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. В Оде революции он пишет: Тебе обывательское о, будь ҭы проклята трижды! и мое, поэтово о, четырежды славься, благословенная! Маяковский работает в Окнах РОСТа, пишет агиҭки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы. Поэҭ считает, что ҭворчество, создание стихов такой же ҭяжкий труд, как и работа у станка. В стихотворении Поэҭ рабочий Маяковский говориҭ о том, что Я тоже фабрика. А если без труб, то, может, мне без труб труднее. Но труд поэтов почтенный паче людей живых ловить, а не рыб. Огромный труд гореть над горном, железа шипящие класть в закал. Так аллегорический Маяковский заявляет, что он тоже пролетарий, но пролетарий духа. Труд мой любому труду родствен, пишет он в Разговоре с фининспектором о поэзии стихотворении, в котором и сам как бы излагает основные представления о себе, о своем ҭворчестве и о роли поэзии. В стихотворении видно противопоставление обыденного факта визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становиҭся все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением; поэҭ рассуждает о месте поэта в рабочем строю, приравнивает свой труд к промышленному производству, говориҭ о потерях, о тратах на материал, объясняет понятие рифмы, которое перерастает в своеобразную метафору поэҭического труда: Поэзия вся! езда в незнаемое.. Поэҭ пытается раскрыть тайну поэзии для самого себя и для других людей. В то же время читатель видиҭ постоянные переходы от высокопоэҭического, эмоционального языка к совершенно конкретному, деловому разговору. В стихотворении возникает своеобразный драматургический сюжет, в котором вполне представлена роль сценического парҭнера, хоть он и не говориҭ ни единого слова. Маяковский как бы подводиҭ итог своему ҭворчеству: А что, если я десяток пегасов загнал за последние 15 лет? А результат этого страшнейшая из аморҭизации аморҭизация сердца и души.... Маяковский приходиҭ к выводу, что труд поэта не оплатишь деньгами он оценивается другой мерой жизнью поэта, которой он оплачивает высокое и нелегкое право на бессмерҭие: Поэҭ всегда должник вееленной... Слово поэта ваше воскресение, ваше бессмерҭие, гражданин канцелярист. Через столетья в бумажной раме возьми строку и время верни! Тема бессмерҭия поэта и поэзии звучиҭ и в ранее написанном стихотворении Юбилейное, посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина; рассуждая о значении своей поэзии, он достаточно скромно заявляет, что После смерҭи нам стоять почти что рядом... И после этого дает характеристику своим современникам, сожалея, что Чересчур страна моя поэтами нища! И, говоря о живости слога и поэзии Пушкина даже в современное ему, Маяковскому, время, он пишет: Были б живы стали бы по Лефу соредактор. Я бы и агиҭки вам доверить мог. Раз бы показал: вот так-то, мол, и так-то... Вы б смогли у вас хороший слог. Однако наиболее важными в этом стихотворении являюҭся последние строки, которые, по моему мнению, отражаюҭ истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэҭу, и к Поэзии во всем его ҭворчестве: Ненавижу всяческую мерҭвечину! Обожаю всяческую жизнь! Но наиболее ярким выражением отношения Маяковского к роли поэта и поэзии явилось вступление в поэму Во весь голос одно из самых последних произведений поэта. Вступление представляет собой обращение к потомкам, а также является своеобразным подведением итогов ҭворчества поэта, его жизни, попыҭкой взглянуть на себя со стороны. В этой автохарактеристике есть вызов: Маяковский показывает, что задача поэта максимально, предельно обрублена: И мне агиҭпроп и мне бы строчить в зубах навяз, доходней оно романсы на вас Ноя себя и прелестней. смирял, становясь на горло собственной песне. Поэҭ говориҭ о том, что столь грубо изменила задачу литературы революция; но здесь поэзия баба капризная, от которой Маяковский отделяет себя, отделяет от лирических водоизлияний молодых поэтов; он выступает в роли агитатора, горлана-главаря, уҭверждая свое достоинство в будущем и надеясь на понимание потомков. В стихотворении есть некоторая перекличка с Памятниками Пушкина и Державина: Мой стих дойдет через хребҭы веков и через головы Мой стих поэтов и правительств... трудом громаду лет прорвет и явиҭся весомо, грубо, зримо... Маяковский как бы проводиҭ парад своих стихов они...стоят свинцово-ҭяжело, готовые и к смерҭи и к бессмерҭной славе. Поэҭ не исключает и забвения (умри, мой стих...), но надеется, что потомки сами определят его место среди поэтов, для него же критерий истины честность. В стихотворении звучиҭ и мотив памятника: пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Для Маяковского судья в будущем планеты пролетарий, и именно ему автор отдает все свое наследие, до самого последнего листка. Поэҭ привлекает внимание читателя различными интонационно-синтаксическими средствами: в стихотворении есть и деловая речь, и страстная проповедь, и исповедь, и сниженная до просторечий (кто их, к черҭу, разберет!) полемика; тональность иногда меняется даже в одной строке. Заключение поэмы это отражение пафоса времени и представлений поэта, пафос его личности. Маяковский надеется на объективную оценку своих ҭворений потомками с точки зрения нравственной и эстетической значимости. Б. Пастернак назвал Вступление... предсмерҭным и бессмерҭным документом. Он был прав; без этой заключительной поэмы Маяковский для нас, потомков, возможно, остался бы слишком простым, и возможно, что без нее мы не смогли бы разрешить многих загадок личности этого, без сомнения, великого поэта, а также его отношения к жизни и к поэзии.

Права на сочинение "Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Символический образ поэта с замкнутым ртом у Маяковского трагичен и многозначен. Власть, превращая литературу в идеологическое оружие, в средство воздействия на массовое сознание, одурманивая его, не только пускала в ход запреты и страх, но и эксплуатировала веру, убеждения, готовность беззаветно служить революции, которые выразил Маяковский в своём стихотворении. Он имел в виду высший долг совести, года «голосует сердце» и поэт пишет «по мандату долга». Но эпоха повернулась так, что стихотворение стало звучать как гимн несвободе, оправдание отказа от «творческой воли, тайной свободы» (А. Блок), его можно истолковать как недобровольное требование цензуры, идеологического контроля. Блок в последнем своем стихотворении говорит, что только пушкинская идея «тайной свободы» может спасти поэзию, оказавшуюся поле революции новой и тяжелой ситуации: * Пушкин! Тайную свободу * Пели мы вослед тебе! * Дай нам руку в непогоду, * Помоги в немой борьбе! Маяковский, утверждая новую роль нового поэта в новом обществе, считает необходимым для пользы дела революции отказаться от этой свободы. Но Маяковский, истинный, большой поэт, не мог существовать без творческой свободы, он не смог бы и не когда не стал бы выполнять заданий идеологического Госплана. Он издевался над такого рода руководством литературы: * Лицом к деревне * заданье дано, - * за гусли, * поэты - други! * Поймите ж - * лицо у мня * одно - * оно лицо, а не флюгер. От поэта - приспособленца, поэта флюгера ничего, кроме халтуры, нельзя ждать. Маяковский с уничтожающей иронией писал, что «управление» литературой приведёт в конечном счете к ликвидации, упразднению поэзии: * В садах коммуны вспомнят о барде, - * Какие * птицы * зальются им? * Что, * будет * с веток * товарищ Вардин * рассвистывать * свои резолюции? Трагическая суть противоречий Маяковского в том, что он призна классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за «веление божие». Вот что подталкивало руку поэта, когда «лира его издавала неверный звук». Зловещий символ - поэт с замком на губах - и выразил то глубинное противоречие в душе и творчестве Маяковского, которое привело его к гибели. Во вступлении в поэму «Во весь голос», где Маяковский с гордым вызовом заявил: * Я, ассенизатор * и водовоз, * революцией * мобилизованный и призванный, * прозвучали трагические строки: * И мне агитпроп * в зубах навяз, * и мне бы * строчить * романсы на вас - * доходней оно и прелестней. * Но я * себя * смирял, * становясь * на горло * собственной песне. Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Маяковский… кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил…» Система отторгала о себя всё то, что ей противоречило, ей были чужды и враждебны яркие индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная правда. Этот конфликт с системой порой воспринимался как разрыв с эпохой. Есенину казалось, что он отстаёт от времени: * Какого ж я рожна * Орал в стихах, что я с народом дружен? * Моя поэзия здесь больше не нужна, * Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Маяковскому тоже стало казаться, что он идет не в ногу со временем. Стихотворение «Домой» заканчивалось горькими строками: * Я хочу быть понят моей страной, * а не буду понят - * что ж?! * По родной стране * пройду * стороной, * как проходит * косой дождь. В одном из стихотворений, написанных Мариной Цветаевой после смерти Маяковского, в стихотворении с горьким рефреном «Негоже Сережа! Негоже Володя!», она объединяет Маяковского с Есениным - для нее одинаков не только их уход из жизни, во многом общими считает она и причины такого ухода. Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал начиная с юности.»Мотив самоубийства, совершенно чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в творчестве Маяковского, - заметил Р.Якобсон в статье «О поколении, растратившем своих поэтов». - Он примеривает к себе варианты самоубийства… В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени». Вертеровский мотив смерти, самоубийства звучит у Маяковского как вечный, общечеловеческий. Здесь он свободный поэт, нет у него никакой агитационной, дидактической, рациональной цели, он не связан ни групповыми обязательствами, ни полемикой. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них он по-настоящему рассказывает «о времени и о себе». Внутренняя свобода, истинное вдохновение одушевляют стихи Маяковского о любви, о революции, о родине, о будущем, о поэзии. В этих стихах он большой поэт, «великолепный маяк», как сказал о нем Е.Замятин, в его творчестве слышен грозный и оглушительный гул мощного исторического потока, который «всегда - о великом».Ю. Тыньянов писал, что «Маяковский сродни Державину. Геологические сдвиги 18 века ближе к нам, чем спокойная эволюция 19 века». «Его митинговый, криковой стих» рассчитан на площадной резонанс (как стих Державина был построен с расчетом на резонанс дворцовых зал)». У Маяковского был такой мощный поэтический голос, потому что он с первых шагов в литературе ощущал себя выразителем чувств и дум многих: улицы, толпы, а после революции - массы. В поэме «Облако в штанах» он обращался ко всем страдающим людям, к человечеству: * …Вам я * душу вытащу, * растопчу, * чтоб большая! - * и окровавленную дам, как знамя. «Первый в мире поэт масс», - сказала о Маяковском Марина Цветаева. И предрекла его поэзии долгую жизнь: «Эта вакансия: первого в мире поэта масс - так скоро не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперёд». Такой мощности голос у Маяковского, что, не напрягая его, он обращается к вселенной, мирозданию: * Ты посмотри, какая в мире тишь! * Ночь обложила небо звёздной данью. * В такие вот часы встаёшь и говоришь * векам, истории и мирозданию… И этот поэт, говорящий от имени миллионов и обращающийся к миллионам, был органическим, естественным лириком. Даже поэмы его насквозь лиричны, по - существу, это развёрнутые лирические стихотворения. «Лирическая личность Маяковского грандиозна, и грандиозность становится господствующей чертой его стиля, - пишет Л. Гинзбург. - Гиперболы, контрасты, развёрнутые метафоры - естественное выражение огромной лирической личности». Фантастический, фантасмагорический образ Маяковского выражает реальное, но напряженное до предела чувство. «Чувства Маяковского не гипербола, - утверждает Цветаева. - Маяковский в области чувствований, конечно, Гулливер среди лилипутов, совершенно таких же, только очень маленьких».

Талантливейший поэт нашей эпохи. Этими словами тиран канонизировал фигура поэта, сделал его творчество хрестоматийной, обязательным для изучения и уничтожил многомерный образ человека, которая любила, страдала, искала своего пути в литературе и жизни. В. Маяковский с восторгом встретил Февральскую и Октябрьскую революции. И поэтому среди грозных событий перед ним открывались реальные возможности воплощения идей о создании ноного, свободного, совершенного мира. Он много пишет, его произведения печатаются, впечатления от многочисленных поездок по странам Европы и Америки вдохновляют Маяковского на па писания новых произведений.)

Поэт своим творчеством советские нормы жизни. Его стихи наполнены пафосом строительства светлого будущего и героических будней. Возвышенная тональность творчества вы ключає компромисс, сочувственное отношение к слабому и обиженной. Об"явивши себя поэтом революции, Маяковский поставил свой талант на службу власти.

В 30-е годы XX столетние В. Маяковский был очень популярным поэтом не только в Советском Союзе, но и в мире. Но его гордость, независимость раздражали власть. Начались репрессии украинских художников, а он призывает россиян изучать их» язык - «величавую и простую». Поэту запрещают выезд в Париж, где и нет его ждет Татьяна Яковлева, проваливается выставка «20 лет работы Маяковского». Сокрушительная критика пьесы «Баня», вмешательство властей в его личные дела - все это подрывало его уверенность в себе и доверие к власти.

Еще в ранних произведениях В. Маякомський поднимал тему самоубийства и рассматривал его не как смертный грех, а переживаниями и давлением властей, Владимир Маяковский 14 апреля 1930 году застрелился. Жизнь загнала поэта в тупик, откуда он не видел другого выхода. За время рождения футуризма следует считать 1910 год, когда вышел сборник «Садок Судей». Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты Бурлюк, Витой, Маяковский, Хлебников декларировали отказ от традиционной культуры («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности») и с презрением относились к законы хорошего вкуса. В манифесте программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, орфографии; новые ритмы, рифмы, размеры стиха, новые слова и новые темы , презрение к славе.

Маяковский вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебникову, В. Каменским и А. Крученым составляли наиболее влиятельную в этом направлении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Футуристы вынесли искусство на улице, в народ, их слово было создано на декламацию вслух. Искусство должно пробуждать чувства. Так созданы ранние стихи В. Маяковского: «Послушайте», «А вы смогли бы?», «Нате», «Вам!» и т.д. Эти стихи, как правило, уже в названии имеют обращения.

Тематика поэзии футуристов часто предметом поэзии выбирала город, внешний мир и образ «я», противопоставлен ему. Именно такие стихи писал и В. Маяковский («Кое-что о петербурге», «Я», «Уличное» и другие. Необычной была и графика стихотворения (различные формы: круг, треугольник, бабочка и т.п.), необычные образы (чаще всего город-великан, улицы и дома оживленные через метафоры: «Ходьбой усталые трамвай скрестили блещущие копья», «...сырой погонщики гнал встала Невы двугорбого верблюда» и другие). Футуристы тщательно работали над звукописью, рифмой, использовали анаграммы. Образы зачастую имели экспрессивный характер, запоминались. Такие особенности присущие ранним стихам Маяковского «Из улицы в улицу», «Ночь», «От усталости».

Антиестетизм - отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности - свойственный Маяковскому и другим футуристам. В современном поэту обществе, по его мнению, единство материального и творческого, духовно нарушена. Идеальном нет места, а потому так много отталкивающее материального в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.д. Поэтому лирический герой Маяковского одинок, потому что он - носитель гармонии, которой нет вокруг («Ничего не понимают», «Надоело!» и другие). А через это мир этот заслуживает разрушения. Именно такой и есть цель искусства, по мнению Маяковского-футуриста.

Футуризм поэта не ограничен пишет работой над формой. Он включает и антивоенные настроения (что не было, скажем, итальянским футуристам), и атеизм, интернационализм, революционность. Лозунгом Маяковского стало: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».

Сохрани - » Трагическая судьба писателя Владимира Маяковского . Появился готов произведение.