Что изучает хронология. Значение слова хронология


Далеко за орбитой Плутона находится небесное тело, которое немного меньше, немного холоднее и немного плотнее его самого - карликовая планета Эрида. В греческой мифологии Эрида — богиня раздора, и кажется, что нет более подходящего названия для тела в Солнечной системе. Когда астроном Майк Браун и его команда из Калифорнийского технологического института открыли Эриду в 2005 году, их находка вызвала цепную реакцию, которая изменила планетарный статус Плутона. Эрида, без сомнения, — удивительная карликовая планета, заслуживающая внимания. Вот 10 фактов, которые вы захотите знать об Эриде.

Если вы интересуетесь наукой и космосом в частности, то наверняка вас не удивит тот факт, что день на Эриде длиться немного дольше земного — 25,9 часов. Это значит, что планета делает полный оборот вокруг собственной оси чуть дольше чем Земля и сильно отличается от Венеры, сутки на которой длятся 5832 часа. А эриданский год намного длиннее, чем мы привыкли. Карликовая планета, завершающая планетарный ряд Солнечной системы, делает полный оборот вокруг солнца за 557 земных года. Но еще более удивительно то, что орбита Эриде не находится в относительной плоскости орбит большинства других планет. Орбита планеты наклонена под углом 44 градуса.

Когда-то считалось, что Эрида больше, чем Плутон

После открытия Эриды лучшие из доступных тогда измерительных приборов показали, что планета немного больше, чем Плутон, имея радиус 1161 км. Но после первой космической разведки в 2015 году рейтинг Плутона как девятого по величине планетарного объекта, вращающегося вокруг Солнца, был восстановлен. Теперь доподлинно известно, что он имеет радиус 1184,5 км. Для сравнения, радиус Луны составляет 1736,5 км. Ганимед, Каллисто, Ио и Европа (самые большие спутники Юпитера), Титан (самая большая луна Сатурна) и Тритон (самая большая луна Нептуна) также больше, чем Плутон. С другой стороны, Эрис на 34 процента плотнее Плутона.

Открытие Эриды зародило огромные споры по поводу определения слова «планета»

Когда команда Брауна обнаружила Эриду, ей предрекли судьбу либо 10-й планеты Солнечной системы, либо большой проблемы для ученых, которые любят красиво упорядоченные небесные объекты. Открытие Эриды произошло как раз вслед за открытиями Седны и Куаоар, находящихся за орбитой Нептуна. Астрономы всерьез рассматривали возможность увеличения количества планет в Солнечной системе. Ведь если обнаружили эти три планеты, кто знает, сколько похожих объектов размером с Плутон еще найдется? В итоге Международный астрономический союз дал определение планеты, как небесного тела, которое достигло гидростатического равновесия, вращается вокруг солнца и гравитационно доминирует на его орбите. И дискуссии еще продолжаются.

У нее своя Луна

Вокруг Эриды кружится небольшое космическое тело, которое можно считать местной луной. Ее назвали Dysnomia, в честь одной из дочерей Эриды, присутствующей в греческой мифологии. Это имя переводится как «анархия», и она совершает полный оборот вокруг Эриды за 16 дней.

Изначально Эриду назвали Зена

Самое первое рабочее название карликовой планеты было 2003 UB313 (временное обозначение Международного астрономического союза). Но Браун и его группа астрономов дали ей имя Зена, в честь принцессы-воительницы из мифов Древней Греции. «Мы всегда хотели назвать что-нибудь Зеной», — сказал Браун в интервью Нью-Йорк Таймс в 2005 году. У Dysnomia было наименование Габриэль, которая была напарником Зены.

Ее поверхность схожа с Плутоном

Основным способом анализа состава поверхности небесного тела является спектроскопия, которая оценивает, сколько света возвращается к вам в зависимости от длины волны. Некоторые материалы имеют характерные особенности поглощения света на определенных частотах, поэтому на них и возвращается меньше света.

«У Эриды очень, очень сильные полосы поглощения льда метаном, — рассказывает Уилл Гранди, ученый в обсерватории Лоуэлла и член команды New Horizons. — Они намного сильнее тех, что на Плутоне, и, так как мы наблюдали огромное количество метана на Плутоне, мы думаем, что его еще больше на Эриде». Подразумевается, что Эрида — нечто большее, чем мертвый ледяной объект на окраине Солнечной системы, потому что метан очень быстро разлагается в космической среде, затемняя и образуя более тяжелые углеводороды. «Тот факт, что Эрида яркая и покрыта метановым льдом, говорит о том, что планета освежает свою поверхность относительно быстро, используя для этого огромное количество способов. Один из них, как раз, подразумевает периодическое сублимирование метана под атмосферой с последующей конденсацией в случайном месте», — говорит Гранди.

Данные с Плутона расширяют наши знания и об Эриде

Данные с Плутона, получаемые с космического корабля «Новые горизонты», дают ученым новые представления о процессах, которые могут работать и на Эриде.

Многие процессы, которые мы изучаем на Плутоне, возможно, происходят и на Эриде. Но, как считают специалисты, узнать это наверняка мы сможем, только тщательно изучив ее поверхность. Тем более что природа гораздо умнее ученых, придумывая новые вещи с одними и теми же ингредиентами.

Окрестности Эриды — потенциальная золотая жила информации

В сравнительной планетологии ученые используют одни планеты для понимания других планет. Изучая Венеру, похожую на Землю по размеру, массе и основному составу, ученые могут лучше понять, как наша планета функционирует и развивается. Объекты в небесных окрестностях Эриды работают так же.

«Пояс Койпера» — регион, богатый скалистыми и ледяными объектами за пределами орбиты Нептуна. Это невероятно богатая среда для сравнительной планетологии, потому что там огромное количество схожих крошечных планет, — говорит Гранди. — Конечно, уйдет немало времени, чтобы обнаружить их всех, не говоря уже о том, чтобы исследовать». Данные New Horizons с Плутона помогают ученым экстраполировать модели, чтобы раскрывать секреты Эриды.

Геологи тоже могут многое узнать

«Если вы изучаете поверхности объектов на основе экстраполяции, то пояс Койпера станет настоящим кладезем знаний. Суммарно он имеет большую площадь поверхности, чем все планеты Солнечной системы вместе взятые. Даже если вы приплюсуете площадь дна мирового океана на Земле», — объясняет Гранди роль геологии в исследованиях.

Если вы неравнодушны к геологии и особенно любите экзотические, криогенные температуры — Эрида идеальное место, чтобы начать испытания.

Космическую миссию на Эриду придется немного подождать

Корабль «Новые горизонты» — один из самых быстрых космических аппаратов, когда либо построенных человеком. Но, несмотря на это, даже ему потребовалось 9 лет, чтобы добраться до Плутона. В настоящее время Эрида в три раза дальше от Солнца, чем Плутон (хотя из-за высокой эллиптической орбиты это число меняется). Поэтому, если космическое сообщество когда-либо и решится на миссию, не надейтесь узнать, чем она закончится. Специалисты объясняют, что нужны десятилетия, чтобы провернуть подобный полет. А если вы захотите узнать о результатах экспедиции, то должны либо прожить больше ста лет, либо быть еще ребенком на момент начала операции.

Возможная будущая миссия на пояс Койпера может быть частью полета на Нептун или Уран, после чего космический корабль будет продолжать свои исследования в этом районе. Пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сфотографировать поверхность Эриды, с телескопа на Земле или с космического корабля. Поэтому в наш век Эриде, видимо, так и суждено остаться загадочной карликовой планетой.

Мир, окружающий нас, имеет четыре измерения. Три пространственных координаты (длина, ширина, высота) определяют линейные размеры предметов, рельефа, территории. Четвёртое измерение – время – определяет длительность события (начало, окончание и т.д.) и последовательность событий относительно друг друга.

Время – это мера измерения длительности вложенных колебательных процессов, один из которых принят за эталон. Субъективное восприятие времени разное: скучное времяпровождение длится долго, а при занятии интересным делом время летит быстро. Объективно время измеряется относительно выбранного эталона.

Для измерения малых и больших промежутков времени пользуются естественными эталонами, которые связаны с астрономическими явлениями. Малые промежутки времени – сутки, час, минута, секунда – связаны с вращением Земли вокруг своей оси, а большие – с обращением Земли вокруг Солнца. В основе больших промежутков времени лежит тропический год – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия. Из астрономических наблюдений установлено, что тропический год равняется 365 дням 5 часам 48 минутам 46 секундам. Продолжительность его не остается постоянной, но ее изменение весьма незначительно: за несколько тысячелетий всего лишь па единицы секунд.

Непостоянна и скорость движения Земли по орбите. Одну половину своего пути, с 21 марта по 23 сентября (летнее «полугодие»), Земля проходит за 186, а вторую, с 23 сентября по 21 марта (зимнее «полугодие»), за 179 дней. Движение Земли вокруг Солнца повторяется ежегодно, его следствием является смена времен года. В северном полушарии астрономическое лето наступает 21-22 июня – в день летнего солнцестояния, в это время продолжительность дня самая большая в году. Астрономическая зима наступает 22-23 декабря – продолжительность дня в это время самая меньшая. В южном полушарии – наоборот: 21-22 июня наступает астрономическая зима, а 22-23 декабря наступает астрономическое лето.

В качестве эталона времени с 1972 года принята 1 секунда СИ (СИ – международная система единиц физических величин) равная 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133. Этот эталон равен секунде, которая определялась на основе периода вращения Земли вокруг своей оси и периода обращения Земли вокруг Солнца. Первоначально секунда была принята за интервал времени, равный 1/86400 = 1/(24×60×60) средних солнечных суток. Сутки делятся на 24 часа, каждый час – на 60 минут, а каждая минута – на 60 секунд.

Солнечные сутки – промежуток времени, за который небесное тело (Земля) совершает 1 поворот вокруг своей оси относительно центра Солнца. Вращение Земли вокруг своей оси определяет один из главных колебательных процессов – смену дня и ночи (рисунок 1). У этого колебательного процесса есть период – промежуток времени между двумя одноимёнными положениями центра Солнца в данной точке Земли (или иного небесного тела).

Пользоваться этой единицей времени неудобно по двум причинам. Видимое движение Солнца происходит не по небесному экватору, а по эклиптике, наклоненной к нему на 23°27′. Это движение неравномерно, так как орбита Земли имеет эллиптическую форму, из-за чего скорость её движения в разное время года неодинакова. Из-за эллиптичности земной орбиты линейная скорость движения и угловая скорость вращения Земли вокруг Солнца изменяется в течение года. Медленнее всего Земля движется по орбите, находясь в афелии – самой удалённой от Солнца точке орбиты, быстрее всего – находясь в перигелии (4 января). Наклон оси Земли приводит к движению Солнца по небесной сфере вверх и вниз от экватора в течение года. Прямое восхождение Солнца вблизи равноденствий изменяется медленнее (так как Солнце движется под углом к экватору), чем во время солнцестояний, когда оно движется параллельно экватору. [Хажеев Р .С . Истинная механика движения Земли вокруг Солнца и формула истинных солнечных суток ] . Поэтому продолжительность истинных солнечных суток ото дня ко дню несколько меняется. Самые короткие солнечные сутки наблюдаются 26-27 марта и 12-13 сентября, самые длинные – 18-19 июня и 20-21 декабря. Разница между длительностью истинных солнечных суток может в течение года составлять ±15 минут.

Изменения продолжительности истинных солнечных суток в повседневной жизни обычно не замечают. Для этого используют средние солнечные сутки, привязанные к среднему Солнцу – условной точке, движущейся равномерно по небесному экватору (а не по эклиптике, как реальное Солнце) и совпадающей с центром Солнца в момент весеннего равноденствия. Период обращения среднего Солнца по небесной сфере равен тропическому году.

Средние солнечные сутки не подвержены периодическим изменениям, их длительность монотонно изменяется в связи с изменением периода осевого вращения Земли и с изменением длительности тропического года. Длительность средних солнечных суток увеличивается примерно на 0,0017 секунды в столетие и в начале 2000 года была равна 86 400,002 секунды СИ. Следует отметить, что здесь в качестве единицы измерения указана именно секунда СИ, определённая с использованием внутриатомного периодического процесса, а не средняя солнечная секунда, которая по определению равна 1/86 400 части средних солнечных суток.

В течение суток для измерения времени использую часы (): солнечные, песочные, водяные, огненные, механические, кварцевые и другие. История развития часов – средств для измерения времени – одна из самых интересных страниц в истории техники, повествующая о повышении точности измерения времени. Есть несколько вопросов в этой истории на которые отвечают по разному.

Рисунок 2 – Виды часов

Почему в сутках 24 часа, а в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд? Считается, что деление часа на 60 минут связано с вавилонской системой счисления, в основе которой было не 10, а 60. Хотя в одной минуте 60 секунд, в одной секунде 1000 миллисекунд, 1 000 000 микросекунд, 1 000 000 000 наносекунд.

Основой измерения больших промежутков времени (век, тысячелетие) является год, разделённый на 12 месяцев, 4 квартала, 365 дней или 366 дней в високосном году. Различное деление года на составляющие привело к появлению календарей: вавилонского, григорианского, древнеславянского, зодиакального, иранского, исламского, китайского, православного, римского, французского республиканского, юлианского и других.

Римский календарь вначале был одним из наименее точных. Сначала он имел 304 дня и включал 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер – «десятый» месяц), зимой счёт времени не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц – мерцедоний – вставляли понтифики по своему усмотрению. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. С 1 января 45 года до н.э. был установлен юлианский год в 365 дней с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний. А поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus – отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». В честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. При обнаружении ошибки в 9 году до н.э. императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н.э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).

В IV-VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря. Таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным. Реформу календаря провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские – в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия – с 1700 года, Англия – c 1752 года, Швеция – c 1753 года. Православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария – с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния – с 1919 года, Греция – с 1924 года.

Для того, чтобы провести измерение, необходимо два условия: необходима единица измерения и точка отсчёта. Единицей измерения больших промежутков времени является год или, как его называли в старину, лето (поэтому 10 лет, 12 лет, летопись). Измерение или датировка событий может быть относительной или абсолютной. Взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В. При этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Абсолютное датирование событий предполагает наличие единой точки отсчёта – события, важного для всех.

Сейчас отсчёт лет ведётся от Рождества Христова, положенного в начало нашей эры. В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана. Однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», монах решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 год ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую.

Известны различные точки отсчёта дат – события некоторые уже забыты, некоторые памятны. Ниже приведены некоторые из них:

  • 1 сентября 5509 года до н.э. – византийская эра от «сотворения мира»;
  • 1 марта 5508 года до н.э. – древнерусская эра от «сотворения мира»;
  • 5504 год до н.э. – болгарская эра от «сотворения мира»;
  • 25 марта 5493 года до н.э. – александрийская эра от «сотворения мира»;
  • 1 января 4713 года до н.э. – эра Скалигера, начало отсчёта юлианских дней;
  • 7 октября 3761 года до н.э. – еврейская эра от «сотворения мира»;
  • 11 августа 2497 года до н.э. – основная армянская эра;
  • 2397 год до н.э. – китайская циклическая эра;
  • 21 апреля 753 года до н.э. – эра от основания Рима;
  • 11 марта 545 года до н.э. – буддийская эра;
  • 37 год до н.э. – испанская эра;
  • 1 января 1 года – христианская эра от Рождества Христова;
  • 16 июля 622 года – эра Хиджры (мусульманская);
  • 22 сентября 1792 года – эра Республики (французская революционная).

Основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер (1540-1609), который ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в 4713 году до н.э., что позволило перевести имеющиеся даты в одну систему. Он первым начал астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат. Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавиус (1583-1652) вычислили основные даты, которые позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавиус в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.

Не все согласны с хронологией Скалигера. Профессор Саламанкского университета Де Арсилла в XVI веке доказывал, что вся древняя история сочинена в Средние века. Исаак Ньютон (1643-1727) опубликовал большой труд «Исправленная хронология древних царств». По мнению французского учёного Жана Гардуэна (1646-1729) большинство «памятников античности» изготовлены существенно позже или является подделками. Петр Никифорович Крекшин (1684-1763), личный секретарь Петра I, в своей книге подверг критике принятую сегодня версию римской истории. Роберт Балдауф, немецкий филолог второй половины XIX-начала XX века, приват-доцент Базельского университета, сделал вывод, что памятники «античной» литературы созданы в Средние века. Эдвин Джонсон (1842-1901), английский историк XIX века, подверг скалигеровскую хронологию серьезной критике, доказывал, что ее нужно существенно укоротить. Н.А. Морозов (1854-1946), выдающийся русский ученый, предложил идеи нескольких новых естественно-научных методов анализа хронологии. Фактически был первым, кто превратил хронологию в науку. Немецкий учёный Вильгельм Каммайер (конец XIX века-1959) разработал методику определения подлинности старинных официальных документов и обнаружил, что почти все античные и раннесредневековые западноевропейские документы на самом деле являются позднейшими подделками или копиями. Иммануил Великовский (1895-1979) написал ряд книг на тему древней истории, где отметил некоторые противоречия и странности. Сделал попытку объяснить их с помощью «теории катастрофизма». В 1975-1979 годах А.Т. Фоменко и В.Г. Носовский выявили с помощью математических методов глобальную картину хронологических передатировок в версии Скалигера, в частности, обнаружили три сдвига в хронологической версии Скалигера – примерно на 333 года, 1053 года и 1800 лет.

Хронология (от греч. χρόνος – время; λόγος – учение) – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, последовательность исторических событий во времени, перечень событий в их временной последовательности, длительность исторических процессов.

Некоторые определения и понятия, связанные со временем

Момент события – положение события во времени, аналогичное положению геометрической точки на прямой.

Интервал (промежуток) времени – время, истекшее между двумя событиями.

Начальный момент – условное начало отсчёта времени.

Шкала времени – непрерывная последовательность интервалов времени определённой длительности, отсчитываемая от начального момента.

Эпоха – числовое выражение момента события, указанное в какой-либо шкале времени.

Дата особая форма записи эпохи, отличающаяся тем, что отсчёт лет, месяцев и суток указывается не с нуля, а с единицы.

Обычно различают:

  • астрономическую хронологию , которая изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время, что позволяет согласовать астрономические и исторические события;
  • геохронологию , проводящую разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи), расположенные в определённой последовательности;
  • историческую хронологию , изучающую системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающую устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Главным инструментом хронологии как науки являются методы датировки:

  • физические (радиоуглеродный анализ, методы: термолюминесцентный, калий-аргоновый, палеомагнитный);
  • химические (гидратация стекла);
  • геологические (стратиграфия);
  • биологические (дендрохронология, палинология);
  • лингвистические (глоттохронология).

После XV века датировка событий упрощается – появляются документы, записи, в более позднее время – газеты, журналы.

Летосчисление в истории играет важную роль, позволяя узнать, в какой период времени происходили значимые события. История без дат – это как математика без цифр.

Одним из основных результатов исторической хронологии является хронологическая таблица, устанавливающая последовательность зафиксированных событий или событий, отобранных по некоторому признаку. Для истории Донецкой области хронологическая таблица приведена в . Все приведенные даты запоминать не следует, можно выполнить анализ и определить несколько основных периодов в истории Донецкой области:

  • до XVI века – история Дикого поля;
  • XVII-середина XIX века – начало заселения Донецкого края;
  • середина XIX-начало XX века – создание индустрии Донбасса;
  • начало-середина XX века – восстановление, индустриализация и первые пятилетки СССР;
  • 1941-1943 годы – оккупация во время Великой Отечественной войны;
  • 1943-1953 годы – восстановление городов Донбасса;
  • середина-окончание XX века – создание новой индустрии Донбасса;
  • август 1991 года – развал СССР;
  • окончание XX-начало XXI века – восстановление промышленности Донбасса в составе Украины;
  • апрель 2014 года – начало истории Донецкой Народной Республики.

Вначале следует обратить внимание на события, зафиксированные в хронологической таблице:

  • в начальный период заселения – это краткие немногочисленные сообщения о возникновении поселений, городов;
  • в период создания индустрии – это сообщения о начале работы заводов, шахт, постройке железных дорог, порта, школ;
  • в период Гражданской войны – краткие сообщения о военных действиях;
  • в период индустриализации и первых пятилеток – начинается работа техникумов, институтов, происходит переименование городов, на заводах пускаются в эксплуатацию новые металлургические агрегаты, появляются музеи, театры, начинает работу радиостанция, трамвай, троллейбус, телефонная станция, водопровод.
  • трижды Донбасс переживает тяжёлые годы восстановления промышленности, спад производства не продолжается долго;
  • создание новой индустрии Донбасса связано с новыми технологиями, новыми производствами, по отношению к промышленности Донецкой области часто встречаются слова «первый», «впервые» и это не случайно – этому способствуют возможности региона и уровень знаний специалистов предприятий.

В кратких сообщениях трудно увидеть картину реальной действительности. Пропадает из поля зрения тяжёлый труд шахтёров и металлургов на первых заводах, условия жизни в рабочих посёлках, репрессии 30-х годов, героизм в годы Великой Отечественной войны, труд женщин-шахтёров при восстановлении шахт Донбасса после войны, радость трудовых побед и упорный труд. Многое то, что привело к облику современного города Донецка – города «миллиона роз», города шахтёров и металлургов, машиностроителей и химиков, студентов и учёных, строителей и просто жителей. Об этом и о многом другом, что связано с пониманием истории Донецкого края будет поведано в последующих уроках.

Историческая (техническая) хронология - специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Старая хронология (рассказывает историк Павел Кузенков)

    ✪ Муравьёв Алексей - Хронология древнего мира

    ✪ Герман Стерлигов - Библейская хронология. Альтернативная точка зрения

    ✪ Свежие факты в пользу Новой Хронологии

    ✪ Новая хронология и вилообразный крест

    Субтитры

Астрономическая хронология

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками , так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики , поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки , то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила - «среднего солнца», движущегося равномерно по экватору; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).

Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года . Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний . Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет . Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366 д 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд длиннее.

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология

Календарь

Лунные и солнечные календари

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний » и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря , установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа , однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл

Некоторые календари

Хронография

Счёт лет. Становление исторической хронологии

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах - «архонты-эпонимы » и т. д. («эпонимический год» ). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям - так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории » Геродота , затрагивающей и более ранние события - образование Персидского царства; Фукидид , описывая Пелопоннесскую войну , упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида - то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский , по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров , афинских архонтов -эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида , в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории » - начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи . На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте , а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах , на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам - через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» - а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты - «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора , полководца Александра Македонского - 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов » вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды , в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» - списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон , который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону - 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея » - список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана - 284 год , в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

Исчисление от рождества Христова

Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны - это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно [кем? ] [ ] , до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) - c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна - в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на папирусе, относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года. Очевидно имеется в виду год правления Сенусерта III, но может быть и его сына Аменемхета III. Во всяком случае дата этого события - около 1800 года, и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более гадательна.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата - 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см. китайский календарь); в Индии к вопросам хронологии и историографии относились гораздо более беззаботно. Поэтому ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век до н. э.) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма; в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.), время правления которых точно известно.

Некоторые эры

  • Группа византийских эр, которые, как принято указывать, начинаются:

Историческая (техническая) хронология - специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств, и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Астрономическая хронология

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками , так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 3 минуты 56 секунд больше звёздных суток . Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики , поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки , то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила - «среднего солнца», движущегося равномерно по эклиптике; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).

Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года . Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний . Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет . Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366 д 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд короче .

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология

Календарь

Лунные и солнечные календари

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний » и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря , установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа , однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл

В IV-VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы , выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонсо X , в следующем веке византийский учёный Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году , опираясь на проект математика и врача Алоизия Лилия . Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября , и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы , число сотен лет которых без остатка делятся на 4 ( , , 2400), а иные вековые годы будут считаться простыми ( , , , ). В результате был создан григорианский календарь , астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские - в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия - с 1700 года , Англия - c 1752 года , Швеция - c 1753 года ; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале XX века: Болгария с 1916 года , Россия с 1/14 февраля 1918 года , Сербия и Румыния - с 1919 года , Греция - с 1924 года .

Некоторые календари

Хронография

Счёт лет. Становление исторической хронологии

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах - «архонты-эпонимы » и т. д. («эпонимический год» ). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям - так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории » Геродота , затрагивающей и более ранние события - образование Персидского царства; Фукидид , описывая Пелопоннесскую войну , упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида - то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский , по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров , афинских архонтов -эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида , в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории » - начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи . На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте , а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах , на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам - через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» - а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты - «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора , полководца Александра Македонского - 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов » вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды , в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» - списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон , который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону - 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея » - список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без високосных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана - 284 год , в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

Исчисление от рождества Христова

Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Считается, что основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер ( -); он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в 4713 году до н. э., что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему; также он первым начал (точнее возобновил, ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат (например, он первым дал астрономическую датировку солнечного затмения 431 года до н. э., упоминаемого Фукидидом) . Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавий ( -) вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавий в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.

Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедиктинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман , автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).

Вопросы достоверности древней хронологии

Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана [ ] . Петавий - из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год [ ] ; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара ; это уравнение опять-таки приводит к 284 году [ ] .

Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны - это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно [кем? ] [ ] , до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) - c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна - в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на т. н. «Иллахунском папирусе», относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года во время правления Сенусерта III . Дата этого события - около 1800 года до н. э. , и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более неопределённа.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата - 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

Хронология (от греч. χρόνος - время и λόγος - учение) - наука об измерении времени, вспомогательная историческая дисциплина , которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды. Её цель - дать историку верные сведения о времени исторических событий или определить точные даты .

Сегодня мы знаем, что великий историк Древней Греции Геродот жил в 484-425 гг. до н. э., в 490 г. до н. э. были разбиты персидские войска при Марафоне, Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., 15 марта 44 г. до н. э. был убит Гай Юлий Цезарь, в I в. до н. э. творили Вергилий и Гораций. Как же устанавливается, когда именно происходили события, столь отдаленные от нас? Ведь даже дошедшие до нас исторические источники нередко не имеют даты. А от более удаленных эпох письменных источников не сохранилось.

Историческая хронология обладает различными методиками, позволяющими вполне достоверно установить дату исторического события. Основное условие установления достоверной даты источника - комплексный подход, т. е. использование данных палеографии, дипломатики, лингвистики, археологии и, безусловно, данных астрономической хронологии. Если при датировке исторического факта не учитывать все компоненты исследования - ошибка неизбежна. Это обусловливает трудности установления хронологии древней истории.

Для измерения времени использовались повторяющиеся в природе явления: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времен года. Первое из этих явлений определяет единицу времени - сутки; второе - синодический месяц, средняя продолжительность которого равна 29,5306 сут; третье - тропический год, равный 365,2422 сут. Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа солнечных суток, поэтому все эти три меры несоизмеримы. Попытка хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год приводили к тому, что в разные эпохи были созданы три типа календарей - лунные (в их основе лежала продолжительность синодического месяца), солнечные (основанные на продолжительности тропического года) и лунно-солнечные (сочетавшие оба периода). Они стали основой лунно-солнечного календаря.

В каждой стране в древности были свои способы летоисчисления и, как правило, отсутствовала единая эра, т. е. счет лет от определенного события. В государствах Древнего Востока год обозначался по выдающимся событиям: строительству храмов и каналов, военным победам. В других странах счет времени шел по годам правления царя. Но такие записи были не точны, так как отсутствовала последовательность фиксации событий истории страны в целом; иногда эти записи и вовсе прекращались вследствие военных или социальных конфликтов.

Но и эти древние записи соотнести с современной хронологией можно только в том случае, когда удается их связать с точно датируемым (чаще всего астрономическим) явлением. Наиболее достоверна хронология, проверяемая по солнечным затмениям. Так, например, на этой базе все события истории Передней Азии, начиная с 911 г. до н. э., датируются наиболее точно, ошибка, как правило, не превышает 2 лет.

Хронология Древнего Египта велась по записям правления фараонов, начиная с эпохи Раннего царства 21-28 вв. до н. э. Однако в этих записях, как и в царских списках Месопотамии, очень много неточностей, ошибки иногда достигают 300 и более лет. Египетский историк Манефон, живший в конце 4 в. до н. э., тщательно изучил и во многом уточнил списки фараонов Древнего Египта по материалам архивов фараонов, и его хронологией в мировой исторической науке пользуются до сих пор.

То же самое можно сказать и о хронологии Древнего Китая. В Китае, как в Египте, Греции и Риме, создавались специальные исторические труды, где обязательно давались хронологические сведения. Выдающийся историк Древнего Китая Сыма Цянъ написал «Исторические записки».

В своем труде большое внимание он уделил хронологии, дал хронологические рамки истории Древнего Китая - от легендарной даты сотворения мира до конца II в. до н. э. Однако он не указал источники и основания датировок событий, почему датировки и не могут быть признаны безусловно надежными.

Наиболее достоверные хронологические системы древности - счет лет в греческой и римской истории. В Греции существовала общегреческая система летоисчисления по Олимпиадам. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 г. Затем Игры последовательно проводились каждые четыре года. Связь датировки и событий греческой истории прослеживается и с датировкой правления архонтов - должностных лиц в Афинах (эти записки частично сохранились до наших дней).

Достоверность греческой хронологии можно считать доказанной при условии постоянного сопоставления данных разных исторических источников, результатов археологических раскопок, нумизматического материала. Так, например, благодаря методу сопоставительного анализа установлено, что Александр Македонский умер в 114-ю Олимпиаду, т. е. в 323 г. до н. э.; через год после его смерти скончался его учитель великий философ античности Аристотель (384-322 до н. э.).

Хронология Рима тоже имеет свою определенную точку отсчета. Римская эра начинается с 753 г. до н. э. - с легендарной даты основания Рима. Археологические раскопки недавнего времени подтвердили эту дату. Но еще в I в. до н. э. римский историк Марк Теренций Варрон применил метод сопоставительного анализа греческих датировок по архонтам и Олимпиадам с римскими датировками по консулам. Таким образом он вычислил год основания Рима, отнеся его к третьему году шестой Олимпиады (754-753 до н. э.).

В 46 г. до н. э. в Риме Юлий Цезарь принял солнечный календарь, разработанный александрийским астрономом Созигеном. В новом календаре три года подряд содержали 365 сут (простые годы), а каждый четвертый (високосный) - 366. Новый год начинался с 1 января. Продолжительность года составила 365 сут, 6 ч, т. е. была на 11 мин 14 с длиннее тропического. Этот календарь, получивший название юлианского, был признан обязательным для всех христиан на Никейском вселенском соборе в 325 г.

Новая попытка создания системы летоисчисления была предпринята только в IV в. н. э. Дионисий Ничтожный (он был прозван так за свой маленький рост) предложил начать новое летоисчисление от даты рождения Иисуса Христа, считая днем рождения Христа 25 декабря 753 г. от основания Рима.

Новая эра была далеко не сразу признана в мире. Долгое время отсчет здесь сосуществовал с отсчетом от «сотворения мира»: 5508 г. до н. э. - по датировке восточной христианской церкви. Мусульманская эра и сейчас начинается от даты путешествия Мухаммеда пророка из Мекки в Медину (622 н. э.) - по мусульманскому календарю ныне идет только XIV век.

Постепенно летоисчисление с начала нашей эры (от условной даты рождения Иисуса Христа) было принято большинством народов мира.

Но разница между тропическим и календарным годами постепенно увеличивалась (каждые 128 лет на 1 сут) и к концу VI в. составила 10 дней, в результате чего весеннее равноденствие стало приходиться не на 21 марта, а на 11. Это осложняло расчеты церковных праздников, и тогдашний глава католической церкви папа римский Григорий XIII провел в 1582 г. реформу юлианского календаря по проекту врача и математика Алоизио Лилио. Специальная папская булла предписывала после четверга 4 октября пропустить в счете 10 суток и следующий день считать пятницей 15 октября. Для того чтобы в будущем день равноденствия не перемещался, предписывалось из каждых четырехсот юлианских календарных лет исключать 3 дня, поэтому изменялась и система високоса. Из «вековых» годов високосными оставались те, у которых первые две цифры делились на 4 без остатка - 1600, 2000, 2400 и т. д. Григорианский календарь точнее юлианского; разница в одни сутки набегает в нем за 3280 лет. В течение XVI-XVIII вв. он был принят в большинстве европейских стран.

Календарь древних славян был лунно-солнечный; счет дней в нем в пределах месяцев начинался от новолуния. Два года имели по 354 дня (12 лунных месяцев по 29 и 30 дней), а третий год - 384 дня (354 + 30). Начало года приходилось на весеннее новолуние (около 1 марта). Названия месяцев были связаны со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами: травень (когда прорастала первая весенняя трава), серпень (время жатвы), листопад, студень и т. д. С введением христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира» («сотворение мира» церковь, согласно византийской традиции, приурочила к 5508 г. до Рождества Христова). Новый год (с 1492 г.) начинался 1 сентября. Такая система счисления времени продержалась до конца 17 в., когда Петр I провел реформу календаря. Он перенес начало года на 1 января и ввел эру от Рождества Христова. Сейчас она принята в исторической науке и называется новой эрой (н. э.).

Введение общепринятой эры и январского начала года облегчало для России торговые, научные и культурные связи. Однако сохранялся юлианский календарь, и уже в XIX в. Россия почувствовала серьезные неудобства из-за календарной изолированности. В частном порядке григорианский календарь употреблялся в министерствах иностранных дел, финансов, путей сообщения, внутренних дел, на коммерческом и военном флоте, а также на астрономических метеорологических службах. Против григорианского календаря выступали правительство и православная церковь, так как ее каноны и учет хронологических циклов были связаны с юлианским календарем.

Реформа календаря была проведена после Октябрьской революции 1917 г. Декрет Совнаркома определил, что после 31 января 1918 г. следует считать не 1 февраля, а 14 февраля. Теперь у нас Новый год отмечается два раза: 1 января по новому стилю и 13 января по старому стилю.

Развитие хронологии продолжается на основе системного использования достижений археологических, палеографических, лингвистических и других методов исследования, что в конечном итоге позволит уточнить до сих пор спорные датировки истории многих стран.

Редукция дат

  • 1. Перевод дат византийской эры.
    • а) Даты сентябрьского года. Если событие приходится на месяцы с января по август, следует вычитать 5508 лет; если событие приходится на месяцы с сентября по декабрь, следует вычитать 5509 лет.
    • б) Даты мартовского года. Если событие приходится на месяцы с марта по декабрь, следует вычитать 5508 лет, а если на январь и февраль - вычитать 5507 лет.
  • 2. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский.
    • а) Даты переводятся прибавлением к числу месяца:
      • 10 дней для XVI в. (с 1582 г.) - XVII в.,
      • 11 дней для XVIII в. (с 1 марта 1770 г.),
      • 12 дней для XIX в. (с 1 марта 1800 г.),
      • 13 дней для XX в. (с 1 марта 1900 г.) - XXI в.,
      • 14 дней для XXII в. (с 1 марта 2100 г.).
    • б) В XXI в. разница между юлианским и григорианским календарями составит 13 дней, как и в 20 в., так как 2000 г., которым заканчивается XX в., будет високосным и по юлианскому и григорианскому календарю. Разница увеличится только в XXII в.
    • в) Изменяется число дней при переводе дат с юлианского на григорианский календарь за счет дополнительного дня, которым оканчивается февраль високосного года (29 февраля), поэтому разница увеличивается с 1 марта.
    • г) Века заканчиваются годами с двумя нулями на конце, и следующий век начинается с 1-го года - 1601, 1701, 1801, 1901, 2001 (3-е тысячелетие) и т. д.