Что нужно знать о дронах, которые будут доставлять вам пиццу и посылки . Важный Контрольный Список для Предполётной Подготовки

Наступившее будущее: вы заказываете пару пицц для себя и друзей в городской парк, их доставляет дрон. Ожидание: квадрокоптер прилетает прямо к вашей лужайке и зависает на удобной высоте - протяните руки, возьмите пиццу. Реальность: выглядит не так просто, хотя дроны подвинут людей-курьеров в ближайшие семь лет, эти прогнозы дают эксперты и подтверждают успешные испытания коптеров. Так, например, сотрудники университета Иннополис в Казани протестировали квадрокоптер для дальней доставки почтового груза: дрон пролетел за час 38 км и вернулся обратно. ТАСС - о том, на каком уровне развития находятся сейчас эти технологии и когда доставка еды и документов с помощью коптеров станет привычной.

Дрон-курьер и его команда

"Недавно наш квадрокоптер доставил пакет с письмами и документами на крышу высотного дома в Подмосковье . Дрон сел на заранее подготовленную станцию - она мобильная и небольшая: метр двадцать на метр двадцать. Станция тоже наша разработка, она служит для приема, и для подзарядки. Расстояние полета - 7 километров. Время - примерно 15 минут. Так мы тестировали возможности коптера в доставке вместе с московским застройщиком", - рассказывает Олег Понфиленок, основатель компании «Коптер Экспресс».

Коптеры-курьеры от стартапа, появившегося в 2013 году, стали известными после совместной акции с сетью заведений «Додо Пицца». В один день промоутер в городском парке в Сыктывкаре рассказывал отдыхающим о возможности заказать пиццу, которую доставит дрон. Желающие нашлись быстро, и не одни, несмотря на то, что им пришлось переплачивать за доставку 350 рублей в сравнении со среднерыночной ценой на пиццу, принесенную человеком-курьером. Коптер прилетал в определенное место в парке, зависал над ним и спускал на тросе коробку с пиццей. Заказ принимал оператор, перед этим он надевал защитную каску, а спуск коробки контролировал, связываясь по рации со вторым оператором, управляющим дроном. То есть фраза «дрон доставит пиццу» звучит эффектно, но процесс выглядит не как сюжет из научно-фантастического фильма.

"Тогда один полет по себестоимости выходил дорого - 1,5 тыс. рублей, - говорит Понфиленок. - Слишком много человеческого ресурса требовалось: два оператора - один отправляет коптер, управляет им, второй принимает. И сами коптеры были дороже. Но это было три года назад, с тех пор мы улучшали свою разработку, делали ее более независимой от оператора, работали над технической стороной и так удешевляли" полет. Летом, например, дрон «выйдет» помогать спасателям патрулировать один из пляжей в Москве : один полет будет обходиться в 50 рублей".

Но цена далеко не главная причина, по которой квадрокоптеры еще не доставляют товары массово и постоянно ни в одной стране мира, а только тестируются.

Коптеры над башней и крышами

Американская компания Amazon недавно занялась получением патента на башню для коптеров-курьеров. Планируемая башня - это логистический центр с въездами и выездами для грузовых и отсеками, где коптеры будут подзаряжаться, обслуживаться, и оттуда они будут вылетать с товарами к заказчикам. Предполагается, что башни будут располагаться в многомиллионных городах мира. Amazon в этом желании не одинок, все компании, которые экспериментируют с дронами-курьерами, собираются наладить доставку в мегаполисах. Только сегодня этому мешают действующие законы. В крупных городах, в том числе и в Москве, коптеры могут передвигаться с очень серьезными ограничениями. Коптер, летящий в центре над многолюдными площадями столицы, - это невозможная картина.

"Дроны юридически - это беспилотные летательные аппараты. Они подчиняются правилам воздушного кодекса РФ . Сегодня мы должны подавать заявку на полет за пять дней - это первое неудобство. Впрочем, сейчас в Минтрансе хотят изменить эти правила: можно будет уведомлять о полете не настолько задолго. Но главное - это то, что в Москве и больших городах действует особый режим, нельзя запускать коптеры. Хотя в небольшом городе с этим проще все разработчики и служба доставки понимают риски: технология не испытана. Например, есть риск, что дрон поломается в воздухе и упадет на головы прохожим. Хотя готовы решения: у нас есть дроны с восемью пропеллерами: если ломается два мотора -он не падает. Есть возможность делать коптеры с автоматической парашютной системой: если у него откажут пропеллеры, он мягко приземлится вниз на парашюте. К тому же все маршруты мы должны прокладывать над крышами домов, лесами, ни в коем случае не над улицей, где ходят люди. Тестовая доставка на крышу многоэтажно дома в Подмосковье так и выполнялась - дрон летел над лесом".

Еще среди рисков - это столкновение с воздушным судном, добавляет Понфиленок. Поэтому Минтранс РФ требует согласовывать маршруты полетов. А еще чаще случается столкновение дронов с птицами: в Ютубе есть много видеороликов, судя по которым, птицы проявляют любопытство, что заканчивается плохо, в основном, для коптеров.

И еще причина того, что дроны пока в эксперименте - это их короткая работоспособность. «Средний дрон может выполнить маршрут в 10 километров, продвинутый - 40 километров. Если по времени - он может лететь без остановки в течение часа, а зависать и лететь - полчаса. Но аккумуляторы, на которых работают коптеры, становятся мощнее примерно на 5% в год. При этом уже существуют долголеты, которые могут летать более длительные маршруты и оставаться в работе 2 часа, но очень быстрые и долголетающие дроны нужны далеко не всегда. Продвинутые версии стоят намного дороже, а для быстрой доставки небольшой посылки хватает уже существующего времени», - считает предприниматель.

Дроны везде через семь лет Дроны начнут работать в доставке товаров в ближайшие два года, уверен Понфиленок.

"Очаговое" распространение дронов будет в течение 2 лет. В 2020 году это станет уже заметно, - считает стартапер. - А в 2025 году - повсеместно. Но все-таки такая доставка, где дрон прилетает с письмом к вам в загородный дом - это фантастика. Если только вы не поставите у себя во дворе станцию для приема. Вероятно, как автозаправки распространятся станции, где дроны будут подзаряжаться, между которыми они будут перемещаться". По его мнению, к 2025 году в крупных городах до 15% доставок будут выполнять дроны.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Многие страны ужесточают правила пользования дронами

Десятки тысяч пассажиров из лондонского аэропорта Гатвик из-за двух замеченных над летным полем дронов. В настоящий момент взлетно-посадочная полоса закрыта, а власти проводят расследование.

Как получилось, что небольшой дрон стал причиной такого хаоса, и какую опасность в целом представляют эти устройства?

Что такое дрон?

Услышав слово слово "дрон", некоторые представляют авиаудары в зонах конфликта, но на поле боя используются высокотехнологичные летающие роботы, и вряд ли они стали причиной переполоха в Гатвике.

  • Как дроны спасут британские поля
  • Боевые дроны можно будет выращивать в пробирке

Значительная часть беспилотных летательных аппаратов - небольшие по размеру радиоуправляемые квадрокоптеры, которые используют фотографы и энтузиасты.

Этот небольшой гаджет выпускается в массовых масштабах, его стоимость варьируется от 50 долларов до нескольких тысяч.

Для кого-то управление дроном - это просто развлечение, однако все чаще его применяют в разных видах индустрии, например, в строительстве.

Как может дрон повредить самолет?

В октябре 2007 года в Канаде дрон столкнулся с крылом самолета, который получил небольшое повреждение, однако благополучно смог приземлиться.

Правообладатель иллюстрации ASSURE Image caption Эксперты согласны, что дрон способен повредить самолет

Пока специализированных исследований о том, насколько может быть опасен дрон для летящего самолета, достаточно мало. Несколько исследовательских центров моделировали разные варианты столкновений, но все они пришли к разным выводам.

В университете Дейтона в США смоделировали столкновение квадрокоптера весом 1 кг с коммерческим авиалайнером, летящим со скоростью 383 км/ч, и пришли к выводу, что это приведет к серьезному повреждению.

Исследователи из альянса, занимающегося безопасностью беспилотных летательных аппаратов (Assure), совместно Федеральным управлением гражданской авиации США пришли к выводу, что столкновение с дроном может привести к более серьезным последствиям, чем столкновение с птицей, и есть вероятность, что находящиеся в дронах литий-ионные аккумуляторы не разрушатся при ударе, а застрянут в корпусе самолета и станут причиной возгорания.

Преподаватель робототехники в Имперском колледже Лондона Рави Вайдянатан сказал в интервью Би-би-си: "Для больших самолетов дроны представляют хоть и небольшую, но угрозу. Вероятность столкновения низкая, но дрон может попасть в двигатель самолета. Дрон весом более 2 кг может пробить стекло кабины пилотов некоторых типов самолетов".

Глава компании Quantum Aviation, специализирующейся на безопасности полетов, Мартин Ланни сказал: "Дрон выглядит достаточно хрупким, но он оснащен крупным аккумулятором, и если сравнить дрон с птицей, то он представляет большую угрозу, если попадет в двигатель или фюзеляж".

По данным сайта UK Airprox Board, в 2017 году было зафиксировано 92 случая опасных сближений дронов с самолетами.

Как аэропорты могут себя защитить?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В 2017 году было зафиксировано 92 случая опасных сближений дронов с самолетами

В Британии с июля действует закон, который запрещает запускать дроны в радиусе менее 1 км от аэропорта. Также запрещено поднимать дрон выше 120 м.

Но эксперты указывают, что это правило может оказаться неэффективным, поскольку приземляющийся самолет летит ниже 120 м. И понятно, что, если человек захочет нарушить закон, он его нарушит.

В некоторых тюрьмах страны уже функционируют системы, которые блокируют радиосигнал и не дают дрону приземлиться. Это связано с тем, что в последнее время к помощи беспилотников прибегают друзья заключенных, чтобы передавать им запрещенные вещи.

Аэропортам, которые хотят обезопаситься от появления дронов, необходимо устанавливать более совершенные дорогостоящие системы, которые с помощью радара, детекторов радиочастот и камер выявляют появление беспилотников, а также откуда они прилетели.

"В идеале нужно провести беседу с виновником, но для этого необходимо определить, откуда прилетел его дрон, - сказал Ланни. - Нежелательна ситуация, когда они вдруг начинают падать с неба".

Quantum Aviation утверждает, что может создать радиочастотные помехи дрону и повлиять на его работу. Многие производители беспилотников устанавливают в свои изделия опцию автоматического возвращения к владельцу или безопасного приземления.

Компания DJI, считающаяся мировым лидером в производстве дронов, в 2013 году начала оснащать свою продукцию специальными ограничителями, которые не дают беспилотникам залетать в закрытые для полетов пространства. За это отвечает программное обеспечение дронов.

Как можно поймать дрон?

Правообладатель иллюстрации Droptec Image caption Для борьбы с дронами хотят применять сети

Если закрытые пространства и помехи не приносят результата, то можно прибегнуть к другим средствам, которые позволят вывести беспилотник из строя.

Французские власти показали, как с помощью дрона и сети поймать другой беспилотник. Существует несколько компаний, в числе которых DroneDefence и OpenWorks Engineering, которые разработали технологии, позволяющие ловить дронов-злоумышленников сетью.

В борьбе с дронами применяют и лазер. В США и Китае проводятся эксперименты с лазерными устройствами, способными вывести из строя дрон за несколько секунд после обнаружения.

Принцип работы устройства в том, что лазер направляется на беспилотник и прожигает его.

Как бы ни закончилась ситуация с Гатвиком, аэропортам придется всерьез задуматься об обеспечении безопасности, считает сотрудник университета Крэнфилда Иэин Грэй.

"Аэропорты понимают, что эта проблема существует, и хотят в тесном сотрудничестве с учеными создать технологию, которая понадобится в будущем", - рассказал он Би-би-си.

Дроны застолбили место в топовых новостях и на первых полосах газет. Атакуют нашу базу Хмеймим и бьются о стены АЭС во Франции, патрулируют тайгу и пляжи, спасают альпинистов, на них пытаются доставлять пиццу, лекарства и почту. На днях было нападение группы коптеров на президента Венесуэлы. Все это не могли предсказать даже футурологи.

Проще говоря: будущее наступило, как обычно - быстрее, чем ждали.

Между ангелом и бесом

Термин "беспилотник" не самый удачный. Строго говоря, у каждого дрона пилот есть. Внешний, на земле, но есть.

По-настоящему фантастически-апокалиптические времена нас всех ждут, когда пилотов на самом деле не станет. Ждать не долго, следующее поколение дронов скорее всего будет летающими киборгами с искусственным интеллектом. Проще говоря, они сами смогут принимать решение: в рамках задач, которые им поставит владелец.

Но и то, что уже летает у нас над головами, - тоже чудо техники.

Специалисты делят дроны на классы и виды. Если же говорить о моделях, то тут вообще караул. В настоящий момент только военные дроны разрабатывают в 60 странах мира! А гражданские, похоже, создают абсолютно все государства Земли. Даже если какая-то малоразвитая страна официально не создает, то ее граждане в гаражах и подвалах из контрафактных деталей все равно собирают коптеры. Для самых разных целей. Кому сигареты в тюрьму перебросить, кому рассвет сфотографировать.

Чтобы не запутаться в этом разнообразии, разделим дроны всего на два класса. На плохие и хорошие.

Идея квадрокоптера (вертолета с четырьмя несущими винтами) родилась еще в 1920-х годах. Но мысль опередила уровень техники: не было подходящих технологий. Поэтому воплотили ее в жизнь в формате беспилотника в наши дни. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Новостную картину определяют первые. В небе Ирака, Сирии, Израиля, Донецка и Луганска (хотя применение беспилотников там запрещено Минскими соглашениями) летают разной степени технического совершенства беспилотники. Обычно - в качестве разведчиков или бомбардировщиков.

Все примитивно: подлетает, зависает над целью и по команде оператора сбрасывает гранату, мину или выстрел от подствольного гранатомета. В качестве цели может быть группа солдат, машина, склад.

В Сети довольно много съемки с беспилотников, которую выкладывают исламские радикалы. На некоторых кадрах видно, что после взрыва сброшенных бомб солдаты хаотично мечутся, а затем занимают оборону против наземного противника. Просто не понимают, кто и откуда на них напал.

Был случай, когда в Сирии дрон террористов взорвал тонны боеприпасов, казалось бы, хорошо замаскированные на стадионе.

Техника на грани фантастики: ученые и инженеры дроны самолетного типа и вертолетные коптеры уменьшают в размерах до пугающего уровня. Недалек тот день, когда спецслужбы отправят в атаку на врага беспилотных "насекомых" с ядовитыми жалами. От настоящих пчел и мух вы их не отличите. Фото: REUTERS

Используют их не только на войне. В прошлом месяце в Мексике дрон применили для покушения на министра общественной безопасности штата Нижняя Калифорния. С дрона сбросили две гранаты. Министр жив.

Во Франции активисты "Гринпис" изготовили дрон в форме Супермена и направили его на АЭС "Бюже" под Лионом. Беспилотник врезался в стену бассейна для отработанного топлива. "Зеленые" заявили, что сделали это для того, чтобы привлечь внимание к уязвимости атомных станций.

Дело техники

Перечислять "преступления" дронов можно бесконечно. Только в США в месяц происходит до 250 инцидентов, связанных с опасным сближением с самолетами и вертолетами. С помощью квадрокоптеров перевозят наркотики и пытаются доставлять в тюрьмы мобильные телефоны. В Калининградской области пресечен "транзит" сигарет через границу. В США на дрон модели DJI Phantom хотят записать первое в истории беспилотников крушение вертолета. В Южной Каролине экипаж R22 Robinson увидел по курсу дрон-Phantom. Во время маневра уклонения пилот врезался в дерево. Вертолет поврежден, люди уцелели.

Но дроны не только убийцы, но и ангелы-хранители. Недавно дрон российского МЧС с помощью тепловизора нашел в сибирской тайге заблудившуюся женщину.

А еще благодаря небольшому беспилотному аппарату удалось спасти жизнь известному британскому альпинисту Рику Аллену. Он в Пакистане упал с ледника на склоне гималайской вершины Броуд-Пик. 65-летнего спортсмена уже считали погибшим, но у находившихся в Гималаях братьев-альпинистов из Польши оказался с собой дрон DJI Mavic Pro. Компактный: помещается в рюкзак. В сложенном состоянии это коробка 8х8х20 см. В безветренную погоду может продержаться в воздухе до 27 минут. Летает со скоростью 65 км/ч, высота полета - до 5000 м. Британец, кстати, лежал на высоте 8000 м.

Фотокорреспондент Сергей Михеев - единственный пилот в "РГ". Кроме шуток. По закону он "внешний пилот" беспилотника. Результат его "полетов” перед вашими глазами. Фото: Сергей Михеев/ РГ

И с этого 750-граммового коптера нашли Рика Аллена. Обмороженного и травмированного, но живого. Интересно, что спасенный признался, что до этого случая пролетающие дроны его здорово раздражали...

Не окажись там дрона, спасатели нашли бы только тело.

Тела дроны тоже находят. 30 июля дрон нашел погибшую российскую альпинистку Наталью Чионову, погибшую под лавиной при спуске с пика Ленина в Киргизии.

Беспилотник, возможно, задействуют и для поиска тела российского альпиниста, погибшего в конце июля в Пакистане на склоне горного пика Латок-1.

У таких трагедий есть деликатный аспект. При спасении людей, оказавшихся в беде на горных склонах, огромному риску подвергаются вертолетчики. Если это профессиональные спасатели, то можно было бы сказать, что это их работа. Но в том же Пакистане рискуют жизнью военные пилоты. Военным, конечно, положено рисковать жизнью, но совсем не для того, чтобы вытаскивать с того света гражданских экстремалов. Но из-за международного резонанса армия получает приказ от правительства - спасать альпиниста любой ценой, невзирая на риск потери экипажа и матчасти.

И это извечная дилемма: если кто-то готов рискнуть жизнью ради покорения горной вершины, то он, конечно, герой и крутой мужик (вариант: нереально крутая девчонка). Но его игра на выживание - его личное дело. Вопрос в том, почему надо подвергать смертельному риску других? Вдовы летчиков этого не понимают.

Беспилотник - лучший компромисс в этом нелегком морально-правовом споре.

Глуши их всех

Техника развивается настолько стремительно, что законодатель за ней не поспевает. Правительство РФ недавно вернуло на доработку предложенный минтрансом порядок учета гражданских беспилотных воздушных судов. Вероятнее всего, системы госконтроля дронов и коптеров, которые тяжелее 250 граммов, а также сервисы их страхования запустят в 2019 году.

Трофейные беспилотники, которые шли в атаку на авиабазу Хмеймим. На первый взгляд - работа людей, которые в детстве увлекались авиамоделизмом. На самом деле в Сирии эффективность нашей ПВО испытывают и весьма совершенные дроны. Но серьезные "бойцы" в плен не сдаются. Фото: НТВ

Впрочем, с беспилотниками законопослушных граждан порядок наведут. Это лишь вопрос времени.

А вот что делать с дронами радикалов, преступников, безумцев и террористов?

Универсального средства нет, битва идет по всем фронтам и направлениям. Самый верный способ - сбить его пулей или снарядом. Они ведь летают невысоко, не очень быстро и абсолютно не бронированы.

Сначала стрельбу по дронам ввели в подготовку снайперов. Теперь на уничтожение вражеских дронов бросили всех солдат, кому положено по штату оружие. С этой осени Минобороны России с учетом опыта боевых действий в Сирии вводит специальное упражнение: стрельба по имитирующей беспилотник мишени. Как индивидуально, так и в составе подразделения. Так сказать, жизнь заставила.

Само собой, армейская ПВО в полной мере задействована в этой битве. Кроме традиционных средств поражения разрабатываются новые типы боеприпасов (т.н. воздушного взрыва), испытывают лазерные установки.

На всех оружейных выставках появился раздел: "Противодроновые ружья". Футуристического вида "винтовки", выжигающие электронику дронов электромагнитными импульсами и заглушающие им сигналы спутниковой навигации.

Есть и спорные разработки.

Британцы создали устройство, напоминающее подствольный гранатомет - генератор "белого шума". Об этом "шуме" пишут много и разное. Еще его называют "звук-убийца" или инфразвук высокой силы. Приписывают особые свойства: может довести человека до паники или вовсе лишить разума. Но вот пытаться довести до истерики дрон... Инфразвук, конечно, повлияет и на электронику. Главное, чтобы свои солдаты раньше не разбежались от страха.

Ну и самый экзотический способ: использование птиц хищных пород. Во Франции и в Нидерландах создают полицейский "пернатый спецназ". Выглядит красиво, но реальный результат под вопросом. Мелкие коптеры орлы игнорируют. На те, что побольше, их натравить в принципе удается. Но есть проблема: винты травмируют охотников.

Для защиты на их лапы надевают перчатки-латы. И... начинается классическое соревнование брони и снаряда: снаряд мощнее - броня толще. Но птица - не танк, сильно ее не забронируешь. Не взлетит.

Поэтому самая эффективная мера: перехват каналов управления и принуждение беспилотника взрываться или "сдаваться в плен". Такая работа ведется, и есть успехи. Лучшее доказательство - трофейные беспилотники, показанные на авиабазе Хмеймим.

От Москвы до Нью-Йорка

Наша газета уже писала об ограничениях на полеты беспилотников в центре Москвы ("Кремль no fly zone", 21.08.2017). Перечеркнутый силуэт дрона-беспилотника и надписи на английском: "No fly zone" и на русском "Бесполетная зона" в прошлом году снизили число нарушений. Показательно, что запускают коптеры у Кремля в основном иностранцы. За полгода - 9 инцидентов, из граждан России только двое. Остальные - туристы с Тайваня, из Китая, Ирана, Колумбии, Бразилии, Японии и Греции.

Этим летом опять всплеск нарушений. В июне полиция задержала австралийца, запустившего квадрокоптер на Красной площади, и израильтянина - на Варварке. На Манежной площади вместе с дроном в участок отправились граждане Аргентины и Перу... На туристов составлены административные протоколы о нарушении правил использования воздушного пространства.

Это не только у нас так. В Нью-Йорке с 2014 года действует запрет на полеты беспилотников. Есть исключения - несколько парков. А в столице США еще более жесткие меры: ограничено движение дронов в 48 км от центра Вашингтона.

Можно спросить: но речь идет о дронах, с которых беспечные туристы хотели сделать эффектный кадр. Как прикрыт Кремль от по-настоящему опасных БПЛА?

Ну как, как... Надежно.

А детали всем знать и не положено.

Еще те голуби

Фантазия создателей дронов становится все изощреннее.

Во Франции испытывают дрона-трансформера. В полете он может за 0,3 секунды выстроить роторы в один ряд, чтобы пролететь через узкие проемы.

В Китае по программе Dove ("Голубь") ученые из института в Сиане разрабатывают дрон, внешне напоминающий одноименную птицу и имитирующий ее полет.

Это не первый случай, когда дрон маскируется под пернатых. В Йемене был сбит аппарат террористов, который совершал манипуляции, напоминающие взмах птичьего крыла. Судя по убогому исполнению, собрали его в местной мастерской. Хоть он и летал, но ничего, кроме смеха, не вызвал.

А вот над китайским "Голубем" никто не смеется. Оснащен HD-камерой и GPS-антенной, весит 200 г, летает 30 мин. со скоростью до 40 км/ч. Объявлено, что партия "голубей" будет использована лишь для нужд гражданской авиации. Некоторые верят.

Когда в серию пойдут дроны в форме мух, пчел и прочих насекомых, способных нести не только шпионские камеры, но и жала с ядом или вирусами, мир станет другим.

Боюсь, сейчас кто-то усмехается. Согласен. Если о таких мы не читаем в новостях, это не значит, что их уже не испытывают.

За гранью

В Гарварде создали робота-таракана HAMR, который умеет бегать, ходить по воде, как водомерка, и нырять, находясь под водой 30 минут. При весе в 1,65 грамма переносит груз весом 1,44 грамма. Сейчас его обучают импульсным прыжкам. Осталось научить летать - и... По одним данным, Пентагон уже проявил интерес. По другим - это чудо и создавали по заказу научно-исследовательского управления армии США.

А вот новые идеи, как решили защитить от БПЛА тюрьмы в Германии, Швейцарии и Великобритании. Это не прогноз: какие-то элементы уже установлены, например, система SkyFence для английской тюрьмы Гернси. Какие-то установят в ближайшее время.

Итак, представьте: бандиты с воли послали друзьям-зэкам дрон с запрещенным грузом. Тюремный радар, дюжина телекамер и инфракрасные сенсоры обнаруживают его. И на дальнем подступе глушат системой активного радиоэлектронного подавления.

Не помогло. Тогда по дрону палят из 35-мм пушек снарядами воздушного подрыва AHEAD.

2000 новых моделей военных беспилотников сейчас создают в 60 странах мира

Если гад опять увернулся, то - внимание! - ему навстречу стартует дрон-перехватчик Sentinel швейцарской компании Skysec.

1,8-кг Sentinel разгоняется до 230 км/ч, радиус действия - 4 км. Ему вводят координаты нарушителя, дальше перехватчик "думает своей головой": все решения при сближении принимает искусственный интеллект. Тактика перехвата: сблизиться, выбросить сеть, которая захватит враждебный дрон. Сеть снабжена парашютом, на котором пленник опускается на землю. То есть задача - не уничтожить его, а взять с поличным.

Если и перехватчик не смог ничего сделать, то есть еще система защиты последнего рубежа: Net Gun X1. Это устройство, которое также выбрасывает сеть двух видов. Первая - в качестве преграды. Вторая - сеть-ловушка, последний шанс поймать дрон.

Конкретно

Число беспилотников в Минобороны России достигло 2 тыс. Считается, что наша армия - вторая в мире (после США, где их 7 тыс.).

Цена вопроса

Квадрокоптер т.н. карманного форм-фактора Syma и Hubsan можно купить за 1,5 - 2,5 тыс. руб. Квадрокоптер DJI Phantom 4 PRO Plus - 130 тыс. Профессиональный Геоскан 401 даже в базовой комплектации - от 1,6 млн. Геоскан 401 Геофизика для создания электронных карт для навигаторов - от 4 млн. Дрон DJI Mavic Pro, спасший альпиниста Рика Аллена, стоит от 50 до 90 тыс. руб.

Нашу военную базу в Сирии атаковали беспилотники. Целая эскадрилья. Тринадцать штук. Авторы и организаторы этой ударно-разведывательной операции тут же запустили легенду прикрытия: дремучие дикари-террористы где-то приобрели комплектующие детали и собрали дроны у себя в пещерах. Доказательство – приклеенный на крыле скотч и надписи на арабском языке. (А кто-то рассчитывал обнаружить надписи: сделано в Израиле, США или Британии?)

Для англосакских фейкомётов аргументы неопровержимые. Для наших либеро-сми – тоже.

Предлагаю этим господам провести эксперимент: попробуйте кустарно сделать 13 беспилотников и запустить их так, чтобы они прилетели в назначенный район, скоординировавшись по скорости, высоте полета и согласованно вышли на цели. А координаты целей вы должны определить, подняв послюнявленный палец к небу.

Результат эксперимента очевиден. У вас ничего не получится.

Итак, дроны готовили и запускали специалисты. Инженеры-техники. Программисты и те, кто способен руководить полётами.
После подготовки техники, был осуществлен групповой запуск целой эскадрильи. Процесс не для дилетантов.
Ударную группу повёл дрон-ведущий. На нём была установлена видеокамера, которая обеспечивала идентификация ландшафта маршрута полета, с той матрицей, которая была прописана в мозгах беспилотников. Этот дрон ведущий раздавал эту информацию всем членам боевой группы, обеспечивая тем самым скоординированность параметров полёта.

Тут уточню: координаты целей, ландшафт маршрута полёта и другие характеристики – продукт космической и военно-технической разведки. У боевиков есть разведспутники???

Параллельно с этим в районе разведывательно-ударной операции появляется американский самолёт разведки и боевого наведения «Посейдон». При крейсерской (самой экономичной) скорости полёта 815 километров в час, он барражировал на скорости 357 км. То есть, летел в режиме боевого патрулирования для осуществления разведки и боевого наведения.

Что же интересовало экипаж Посейдона в первую очередь? Я считаю, что американцам крайне важно было получить как можно больше сведений о нашей противовоздушной обороне авиабазы. Задача дронов была не столько нанести максимальный ущерб, сколько привести в состояние боевой готовности и применения нашу ПВО. Чтобы снять важную информацию: когда засекли цели, сколько времени потребовалось для приведения комплексов к применению, какие системы связи и целеуказания использовались и много чего еще.

Все эти разведданные будут проанализированы специалистами, и программисты соответственно напишут нужные, уточненные программы прошивки.

Этой провокацией ведь ничего не закончится.

Война в Сирии трансформируется англосаксами в принципиально иную парадигму. Нас будут пытаться втянуть в самую тяжелую партизано-террористическую войну, где ВКС неэффективны и потребуется вводить дополнительный контингент личного состава. А это потери и груз 200 в Россию накануне выборов…

Таким образом, тактическую победу над армией террористов ИГИЛ попытаются перевести в стратегическое поражения и зажечь Ближний Восток по-настоящему со всеми вытекающими последствиями.
Абсолютной неожиданностью для американцев стали наши ответные действия. Российский спецназ (это те наши ребята-герои, действия которых подаются в наших СМИ так: «Сирийская армия обеспечила коренной перелом в войне с ИГИЛ и одержала очередную победу там-то») в ходе спецоперации в Сирии уничтожил диверсионную группу, которая 31 декабря обстреляла базу Хмеймим, сообщает Минобороны РФ. На конечном этапе операции группой российских Сил специальных операций было установлено место базирования диверсионной группы боевиков (включая ангосакских спецов из ЧВК) рядом с западной границей провинции Идлиб… По прибытию террористов на объект, где они готовились к пересадке в микроавтобус, вся диверсионная группа была уничтожена высокоточным боеприпасом “Краснополь.
Чуть погодя президент Владимир Путин заявил, что к запуску дронов Турция не имеет никакого отношения. Израиль тоже. По умолчанию Верховный пальцем показал на США.

Это наш первый серьёзный ответ англосаксам и, соответственно, идентификация истинного хозяина и заказчика терроризма в мире.
Владимир Путин показал, что в нарушение всех международных договорённостей, конвенций и других документов международного права, англосаксы не только используют терроризм в качестве инструмента внешней политики и оружия третьей мировой войны. Они стали вооружать террористов высокотехнологическим оружием! В том числе высокоэффективными беспилотными средствами доставки, которые отныне можно применять в любой точке планеты: в Париже, Берлине, Брюсселе, Киеве, Москве, Нью-Йорке или Вашингтоне!
Третья мировая – война без правил!

Представьте себе, что дроны понесут не бомбы с банальной взрывчаткой, а боеприпасы с химическим, бактериологическим оружием или с тактическими ядерными зарядами.
А теперь задумаемся: а что конкретно будет поставлено Украине под названием летальное оружие?

В заключение скажу: терроризм – ограниченно контролируемое англосаксами оружие. А это значит, что бумеранг безумного варварства легко может вернуться на территорию тех, кто его запускает…

Прочитал много статей об армиях недалекого будущего. Коротко суть вопроса такова.

Я тут давеча с сыном зашел в «Эппл стор» в Мюнхене. Там на втором этаже продаются дроны. Такие вертолетики с четырьмя винтами и видеокамерой. Управляются с пульта. Довольно прикольная вещица.

Так вот, все футуристы рассказывают одно и тоже: эти дроны (разумеется, модифицированные, улучшенные и доработанные) – и есть оружие будущего. Берешь дрон побольше – вешаешь на него противотанковую гранату – это противотанковый дрон, берешь поменьше, вешаешь пехотную – пехотный.

Дорабатываешь софт, устанавливаешь небольшой блок управления и вот уже дрон летит, а ты управляешь им из теплого сортира в тысяче километров от поля боя через систему спутников.

Дрон все видит через видеокамеру, передает информацию, она обрабатывается огромным компьютером, который и предлагает оптимальную стратегию. Сразу запускается сто, двести, тысяча дронов. Они передают тысячи картинок с разных точек зрения.

Большой компьютер обрабатывает эту информацию и на ее основе управляет этой стаей или, если угодно, роем дронов. Они обрушиваются на солдат, на танки, БМП противника точно и неумолимо. Их не жалко: они дешевые. Каждый дрон едва ли стоит больше обычного мака, т.е. в пределах 1000 долларов вместе с гранатой.

Итого. Ничего не надо. Ни танков, ни солдат. Нужны дроны. Маленькие маневренные беспилотные вертолеты. Но много. Для эффективной войны – сотни тысяч. Сотни тысяч маленьких киберкамикадзе. Пусть большая часть из них не поразит цель, как не всякая капля дождя попадает в человека, бегущего по улице. Но если их много (очень много), то никто не спасётся от их атаки, как невозможно оказаться под дождем и избежать попадания на тебя хоть одной капли.

Вот, например, я специально посмотрел: военный бюджет Венгрии (невелика держава) – 1 млрд. долл. То есть они за год смогут снарядить киберармию в миллион (!) дронов. А за десять лет – 10 миллионов. Это не утопия. Такие дроны фактически уже готовы и проходят испытания на полигонах. Но с миллионом дронов они непобедимы! С этой армией они уничтожат любого противника, вооруженного традиционным образом. То есть любая страна, имеющая годовой бюджет около 1 млрд. долларов за вполне приемлемый срок может иметь фактически гарантированно непобедимую армию!

Любая? Ан, нет… Нужно обладать технологией массового производства этих дронов. Это довольно сложные аппараты, по технологической сложности равные, допустим, хорошей видеокамере + планшет. И если один, два, десять, сто таких дронов можно изготовить в условиях опытно-конструкторского производства (чем, допустим, силён, по-прежнему, российский ВПК), то наладить крупносерийное производство таких аппаратов с заданным качеством российская промышленность не в состоянии. И никогда не была в состоянии. Миллион дронов – это утопия. Ну, то есть наклепать-то их наклепают, а вот полетят ли они – это вопрос… Точнее никакого вопроса-то и нет – конечно не полетят.
Что же из этого всего получается? А получается совсем некрасивая история: любой шибздик в скором времени сможет утереть нос нашей могучей и несокрушимой Красной Армии! Нужно лишь иметь миллиард долларов и хорошие отношения со страной, которая в состоянии разработать и произвести эти дроны, софт к ним и т.д. Кто эти страны с промышленностью, способной к крупносерийному производству высокотехнологичной продукции – мы знаем. И Россия в их число не входит. А входят совсем не те страны, которых бы хотела Россия там видеть.

И самое главное даже не это. Самое главное, что вся наша циклопическая и дорогостоящая программа перевооружения до 2020 года – ничего не стоит.

Все эти «Арматы», «Торнадо-С» и прочие «Точки-У» с «Искандерами» - весь этот металлолом, будет уничтожен первой же атакой жалкой сотни тысяч дронов. И стоимость этой атаки (приблизительно – 100 млн. долл.) в разы меньше тех затрат, которые Россия уже понесла, изготовив весь этот хлам…

Ни храбрость, ни выучка, ни самоотверженность воинов не будут иметь никакого значения. Жалкая карбоновая игрушка стремительно обрушится на вас, выброшенная с высоты 12 тысяч метров, пролетающим за линией фронта грузовым самолетом, и взорвется у вас на голове, разнеся ваш череп вместе с каской в лахмотья…

Спутник следит за полем боя во всех диапозонах. Вот зафиксировано движение. Сотня дронов тут же получают команду и начинают пикировать в эту точку и взрываться. Пауза. Опять сканирование. Тишина… Постепенно угасает точка на тепловизоре спутника: это медленно остывает твой труп или раскуроченная броня твоего танка.

Технологические возможности новой промышленности 21 века ликвидировали различие в масштабах затрат на армию. Масштабировать затраты свыше 1 миллиарда долларов – бессмысленно. Армии стран, имеющих доступ к этому оружию, в состоянии разбить на поле боя любую армию страны, такого оружия не имеющую.

Эта революция в военных технологиях происходит уже сейчас. Не верите мне – спросите у специалистов, они вам подтвердят это. И Россия в этой революции не участвует. И не сможет участвовать в обозримом будущем.

А ведь это, помимо прочего, означает, что у стран, обладающих такой киберармией, снижается порог толерантности к недружественным действиям потенциального противника. Если раньше такая страна предпочитала терпеть выходки страны-хулигана достаточно долго, поскольку слишком дорожила жизнями своих солдат, то теперь какие риски? Железка – она и есть железка. Чего ее жалеть? Ее и сделали для того, чтобы она однажды взорвалась. Вот пусть и взорвется.

Как не крути, а пожалуй и правда, что при таких обстоятельствах вся надежда только на ядерное оружие и остается. А это уже страшно: когда атомная бомба – это единственный аргумент.