Что такое Слабохарактерность? Слабая ли Вы перед мужчинами? Что значит «слабохарактерный человек».

Квасной патриотизм (квасной патриот) — фальшивое, показное, лицемерное, модное, слепое преклонение перед всем национальным; приверженность к бытовым мелочам национального уклада; официальный патриотизм, мелочное «русофильство» в отличие от от глубоко прочувствованного народного патриотизма.

Словосочетание родилось в конце 20-х лет ХIX века в качестве презрительно иронического прозвища официального, казенного патриотизма сторонников политики Уваровых и Бенкендорфов, опиравшейся на лозунг «православие, самодержавие, народность»

Автор фразеологизма «квасной патриотизм»

Точно не установлен, но исследователи склоняются к фигуре князя Петра Андреевича Вяземского — поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста. Они ссылаются на воспоминания самого князя от 1878 года. Он писал, что впервые афоризм был введен в оборот в напечатанных в «Московском телеграфе» в 1827 году его рассуждениях о книге Франсуа Ансело о России: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом»

И к этому выражению было сделано примечание: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» . Авторство Веземского подтвердил и известный литературный критик В. Белинский. В рецензии на «Славянский сборник» Савельева-Ростиславича он писал: «…остроумное название это («квасной патриотизм»), которого многие боятся пуще чумы, придумано… князем Вяземским, - и, по нашему мнению, изобрести название квасного патриотизма есть большая заслуга, нежели написать нелепую, хотя бы и ученую, книгу в 700 страниц»

Первоисточники выражения «квасной патриотизм»

*** «Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм». (поэт С. А. Соболевский)

*** «Некоторые люди… почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке» (Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания»)

*** «…гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжёг десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски» (Пушкин «Рославлев»)

*** «Им квас как воздух был потребен» (Пушкин «Евгений Онегин»)

*** «Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!» (поэт И. П. Мятлев «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой»)

Примеры употребления словосочетания «квасной патриотизм»

- «Я… квасного патриотизма не понимаю. При первой возможности убегу без оглядки отсюда, и кончика моего носа не увидите!» (И. Тургенев — Н. Некрасову. Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

- «Читатель: «…вы терпеть не можете ничего русского, не понимаете, или не хотите понимать - даже любви к Отечеству, и называете ее - квасным патриотизмом! Сочинитель отвечает: «Квасного патриотизма я точно не терплю, но Русь знаю, Русь люблю, и - еще более, позвольте прибавить к этому - Русь меня знает и любит» («Разговор между Сочинителем русских былей и небылиц и Читателем». Предисловие к роману Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1832)

- «…В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством. Роман англичанина Морьера «Хаджи-Баба» есть превосходная и верная картина подобного квасного (по счастливому выражению кн. Вяземского) патриотизма» (Белинский)

- «Я вел тогда газетную полемику с ”Московским телеграфом“ и квасной патриотизм, любимое выражение этого журнала, был особенным предметом моих нападений» (Н. Надеждин: показания по делу о «Философических письмах» П. Я. Чаадаева)

- «…я вышел в первый раз на московскую сцену в ”Ревизоре“: встретили прекрасно… Но в продолжение комедии кое-где проявлялись шикания и я сейчас увидел квасной патриотизм москвичей; несмотря на это, наше взяло и рыло в крови!» (из переписки актеров Н. Дюра и П. А. Каратыгина)

Выражение "квасной патриот" ("квасной патриотизм") - означает слепое, лицемерное, фальшивое, модное, показное преклонение перед своей страной; мелочное русофильство; саркастическое словосочетание, которое обозначает тех, кто восхваляет всё "наше", исконное; склонность к бытовым мелочам национального уклада.

Чем-то напоминает происходящее нынче на Украине. Квасные патриоты дружно сменили комсомольские значки и пионерские галстуки на вышиванки и платочки. На улицах проходят шествия радостных граждан с фашисткой символикой и бандеровскими лозунгами. Хохлы вдруг поняли, что если они будут громче всех кричать "москаляку на гиляку " то у каждого из них наступит благоденствие и зарплаты в 1000 евро. А кто не верит, тот москаль ! Так и живём.

Выражение "квасной патриотизм" появилось в конце двадцатых годов девятнадцатого века. Оно являлось ироничным и презрительным наименованием казённого, официального патриотизма, то есть тех кто поддерживал политику Бенкендорфов и Уваровых, которые считали лозунг "народность, самодержавие, православие" не пустым звуком


Читайте ещё: что такое Итальянская забастовка

Кто является автором фразеологизма "квасной патриотизм"?

Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878)

Доподлинно установить кто всё-таки впервые произнёс фразу "квасной патриотизм" сейчас уже нельзя. Однако существует множество свидетельств того, что им является Пётр Андреевич Вяземский - переводчик, литературный критик, публицист, историк, поэт. Историки приводят в доказательство записки самого князя датируемые 1878 годом.
Вяземский упоминает, что впервые он использовал этот фразеологизм в изданном в журнале "Московский телеграф" его критике на труд Франсуа Ансело о Российской Империи. Вяземский рассуждает:
"Большинство людей считает, что патриотизм, это похвальба своего родного. В своё время Тюрго навал это "du patriotisme d’antichambre " ("лакейским патриотизмом"). В России это носит название "квасной патриотизм ".
Кроме того, к данному словосочетанию был дан пространный комментарий:
"Здесь я впервые употребил это саркастическое выражение, которое затем стало настолько популярным, что до сих пор часто употребляется и вероятно будет ещё употребляться "
Популярный в узких кругах литературный критик В. Белинский подтверждает авторство Вяземского. В своей рецензии на книгу "Славянский сборник" за авторством Савельева-Ростиславича он отмечает:
"...ироничное это наименование "квасной патриотизм" которого многие опасаются, было изобретено самим князем Вяземским, и я считаю, что придумать наименование квасного патриотизма есть большая заслуга, чем издать научный труд, пускай и в 1000 страниц "

Первоисточники фразеологизма "квасной патриотизм"

ВЯТСКИЙ КВАС

(Квасной патриотизм)

Покупайте «Вятский квас»,
Граждане России!
«Вятский квас»?!
Да, «Вятский квас» –
Лучший квас России.

«Вятский квас» –
Высший класс,
Удовлетворит любого.
А вот от «Коко-колы»
Толка никакого.

Путин тоже «Вятский квас»
Ох, как уважает!
Без прикрас - этот квас
Дух наш укрепляет.
(Борис Киря)

Сенсации и замечания г-жи Курдюковой

"Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!"
(поэт И. П. Мятлев)

"Им квас как воздух был потребен"
("Евгений Онегин" Пушкин)

"...дома вдруг сразу наполнились патриотами, кто отказался от коньяка и принялся за кислые щи ; кто предал огню несколько французских книжонок; кто-то высыпал из своей табакерки французский табак и заменил его отечественным. Все надоело разговаривать на французском"
("Рославлев" Пушкин)

"Многие люди считают себя патриотами, потому что их детишки одевают красные рубахи и кушают ботвинью"
("Отрывки из писем, замечания и мысли" Пушкин)

"Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм"

(Сергей Александрович Соболевский поэт)

Применение фразеологизма "квасной патриотизм" в литературе

"...я впервые вышел на подмостки театра в "Ревизоре" в московском театре. Меня встретили очень хорошо... Но на всём протяжении комедии возникали всяческие шиканья, и я понял, что это квасной патриотизм москвичей"
(из переписки актёров Каратыгина и Дюра)

"В то время я переписывался с редакцией журнала "Московский телеграф" и самым любимым предметом моих нападок было выражение квасной патриотизм"
(показания по делу о "Философических письмах" Н. Надеждин)

"...Иначе патриотизм превратится в китаизм , который обожает только своё за то, что оно своё, и не любит всё чужое, только за то, что оно чужое. И принимает все свои уродства и безобразия. Книга "Хаджи-Баба" английского писателя Морьера верная и показательная картина такого вот квасного (как выразился князь Вяземский) патриотизма"
(Белинский)

"Увы, наш читатель не любит ничего русского, не понимает и никак не желает понимать даже любви к своей Родине, и называет её квасным патриотизмом!"
("Клятва при гробе Господнем" Н. Полевой)

"Я не хочу понимать квасного патриотизма. При любой удобной возможности сбегу отсюда, даже моего кончика носа не увидите!"
(Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

Квасной патриот видео

Это выражение впервые употребил князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа» :

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre . У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом . Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна.

«Письма из Парижа» в первый раз были напечатаны в 1827 году в журнале «Московский телеграф », и некоторые исследователи ошибочно приписывают авторство выражения редактору журнала Н. А. Полевому .

Квас имел с древних времён самое широкое распространение в России и считался «народным» напитком. В разгоревшемся в XIX веке противостоянии славянофилов и западников выражение «квасной патриотизм» было быстро подхвачено последними для иронизирования над оппонентами. Последовательный западник Белинский называл это «счастливым выражением» Вяземского . В письме Кавелину (1847) Белинский пишет: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше».

Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», «истинное» славянство , отечестволюбие и восторженный патриотизм . Именно в таком контексте читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля »: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».

См. также

Напишите отзыв о статье "Квасной патриотизм"

Примечания

Отрывок, характеризующий Квасной патриотизм

Вдруг прямо передо мной возникла другая картина...
В той же маленькой каменной «келье», где на полу всё ещё лежало окровавленное тело Магдалины, вокруг неё, преклонив колени, стояли Рыцари её Храма... Все они были непривычно одеты в белое – снежно белые длинные одежды. Они стояли вокруг Магдалины, опустивши свои гордые головы, а по суровым, окаменевшим лицам ручьями бежали слёзы... Первым поднялся Волхв, другом которого когда-то был Иоанн. Он осторожно, будто боясь повредить, опустил свои пальцы в рану, и окровавленной рукой начертал на груди что-то, похожее на кровавый крест... Второй сделал то же самое. Так они поочерёдно поднимались, и благоговейно погружая руки в святую кровь, рисовали красные кресты на своих снежно-белых одеждах... Я чувствовала, как у меня начали вставать дыбом волосы. Это напоминало какое-то жуткое священнодействие, которого я пока ещё не могла понять...
– Зачем они это делают, Север?.. – тихо, будто боясь, что меня услышат, шёпотом спросила я.
– Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
– так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
– так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
– так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
– так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем.

Люди мечтают об успешной и благополучной жизни, стараются делать все, чтобы ее заполучить. Но далеко не каждый способен справиться с трудностями на этом увлекательном, но извилистом пути. И в первую очередь сдается слабохарактерный человек. У этой личности напрочь отсутствует сила воли. Как так получается? Возможна ли борьба с этим «недостатком» или всю жизнь страдать?

Что значит «слабохарактерный человек»

Проблему необходимо решать с открытыми глазами. А это означает, что следует разобраться с явлением, мешающим развиваться в личной жизни, бизнесе и иных направлениях.

Считается, что слабохарактерный – это :

  • робкий;
  • нерешительный;
  • скромный;
  • боязливый.

На самом деле это не совсем верно. Даже робкие, тихие личности способны на поступок. Да еще какой! Муж–тихоня, к примеру, способен бороться за свою суженую с любым соперником, проявляя чудеса настойчивости и упорства. Слабохарактерность заключается в неспособности выработать собственное мнение и следовать ему. Наверное, лучшим синонимом этому слову является термин «ведомый ». А это позволяет взглянуть на проблему с иной стороны.

Признаки слабого характера

К сожалению, отсутствие воли не зависит от пола, возраста или расовой принадлежности. Мужчины и женщины могут обладать такой характеристикой в равной степени. К признакам слабохарактерности относят такие проявления:

  1. Неспособность принятия решений.
  2. Неподконтрольность эмоций.
  3. Неумение удерживать внимание собеседника.
  4. Робость.
  5. Склонность к жалобам.
  6. Завистливость.
  7. Отсутствие собственного мнения по важным вопросам.
  8. Слепое подражание авторитетам.

Мы привели только самые поверхностные характеристики. Причем мужчина чаще маскирует внутреннюю проблему внешней брутальностью. К примеру, грубит, если внутри поднимается волна застенчивости. Женщина же склонна принимать свой недостаток таким, какой он есть.

Внутренний смысл слабохарактерности

Пока мы определились, как это качество проявляется в обществе. Но для развития личности важнее, отчего человек ведет себя именно таким образом. Если бы слабая воля влияла на жизнь положительно, никто бы не задавался вопросом, как ее укрепить, закалить характер. Чтобы нащупать путь решения проблемы, нужно разобраться с тем, что происходит в душе человека.

Слабохарактерность зачастую является врожденной. Человек появляется на свет с заранее определенным набором качеств. Они даны личности для развития. К примеру, не способен же каждый новорожденный считать, писать, водить авто, готовить еду для мужа и детей. Этому необходимо учиться. Так развивается гражданин. Вместе с обучением навыкам и правилам поведения, мы параллельно развиваем душу. То есть совершенствуем врожденный набор качеств.

Одним дается талант, его следует выявить и развить. Другие получают от Господа (Высших сил или Вселенной) способности к педагогике, рисованию по батику, строительству замков из песка и так далее. И каждый из нас обязан понять, куда двигаться, затем, начать развиваться. Причем, чем больше проблем на этом пути, тем сильнее становится личность, если не ломается, конечно.

В этом смысле, слабохарактерность – огромный дар. Ее наличие говорит, что человек наделен большим потенциалом для развития. Есть и дурная новость для таких людей: нельзя оставлять задачку без решения. Иначе никогда не поймете истинный смысл счастья.

Задача слабохарактерного человека – преодолеть проблему, стать сильным. Кстати, если у дамы слабый муж, ей необходимо помогать ему. Ведь от женской энергетики зависит состояние мужчины. А вот обратное неверно. Муж не способен справиться со слабой волей супруги. Ей предстоит работать самостоятельно.

Как преодолеть себя?

Поначалу покажется, что избавиться от робости, завистливости и иных, перечисленных выше, качеств невозможно. Если ограничите себя одним – двумя днями, то и правда ничего не выйдет.

Настраиваться следует на долгую работу. И в первую очередь понять, что никто за вас ее не сделает. Муж или жена в данном случае – не опора. Близкие могут только морально подбодрить на первом этапе.

Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание. Слабохарактерность – это особое качество. Оно не всегда проявляется вышеописанным способом. Его важнейшие характеристики:

  • отсутствие своего мнения;
  • ведомость.

Проявляются эти качества различными способами. К примеру, если муж предлагает идти в поход и расписывает прелести пешего путешествия, супруга с радостью соглашается. Она просто не понимает, какие трудности предстоят. Не может определиться с тем, хочется ли ей шагать по горам. Но это еще не слабохарактерность. Вот если муж остынет, когда девушка уже закупила снаряжение и выбрала маршрут, придумает иной план, а она опять пойдет у него на поводу – стоит задуматься. Это явное проявление отсутствия собственного мнения.

Разрабатываем план

Работать предлагается поэтапно:

  1. Первый шаг – самый ответственный. Необходимо проанализировать свои реакции, затем, выписать проявления слабого характера. Ориентироваться можно на вышеперечисленные признаки. Однако следует понять, что ими проявления не ограничиваются.
  2. Второй этап сложнее. Хорошо бы попросить друзей рассказать, как они воспринимают вашу личность. На этом шаге стоит опереться на близких. Женщине стоит послушать, что по этому поводу думает ее муж и, наоборот. По результатам работы скорректируйте список проявлений.
  3. Третий этап – это собственно выработка плана действий. С каждым недостатком придётся работать отдельно. Ниже приведены способы, рекомендованные психологами, а также подсказанные опытом людей, занимающихся решением таких проблем.
  4. Последний этап – работа. Время не ограничивайте. И еще, не напрягайтесь. Делайте «упражнения», играя, как дети. Относитесь к провалам и удачам легко. Знайте, каждый человек пришел в этот мир, чтобы быть счастливым. Это относится к слабохарактерным тоже. Решите развиваться, во главу угла ставьте счастье. Сила воли приложится, если не опустите руки. Важно понимать, что женщине муж тоже дается для внутренней работы над созданием счастья. Если у него воля на нуле, нужно подбадривать, направлять. А вот муж не способен помочь супруге.

Примерный перечень упражнений

  • Собственное мнение. Оно не появляется просто так. Его необходимо вырабатывать. Для этого рекомендуется постоянно высказывать отношение к явлению или образу, вызвавшему интерес. Начать можно наедине с собой. Просто проговаривайте то, что возникает в голове. Затем, анализируйте свои слова. Позже постарайтесь не отмалчиваться на публике.
    Семейным дамам в развитии уверенности поможет муж. Постоянно говорите ему все, что в голове. Важно не бояться того, что мысль покажется окружающим глупой или неинтересной. Она же ваша! А если муж раскритикует такую перемену в поведении, отшутитесь. Чувство юмора присуще только сильным. Пусть ваш муж это тоже поймет.
  • От стремления подражать избавиться проще всего. Посмотрите на окружающих, выявите их неповторимость. Старайтесь в каждом встречном увидеть что-то прекрасное. Муж подруги бурчит, к примеру, постоянно, денег жалеет ей на украшения? Какой хозяйственный человек! В таком направлении старайтесь мыслить постоянно.
  • Разучитесь жаловаться. Поймите, в жизни происходит то, о чем вы говорите. Если с уст постоянно срываются стенания, ваши ангелы принимают их за приказ. Они организуют все так, как заказано. В любой ситуации ищите повод для радости. Чашка разбилась? Появился шанс обзавестись новой. Любимый муж не обращает внимания? Так сами проявите инициативу!
  • Научиться удерживать внимание других людей, быть интересной личностью тоже просто. Необходимо увлечься чем-то. К примеру, читайте книги, вышивайте крестиком, изучайте особенности японских бабочек. Важно, чтобы занятие по-настоящему увлекало. Через время забудете о слабости характера, так как эти мелочи покинут голову. Там угнездится любовь к хобби.
    Секрет: Люди слушают не ушами, а душой. Их привлекает энергетика собеседника. А она накачивается положительными эмоциями, которые дает собственное увлечение.
  • Со стеснительностью справиться сложнее. Если парень испытывает дискомфорт при общении с барышнями, ему трудно концентрироваться на разговоре. То же испытывает слабохарактерная женщина. Внимание этих людей направлено на свою проблему, отчего страдает общение. Совет такой: во время встречи старайтесь зафиксировать внешние характеристики человека. Прямо напишите себе список заданий и следуйте ему.
    К примеру , возьмите за правило отвлекаться от своего состояния и фиксировать цвет глаз нового собеседника, вид его пальцев, рук, ноздрей и тому подобное. Важно отвлечься, перестать концентрироваться на стеснительности. Как правило, через определенное время (21 день) нарабатывается навык. Он состоит в том, что человек фокусирует внимание на другой личности. А это приводит к снижению уровня стеснительности.

Характер произрастает из привычек. Если станете менять их, избавитесь от проблем. Только работа предстоит непростая. Повторим: никто ее за вас не выполнит. Удачи!

Признаки слабости сердца или слабохарактерности Человека, который желает прослыть добрым или добрым становится в силу жизненных обстоятельств, называют слабохарактерным. Первый признак. Человек делает что-то, не отдавая себе отчета в том, плохо ли это или хорошо, делает это только для того, чтобы его считали хорошим человеком. Он делает все только ради того, чтобы снискать признание, но такой «добрый» человек даже не отдает себе в этом отчета. Когда этого уже не требуют обстоятельства жизни, он, естественно, перестает быть добрым. Например, когда он идет по улице один, то милостыню нищим не подает. Но если он идет с кем-то‚ то достает копеечку‚ вручает нищему и обращается к человеку, идущему вместе с ним: «Мне нравится жертвовать деньги нищим, я люблю это делать». Так поступает человек со слабым сердцем, и те, кто не умеет определять настоящую доброту, покупаются на это и говорят: «Вот хороший человек». Но если человек добрый на самом деле, то он не станет фокусировать внимание на своей благотворительности. Он просто даст нищему, что может; более того, ему будет неловко, если это станет известно другим. Он не любит афишировать свою благотворительность. Его счастье заключается в том, чтобы делать приятное кому-то другому, а не себе. Делая это, он испытывает счастье. А если слабохарактерный человек сделал доброе дело и никто об этом не узнал, то он думает: «Ну и какой прок в этом добром деле? Надо, чтобы о нем кто-то узнал». Поэтому такие люди часто рассказывают о своих добрых делах. Самовосхваление проистекает не от доброты, а от слабости сердца. Второй признак. Человек идет на поводу у плохого человека, не может ему отказать. Его легко уговорить. Он часто говорит: «Я добрый человек, поэтому все в коллективе ездят на мне, пользуются моей до6ротой». На людях, добрых по-настоящему‚ не ездят, потому что питают к ним истинное уважение. Мягкосердечный человек постоянно злится. Он вроде бы делает какие-то дела, но недоволен тем, что его «эксплуатируют». Слабость сердца является проявлением жестокости, а отнюдь не доброты. Такой человек, жестокий по природе, тем не менее не позволяет себе проявлять внешнюю жестокость, потому что боится испортить отношения с окружающими, опасается, что о нем плохо подумают, и затем это ему икнется: «А вдруг, если я откажусь, начальник выгонит меня с работы?» Третий признак. Слабохарактерный человек отказывается от выполнения своего долга, ссылаясь на то, что это принесет кому-то страдания. Например, учительница закрывает глаза на то, что ученики неправильно выполнили задание. Она думает: «Поставлю двойку - они начнут плакать». Если тот, кто обязан делать замечания, избегает их делать, то о доброте не может идти речи. Поступив однажды неправильно и не получив замечания, человек развивает в себе склонность поступать таким же образом и в будущем. В следующий раз он совершит такой же поступок уже автоматически, само собой. Если, например, человек поспал как-то днем, то на следующий день ему опять захочется поспать в то же время. Почему так? Дело в том, что закон кармы действует тремя способами: 1) плохой поступок, совершенный впервые, постепенно входит в наш характер, закрепляется привычка, поэтому, нарушив режим дня, захочется сделать это вновь; 2) за совершенный плохой поступок нам придется пострадать в будущем; 3) плохой поступок меняет наше восприятие мира, например, человек, обманувший раз, невольно начинает думать, что все вокруг обманщики. Поэтому, если человек, наделенный специальными полномочиями, не наказывает другого за проступок и не выполняет тем самым свой долг‚ он обрекает этого человека сразу на три вида страданий. В связи с этим Веды говорят, что начальник, не наказывающий своих подчиненных, будет страдать за совершенные ими грехи. Слабохарактерный начальник может недоумевать: «Я же такой хороший. Почему теперь я страдаю? Я всех любил, никого не наказывал. У меня на работе все делали, что хотели: выпивали, когда надо, воровали... Отчего же у меня такая плохая жизнь?» Ответ простой: своей слабостью сердца он накопил плохую карму. Рассмотрим еще один пример, связанный с невыполнением долга. Мать, которая к своему ребенку питает не доброту, а слабость сердца, называет его «роднулечкой», то есть кусочком ее плоти, который должен ее наслаждать. Это свойственно любой матери. Матери, чрезмерно балующей своего ребенка, следует подумать о том, что следует быть сдержанней в проявлениях своей любви, иначе ребенок начнет думать, что все должны ублажать его чувства, и может стать эгоистом. Ей кажется, что ею движет любовь, но это не любовь, а слабость сердца. Она при этом наслаждает саму себя, а не ребенка. Иногда ребенку интуитивно это не нравится, он противится ее ласкам и заботе, но ей даже в этом случае нравится наслаждаться его телом. Если женщина считает ребенка своей «роднулечкой», то есть своей собственностью, которая должна приносить ей счастье и удовольствие, то стоит только этой «роднулечке» завизжать, потому что она хочет конфетку или мороженое, как у матери разрывается сердце: «Ну, как же так? Нет никакого счастья: ребенок орет, нужно срочно купить сладости, иначе никакой жизни не будет». При этом она на самом деле думает не о ребенке и не о том, что у него характер портится, а о своем эгоистичном счастье рядом с ним. А со временем, в будущем, этого счастья становится все меньше, потому что ребенок понял, стоит ему покричать, как мама сразу купит конфету. У матери, которая проявляет слабохарактерность (слабость сердца), ребенок становится капризным и вырастает эгоистом. Подлинная материнская доброта проявляется тогда, когда мать‚ почувствовав, что ребенок становится эгоистичным, старается ограничить проявления своих чувств к ребенку, но неукоснительно выполняет свой долг по отношению к нему. Например, ребенок просит конфетку, и она говорит: «Утром и днем конфетку есть можно, вечером нельзя, заболеть можно». Когда в ответ на ее «нет» ребенок начинает плакать, она успокаивает его и сама при этом не тревожится, так как знает, что придерживается правильной, доброй позиции. Почему же слабохарактерная мать не действует таким образом? Потому что плач ребенка вызывает у нее сильные страдания. Мать, которая привыкла выполнять свой долг, а не наслаждаться, от плача ребенка страдает не сильно, она не испытывает никакого душераздирающего состояния. В то же время это не означает, что она холодна к ребенку. Сдерживая свои чувства, она тем самым пытается помочь ему в его будущей нелегкой жизни. Теперь, дорогой читатель, если вы не возражаете‚ мне хотелось бы рассмотреть, как проявляется доброта и как - слабость сердца в поведении людей во время похорон. Приготовьтесь узнать нечто серьезное. Как ведут себя разумные люди во время похорон? Мудрый человек, зная, что душа не умирает, а вместе с тонким телом покидает грубое тело, во время его смерти (то есть душа в тонком теле какое-то время находится здесь же, рядом с присутствующими) старается сдерживать свои чувства, нахлынувшие от разлуки с близким человеком. Он поступает так даже в том случае, когда другие родственники начинают бурно проявлять свои эмоции, желая показать друг другу, как они любили умершего. Его спрашивают: «А почему ты не плачешь‚ ты его не любил? Тебе все равно, что его больше нет с нами?» Ответ мудрого человека будет таким: «Он на самом деле не умер, а в тонком теле находится рядом с нами. Я не хочу доставлять ему беспокойство». Веды говорят, что человек, который стонет, не контролируя своих чувств: «Зачем ты меня оставил?» - вызывает у оставившего тело жуткие страдания. Поймите‚ ведь он, находясь в тонком теле, не может предпринять никаких действий, так как уже оставил физическое тело. Но он еще ощущает связь с родственниками. Вызывая у него жуткие страдания, родственники впоследствии будут сильно страдать за это. Веды считают, что вести себя подобным образом перед умершим очень греховно. Если же люди плачут, но сдерживают себя, то это не грех. Это вызывает у того, кто оставил тело, уважение. Он видит тех, кого поневоле оставил, и тоже чувствует разлуку с ними. Но если они не хотят себя сдерживать, а, наоборот, разжигают свои чувства, это вызывает очень сильные страдания у оставившего тело. За такое поведение родственники впоследствии могут заболеть, вплоть до возникновения раковых опухолей. В своей жизни я встречал и другие примеры. Так, на мои лекции в Риге ходила семья: муж с женой. Они были очень интеллигентными людьми. Муж был доктором наук. Он пришел ко мне на консультацию и начал задавать очень серьезные вопросы, связанный с духовной жизнью. Эта тема очень волновала его, он пытался решить для себя наиболее важные вопросы. В тот момент время его жизни закончилось, и с ним случился инсульт. Мы, конечно, сразу же вызвали скорую помощь, но было уже поздно. Видя, что человек умирает, я смотрел на его жену и был поражен тем, как она действительно по-доброму вела себя по отношению к своему мужу, который на ее глазах оставлял тело. Конечно, она была очень потрясена, но пыталась даже в этой ситуации любить его по-настоящему, не доставлять ему беспокойств. Истерик не было, она была спокойна и старалась дать мужу счастье даже в этой ситуации. Испытывая страдания, она не демонстрировала их. Я был потрясен. Подобным образом относиться к дорогому, единственному человеку можно, только испытывая по отношению к нему истинную доброту. Четвертый признак. Человек оставляет другого в беде, фальшиво причитая при этом и думая, что проявляет тем самым сострадание. К примеру, мужчина идет вдоль реки и видит: кто-то тонет, взывая о помощи. Мужчина уже накупался, ему не хочется лезть в воду, и он начинает истошно орать: «Помогите, спасите! Человек тонет!» Тем временем человек идет на дно, а мужчина всем говорит: «Ой, так плохо, что человек погиб». Другой пример: идет крепкий мужчина и видит, что кто-то пытается изнасиловать женщину. Что он должен сделать? Он ведь мужчина и по идее должен защищать ее. Но он бежит вызывать милицию, а за это время с ней происходит непоправимое. Этот мужчина проявил слабость сердца. По-настоящему добрый человек не будет стоять смотреть или бежать куда-то, если у него есть силы помочь. Конечно, женщина не может защитить себя - она должна звать на помощь. А что будет делать женщина со слабым сердцем, ставшая свидетельницей такой ситуации? Она будет причитать: «Ой, как плохо, ой, как плохо!» - и убежит. Она, возможно, и милицию не позовет, хотя добрая женщина в такой ситуации должна звать милицию. Она не может встать на защиту, потому что для этого у нее не хватает сил. Из-за слабости сердца человек, никак не пришедший на помощь, вынужден будет страдать. В нашем законодательстве есть, например, пункт о преступной бездеятельности. Поэтому в некоторых случаях власти привлекают к ответственности лиц, которые вовремя не оказали помощь. Олег Торсунов