Что жуют мусульмане. Кат – наркотическое средство растительного происхождения

Кат - это травянистое растение, растущее в жарких странах. Оно обладает стимулирующими наркотическими веществами, в том числе катинон. Кат популярен среди людей, испытывающих зависимость от препаратов, которые вызывают эйфорию и возбуждение. Употребление растения подавляет аппетит и волю человека, он становится чрезмерно возбужденным, неадекватно себя ведет.

Растение разрешено к продаже и употреблению в некоторых странах Африки, Азии и Европы, в том числе в Великобритании. В России кат входит в список запрещенных наркотических средств, его распространение преследуется законодательством.

Употребляется кат в свежем виде. При сушке листьев психотропные вещества испаряются, оставляя минимальный эффект воздействия на человеческий организм. По этой причине растение после сборки помещается в полиэтиленовые пакеты и транспортируется в различные страны.

Листья не имеют запаха, присутствует горьковатый вкус. Традиционно листья жуют в течение нескольких часов.

Воздействие на организм

Воздействие ката на организм человека невозможно предугадать. На каждого потребителя листья действуют по-разному, человек испытывает чувство эйфории, агрессии, депрессии, появляется склонность к суициду.

По своему воздействию на организм кат можно сравнить с адреналином. Сок с листьев растений сужает сосуды и повышает артериальное давление, содержание сахара в крови повышается.

Как возникает зависимость?

Зависимость от ката развивается медленно, поэтому вредные последствия для организма не пугают потребителя. Жевание листьев становится аналогом жевательной резинки, обеспечивает хорошее настроение и приятную занятость. Катинон попадает в кровь и организм, воздействует на каннабиоидные рецепторы, которые отвечают за работу мозга. Без жевания листьев человек становится вялым и апатичным.

Опасность ката в том, что он способствует стимулированию работы организма, человек способен выдерживать большие нагрузки, меньше спит и есть, а впоследствии вызывает сильнейшую зависимость, разрушают его изнутри.

Зависимость от наркотиков?

Получите консультацию прямо сейчас

-- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00

Признаки употребления ката

Признаки употребления ката не столь очевидны, как употребление сильнодействующих наркотиков:

  • нарушение сна и бодрствования, человек чувствует постоянный прилив сил и не ощущает усталости, организм работает на износ;
  • затуманенный взгляд, расширенные зрачки;
  • тахикардия, учащенный пульс;
  • отсутствие чувства голода;
  • сильное сексуальное влечение;
  • непродуктивная однообразная деятельность.

Последствия употребления

Зависимый от ката человек постепенно теряет то, что делает его человеком. Он способен сосредоточится исключительно на своих сиюминутных потребностях. Первым под удар ката попадает нервная структура, так как растение, прежде всего, стимулирует ЦНС, возникает:

  • тремор конечностей после чрезмерного возбуждения;
  • головная боль, от которой помогает избавиться только кат;
  • депрессивное состояние;
  • расстройство сна;
  • распространены заболевания стоматитов и периодонтиты, зубы стираются или выпадают;
  • нарушается работа желудочно-кишечного тракта, потеря аппетита вплоть до анорексии, больные страдают запорами;;
  • возникает острая нехватка кальция, зубы разрушаются;
  • сердечно-сосудистая система работает недостаточно, наркоманы умирают на 15 - 20 лет раньше, а употребляющие некачественные товар - уже через 5 - 7 лет.

Физическая зависимость

После употребления ката наркоман ощущает «подъем», прилив энергии и физическую силу. Спустя 3 - 4 часа действие вещества прекращается, человек может проспать несколько часов, но после пробуждения чувствовать себя раздражительным и уставшим. Физическая зависимость жевателя развивается настолько сильно, что он не способен поглощать пищу.

Известно, что больше двух лет употребления ката ни один человек не остался здоровым. Люди становятся инвалидами или умирают.

Как употребление ката влияет на психику

Употребление ката влечет за собой психологическую зависимость:

  • возникает параноидальная суетливость;
  • маниакальное расстройство психики;
  • депрессия;
  • нарастающая раздражительность;
  • неадекватное воодушевление резко чередуется с апатичным состоянием.

Можно ли бросить самостоятельно?

Известно много случаев, когда зависимость от ката люди переживали самостоятельно. Опасность вызывает психологическое состояние наркомана. Он ощущает чувство потерянности, депрессии и страха.

Лечение зависимости от ката

Лечение от наркотической зависимости в центрах реабилитации начинается с профессионального осмотра наркомана. Оценивается психологическое и физическое состояние пациента с медицинской точки зрения. Затем следуем детоксикация и назначение индивидуального лечения. Затем пациент проходит постреабилитационный период. Все лечение проходит под присмотром медицинского персонала. Преимущества лечения в реабилитационных центрах заключаются в следующем: конфиденциальность, формирование здорового мировоззрения, борьба с проблемой созависимости, экстренная помощь в любой ситуации.

  • Оглавление раздела: Растения - яды, галюциногены..
  • Читать: Листья кат и их применение

Растение кат Khat и катинон. Растения и энтеогены

Энтеоген кат (khat) распространен на Аравийском полуострове, в Эфиопии, в Восточной и Южной Африке, в незначтельных масштабах он также культивируется в Индии и на Шри-Ланке. Происхождение ката спорно: одни считают, что он происходит из Эфиопии, откуда затем распространился на плоскогорья Восточной Африки и Йемена. Другие думают, что растение кат происходит из Йемена, откуда был привезен арабами в соседние страны. Это растение содержит наркотические вещества психостимулирующего действия, в связи с чем получило довольно широкую известность. При сушке ката наиболее активное вещество, катинон (cathinone), почти полностью испаряется за двое суток, оставляя более мягко действующий алкалоид, катин (cathine). Поэтому собранный урожай листьев и стеблей ката транспортируют в пластиковых мешках, или запакованным в листья банана, чтобы обеспечить сохранность высокой психоактивности.

Катинон (cathinone) - главный алкалоид растения кат

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием: они содержат стимулирующее вещество - алкалоид катинон, или норэфедрон (b-ketoamphetamine), который в ряде стран признан наркотическим веществом. Катинон, как и эфедрон (метилкатинон), в России входит в список наркотических веществ. По своему действию на организм катинон близок к эфедрину и амфетамину, но по сравнению с амфетамином катинон показывает более низкий уровень возбудительных и токсических свойств. Изомер эфедрина, катовый алкалоид катин, или нор-псевдоэфедрин (cathine, D-norpseudoephedrine), имеет более слабое действие и не признается наркотическим веществом. Растение содержит также алкалоиды катидин, катинин, холин и бромиды.

В некоторых странах продаются капсулы так называемого наркотика “хагигат“, который изготовляют из листьев ката. Эффект от приема капсулы напоминает эффект амфетамина. Естественно, на каждого человека любое психоактивное вещество, в том числе и катинон, влияет по-разному; диапазон ощущений широк: от эйфории до депрессии. Препараты из листьев ката вызывают умеренную эйфорию и возбуждение, под его влиянием люди становятся разговорчивыми и кажутся неадекватными и эмоционально неустойчивыми. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность, он сильно подавляет аппетит и использование ката может привести к запору.

Традиционное употребление ката: жевание листьев

Жевание стимулирующих листьев ката (Catha edulis) является многовековой традицией населения ряда регионов Восточной Африки и Аравийского полуострова. Злоупотребление катом создаёт тяжелые медико-социальные последствия и признается серьезной проблемой целого ряда стран. Например, в Эфиопии это явление охватывает сейчас все слои общества - вне зависимости от социальной, профессиональной, этнической и религиозной принадлежности. Жевание ката быстро распространяется среди молодежи и женщин.

Растение кат (Catha Edulis) - народная эфиопская забава. Во многих странах кат считается наркотиком и запрещен, но в Эфиопии вполне легален. Молодые побеги ката жуют, получая от этого какой-то кайф. На юге страны кат продают чуть ли не на каждом углу, в уважающих себя отелях висят таблички “Кат в комнатах жевать запрещено” (поэтому все жуют, сидя на крыльце). Водители автобусов жуют кат, чтобы не заснуть за рулем, пассажиры автобусов - потому, что скучно ехать, или потому, что угостил сосед, работающие - чтобы веселее было работать, безработные - потому, что больше нечего делать, молодежь - по общемировой привычке молодежи к потреблению всякой наркотической дряни.

При этом среди эфиопов практически никто не курит. Крепкие спиртные напитки здесь тоже не в моде. Вот и остается жевать зеленые листики ката. Отдельные жители Эфиопии, конечно, курят. Но не табак. В городе Шашэмэнне находится центр растафарианской церкви, проповедующей идеи растафари и растаманской религии среди местного населения. И если вся Эфиопия слушает амхарскую музыку (то бишь народную), то в Шашэмэнне на каждом углу звучит растаманская музыка реггей и Боб Марли. Бывшие обитатели Ямайки, вернувшиеся в Эфиопию (которая, согласно их вере, и является настоящей землей обетованной, а белые все врут про свой Израиль), подобно своим карибским единоверцам, выращивают и употребляют марихуану в священных целях. Местная полиция, говорят, терпимо относится к этому факту, зато решительно пресекает все миссионерские поползновения растаманов - то есть попытки продажи марихуаны представителям других вероисповеданий.

Обычно свежие листья ката жуют или заваривают из них чай. Действие ката описывается в диапазоне от сравнения с употреблением очень крепкого кофе (стимуляция нервной системы) до кокаина и даже сильного эффекта амфетаминового типа - в зависимости от количества съеденных листьев. При этом последствия воздействия ката на организм человека пока слабо изучены учеными, хотя фиксировались случаи тяжелого состояния при передозировке. Несмотря на многовековую традицию употребления ката африканцами, пока неясно, вызывает ли употребление ката физическую зависимость. Жевание ката имеет некоторые побочные эффекты, которые быстро дают о себе знать - потеря аппетита, бессонница и общая подавленность.

Как проходит церемония жевания листьев ката?

Считается хорошим тоном каждому из гостей, даже иностранцам, приходить со своим катом. Хозяин же угощает кальяном, питьевой водой, различными прохладительными напитками и чаем, так как жевание ката обезвоживает организм. В употребление идут только листья растения и их не глотают. Их пережевывают, обращая в пасту (мульчу), которую держат за щекой. После пары часов набивания щеки мульчей, которая прессуется в шарик, выделяемый сок попадает в пищеварительную систему.

Оживленная беседа о бизнесе или политике, если процесс происходит в катовых высокопоставленных лиц, постепенно угасает с началом действия наркотического эффекта листьев. Каждый погружается в свои собственные думы за передаваемым друг другу кальяном. Но ведь особо и не поговоришь с раздувшейся от ката щекой. А на некоторых кат начинает действовать наоборот возбуждающе и тогда они начинают громко говорить и смеяться.

Обычная процедура катожевания от начала до конца занимает 4…5 часов. Потом все расходятся по домам или на молитву после призыва муэдзина. Женщины жуют кат отдельно от мужчин, для них это отдых от домашних дел и просто шанс встретиться с подругами. Также считается, что кат способствует похуданию и выводит жир из организма.Правительство, надеется Мохаммед, не станет запрещать кат, а введет некую схему лицензирования мафришей, от владельцев которых потребуют закрываться в определенное время и следить за чистотой.

  • Оглавление раздела: Растения - яды, галюциногены..
  • Читать: Листья кат и их применение

Этнический наркотик...

Растение кат, до сих пор легально продаваемое в Британии, может быть запрещено, как в США, Канаде и многих странах Европы. Этот кустарник (лат.: celastrus edulis) растет в Кении и Эфиопии, а выходцы из Сомали и Йемена, живущие по всему миру любят жевать его листья.

Известно два основных вида ката - мирра (произрастает в основном в Кениии) и херери (произрастает в Эфиопии).

В Великобритании пучок ката стоит около 3 фунтов стерлингов (5 долларов), а в США это растение к продаже запрещено, и там пучок листьев стоит от 50 до 80 долларов

Сомалийцы жуют кат испокон веку и ценят в нем не только то, что он заряжает организм энергией, но и то, что он помогает расслабиться, делает людей более разговорчивыми и дружелюбными. Кроме того, говорят, он укрепляет потенцию, хотя кое-кто из мужчин утверждает совершенно обратное.

Многим сомалийским женщинам, живущим в Британии, это пристрастие мужской половины не очень-то нравится, Из 600 живущих в Британии сомалийцев почти половина готова поддержать запрет ката. Фаиза Мохаммед, глава лондонской организации, занимающейся помощью сомалийским женщинам, утверждает, что кат бьет по сомалийским семьям в Британии.

"На родине эти мужчины добытчики, но в Британию они приезжают без работы и берутся за кат, к которому быстро привыкают. Они жуют день и ночь - и ничего не могут делать, - сказала она в интервью Би-би-си. - Женщины ходят на работу, общаются с детьми, ходят по магазинам, а мужчины только жуют".

Традиционно жевать кат дозволяется только мужчинам; для сомалийских женщин до недавнего времени это было табу. Причем жевать принято в специальных местах, где собираются мужчины, - такие места называются мафришами. "Мафриш столь же важен для сомалийцев, как паб для британцев, - объясняет Мохаммед Дукаале, живущий в Британии сомалийский журналист. - Здесь люди обсуждают свои планы, свои проблемах".

Кат чем свежее, тем лучше, так что нередко листья привозят с плантаций самолетами в течение суток после сбора. Только в одном сомалийском городе, Харгейсе (столице непризнанного государства Сомалиленд), суточный оборот торговли катом оценивается в 200 тысяч долларов в сутки.

Сомали погружена в политическую и военную анархию вот уже более десятилетия, и многие считают, что воинственные настроения полевых командиров отчасти подогреваются именно наркотическим кустом. Американцы, по всей видимости, так и считали, когда запретили кат у себя вскоре после своего провала в Могадишо в 1993 году.

Американские командиры, потерявшие тогда 18 солдат во время операции "Возвращение надежды", были поражены выносливостью сомалийских боевиков, воевавших без устали сутки напролет. Кат стимулирует мозг. Вы раскрываетесь, как цветок, когда жуете. Вы мыслите в позитивном ключе, вы строите планы на будущее.

Многие сомалийцы, однако, считают кат ничуть не более опасным или асоциальным, чем алкоголь или табак, и не думают, что его следует запрещать.

Кения. Первое, с чего следует начать - откинуть предположения, что это цивилизованная страна. Провозглашаемая демократия началась несколько десятков лет назад, но таковой не стала из-за бедности страны и дикости нравов. К примеру, в ходе выборов год-два назад правительственные войска просто расстреливали толпы протестующих, всех подряд, после чего осталось много сирот, людей без крова и работы. Население жалуется на бесчестное поведение правительства, непомерные налоги, которые сама верхушка умудряется не платить. Властные структуры клановые, отражают интересы узкой группы (племени), из которого они вышли, стремятся выделить им деньги из бюджетного пирога. Остальные племена этому не радуются, говорят, что по этому поводу даже совершают протестные массовые убийства. Следствие прямое - полиция стреляет сразу же на поражение, ходят только по двое с автоматами, в темное время суток охраняет только деловой, бизнес и одновременно политический центр Найроби.

Только лишь перейдя дорогу, попадаешь в нижнюю часть города, в которой полиции не видно, а полицейский стационарный пост (стакан) просто обгажен и представляет из себя подобие заброшенного ларька. В нижней части города в темное время суток какой-то бедлам. Играет музыка в ночных барах, вход в которые напоминает контейнер на оптовке, рядом черные типа секьюрити и проститутки. Тут же прямо на улицах валяются черные бомжи, жуть какая-то. При этом народ жует корни растения, напоминающие усы земляники, называется трава мирра. Как мне объяснили, это наркотик с содержанием кодеина, поэтому народ, ее жующий, и не может спать по ночам. Травка эта разрешена для свободного употребления, стоит на наши деньги около 4 рублей пучок. Понятно, что им проще эту гадость жевать, чем сложные финансовые проблемы решать.

Мое присутствие на улице вместе с одним черным вызывает оживление, только сейчас понимаю, как это было опасно. Все зыркают, то денег просят, то выговаривают что-то типа наезда.

Когда я с несколькими черными приезжал в центр города ночью, мне сказали просто не выходить из такси, что я и не делал. Чернокожая девушка, с которой я ехал, пробовала купить билет до Момбасы на автобусе. Что тут началось! Ее окружили человек 30 черных, что-то орут, ее приглашают. Потом она сказала, что все эти типы никакого отношения к перевозкам не имели, а просто хотели денег срубить, отдать фальшивый билет и ничего с них потом не возьмешь… На меня в машине чего-то зыркают, один чуть ли не звать куда-то начал. Ну, жесть короче.

Потом в Момбасе часов в 10 вечера (темнеет в 7) встретился с несколькими подростками (лет 15), гид сказала, что они и ограбить могут. Один за локоть давай меня хватать, ну как бы маршрутка моя подошла, я руку отпихнул и залез в маршрутку (называют их матату).

Вообще отношение к деньгам у кенийцев как-то по-американски трепетное и болезненное. Мой гид по природному парку в Момбасе сказал, что если туристы не будут приезжать, то им нечего будет есть. Еще нужно учесть, что в кенийской семье от 4 до 10 детей, у большинства просто нет работы. Сельскохозяйственный сезон 3 месяца (с апреля по июнь), пока идут дожди. Выращивают картошку, потат, бобы. Кстати посевных полей я видел мало. Непонятно, то ли кенийцы ленивы, то ли не все земли пригодны. Видел, что выращивают кого-то типа коров и овец.

В общем, кенийцы просто поставлены на грань выживания. И результат таков, что черный воспринимает белого как источник доходов и способ выживания одновременно и задача у него выжать как можно больше с "белого богача".Поэтому запросто могут соврать (посадить в такси и возить вместо 20 минут 3 часа, а потом требовать оплаты), обмануть (при обмене денег подсунуть фальшивые кенийские купюры), издеваться (продать какую-то бурду в бутылке под предлогом чистой воды и сказать спасибо за покупку, забывать сдать сдачу или называть стоимость к примеру проезда в 2-3 раза больше для белого, чем для остальных), доставать (на пляже по 7 раз подойдут к одному белому разные негры предложить услуги), клянчить (заглядывать в глаза, мило улыбаться или рассказывать о тяжелой жизни в надежде на чаевые или просто просить попить колы), а также заискивать, когда нужны деньги, а потом перестать здороваться, разговаривать или послать на три буквы, когда от белого уже ничего не надо.

Что меня удивляет, то что бедность местного населения не меняет отношение к ценовой политике и доступности услуг. К примеру, проехать на экскурсию 60 км стоит 100 долларов (к примеру, проехать половину Кении на автобусе 20 долларов).А в баре нашего отеля мне умудрились продать чашку чая за 63 рубля, а потом еще удивлялись, чего это мне больше ничего не охота.

Местные черные леди в голубых мечтах видят себя замужем за белым и смену гражданства, ну или хотя бы забеременеть от него и получать содержание на ребенка. Кстати, у многих получается. Так как отдыхает много немцев, в основном достается им. Англичане, как я понял, поспокойнее в этом вопросе. Старые белые леди таскаются с молодыми мускулистыми и не очень черными, или белые мужики в годах с молоденькими черными девушками и для окружающих это не вызывает какого-то удивления.

На автобусе из Найроби в Момбасу проехал пол Кении (6 часов езды стоит 14 Евро). Обратно летел на самолете (час лета стоит 72 Евро).

Ну что, природа прекрасна. В центре страны горы, предгорья, холмы, долины. Растут в основном какие-то кустарники, в принципе растительность густая и для животноводства пригодная, но такового там немного. Возможно, из-за менталитета, может по другой причине. Ближе к востоку природа все больше похожа на пустыню. В солнечное время народу в деревнях видел мало.

Вообще, проезжаемые нами деревушки были похожими. Стандартным набором были бар, отель, магазин и церковь. Церквей, кстати, очень много и практически каждый кениец считает себя христианином, по воскресеньям ходит в церковь. Много католических приходов, евангельских протестантских церквей, причем практически на каждом углу. Мечети встречаются, но мало, мусульманки также присутствуют, но в меньшинстве.

Народ в деревнях в основном занимается возделыванием почвы. Вообще, деревеньки как бы прижимаются к дороге, как к "реке жизни", что в принципе объяснимо. На каждой остановке в нам в автобус заскакивала ватага местных продавцов фруктов, орехов и один за одним методично что-то пытались продать.

Местный прикол - сидение в покрышке. Кениец садится в теньке в покрышке и наблюдает, как мимо по главной автостраде мчатся машины, чего-то обсуждает с соседом. Ну ор, в общем.

Природа в Момбасе резко отличается от остальной страны. Здесь и влажно и пальмы кругом кокосовые и прочая буйная растительность, прямо оазис среди иссыхающей равнины.

Такси что в аэропорт, что от города в отель 20 долларов, хотя езды 20-30 минут.

Местная кенийка определила меня в отель в пригороде Момбасы-Бамбури (10 км от города) Kahama, как оказалось еще дешевле, чем я нашел в Интернете. Поселился по 31,5 евро за сутки, хотя средняя цена в других аналогичных отелях примерно составляла 35-50 евро.

Честно говоря, не переживал из-за размещения в пригороде. Город что Найроби, что Момбаса представляет из себя кишащий черный муравейник, где пешеходных переходов просто не существует. Кругом нищие, денег просят. Спросить как пройти куда-то невозможно, делают вид, что не понимают, о чем спрашиваю, сразу или в такси сажают или денег просят. Повсюду как-то все неустроено и грязно. Более-менее прилично все в деловых центрах, где банков много, но и те охраняет мужик с М-16 или Калашниковым.

В Момбасе видел форт Jesus, который представляет из себя крепость, построенную, на первый взгляд, из валунов и обмазанную глиной. Форт небольшой, особой прелести в архитектурном искусстве не представляет. Зато вид возле него на прилегающую бухту и океан просто супер, можно часами сидеть и созерцать это великолепие.

Отель удобный, уютный и убранный, несмотря на свои 3 звезды, мне понравилось. За такие деньги в Москве и Стамбуле мне предлагали только какие-то загаженные и протертые номера, сравнения никакого. До берега 200 метров. Девочки на ресепшен сообразительные, обходительные и исполнительные, сервис понравился.

Океан Индийский, ноги в нем омочил. Самое хорошее время для купания-утро и вечер, во время приливов. Днем вода уходит далеко и становится мелко. Температура воды 27, воздуха 30 по Цельсию. Песок белый. На дне кучи водорослей. Глубина до 100 метров от берега по грудь.

Для дайвинга слабовато, с Красным морем не сравнить. За один раз увидел какую-то гусеницу типа рыбу, кучи морских ежей, что-то типа угря, небольшого ската, что-то типа морского карася и стаи маленьких рыб. Больше желания нырять не появилось. Правда, местные предлагали отвезти поплавать с дельфинами и порыбачить, но чего-то не решился.

На сафари уже не поехал, времени мало оставалось. И неохота было связываться с непредсказуемыми жадными кенийцами, их дорогами и непонятного рода транспортом, короче говоря, с очередной головной болью. Сходил в местный природный парк, что-то наподобие зоопарка, чем удовлетворился. Видел гиппопотама, крокодилов, антилоп, рыб разных, сейшельскую черепаху, жирафа кормил.

Завтрак в отеле был бесплатным. Наедался кукурузных хлопьев, молока, яичницы с беконом, чего в принципе, хватало на пол-дня. Ужинал в Момбасе, в принципе по 300-400 р., что еще нормально. В местном баре при отеле меньше чем за 1 000р. за ужин не обойдешься.

Традиция жевать листья растения под названием кат появилась в Йемене очень давно. По легенде, в 750 году один йеменский пастух заметил, что его козы, поев листьев одного из деревьев, становятся бодры и веселы. Пастух тоже попробовал жевать их, и ему понравилось. Считается, что так в Йемене появилась традиция жевать листья, содержащие «веселящие вещества».

ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Мужчина жует листья ката (Catha edulis) на рынке возле авиабазы Аль-Анад. Потребление наркосодержащих листьев ката — крупнейшая социальная проблема в Йемене. © Dmitry Chulov.

Этой статьей Сайт для любознательных путешественников начинает серию материалов под названием «Йемен до войны» . Побывать в Йемене мне удалось несколько лет назад, во время съемок серии репортажей для программы «Их нравы» (НТВ). Вместе с телеоператором Алексеем Передельским и большим другом нашей команды Георгием Леонтьевым мы проехали по городам и селам, пустыне, берегу Аденского залива, исколесили почти всю страну вдоль и поперек, воспользовавшись хрупким перемирием в жестоких стычках между местными племенами. Не уверен, что сегодня подобное путешествие удалось бы повторить, но точно знаю, что представления «западного мира» о Йемене, йеменском образе жизни и национальном характере ужасающе далеки от реальности.

Большая Йеменская командировка даже в то, мирное время выдалась не самой безопасной – нас не взяли в заложники совершенно случайно, как выяснилось позднее, мы разошлись с похитителями, и одно из горных племен захватило безрассудных путешественников-французов, выехавших из того же города незадолго до нас. В плену они провели около полугода, но все же остались живы. Передвигаться по стране нам приходилось исключительно в сопровождении военного конвоя, с машинами с установленными на них пулеметами в голове и хвосте колонны, никаких остановок по пути, только на блокпостах, на особо опасных участках – скорость максимальная, в том числе на извилистых горных дорогах…

Йемен вообще – это особый мир, в чем-то совершенно не изменившийся со средневековья, в чем-то способный до глубины души поразить «цивилизованного» человека, выходца из мира «западных ценностей».

Первый материал серии – о древней йеменской традиции жевать кат , который в России внесен в список наркотических и психотропных веществ, оборот которых законом запрещен.

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

Они устроились между камнями, — отсюда прекрасный вид на столицу. Мужчина с пакетиком в руках – в этих краях обычная картина. В пакетике – листья дорогого сердцу каждого йеменца растения. Каждый день после обеда жизнь в этой стране замирает, поскольку мужчины отправляются жевать кат…

Если, будучи в Йемене, вы увидите людей с раздувшимися щеками и зелеными зубами — не смущайтесь. Это верный признак того, что они жуют дурманящие «веселящие листья». Кат в Йемене жуют везде – дома и на работе, в гостях и за рулем, на свадьбах и во все дни недели.

Справка: Кат (лат. Catha) - монотипный род вечнозелёных кустарников семейства Бересклетовые (Celastraceae), включающий единственный вид - Catha edulis. С древних времён (задолго до начала использования кофе в XII в.) свежие или сушёные листья ката использовали для жевания или заваривания (как чай или пасту) в качестве наркотика. В социальном и культурном смысле кат можно рассматривать как заменитель запрещённого во многих арабских странах алкоголя. В Йемене по некоторым оценкам кат употребляет до 90% всего мужского населения и 25% женщин. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением. Это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность. Растение кат запрещено к культивированию и обороту на территории РФ, подпадая под Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.

После обеда на рынке ката в Сане оживление. Почти все столичные мужчины отправляются сюда, чтобы купить свежие листья… Тут не продают укроп или петрушку, но при этом продавцов и покупателей так много, что яблоку негде упасть. Приехать на крупнейший рынок ката Шумейла нам удалось в нужное время…

Фуад, покупатель : «Кат помогает мне чувствовать себя лучше, быть активнее»!


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавцы ката на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Таких рынков по всей стране сотни тысяч, они есть в каждом городе и деревне. Цена за пакетик зелья — от доллара до пяти, платить — в йеменских реалах. Листья должны быть зелеными, сочными и свежими. Поэтому продают только те, что срезаны рано утром. Их фасуют в пластиковые пакеты и прикрывают от солнца, ведь засохшими их уже не купят.

Хасаб, покупатель : «Когда я работаю, то не жую. Но сегодня у меня выходной, а значит, могу себе позволить! Поэтому я и пришел на базар порцией свежих листьев».

Продавец йеменского чая с кардамоном и мятой улыбается, обнажая зеленые от свежего ката зубы. Хотя Мухаммед торгует именно чаем, но говорит, что работать на рынке и не жевать кат невозможно.

Мухаммед, продавец чая: «Я каждый день жую кат. За какую щеку закладывать – левую или правую — не важно, главное, чтобы кайф поскорее приходил…»


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Покупатели пробуют листья ката на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

«Вам какой сорт?» «Для работы или отдыхать?» Такие вопросы здесь слышны повсюду. Для постоянных покупателей продавцы перевязывают уже обрезанные листья – это «продукт готовый к употреблению».

Продавец: «Аллах Акбар! Сегодня вкуснее красный, но есть и белый, разложен по порциям…»

Покупатель Атрам считает, что лучший кат — белого цвета: «Я прихожу на рынок не каждый день, а всего лишь 6 раз в неделю! Хотите, пожуем вместе?..»

Пригласить пожевать в Йемене вообще — знак хорошего тона. Когда гости приходят в дом, то каждый приносит свой кат. Во многих домах есть даже отдельная жевательная комната для мужчин.

Повальным увлечением жевание ката стало в конце 60-х. Это в Европе кат как наркотик запрещен, а в Йемене сегодня нельзя найти человека, который бы не жевал листья, сорванные с национального дерева

На плантации неподалеку от йеменской столицы выращивают вовсе не молодые тополя, как может показаться с первого взгляда, а кат, жевать листья которого йеменские мужчины просто обожают.

Одна из многочисленных плантаций ката находится всего десяти минутах езды от центра йеменской столицы. Средний возраст деревьев на ней 90 лет. Они достигают высоты в 20 метров. Но чтобы собрать молодые побеги, их крестьянам лестницы не нужны. Мы не успели понять, что происходит, как один из плантаторов, вооружившись кинжалом, в считаные секунды взобрался на высоту…

Али Хамид Альмухадри, плантатор : «Умение лазить по деревьям – это традиция, передающаяся в наших краях от отца к сыну. Ведь в старину у нас не было никаких лестниц!


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавец ката со своим сыном на рынке ката возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Окрестности йеменской столицы всегда считали прохладным, наиболее подходящим районом для выращивания ката. В собственности у Мухаммеда ни много, ни мало тысяча деревьев. Он выращивает кат 30 лет и знает про него все.

Мухаммед, плантатор : «Это неприхотливое растение. Воды ему нужно мало: летом поливаю раз в месяц по паре часов. А зимой не поливаю вообще. Разве что землю приходится рыхлить, чтобы листья лучше росли».

На плантации Мухаммеда собирают даже не листья, а молодые побеги – их ценят дороже. 10 веток – это целых 30 порций на рынке.

Говорить о кате йеменцы готовы всегда, и вскоре вокруг нас вскоре собралась целая группа людей. Они не видят в своей любви к кату ничего дурного. Эти листья жевали их деды и прадеды, а сама традиция уходит корнями в глубокую древность.

В Народной Демократической Республике Йемен жевать кат хоть и разрешалось, но только один раз в неделю – по четвергам. Сейчас же торговля катом составляет до 25% валового национального дохода и в ней заняты около 16% всего населения страны – это официальные данные!

Их можно назвать катоманами или катоманьяками. Как зарабатывающему 10 тысяч реалов в месяц удается тратить на кат 15 тысяч, и при этом еще и содержать семью – неизвестно. Так или иначе, но траты йеменских мужчин на ежедневную «бодрящую жвачку» составляют значительную часть семейных бюджетов.

Листья ката – это один из многочисленных национальных символов Йемена. Их чеканили даже на монетах. Например, он были изображены на монете в один реал, вышедший из употребления в 1973-м…


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавец ката жует свой товар на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Халид Мухаммед Саид родом из города Лахдж. Торгуя в городе Мариб, он непрерывно жуёт свой же товар.

Мухаммед, продавец Ката: «Кат, кинжал джамбия и автомат калашникова – это традиции, доставшиеся нам от предков»!

Большинство фотографий продавцов и покупателей ката в этой статье были сделаны на рынке ката у въезда на авиабазу Аль-Анад на юге страны в 60 километрах от города Аден, где в августе 2015 шли кровопролитные бои между правительственными войсками и хуситами. Трудно даже предположить, что стало с героями этих снимков, жителями города Лахдж и окрестностей…

Йеменский город Мариб считают одним из самых небезопасных для иностранцев. Межплеменные войны в районе Мариба не прекращаются на протяжении столетий, то затухая, то разгораясь с новой силой. С огнестрельным оружием здесь ходит каждый. Поэтому торговать катом на рынок Мухаммед каждый день ходит со своим автоматом на плече.

Мухаммед, продавец Ката: «Автомат для меня, как для вас, наверное, галстук или мобильный телефон. Не могу же я выйти из дома неодетым. А с кинжалом и автоматом я выгляжу, как настоящий мужчина».


САНА, ЙЕМЕН: Одурманенный посетитель «Леконде» жует кат, лежа на подушках на полу. © Dmitry Chulov.

Здесь обсуждают дела и делятся новостями. Кто побогаче – заказывает шишу и кальян. Телевизор на стене, подушки и пуфики на голом полу — вот и все нехитрые удобства. Заплатив меньше 7 рублей, сидеть и жевать здесь можно сколько угодно.

Это место в самом центре йеменской столицы называют на французский манер «Леконде». Жевать кат после обеда здесь собираются небогатые горожане и приезжие. А по ночам «Леконде» превращается в недорогую гостиницу.

Похожие на свежую «лаврушку», эти листья иногда называют «убийцей времени». Внизу на площади бурлит жизнь, а внутри – вечный покой и умиротворение. «Леконде» – находится в самом центре йеменской столицы, прямо возле городских ворот Баб эль Йемен. Трудно даже представить, какое количество наркотической зелени пережевали здесь поколения горожан…

Трудно сказать, сохранятся ли городские ворота и здания вокруг них, равно как и потрясающие старинные «пряничные» глинобитные здания исторической части йеменской столицы, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, после очередных бомбардировок города Сана. Но с полной уверенностью, исходя из истории этой части Аравийского полуострова, можно сказать, что жевать кат и воевать с внешним врагом или между собой в межклановых конфликтах йеменцы не перестанут никогда. Так было принято в этой стране веками, и наивно думать, что в наши дни здесь хоть что-нибудь изменится вдруг раз и навсегда!

Напишите в комментариях, что еще более подробно Вы хотели бы узнать о Йемене?

Заинтересовали фотографии на сайте? Загляните в мой фотоархив! В нем — тысячи профессиональных фотографий из десятков стран мира!

Серия статей «Йемен до войны»:

  1. Дурманящие листья ката.