Эссе учителя.

7-06-2010, 21:26

Описание

На приеме у офтальмолога

Детский офтальмолог (от греч. «офтальмос» - глаз) занимается оценкой состояния органа зрения и его функций у детей. Чаще глазного врача называют окулистом - от латинского слова «окулюс».

Многие дефекты органа зрения , беспокоящие взрослых, возникают еще в детстве, нередко причина заболеваний глаз обнаруживается в раннем возрасте, а иногда даже до рождения.

Родители часто обращаются к врачу-офтальмологу , чтобы выяснить, все ли в порядке с глазами их ребенка, что могут означать те или иные признаки.

Ряд подобных вопросов можно решить и самостоятельно , если знать основы строения и функции глаз ребенка , обращать внимание на необычные внешние признаки строения глаза, покраснение глаз, белый цвет области зрачка и пр.

Но при заболеваниях глазного дна, травмах глаз необходимо обратиться к врачу.

Основы строения и функции глаз

Глаз по своей форме напоминает шарик для игры в настольный теннис.

Снаружи видна лишь передняя часть глазного яблока. Это и прозрачный участок наружной (фиброзной) оболочки, называемой роговицей, и треугольные белого цвета участки непрозрачного отдела той же оболочки - склеры.

Сквозь роговицу видна находящаяся глубже наружной сосудистая оболочка, точнее, ее красивая передняя часть - радужка, которая у каждого человека имеет индивидуальный рисунок и цвет.

В центре радужки расположено круглое отверстие - зрачок . Задние отделы наружной и сосудистой оболочки не видны. Большую часть сосудистой оболочки, в глубине глазного яблока, выстилает внутренняя оболочка - сетчатка.

Пространство между роговицей и радужкой (передняя камера) занято прозрачной водянистой влагой. За радужкой находится хрусталик - двояковыпуклая биологическая увеличительная линза, имеющая размеры горошины. Основной объем внутри глаза заполняет прозрачное бесцветное студнеобразное стекловидное тело.

Глазное яблоко часто упрощенно сравнивают с фотоаппаратом. Подобно корпусу фотокамеры, склера придает ему форму и защищает то, что находится внутри этого хрупкого прибора.

Роговица , как передняя линза в конденсоре объектива, собирает в пучок световые лучи, сосудистая оболочка выполняет роль диафрагмы.

Горизонтальное сечение глазного яблока и, подобно кассете, защищает от лишнего света «святое святых» глаза - сетчатку, которую можно сравнить с чрезвычайно чувствительной фотопленкой.


Горизонтальное сечение глазного яблока

Пословица гласит: «Береги глаз, как алмаз ».

Алмаз же хранят в коробочке, подложив под него мягкий поролон. Таким защитным футляром для глазного яблока служит костная полость - глазница, выстланная жировой клетчаткой.

Каждое глазное яблоко подвешено в глазнице на шести мышцах, сокращение которых синхронно поворачивает оба глаза в сторону рассматриваемого предмета. Спереди глазницу прикрывают кожно-мышечные складки - верхнее и нижнее веко. Над верхними веками растут брови, препятствующие скатыванию влаги со лба. На краях век расположены ресницы и выходные отверстия железок. Видимые передние отделы склеры и задняя поверхность век покрыты конъюнктивой - тонкой слизистой пленкой, подобно тому, как во рту десны и губы находятся под тонкой прозрачной слизистой.

Глаз постоянно увлажняется многочисленными мелкими незаметными слезными железками конъюнктивы. Слезы при обильном истечении и при плаче также вырабатывает большая слезная железа, находящаяся под верхне-наружным краем глазницы.

Слезы скатываются к внутренней спайке век. Рядом с внутренним углом каждого века расположена слезная точка, которой начинается слезный каналец, впадающий в слезный мешок. Далее слезные пути открываются в полость носа, куда и стекает в конце концов слеза. Поэтому, когда человек плачет, он начинает «хлюпать носом».

Если слез очень много, они не успевают попадать в нос и стекают по щекам.

Работа глаза в акте зрения напоминает функцию микрофона при записи звука.

С сетчатки только начинается сложнейший путь зрительного восприятия , в котором далее принимают участие зрительные нервы, частично перекрещивающиеся друг с другом (это образование называется хиазмой), зрительные пути в тканях головного мозга, подкорковые зрительные центры и пучки, ведущие от них к шпорной борозде затылочной доли мозга - корковому центру зрительного анализатора. Именно в этом месте коры головного мозга формируется окончательное восприятие того, что мы видим.


Слезные органы

Острота зрения и ее определение

Одна из основных функций глаза - острота зрения , или способность распознавания минимальных по размеру объектов на максимальном расстоянии.

Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке . При этом угол между сетчаткой глаза и сторонами пальца имеет ширину, равную 1 минуте. Такая способность - видеть под углом зрения, равным 1 минуте, - называется единицей (1,0), или, как иногда очень упрощенно говорят, стопроцентным зрением .

При рассматривании предметов на одинаковом расстоянии острота зрения тем выше, чем меньшего размера объекты удается рассмотреть. То есть острота зрения тем выше, чем на большем расстоянии человек может увидеть предметы одинакового размера.

Обычно тесты для проверки остроты зрения помещаются на расстоянии 5 м. Наиболее часто для этих целей используется таблица Сивцева-Головина . Если рассматривать ее с расстояния 5 м, то остроте зрения, равной единице, соответствует четкое видение десятой сверху строчки.

Если человек видит знаки только первой строчки, это соответствует зрению, сниженному в 10 раз, то есть 0,1.

При определении по таблице Сивцева-Головина с пятиметрового расстояния острота зрения при видении каждого последующего ряда букв выше на 0,1.

Так, если ребенок различает лишь буквы третьего ряда, острота его зрения равна 0,3. В таблицах вместо букв могут быть кольца разной величины с разрывом, по различению которого судят об остроте зрения.

Для обследования детей, не знающих буквы, широко распространена . Перед тем как определять зрение у такого ребенка, следует подвести его к таблице и проверить, правильно ли он называет рисунки. При этом необходимо учитывать, что внимание детей быстро истощается.

Зрительные функции детских глаз имеют длительный период созревания.

Для детей трех лет острота зрения 0,2-0,3 может считаться нормальной.

Для четырехлетних она равна 0,6.

А ко времени поступления в школу острота зрения ребенка достигает 0,7-0,8.

Если ребенок не способен различать с расстояния, равного 5 м, первую строчку таблицы, то есть его зрение меньше 0,1, тогда следует показывать ему пальцы с разного расстояния.

Способность считать пальцы с расстояния каждого метра расценивается как 0,02: считает пальцы с одного метра - 0,02, с двух - 0,04, с трех - 0,06, с четырех - 0,08. Если же у ребенка нет предметного зрения и он не способен различать пальцы, а видит только руку у своего лица - острота его зрения равна 0,001.

Если ребенок не различает даже свет, его зрение равно нулю (0), если же есть светоощущение, острота зрения расценивается как 1.

Как определить, видит ли грудной ребенок?

Для этого надо проверить, реагирует ли его зрачок на направленный на него яркий свет электрического фонарика.

В возрасте одного месяца ребенок обычно следит за движущимися на расстоянии 20-40 см от его глаз предметами. К трем-четырем месяцам он уже видит более отдаленные от него предметы, а в четыре-шесть месяцев младенец зрительно реагирует на знакомые ему лица. Если малыш не видит того, что видят другие дети его возраста, родители должны показать его детскому офтальмолог у.

Когда проверяют отдельно зрение каждого глаза, другой глаз должен быть прикрыт.

Неодинаковая реакция на выключение правого и левого глаза означает разницу в их остроте зрения.

Важным, но не единственным условием хорошего зрения является необходимость того, чтобы идущие от предметов лучи соединились точно на сетчатке. Это возможно при соответствии длины глаза и силы его оптики - рефракции. Соразмерность длины и оптики глаза называется эмметропией, несоразмерность - аметропией.

Если глаз маленького размера или оптика слаба, параллельные лучи сойдутся лишь позади сетчатки, а изображение на ней будет размытым. Чем ближе к такому глазу наблюдаемый им объект, тем лучи от него сойдутся дальше от сетчатки и тем хуже видит человек со слабой рефракцией. Так как он лучше видит дальние предметы, чем близкие, его называют дальнозорким.

У некоторых длина глаза слишком велика или сила его преломляющей оптики слишком сильна, поэтому параллельные лучи от далеких предметов сойдутся в глазу, не успев достигнуть сетчатки. На сетчатке могут собраться только расходящиеся лучи от близко расположенных объектов.

Поэтому такая рефракция называется близорукостью - миопией . Компенсировать зрение при близорукости, разводить лучи и делать рефракцию слабее могут поставленные перед глазом «минусовые» стекла. При дальнозоркости на сетчатке могли бы соединиться лучи, имеющие сходящееся направление еще до попадания в глаз. Но в природе таких лучей нет.

Собирающиеся лучи могут быть созданы искусственно - приставлением к глазу выпуклого «плюсового» стекла. На рисунке показано изменение хода лучей при нахождении стекол перед глазами с разными видами несоразмерной рефракции. Глаз в некоторой степени сам может изменять свою преломляющую силу при рассматривании предметов, находящихся на разном расстоянии. Это возможно благодаря тому, что меняется кривизна, а следовательно, и преломляющая сила хрусталика.


Ход лучей и видимость наблюдаемого объекта при различной его отдаленности от глаза

Такое приспособление (фокусировка) глаза к видению на разном расстоянии называется аккомодацией .

Если ребенок плохо видит далеко лежащие предметы, а при приставлении перед глазом минусовых стекол зрение его улучшается, он, вероятно, близорукий .

Дальнозоркий же ребенок, благодаря напряжению своей аккомодации, со зрением вдаль справляется чаще. А вот долго рассматривая близкие предметы, он может быстро уставать, так как его аккомодации не хватает для сведения на сетчатке очень расходящихся лучей.

Если при взгляде ребенка вдаль приставление к глазу выпуклого стекла не ухудшает его зрение , не создает этим искусственно близорукость, то вероятно, ребенок дальнозоркий. Помимо таких простых, но субъективных методов, зависящих от ответов исследуемого, существуют и объективные способы определения рефракции, которые может применить только врач.

Правильно определить рефракцию и ответить на вопрос о том, нужны ли ребенку очки, может лишь врач-офтальмолог.

Близорукость

Близорукость не одинакова по времени наступления, степени усиления рефракции, осложнениям и прогнозу для зрения.

Врачи различают три вида близорукости :

- обычную школьную миопию,

Врожденную миопию,

Миопическую болезнь.

Большинство детей страдает школьной близорукостью , которая обычно начинается в тот период, когда ребенок еще находится в младших классах школы. Усиливается она медленно и редко достигает высоких степеней к взрослому возрасту. Анатомические нарушения глаза при школьной миопии либо отсутствуют, либо весьма незначительны.

Настольную лампу мощностью в 60 В т, освещающую рабочее место ребенка, рекомендуется прикрыть зеленым абажуром .

В классе близорукого ребенка желательно посадить на средний ряд ближе к доске .

Смотреть телевизор или работать с компьютером ребенку разрешается не более 1 часа в день . Монитор не должен стоять напротив окна, дающего отблеск на экране.

Важную роль играют полноценное питание , пребывание на свежем воздухе не менее 1,5 часов в день.

Близоруким детям полезны занятия физкультурой , но допустимую для близорукого ребенка физическую нагрузку может определить только врач. В зависимости от степени близорукости из-за большого напряжения и возможности получения травм противопоказан ряд видов спорта: бокс, борьба, тяжелая атлетика.

Близоруким детям
иногда назначают лекарства, которые, по мнению ряда врачей, призваны улучшить питание глаза и укрепить его оболочки и сосуды. Однако и без активного вмешательства у большинства детей прогрессирование школьной близорукости замедляется само и к взрослому возрасту далее останавливается. Поэтому при сегодняшнем уровне возможностей медицинской науки и практики к любому очень активному вмешательству (особенно хирургическому) с целью вернуть высокое зрение при школьной близорукости надо относиться очень осторожно.

Иногда близорукость возникает с рождения. Это так называемая врожденная миопия. У таких детей степень близорукости высокая и обычно имеются выраженные анатомические изменения глаза. Заболевание диагностируется к возрасту одного-трех лет. Оно редко прогрессирует, то есть степень такой близорукости. Аккомодация редко увеличивается с возрастом.


Аккомодация

При миопической болезни степень начавшейся в любом возрасте близорукости очень быстро нарастает. Очки приходится менять чаще одного раза в год. При этом не удается достичь удовлетворительной остроты зрения даже с сильными корригирующими стеклами. Врач рано выявляет изменения на глазном дне - симптомы дистрофического поражения сетчатки и зрительного нерва.

Если лучи не могут собраться в одной точке сетчатки из-за того, что преломление в различных сечениях глаза неодинаково, рефракция называется астигматизмом. Изображение в таких случаях остается расплывчатым при приставлении к глазу любых сферических стекол, и только цилиндрические стекла могут выправить этот дефект.

Определить рефракцию и назначить соответствующую ей оптическую помощь сложно из-за того, что у молодых людей очень сильна аккомодация, то есть хрусталик, постоянно меняя свою кривизну, изменяет показатели рефракции.

При длительном чрезмерном напряжении аккомодации ребенка (например, при частом рассматривании мелких предметов на очень близком расстоянии, чтении при слабом освещении и тому подобном) возникает временное усиление рефракции. Это - спазм аккомодации, который также называют ложной близорукостью.

Для определения того, какая же рефракция у ребенка на самом деле, ему приходится закапывать в глазные щели капли атропина , временно устраняющие возможность аккомодировать. Лишившись после закапывания атропина аккомодации, ребенок может отметить, что стал хуже видеть на близком расстоянии; зрачки ребенка становятся широкими и перестают суживаться на свет. Все эти явления не опасны и вскоре проходят. Иногда после закапывания атропина у ребенка может покраснеть лицо.

Чтобы уменьшить возможность такого явления, ребенка надо часто поить водой или молоком.

Многим детям с несоразмерной рефракцией приходится пользоваться очками.

Ни в коем случае нельзя покупать детям очки без врачебного рецепта!

Очень важно подобрать удобную очковую оправу , чтобы ребенок испытывал меньше неудобств, когда будет носить очки. Важно, чтобы мостик оправы соответствовал ширине переносицы ребенка, а дужки очков прочно удерживали их на лице и при этом не жали за ушами.

Основная часть очков - линзы. Они могут быть изготовлены из стекла или пластмассы. Пластмассовые линзы легче по весу, они реже разбиваются, но зато значительно быстрее царапаются. Какие линзы предпочесть, не столь существенно.

Важно, чтобы их плоскость в очках находилась параллельно роговицам, а оптические центры линз соответствовали центрам зрачков. Ну и, конечно, линзы должны быть нужной силы.

Правила пользования очками

Чтобы очки меньше портились, их следует хранить в жестком футляре.

Очки нельзя класть линзами книзу.

Периодически очки следует мыть теплой водой с мылом и протирать специальной чистой салфеткой.

Подростки иногда предпочитают корректирование зрения контактными линзами . Ухаживать за контактными линзами детям в настоящее время значительно сложнее, чем за очками. Их использованию, индивидуальному хранению и стерилизации обучает врач, подобравший контактные линзы определенной фирмы, он же порекомендует и средства ухода за этими линзами.

Заболевания глаз

Косоглазие

Косоглазие - это непараллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль. Это одна из наиболее частых причин беспокойства родителей.

Ложное впечатление косоглазия у младенца до года может возникнуть из-за косого направления его глазных щелей. Для постановки предварительного диагноза можно направить в лицо ребенка свет фонарика: при отсутствии косоглазия отсвет будет симметрично расположен на черном фоне зрачков правого и левого глаза.

Истинное же косоглазие - не только косметический дефект, но нарушение здоровья.

Причина косоглазия - расстройство в согласованной деятельности мышц правого и левого глаза. В основе несогласованности могут быть как структурные нарушения самих мышц, так и расстройства нервной регуляции совместной деятельности этих мышц. Поэтому такого ребенка следует как можно раньше проконсультировать у офтальмолога и у невропатолога.

Если причина не связана с неврологическими проблемами, исправлением косоглазия будет заниматься офтальмолог . Он определит, одинаковое ли изображение передают в мозг от одного предмета правый и левый глаз, то есть имеется ли полноценное бинокулярное зрение. Изображение при нарушении бинокулярности может раздваиваться, тогда мозг ребенка постарается повернуть глаза так, чтобы к нему не посылался сигнал с худшего глаза.

Поэтому при косоглазии врач-офтальмолог прежде всего пытается очками сделать одинаково высокой остроту зрения каждого глаза. Если одними только стеклами не удается повысить остроту зрения худшего глаза (это назавается амблиопия), офтальмолог вынуждает мозг разрабатывать амблиопичный глаз тренировками.

В большинстве случаев это достигается при помощи наклейки или капель, временно выключающих информацию с лучшего глаза: вынужденный усиленно работать худший (амблиопичный) глаз при этом повышает свою остроту зрения. Когда мозг ребенка вновь начинает получать двоящееся изображение, то специальными упражнениями их сливают в единый устойчивый объемный образ.

Лечение косоглазия - задача нескольких лет, требующая очень больших усилий как от ребенка, так и от его родителей. Ношение очков и упражнения для глаз нередко сменяются хирургической операцией на глазодвигательных мышцах, затем вновь назначаются упражнения для глаз.

Специалисты считают, что при упорном лечении бинокулярное зрение и параллельное положение глаз удается восстановить более чем у половины косивших детей.

Если глаз внешне не такой, как у всех

Рассматривая своего ребенка, родители иногда замечают у него какие-либо необычные признаки строения глаз.


Нормальный внешний вид глаз

Внутренний угол глазных щелей может быть прикрыт складкой кожи век, называемой эпикантусом . Эта невинная складка очень часто бывает у новорожденных детей, а затем с увеличением у них спинки носа обычно исчезает - примерно к годовалому возрасту. Иногда это просто косметическая особенность некоторых человеческих рас.


Эпикантус

Отсутствие участка века - колобома века - требует обязательной консультации с врачом, так как, если участок роговицы постоянно остается неприкрытым, она может высыхать.


Колобома верхнего правого века

Опущение века - птоз века и несмыкание века - лагофтальм могут быть результатом поражения нервной системы ребенка и требуют врачебной консультации.

Вместе с тем, новорожденные дети мало открывают глаза, так как почти постоянно спят. У многих здоровых грудных детей во время сна веки остаются не сомкнутыми - в этом нет ничего страшного.


Птоз правого верхнего века


Лагофтальм левого глаза

Края век и ресницы могут быть завернуты в сторону глазного яблока , это - заворот век . Или, наоборот, слизистая век и ресницы отстоят от глаза, это - выворот век .

Такие состояния обычно не опасны , но заворот век может приводить к царапанью ресницами роговицы, а выворот - к высыханию слизистой. Насколько необходимо сразу вмешиваться при этих состояниях, решит врач.


Заворот нижнего левого века


Выворот верхнего правого века

Увеличение размеров всего века или его части может быть вызвано отеком . При отеке кожа века блестит; если же отек имеет воспалительный характер, кожа краснеет. Отек век возникает довольно легко и может быстро менять свои размеры. Почему возник отек и что следует предпринимать в таких случаях, должен решить врач.

Редко встречаются опухоли век у детей. Они проявляются в виде малоподвижных ограниченных образований - дермоидов, лимфангиом.

Дермоид - плотное доброкачественное образование около угла век.

Лимфангиома - бесцветное эластичное образование, оно обычно нечетко ограничено, деформирует глазную щель. Растут такие образования медленно, окраска кожи над ними не изменяется. Ребенка следует показать офтальмологу, так как эти доброкачественные опухоли можно спутать с другими заболеваниями, требующими активного лечения.

Иногда у ребенка увеличенное веко или его участок имеют измененную пигментом окраску, это проявление пигментной опухоли - невуса . Своевременно проведенная консультация со специалистом позволит выбрать правильную тактику - наблюдение или активное лечение.

Выстояние глазного яблока из глазницы - экзофтальм или западение в ней глаза - энофтальм возникают из-за изменения объема содержимого глазницы. Обследование у специалиста покажет, насколько опасны эти изменения для зрения, а иногда и для жизни ребенка.

Иногда у ребенка замечается значительное изменение диаметра роговицы .

Почему изменены размеры роговиц, является ли это уменьшением всего глаза - микрофтальмом или увеличением всего глаза - гидрофтальмом?

Увеличение у ребенка размеров роговой оболочки свыше 11 мм часто вызвано повышением внутриглазного давления - детской глаукомой. Это тяжелое заболевание глаз, приводящее к значительной потере зрения, обязательно требует наблюдения и лечения опытным врачом-офтальмологом!

Точно определить размеры роговицы и всего глазного яблока позволяет ультразвуковое или современное рентгенологическое обследование.


Гидрофтальм справа


Микрофтальм справа

Изменение формы зрачков у ребенка может возникнуть из-за спаек радужки с хрусталиком - синехий , а также быть проявлением неполного заращения зародышевой щели глаза перед рождением - колобомы радужки .


Синехин на левом глазу


Синехин на левом глазу

Красные веки и глаза

Причинами покраснения глаз и век могут быть различные заболевания.

Красное окрашивание кожных покровов век новорожденного
может быть следствием подкожного кровоизлияния, возникшего во время родов, а также доброкачественной опухоли - гемангиомы . Обычно гемангиома век с возрастом постепенно становится бледнее, ее размер уменьшается, и она может самостоятельно исчезнуть. Если же такое пятно увеличивается, следует прибегнуть к хирургическому или лучевому лечению.

В тех случаях, когда кожа век ребенка прежде была обычной, а затем покраснела, следует думать о воспалении кожи - дерматите , вызванном лекарствами, пищевой аллергией, а в подростковом возрасте и применением косметики. Если помимо покраснения имеются припухлость, болевые ощущения, нарушения движений века, то вероятна воспалительная причина изменений. Отек и покраснение кожи век могут быть также следствием укуса насекомых.

Воспаление краев век - блефарит - проявляется покраснением и утолщением краев век, чешуйками на них, выпадением ресниц, ощущением зуда век. Причина этого заболевания - воспаление расположенных в крае век железок, возникающее при общих заболеваниях, кариозных зубах, гипоавитаминозе, плохих санитарных условиях. Страдающих блефаритом детей необходимо проверить на наличие у них глистов. Одной из частых причин блефарита может быть клещ-демодекс.

Неисправленные аномалии рефракции также могут стать источником этого длительного, плохо поддающегося лечению заболевания.


Блефарит обоих глаз

Ячмень - ограниченное воспаление одной-двух сальных железок век. На участке края век появляются точечное болезненное покраснение, припухлость, затем гнойничок. Ячмень может увеличиваться в объеме и вскрыться самостоятельно, может и самостоятельно рассосаться или превратиться в округлое хроническое слабовоспалительное образование в хряще - градину .

При нарастании в ячмене воспалительных явлений увеличиваются околоушные и подчелюстные лимфатические узлы, повышается температура тела, ухудшается общее состояние ребенка.

Лечение заключается в разогревании области ячменя сухим теплом (грелка, УВЧ), закапывании в глазную щель 20%-ного или 30%-ного раствора сульфацила натрия (альбуцида).

Нельзя выдавливать ячмень или накладывать на него компресс и повязки!

Врач может назначить и общее противовоспалительное лечение.


Ячмень на верхнем веке правого глаза

При увеличении ячменя воспаление может перейти на все веко, оно резко отекает, краснеет. Это абсцесс века - серьезное заболевание, требующее обращения к врачу.

Покраснение глаз
чаще всего вызывается воспалением слизистой, покрывающей спереди глазное яблоко и заднюю поверхность век, - конъюнктивитом . Наряду с покраснением отмечаются светобоязнь, слезотечение, слизисто-гнойное отделяемое, ощущение песка в глазах.


Конъюнктивит обоих глаз (веки правого глаза вывернуты)



Основная причина конъюнктивита
- раздражение слизистой и попадание инфекции. Конъюнктивиты часто сопровождают острые воспаления дыхательных путей. Отделяемое из глазных щелей склеивает ресницы, припухшие края век. Прежде всего нужно лечить общее заболевание.

Конъюнктивиты обычно лечат следующим образом.

Глаза освобождают от гнойного отделяемого, обмывая веки раствором "..."а или марганцовокислого калия (1:5000).

Можно вместо этих фармацевтических средств использовать крепкую заварку чая.

В глазные щели каждые два часа закапывают капли с раствором сульфаниламидов или антибиотиков.

Надо часто мыть с мылом руки. Инфекция через общие бытовые предметы, полотенца, постельное белье со слизистой больных глаз может передаться здоровым, поэтому у больного должно быть отдельное полотенце.

При конъюнктивите нельзя завязывать глаза повязкой , так как это создает условия для бурного размножения микробов.

Обычно конъюнктивит излечивается в течение недели , однако ряд форм этого заболевания имеет свои особенности течения и длительность.

У новорожденных картина воспаления слизистой глаз может возникнуть в возрасте 2-3 дней из-за заражения гонококками из родовых путей матери. Это заболевание называется гонобленнорея .

Для гонорейного конъюнктивита, помимо покраснения слизистой век и глазных яблок, характерны плотный отек век и обильное кровянисто-гнойное отделяемое. Такой отек слизистой новорожденного чрезвычайно опасен, так как приводит к нарушению питания роговицы, ее изъязвлению и прободению.

В результате гонококками могут инфицироваться все оболочки и среды глаза. Итогом гонорейного воспаления глаза может стать слепота. Для того чтобы у младенца не возникали такие инфекции глаз, ему сразу после рождения закапывают в обе глазные щели 20%-иый раствор сульфацила натрия (альбуцида). При своевременно и правильно проведенном лечении заболевание быстро проходит.

Вместе с тем при возникновении конъюнктивита с трудно снимаемыми пленками следует подумать о дифтерийном конъюнктивите. Больного следует госпитализировать, чтобы активно лечить его от этого чрезвычайно опасного для жизни заболевания.

Хронический конъюнктивит
возникает из-за постоянного раздражения глаз пылью, аллергии на применение косметики, неправильной очковой коррекции, заболеваний зубов или желудочно-кишечного тракта. У младенцев гнойный конъюнктивит может длиться очень долго, если его слизистая постоянно заражается микробами из закупоренных слезоотводящих путей. Это заболевание называется дакриоцистит .


Дакриоцистит слева

Обычно к моменту рождения преграда в этих путях рассасывается. Если же это не произошло, слеза не находит выхода и создаются условия для развития инфекции.

Основной признак дакриоцистита - появление слезы или гноя из слезных точек при надавливании на область слезного мешка. Для обеззараживания слизистой в глазную щель закапывают противомикробные средства. При отсутствии результата от назначенного врачом ежедневного многократного массажа слезных путей, призванного вытолкнуть пробку, прибегают к хирургическим процедурам.

Покраснение глаза может быть проявлением воспаления склеры - склерита . В таких случаях покраснение не очень яркое, болезненное, ограничивается небольшим участком склеры. Обычные причины склерита - аллергия, острые или хронические инфекции.


Склерит на правом глазу

Воспаление роговицы - кератит - достаточно частое заболевание. В отличие от конъюнктивитов, покраснение при кератите наиболее выражено вблизи роговицы. Но яркий симптом этого заболевания - нарушение прозрачности роговицы . Возникает кератит чаще как последствие конъюнктивита, вызывается различными микроорганизмами, аллергенами, травмами. Причиной кератита могут быть и многие общие заболевания. Любой кератит необходимо лечить у врача.


Кератит правого глаза

Покраснение глазного яблока свойственно и заболеваниям сосудистой оболочки глаз. Эти заболевания носят название ирит, иридоциклит, увеит . Воспалительные заболевания сосудистой оболочки очень опасны, при них происходит значительное снижение зрительных функций.


Ирит правого глаза

Белый цвет зрачка

Родителям нужно обращать внимание на зрачки ребенка . В норме область зрачков имеет черную окраску, так как сквозь прозрачную оптику глубокие отделы глаза кажутся черными. Но если в глубоких оптических средах имеется что-то непрозрачное, цвет зрачка кажется светлым.

Причиной белого цвета зрачка чаще всего является катаракта - помутнение хрусталика. Понятно, что ребенок будет очень плохо видеть сквозь мутный хрусталик.

Причины заболевания. Катаракта у детей чаще возникает еще во внутриутробном периоде из-за наследственных причин или болезни матери во время беременности.

Существует большой риск появления катаракты у еще не родившегося младенца, если его мать в период беременности переболела краснухой.

Причиной помутнения хрусталика могут быть и нарушения обмена веществ ребенка. В таком случае младенец, родившийся без патологии глаз, постепенно слепнет, а его зрачки приобретают серый цвет. Поэтому желательно показать грудного ребенка врачу-офтальмологу.


Полная катаракта правого глаза


Частичная катаракта правого глаза

Особенно опасно появление светлой окраски зрачка глубоко за радужкой . Родители могут заметить белое, серое или желтое свечение участка зрачка при определенном повороте глаз ребенка. В большинстве случаев такой ребенок к тому же плохо видит.

Это очень грозный признак, необходимо незамедлительно показать малыша офтальмологу, так как этот симптом у маленьких детей может быть вызван опухолью сетчатой оболочки - ретинобластомой . Такая злокачественная опухоль опасна не только для глаза, но и для жизни ребенка. Ретинобластома может передаваться по наследству.

У детей, которые родились преждевременно с очень малой массой тела (обычно менее 2000 г) и длительно получали при выхаживании ингаляции кислорода, также может возникнуть белая окраска зрачков .

Такая патология - ретинопатия недоношенных , в отличие от ретигюбластомы, не угрожает жизни, но очень опасна для зрения. Если заболевание обнаружено рано (а оно, как правило, проявляется спустя месяц после рождения), врачи делают попытку лечить его. Поэтому глубоко недоношенного ребенка необходимо часто, не реже одного раза в месяц, показывать глазному врачу, чтобы как можно раньше обнаружить первые признаки заболевания и начать лечение.

Существует еще ряд заболеваний, которые после длительного течения иногда проявляются белым цветом зрачка. Это отслойка сетчатки и помутнения стекловидного тела, вызываемые различными причинами.

Заболевания, обнаруживаемые на глазном дне

Изменения в глубине глаза очень часто ничем, кроме понижения зрительных функций (остроты, поля зрения, цветоощущения и светоощущения), себя не проявляют и не заметны при наружном осмотре. Но причину этих нарушений нередко может определить лишь врач на глазном дне.

Поэтому врач-офтальмолог всегда осматривает дно глаз своих пациентов (офтальмоскопирует). При офтальмоскопии виден кружок участка глазного дна. Его красный цвет обусловлен просвечнием красной сосудистой оболочки сквозь бесцветную сетчатку. На этом фоне находится диск - торцевую часть зрительного нерва.

К диску же подходят тон как нитки, сосуды сетчатки. В самом центре дна имеется небольшое углубление - центральная ямка. Ее заболевания приводят к значительному падению остроты зрения.

Нарушения красной окраски периферии дна возникают в результате заболеваний глубоких отделов глаза или всего организма. Дно глаза - место, где врач непосредственно видит нерв и сосуды своего пациента. Поэтому врачи многих специальностей при постановке ребенку диагноза интересуются результатом осмотра глазного дна.

Травмы глаз

Травмы глаз детей чрезвычайно опасны. Повреждения глаз легче предупредить чем вылечить их последствия. Как правило, травмы глаз у детей возникают из отсутствия должного внимания взрослых.

Сильный удар тупым предметом в область глаза часто приводит к отеку и кровоизлиянию под кожу век. Даже когда нет видимого нарушения целости КОЖР оболочек, ребенка, получившего такую контузию, следует показать врачу. Может оказаться, что у него серьезно повреждены кости глазницы, оболочки и содержим глазного яблока.

Тем более опасно, когда при получении механической травмы нарушается целость кожи век, слизистой, склеры и роговой оболочки - ранение.

Профилактика травм глаз

Чтобы грудной ребенок не поранил глаза собственными ногтями, их надо их своевременно обрезать.

Давая ребенку игрушку, надо подумать, не сможет ли он ею нанести травму своему глазу. Предметы из бьющихся материалов, имеющие острые края и углы нередко вызывают тяжелые повреждения глаз , особенно при попадании в руки малышей. На продающихся игрушках обычно написано, для какого возраста они предназначены. Такие игрушки, как пистолеты, стреляющие шариками, рогатки, луки и им подобные, могут быть причиной больших несчастий.

Следует убирать иголки, булавки, гвозди, ножницы, ножи, вилки и другие колюще-режущие предметы в недоступные для маленьких детей места.

Надо приучить ребенка к тому, что столярные и токарные работы требуют определенных общих и личных средств, защищающих глаза от механической травмы, - экраны, очки.

Механическая травма бывает в результате попадания в глазную щель инородного тела: пылинки, кусочков угля, металла, осколков наждачного круга.

Даже поверхностно лежащее в глазной щели инородное тело вызывает светобоязнь, слезотечение, сжатие век, резкую боль. Оно может оказаться под веком или на роговой оболочке. Его не рекомендуется удалять самостоятельно, так как можно вызвать серьезные осложнения. Если такое случилось, следует наложить на глаз повязку и как можно скорее доставить ребенка в лежачем положении к врачу.

Ожоги глаз

Чрезвычайно опасны ожоги глаз .

Дети получают термические ожоги , без присмотра родителей пользуясь петардами и другими пиротехническими устройствами, поджигая легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества.

При любом термическом ожоге пострадавшего надо как можно быстрее доставить к врачу.

Попадание в глазную щель химических веществ вызывает химические ожоги . Они также приводят к очень серьезным последствиям.

Ожоги щелочью и кислотой вызывают разъедание тканей глаза. В случае химического ожога следует немедленно начать обильно промывать глаз струей воды в течение не менее 5-10 минут. При ожоге кислотой хорошо действует ранняя нейтрализация раствором соды, а при щелочных ожогах желательно начать промывание лимонной или борной кислотой.

Бывает, что дети получают ожоги анилиновыми красителями - грифелем анилинового карандаша, чернилами. В таких случаях необходимо промывать глаза дубящими веществами, например крепким чаем.

Дети любят смотреть на вспышку электросварки. При этом может произойти лучевой ожог, проявляющийся сильной резью в глазах, светобоязнью, слезотечением. В таком случае помогают холодные примочки, и симптомы обычно быстро самостоятельно проходят.

Надо твердо усвоить, что при любом ожоге глаз ребенка необходимо как можно скорее показать врачу!

Даже если у вас нет претензий к состоянию глаз ребенка , все же его следует периодически показывать офтальмологу.

Плохое зрение в раннем возрасте значительно задерживает развитие малыша.

Спящий ребенок, в независимости от своего возраста, всегда кажется маленьким и трогательно беззащитным. Так хочется уберечь его от всех опасностей! Но, к сожалению, некоторых болезней избежать не удается. Одни из них проходят бесследно, другие оставляют о себе неприятные «воспоминания» на долгие годы. Для того чтобы предупредить тяжелые последствия, необходимо как можно раньше обнаружить недуг и начать лечение.

В особенности это касается глазных болезней. Плохое зрение в раннем возрасте значительно задерживает развитие малыша, у дошкольников – ограничивает круг интересов и замедляет подготовку к школе. Нарушение зрения у школьников снижает успеваемость, самооценку, сдерживает в выборе спорта и будущей профессии.

Зрительная система ребенка еще только формируется, обладает пластичностью и огромными резервами. Поэтому многие из глазных болезней поддаются лечению исключительно в детском возрасте и тем более успешно, чем раньше начато лечение.

Глазные болезни у новорожденных

а
  • Врожденная катаракта – помутнение хрусталика – проявляется сероватым свечением зрачка и снижением зрения. Мутный хрусталик препятствует проникновению света внутрь глаза и полноценному развитию зрения, поэтому его необходимо удалять. После операции малышу нужны специальные очки или контактные линзы, заменяющие хрусталик.
  • Врожденная глаукома характеризуется повышением внутриглазного давления вследствие нарушения развития путей оттока водянистой влаги. Под влиянием высокого давления оболочки глаза растягиваются, что приводит к увеличению глазного яблока в размерах, помутнению роговицы, зрительный нерв сдавливается и атрофируется, постепенно утрачивается зрение. Для снижения внутриглазного давления необходимо регулярно закапывать специальные капли. Если капли не помогают, показана операция.
  • Ретинопатия недоношенных – заболевание сетчатки, при котором нормальный рост ее сосудов прекращается, и в ней начинают развиваться патологические сосуды и фиброзная ткань. Сетчатка подвергается рубцеванию и отслаивается, что значительно снижает зрение, вплоть до слепоты. Лечение лазерное и хирургическое.
    Все недоношенные новорожденные (появившиеся на свет ранее 37 недель беременности), особенно маловесные и находившиеся в кювезах, относятся к группе риска по развитию ретинопатии недоношенных и должны находиться под наблюдением офтальмолога с 4 по 16 недели жизни.
  • Косоглазие – состояние, при котором один или оба глаза отклоняются от общей точки фиксации, то есть смотрят не в одном направлении, а в разных. У детей первых 2-4 месяцев жизни развитие нервов, управляющих глазодвигательными мышцами, еще не завершено, поэтому один или оба глаза могут периодически отклоняться в сторону. Но если отклонение постоянное и сильное, следует обратиться к офтальмологу. Косоглазие препятствует совместной работе глаз и развитию пространственного восприятия и может привести к амблиопии. Лечение должно быть направлено на устранение причины косоглазия (коррекция нарушения зрения, тренировка ослабленной мышцы).
  • Нистагм – непроизвольные движения глаз, как правило, в горизонтальном направлении, но могут быть и вертикальными или по кругу. Нистагм препятствует фиксации взгляда и формированию четкого зрения. Лечение – коррекция нарушения зрения.
  • Птоз – опущение верхнего века вследствие недоразвития мышцы, поднимающей веко, или поражения нерва, управляющего движениями этой мышцы. Опущенное веко может препятствовать проникновению света внутрь глаза. Лечение заключается в придании веку правильного положения с помощью лейкопластыря. Хирургическое лечение проводится в возрасте 3-7 лет.

Глазные болезни у дошкольников

а
  • Косоглазие – состояние, при котором один или оба глаза отклоняются от общей точки фиксации, то есть смотрят не в одном направлении, а в разных. Оно может быть вызвано некорригированным нарушением рефракции, снижением зрения одного глаза, поражением нервов, управляющих глазодвигательными мышцами. При косоглазии изображения предмета попадает на разные участки сетчаток правого и левого глаза и их невозможно совместить друг с другом для получения объемной картинки. Для исключения двоения головной мозг отстраняет от зрительной работы один из глаз. Неиспользованный глаз отклоняется в сторону. У детей - чаще к носу (сходящееся косоглазие), реже - к виску (расходящееся косоглазие). Лечение косоглазия необходимо начинать как можно раньше. Назначение очков не только улучшает зрение, но и придает глазам правильное положение. Если причина косоглазия в поражении нервов, управляющих глазодвигательными мышцами, назначают электростимуляцию и тренировку ослабленной мышцы. Если такое лечение не эффективно, для восстановления правильного положения глаз в возрасте 3-5 лет проводят операции на мышцах.
  • Амблиопия возникает, когда один глаз используется реже другого вследствие того, что хуже видит или отклонен в сторону. Постепенно развивается стойкое снижение зрения неиспользуемого глаза. Амблиопию лечат путем временного выключения здорового глаза и тренировки пораженного.
  • Дальнозоркость - наиболее частая рефракция у детей 3-6 лет. Очки назначают, если величина гиперметропии достигает 3,5 диоптрий и более или если один глаз видит хуже другого. При этом может развиться косоглазие и амблиопия. В возрасте 6-7 лет очки могут быть отменены.
  • Близорукость, даже небольшая, требует очковой коррекции, так как зрительная система ребенка не может приспособиться к нечеткому зрению вдаль.
  • Астигматизм искажает изображения предметов, расположенных и на близком, и на дальнем расстроянии. Для исправления астигматизма назначают сложные очки (с цилиндрическими стеклами).

Глазные болезни у школьников

а
  • Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором вследствие увеличения размера глаза или чрезмерного преломления лучи света сходятся перед сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Близорукость чаще развивается в возрасте 8-14 лет в связи с колоссальной нагрузкой на аккомодационный аппарат и активным ростом глаза в этот период. При этом ребенок плохо видит вдаль (написанное на школьной доске, мяч в спортивных играх). Миопию исправляют с помощью очков с рассеивающими (минусовыми) линзами.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение зрения, при котором вследствие небольшого размера глаза или недостаточного преломления лучи света сходятся в мнимой точке за сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Дальнозоркость – наиболее частая рефракция у детей до 10 лет. При невысокой гиперметропии ребенок хорошо видит вдаль и, за счет работы аккомодации, - вблизи. Очки назначают при дальнозоркости свыше 3,5 диоптрий, ухудшении зрения одного глаза и если работа на близком расстоянии вызывает затуманивание зрения, утомление глаз и головные боли. Гиперметропию исправляют очков с помощью очков с собирающими (плюсовыми) линзами.
  • Астигматизм – нарушение зрения, при котором степень преломления лучей света в двух взаимно перпендикулярных плоскостях различается, на сетчатке формируется искаженное изображение. Астигматизм связан с врожденными особенностями строения оптической системы глаза (чаще с неравномерной кривизной роговицы). Разница в преломляющей силе в 1,0 диоптрию легко переносится. При более высокой степени астигматизма контуры предметов, находящихся на различном расстоянии, воспринимаются нечеткими, искаженными. Сложные очки с цилиндрическими стеклами компенсируют разницу в преломляющей силе.
  • Расстройство аккомодации означает потерю четкости восприятия при рассматривании предметов, находящихся на различном удалении или перемещающихся относительно наблюдателя. В основе – нарушение сократительной способности цилиарной мышцы, в результате чего кривизна хрусталика остается неизменной, обеспечивая четкое зрение только вблизи или вдаль.
    У ребенка 8-14 лет чрезмерные нагрузки на орган зрения приводят к спазму аккомодации: цилиарная мышца сокращена и не способна расслабиться, хрусталик принимает выпуклую форму, обеспечивая четкое зрение вблизи. При этом ребенок плохо видит вдаль, поэтому такое состояние еще называют ложной близорукостью. Спазм аккомодации устраняют с помощью гимнастики для глаз и специальных капель.
  • Недостаточность конвергенции – нарушение способности направлять и удерживать зрительные оси обоих глаз на предмете, находящемся на близком расстоянии или перемещающемся по направлению к глазу. При этом один или оба глаза отклоняются в сторону, и возникает двоение. Конвергенцию тренируют с помощью специальных упражнений.
  • Расстройство бинокулярного зрения возникает при невозможности совместить два изображения, формирующиеся на сетчатках правого и левого глаза, для получения объемной картинки. Это может быть вызвано различием в четкости, величине изображений или попаданием их на разные участки сетчаток. При этом возникает одновременное зрение, когда видны два изображения, смещенных друг относительно друга. Или же для устранения двоения головной мозг подавляет изображение, формирующееся на сетчатке одного из глаз (как правило, хуже видящего) – зрение становится монокулярным. Восстановление бинокулярного зрения – трудоемкий процесс, требующий исправления нарушения зрения и длительной тренировки совместной работы глаз.

Еще со школой рано нам прощаться,
Еще учиться много, много дней.
Но наступило время расставаться
С Учительницей первою своей.
Для нас Вы были самой, самой, самой
Мы очень, очень, очень любим Вас.
Мы называем Вас второю мамой,
Детьми своими Вы зовёте нас.
Мы стали старше, будто в одночасье...
Остался позади четвертый класс,
И будем мы учиться в пятом классе
Пусть рядом с Вами, но уже без Вас.
Разлуки боль и горечь расставаний
Разделим мы сегодня пополам...
И унесем багаж богатый знаний,
Что терпеливо Вы дарили нам.
Вы нам в дорогу скажете: «Счастливо!»
И наберёте новый первый класс...
И будете все также терпеливо
Учить других, как Вы учили нас.
И будут нас учить другим предметам,
И мы войдем в другую колею...
Но вспоминать мы будем с чувством светлым
Учительницу первую свою.

Мы только в начале пути.
И сколько дорог нам пройти —
Мы сами пока что не знаем,
Но Вам мы во всем доверяем!
Не только читать и писать,
Вы нас научили мечтать.
Не просто уроки учить —
Стараться хорошими быть,
Узнать, где добро и где зло...
Как все-таки нам повезло,
Что лучший учитель — у нас,
И лучший на свете — наш класс!

Первая учительница наша,
Как мы благодарны Вам за всё!
И за строчки первые в тетради,
И за материнское тепло.
В памяти останется навечно,
Всё чему учили Вы порой.
Мы сегодня называем Вас сердечно
Самой лучшей, милой, дорогой!

Поклон до земли Вам, наш первый учитель!
Наполнить хотим нынче Вашу обитель
Сегодня словами душевными мы!
Вы выбрали детские в жизни умы
Растить и в мир знаний навек отправлять,
Чтоб сменой достойною в будущем стать
Смогли мы на деле для наших отцов!
Вам дарим мы множество ласковых слов,
Которыми наш богат!
К Вам класс целый в сердце с любовью проник,
У Вас целый класс дочерей и сынов!
В моменты душевных дождей, холодов
Наш любящий класс Вашу душу согреть,
Надеемся, сможет участливо впредь!
Вы мир нам открыли, что полон добра,
И Вашей души неземная искра
Костры светлых знаний в сердцах разожгла!
Так будьте отныне и впредь весела,
Вы так молода! Вам открыты пути,
Душевней учителя вряд ли найти
Мы сможем в дороге Учебы своей!
Шагайте же с жезлом Удачи смелей,
Нет в жизни профессии Вашей нужней.
Не все в педагоги с любовью идут,
Нужны здесь такое терпение и труд
И твердая воля на школьном пути,
Не в каждом учителе можно найти,

Как в Вас — сочетание силы и ласки!
И дело свое продолжать без опаски
Вы можете смело, ведь в будущем в Вас
Так верит Ваш искренний, любящий класс!

Учительницей первой навсегда
Останетесь. Все школьные года
Мы вглядывались в милые черты.
Как много в них добра и теплоты!
Какой любви, терпения запас
Вам нужен, чтобы выучить всех нас,
Понять, помочь, простить иль пожурить,
При этом всех и каждого любить.
Любимей в школе человека нет!
Нам дорог Ваших глаз лучистый свет,
Улыбка и за дело похвала —
Так ценны Ваши добрые слова!
Но главное — отличный старт нам дан,
И мы за это благодарны Вам.
Так в знанья пригодятся!
И впредь в ученье будем мы стараться,
Чтоб Вас не подвести, а показать,
Что знанья многим дали Вы на «пять»
И помнить будем, что из «Ваших рук»
Отправились мы в мир больших наук.

Когда-то очень маленьких
Нас в школу привели,
Белели наши бантики,
Букетики цвели.
И пальчики неловкие
Писать Вы научили,
И что такое Родина
Мы с Вами ощутили!
Кто если попадёт в беду,
Иль что ещё случится,
Бежим мы к Вам, как к роднику,
Живой воды напиться...
Вы были мамой ласковой,
С добром, теплом и светом,
Нам было в классе радостно,
Ну, как забыть всё это?
А годы — кони серые
Быстрей — быстрее мчались,
Учительница первая,
Как мы по Вас скучали!


Пролетели годы незаметно –
До свиданья, школа навсегда!
Знай, минуту расставанья эту
Ты забыть не сможешь никогда!

Воплотить мечту свою старайся
И в большую жизнь смелей иди!
В дружбу верь, в себе не сомневайся –
Ждут успех и счастье впереди!


Для кого звонок последний?
Для того, кто здесь сейчас
В этот чудный день весенний
Не скрывает радость глаз!

Позади года учений,
Впереди большая жизнь,
Жизни, поиска, сомнений
Распахнись дорога вширь!

Не грусти родная школа,
Новый подрастёт отряд!
И с дождём осенним снова
Будешь ты встречать ребят!

Говорим мы - до свиданья!
Говорим - спасибо всем!
Применить сумеем знания,
Сто процентов! Без проблем!


Лето за стенами, солнце у ног,
Сколько же длится последний звонок?
В окнах вселенная не помещается,
Звон нарастает, не прекращается,
В зале огромном взгляды встречаются,
Молча со школой каждый прощается.
Эхом в душе отзовется в свой срок
Этот последний школьный звонок!


Белые фартуки, белые банты
Много детей – много талантов.
Все – и прошел твой последний урок
Все – отзвенел твой последний звонок
Я поздравляю тебя с окончаньем!

Годы свершений и годы познаний…
Ждет тебя дальше… А что тебя ждет?
В жизни ты – штурман, и ты же – пилот!


Школьная пора завершена,
Перевернута страница,
Эта беззаботная весна
Никогда не повторится!

Но, возможно, мы вернемся,
Чтоб сказать «спасибо» еще раз,
Педагогам улыбнемся
И в родной заглянем класс!

А пока говорим «До встречи!»,
Вас за все благодарим.
В выпускной счастливый вечер
Пожелать сердечно хотим:

И здоровья, и терпенья,
И удачи океан глубокий.
Чтобы новые поколенья
Приходили на ваши уроки.


Звонок последний прозвенел…
Нарядные ребята:
Кто фартук с бантами надел,
А кто костюм опрятный.

Я поздравляю, выпускник!
Закончилась учеба.
И больше ты не ученик –
Студентом стать попробуй!


Дни за днями пролетели,
Промелькнули, словно сны,
И не более недели
Остается у весны.

Значит, пройдена дорога
Под названьем “первый класс“.
Вот и лето у порога –
Ждет к себе, торопит нас.

Лето нас зовет куда-то –
Прочь от дел и от забот...
Вот и кончился, ребята,
Первый наш учебный год.

Он и радостен, и труден
Был для каждого из нас.
Никогда не позабудем
Мы тебя, наш первый класс.

Мы сегодня расстаемся –
Но осеннею порой
Снова, снова в класс вернемся –
Но теперь уж во второй.

Прибежим, придем, приедем
В нашу школу – а пока
Вместе праздник наш отметим –
День последнего звонка.


Долго ждали мы когда
Школе скажем все “Пока!“.
Почему сейчас так грустно?
Что за смешанные чувства.

Что ж, пора нам всем признать,
Жаль нам школу покидать.
Все же долго здесь мы были,
И, конечно, всех любили.

Перед нами новый мир,
Что ж, его мы победим!
Станем лучше, чем хотели,
И добиться мы сумеем
Кто-то денег, кто-то власти,
Кто-то славы без ненастья.

Главное, что есть те люди,
О которых не забудем.
Вас спасибо скажем мы.
Мы вовек вам всем должны.


Последний звонок не испортит погода,
Шариков в небо взмывает венок...
Вот и закончились школьные годы,

В школу сегодня приходят без лени.
Радость – кончается тягостный срок
Девочки, мальчики, с освобожденьем!
В школе сегодня последний звонок.

Радуйтесь! Школы не будет вам больше!
Что ж не бежите вы прочь со всех ног?
Вам однозвучно гремит колокольчик:
В школе сегодня последний звонок.

Не зададут вам домашней работы,
Не просыпаться на первый урок,
Только взгрустнулось от этого что-то.
В школе сегодня последний звонок.

Школа отныне для вас уже в прошлом,
Вы подвели очень важный итог.
Школа запомнится только хорошим.
В школе сегодня последний звонок.


Прошли твои школьные годы,
Прими поздравления наши!
Кормили гранитом науки,
А очень хотелось грильяжа!

Желаем продолжить учебу,
Найти настоящее дело!
И чтобы с утра и до ночи
Энергия жизни кипела!


Учительницей первой навсегда
Останетесь. Все школьные года
Мы вглядывались в милые черты –
Как много в них добра и теплоты!

Какой любви, терпения запас
Вам нужен, чтобы выучить всех нас,
Понять, помочь, простить
Иль пожурить, -
При этом всех и каждого любить.

Любимей в школе человека нет!
Нам дорог Ваших глаз лучистых свет,
Улыбка и за дело похвала -
Так ценны Ваши добрые слова!

Но главное – отличный старт нам дан,
И мы за это благодарны Вам.
Так в средней школе знанья пригодятся!

И впредь в ученье будем мы стараться,
Чтоб Вас не подвести, а показать,
Что знанья многим дали Вы на пять.
И помнить будем, что из Ваших рук
Отправились мы в мир больших наук!


С каждым годом ты взрослее,
Вот и школа позади.
Будь мудрее, будь смелее
Ты на жизненном пути.

Жизнь сурова. Закаляйся.
И учиться поспевай.
Только ты не затеряйся.
И родных не забывай.


От школьного порога
Дорог на свете много,
Какой шагать - решенье за тобой:
Продолжить ли учебу,
Идти ли на работу, -
Ты сам распоряжаешься судьбой.

Одно лишь пожеланье;
Во всем нужны старанья,
Какой бы ты ни выбрал в жизни путь.
Ты попрощался с детством.
Теперь найти бы средство,
Чтоб главную постигнуть в жизни суть.

Есть к жизни подготовка,
Уменье и сноровка,
И не обидел Бог тебя умом.-
Здоровье есть и сила,
А чтобы счастье было,
Его добиться должен ты трудом.

В труде - основа жизни
На благо всей Отчизне,
А значит, благо будет и тебе.
Работать иль учиться,
Цель - людям пригодиться
И состояться в собственной судьбе,
Счастливым быть, успешным,
Пусть не во всем безгрешным,
Но жизнь любить и с верой
В сердце жить:
Ты счастья достоин!
И будь всегда настроен
Препятствия любые победить!

Оставят воспоминания светлые.


Сценарий праздника « Последний звонок 2016 для 9 класса »

Звучит мелодия школьной песни « Так начинаются школьные годы ».

Ый ведущий

Добрый день, дорогие друзья -

родители, гости,

любимые учителя!

Й Ведущий

День необычный сегодня у нас:

С детством прощается кто-то сейчас.

Ведущий

У них сегодня день особенный -

И радостно, и грустно им слегка -

Все собрались торжественно сегодня

На праздник «Последнего звонка».

Ой ведущий

Добра и счастья пожелания

Пускай сегодня не кончаются.

С грустью со школой прощаясь,

Частицу её волшебства

В сердце хранить обещают

Виновники торжества.

Растерянные и счастливые

Сейчас предстанут перед нами.

И чувства их неповторимые

Не в силах будут высказать словами.

1-ый ведущий Каждый год в этот яркий майский весенний день мы собираемся в этом зале, прощаясь со своими учениками, выпускниками. Просим приветствовать вас выпускников 2016 года.

1. Негуляева Раиса Вадимовна

2. Платонова Ольга Николаевна

3. Ткачёва Надежда Викторовна

4. Цыбранкова Анастасия Александровна

5. Шевцов Игорь Юрьевич

Ый ведущий

Весна овладела землёю без боя,

В календарный положенный срок.

Сегодня прощается школа с тобою,

Сегодня Последний звонок.

Ой ведущий

Торжественную линейку, посвящённую празднику последнего звонка и выпуску 2016 года, считать открытой. (гимн )

Ой ведущий

Чтобы праздник нам начать,

Любимому директору позвольте слова дать.

Слово предоставляется директору ГУО «Китинский детский сад-базовая школа Жлобинского района» Сальник Татьяне Николаевне.

Рая.Наш строгий, умный, справедливый
Директор, человек души!
Мы вас сердечно поздравляем
И поблагодарить спешим
За годы школьные и знанья,
Которые давали нам,
За чуткость, такт и воспитанье
Огромное спасибо вам.

Слово предоставляется ________________________________________________________________________________________________________________________________

Настя.1-ый выпускник

Очень скоро со школой простимся,

Прозвенит наш последний звонок.

Мы тревожно за парты садимся,

Как когда – то на первый урок.

В этих стенах добру нас учили;

Шли мы в школу, как в нашу семью,

Здесь мы детство своё проводили,

Здесь мы встретили юность свою.

Оля.2-ой выпускник

Учитель. Любимей в школе человека нет!

Нам дорог Ваших глаз лучистый свет,

Улыбка и за дело похвала –

Так ценны Ваши добрые слова!

Но главное – отличный старт нам дан,

И мы за это благодарны Вам!

Надя.3-ый выпускник

Нам в жизни Ваши знанья пригодятся!

И впредь в ученье будем мы стараться,

Чтоб Вас не подвести, а показать,

Что знанья многим дали Вы на «пять».

И помнить будем, что из Ваших рук

Отправились мы в мир больших наук.

Игорь.4-ый Выпускник В большую жизнь уйдём и я, и ты,

Чтоб там осуществить свои мечты.

Мы все взволнованы и чуточку грустны,

И, кажется, сейчас не до весны.

Ведь скоро нам экзамены сдавать,

А там – и аттестаты получать.

Песня «А детство уходит…» 9 класс

Рая.5-ый выпускник

Говорим мы школе: « Прости,

Не суди нас, пожалуйста, строго».

Ну, а вам, дорогим, родным,

Самым лучшим на свете, нашим

Удивительным учителям,

Мы, большое спасибо, скажем.

Настя. Уважаемая Катерина Антоновна!

Преподавателя в жизни значительнее

Чем Вы, конечно же нет.

Первого в жизни мы будем учителя

Помнить до старости лет.

Что мы хотели Вам сказать.

Счастья, здоровья, успеха и радости

Вам мы хотим пожелать.

2-ой ведущий . Слово предоставляется первой учительнице Круглёвой Катерине Антоновне.

Поздравление 1 класса.

1 чтец:

Мы научились понимать,

Что знанья - это свет

И вам хотим мы пожелать

Учиться много лет.

2 чтец:

Мы тоже девять лет пройдем,

Освоим свой урок.

На смену вам мы все придем,

Услышим свой звонок.


3 чтец:

Желаем вам найти свой путь,

Успехов, вам, друзья!

А здесь всегда теперь вас ждут

Любимые учителя

Чтец

Дорогие наши старшие ребята!

Вы окончили одиннадцатый класс.

Говорят, вы были младшими когда-то,

В первый класс ходили, вроде нас.


Настя. Уважаемая Наталья Александровна, Уважаемый классный руководитель! От всего сердца поздравляем Вас с праздником! Искренне желаем Вам долгих лет жизни, успехов в Вашем нелегком, но почетном труде, и обычного человеческого счастья! Пусть в Вашей жизни будут только легкие уроки и послушные ученики!

2-ой ведущий . Слово предоставляется классному руководителю Хорт Наталье Анександровне. Скажут все - самый главный учитель

В жизни каждого ученика -

Это классный руководитель,

Знают все это наверняка.

В жизни всех принимали участие,

Вам спасибо сказать мы хотим,

Пожелать Вам здоровья и счастья,

От души мы Вас благодарим.

© http://www.pozdravik.ru/uchitelju/klassnomu-rukovoditelju

Выступление 5 класса

1-ый ведущий .Слово для поздравления выпускников предоставляется 5 классу.


1.Вы здесь начинали со старта

По жизни стремительный бег,

Но старые школьные парты

Запомнятся вами навек.

2.И словно заодно с зелёным маем

Хотим слова хорошие найти.

Всего-всего вам в жизни мы желаем

И говорим - счастливого пути!

3.Много дел у вас на пути

Будет больших и малых,

Но только всему, что ждёт впереди,

Школа стала началом.

4.Как время мчится! Радость и тревога!

Мы, например, вступили на порог.

А вы сегодня сходите с порога

И перед вами множество дорог.

5.Вы пришли последний раз,
В свой любимый, школьный класс,
Вас школа нынче выпускает,
Во взрослый мир вас провожает!

6.Последний раз звенит звонок,
На последний ваш урок!
А вам и радостно и грустно,
И на душе как будто пусто.

7.А вы ребята, не грустите,
На жизнь повеселей, глядите,
И смело двигайтесь вперед,
Ведь смелость города берет!

8.Последний звонок - прощание с детством.
Последний звонок звучит только раз.
Из школы уйдете с огромным наследством,
Что светится знаниями из умных глаз.

9.Последний звонок, как же это печально.
Последний звонок - он счастья венец.
Вы в школу когда-то пришли не случайно.
И знайте, что жизни еще не конец.

10.Последний звонок - это только начало,
Для тех, кто уверен, что знает свой путь.
И пусть ваше детство уже отзвучало,
Вы можете в будущее свое заглянуть.

11. Весело звенит звонок последний,

Провожая навсегда детей.

Не вернутся в первый день осенний,

Не откроют больше в класс дверей,

12.И не сядут с ранцами за парту,

У доски не будут отвечать,

Не примут участие в веселых стартах,

В школьном дворике не смогут поиграть..13

Выпускники! Священный храм науки

Вы покидаете сегодня

Вам желает 5 класс

Вместе:В добрый путь! И в добрый час!


1-ведущий. Слово для поздравления выпускников предоставляется 6 классу.


1. Год закончился учебный,

Попрощаться мы хотим

И «спасибо» нашей школе

Мы сказать скорей спешим.

2. . Всех поздравляем с этим днем.

Каникулы - святое дело:

Рюкзак, тетрадки не берем...

Играть с друзьями можно смело.

3. Девять месяцев года учебного

Пролетели опять, как минута.

Кто-то ждал этот миг самый радостный, Может даже взгрустнётся кому-то.

4 Пожелаем всем удачи,

Кто нам знания давал,

Кто бессонными ночами

Нам тетради проверял.

5. А в сентябре мы дружно с новой силой

Опять гранит науки погрызем

И вспомним, как прекрасно лето было,

Но и в учебе радость мы найдем!


Песня_ _________________________________________

Ый Ведущий

Учителя! Спасибо, вам! Земной поклон

От всех выпускников примите,

И так же, бережно любя,

Учеников своих учите.

Ой ведущий

Хотелось бы выразить слова огромной благодарности нашим самым строгим и добрым, справедливым и мудрым учителям, которые долгое время учили нас уму разуму и даже добивались успехов.

Оля. Уважаемая Ирина Яковлевна

Вы научили нас не только правилам.

И знаем мы не только орфографию.

Вы научили нас красиво говорить,

Чтобы невежами в народе не прослыть.

За Ваш труд настоящий, исполинский

Благодарим всем классом мы сейчас.

И в этот день торжественный и великолепный

Спешим поздравить Вас сегодня и сейчас.

Надя. Как воспитанные люди,
На немецком разговор,
Начинаем с guten morgen,
А быть может с guten Tag.

Страсть к немецкому привили,
Вам спасибо говорим.
И от всей души учитель,
Очень Вас благодарим! Наталья Николаевна, спасибо вам.

Настя . От «дважды два» до сложных уравнений

Мы очень интересный путь прошли.

До наших дней из древности учений

Вы нам науку юту донесли.

Спасибо вам за всё, что изучили,

За донесённый до нас знаний груз.

Желаем Вам, чтоб в Вашей жизни были

Все числа лишь со знаком плюс

Рая . Уважаемый Владимир Леонидович

Учитель истории, Вас поздравляем

С последним в году прозвучавшим звонком!

Душою расслабиться летом желаем,

Вам отдых положен от учеников…

А мы применить обещаем однажды

Все знания, что подарили Вы нам.

И всякий урок был полезный и важный,

А чем?-пускай каждый подумает сам!

Игорь. Чтобы многого достичь

В школе или дома,

Нужно физику постичь:

Знать законы Ома!

Наш любимый педагог,

Мы Вас уважаем,

Пусть здоровья даст Вам Бог,

Счастья Вам желаем!

Уважаемый Валентин Александрович,

Спасибо вам.

Надя. Уважаемый Виктор Евгеньевич,

Вы со спортом неразлучны,

С Вами никогда не скучно!

На уроках физкультуры

Обрели мы все фигуры!

Пресс и мышцы подкачали,

В кольца ловко мяч кидали.

Повторить бы год учебный,

Но звенит звонок последний...

Оля . Уважаемые учителя начальных классов:

Светлана Яковлевна,

Виктория Владимировна

Алеся Петровна.

Мы любим вас за строгость,

За вашу доброту

За, знанье и терпение,

Душевность простоту.

Желаем вам здоровья

И много-много лет.

Чтоб жили вы счастливо,

Не знали горя, буд.

Спасибо Вам!

Игорь. Особые слова благодарности заслуживают работники коллектива, чей труд создает чистоту и уют в школе, кто ведёт документацию. Это верные помощники всему педагогическому коллективу и учащимся школы.

Оля. За то, что столы вы для нас накрывали,
за суп и за борщ, что для нас подавали,
за булочки, самые лучшие в мире,
за то, что детей вы так вкусно кормили,
за чай и компот, за горячую кашу,
за ваши котлеты, за выпечку вашу,
за то, что так вкусно всегда и красиво,
мы скажем огромное наше СПАСИБО!

Надя. Дорогих учителей мы поздравляем
И хотим сегодня им сказать:
«Мир без вас себе не представляем!
Лучше и мудрее не сыскать!
С опытом и знаньями своими
Душу вы сумели в нас вложить!
Вам здоровья, счастья пожелаем,
И до сотни лет вам всем прожить!»
Настя. Мы благодарны вам за нежность,
За опыт жизненный, любовь,
За красные пометки в сочинении,
За мудрость самых важных слов.
За то, что вы дарили нам заботу,
Учили нас ответственными быть,
За то, что вы не просто делали работу,
За это всё мы будем вас всегда ценить!

9 класс_____________________________________

Рая. Дорогие наши родители! В этом зале, да и на всём белом свете нет никого ближе и роднее, чем вы. Именно ваше напутствие сыграет решающую роль в нашей дальнейшей жизни.

Женя Вот они - Ненаглядные чада:

.Мальчишки ваши и ваши девчата,

Деточки ваши, кровиночки ваши.

Нет их дороже, ближе и краше

Сколько бессонных ночей и денёчков

Отдано для дочерей и сыночков!

Сколько нелёгких и долгих годов

Прожито для дочерей и сынов!

Первый зубочек и первое слово,

Первый шажок и всё первое снова:

Книга, стихи, детский сад, первый класс,

Радость успехов и слёзы не раз.

Ваши болезни и ваши морщинки,

Ваша усталость и ваши сединки -

Всё это дали вам - ваши дети,

Так уж даются любимые эти.

Брать на себя их беду и печали

Все эти годы вы не уставали

Как же Вам больно теперь их отдать,

Как же Вам хочется их удержать.

Выросшим птицам назначен полёт,

Каждый дорогу свою изберёт,

Но через годы, всю жизнь до конца

Будет он помнить мать и отца.

1-ый ведущий . От имени родителей вас поздравит Раиса Степановна.

Выступление родителей.

Оля. Дорогие наши родители,
Спасибо за вашу любовь.
Сегодня - прощание со школою
И в день этот - рядом вы вновь.
А кажется вовсе недавно
За руку вы нас привели.

Настя. Промчались года так стремительно,
Ах, если б вернуть их могли.
Мы будем по жизни старательны,
Гордится, чтоб нами могли.
За помощь вам очень признательны,
Желаем вам счастья, любви.

Песня 8 класс___________________________

Ой ведущий

Ну вот и всё, ушли заботы,

Дни школьные и годы позади,

Но впереди полно ещё работы

Вся жизнь, ребята впереди.

Ый ведущий

Снижать не надо темпов школьной жизни,

С разбегу проще и длинней прыжок,

Пока сверкают солнцем мысли,

Проделай к нему ещё шажок.

Ой ведущий

Свет знаний вам не помешает,

Всегда приятней свет, чем мгла,

Цветы под солнцем расцветают

И угасают без его тепла.

Ый ведущий

На штурм идите высших знаний,

Вам школа многое дала,

Фундамент есть, теперь вы сами

Решать должны свои дела.

Ый ведущий

Не столь уж важно кем вы будете,

Важнее как вы проживёте жизнь,

Важнее, что в душе пробудите

И в чём, увидите, всей жизни смысл.

Ой ведущий

Решайте сами, выбирайте,

У каждого своя судьба,

Но никогда не забывайте,

Что жизнь у нас всего одна.

Ый ведущий

Не верится, наверно, вам сейчас,

Что прозвенит звонок в последний раз.

Ый ведущий

В нём столько радости и грусти

И пожеланий и напутствий!

В нём детства грустно – нежный взгляд,

Но нет уж вам пути назад!

2-ый ведущий. Пусть же громче звенит он прощальный,

Чтобы каждый почувствовать смог,

Этот ласковый, но чуть печальный

Провожающий в мир вас звонок!!!

Ый ведущий

Право дать последний звонок предоставляется учащейся 1 класса Штукарь Мае и выпускнику, Шевцову Игорю.

Ый ведущий

Дров наломать не так уж трудно,

Трудней творить и созидать,

Но чтобы жизнь не показалась нудной,

Нельзя в ней слюни распускать.

Ой ведущий

Хочу, чтоб были вы счастливыми,

Чтоб счастье приносили и другим,

И как сегодня светлыми и милыми

Через десятки лет и зим!

Песня «Подари улыбку миру»

Торжественная линейка, посвящённая празднику последнего звонка, объявляется закрытой.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08