Сложные темы по обществознанию на егэ. Анализ сложных заданий егэ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

По обществознанию на высокий балл, либо стать призёром (победителем) олимпиады по данному предмету. Цель в обоих случаях одна: обеспечить ребёнку поступление в престижный вуз на актуальную специальность.

По мнению школьников и многих взрослых, обществознание является не самым сложным предметом. По этой причине сегодня ЕГЭ по обществознанию выбирает каждый второй выпускник. Действительно, благодаря общей эрудиции, неплохим знаниям в области истории и литературы, можно сдать ЕГЭ по обществознанию выше минимального порога. Однако добиться высоких результатов (от 75 баллов и выше) без тщательной подготовки невозможно. Ежегодно только в Москве 5% выпускников проваливают экзамен по обществознанию.

Итак, как выбрать репетитора ЕГЭ по обществознанию? Какие вопросы ему необходимо задать на первой встрече?

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? И где вы работаете?

Однозначно, это профильное образование, желательно педагогическое. Например, диплом по специальности по профилю «Обществознание», или «Обществознание и право», или . Приветствуется наличие сертификатов о повышение квалификации по профилю: «Углублённая подготовка учащихся к творческим заданиям ЕГЭ» или «Решение олимпиадных заданий».

Теперь разбёремся с местом работы. С подготовкой к и ЕГЭ лучше справится школьный учитель: он знает слабые стороны учеников, у него больше опыта работы с аудиторией данного возраста, он разбирается в детской психологии, он регулярно готовит школьников к ЕГЭ по обществознании.

Для подготовки к Всероссийской олимпиаде по обществознанию и «перечневым» олимпиадам лучше обратиться к вузовским преподавателям. Такой репетитор, как правило, ведёт несколько смежных дисциплин, например, политологию, историю и обществознание. У него выше квалификация, широкий кругозор, поэтому практической пользы от такого репетитора будет больше. Но ребёнок, с которым будет работать вузовский репетитор, должен очень хорошо понимать и любить предмет и не бояться нагрузок. Ведь олимпиадные задания выходят далеко за пределы школьной программы.

ВОПРОС ВТОРОЙ: Какие сложности существуют в заданиях ЕГЭ по обществознанию? Каковы критерии оценки развёрнутых ответов?

Чем больше нюансов и подводных камней сможет расписать репетитор, тем больше он знает о ЕГЭ по обществознанию.

Например, задания Ч1 так или иначе связаны с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. Но это не просто вопрос и варианты ответов. В заданиях №4-9; №11; №13-20 Ч1 могут быть несколько правильных ответов. Но сколько именно: 2, 3 или все 5, экзаменуемый должен понять самостоятельно. Более того, важно знать и нюансы оценивания таких заданий. Если в ответе указана одна лишняя цифра или наоборот одной цифры не хватает - снимается 1 балл. Если указаны 2 и более неправильных ответов - снимаются все баллы.

В задании №21 ответы могут быть разбросаны по всему тексту, важно внимательно прочитать текст. Многие совершают ошибку в структуре ответа, важно сформировать ответ в формате вопроса.

Или вот, отвечая на последний вопрос, выпускники используют Черновик, но забывают вписать в него тему эссе. А это прописано в условиях задания. При проверке эссе эксперт имеет полное право снять за эту «ошибку» балл(ы).

ВОПРОС ТРЕТИЙ: Какие УМК и дополнительные материалы будут использованы для подготовки выпускника к ЕГЭ по обществознанию? (Какими материалами вы пользуетесь при подготовке школьника к олимпиаде по обществознанию?)

Как признаются сами учителя и эксперты ЕГЭ по обществознанию, не один современный школьный учебник по обществознанию не способен полноценно подготовить школьника к сдаче ЕГЭ. Почему? А потому, что ЕГЭ по обществознанию - это междисциплинарный экзамен, который включает в себя разделы нескольких смежных наук, таких как право, философия, экономика, политология и социология. По этой самой причине в помощь выпускникам руководство некоторых школ частенько вводит дополнительные предметы или спецкурсы, как право, экономика, политология, социология и даже философия.

Учебники, пособия, энциклопедии, предложенные репетитором, должны быть не только по обществознанию. Это могут быть дополнительные учебники по праву, экономике, социологии, обязательно Конституция РФ. Учебники и пособия должны быть рекомендованы Министерством образования и науки России. Очень важно готовиться по новым книгам, в старых пособиях часто используются понятия и терминология, вышедшие из употребления.

Практику решения тестов можно наработать на заданиях прошлых лет ЕГЭ по обществознанию. Открытый банк заданий ЕГЭ - официальный источник тестов ЕГЭ от разработчиков КИМов (ФИПИ). Ответы и решения можно найти в пособиях по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Как и в случае с учебниками, необходимо пользоваться качественными решебниками, которые издают крупные издательства («Дрофа», «Просвещение» и т.д.).

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Как будут проходить уроки?

Опытные репетиторы отмечают, что на занятиях необходимо много времени уделять практике, а именно:

  • нарабатывать навык решения тестов;
  • больше разбирать задания повышенного, профильного уровня, так как на ЕГЭ часто попадаются вопросы сложнее, чем в методичках и тренировочных работах;
  • подготовка к обществоведческому эссе.

Про нюансы с тестовыми заданиями писали выше. Остановимся на втором пункте -сверхсложных заданиях. В заданиях КИМ ЕГЭ по обществознанию встречаются вопросы, ответы на которые изучают студенты гуманитарных специальностей аж на 2-3 курсе. Например, вопрос из модуля «Право» затрагивает тему видов юридических лиц, а именно коммандитное товарищество.

Далее. Каждый год в приложении к спецификации перечисляются нормативно-правовые акты из Конституции России, которые выпускник должен знать. Но учителя обществознания, которые не первый год готовят ребят к ЕГЭ по обществознанию, советуют просмотреть, а лучше выучить все 137 статей Конституции.

Нельзя набрать на ЕГЭ по обществознанию высокий балл, не уделив должного внимания подготовке к последнему заданию - обществоведческому эссе. И хоть эксперты и пишут, что работы, «написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету» получают наивысший балл, важно подстроиться под формат экзамена и особо не мудрить. У ЕГЭ своя специфика по темам и методам решения, и чтобы в итоге получить необходимый балл, ответ школьника должен соответствовать этим методам.

Во-первых, работа должна соответствовать заявленной структуре эссе: цитата - проблема, поднятая автором - смысл высказывания - точка зрения экзаменуемого - теоретическая аргументация - не менее 2-х примеров из истории, литературы, личной практики, которые подтверждают верность выше изложенных суждений - вывод.

Также важно соблюдать элементарные правила написания сочинения: выделять абзацы и соблюдать красную строку, использовать краткие, простые, но разнообразные по интонации предложения, составленные по схеме: «Я считаю, что…», «Я разделяю позицию автора…» или «В заключении делаем вывод…».

ВОПРОС ПЯТЫЙ: Будут ли домашние задания?

Домашние задания при подготовке к ЕГЭ по обществознанию с репетитором обязательны. Это не только решение тестов и задач, но и написание развёрнутых ответов, планов и обществоведческого эссе на заданную репетитором тему.

Работу проверяют два эксперта за сжатые сроки, часто оперируя размытыми критериями оценки. Вот, например, один из таких критериев: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры». Если эксперт сочтёт приведённый пример «близким по значению» баллы будут, в противном случае, можно незаслуженно недобрать задуманный порог. Оценка за эту часть работы очень субъективная. На апелляциях по обществознанию выпускникам удавалось набрать аж 12(!) дополнительных баллов, отстаивая и аргументируя свою точку зрения.

Ещё, опытные репетиторы советуют каждый день начинать с прочтения новостей. Источники должны быть серьёзные: федеральные издания, как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и РИА Новости», а также региональные СМИ. Для выпускника актуальны новости следующих рубрик: образование, общество, культура, политика, религия и международные отношения. Регулярный просмотр СМИ поможет привести хорошие примеры в заданиях Ч2 ЕГЭ по обществознанию. А также больше интересоваться историей, литературой и географией, потому что качестве примеров и аргументов приветствуются факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. А для этого нужен тот самый широкий кругозор, о котором мы писали в самом начале материала.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

Сложно ли сдавать ЕГЭ по обществознанию? Таким вопросом задается каждый, кто решил выбрать этот предмет. На первый взгляд предмет нетрудный, поэтому его выбирает подавляющее большинство тех выпускников, которые так до конца не определились, куда они будут поступать. Также по статистике обществознание выбирают все слабые ученики, то есть те, у которых проблемы с большинством остальных предметов. Они даже не подозревают, что в реальности очень сложно сдавать егэ по обществознанию с получением высоких баллов. Почему? Потому что здесь существуют специфические трудности, о которых мы и поговорим в этой статье.

Трудность первая. Высокий проходной порог. Конкуренция.

Проходной порог по обществознанию с 2016 года стал очень высоким. В 2018 году он 41. Поэтому очень много двоек. В шоке родители и выпускники. Для них они стали полной неожиданностью. При чем двойки получают даже ребята, которые занимались с репетитором.

Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для самого популярного юридического или экономического образования (и это при переполненности этими профессиями на рынке труда!). Отсюда и высокая конкуренция. То есть, для того, чтобы сдача была успешной, надо набрать не менее 75-80 баллов. А это уже сложная задача.

Трудность вторая. Огромный объем информации.

Обществознание, как школьный предмет состоит из пяти основных разделов, в каждый из которых входит целая наука. То есть, изучить надо сразу пять наук. Вот они:

  • Философия
  • Социология
  • Политология
  • Экономика
  • Право

А при изучении духовной сферы частично изучают еще и

  • Культурология
  • Искусствоведение
  • Религоведение
  • Эстетика

Все эти дисциплины изучаются в ВУЗАх как отдельные предметы и изучаются годами, да еще и на различных факультетах и даже в различных вузах. Так экономика изучается на экономическом факультете, а право на юридическом. Отсюда и горы . И все их надо освоить за два года, или даже за один.

Трудность третья. Ловушки в первой части.

Из двадцати тестовых заданий, обязательно попадаются два-три задания, которые ставят в тупик даже опытных учителей и репетиторов. Это так называемые вопросы, имеющие двойной ответ.

Например. К какому виду общество надо отнести парламент – к доинстостриальному, индустриальному или к постиндустриальному? Правильный ответ – второй. Но ведь парламент существовал и доиндустриальном обществе? Ведь в Англии и во Франции он возник, когда промышленностью и не пахло. И в постиндустриальном обществе он тоже никуда не делся. Где тут угадаешь логику составителей вопроса. Легко можно ошибиться. Ответ надо просто знать.

Трудность четвертая. Падежи и описки .

Стоит изменить падеж в слове или в словосочетании, как компьютер тут же выдаст ошибку. К тому же ошибку он может дать, если не поймет букву. А это случается. Сканеры очень капризны.

В одном случае из пяти выпускники допускают описки просто от невнимательности, которая является следствием умственного и нервного перенапряжения.

Трудность пятая. Субъективизм проверяющего во второй части.

Проверяющий вторую часть – человек. Обществознание – предмет гуманитарный, а следовательно вариативный. Может произойти несовместимость мышления проверяющего и пишущего.

Проверяющему может быть дана установка. Могут дать установку «Проверять очень строго! », могут дать установку «Проверять очень лояльн о». Думаете такие установки не дают? Еще как дают.

Трудность шестая. Незнание определений, понятий и значений.

Во второй части очень важно знать определения, разбираться в терминах и понятиях, и при написании Эссе использовать их.

Теперь мы видим, что сдавать ЕГЭ по обществознанию довольно сложно. И подготовка должна быть самая тщательная. Здесь нельзя пренебрегать всеми средствами подготовки. Качественная работа на уроках в школе, репетиторство.

Возникает закономерный вопрос:

КАК ЖЕ ОБЛЕГЧИТЬ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ?

Чтобы качественно подготовиться (особенно, если подготовка идет с нуля, а, как правило, 80% старшеклассников именно имеют в начале 11 класса нулевые знания, поверьте моему двадцатилетнему учительскому опыту), нужно в первую очередь освоить базовые знания. Но здесь очередная трудность! Что главное, а что второстепенное в этом море информации и горах учебников? Кто поможет в этом разобраться? Кто раскроет сложнейшую теорию и кто даст практику?

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

21. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

22. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

23.

24.

Задания 21–24 представляют собой мини-тест, включающий фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.

При выполнении заданий 21 – 24 важно:

2) Прочитать вопросы и подчеркнуть в них, ключевые слова, необходимые для формулировки ответа; определить количество оцениваемых элементов в задании (что и в каком количестве требуется привести в ответе).

3) Структурировать запись ответа.

Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ, не выходя за рамки вопроса. Запомните, что элементы ответа могут быть даны в виде цитаты из текста, а также близких по смыслу формулировках.

Задание № 21 требует воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Отвечая на задание вы можете использовать вопрос для записи своего ответа.

Наш пример:

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль ? В чём выражается эта связь?

В задании два оцениваемых элемента:

1) указать, что связывает социальный статус и социальную роль

2) раскрыть, в чем же выражается связь социального статуса и социальной роли.

Т.к. удобнее всего формулировать ответ, используя сам вопрос, мы можем сформировать следующие предложения:

1) Социальный статус и социальную роль, на взгляд автора, связывают ожидания людей.

1) Связь социального статуса и социальной роли выражается в ожидании людей, что обладатель конкретного статуса будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли предъявляются.

Задание № 22 направлено не только на выявление осознанности восприятия текста, но и на интерпретацию текста. В ответе можно приводить как цитату из текста, так и ее краткий пересказ.

Наш пример:

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы ? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

1) Два условия, необходимые для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы:

Ожидания должны быть формально выражены,

Ожидания должны быть зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.

2) Способы, с помощью которых общество поддерживает правильность выполнения социальных норм:

За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Задание № 23 предполагает и анализ текста, и привлечение дополнительных обществоведческих знаний. При ответе не нужно использовать прямой ответ в тексте, а формулировать положения самостоятельно на основе обществоведческой информации.

Наш пример:

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Три основные функции одежды как социального символа:

1) обеспечение комфорта

2) соблюдение приличий (введение школьной формы позволяет избежать неординарной одежды в рамках образовательного процесса – рубашка, брюки и свитер более приемлемы нежели шорты, борцовка и сланцы на уроке математики).

3) демонстративное выражение (каждая каста в древней Индии носила одежду определенного цвета, что позволяло определить социальную принадлежность человека к тому или иному сословию).

Обратите внимание, что приводимые примеры должны обладать достаточно высокой степенью конкретизации.

Задание № 24 построено на самостоятельном формулировании и аргументации суждений, связанных с проблематикой текста. Вы должны уметь оценивать обществоведческие процессы и события, грамотно доказывать свою оценку.

Наш пример:

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

1) Положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой:

чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

2) Аргументы, обосновывающие это положение:

Человек, занимающий высокое положение в социальной иерархии, имеет возможность принимать решение в отношении третьих лиц (увольнение, подписание указа).

Человек, занимающий высокое положение в социальной иерархии, несет ответственность как за себя, так и за третьих лиц (обеспечение деятельности предприятия и занятости работников).

Задание № 25 требует раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения к нему.

Наш пример:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

1) Определение понятия «политический режим»:

Политический режим - совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Задание не требует заучивать сложные термины, которые, порой, даже не всегда понятны выпускнику:

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Задание требует раскрыть содержание указанного в задании понятия.

2) Предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов:

Критериями выделения типов политических режимов выступает объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер отношений между государством и обществом и т.д.

3) Предложение, раскрывающее особенности демократического режима:

Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Определяющим при ответе является определение понятия. Если смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа задание оценивается в 0 баллов.

В условии задания № 26 содержится требование проиллюстрировать примерами какой-либо социальный объект. Обратите внимание, что при ответе в первую очередь стоит записать положение/ понятие, а затем – соответствующий пример.

Наш пример:

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

1) переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей (Константин Иванов собрал в лесу около г. Нижнего Новгорода ягоды черники).

2) создание (изготовление) новой вещи (Петр Марцев написал картину одного из живописнейших мест Нижнего Новгорода – стрелки).

3) приобретение права собственности на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи (Юлия Соболева приобрела в магазине «Техносила» ноутбук).

Задание 27 представляет собой задание-задачу.

Наш пример:

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Оцениваемые элементы:

1) Два вывода на основе таблицы

1) Два выводы на основе таблицы:

А) Большинство (97% учащихся) учащихся развитых стран мира посещают занятия.

Б) Среди стран «третьего мира» по количеству не принимающих участие в обучении лидируют страны Южной и Юго-Восточной Азии.

В) Количество не посещающих школу в странах «третьего мира» выше, чем в развитых.

2) Предложение о причине того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

А) В странах «третьего мира» школьникам с раннего детства приходится трудиться, чтобы обеспечить собственное пропитание.

Б) Низкий уровень социально-экономического развития не позволяет правительствам стран «третьего мира» создать широкую сеть образовательных учреждений, финансируемых из государственного бюджета и бесплатных для населения данных стран.

Задание № 28 предполагает:

1) составление развернутого плана

2) раскрытие содержания темы по существу

Для успешного выполнения задания следует придерживаться следующих этапов:

2) Вспомнить содержание темы

3) Разделить содержание темы на смысловые части и озаглавить их. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

4) Детализировать не менее двух пунктов

5) Проверить, все ли главные мысли отражены последовательно в плане (при необходимости внести корректировки).

6) Записать ответ в бланк ответов № 2.

Наш пример:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Определение понятия «налоги».

2) Функции налогов:

А) фискальная

Б) распределительная

В) стимулирующая

Г) социально-воспитательная

Д) конкретно-учетная

3) Системы налогообложения:

А) пропорциональная;

Б) прогрессивная;

В) регрессивная.

4) Прямые налоги

А) налог на доходы физических лиц;

Б) налог на прибыль организаций;

5) Косвенные налоги

А) акцизы;

Б) налог на добавленную стоимость;

6) Федеральные налоги

А) налог на добавленную стоимость;

Б) акцизы;

В) налог на доходы физических лиц;

7) Региональные налоги:

А) налог на имущество организаций;

Б) налог на игорный бизнес;

В) транспортный налог.

8) Местные налоги:

А) земельный налог;

Б) налог на имущество физических лиц;

В) торговый сбор.

9) Воздействие налогов на экономическую активность субъектов рынка

10) Роль налогов в формировании положительного инвестиционного климата

Отсутствие 2, 3 и 9 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания задания № 28

К1. Раскрытие темы – 2 балла

План должен содержать не менее двух обязательных пунктов, указанных в критериях эксперта на проверке ЕГЭ по обществознанию.

К2 Количество пунктов плана – 1 балл

Как и указано в условии план должен состоять из не менее чем из трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.

К3 Корректность формулировок – 1 балл

Формулировки пунктов и подпунктов плана не должны содержать ошибок и неточностей

Задание № 29

Выбирая высказывание для своего мини-сочинения, стоит обратить внимание на ряд условий:

1) понятен ли смысл высказывания, ясна ли проблема, связанная с данным высказыванием

2) возможность выразить свое отношение к высказыванию

3) владение терминологией

4) способность привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта

Оценивается задание по нескольким критериям.

К1 - Раскрытие смысла высказывания – 1 балл

Обратите внимание, если смысл раскрыт неверно (не раскрыт), то ответ дальше не проверяется.

К2 - Характер и уровень теоретической аргументации – 2 балла

Тема должна быть раскрыта не только на отдельных понятиях, но и на рассуждениях, выводах и теоретических положениях.

К3 - Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов – 1 балл

Каждый из вас может получить в 2018 году дополнительный балл за мини-сочинение в случае отсутствия ошибок в теоретической аргументации.

К4 – Фактическая аргументация – 2 балла

В мини-сочинении должно быть не менее двух примеров из разных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, факты личного социального опыта и собственные наблюдения).

Наш пример:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Один из вариантов по конструированию мини-сочинения

1. Цитата

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Теоретическая аргументация

6. Фактическая аргументация

7. Вывод

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

Б.Г. Ананьев в своем высказывании подминает проблему социализации и становления личности на протяжении ее жизни. Данная проблема актуальна в современных условиях, так как процесс социализации, вхождения нового поколения в систему общественных отношений никогда не утратит своей значимости. Кроме того, и на сегодняшний день, не стихают дискуссии о соотношении биологической и социальной составляющей в человеке.

Автор считает, что человек (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры ) рождается индивидом (единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных и психологических черт человечества ), и только в процессе социализации (процессе усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит ) он становится личностью (человеческим индивидом, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни ).

Я поддерживаю мнение автора. В подтверждение своей позиции считаю уместным привести героя романа Р. Киплинга «Маугли». Мальчик с детства, воспитываясь в зверином сообществе, не смог воспринять правила поведения, нормы морали и нравственности современного ему общества, в силу чего не смог стать его частью.

Подтверждают роман Р. Киплинга и сообщения из СМИ. В 2007 году внимание СМИ было направлено на жизнь камбоджийской девочки Рочом Пьенгенг, ушедшей в джунгли в возрасте 8 лет и увидевшей родителей спустя 18 лет. Проведя огромное время в условиях джунглей 18 лет девушка так и не смогла адаптироваться к условиям жизни в человеческом сообществе и ушла в джунгли. Данный пример подтверждает, что в человеке важна как биологическая, так и социальная сторона его сущности.

Иным примером мнения Б.Г. Ананьева является жизнь Имануила Канта. Не обладая от природы крепким здоровьем, благодаря целеустремленности и твердости духа, он вошел в историю мировой философии как один из величайших философов, что не пригодилось бы ему в условиях дикой природы.

Подводя итог вышенаписанному, стоит согласиться с мнением Б.Г. Ананьевым и его мнением о становлении человека в системе общественных отношений.