Твое отношения к произведению ступеньки написать. Урок литературного чтения на тему Н.Носов "Ступеньки"(1 класс)

Главным героем является мальчик Петя, который ходит в детский сад. Он только-только научился считать от одного до десяти. Петя настолько рад приобретенным знаниям, что незамедлительно хочет применить их на практике. Он старательно начинает считать ступеньки в своем доме, когда вместе с сестрой Валей возвращается из садика.

Но вот незадача – отсчитав пять ступенек, Петя никак не может вспомнить, какое число следует за числом пять. Сестренка Валя младше Пети и она еще не умеет считать. Чтобы вспомнить число, мальчик решает начать все с начала и спускается к первой ступеньке. Но, поднявшись на пять ступенек, он снова останавливается, потому что следующее число никак не вспоминается. Упорный Петя снова спускается вниз и начинает все сначала.

Тут Валя, хоть она и младшая сестра, начинает понимать, что так они не скоро попадут домой. И она бежит за помощью к маме. Мама называет Вале следующее число и та возвращается к Пете, который в очередной раз замер на пятой ступеньке. Шепотом Валя подсказывает Пете число и он, обрадованный, называет забытое число вслух, после чего подъем по лестнице успешно завершается и ребята приходят домой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Ступеньки» в том, что не следует торопиться применять на практике не до конца усвоенные знания. Торопливость может привести к тупиковой ситуации, как это случилось с Петей, который раз за разом поднимался на пять ступенек и снова спускался к началу лестницы, не сумев вспомнить число «шесть». Лишь твердо усвоенные знания могут способствовать успешному выполнению какого-либо дела. Из рассказа следует вывод, что овладевать знаниями следует очень прилежно и запоминать их накрепко, чтобы впоследствии не возникали такие досадные заминки, как у мальчика Пети.

В рассказе мне понравилась Валя, младшая сестра Пети. Она не растерялась, когда Петя попал в тупик с подсчетом ступенек, а быстро сбегала за помощью к маме. Тем самым Валя фактически «спасла» Петю от бесконечного хождения по лестнице. Будучи совсем маленькой, Валя уже смекает, как важно помогать людям в трудных ситуациях.

Какие пословицы подходят к рассказу «Ступеньки»?

Поспешишь – людей насмешишь.
Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.
Всякая помощь хороша вовремя.

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

– Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.

– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

– Нет, я так не могу вспомнить. Ну ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

– Опять забыл? – спрашивает Валя.

– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.

– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из за тебя забыл! Придётся опять сначала.

– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Главный герой рассказа Николая Николаевича Носова "Ступеньки" - это мальчик Петя, который ходит в детский сад и только-только научился считать от одного до десяти и решивший сосчитать ступеньки, ведущие к его квартире.

Второстепенные герои - сестра Валя, наблюдавшая за Петей и мама, выручившая мальчика советом.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ"

Главный смысл рассказа "Ступеньки" в том, что не следует торопиться применять на практике не до конца усвоенные знания. Торопливость может привести к тупиковой ситуации, как это случилось с Петей, который раз за разом поднимался на пять ступенек и снова спускался к началу лестницы, не сумев вспомнить число "шесть". Лишь твердо усвоенные знания могут способствовать успешному выполнению какого-либо дела. Из рассказа следует вывод, что овладевать знаниями следует очень прилежно и запоминать их накрепко, чтобы впоследствии не возникали такие досадные заминки, как у мальчика Пети.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ (очень кратко) РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ"

В рассказе обрисован небольшой эпизод: Петя, научившийся считать до десяти, вдруг запнулся на пятой ступеньке и никак не хотел подниматься выше, пока не вспомнит, как считается следующая ступенька. Но у него не получалось до тех пор, пока мама не напомнила ему.

АНАЛИЗ РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ" Н.НОСОВА

Мальчик Петя, который ходит в детский сад. Он только-только научился считать от одного до десяти. Петя настолько рад приобретенным знаниям, что незамедлительно хочет применить их на практике. Он старательно начинает считать ступеньки в своем доме, когда вместе с сестрой Валей возвращается из садика. Но вот незадача – отсчитав пять ступенек, Петя никак не может вспомнить, какое число следует за числом пять.

Чтобы вспомнить число, мальчик решает начать все с начала и спускается к первой ступеньке. Но, поднявшись на пять ступенек, он снова останавливается, потому что следующее число никак не вспоминается. Упорный Петя снова спускается вниз и начинает все сначала.

Валя - младшая сестра Пети, не растерялась, когда Петя попал в тупик с подсчетом ступенек, а быстро сбегала за помощью к маме. Тем самым Валя фактически "спасла" Петю от бесконечного хождения по лестнице. Будучи совсем маленькой, Валя уже смекает, как важно помогать людям в трудных ситуациях.

Мама называет Вале следующее число и та возвращается к Пете, который в очередной раз замер на пятой ступеньке. Шепотом Валя подсказывает Пете число и он, обрадованный, называет забытое число вслух, после чего подъем по лестнице успешно завершается и ребята приходят домой.

Если у тебя что-то не получается, никогда не стоит стесняться попросить помощи. Вместе любая задача решается легче и гораздо быстрее.

ПОСЛОВИЦЫ К РАССКАЗУ "СТУПЕНЬКИ"Н.НОСОВА

"Поспешишь – людей насмешишь";
"Гордись не знанием верхушек, а знанием корней";
"Всякая помощь хороша вовремя".

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Николай Носов

Ступеньки

днажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

Ну, чего ж ты остановился? - спрашивает Валя.

Ну вспоминай, - говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнем сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

Одна, - говорит Петя, - две, три, четыре, пять...

И снова остановился.

Опять забыл? - спрашивает Валя.

Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, еще попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

Одна, две, три, четыре, пять...

Может быть, двадцать пять? - спрашивает Валя.

Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.

Не хочу я сначала! - говорит Валя. - Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

Не хочешь - не надо, - ответил Петя. - А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:

Одна, две, три, четыре, пять...

Шесть! - шепчет Валя. - Шесть! Шесть!

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.

Урок литературного чтения в 1 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Н. НОСОВ «СТУПЕНЬКИ»

Цели:

    ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»;

    создать условия для развития умения давать оценку поступкам героев, навыков правильного чтения;

    упражнять в выборочном чтении;

    способствовать воспитанию интереса к детской литературе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека.

Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; презентация.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро».

Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

II . Определение темы и цели урока.

Посмотрите на выставку книг. Книги какого писателя перед вами? (Н.НОСОВА)

Как вы думаете, о чём он пишет? (О детях, их поступках)

Назовите жанр этих произведений. (рассказ)

Перед вами зашифрованное словом, разгадайте его. Какое слово получилось?

(пенькисту)

Как вы думаете, с каким рассказом Н.Носова мы сегодня познакомимся? («Ступеньки»)

Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки», с которым мы сегодня с вами познакомимся.

А что вы знаете об том писателе?

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра.

В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку.

Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

В годы Великой отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды (1943 г.)

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.
Вскоре рассказы Носова стали печататься в одном из самых известных в то время журналов для детей – «Мурзилке».
III . Открытие нового знания.
1. Первичное чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки» учителем
.

Понравился вам рассказ? Какой он весёлый или грустный?
- О ком этот рассказ?
2. Повторное самостоятельное чтение текста.
- А теперь давайте прочитаем рассказ по цепочке и ответим на вопросы.

3. Беседа по вопросам.

Чем похвастался Петя? Какое слово близкое по значению, вы можете назвать или заменить?(хвалиться)
- До какого числа Петя научился хорошо считать?

Что произошло на лестнице?

На какой ступеньке застрял Петя?

А какое число он забыл? (6)
- Кто нашёл выход из трудной ситуации?

Кто был старше Петя или Валя?
- Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?
- Сколько всего было ступенек?

IV . Чтение рассказа по ролям.

V . Работа с деформированным планом текста.
- Восстановите правильную последовательность событий в тексте.

Ну, чего ты остановился? (2)
А я уже считать умею! (1)
Ну-ка, лучше снова начнём сначала. (3)
Может быть двадцать пять? (4)
Хорошо, что лестница кончилась… (6)
А дальше шесть, - сказала мама. (5)

VI . Рефлексия деятельности.

1. Блицопрос.

Как звали сестрёнку Пети?

На какой ступеньке застрял Петя?

Кто был старше: Петя или Валя?

Сколько всего было ступенек?

Что вам понравилось в характере Пети?

Можно ли научиться новому делу без настойчивости?

2. Выбор заглавия рассказа.

Выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»:

«Терпенье и труд всё перетрут»;

«Глаза страшатся, а руки делают»;

«Умел начать, умей и окончить».

Тема: Н. Носов «Ступеньки»

Цели:

1. Учить выразительному чтению через эмоциональную окраску;

2. Способствовать развитию у детей способности полноценного восприятия художественного произведения;

3. Обратить внимание на качество характера героя.

Содействовать развитию универсальных учебных действий:

· Воспринимать речь учителя (одноклассников),

· Анализировать текст; осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль;

· Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; характеризовать качества героя;

· Наблюдать: подбирать пропущенные в предложении слова, ориентироваться на смысл предложения.

Оборудование урока: книга литературное чтение, листики для моделирования обложки, карточки с индивидуальными заданиями для индивидуальных заданий и заданий в парах, карточки с текстами «Мнимое слово».

Ход урока

1. Организация класса на работу. Психологический настрой.

А) приветствие учителя

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Б) игра «Доброе утро».

Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

2. Сообщение темы урока

А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.

С у т п е н ь и к.

Откройте учебники «Букварь» ч.2 стр.58. Назовите автора. (Н. Носов).

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке литературного чтения?

3. Работа по теме урока.

А) чтение учителем рассказа Н. Носова «Ступеньки».

Б) выявление первичного восприятия.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Что радовало, огорчило, волновало, удивляло.

(слова вывешиваются на доске).

В) Выявление читательских умений. (Коллективно-индивидуальная работа) работа)

Что вы слушали? (рассказ)

Покажите это на модели обложки. (дети на листочках рисуют прямоугольник).

О ком этот рассказ? (о детях). Покажите это на модели. (дети раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом).

Николай Николаевич Носов написал много интересных рассказов для детей о детях.

Как называется рассказ? Покажите заголовок на обложке.

Теперь давайте правильно назовем произведение, которое вы слушали.

(Н. Носов. Рассказ о детях. «Ступеньки».)

Ступеньки.

Вывешивается модель обложки, дети сверяют со своими листочками.

- Назовите главных героев рассказа?

4. Работа по содержанию произведения.

В это время 3 учащихся разбирают текст стр.59, для чтения по ролям.

ФИЗМИНУТКА.

Раз – согнутся, разогнутся.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Стр.58. А) чтение «цепочкой».

1. Откуда возвращался Петя?

2. Чему новому научился в этот день мальчик?

6. Какое число он забыл?

Б) чтение по ролям. Стр.59.

В) стр. 60. «Жужжащее чтение».

Пересказ прочитанного текста.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Обобщающая беседа.

1. Как ты думаешь, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

2. Как вы относитесь к поступку сестры?

Выявление основной мысли рассказа.

3. Чему же мы поучились у героев рассказа?

Г) работа в парах.

Выбери подходящие слова обозначающие качество характера детей.

Карточка 1.

находчивость Валя

ворчливость

неумение терпеть

хвастовство

настойчивость

упорство

находчивость

Карточка 2.

находчивость Петя

ворчливость

неумение терпеть

хвастовство

настойчивость

упорство

находчивость

4. В это время 2 учащихся выполняют задание «Мнимое слово». На карточке даётся отрывок из текста с пропущенными словами.

Карточка 1.

Карточка 1.

Валя пошла _____________ и говорит маме:

Мама, там Петя на лестнице ____________________считает: одна, две, ______, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно по лестнице, а Петя всё ступеньки считает.

Д) Подбор пословицы к данному рассказу.

Терпение и труд всё перетрут.

Ученье свет, а неученее тьма.

5. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к любому эпизоду

Пересказать рассказ

6. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Встаньте и подойдите ко мне. Давайте возьмемся за руки. Вы сегодня молодцы. Хорошо работали на уроке. У нас все с вами получилось. Давайте поблагодарим друг друга за проведенный урок.