Изложение как галчонок есть научился. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации

Как только наступает весна, скотину в деревнях выпускают из хлева во двор погулять и на солнышке погреться.

Вдруг какая-то птица прилетела и уселась прямо на спину к корове. Птица поменьше вороны, сама чёрная, сзади на шее у неё будто серая накидка, а глазки совсем белесые, словно выцвели, это - галка.

Уселась на коровью спину, прошлась по ней как по дорожке, потом скосила голову набок, пригляделась к чему-то, да как начала шерсть из коровы дёргать, сразу полон клюв надёргала. А корова стоит себе и не старается прогнать назойливую птицу. Корове вовсе и не больно, наоборот, - даже приятно. Весной она линяет, вот галка и помогает ей освободиться от старой зимней шерсти. А самой галке коровья шерсть нужна на подстилку в гнездо.

Галки устраивают свои гнёзда в разных щелях - под крышами, за карнизами или в дуплах деревьев. Очень любят они также гнездиться по трубам. В деревенских домах обычно имеются две половины: жилая и холодная. В холодной половине печка топится очень редко. Вот в трубах таких печей и поселяются галки. Натаскают туда хворосту, соломы, пуха, коровьей шерсти - весь дымоход заложат.

Задумают осенью хозяева печь затопить, как повалит дым обратно в комнату! Что такое?! Уж не завалилась ли труба? Полезут на крышу, нет, труба на месте. Заглянут внутрь, а там - галочье гнездо. Приходится трубочиста звать, трубу чистить. Но галкам от этого горя мало, они уже давно вырастили галчат и улетели из гнёзд. Ведь галки выводят птенцов весною, в мае. А уже к концу месяца молодняк подрастает и покидает гнездо.

Очень интересно бывает наблюдать за молодыми галчатами.

Часто тогда можно увидеть, как галчёнок, только недавно выбравшийся из гнезда, усядется на крышу, на дерево, а то и просто на землю. Сидит и поглядывает по сторонам. Так и высматривает - не летит ли к нему кто-нибудь из его родителей, не несут ли ему еду.

Как заметит отца или мать, крылышки растопырит, раскроет широкий жёлтый рот и начнёт пищать, еду требовать. Подлетит к нему взрослая галка, сунет в раскрытый рот птенца червячка или какое-нибудь насекомое и отлетит в сторону. А галчёнок следом летит. С крыши на дерево, с одного дерева на другое… Так понемногу летать и научится, и сам себе уже еду добывать сможет.

Летом галки кормятся на полях и лугах, едят червей, гусениц, личинки разных насекомых и этим приносят большую пользу человеку. А осенью и зимой галки вместе с воронами целые дни разгуливают по свалкам и мусорным кучам, отыскивая там еду. К вечеру они шумными стаями летят на ночлег.

Галки очень болтливы: они постоянно перекликаются, будто зовут друг друга: «Галка, галка!» И нужно сказать, что их болтовня куда приятнее карканья ворон, особенно, если её услышишь в конце зимы. Идёшь в февральский ненастный вечер где-нибудь по окраине города, темно, ветер пронизывает насквозь, руки и ноги закоченели, и, кажется, что зиме, холоду и конца не будет.

Вдруг, откуда-то сверху с дерева послышится: «Галка, галка, галка!»

Взглянешь наверх, всё дерево сплошь галками усеяно. Послушаешь их и сразу на душе посветлеет: «Ишь, как птицы весело переговариваются, это они тепло зачуяли. Значит, до весны недалеко».

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

(По Г. Скребицкому)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение. Ответьте письменно на вопрос: «Как вы понимаете значение слова премудрость?»

Ответы

  1. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему.
  2. План.
    1. Галчонок на краю тарелки.
    2. Галчонок схватил лапшинку.
    3. Мама потряхивает ложкой.
    4. Галчонок ест из тарелки.
  3. Сжатое изложение может выглядеть так:

    Сел галчонок на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

    Мама ест суп с лапшой. Зачерпнула полную ложку, несёт осторожно, чтобы не расплескать. С ложки длинная лапшинка свесилась. Галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве и съел.

    Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. И эту лапшинку галчонок съел.

    Начал в тарелку заглядывать - откуда вкусные вещи являются. Мама решила ложечку чуть приподнять над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки.

    Вот и одолел всю премудрость еды!

    Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-повествование: «Храбрый утёнок (сказка)»
Урок для 4 класса на тему «Сжатое изложение»

Программа "Начальная школа 21 века". Учащиеся четвёртого класса уже знакомы с таким видом работы по развитию речи, как изложение. На данном уроке им предстоит научиться писать сжатое изложение предложенного текста.

Сжатое изложение пишется по тексту Г. Скребицкого "Как галчонок есть научился". При выборе текста учитывались возрастные особенности младших школьников и их интересы (большинство детей данного возраста лучше запоминает истории, связанные с животными). Каждый ученик получает лист с текстом изложения, с вопросами по содержанию, со сведениями из истории языка (прямое и переносное значение слова "премудрость), со словарно-орфографической подготовкой, с планом.

После выполненной подготовительной работы лист сгибается по пунктирной линии таким образом, чтобы перед ребёнком остался только план текста (нередко во время написания изложения текста из учебника некоторые ребята пытаются подсмотреть. В случае с листом со сложенным внутрь текстом большинство детей старается не обмануть оказанного доверия).

Как галчонок есть научился.

Сел галчонок как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

Мама внимания не обращает, ест суп с лапшой. Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел.

Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка пляшет, словно живая. И эту галчонок съел.

Начал вниз головой в тарелку заглядывать – откуда такие вкусные вещи являются. Мама решила зачёрпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

Вот и одолел всю премудрость еды!

(По Г. Скребицкому) ………………………………………………………………………………………………….. - Расскажите, как мама учила галчонка есть. - Было ли это заранее придумано? - Как вы понимаете значение слова премудрость ? - В прямом или в переносном смысле употреблено это слово?

Слово премудрость – довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения.

В рассказе «Как галчонок научился есть» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

План. 1.Галчонок на краю тарелки. Сократим (сожмём) текст. Из каждой части 2.Галчонок схватил лапшинку. исключим лишнее, оставим основное. 3.Мама потряхивает ложкой. 4.Галчонок ест из тарелки.

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Подберите синонимы к слову клянчит - ______________________________________ - Скажите, как мог клянчить галчонок? - Почему автор, описывая, как галчонок схватил лапшинку первый раз, употребил слово цоп ?

2. Объясните написание окончаний имён существительных в словосочетаниях: сел мам__ на край тарелк__ свесилась с ложк__ потряс в клюв__ несёт мимо галчонк__ приподнимать над тарелк__ прямо из тарелк__

3. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Пок__рмили- _____________________ н__ сёт- ________________________ Зач__рпнула- _____________________ ж__вая - ________________________ ло__ка - __________________________ нач__л - _________________________ распл__ скать- _____________________ г__л__вой - ______________________ потря__ - __________________________ __вляются - ______________________ ч__рвяк - __________________________ накл__нялся - ____________________ св__сает - _________________________ хв__тать- ________________________

3. Обратите внимание на написание слов: приподнимать, понемножку, премудрость, являются

4. Найди словарные слова.

Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.

Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».

Алёна, что изображено на твоём рисунке?

Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.

А у меня на картине дети разорвали книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.

Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?

Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.

Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф «Подмёныш». О чём в ней рассказывкется?

В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.

Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам. Ты с добром, и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?

Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.

Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?

Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.

Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.

Каков привет – таков ответ.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Как аукнется, так и откликнется.

Доброму Савве – добрая слава.

Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.

Вид: коммуникация (развитие речи)

Тема: «Хочу быть добрым»

Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.

Методические приёмы: наглядные

Словесные (беседы, вопросы)

Словарные (активизация словаря)

Игровые (дидактическая игра)

Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф

Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших и плохих поступках,

Разбор и заучивание пословиц и поговорок.

Предварительная работа: чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,

Обсуждение характеров персонажей.

Структура занятия: вводная часть – дидактическая игра

Основная часть – пересказ произведений,

Беседа по содержанию

Заключительная часть – беседа по содержанию пословиц

Организация занятия: дети сидят за столами.

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского

Муниципального района Республики Татарстан

Конспект итогового занятия

Интегративной области коммуникация

(развитие речи)

В старшей группе на тему: «Хочу быть добрым»

Составила: воспитатель гр №5.

«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Малые фольклорные формы.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

Формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

Упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 13, с. 175.

Я. Тайц

«По грибы» -

пересказ произведения

Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно,

передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

Закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

Соотносить действие с его названием.

Лит-ра: В.Н. Волчкова з. 2, с. 19.

В. Крупинина «Отцовское поле»

М. Глинская

«Хлеб» -

чтение

Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.

А. Раскин

«Как папа укрощал собачку» -

чтение

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

Учить:

Понимать образное содержание произведения;

Понимать главную мысль рассказа;

Связно передавать содержание произведения;

Воспитывать любовь к животным.

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Ш. Перро

«Мальчик – с пальчик» -

рассказывание сказки.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

Учить осмысливать характеры персонажей;

Формировать образность речи, понимание образных выражений;

Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Н. Гернет и Д. Хармс

«Очень – очень вкусный пирог» -

Учить чувствовать ритм стихотворения;

Эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

Лит-ра : Е.В. Вальчук з. 32, с. 115

А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.

Познакомить с творчеством великого русского поэта;

Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 8, с. 168.

Фольклор народов мира

«Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -

песенка

Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);

Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

НОЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.

«Медведко» -

чтение рассказа.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

Развивать интерес к любой книге.

Формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

«Что за прелесть эти сказки!»

Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

Помочь в своеобразие их языка;

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

И. Суриков

«Зима» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;

Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»);

Лит-ра : О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.

Ознакомление с новым жанром – басней.

«Стрекоза и муравей» -

чтение басни

И.А. Крылова.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

Подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

Понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181.

ДЕКАБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Знакомство с творчеством

С. Михалкова.

«Ошибка» -

чтение басни.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

Формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

Воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 23, с. 189; В.Ю. Дьченко с. 216.

«Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнаухова -

чтение русской народной сказки.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

Развивать умение пересказывать сказку по плану;

Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть научился» -

пересказ произведения.

Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;

Развивать выразительность речи;

Воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 195.

Стихотворения к новогоднему празднику -

работа по содержанию стихотворений.

Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;

Формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;

Развивать поэтический слух;

Воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.

ЯНВАРЬ

Тема занятия

Программные задачи

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -

обрядовые песни.

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

Продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

Учить понимать главную мысль песен;

Раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Г. Скребицкий

«Как белочка зимует» -

пересказ рассказа.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);

Подбирать по смыслу глаголы;

Учить пересказывать текст рассказа;

Прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 6, с. 27.

С. Маршак

«Кошкин дом» (отрывки) -

чтение в лицах.

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

Отвечать на вопросы по содержанию;

Определять настроение, выраженное в стихотворении;

Сочувствовать героям стихотворения, переживать.

ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.

«Гадкий утенок» -чтение сказки.

Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;

Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

Формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

Развивать речетворческие способности детей;

Воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203.

Л. Фадеев

«Зеркало в витрине»

чтение стихотворения.

Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

Развивать интерес к художественной литературе;

Чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

П. Воронько

«Лучше нет родного края» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;

Участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;

Воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);

Воспитывать любовь к родному краю.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з.34, с. 122.

С. Алесеев

«Первый ночной таран» -

пересказ рассказа.

Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;

Развивать навыки пересказа литературного текста;

Учить применять в речи образные выражения, сравнения;

С. Топелиус

«Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

Учить различать жанровые особенности рассказа;

Осмысливать содержание прочитанного;

Связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

Формировать оценочное отношение к героям сказки.

МАРТ

Тема занятия

Программные задачи

С. Маршак

«Перчатки» -

работа по содержанию стихотворения.

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

Упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

Развивать образность речи.

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

Воспитывать любовь к природе.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 25, с. 192.

«Айога» -

чтение нанайской сказки.

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

Учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

Воспитывать отрицательное отношение к лени.

Лит-ра: О.С. Ушакова з.20, с. 105.

«Снегурочка» -

рассказывание русской народной сказки.

Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Лит-ра: В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177.

И. Крылов

«Ворона и лиса» -

чтение басни.

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

Учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

Воспитывать честность и доброту.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181; В.Ю. Дьяченко с. 202.

АПРЕЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

Н. Носов

«Автомобиль» -

чтение рассказа.

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

Учить оценивать поступки героев;

Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

Учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

М. Зощенко

«Великие путешественники» -

пересказ рассказа.

Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;

Учить определять характер персонажей;

Связно пересказывать литературный текст;

Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

В. Орлов

«Ты лети к нам, скворушка…» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;

Прививать любовь к природе.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»);

Уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 6, с. 164.

МАЙ

Тема занятия

Программные задачи

С. Маршак

«Откуда стол пришел?» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

Формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

Развивать память и внимание.

Лит-ра: О.А. Скоролупова с. 36

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Чтение рассказа.

Расширять знания детей о защитниках Отечества;

Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;

Развивать воображение, поэтический вкус;

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Лит-ра : В.Ю. Дьяченко с. 215.

М. Михалков

«Лесные хоромы» -

чтение сказки.

Помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;

Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;

Развивать пантомимические навыки;

Учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232.

В. Драгунский

«Друг детства» -

чтение рассказа.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

Осмысливать значение образных выражений.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 28, с. 196; В.Ю. Дьяченко с.223.

Итоговая литературная викторина.

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

Закрепить знания о малых фольклорных формах.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 34, с. 205


Прищепова И.В. Дизорфография младших школников - СПБ.: Каро, 2006. - 106 c.
ISBN 5-89815-690-9
Скачать (прямая ссылка): dizorfografiyamladshih2006.doc Предыдущая 1 .. 71 > .. >> Следующая
- Как вы представляете себе эту сцену?
III часть текста.
- Прочти первое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие тогда? (В таком случае орел полетел к морю.)
- Для чего автор использовал наречие тогда? (Для связи второй и третьей части текста.)
- Почему орел отправился за добычей?
- Прочти второе предложение. Почему Л. Н. Толстой употребляет в этом предложении местоимение он? (Чтобы избежать повтора слова орел.)
- Для чего автор использовал наречие «поздно»? (Л. Н. Толстой хотел показать, что большая часть вечера уже прошла. Орел очень долго охотился.)
- Прочти третье предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом опять? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)
- Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?
- Прочти четвертое предложение. Что означает глагол оглядеться? (Посмотреть вокруг себя.)
- Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, что поблизости нет людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)
- Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)
- Какое значение имеет приставка на- в глаголе накормил? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершенности действия, то есть птенцы, наконец, наелись.)
V. Орфографическая работа.
1. Назови слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. (Орел, дороге, около и др.)
2. Объясни написание слов с проверяемыми безударными гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн...здо, б...льшой, дер...ва, подл...тел, к...гтях, бр...сать, к...мнями, выр...нил, пр...сили, л... екать, пт...нцы, кр...чали, веч...ром, огл...делся, нак...рмил, д...тей.
3. Назови слова с приставками.
VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал - текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжетных картинок. (Третий класс.)

КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно. Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.
Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи виднеются.
Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!
По Г. А. Скребицкому

I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмотреть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:
- Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?
- О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?
- Что делала мама?
- О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?
- Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)
- Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)
- Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?
- Чем закончилась эта история?
- О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)
- Что в рассказе забавного, смешного?
- О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?
- Прочти название серии картинок.
II. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в беспорядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитанные им предложения связный текст и почему.
III. Языковой анализ текста.
- Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий самостоятельно и неожиданно.
- Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однажды».)
- Прочти основную часть текста. Почему автор использовал глагол цап в третьем предложении? (Чтобы показать неожиданность действий галчонка.)
- Какими словами можно заменить наречие понемножку? (Понемногу, небольшими частями, порциями.)
- Какое значение имеет глагол приподнимать? (Не очень высоко поднимать.)
- Почему автор использовал именно этот глагол? (Чтобы показать, насколько маленьким и неопытным был птенец.)
- Как ты понимаешь значение глагола одолел? (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)
- Каким словом можно заменить существительное премудрость? (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)
IV. Орфографическая работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)