Звуки в английском языке и их произношение. Правила чтения гласных букв

Привет, читатель! 🙂 Сегодня мы вновь подготовили для тебя целый тренинг для постановки произношения английских звуков. В данной серии статей (это уже 3-я по счету) мы разберем тонкости английской фонетической системы и найдем отличия звуков английского языка от наших, русских.

Сегодня мы разберем аналоги звука / o / в английском. Вернее, аналогами они как раз не являются, но наш фонематический слух играет с нами злую шутку, и мы:

  1. заменяем все три английских звука на русский / o /,
  2. не видим разницы между этими 3-мя звуками и, таким образом, меняем значения некоторых слов.

Отработку звуков английского языка построим, как и раньше: при помощи обучающих видео, специального набора слов, упражнений, скороговорок и песни с эталонным произношением. Let’s go!

Внимание: в статье используется британский вариант произношения. Какие именно отличия есть у американцев, укажу ниже.

Произношение звука / ɜː / – долгие гласные в английском языке

Произносится в словах girl, nurse, learn и др. Звук очень сложный: что-то среднее между нашими / o / и / э / (обозначенными на письме ё (м ё д) и e (м е л) соответственно), при этом не является ни тем, ни другим.

Я бы сказала, что нужно принять положение губ, как для / э /, задержать рот в такой позиции, но попытаться произнести / о /. Напоминает ё в слове Г ё те . Звук долгий.

Спинка языка лежит плоско, средняя часть языка немного приподнята, выше, чем передняя и задняя части языка. Кончик языка находится у нижних зубов. Края языка не соприкасаются с верхними зубами. Расстояние между верхними и нижними зубами достаточно узкое. Губы напряжены и растянуты, чуть открывая зубы.

Ошибки произношения английских слов на русском языке

Какие основные промахи русскоговорящих:

1. Полная замена на русский / э / в словах типа pearl (устаревшее русское так и произносится пЕрл ), were и др.

Совет: нужно придать звуку / ɜː / оттенок русского звука / о /. Положение губ как для / э /, но произносим / о /.

2. Полная замена на русский звук / о /, обозначаемый буквой ё на письме, в словах типа, worse, sir и т.д.

Совет: придай английскому звуку оттенок русского / э /. Губы должны быть растянуты, зубы сведены ближе, язык должен быть плоским.

И, соответственно,не округляй губы, как для русского / o /. Рекомендуется произносить / ɜː / почти при таком же растянутом положении губ, как для фонемы / i: / => see /si:/ – sir /sɜː/, fee /fi:/ – fir /fɜ:/, heat /hi:t/ – hurt /hɜːt/.

Растянутое положение губ особенно обязательно при произнесении / ɜː / после / w / => we /wi:/ – world /wɜːd/, we /wi:/ – work /wɜːk/, we /wi:/ – worm /wɜːm/.

3. Также обрати внимание, что согласную перед этим гласным не нужно смягчать (об этом мы ). В словах типа girl, first, bird и др. согласные будут твердыми.

Совет: не поднимай среднюю спинку языка к твердому небу во время произнесения согласного. Сначала произнеси твердый согласный, а потом уже начинай произносить гласный.

Примеры на английские гласные звуки

Разобрались? Теперь переходим к постановке правильного произношения слов на английском языке. Настраиваем речевой аппарат в нужное положение и начинаем тренировку:

first /ˈfɜːst/

stir /stɜː r /

fir /ˈfɜː r /

Отлично! А теперь скажу о разнице произношения в исполнении американца (не сказала раньше, чтобы не запутать). Американская транскрипция выглядит так:

firm – /fɝ ːm/ (или /fɜrm/ как у нас на ).

В британском произношении призвук / r / мы можем услышать только на стыке слов, когда следующее слово начинается на гласную: sir A lec /sɜːr æ lɪk/.

Закрепить результат нам помогут английские скороговорки на гласные звуки:

  • Ge rman lea rners lea rn Ge rman wo rds, Tu rkish lea rners lea rn Tu rkish wo rds.
  • An ea rl gave Pea rl a fu r and a cir clet of pea rls for her thir ty – fir st bir thday.
  • The fir st skir t is dir tier than the thir d shir t, The fir st shir t is dir tier than the thir d skir t.

Напоследок найдем этот английский звук в известной песне, чтобы он отпечатался в аудиальной памяти. Поскольку мы взяли за основу британское произношение, то пример будет исключительно британским – The Beatles “Girl”


С 0:18 – по 0:30

Звук / ɒ / – произношение кратких гласных в английском языке

“Перевернутая а в английской транскрипции” произносится в словах doll, hot, what . Английский звук похож на русский / о / под ударением (как в слове п о ст ) но:

  • наши губы сильнее округлены (и выпячиваются вперед),
  • для нашего звука язык поднимается выше, потому русский звук менее открытый,
  • наш звук длиннее.

Как работает речевой аппарат: артикуляция во многом напоминает звук / a: /, как в слове part (). Но корень языка отведен назад и вниз еще сильнее, чем при / a: /, не напряжен. Кончик языка оттянут от нижних зубов дальше, чем при / a: /, и опущен вниз. Расстояние между челюстями большое. Губы слегка округлены, выпячивание губ полностью отсутствует. Звук короткий.

Совет: поскольку английские звуки / a: / и / ɒ / несколько похожи, ты можешь попробовать сделать так: начни произносить слово part /pa:t/ (послушай британское произношение ), но максимально отодвинь назад корень языка, НЕ сильно округли губы и сделай звук коротким – получится правильное произнесение слова pot /pɒt/ (послушай британский вариант ).

Чтобы случайно не заменить звук на русский / о /, раскрой рот шире, опусти и отодвинь язык ниже. Округляя губы, не выпячивай их вперед и сократи звук.

Переходим к практике. Поставим правильное произношение английского языка при помощи набора слов:

Вновь обращаю внимание на отличия в американском произношении. В AmE практически отсутствует “краткий о”, а вышеперечисленные слова они произносят со звуком / a: / (мы говорили о нем выше) – not /nɑːt/.


Смотри с 2:01 – по 3:22

Закрепим произношение скороговорками на английском языке для отработки звуков:

  • Ro b o ften dro ps his wa llet in sho ps, To m o ften dro ps his wa llet at sto ps.
  • Do lly wa nts to wa tch no vels o n TV, Po lly wa nts to wa tch ho rrors o n TV.
  • Kno tt and Sho tt fo ught a duel. Kno tt wa s sho t and Sho tt wa s no t. It wa s better to be Sho tt than Kno tt.

В завершение строчка из песни . Кстати, найти пример было не так просто… Этот звук короткий, и хотелось, чтобы в песне это было слышно. Но певцы имеют право растягивать даже короткие звуки 🙂 Поэтому берем в пример довольно быструю и ритмичную песню “13 Little Dolls” британской исполнительницы Sophie Ellis-Bextor.

Fight them hard then keep them safe
Those 13 little d o lls
One for each mood o f the day
Those 13 little d o lls
Cr o ss your heart and try to sleep
Leave them out to play
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 little d o lls


С 1:00 – по 1:18

Звук / ɔː / – произношение гласных звуков в английском языке

Звук / ɔː / произносится в словах horse, wall, law и др.

Звук по артикуляции похож на предыдущий / ɒ / – язык отодвигается назад и вниз, НО задняя часть языка приподнята до половины расстояния (а в предыдущем звуке корень языка расслаблен), поэтому в этом звуке ты чувствуешь, как “замыкается” отверстие у горла. Губы сведены в маленькое отверстие, как будто ты планируешь поцеловать кого-то. Звук длинный.

То есть по сути мы произносим очень-очень глубокий звук /о/, но положение губ, как для звука /у/.

Понять отличие между этими звуками важно еще и потому, что замена звука может изменить смысл слова:

cock /kɒk/ (петух) – cork /kɔːk/ (кора, винная пробка)

pot /pɒt/ (горшок) – port /pɔːt/ (порт)

wad /wɒd/ (пачка чего-либо – банкнот, жвачки) – ward /wɔːd/ (больничная палата)

Правильное произношение слов на английском языке

Надеюсь, у тебя получилось уловить артикуляцию этого звука. Переходим к тренировке на словах:

store /stɔː r /

shore /ʃɔː r /

floor /flɔː r /

chalk /tʃɔːk/

fourth /fɔːθ/

thought /θɔːt/

brought /brɔːt/

Заметь, что и здесь наблюдается отличие от британского произношения. В словах вроде ball, small, low американцы вновь произносят звук / a: /, а в словах вроде horse /hɔːrs/ и north /nɔːrθ/ – / r / произносится. Подробнее об американском произношении в .

Теперь перейдем к скороговоркам:

  • A ll Pau l’s dau ghters were bo rn in Co rk, A ll Wa lt’s dau ghters were bo rn in Yo rk.
  • Fou r explo rers explo re fo rty wa terfa lls, Fo rty explo rers explo re fou r wa terfa lls.
  • Do ra’s dau ghter is ta ller than No ra’s dau ghter, No ra’s dau ghter is sho rter than Do ra’s dau ghter.

В качестве музыкального примера предлагаю взять британскую группу Pink Floyd и песню “Another Brick In The Wall” (вернее, одно слово из нее – wall ).


С 3:05 – по 3:25

Не прощаемся!

В английском языке 44 (!!!) звука. Мы уже разобрали 10. В следующей статье этой рубрики остановимся на согласных. На каких именно – мы пока не решили, так что подсказывай нам в комментариях 🙂

Читай продолжение рубрики: .

МОУ «Школа №9» г. Рязани

27.09. 2017

Урок обучения грамоте.

Учитель начальных классов Долбня Н. В.

Тема урока: Гласный звук [о], буквы О, о; Ё, ё.

Цели урока:

Учить обозначать гласный звук [о] буквами О, о, Ё, ё.

Упражнять в чтении слогов и слов с буквами О, о, Ё, ё.

Развивать фонематический слух.

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: таблица с изображением букв О, о, Ё, ё, лента букв, мяч, слоговая таблица, диск с музыкальной физкультминуткой, буквы из магнитной азбуки, «звуковые домики» для слов.

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

    Чтение наизусть выученных стихов о буквах А, Я.

    Игра «Придумай слог».

Давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч, и давать команду: «Согласный твёрдый или согласный мягкий», а вы будете называть слоги с гласным [а], где звук согласный твёрдый, затем – мягкий. (МА, МЯ; НА, НЯ; ЛА, ЛЯ; РА, РЯ.)

3. Чтение с доски слоговой таблицы со звуком [а].

4. Звуковая зарядка.

Повторите за мной чистоговорку:

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

Со-со-со – мы купили колесо.

Какой звук мы учились с вами говорить? (Звук [о]).

5. Постановка цели.

Послушаем последний звук в слове колесо. Какой он? (Гласный [о]).

Сегодня мы узнаем, какая буква нужна, чтобы его обозначить.

III . Знакомство с буквами О, о, Ё, ё.

    Беседа о буквах по таблице на доске.

На таблице вы видите буквы. Они называются О, о, Ё, ё. Их две. Одни – заглавные, другие – строчные. На что они похожи? (Ответы детей).

Послушайте стихи об этих буквах.

О знакомо нам давно:

Круг, баранка, колесо.

А у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Когда гласные буквы выполняют свою работу? (Когда перед ними стоят согласные).

Посмотрите на таблицу в учебнике на странице 40 и проследите: когда слышим согласный твёрдо, после него стоит гласный [о], то работает буква О, о. Когда слышим согласный мягко, после него стоит звук [о], то работает буква Ё, ё.

Так для чего нужны буквы О, о, Ё, ё? (Чтобы обозначать гласный звук [о] и отдавать команду согласному о «мягкости» и «твёрдости».)

Давайте повторим хором буквы гласного звука: О, о, Ё, ё.

2. Звуковой анализ.

Работа на странице 40 учебника.

Посмотрите на схемы рядом с рисунком детей. как здесь работают буквы О и Ё? (О обозначает гласный звук [о] и даёт команду «твёрдости» согласному звуку, а Ё обозначает звук [о] и даёт команду «мягкости» согласному звуку).

Правильно. Теперь без труда озвучим имена детей. (Тоня, Сёма.)

Сколько слогов в этих именах? (Два.)

Почему? (Потому что в них два гласных звука.)

Какой из них ударный слог? (Первый.)

Эти дети идут в гости. Посмотрите, как Сёма мечтает об угощении. Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, чем их будут угощать.

(Сок, мёд, торт.)

Чем сходны эти слова? (В них один слог. Один гласный звук [о].)

Чем отличаются? (Звук [о] обозначен разными буквами.)

В каких словах буква отдаёт команду «твёрдости»? (Сок, торт.)

В каком слове буква отдаёт команду «мягкости» согласному звуку? (Мёд.)

IV . Физкультминутка. (Используется диск с музыкальной физкультминуткой.)

Стая птиц летит на юг.

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее.)

В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете.

(Потягивания – руки вверх.)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

(Низкий наклон вперёд, руки в стороны.)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед.)

И опять пора в дорогу. Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут руками.)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети садятся за парты.)

V . Упражнение в чтении.

1. Чтение слогов по табличке на странице 40.

2. Чтение по слоговой «дорожке» в разных позициях: бо, бё, во, вё, и т.д.

3. Составление и чтение детьми слогов с буквами о и ё на магнитной доске.

4.Чтение имён: Рома, Лёня.

Почему слова начинаются с заглавной буквы? (Это имена людей.)

VI . Закрепление материала.

1. Звуковой анализ «Засели домик для звуков».

Задание выполняется по рядам. Каждому ряду нужно заселить один «звуковой домик». У доски работает «представитель» с каждого ряда. Затем проверка с места. Дети дают пояснения и характеристику звуков.

2. Чтение слоговой таблицы на странице 41.

3. Упражнение в чтении.

Сегодня в нашей физкультминутке говорилось о том, что птицы улетают на юг. В какое время года это бывает? (Осенью.)

Чтение стихотворения «Осень» К. Бальмонта на странице 39.

Какие слова использует поэт для того, чтобы показать, почему изменяется природа? («Стали дни холоднее». «Солнце реже смеётся».)

Что он говорит о птицах? («От птичьего крика стало грустнее». «Стаи птиц улетают прочь за синее море».)

А что ещё вы знаете об осенних изменениях в природе? (Листья на деревьях изменяют свой цвет.)

Какого цвета бывают листья? (Жёлтые, красные, оранжевые.)

Какими становятся деревья? (Красивыми.)

Чтение стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» на странице 39.

Что он говорит о плодах рябины? (Кисти ярко-красные.)

Что общего в этих стихотворениях? (Грустное настроение.)

Почему оба поэта грустят в свои стихотворениях? (Им жаль уходящую красивую осень. Они не хотят прощаться с птицами. Грустят потому, что впереди долгая холодная зима.)

Передалось ли вам грустное настроение поэтов? (Да.)

VII . Итог урока.

Какие буквы мы узнали сегодня? (О, о, Ё, ё.)

Какой звук обозначают эти буквы? (Звук [о]).

Какие команды дают согласным буквы О и Ё? (Команду «твёрдости» и «мягкости».)

Чем занимались на уроке сегодня, зная эти буквы? (Упражнялись в чтении слогов и слов с этими буквами.)

О каком красивом времени года мы поговорили? (Об осени.)

При произнесении долгого закрытого [о:] задняя спинка языка поднята к мягкому нёбу и язык оттянут назад, губы сильно округлены и выдвинуты вперед, мускулы сильно напря­жены. Установка речевых органов не изменяется от начала до конца артикуляции. При произнесении краткого открытого [o] язык несколько меньше оттянут назад, чем при долгом закрытом [о:]; рот открыт, губы слегка округлены и мало вы­двинуты вперед, мускулы мало напряжены.

Русский звук «о» не однороден, так как установка органов речи не сохраняется от начала до конца артикуляции звука. При его произнесении происходит скольжение языка и губ в нейтральное положение, поэтому при произнесении русского «о» сначала слышится «у», а затем открытое «о» и в конце ар­тикуляции «а», т.е. [у-о-а]. При произнесении русского «о» губы не напряжены. Сравните русский звук «о» с немецким звуком [о:] в словах: rot - «рот», Ton - «тон», произнесенных преподавателем.

Буквенное обозначение звуков [о:], [o]

Звук

Буква

Примеры

Ofen, Boot, Ohr

oft, morgen, kornmen

Прочтите слова. Следите за длительностью и чистотой звука [о:], не допускайте изменения в его произношении. Об­ратите внимание на произношение звука [о:] в начале слов с твердым приступом:

Прочтите следующие слова. Следите за краткостью произнесения звука [o]:

Упр. 3 [- пропуск - ]

Прочтите слова с закрытым [о] в безударном откры­том слоге. Следите за тем, чтобы этот безударный гласный не пе­реходил в звук [а]:

(die) Pho"netik

(der) Pro"fessor

(der) No"vember

2. Звук [r] после смычных согласных и кратких гласных 1

Звонкий щелевой согласный [r] или язычковый вибрант [r] произносится после смычных согласных (р, b, t, d, k, g, m, n) перед гласным и после кратких гласных звуков.

1 См. фонетический справочник.

Прочтите слова со звуком [r]:

3. Согласные звуки [j], [ç]

Звук [j] является звонким согласным, а звук [ç] - соот­ветствующим ему глухим согласным. При произнесении этих звуков средняя спинка языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель; шум трения воздуха о края щели образует глухой согласный [ç].

Для постановки звука [ç] следует исходить из русского «й» (мой, твой, свой, май, дай, злой), произнесенного шепотом.

Звук [ç] произносится после i, ä, ü, ö, ei, ai, äu, eu, после согласных b, n, r, l и в суффиксах -chen, -ig, -lich. Не следует смешивать немецкий звук [ç] с русским смягченным звуком |х"], так как в русском языке это заднеязычный согласный. Сравните немецкий согласный [ç] с русским согласным [х"] в словах Chemie: «химия», произнесенные преподавателем.

В немецком языке звук [ç] обычно называют Ich-Laut.