Звуки в английском языке и их произношение. Правила чтения гласных букв
Привет, читатель! 🙂 Сегодня мы вновь подготовили для тебя целый тренинг для постановки произношения английских звуков. В данной серии статей (это уже 3-я по счету) мы разберем тонкости английской фонетической системы и найдем отличия звуков английского языка от наших, русских.
Сегодня мы разберем аналоги звука / o / в английском. Вернее, аналогами они как раз не являются, но наш фонематический слух играет с нами злую шутку, и мы:
- заменяем все три английских звука на русский / o /,
- не видим разницы между этими 3-мя звуками и, таким образом, меняем значения некоторых слов.
Отработку звуков английского языка построим, как и раньше: при помощи обучающих видео, специального набора слов, упражнений, скороговорок и песни с эталонным произношением. Let’s go!
Внимание: в статье используется британский вариант произношения. Какие именно отличия есть у американцев, укажу ниже.
Произношение звука / ɜː / – долгие гласные в английском языке
Произносится в словах girl, nurse, learn и др. Звук очень сложный: что-то среднее между нашими / o / и / э / (обозначенными на письме ё (м ё д) и e (м е л) соответственно), при этом не является ни тем, ни другим.
Я бы сказала, что нужно принять положение губ, как для / э /, задержать рот в такой позиции, но попытаться произнести / о /. Напоминает ё в слове Г ё те . Звук долгий.
Спинка языка лежит плоско, средняя часть языка немного приподнята, выше, чем передняя и задняя части языка. Кончик языка находится у нижних зубов. Края языка не соприкасаются с верхними зубами. Расстояние между верхними и нижними зубами достаточно узкое. Губы напряжены и растянуты, чуть открывая зубы.
Ошибки произношения английских слов на русском языке
Какие основные промахи русскоговорящих:
1. Полная замена на русский / э / в словах типа pearl (устаревшее русское так и произносится пЕрл ), were и др.
Совет: нужно придать звуку / ɜː / оттенок русского звука / о /. Положение губ как для / э /, но произносим / о /.
2. Полная замена на русский звук / о /, обозначаемый буквой ё на письме, в словах типа, worse, sir и т.д.
Совет: придай английскому звуку оттенок русского / э /. Губы должны быть растянуты, зубы сведены ближе, язык должен быть плоским.
И, соответственно,не округляй губы, как для русского / o /. Рекомендуется произносить / ɜː / почти при таком же растянутом положении губ, как для фонемы / i: / => see /si:/ – sir /sɜː/, fee /fi:/ – fir /fɜ:/, heat /hi:t/ – hurt /hɜːt/.
Растянутое положение губ особенно обязательно при произнесении / ɜː / после / w / => we /wi:/ – world /wɜːd/, we /wi:/ – work /wɜːk/, we /wi:/ – worm /wɜːm/.
3. Также обрати внимание, что согласную перед этим гласным не нужно смягчать (об этом мы ). В словах типа girl, first, bird и др. согласные будут твердыми.
Совет: не поднимай среднюю спинку языка к твердому небу во время произнесения согласного. Сначала произнеси твердый согласный, а потом уже начинай произносить гласный.
Примеры на английские гласные звуки
Разобрались? Теперь переходим к постановке правильного произношения слов на английском языке. Настраиваем речевой аппарат в нужное положение и начинаем тренировку:
first /ˈfɜːst/
stir /stɜː r /
fir /ˈfɜː r /
Отлично! А теперь скажу о разнице произношения в исполнении американца (не сказала раньше, чтобы не запутать). Американская транскрипция выглядит так:
firm – /fɝ ːm/ (или /fɜrm/ как у нас на ).
В британском произношении призвук / r / мы можем услышать только на стыке слов, когда следующее слово начинается на гласную: sir A lec /sɜːr æ lɪk/.
Закрепить результат нам помогут английские скороговорки на гласные звуки:
- Ge rman lea rners lea rn Ge rman wo rds, Tu rkish lea rners lea rn Tu rkish wo rds.
- An ea rl gave Pea rl a fu r and a cir clet of pea rls for her thir ty – fir st bir thday.
- The fir st skir t is dir tier than the thir d shir t, The fir st shir t is dir tier than the thir d skir t.
Напоследок найдем этот английский звук в известной песне, чтобы он отпечатался в аудиальной памяти. Поскольку мы взяли за основу британское произношение, то пример будет исключительно британским – The Beatles “Girl”
С 0:18 – по 0:30
Звук / ɒ / – произношение кратких гласных в английском языке
“Перевернутая а в английской транскрипции” произносится в словах doll, hot, what . Английский звук похож на русский / о / под ударением (как в слове п о ст ) но:
- наши губы сильнее округлены (и выпячиваются вперед),
- для нашего звука язык поднимается выше, потому русский звук менее открытый,
- наш звук длиннее.
Как работает речевой аппарат: артикуляция во многом напоминает звук / a: /, как в слове part (). Но корень языка отведен назад и вниз еще сильнее, чем при / a: /, не напряжен. Кончик языка оттянут от нижних зубов дальше, чем при / a: /, и опущен вниз. Расстояние между челюстями большое. Губы слегка округлены, выпячивание губ полностью отсутствует. Звук короткий.
Совет: поскольку английские звуки / a: / и / ɒ / несколько похожи, ты можешь попробовать сделать так: начни произносить слово part /pa:t/ (послушай британское произношение ), но максимально отодвинь назад корень языка, НЕ сильно округли губы и сделай звук коротким – получится правильное произнесение слова pot /pɒt/ (послушай британский вариант ).
Чтобы случайно не заменить звук на русский / о /, раскрой рот шире, опусти и отодвинь язык ниже. Округляя губы, не выпячивай их вперед и сократи звук.
Переходим к практике. Поставим правильное произношение английского языка при помощи набора слов:
Вновь обращаю внимание на отличия в американском произношении. В AmE практически отсутствует “краткий о”, а вышеперечисленные слова они произносят со звуком / a: / (мы говорили о нем выше) – not /nɑːt/.
Смотри с 2:01 – по 3:22
Закрепим произношение скороговорками на английском языке для отработки звуков:
- Ro b o ften dro ps his wa llet in sho ps, To m o ften dro ps his wa llet at sto ps.
- Do lly wa nts to wa tch no vels o n TV, Po lly wa nts to wa tch ho rrors o n TV.
- Kno tt and Sho tt fo ught a duel. Kno tt wa s sho t and Sho tt wa s no t. It wa s better to be Sho tt than Kno tt.
В завершение строчка из песни . Кстати, найти пример было не так просто… Этот звук короткий, и хотелось, чтобы в песне это было слышно. Но певцы имеют право растягивать даже короткие звуки 🙂 Поэтому берем в пример довольно быструю и ритмичную песню “13 Little Dolls” британской исполнительницы Sophie Ellis-Bextor.
Fight them hard then keep them safe
Those 13 little d
o
lls
One for each mood
o
f the day
Those 13 little d
o
lls
Cr
o
ss your heart and try to sleep
Leave them out to play
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 little d
o
lls
С 1:00 – по 1:18
Звук / ɔː / – произношение гласных звуков в английском языке
Звук / ɔː / произносится в словах horse, wall, law и др.
Звук по артикуляции похож на предыдущий / ɒ / – язык отодвигается назад и вниз, НО задняя часть языка приподнята до половины расстояния (а в предыдущем звуке корень языка расслаблен), поэтому в этом звуке ты чувствуешь, как “замыкается” отверстие у горла. Губы сведены в маленькое отверстие, как будто ты планируешь поцеловать кого-то. Звук длинный.
То есть по сути мы произносим очень-очень глубокий звук /о/, но положение губ, как для звука /у/.
Понять отличие между этими звуками важно еще и потому, что замена звука может изменить смысл слова:
cock /kɒk/ (петух) – cork /kɔːk/ (кора, винная пробка)
pot /pɒt/ (горшок) – port /pɔːt/ (порт)
wad /wɒd/ (пачка чего-либо – банкнот, жвачки) – ward /wɔːd/ (больничная палата)
Правильное произношение слов на английском языке
Надеюсь, у тебя получилось уловить артикуляцию этого звука. Переходим к тренировке на словах:
store /stɔː r /
shore /ʃɔː r /
floor /flɔː r /
chalk /tʃɔːk/
fourth /fɔːθ/
thought /θɔːt/
brought /brɔːt/
Заметь, что и здесь наблюдается отличие от британского произношения. В словах вроде ball, small, low американцы вновь произносят звук / a: /, а в словах вроде horse /hɔːrs/ и north /nɔːrθ/ – / r / произносится. Подробнее об американском произношении в .
Теперь перейдем к скороговоркам:
- A ll Pau l’s dau ghters were bo rn in Co rk, A ll Wa lt’s dau ghters were bo rn in Yo rk.
- Fou r explo rers explo re fo rty wa terfa lls, Fo rty explo rers explo re fou r wa terfa lls.
- Do ra’s dau ghter is ta ller than No ra’s dau ghter, No ra’s dau ghter is sho rter than Do ra’s dau ghter.
В качестве музыкального примера предлагаю взять британскую группу Pink Floyd и песню “Another Brick In The Wall” (вернее, одно слово из нее – wall ).
С 3:05 – по 3:25
Не прощаемся!
В английском языке 44 (!!!) звука. Мы уже разобрали 10. В следующей статье этой рубрики остановимся на согласных. На каких именно – мы пока не решили, так что подсказывай нам в комментариях 🙂
Читай продолжение рубрики: .
МОУ «Школа №9» г. Рязани
27.09. 2017
Урок обучения грамоте.
Учитель начальных классов Долбня Н. В.
Тема урока: Гласный звук [о], буквы О, о; Ё, ё.
Цели урока:
Учить обозначать гласный звук [о] буквами О, о, Ё, ё.
Упражнять в чтении слогов и слов с буквами О, о, Ё, ё.
Развивать фонематический слух.
Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Воспитывать любовь к русской природе.
Оборудование: таблица с изображением букв О, о, Ё, ё, лента букв, мяч, слоговая таблица, диск с музыкальной физкультминуткой, буквы из магнитной азбуки, «звуковые домики» для слов.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Чтение наизусть выученных стихов о буквах А, Я.
Игра «Придумай слог».
– Давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч, и давать команду: «Согласный твёрдый или согласный мягкий», а вы будете называть слоги с гласным [а], где звук согласный твёрдый, затем – мягкий. (МА, МЯ; НА, НЯ; ЛА, ЛЯ; РА, РЯ.)
3. Чтение с доски слоговой таблицы со звуком [а].
4. Звуковая зарядка.
– Повторите за мной чистоговорку:
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Со-со-со – мы купили колесо.
– Какой звук мы учились с вами говорить? (Звук [о]).
5. Постановка цели.
– Послушаем последний звук в слове колесо. Какой он? (Гласный [о]).
– Сегодня мы узнаем, какая буква нужна, чтобы его обозначить.
III . Знакомство с буквами О, о, Ё, ё.
Беседа о буквах по таблице на доске.
– На таблице вы видите буквы. Они называются О, о, Ё, ё. Их две. Одни – заглавные, другие – строчные. На что они похожи? (Ответы детей).
Послушайте стихи об этих буквах.
О знакомо нам давно:
Круг, баранка, колесо.
А у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
– Когда гласные буквы выполняют свою работу? (Когда перед ними стоят согласные).
Посмотрите на таблицу в учебнике на странице 40 и проследите: когда слышим согласный твёрдо, после него стоит гласный [о], то работает буква О, о. Когда слышим согласный мягко, после него стоит звук [о], то работает буква Ё, ё.
– Так для чего нужны буквы О, о, Ё, ё? (Чтобы обозначать гласный звук [о] и отдавать команду согласному о «мягкости» и «твёрдости».)
– Давайте повторим хором буквы гласного звука: О, о, Ё, ё.
2. Звуковой анализ.
Работа на странице 40 учебника.
– Посмотрите на схемы рядом с рисунком детей. как здесь работают буквы О и Ё? (О обозначает гласный звук [о] и даёт команду «твёрдости» согласному звуку, а Ё обозначает звук [о] и даёт команду «мягкости» согласному звуку).
– Правильно. Теперь без труда озвучим имена детей. (Тоня, Сёма.)
– Сколько слогов в этих именах? (Два.)
– Почему? (Потому что в них два гласных звука.)
– Какой из них ударный слог? (Первый.)
– Эти дети идут в гости. Посмотрите, как Сёма мечтает об угощении. Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, чем их будут угощать.
(Сок, мёд, торт.)
– Чем сходны эти слова? (В них один слог. Один гласный звук [о].)
– Чем отличаются? (Звук [о] обозначен разными буквами.)
– В каких словах буква отдаёт команду «твёрдости»? (Сок, торт.)
В каком слове буква отдаёт команду «мягкости» согласному звуку? (Мёд.)
IV . Физкультминутка. (Используется диск с музыкальной физкультминуткой.)
Стая птиц летит на юг.
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете.
(Потягивания – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед.)
И опять пора в дорогу. Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут руками.)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся за парты.)
V . Упражнение в чтении.
1. Чтение слогов по табличке на странице 40.
2. Чтение по слоговой «дорожке» в разных позициях: бо, бё, во, вё, и т.д.
3. Составление и чтение детьми слогов с буквами о и ё на магнитной доске.
4.Чтение имён: Рома, Лёня.
– Почему слова начинаются с заглавной буквы? (Это имена людей.)
VI . Закрепление материала.
1. Звуковой анализ «Засели домик для звуков».
Задание выполняется по рядам. Каждому ряду нужно заселить один «звуковой домик». У доски работает «представитель» с каждого ряда. Затем проверка с места. Дети дают пояснения и характеристику звуков.
2. Чтение слоговой таблицы на странице 41.
3. Упражнение в чтении.
– Сегодня в нашей физкультминутке говорилось о том, что птицы улетают на юг. В какое время года это бывает? (Осенью.)
Чтение стихотворения «Осень» К. Бальмонта на странице 39.
– Какие слова использует поэт для того, чтобы показать, почему изменяется природа? («Стали дни холоднее». «Солнце реже смеётся».)
– Что он говорит о птицах? («От птичьего крика стало грустнее». «Стаи птиц улетают прочь за синее море».)
– А что ещё вы знаете об осенних изменениях в природе? (Листья на деревьях изменяют свой цвет.)
– Какого цвета бывают листья? (Жёлтые, красные, оранжевые.)
– Какими становятся деревья? (Красивыми.)
Чтение стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» на странице 39.
– Что он говорит о плодах рябины? (Кисти ярко-красные.)
– Что общего в этих стихотворениях? (Грустное настроение.)
– Почему оба поэта грустят в свои стихотворениях? (Им жаль уходящую красивую осень. Они не хотят прощаться с птицами. Грустят потому, что впереди долгая холодная зима.)
– Передалось ли вам грустное настроение поэтов? (Да.)
VII . Итог урока.
– Какие буквы мы узнали сегодня? (О, о, Ё, ё.)
– Какой звук обозначают эти буквы? (Звук [о]).
– Какие команды дают согласным буквы О и Ё? (Команду «твёрдости» и «мягкости».)
– Чем занимались на уроке сегодня, зная эти буквы? (Упражнялись в чтении слогов и слов с этими буквами.)
– О каком красивом времени года мы поговорили? (Об осени.)
При произнесении долгого закрытого [о:] задняя спинка языка поднята к мягкому нёбу и язык оттянут назад, губы сильно округлены и выдвинуты вперед, мускулы сильно напряжены. Установка речевых органов не изменяется от начала до конца артикуляции. При произнесении краткого открытого [o] язык несколько меньше оттянут назад, чем при долгом закрытом [о:]; рот открыт, губы слегка округлены и мало выдвинуты вперед, мускулы мало напряжены.
Русский звук «о» не однороден, так как установка органов речи не сохраняется от начала до конца артикуляции звука. При его произнесении происходит скольжение языка и губ в нейтральное положение, поэтому при произнесении русского «о» сначала слышится «у», а затем открытое «о» и в конце артикуляции «а», т.е. [у-о-а]. При произнесении русского «о» губы не напряжены. Сравните русский звук «о» с немецким звуком [о:] в словах: rot - «рот», Ton - «тон», произнесенных преподавателем.
Буквенное обозначение звуков [о:], [o]
Звук |
Буква |
Примеры |
Ofen, Boot, Ohr oft, morgen, kornmen |
Прочтите слова. Следите за длительностью и чистотой звука [о:], не допускайте изменения в его произношении. Обратите внимание на произношение звука [о:] в начале слов с твердым приступом:
Прочтите следующие слова. Следите за краткостью произнесения звука [o]:
Упр. 3 [- пропуск - ]
Прочтите слова с закрытым [о] в безударном открытом слоге. Следите за тем, чтобы этот безударный гласный не переходил в звук [а]:
(die) Pho"netik |
||||
(der) Pro"fessor |
||||
(der) No"vember |
2. Звук [r] после смычных согласных и кратких гласных 1
Звонкий щелевой согласный [r] или язычковый вибрант [r] произносится после смычных согласных (р, b, t, d, k, g, m, n) перед гласным и после кратких гласных звуков.
1 См. фонетический справочник.
Прочтите слова со звуком [r]:
3. Согласные звуки [j], [ç]
Звук [j] является звонким согласным, а звук [ç] - соответствующим ему глухим согласным. При произнесении этих звуков средняя спинка языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель; шум трения воздуха о края щели образует глухой согласный [ç].
Для постановки звука [ç] следует исходить из русского «й» (мой, твой, свой, май, дай, злой), произнесенного шепотом.
Звук [ç] произносится после i, ä, ü, ö, ei, ai, äu, eu, после согласных b, n, r, l и в суффиксах -chen, -ig, -lich. Не следует смешивать немецкий звук [ç] с русским смягченным звуком |х"], так как в русском языке это заднеязычный согласный. Сравните немецкий согласный [ç] с русским согласным [х"] в словах Chemie: «химия», произнесенные преподавателем.
В немецком языке звук [ç] обычно называют Ich-Laut.