Американский многоразовый космический корабль. Американские многоразовые космические корабли, существование которых в россии скрывают андрей шипилов

В этой статье описывается, как установить или переустановить Windows 7.

До начала установки вам нужно выполнить несколько подготовительных шагов. В начале статьи мы разместили подробное содержание, чтобы вы могли быстро просмотреть всю последовательность действий и перейти к необходимой части инструкции.

Если вас интересует какой-то конкретный вопрос (например, ошибки при установке, как войти и настроить BIOS и т.д.), ссылки в содержании позволят вам перейти сразу к нему.

Если вы новичок, то просто следуйте руководству от начала и до конца: каждый пункт описан максимально подробно и включает ссылки на вспомогательные инструкции.

Что должно быть готово перед началом установки

Ознакомьтесь со списком ниже, чтобы проверить готовность вашего компьютера и системы к установке или переустановке Windows 7 и выполните необходимые действия для завершения подготовки.

Какие бывают типы установки, как сохранить личные файлы и программы

Установка бывает двух типов:
  • Полная переустановка операционной системы (ОС), когда полностью стирается раздел жесткого диска (или диск целиком), включая все ваши программы, документы и файлы.
  • Обновление ОС, при которой обновляются только системные файлы.
Обновление ОС имеет ряд недостатков. Поэтому рекомендуется проводить полную переустановку системы, а для этого потребуется сохранить все личные файлы и настройки программ.

Если вы этого еще не сделали, читайте статью о подготовке к установке , из нее вы узнаете:

  • как сохранить все важные личные данные;
  • какие программы понадобятся сразу после установки и где их скачать;
  • можно ли скопировать установленные драйвера, где найти драйвера после установки;
  • разбор некоторых частных случаев;
Сохраните все данные и переходите к следующему шагу.

Как легально скачать оригинальный образ Windows 7 x64 или x32 бесплатно.



Скачать оригинальный образ можно легально с помощью программы «Windows ISO Downloader»: закачка файла с образом Windows будет выполнена с официального сайта Microsoft .

Файл программы «Windows ISO Downloader» с версией 5.21 (от 20 сентября 2017 года) приложен к статье (справа от этого текста).
Как правильно скачать образ представлено на рисунке ниже:

Выберите раздел Windows 7, затем нужную редакцию образа Windows 7 и кнопку «Подтвердить».

Внимание!
Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться сборками Windows 7 – используйте только оригинальные образы системы.

Компания Microsoft имеет несколько самолетных ангаров разнообразного оборудования, предназначенного для тестирования работы операционной системы на различных комбинациях устройств. Поэтому официальный образ ОС корректно работает у подавляющего большинства пользователей.

Авторы сборок не имеют подобных возможностей для тестирования, поэтому у определенного процента пользователей начнутся проблемы в процессе эксплуатации сборки, решить которые будет возможно только с помощью полной переустановки Windows.

Какую версию образа выбрать: 32 bit или 64 bit

Все очень просто: 64 битная ОС нужна в двух случаях: чтобы компьютер мог «видеть» 4Гб и более оперативной памяти и чтобы вы могли работать с «тяжелыми» программами или играми. Внимание!
Некоторые новые программы и игры могут не запускаться на 32 битной Windows.
Выводы:

  • Если объем оперативной памяти 4Гб и более – смело выбирайте x64 (64 бита).
  • Если компьютер старый и сложные программы (например, аудио и видео редакторы, системы для проектирования, мультимедиа пакеты) не используются, выбирайте x32 (32 бита).
Более подробная информация о разнице между 32 битной и 64 битной операционной системой представлена в этой статье .

Самый простой способ посмотреть, сколько у вас оперативной памяти – нажать правую клавишу мыши на иконке «Мой компьютер» → выбрать пункт «Свойства» в контекстном меню.

В открывшемся окне будет будет указан объем оперативной памяти, а также разрядность системы, установленной в данный момент.

Какую версию Windows 7 выбрать: Home, Professional или Ultimate?

Существуют различные версии (редакции) Windows 7, некоторые из которых сильно отличаются по функциональным возможностям. Подробнее про версии Windows можно почитать .

Чаще всего при установке выбирают между версиями «Professional » и «Ultimate ».
Лучшим выбором в плане версии образа будет « Windows 7 Professional » .
Но не стоит переживать, если у вас другая редакция Windows – процесс установки будет аналогичным.
В редакции «Professional » в отличии от «Ultimate» нет ряда сервисов, которыми большинство пользователей никогда не воспользуются.
Вы, наверное, даже не слышали их названий: DirectAccess, Подсистема запуска Unix приложений, BranchCache, BitLocker и т.д. Соответственно, места на жестком диске версия « Professional » займет меньше.

Как правильно записать образ на DVD диск или на USB флешку?

Если образ у вас уже записан и установка с него проходила нормально, то вы можете сразу переходить к следующей главе. Если вы не знаете с помощью каких программ можно записать образ на диск или флешку, то вам помогут следующие вспомогательные статьи: Обратите внимание, что установка с флешки надежнее, а также выполняется быстрее. Если у вас есть в наличии флешка объемом 4Гб или более, то лучше производить установку именно с нее.

Процесс переустановки Windows.

Итак, подготовка к установке завершена: все личные данные сохранены, носитель с дистрибутивом операционной системы создан, и подготовлен раздел, на который образ будет установлен.

Настройка приоритета загрузочных устройств в BIOS

  1. Перезагрузите компьютер и войдите в BIOS.
    • на персональных компьютерах чаще всего для входа в BIOS используются кнопки « DELETE » (« Del »), « F 2», « F 1», « Esc »
    • на ноутбуках – клавиши « F 8», « F 9», « F 12», « Esc »
  2. После перехода в BIOS необходимо найти раздел меню, отвечающий за установку устройств для загрузки ОС.
    Раздел может находиться в разных местах (в зависимости от типа материнской платы и версии BIOS), поэтому нужно найти меню « FIRST BOOT DEVICE », « BOOT » или « BOOT DEVICE ».
  1. Нужно перейти в этот раздел меню и установить на первое место привод DVD или HDD-диск (ваш Flash-накопитель) в зависимости от того, на какой носитель записан образ.
  2. После этого нужно выйти из BIOS, сохранив изменения.
    Чаще всего для сохранения изменений перед выходом нужно нажать клавишу « F 10» , а затем подтвердить сохранение, нажав « Y » или выбрав пункт « Yes » в диалоговом окне.
Если у вас возникают затруднения с входом в БИОС, сохранением изменений или с поиском настроек приоритетов загрузочных устройств, то ознакомьтесь со статьей о настройке параметров в BIOS .

В статье вы найдете инструкцию с примерами:

  • как войти в BIOS или UEFI с примерам различных экранов BIOS.
  • как найти опцию «BOOT DEVICA PRIORITY».
  • таблицу со списком клавиш для входа в BIOS на ноутбуках разных производителей .

Автозапуск установки Windows с DVD диска или флешки

Если вы все сделали правильно, то после перезагрузки компьютера вы увидите следующее:

  • если вы используете DVD-носитель, то увидите надпись «Press any key for load from CD...» (нажмите любую клавишу для загрузки с CD-диска). Вы должны сразу нажать любую клавишу, так как по истечении небольшого количества времени (порядка 10 секунд) начнется загрузка со следующего установленного в БИОС устройства для загрузки.
  • если вы использовали flash-накопитель, то установка начнется незамедлительно
Помните!
Устанавливая операционную систему, вы должны быть внимательны и осторожны с функциями, смысл которых полностью не понимаете.
Администрация сайта не несет ответственности за результат ваших действий.

Начало установки

Внимание!
В вашем компьютере могут быть USB разъемы серого и голубого цвета. Если вы устанавливаете ОС с флешки, то обязательно втыкайте флешку в разъем USB 2.0 (серого цвета) , иначе установщик может ее не увидеть.
О том, что установщик операционной системы приступил к работе, вы можете судить по появившейся строке в нижней части экрана.


Рисунок 1. Установщик Windows 7 копирует файлы с носителя для дальнейшей установки ОС.
Когда подготовка к установке завершится, вы увидите надпись «Starting Windows» .
После этого появится окно установки Windows 7.

Рисунок 2. Начало установки Windows 7 : выбор устанавливаемого языка, формата времени и раскладки.
Формат времени, устанавливаемый язык и раскладку клавиатуры оставим без изменений (как показано на рисунке 2). Нажмите на кнопку «Далее» , после чего вы сможете запустить процесс, щелкнув на кнопке «Установить» .

Рисунок 3. Старт установки Windows 7
Теперь вы должны прочитать и согласиться с лицензионным соглашением Microsoft и снова нажать кнопку «Далее» .

Рисунок 4. Лицензионное соглашение для установки и последующего использования Windows 7 .

Выбор типа установки

  • Обновление системы позволит переустановить Windows поверх существующей операционной системы.
  • Полная установка позволит выбрать существующий раздел для установки или заново провести разделение жесткого диска. Система будет установлена начисто, поэтому данный вариант более приемлем (подробнее о типах установки мы писали в начале статьи).

Рисунок 5. Выбор типа установки операционной системы.
Выбираем «Полная установка (дополнительные параметры)», как показано на рисунке 5.

Рисунок 6. Выбор жесткого диска для дальнейшей установки Windows 7 .

Разделы жесткого диска для установки системы

После перехода к полной установке нам представят список жестких дисков, на которых можно создать или выбрать разделы для установки. На этом шаге может быть несколько вариантов развития событий.

  • У вас в системе всего один жесткий диск.
  • У вас отдельный жесткий диск (возможно SSD), где будет установлена операционная система, и отдельные диски для хранения данных.
  • Установщик не видит жесткий диск или возникают другие ошибки (ниже приведены ссылки на статьи, где пошагово рассматриваются эти проблемы)
Внимание!
Если у вас несколько жестких дисков, то перенесите все важные данные на диск, где будут храниться личные файлы, и отключите его, чтобы случайно не перепутать диски при создании разделов или форматировании.
Если у вас только один жесткий диск (или SSD), то желательно разбить его на части (если это позволяет объем диска).

Диск нужно разбить на части таким образом, чтобы для системы было выделено не менее 50Гб, возможно даже больше, т.к. для нормальной работы Windows 7 желательно, чтобы на системном разделе было не менее 15-20% свободного места.
Диск разбивают на разделы для того, чтобы в будущем было проще переустанавливать операционную систему.

Например, у вас всего 1 жесткий диск в компьютере объемом 500Гб.

Вы разбиваете его на 2 части: 120Гб (диск «C:» ) и 380Гб (Диск «D )

Теперь на диске « D у вас хранятся музыка, фильмы, фотографии, установщики программ, папки с драйверами, игры и т.д., а на диск « C вы устанавливаете программы для работы.

Файлы из папок «Рабочий стол» и «Мои документы» также хранятся на диске « C :». Когда в будущем вы захотите переустановить Windows, то нужно просто перенести (скопировать) все важные файлы с рабочего стола и других папок диска « C на диск « D , затем провести полную переустановку с форматирование диска « C .
Если же диск не будет разделен на разделы, то вам некуда будет переносить данные с диска « C :», и вы не сможете его отформатировать.

Создание разделов на диске

На этом шаге вы можете создать разделы на жестком диске, если:

  • жесткий диск не размечен (новый или все разделы были предварительно удалены);
  • жестком диске нет важных файлов, и всю информацию можно удалить.
Новый жесткий диск сразу отображается в виде одного раздела и подписывается как «неразмеченный» (см. рисунок 6).
Если вы собираетесь переразбить диск (и все важные файлы с него уже перенесены), то нужно:
  1. Последовательно удалить все разделы вашего диска, используя кнопку «удалить» . Внимание! Все файлы на этих разделах будут удалены!
  2. Выберите мышью появившийся нераспределенный раздел, нажмите кнопку «Создать» (см. Рисунок 6).
  3. Укажите размер сначала для системного раздела (который будет диском « C ), затем создайте раздел для диска « D (и других дисков, если это необходимо).
Если диск был не распределён, то установщик ОС дополнительно создаст раздел объемом 100Мб для хранения специальных системных файлов.

Выбор раздела для установки

Если разделы на диске были созданы ранее:

  1. Выберите системный раздел (на который ранее была уставлена ОС).
  2. Нажмите на кнопку «Форматировать».
  3. После форматирования выделите очищенный раздел и нажмите на кнопку «Далее».
Если установщик не видит жесткий диск, требует драйвер устройства или возникают другие проблемы, то ищите и устраняйте вашу ошибку с помощью этих двух статей:
  • Разбор различных видов ошибок при установке Windows 7 (в том числе по кодам).
  • Что делать если установщик не видит устройства (привод, жесткий диск, клавиатуру или мышь и т.д.).
На рисунке 6 вы можете видеть неразмеченный диск размером 35 Гб.

Рисунок 7. Создание раздела на жестком диске
В нашем случае ни один раздел еще не создан, поэтому нужно щелкнуть на кнопку «Создать» (рисунок 7), после чего указать объем создаваемого раздела (рисунок 8) и щёлкнкть на кнопке «Применить» .

Рисунок 8. Выбор объема для раздела на жестком диске

Рисунок 9. Окно подтверждения создания раздела
После этого установщик операционной системы сообщит вам о том, что будет создан дополнительный раздел для хранения системных файлов:

Рисунок 10. Установка Windows 7.
Нажмите на кнопку «Далее», после чего начнется установка (копирование всех системных файлов и процесс настройки ОС).

Процесс копирования файлов займет 15-30 минут и не потребует от вас никаких действий.

Рисунок 11. Окно завершения установки
После завершения копирования и распаковки файлов произойдет перезагрузка компьютера.

В этот момент вы должны удалить DVD-диск или Flash-накопитель из компьютера, так как установка продолжится с жесткого диска, на который производилось копирование необходимых файлов.

После перезагрузки вы увидите окно с завершением установки.

Рисунок 12. Ввод имени пользователя и сетевого имени компьютера для установленной системы.
Процесс завершения займет несколько минут, после чего стартует начальная настройка операционной системы.

Завершение установки Windows и первоначальная настройка

Когда процесс настройки подойдет к концу, вам предложат ввести имя пользователя для создания вашей учетной записи, а также имя компьютера для последующей сетевой идентификации (под этим именем ваш компьютер будет виден в локальных сетях Windows).


Рисунок 13. Установка пароля для учетной записи (по желанию).
Далее вам предложат ввести пароль и подсказку для пароля. Если вы хотите оградить доступ к вашей учетной записи паролем, то введите его. Или вы можете пропустить этот шаг, нажав кнопку «Далее» .



Подавляющее большинство современных ноутбуков поставляется вместе с предустановленной Windows 10, и в общем-то большей части покупателей это удобно: не нужно ставить систему, драйвера и кучу мусорного софта самостоятельно - устройство готово к работе прямо из коробки. Но всегда находятся те, кто не прочь сэкономить и «активировать» систему самостоятельно, или же те, кто вообще собирается пользоваться Linux, и лицензия Windows им ни к чему.

В любом случае, вернуть деньги за систему вы можете, если соблюдали все правила - об этом черным по белому написано в лицензионном соглашении Windows 10:

В зависимости от того, как вы получили программное обеспечение Windows, настоящий документ является лицензионным соглашением между (i) вами и изготовителем устройства или установщиком программного обеспечения, который распространяет программное обеспечение вместе с вашим устройством ; или (ii) вами и корпорацией Microsoft (или одним из ее аффилированных лиц - в зависимости от места вашего проживания либо основного места ведения бизнеса), если вы приобрели программное обеспечение у розничного продавца.
...
Принимая это соглашение или используя программное обеспечение, вы соглашаетесь
со всеми настоящими условиями, а также даете согласие на передачу определенной
информации в процессе активации и использования программного обеспечения в
соответствии с заявлением о конфиденциальности, описанным в Разделе 3. Если вы не
принимаете настоящие условия, вы не можете использовать программное обеспечение
или его компоненты. Обратитесь к изготовителю устройства, установщику или розничному
продавцу, если вы приобрели программное обеспечение напрямую, чтобы узнать правила
возврата товара и согласно этим правилам вернуть программное обеспечение или
устройство для получения возмещения его стоимости или зачисления эквивалентной суммы
на ваш счет. Вы должны действовать в соответствии с этими правилами, в рамках которых для
возврата денежных средств или для зачисления эквивалентной суммы на ваш счет может
потребоваться возврат программного обеспечения вместе с устройством, на котором оно
установлено, если это применимо.

Так что вам не имеют права отказать в возврате денег, но, увы, зачастую вам это еще предстоит доказать. Но для начала - пункты, которые вы должны выполнить, чтобы иметь возможность вернуть за систему деньги:

  1. Устройство должно быть куплено у официального реселлера в России.
    Если вы купили его через Amazon или Ebay, или в ближайшем подвальном магазине, или вам его друзья привезли из США - вернуть стоимость Windows в России у вас не получится.
  2. Устройство должно быть куплено не более 10 дней назад.
    Раньше срок был в 30 дней, теперь сократили до 10. Видно скоро на возврат денег вообще только час останется. В любом случае - лучше не медлить и сразу начать процедуру возврата денег (о ней ниже).
  3. Вы не должны форматировать жесткий диск, а также срывать или повреждать этикетку сертификата подлинности (наклейку Windows на корпусе).
    Судя по всему, производители ноутбуков не заморачиваются и просто копируют старые правила. Начиная с Windows 8 ключ зашит в UEFI (современный аналог BIOS), поэтому форматирование и даже замена жесткого диска лицензию не убирает, да и на наклейке больше нет ключа продукта. Но в общем-то соблюсти эти требования нетрудно.

  4. У вас на руках должен быть гарантийный талон, само устройство и диск восстановления из комплекта .
    Ну тут все логично: гарантийный талон подтверждает дату покупки и позволяет проверить, где вы купили ноутбук, диск восстановления содержит образ Windows, который вы больше легально использовать не сможете.
  5. Устройство не должно было быть в ремонте и не должны быть повреждены гарантийные пломбы.
    Очередной бредовый пункт, дабы усложнить возврат лицензии. Самый максимум элементов, которые можно поменять у современных ноутбуков, это видеокарта, ОЗУ, беспроводной модуль и накопитель. И даже совместная замена всего этого никак не влияет на лицензию, которая привязывается к материнской плате и процессору, который к ней припаян. Но, в общем-то, опять же - в течении 10 дней уж можно потерпеть и не лезть внутрь устройства.
Процедура возврата денег

Теперь самое основное - это процедура возврата денег за лицензию Windows. Для этого вам нужен набор из пункта 4 выше, а также должны быть соблюдены все условия. Если это так - вы должны обратиться в официальный сервисный центр производителя ноутбука в России (все адреса и телефоны всегда можно посмотреть на официальном сайте, к примеру, вот они для ASUS - СЦ ASUS в России). После этого с устройства удаляется этикетка, у вас забирают диск восстановления, а также деинсталлируют Windows. Операция обычно занимает не более 1-2 дней (а бывает так, что это делают при вас), после чего этот же СЦ возвращает вам деньги за лицензию.

Стоимость различных лицензий Windows 10

Самый приятный момент - а сколько вам вернут денег? Увы - точной информации по Windows 10 в интернете я не нашел, однако сервисный центр одной компании подсказал, что цена почти не поменялась со времен Windows 8 - вам вернут около $30 за Windows 10 и $70 за Windows 10 Pro . Однако тут хватает подводных камней - к примеру, у Acer процедура деинсталляции и деактивации ОС стоит... $100. Да-да, в итоге вы остаетесь без системы, и еще должны 30-70 долларов за это. У других производителей такого нет, но все еще лучше уточнить это по телефону перед походом в СЦ.

Для сравнения - ниже стоимость лицензий предыдущих версий Windows:

Советы перед покупкой ноутбука

Итак, вы собрались купить ноутбук и точно решили, что будете возвращать деньги за систему. И тут есть один приятный момент - в продаже находится достаточно много ноутбуков без системы (обычно пишут, что установлен DOS, но это не совсем так), или же с Linux - в обеих случаях такие решения стоят дешевле, чем с предустановленной Windows. Но если нужного вам ноутбука без системы нет, и вы берете ноутбук с Windows, то крайне важно выполнить один пункт - ни в коем случае не соглашаться с лицензионным соглашением Microsoft при первом старте системы - в противном случае вы подтверждаете, что хотите пользоваться Windows, и деньги вам уже никто не вернет. Но тогда возникает вопрос - а как проверить ноутбук? Очень просто - достаточно принести с собой флешку с портативной версией системы, и загрузиться с нее - этого вполне хватит для базовой проверки всех компонентов устройства.

Еще один важный момент - можно ли потом вернуть обратно эту лицензию? Увы - уже никак: если вы от нее отказались, то единственный вариант вернуться на лицензионную Windows - это купить ее в магазине, и вот там стоимость будет в 3-5 раз выше, чем те деньги, что вам вернули (нет, это не из-за «жлобства» компании - просто производителям ноутбуков даются другие лицензии, OEM, и там абсолютно другие масштабы - счет идет на сотни тысяч копий, поэтому и стоимость каждой копии оказывается существенно ниже).

Ну и напоследок - лично мое мнение: не стоит заморачиваться с возвратом денег за систему. Во-первых, большинство ноутбуков идет с обычной Windows 10, за которую вам вернут где-то 1700 рублей по курсу - конечно, это достаточно серьезные деньги, но вот проблема в том, что в сервис придется ехать вам, теряя свое время, да и в подавляющем большинстве СЦ вы будете с боем доказывать, что таки имеете право на возврат денег. Во-вторых - Microsoft будет поддерживать Windows 10 крайне долго, выпуская несколько раз в год крупные обновления. И чтобы не мучиться с активацией и переустановкой системы - проще пользоваться лицензией. Но это - лишь мое мнение, как я уже писал выше - вы вправе вернуть деньги за лицензию, и, если вам это действительно нужно - дерзайте.

Наверное здорово, когда возможность организовать свою работу на личном ноутбуке становится доступна любому пользователю, такого ноутбука, без стороннего вмешательства "всяких там тыжпрограммистов и системщикаф". И даже в самый печальный случай - есть возможность нажать пару клавиш и сделать своему компьютеру Factory Reset - вернувшись к исходному состоянию Windows, тем самым решив свои насущные проблемы.
Однако в тех случаях, когда ты сам работаешь на таком ноутбуке, а еще хуже - готовишь такой ноутбук, чтобы отдать его в использование своим коллегам - то "багаж программ", которые идут вместе с предустановленной системой - настолько жуткие и бесполезные, что отнимают сразу около 30% ресурсов вашего новенького ноутбука. Что-же делать? Удалять такие программы поэтапно, вручную. Или.... ?

Ситуаций, когда необходимо задуматься об этом несколько:

  • вам действительно эти программы мешают, забирают "ВСЮ МОЩЬ" вашего ноутбука
  • вы не знаете какие программы удалять
  • вы уже удаляли как-то такие программы, но сделали восстановление Windows и вот, они вновь все перед вами
  • вы хотите избавиться от раздела Recovery, которые отжирает около 15-25Gb вашего жесткого диска
  • и наконец, вы сменили свой HDD на новый и вам банально неоткуда восстанавливать Windows
Все эти вопросы решаются одним махом. Самостоятельной установкой Windows. Однако встает логичный вопрос. Где-же взять тот самый дистрибутив с системой, если поставку диском, в комплекте с ноутбуками - давным давно отменили. И уже совсем редкий случай, когда подобные Recovery диски поставляются в комплекте с новым ноутом.
И даже при наличии такого диска - нет гарантии восстановить систему. Ведь каждый такой комплект дисков - ориентирован на конкретную модель. Скажем диски восстановления для модели T430 уже не подойдут для модели T430U и наоборот.
Опять-таки, восстановив систему с такого диска - вновь получим кучу лишнего софта, который мозолит нам глаза и наш жесткий диск.
Поэтому основная задача: установить чистую Windows, при этом не потеряв лицензию.
Основная "головная боль" для Windows, поставляемой с ноутбуком - это то, что версия Windows является OEM версией. А если в двух словах - копия, привязанная к конкретному ноутбуку. Т.е. по логике вещей - повторная активация такого продукта - невозможна. За исключением снисходительности Microsoft и путем звонка в тех.поддержку - вам с большой долей вероятности - активируют вашу копию по телефону.
Однако получить сам дистрибутив OEM не предоставляется возможным. На момент написания этой статьи официально скачать дистрибутив Windows 7 с сайта microsoft - уже было не возможно. Этот факт мне подтвердили, когда я позвонил в техническую поддержку Microsoft. А вот для Windows 8.1 имеется замечательная утилита.
Итак, чтобы избежать еще большей-"лишней" полемики, я просто напишу решение для этих систем.

Если на вашем ноутбуке Windows 7:
  • найдите наклейку с серийным номером на вашем ноутбуке. Возможно она прячется под установленным аккумулятором.
  • найдите чистый образ Windows 7. Не активированный, не кастомизированный, а именно чистый образ, соответсвующий вашей редакции. В моем случае - это был дистрибутив Windows 7 Pro х64. И качал я его на сайте VLSC https://www.microsoft.com/licensing/servicecenter/ Если вы качаете со сторонних ресурсов и сомневаетесь в подлинности дистрибутивов или страдаете паранойей - рекомендую поискать хэш-суммы к интересующему вас дистрибутиву и сравнить со скаченными образами.
  • Установите систему, используя ваш серийный номер (который вы обнаружили на своем ноутбуке)
  • Активируйте систему, путем автоматической активации по интернету. Как оказалось - это совсем безболезненно.
  • Устанавливайте только необходимые драйвера, без лишнего софта, скачивая их с сайта производителя.
  • Все. Ваша легальная копия Windows 7 готова к использованию!



Если на вашем ноутбуке Windows 8:
  • Перейдите по ссылке: http://go.microsoft.com/fwlink/p/?LinkId=510815 чтобы скачать утилиту, которая поможет вам создать загрузочный образ-дистрибутив, для установки Windows 8.1
  • Запустив утилиту - выберите для себя наиболее удобный вариант: а) создать загрузочную флешку (не менее 4Gb) или б) создать iso образ, который в последствии можно записать на DVD диск
  • Установите созданный образ, используя специальные тестовые ключи (которые предоставляет сам Microsoft) :
  • Версия Pro: 27NXJ-JH9WY-KYF3K-J8DPP-9P9HP
  • Версия Single Language: PRN2R-9J3M9-VHVKK-YVTJ7-PWD3X
  • По заверению сотрудника технической поддержки Microsoft: "после установки 8.1 с тестовыми ключами - система подхватит активацию, по средствам вашей SLIC-таблицы.
  • В моем-же случае - я получил легальную копию Windows 8.1 без лишнего хлама от Lenovo.

Резюме.

Я не вдавался в подробности "почему\как\зачем\а может" и лишь воспользовался подобными решениям. Потому как знаю наверняка: если у меня ноутбук с предустановленной, легальной копией - то я имею право ее использовать и переустанавливать столько, сколько мне этого хочется:) Ну а если это не так - пишите, возможно кому-то ваше обоснование будет интересно:)
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    100 лет назад отцы — основатели космонавтики вряд ли могли себе представить, что космические корабли будут выбрасывать на свалку после одного-единственного полета. Неудивительно, что первые проекты кораблей виделись многоразовыми и зачастую крылатыми. Долгое время — до самого начала пилотируемых полетов — они конкурировали на чертежных досках конструкторов с одноразовыми «Востоками» и «Меркуриями». Увы, большинство многоразовых кораблей так и остались проектами, а единственная система многократного применения, принятая в эксплуатацию (Space Shuttle), оказалась страшно дорогой и далеко не самой надежной. Почему так получилось?
    Ракетостроение имеет в своей основе два источника — авиацию и артиллерию. Авиационное начало требовало многоразовости и крылатости, тогда как артиллерийское было склонно к одноразовому применению «ракетного снаряда». Боевые ракеты, из которых выросла практическая космонавтика, были, естественно, одноразовыми. Когда дело дошло до практики, конструкторы столкнулись с целым комплексом проблем высокоскоростного полета, в числе которых — чрезвычайно высокие механические и тепловые нагрузки. Путем теоретических исследований, а также проб и ошибок инженеры смогли подобрать оптимальную форму боевой части и эффективные теплозащитные материалы. И когда на повестку дня встал вопрос о разработке реальных космических кораблей, проектанты оказались перед выбором концепции: строить космический «самолет» или аппарат капсульного типа, похожий на головную часть межконтинентальной баллистической ракеты? Поскольку космическая гонка шла в бешеном темпе, было выбрано наиболее простое решение — ведь в вопросах аэродинамики и конструкции капсула куда проще самолета.



    "Зенгер" Так виделся запуск космического самолета немецким инжинерам в середине 1980-х годов. Первая ступень - самолет-разгонщик с прямоточными воздушнымо-реактивными двигателями. Вторая орбитальная ступень стартует на высоте более 30 км при скорости 6,8 Маха. стартовая масса системы - 340 т, из них 100 т водорода. Вторая ступень несет 65,5 т ракетного топлива. Экипаж - 2 пилота, 4 пассажира, груз - 2-3 тонны. первая ступень проектировалась как гиперзвуковой пассажирский самолет на 250 мест. Орбитальная допускала модификацию на 36 пассажиров.

    "Гермес", Франция/ЕКА, 1979-1994. Орбитальный самолет, запускаемый вертикально ракетой Ариан-5, садящийся горизонтально с боковым маневром до 1500 км. Стартовая масса - 700 т, орбитальная ступень - 10-20 т. Экипаж 3-4 человека, вывозимый груз - 3 т, возвращаемый 1,5 т.


    Быстро выяснилось, что на техническом уровне тех лет сделать капсульный корабль многоразовым практически нереально. Баллистическая капсула входит в атмосферу с огромной скоростью, а ее поверхность может нагреваться до 2 500—3 000 градусов. Космический самолет, обладающий достаточно высоким аэродинамическим качеством, при спуске с орбиты испытывает почти вдвое меньшие температуры (1 300—1 600 градусов), но материалы, пригодные для его теплозащиты, в 1950—1960-е годы еще не были созданы. Единственной действенной теплозащитой была тогда заведомо одноразовая абляционная обмазка: вещество покрытия оплавлялось и испарялось с поверхности капсулы потоком набегающего газа, поглощая и унося при этом тепло, которое в противном случае вызвало бы недопустимый нагрев спускаемого аппарата. Попытки разместить в единой капсуле все системы — двигательную установку с топливными баками, системы управления, жизнеобеспечения и энергопитания — вели к быстрому росту массы аппарата: чем больше размеры капсулы, тем больше масса теплозащитного покрытия (в качестве которой использовались, например, стеклотекстолиты, пропитанные фенольными смолами с довольно большой плотностью). Однако грузоподъемность тогдашних ракет-носителей была ограниченна. Решение было найдено в делении корабля на функциональные отсеки. «Сердце» системы обеспечения жизнедеятельности космонавта размещалось в относительно небольшой кабине-капсуле с тепловой защитой, а блоки остальных систем были вынесены в одноразовые отделяемые отсеки, естественно, не имевшие никакого теплозащитного покрытия. К такому решению конструкторов, как представляется, подталкивал и небольшой ресурс основных систем космической техники. Например, жидкостный ракетный двигатель «живет» несколько сотен секунд, а чтобы довести его ресурс до нескольких часов, нужно приложить очень большие усилия.
    И все же идея многоразовости ракетно-космической техники оказалась живучей. К концу 1960-х годов в США и несколько позднее в СССР и Европе был накоплен изрядный задел в области гиперзвуковой аэродинамики, новых конструкционных и теплозащитных материалов. А теоретические исследования подкрепились экспериментами, н том числе полётами опытных летательных аппаратов, самым известным из которых был американский Х-15. В 1969 году NASA заключило первые контракты с аэрокосмическими компаниями США на исследование облика перспективной многоразовой транспортной космической системы Space Shuttle (англ. - «космический челнок»). По прогнозам того времени, к началу 1980-х годов грузопоток "Земля-орбита-Земля" должен был составить до 800 тонн в год, и шаттлам предстояло ежегодно совершать 50-60 полетов, доставляя на околоземную орбиту космические аппараты различного назначения, а также экипажи и грузы для орбитальных станций. Ожидалось, что стоимость выведения грузов на орбиту не превысит 1 000 долларов за килограмм. При этом от космического челнока требовалось умение возвращать с орбиты достаточно большие нагрузки, например дорогие многотонные спутники для ремонта на Земле. Надо отметить, что задача возврата грузов с орбиты в некоторых отношениях сложнее вывода их н космос. Например, на кораблях «Союз» космонавты, возвращаясь с Международной космической станции, могут взять менее сотни килограммов багажа.



    "Клипер", Россия, с 2000 года. Разрабатываемый новый космический корабль с многоразовой кабиной для доставки экипажа и грузов на околоземную орбиту и орбитальную станцию. Вертикальный запуск ракетой "Союз-2", посадка горизонтальная либо парашютная. Экипаж - 5-6 человек, стартовая масса корабля - до 13 т, посадочная масса - до 8,8 т. Ожидаемый срок - 2015 год.

    Космодромы и ракеты нашего времени - XXI

    Venture Star, США, 1993-2001. Проект одноступенчатой многоразовой транспортной космической системы с вертикальным стартом и горизонтальной посадкой. Работы были свернуты на стадии прототипа (проект Х-33) из-за многочисленных технических проблем. Основная - недостаточная прочность конструкции при жестких ограничениях на массу аппарата в целом.


    В мае 1970 года, после анализа полученных предложений, NASA выбрало систему с двумя крылатыми ступенями и выдало контракты на дальнейшую проработку проекта фирмам North American Rockwell и McDonnel Douglas. При стартовой массе около 1 500 тонн она должна 6ыла выводить на низкую орбиту от 9 до 20 тонн полезного груза. Обе ступени предполагалось оснащать связками кислородно-водородных двигателей тягой по 180 тонн каждый. Однако в январе 1971 года требования были пересмотрены - выводимая масса выросла до 29,5 тонны, а стартовая - до 2 265 тонн. По расчетам, пуск системы стоил не более 5 миллионов долларов, но вот разработка оценивалась в 10 миллиардов долларов - больше, чем был готов выделить конгресс США (не будем забывать, что США вели в то время войну в Индокитае). Перед NASA и фирмами-разработчиками встала задача - снизить стоимость проекта по крайней мере вдвое. В рамках полностыо многоразовой концепции этого добиться не удалось: слишком сложно было разработать теплозащиту ступеней с объемистыми криогенными баками. Возникла идея сделать баки внешними, одноразовыми. Затем отказались и от крылатой первой ступени в пользу повторно используемых стартовых твердотопливных ускорителей. Конфигурация системы приобрела знакомый всем вид, а ее стоимость, около 5 миллиардов долларов, укладывалась в заданные пределы. Правда, затраты на запуск при этом выросли до 12 миллионов долларов, но это считалось вполне приемлемым. Как горько пошутил один из разработчиков, «челнок спроектировали бухгалтеры, а не инженеры».
    Полномасштабная разработка Space Shuttle, порученная фирме North American Rockwell (позднее Rockwell International), началась в 1972 году. К моменту ввода системы в эксплуатацию (а первый полет «Колумбии» состоялся 12 апреля 1981 года - ровно через 20 лет после Гагарина) это был во всех отношениях технологический шедевр. Вот только затраты на его разработку превысили 12 миллиардов долларов. На сегодня стоимость одного пуска достигает и вовсе фантастических 500 миллионов долларов! Как же так? Ведь многоразовое в принципе должно быть дешевле одноразового (по крайней мере, в пересчете на один полет)? Во-первых, не оправдались прогнозы по объемам грузопотока - он оказался на порядок меньше ожидавшегося. Во-вторых, компромисс между инженерами и финансистами не пошел на пользу эффективности челнока: стоимость ремонтно-восстановительных работ для ряда агрегатов и систем достигла половины стоимости их производства! Особенно дорого обходилось обслуживание уникальной керамической теплозащиты. Наконец, отказ от крьлатой первой ступени привел к тому, что для повторного использования твердотолливных ускорителей пришлось организовывать дорогостоящие поисково-спасательные операции.
    Кроме того, шаттл мог работать только в пилотируемом режиме, что существенно удорожало каждую миссию. Кабина с астронавтами не отделяется от корабля, из-за чего на некоторых участках полета любая серьезная авария чревата катастрофой с гибелью экипажа и потерей челнока. Это случилось уже дважды - с «Челленджером» (28 января 1986 года) и «Колумбией» (1 февраля 2003 года). Последняя катастрофа изменила отношение к программе Space Shuttle: после 2010 года «челноки» будут выведены из эксплуатации. На смену им придут «Орионы», внешне весьма напоминающие своего дедушку - корабль "Аполлон" - и обладающие многоразовой спасаемой капсулой экипажа.


    Челноки нового поколения

    С момента начала реализации программы Space Shuttle в мире неоднократно предпринимались попытки создания новых многоразовых кораблей. Проект "Гермес" начали разрабатывать во Франции в конце 1970-х годов, а потом продолжили в рамках Европейского космического агентства. Этот небольшой космический самолет, сильно напоминавший проект DynaSoar (и разрабатываемый в России "Клипер"), должен был выводиться на орбиту одноразовой ракетой «Ариан-5», доставляя к орбитальной станции несколько человек экипажа и до трех тонн грузов. Несмотря на достаточно консервативную конструкцию, «Гермес» оказался Европе не по силам. В 1994 году проект, на который израсходовали около 2 миллиардов долларов, был закрыт. Куда более фантастично выглядел проект беспилотного воздушно-космического самолета с горизонтальным взлетом и посадкой HOTOL (Horizontal Take-Off and Landing), предложенный в 1984 году фирмой British Aerospace. По замыслу, этот одноступенчатый крылатый апnарат предполагалось оснастить уникальной двигательной установкой, сжижающей в полете кислород из воздуха и использующей его в качестве окислителя. Горючим служил водород.
    Финансирование работ со стороны государства (три миллиона фунтов стерлингов) через три года прекратилось из-за необходимости огромных затрат на демонстрацию концепции необычного двигателя. Промежуточное положение между "революционным" HOTOL и консервативным "Гермесом" занимает проект воздушно-космической системы "Зенгер" (Sanger), разработанный в середине 1980-х годов в ФРГ. Первой ступенью в нем служил гиперзвуковой самолет-разгонщик с комбинированными турбопрямоточными двигателями. После достижения 4-5 скоростей звука с его спины стартовали либо пилотируемый воздушно-космический самолет "Хорус", либо одноразовая грузовая ступень «Каргус». Однако и этот проект не вышел из "бумажной" стадии, в основном по финансовым причинам. Американский проект NASP был представлен президентом Рейганом в 1986 году как национальная програма а воздушно-космического самолета. Этот одноступенчатый аппарат, который в прессе часто называли "Восточным экспрессом", имел фантастические летные характеристики. Их обеспечивали прямоточные воздушно-реактивные двигатели со сверхзвуковым горением, которые, по утверждениям специалистов, могли работать при числах Маха от 6 до 25. Однако проект столкнулся с техническими проблемам и, и в начале 1990-х годов его закрыли.



    Эскиз стартовой компоновки космического корабля "Клипер" (один из вариантов)

    Космодромы и ракеты нашего времени - XXI

    "Буран", СССР, 1976-? (не закрыт). Многоразовый космический корабль, аналог системы Space Shuttl. Вертикальный старт, горизонтальная посадка с боковым маневром 2000 км. Стартовая масса (с ракетой "Энергия") - 2375 т, орбитальная ступень 105 т. Экипаж - 10 человек, полезная нагрузка - 30 т. На снимке крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия" перевозит Буран.


    Советский «Буран» подавался в отечественной (да и в зарубежной) печати как безусловный успех. Однако, совершив единственный 6ecпилотный полет 15 ноября 1988 года, этот корабль канул в Лету. Справедливости ради надо сказать, что «Буран» оказался не менее совершенен, чем Space Shuttle. А в отношении безопасности и универсальности применения даже превосходил заокеанского конкурента. В отличие от американцев советские специалисты не питали иллюзий по поводу экономичности многоразовой системы - расчеты показывали, что одноразовая ракета эффективнее. Но при создании "Бурана" основным был иной аспект - советский челнок разрабатывался как военно-космическая система. С окончанием «холодной войны» этот аспект отошел на второй план, чего не скажешь про экономическую целесообразность. А с ней у «Бурана» было плохо: его пуск обходился, как одновременный старт пары сотен носителей «Союз». Судьба «Бурана» была решена.
    Несмотря на то что новые программы разработки многоразовых кораблей появляются как грибы после дождя, до сих пор ни одна из них не принесла успеха. Ничем окончились упомянутые выше проекты Hermes (Франция, ЕКА), HOTOL (Великобритания) и Saпger (ФРГ). "Завис" между эпохами МАКС - советско-российская многоразовая авиационно-космическая система. Потерпели неудачу и программы NASP (Национальный аэрокосмический самолет) и RLV (Многоразовая paкета-носитель) - очередные попытки США создать МТКС второго поколения на замену Space Shuttle. В чем же причина такого незавидного постоянства. По сравнению с одноразовой ракетой-носителем создание «классической» многоразовой транспортной системы обходится крайне дорого. Сами по себе технические проблемы многоразовых систем решаемы, но стоимость их решения очень велика. Повышение кратности использования требует порой весьма значительного увеличения массы, что ведет к повышению стоимости. Для компенсации роста массы берутся (а зачастую изобретаются с нуля) сверхлегкие и сверхпрочные (и более дорогие) конструкционные и теплозащитные материалы, а также двигатели с уникальными параметрами. А применение многоразовых систем в области малоизученных гиперзвуковых скоростей требует значительных затрат на аэродинамические исследования.
    И все же это вовсе не значит, что многоразовые системы в принципе не могут окупаться. Положение меняется при большом количестве пусков. Допустим, стоимость разработки системы составляет 10 миллиардов долларов. Тогда, при 10 полетах (без затрат на межполетное обслуживание), на один запуск будет отнесена стоимость разработки в 1 миллиард долларов, а при тысяче полетов - только 70 миллионов! Однако из-за общего сокращения «космической активности человечества» о таком числе пусков остается только мечтать... Значит, на многоразовых системах можно поставить крест? Тут не все так однозначно. Во-первых, не исключен рост «космической активности цивилизации». Определенные надежды дает новый рынок космического туризма. Возможно, на первых порах окажутся востребованными корабли малой и средней размерности «комбинированного» типа (многоразовые версии "классических» одноразовых", такие как европейский Hermes или, что нам ближе, российский «Клипер». Они относительно просты, могут выводиться в космос обычными (в том числе, возможно, уже имеющимися) одноразовыми ракетами-носителями. Да, такая схема не сокращает затраты на доставку грузов в космос, но позволяет сократить расходы на миссию в целом (в том числе снять с промышленности бремя серийного производства кораблей). К тому же крылатые аппараты позволяют резко уменьшить перегрузки, действующие на космонавтов при спуске, что является несомненным достоинством. Во-вторых, что особенно важно для России, применение многоразовых крылатых ступеней позволяет снять ограничения на азимут пуска и сократить затраты на зоны отчуждения, выделяемые под поля падения фрагментов ракет-носителей.
    Варианты конструктивной реализации многоразовых систем весьма разнообразны. При их обсуждении не стоит ограничиваться только кораблями, надо сказать и о многоразовых носителях - грузовых многоразовых транспортных космических системах (МТКС). Очевидно, что для снижения стоимости разработки МТКС надо создавать беспилотными и не перегружать их избыточными, как у шаттла, функциями. Это позволит существенно упростить и облегчить конструкцию. С точки зрения простоты эксплуатации наиболее привлекательны одноступенчатые системы: теоретически они значительно надежнее ыногоступенчатык, не требуют никаких зон отчуждения (например, проект VentureStar, создававшийся в США по программе RLV в середине 1990-х годов). Но их реализация находится «на грани возможного»: для создания таковых требуется снизить относительную массу конструкции не менее чем на треть по сравнению с современными системами. Впрочем, и двухступенчатые многоразовые системы могут обладать вполне приемлемым и эксплуатационными характеристиками, если использовать крылатые первые ступени, возвращаемые к месту старта по-самолетному.



    МАКС, СССР/Россия, с 1985 года. Многоразовая система с воздушным стартом, посадка горизонтальная. Взлетная масса - 620 т, вторая ступень с топливным баком - 275 т, орбитальный самолет - 27 т. Экипаж - 2 человека, полезная нагрузка - до 8 т. По утверждению разработчиков (НПО Молния). МАКС - наиболее близкая к реализации проект многоразового корабля.

    Космодромы и ракеты нашего времени - XXI

    "Орион". США. Новый корабль для доставки экипажа и грузов на околоземную и окололунную орбиты и обратно. Многоразовым является только модуль экипажа с теплозащитой. Старт вертикальный, спуск управляемый с использованием подъемной силы корпуса, приземление на парашюте. Масса орбитальной ступени - 25 т, масса при посадке - 7,5 т. Экипаж 4-6 человек. Первый пилотируемый полет - 2014 год, первый полет к Луне - 2020 год.


    Вообще МТКС в первом приближении можно классифицировать по способам старта и посадки: горизонтальномy и вертикальномy. Часто думают, что системы с горизонтальных стартом имеют преимyщество, поскольку не требуют сложных пусковых сооружений. Однако современные аэродромы не способны принимать аппараты массой более 600-700 тонн, и это существенно ограничивает возможности систем с горизонтальным стартом. Кроме того, трудно представить себе космическую систему, заправленную сотнями тонн криогенных компонентов топлива, среди гражданских авиалайнеров, взлетающих и садящихся на аэродром по расписанию. А если учесть требования к уровню шума, то становится очевидным, что для носителей с горизонтальным стартом все равно придется строить отдельные высококлассные аэродромы. Так что у горизонтального взлета здесь существенных преимуществ перед вертикальным стартом нет. Зато, взлетая и садясь вертикально, можно отказаться от крыльев, что существенно облегчает и удешевляет конструкцию, но вместе с тем затрудняет точный заход на посадку н ведет к росту перегрузок при спуске.
    В качестве двигательных установок МТКС рассматриваются как традиционные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), так и различные варианты и комбинации воздушно-реактивных (ВРД). Среди последних есть турбопрямоточные, которые могут разгонять аппарат «с места» до скорости, соответствующей числу Маха 3,5-4,0, прямоточные с дозвуковым горением (работают от М=1 до М=6), прямоточные со сверхзвуковым горением (от М=6 до М=15, а по оптимистичным оценкам американских ученых, даже до М=24) и ракетно-прямоточные, способные функционировать во всем диапазоне скоростей полета - от нулевых до орбитальных. Воздушно-реактивные двигатели на порядок экономичнее ракетных (из-за отсутствия окислителя на борту аппарата), но при этом имеют и на порядок большую удельную массу, а также весьма серьезные ограничения на скорость и высоту полета. Для рационального использования ВРД требуется совершать полет при больших скоростных напорах, защищая при этом конструкцию от аэродинамических нагрузок и перегрева. То есть, экономя топливо - самую дешевую компоненту системы, - ВРД увеличивают массу конструкции, которая обходится гораздо дороже. Тем не менее ВРД, вероятно, найдут применение в относительно небольших многоразовых аппаратах горизонтального старта.
    Наиболее реалистичными, то есть простыми и относительно дешёвыми в разработке, пожалуй, являются два вида систем. Первый - типа уже упомянутого «Клипера», в которых принципиально новым оказался только пилотируемый крылатый многоразовый аппарат (или большая его часть). Небольшие размеры хоть и создают определенные трудности в части теплозащиты, зато уменьшают затраты на разработку. Технические проблемы для таких аппаратов практически решены. Так что «Клипер» - это шаг в правильном направлении. Второй - системы вертикального пуска с двумя крылатыми ракетными ступенями, которые могут самостоятельно вернуться к месту старта. Особых технических проблемы при их создании не ожидается, да и подходящий стартовый комплекс можно, наверное, подобрать из числа уже построенных. Подводя итог, можно полагать, что будущее многоразовых космических систем безоблачным не будет. Им придется отстаивать право на существование в суровой борьбе с примитивными, но надежными н дешевыми одноразовыми ракетами.


    Предыстория многоразовых систем

    Одним из первых технически проработанных проектов космического челнока был ракетоплан конструкции Ойгена Зенгера. В 1929 году он выбрал этот проект для докторской диссертации. По замыслу австрийского инженера, которому было всего 24 года, ракетоплан должен был выходить на околоземную орбиту, например, для обслуживания орбитальной станции, а затем возвращаться на Землю с помощью крыльев. В конце 1930-х - начале 1940-х годов в специально созданном закрытом научно-исследовательском институте он выполнил глубокую проработку ракетного самолета, известного как «антиподный бомбардировщик». К счастью, в Третьем рейхе проект реализован не был, но стал отправной точкой для многих послевоенных работ как на Западе, так и в СССР. Так, в США, по инициативе В. Дорнбергера (руководителя программы V-2 в фашистской Германии), в начале 1950-х годов проектировался ракетный бомбардировщик Bomi, двухступенчатый вариант которого мог бы выходить на околоземную орбиту.
    В 1957 году американские военные начали работу над ракетопланом DynaSoar. Аппарат должен был выполнять особые миссии (инспекция спутников, разведывательно-ударные операции и др.) и в планирующем полете возвращаться на базу. В СССР, еще до полета Юрия Гагарина, рассматривалось несколько вариантов крылатых пилотируемых аппаратов многоразового использования, таких как ВКА-23 (главный конструктор В.М. Мясищев), «136» (А.Н. Туполев), а также проект П.В. Цыбина, известный как «лапоток», разработанный по заказу С.П. Королева. Во второй половине 1960-х годов в СССР в ОКБ А.И. Микояна, под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского, велась работа над многоразовой авиационно-космической системой "Спираль", которая состояла из сверхзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета, выводимого на орбиту с помощью двухступенчатого ракетного ускорителя. Орбитальный самолет по размерности и назначению в общих чертах повторял DynaSoar, однако отличался формой и техническими деталями. Рассматривался и вариант запуска «Спирали» в космос с помощью ракеты-носителя «Союз». Из-за недостаточного технического уровня тех лет ни один из многочисленных проектов многоразовых крылатых аппаратов 1950-1960 годов не вышел из стадии проектирования.


    В этот день в 1972 году президент США Ричард Никсон утвердил программу НАСА по созданию многоразовых транспортных космических кораблей . Наш обзор посвящен самым интересным и необычным проектам кораблей данного класса со всего мира.

    Boeing X-20 Dyna Soar



    Первый многоразовый космический корабль был разработан в США еще в 1963 году. Проект Boeing X-20 Dyna-Soar представлял собой многоцелевой военный орбитальный самолет. Dyna-Soar был самым инновационным космическим проектом того времени, однако строительство первых машин было вскоре прекращено, а проект закрыт.

    Спираль



    В середине 60-х годов в СССР началась разработка проекта "Спираль" в ответ на американский Dyna-Soar. Предполагалось, что орбитальный самолет будет разгоняться пассажирским авиалайнером до скорости около 6 Маха. В 1969 году разработка была приостановлена и продолжилась в середине 70-х. Были проведены испытательные полеты на дозвуковом Миг-105.11, однако вскоре проект закрылся окончательно.

    Space Shuttle



    Первый челнок по легендарной программе Space Shuttle был запущен 12 апреля 1981 года. Конструкция машины состояла из трех ступеней: многоразовых твердотопливных ракетных ускорителей, топливного бака с жидким водородом и кислородом и самого орбитального аппарата. По задумке инженеров, шаттлы должны были доставлять грузы между Землей и орбитальными станциями. За всю историю программы было доставлено около 1400 тонн различных грузов. Программа завершилась в 2011 году. Всего было произведено 135 запусков пяти шаттлов: Колумбия, Челленджер, Дискавери, Атлантис и Индевор. Колумбия и Челленджер погибли в результате катастроф.

    Буран



    В ответ на американский "Шаттл", в Советском Союзе с 1976 года началась разработка программы Энергия-Буран. Первый и единственный полет по этой программе был осуществлен 15 ноября 1988 года без участия пилотов. В 1993 году программа была официально закрыта.

    Заря



    В 1985-1989 годах в Советском Союзе велась разработка многоразового космического корабля "Заря". В 1987 году был создан эскизный проект машины. Главная отличительная особенность от других кораблей того времени заключалась в механике посадки при помощи реактивных двигателей. Однако из-за сокращения финансирования, проект был остановлен.

    Avatar



    Индийская программа Avatar была анонсирована в мае 1998 года. По словам инженеров, машина обеспечит максимально дешевую транспортировку грузов на орбиту. Avatar будет пользоваться обычными аэродромами для взлета и посадки. Строительством первого прототипа космолета занимается частная компания CIM Technologies.

    Skylon



    Британский проект Skylon компании Reaction Engines Limited стартовал в 2000 году. Сейчас он находится в поиске финансирования. По словам инженеров, корабли системы Skylon позволят заметно сократить расходы на транспортировку грузов на околоземную орбиту. Космолет будет способен перевозить около 200 тонн грузов. В 2013 году Британское правительство согласилось выделить 60 млн. фунтов стерлингов на поддержку проекта.

    Шеньлунь



    Китайский многоразовый космолет Шеньлунь («Космический самолёт «Дракон»») разрабатывается с начала 2000-х годов. Он будет запускаться с бомбардировщика H-6K. Первый суборбитальный полет "Дракон" совершил 8 января 2011.

    Русь


    В 2009 году РКК «Энергия» начала разработку транспортной космической системы "Русь". Корабль будет заниматься доставкой грузов на орбиту и обеспечивать безопасность воздушного пространства. Кроме того, модуль будет осуществлять полеты к Луне. Беспилотные испытания начнутся в 2018 году.

    МАКС



    Разработка проекта началась еще в 1980 году и привлекла внимание множества экспертов, однако его развитие набрало обороты только в 2012 году. На данный момент разрабатываются челноки для взлета с самолетов-носителей М-55 «Геофизика» и ЗМ-Т. Проект МАКС предполагает вывод на орбиту туристов и малых коммерческих грузов.