Биография хлебникова интересные факты. Велимир Хлебников: биография, интересные факты из жизни, фото

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа селения Фиагдон Ардонского района

Урок по литературе в 9 классе

на тему:

II действие комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума».

Обучение анализу монолога.

Выполнила учитель

русского языка и литературы

Фарниева Алла Керимбековна.

2016 год

слайд 1:

Тема: II действие комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

Обучение анализу монолога.

Цель урока : проанализировать прочитанный дома материал- II действие комедии; формировать умение анализировать монолог, воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе

Словарная работа:

Пономарь - церковный служитель, на обязанности которого лежало чтение вслух церковных книг. Здесь выражение «читать как пономарь» означает невнятное, невыразительное чтение.

Камергер - придворное звание; к парадному мундиру камергера полагается золотой ключ.

Искони - издавна, с самого начала.

Тупей - старинная мужская причёска: собранный на затылке пучок волос.

Куртаг - приёмный день во дворце.

Карбонарий -революционер в Италии. Для дворян значило: бунтовщик, неблагонадёжный человек.

Содом - по библейской легенде, город, разрушенный богом с городом Гоморрой за грехи его жителей. Здесь значит: беспорядок, суматоха

Ход урока:

I . Организационный момент: поздороваться, отметить отсутствующих, проверить наличие учебных принадлежностей……………..………………. 2 м

2 слайд:

II . Проверка домашнего задания …………....…………………………….. 10 м

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией А.С.Грибоедова, говорили о его комедии «Горе от ума», проанализировали список действующих лиц, ознакомились с сюжетом I действия комедии.

А.В.Луначарский назвал А.С.Грибоедова «колоссальной, ослепляющей фигурой». Чем подтверждается такая характеристика?

(Отвечает Демуров Ацамаз, другие дополняют его ответ (4-5 минут)

3слайд:

А.С.Грибоедов был человеком удивительных способностей и разносторонних талантов. С детства владел французским, английским, немецким и итальянским языками. Закончил три факультета Московского университета (словесный, юридический и физико – математический). За время учёбы в университете выучил латынь и греческий, позднее обучился персидскому, арабскому, турецкому. Уже в университете начали проявляться поэтические способности Грибоедова: он пишет стихи и эпиграммы, сочиняет пьесу «Дмитрий Донской»

Грибоедов был великолепным музыкантом, играл на фортепьяно, органе, флейте. Сохранились два вальса его сочинения.

Он был блестящим дипломатом. Его карьера началась, когда в 1818 году за участие в дуэли его решают удалить из Петербурга и назначают секретарём русской миссии в Персии. В тот же год он добивается освобождения из плена 150 русских солдат. В 1828 году участвует в заключении Туркманчайского мирного договора между Россией и Персией.

Несмотря на способности к музыке и дипломатический талант, Грибоедов считал своим настоящим призванием литературу. Убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

4слайд:

Кто коротко перескажет сюжет 1 действия комедии?

5 – 8 слайды:

Приблизительный ответ ученика (4-5 минут):

Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья ожидала в гости друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась втайне от остальных домочадцев.

Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро, и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.

Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется.
Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь, за то, что застал ее с молодым мужчиной.

Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, - полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.

В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.

В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.

Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.

В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.

После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.

9 слайд:

III . Новая тема: чтение и анализ монологов II действия ……………… 25 м

10 слайд

    Ваниев Казик: монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…»

    Макиева Залина: монолог Чацкого «А судьи кто?»

    Джигкаева Арина: монолог Фамусова «Вот то-то все вы гордецы!»

    Макиева Тома: монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»

    Плиев Хетаг: монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…»(2 действие, 1 явление)

Прежде чем мы перейдём к чтению и анализу монологов, напомните мне, что такое «монолог»? (речь одного человека, обращённая к себе или к слушателям)

Первый монолог читает Плиев Хетаг «Петрушка, вечно ты с обновкой…»

из 2 действия, 1 явления, стр.26

12 слайд

(Чтение монолога занимает полторы минуты, затем идёт обсуждение)

Вывод: В этом монологе описывается привычный для Фамусова распорядок дел на неделю. Становится понятно, что служба в «казённом месте» практически не отнимает у него времени, т.е. служит он без усердия, или сама должность позволяет не прилагать к службе никаких усилий.

Фамусов считает образцом для подражания человека, который жил не для блага государства, а ради собственной выгоды.

Второй монолог читает Джигкаева Арина «Вот то-то, все вы гордецы!» из 2 действия, 2 явления, стр.28 (2 м)

Вывод: В этом монологе Фамусов рассказывает «поучительную» с его точки зрения историю его дяди Максима Петровича, который заслужил милость императрицы и нажил огромное состояние не усердной службой, а изображая шута при дворе. Для Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь даже притворством и лестью. Фамусов советует Чацкому взять с него пример.

13 слайд:

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…»из 2 действия, 2 явления на стр.29 читает Ваниев Казик (полторы минуты), затем идёт обсуждение, подвести к выводу:

Этот монолог является ответом на рассказ Фамусова о ловком придворном Максиме Петровиче. Чацкий сравнивает современную ему жизнь («век нынешний») и жизнь прошлого столетия («век минувший»). Он поражён умением придворных прошлого века выслуживаться перед государями, льстить и раболепствовать. Он рад, что в современном обществе это ыглядит дико. Но то факт, что Фамусов приводит Максима Петровича в пример Чацкому, свидетельствует о том, что Москва во многом сохраняет атмосферу предыдущего столетия, века «покорности и страха»

Следующий монолог Фамусова на стр.39 «Вкус, батюшка, отменная манера» читает (3 минуты) Макиева Тома, потом идёт обсуждение и предполагаемый вывод:

Здесь обнажаются ценности фамусовского общества. Фамусову кажется само собой разумеющимся, что человека судят не по его заслугам, а по положению в обществе, по роду его («по отцу и честь»)

Московских старичков он называет «канслерами в отставке» по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются («поспорят, пошумят и …разойдутся»)

Московских девушек он называет патриотками, потому что они «к военным людям так и льнут».

Слово для выразительного чтения монолога Чацкого «А судьи кто?» из 2 действия 5 явления на стр.41 предоставляется Макиевой Залине (3м), далее следует обсуждение и предполагаемый вывод:

В этом, самом остром монологе Чацкого герой показывает, что современное ему общество следует ложным идеалам и восхищается ложными авторитетами. Он упрекает «отцов отечества» в том, что свои чины они получили не за верную службу, а по протекции друзей и родственников. Стоит кому-то из молодых пренебречь подобной карьерой и службой, увлечься науками, чтением, его сразу называют «опасным», сумасшедшим. Этот монолог – осуждение крепостного права

14 слайд:

VI . Домашнее задание ………………………………………..………………. 1 м

V . Подвести итоги урока, проставить оценки ……... …………………… 2 м

15 слайд:

Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.

Ход урока.
I. Повторение. Проверка домашнего задания.
- С каких событий начинается комедия?
- Как ведут себя герои до появления Чацкого?
(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)
- Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
(Экспозиция - события, происходящие в произведении до завязки действия.)
- Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?
(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)
- Каковы эти взаимоотношения?

II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
- Что такое конфликт в драматическом произведении?
(Конфликт - столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)
- Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?
(Любовный конфликт.),
- Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)
- Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)
- Определите, когда завязывается любовный конфликт?
(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек- змея»)
- Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?
(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)
- Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?
(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)
- Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества.)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.
Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.

Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...».

Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?
(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)
- Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?
(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)
- Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?
(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него - священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)
- Чем же заполнен день в Фамусова?
(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни - рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)
- Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?
(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)
- Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?
- Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.
(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное - перестать быть «гордецом».)
- Почему Чацкий отказывается служить?
(«Служить бы рад - прислуживаться тошно»)

Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.
- В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.
Чтение монологов и их обсуждение.
Монолог Фамусова.
- Каково мировоззрение Фамусова?
(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)
- Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)
- Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?
(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,- это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)
Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть...».
- Каковы же взгляды Чацкого?
(Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)
- Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?
(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов - такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович - образец для подражания.
Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)
- Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?
- Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
поединка?
- Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.

Важный момент - появление Скалозуба.
- Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.
(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)
- Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.
(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)
- Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?
(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.
Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)
Чтение монолога «А судьи кто?..»
- Как произносит этот монолог Чацкий?
(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)
- Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?
(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)
- Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?
(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине - он занят лишь заботами о Софье.)
- Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?
(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)

Подведение итогов.
- Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?

Домашнее задание.
1 Всем прочитать второе и третье д.
2 Задание по группам.
Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо».
По отношению к кому в тексте I - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.
Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.