Годы правления а м романова. Правление алексея михайловича

Походы русских путешественников, сделанные ими географические открытия, имели огромное значение для будущего России. Расширялась территория российского государства, его культура обогащалась самобытной культурой других народов. Крепости-остроги, возведенные русскими землепроходцами, постепенно превращались в крупные города.

Освоение новых земель

Россия - самое большое государство в мире, однако не всегда ее площадь была столь внушительной. В давние времена она занимала лишь юго-западную часть нынешних своих земель. Окружающая территория вплоть до Тихого и Северного Ледовитого океанов была абсолютно неизведанной. И если юг и запад был достаточно хорошо освоен, то северные и восточные районы являли собой тайну за семью печатями.

К XI веку российские северные земли находились под контролем Великого Новгорода, который к тому времени имел хорошо налаженные торговые отношения с североевропейскими государствами. Этому городу несказанно повезло: он избежал печальной участи многих русских городов и не был разграблен монголо-татарскими захватчиками.

В течение нескольких веков поморы и новгородцы периодически совершали дальние морские путешествия, осваивая северные территории.

Рис. 1. Поморы.

Поморы - это немногочисленный народ Севера, обосновавшийся на побережьях Баренцева и Белого морей. Во время своих путешествий они достигли устья реки Таз, где организовали колонию Мангазею, которая в дальнейшем стала первым заполярным городом Сибири. Поморы торговали пушниной, строили отличные суда, прекрасно знали Северный морской путь, освоили много новых земель.

Помимо поморов, немалый вклад в покорение новых земель внесли казаки. Как правило, казаки бесстрашно продвигались вглубь неизведанных территорий по рекам, используя большие и очень прочные весельные лодки - струги.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

При обнаружении наиболее удобного места казаки возводили небольшие крепости - остроги. Построенный населенный пункт они обносили частоколом из заостренных бревен высотой не менее 4 м.

Рис. 2. Острог.

После постройки и укрепления острога землепроходцы начинали активно обследовать близлежащие территории. Они составляли карты, отмечая на них все важные географические данные, занимались разведкой месторождений природных богатств.

На месте казачьих острог разрастались крупные города, которые только укрепляли силу и могущество русского государства. Некоторые из них до сих пор стоят, как ни в чем не бывало: Тюмень, Енисейск, Якутск, Тобольск.

Рис. 3. Якутск.

К сожалению, имена многих отважных землепроходцев, живших в XI-XVI веках, до нашего времени не сохранились.

Знаменитые землепроходцы XVII века

Землепроходцами называют отважных путешественников и исследователей, которые занимались освоением неизведанных территорий Дальнего Востока, Крайнего Севера и Восточной Сибири.

Таблица “Русские землепроходцы 11-17 века”

Землепроходцы

Период

Открытия

Петр Бекетов

Исследователь Сибири, основатель таких городов как Якутск, Чита, Олекминск, Нерчинск.

Иван Ребров

Первооткрыватель земель северной Якутии (от устья Лены до Индигирки)

Иван Москвитин

Первым достиг побережья Охотского моря. Он тщательно исследовал его береговую линию, а также близлежащий Сахалинский залив.

Василий Поярков

Во главе экспедиции, состоящей из казаков, отправился из Якутска по рекам Алдан и Лена, по руслу Амура вышел к Охотскому морю.

Семен Дежнев

Стал первым мореплавателем, которому удалось обнаружить и переплыть Берингов пролив, соединяющий два материка: Евразию и Северную Америку. В его честь названа самая крайняя восточная точка континента: в Беринговом проливе возвышается крутой горный массив - мыс Дежнева

Ерофей Хабаров

Совершил морскую экспедицию в Мангазею. В устье реки Куты обнаружил соляную варницу, стал основателем Усть-Кута - одного из первых русских поселений на территории Восточной Сибири.

Иван Камчатый

Открыл новый большой полуостров. Посланный в экспедицию на поиски моржовой кости, он не смог продвинуть вглубь открытого им полуострова, который впоследствии был назван в его честь Камчаткой.

Владимир Атласов

Предпринял экспедицию на полуостров Камчатка, благодаря чему он был присоединен к России.

Благодаря отваге русских землепроходцев были не только исследованы новые земли, которые в дальнейшем присоединились к России. Составленные ими карты, научные описания территорий внесли большой вклад в понимание полной картины окружающего мира.

Что мы узнали?

При изучении темы «Русские землепроходцы 11-17 века» по программе географии 8 класса мы узнали, кем и каким образом были исследованы земли Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера. Мы выяснили, какой вклад в развитие российского государства внесли русские исследователи новых земель, как они повлияли на расширение территории страны и усиление ее могущества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 305.

Среди Великих географических открытий 15-17 веков особенно выделяется этап, имеющий колоссальное значение для «российской цивилизации», а именно: открытие и освоение огромных просторов Северо-Восточной Азии и вовлечение этих земель в сферу Русского государства. Честь этого открытия принадлежит русским землепроходцам. Благодаря в том числе и этим людям, мы имеем территорию России в своих современных границах.

Землепроходцами принято называть в Русском государстве 16-17 веков организаторов и участников походов в Сибирь и на Дальний Восток. Эти походы привели к крупным географическим открытиям на территории Сибири, Дальнего Востока и в омывающих их водах Северного Ледовитого и Тихого океанов.

В большинстве это были служилые люди (казаки), купцы и «промышленные люди» (занимавшиеся промыслами, преимущественно пушными).

Сначала освоение и изучение севера было хаотичным и имело чисто прагматический характер - промысел пушного и морского зверя, птичьих базаров, поиск новых стоянок. Издавна поморы, населявшие побережье Белого моря, отправлялись в длительные плавания на небольших парусных судах-кочах (одномачтовых парусно-гребных однопалубных кораблях с малой осадкой, способных вмещать несколько тонн груза и легкими на ходу), открывали берега Заполярья, острова Северного Ледовитого океана. Умелые судостроители и моряки они искусно проводили свои суда через льды и непогоду. Задолго до голландцев и англичан, русские люди путешествовали по арктическим морям, доходя до устья Оби и Енисея.

Они то и были первыми землепроходцами. Сведения о жизненном пути большинства землепроходцев отрывочны. В редких случаях установлены годы и места рождения, у некоторых не известны отчества. В массе своей землепроходцы были выходцами из Поморья - обширного региона на севере России, включающего бассейны рек Онеги, Северной Двины, Мезени. Небольшая часть вышла из Москвы и Поволжья. Среди землепроходцев встречались «новокрещеные» (в основном, татары) и военнопленные иноземцы («литва»); буквально единицы умели читать и писать. В Сибирь их толкало увеличение спроса на «мягкую рухлядь» (пушнину) и истощение пушных ресурсов пермских и печорских земель. Многие хотели избавиться от налогового гнета, нищенской жизни.

Исследование внутренних районов Сибири и Дальнего Востока

В 1582-1585 годах Ермак Тимофеевич, казачий атаман и предводитель московского войска, перейдя Уральские горы, разгромил отряды татарского хана Кучума, покорив Сибирское ханство и начав тем самым масштабное освоение Сибири. В 1587 был заложен город Тобольск, длительное время остававшийся столицей русской Сибири. На севере Западной Сибири на реке Таз в 1601 году на месте поселений поморских промышленников был основан город Мангазея - центр торговли пушниной и опорный пункт для дальнейшего продвижения на восток. О богатстве и золоте города слагались легенды. Он являлся центром притяжения российских и европейских купцов, промысловых людей.

На северо-востоке землепроходцы в погоне за пушниной землепроходцы открыли Сибирские Увалы, реки Пур и Таз. На юго-востоке они прошли среднее и верхнее течение Иртыша и Оби, обнаружили Барабинскую низменность и добрались до Салаирского кряжа, Кузнецкого Алатау, Абаканского хребта. В результате деятельности землепроходцев, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу 17 века обследована и присоединена к Русскому государству.

Первым из землепроходцев, побывавшим в Центральной Азии, оказался атаман Василий Тюменец. В 1616, получив дипломатическое поручение, он проследовал из Томска на Оби через Кузнецкий Алатау и Минусинскую котловину и первым перевалил Западный Саян на верховья Енисея. В Котловине Больших озер Тюменец провел переговоры с монгольским ханом и вернулся в Томск с его послом и известиями о северо-западной Монголии и «Табынской землице» (Туве). В 1632 Федор Пущин проник в ее верхнее течение Оби. В конце 1630-х - начале 1640-х гг. Петр Собанский исследовал Горный Алтай, проследил все течение Бии, обнаружил Телецкое озеро.

Стремительно шло продвижение землепроходцев на восток от Енисея вглубь Восточной Сибири. Первооткрывателем Среднесибирского плоскогорья стал ненец Игнатий Ханептек Пустозерец. В 1608-1621 он собирал ясак (ежегодную подать) с тунгусов (эвенков) в бассейне Нижней Тургуски (ее низовья обследовал М. Кашмылов). Их дело продолжил Пантелей Демидович Пянда: в 1620-1623 во главе небольшого отряда он прошел речными путями около 8 тысяч км, открыл верховья Нижней Тунгуски и Ангары, верхнюю и среднюю Лену.

В 1626 безвестные землепроходцы пересекли всю Северо-Сибирскую низменность, обнаружили реку Хету и поднялись по Котую на Среднесибирское плоскогорье к озеру Ессей. В конце 1620-х или начале 1630-х гг. они проникли в глубинные районы Таймырского полуострова, открыли реки Верхняя и Нижняя Таймыра, одноименное озеро - самый северный водоем планеты, горы Бырранга, первые вышли к берегам Карского моря. В 1633-1634 землепроходцы во главе с И. Ребровым вышли по реке Лене к Ледовитому океану. В 1630-1635 Василий Ермолаевич Бугор, Иван Алексеевич Галкин, Мартын Васильев, Петр Иванович Бекетов выявили значительную часть бассейна Лены, проследили все (4400 км) ее течение, а также ряд притоков. В 1637-1638 Посник Иванов первым перевалил хребты Верхоянский и Черского, открыв Индигирку.

В 1633-1635 Илья Перфильев, пройдя со сбором ясака всю открытую им реку Яна, выявил западную часть Яно-Индигирской низменности и основал город Верхоянск. Скитания Ивана Родионовича Ерастова (Велькова) в новых «землицах» для сбора ясака в 1637-1642 привели к открытию Янского и Алазейского плоскогорий, реки Алазея и Колымской низменности. В бассейне реки Анабар в 1643-1648 собирал ясак Василий Сычев. Он попал туда из Туруханска уже разведанным путем до Хеты и Хатанги, а затем еще дальше к востоку - на среднее течение Анабар. Летом 1648 он первым спустился по Анабару к берегам Хатангского залива. Не позднее 1640 землепроходцы столкнулись с многолетнемерзлыми почвами. Об этом открытии в 1640-1643 ленские воеводы сообщили царю.

С Байкалом и Прибайкальем русские ознакомились в 1643-1648. Основную роль в обследовании региона сыграли Курбат Афанасьевич Иванов, Семен Скороход, Иван Похабов. В поисках Амура Антон Маломолка в 1641 положил начало исследования Станового хребта, Алданского нагорья и проследил Алдан (правый приток Лены) от истоков до устья.

Зимой 1641 на верховья Индигирки вышел конный отряд Михаила Васильевича Стадухина (уроженца Пинеги, с ранних лет, жившего в Сибири). Он первый пересек Оймяконское плоскогорье, занимаясь сбором ясака. Вместе с казаками Дмитрия Михайловича Зыряна в начале лета 1643 на кочах Стадухин спустился по Индигирке к морю и направился на восток. В июле 1643 они открыли устье Колымы и поднялись по реке до среднего течения, выявив Колымскую низменность. В 1644 в низовье Колымы казаки построили зимовье, ставшее базой для продвижения на юг и восток.

Осенью 1648 казак Семен Иванович Дежнев (уроженец Великого Устюга) был выброшен штормом на берег в районе Олюторского залива Берингова моря. В тяжелейших условиях во главе группы казаков он перевалил открытое им Корякское нагорье и вышел к реке Анадырь. По ее притокам в 1652-1654 Дежнев безуспешно искал «соболиные места», обнаружив Анадырскую низменность. Отряд промысловиков, возглавляемый Семеном Ивановичем Моторой, в 1649-1650 первым из русских, пройдя от Колымы на восток, пересек Анадырское плоскогорье и в верхнем течении Анадыря встретился с людьми Дежнева. После первого исторически доказанного пешего путешествия длиной около 200 км по льдам Восточно-Сибирского моря (1649) Тимофей Булдаков преодолел восточную часть Яно-Индигирской низменности и Алазейское плоскогорье (1649-1651).

В 1643 в Приамурье двинулась экспедиция Василия Даниловича Пояркова. Выходец из Кашина, письменный голова, Поярков был довольно образованным человеком, но при этом достаточно жестким. За три года он прошел около 8 тысяч км от Лены до Амура, открыв реку Зея, Амурско-Зейское плато, реку Уссури. От устья Зеи Поярков спустился по Амуру до устья, предпринял плавание вдоль юго-западного берега Охотского моря и побывал на одном из Шантарских островов. Дело Пояркова продолжили в 1650-1656 Ерофей Павлович Хабаров, бывший крестьянин из Великого Устюга, и Петр Иванович Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем Амура, но, благодаря его успешной деятельности, Приамурье вошло в состав Российского государства. Бекетов осуществил первое плавание по всему течению Амура.

В конце зимы 1651 Михаил Васильевич Стадухин из бассейна Анадыря на лыжах и нартах первым проник к устью Пенжины, впадающей в одноименную губу Охотского моря. Там он построил кочи из леса, доставленного казаками с западного побережья Камчатки. «Для прииску новых землиц» Иван Абрамович Баранов весной 1651 проследил весь Омолон (правый приток Колымы) и первым пересек Колымское нагорье. На реке Гижиге он собрал ясак и тем же путем вернулся на Колыму.

Первооткрывателями внутренних районов Каматки стали Федор Алексеевич Чукичев и Иван Иванович Камчатой (1658-1661). Примерно тогда же К. Иванов, ранее занесший на карту Байкал, выполнил первую съемку бассейна Анадыря. Первые сведения о вулканах и климате Камчатки, о морях, ее омывающих, и о ее населении сообщил Владимир Владимирович Атласов, еще один устюжанин, побывавший на полуострове в 1697-1699. Он открыл Срединный хребет и Ключевскую сопку. Именно после его похода началось присоединение Камчатки к России. Он же привез в Москву первые сведения о Японии (а также первого японца, ставшего «толмачем» при государевом дворе), а также о неведомой земле восточнее Чукотки.

Плавания в северных морях

Начало открытиям в полярных водах положили неизвестные мореходы-поморы, открывшие в конце 16 века Обскую и Тазовскую губы Карского моря. Позднее эти глубоко вдающиеся в сушу заливы посетил Федор Дьяков. В 1598 на кочах он спустился по Оби к устью и побывал в ряде мест Обской губы, а к Тазовской добрался сушей в 1599. Туда же, но Карским морем и по рекам полуострова Ямал в 1602 прибыл арктический мореход и промышленник Лев (Леонтий) Иванович Шубин, оставивший описание своего плавания.

В Енисейскую губу морем в 1605 впервые прошел купец Лука Москвитин. В том же году он продвинулся восточнее, где обнаружил Пясинский залив и устье одноименной реки. Его достижение в 1610 повторил «торговый человек» Кондратий Курочкин, который дал первое описание Енисея и прилегающих к нему районов. Самый трудный в навигационном отношении участок пути по «Студеному» морю в обход северной оконечности Азии в 17 веке арктическим мореходам преодолеть не удалось.

Илья Перфильев и Иван Иванович Ребров в 1633-1634 первые плавали в море Лаптевых, обнаружили бухту Буор-Хая, Оленекский и Янский заливы с устьями одноименных рек. В 1638 Ребров с Елисеем Юрьевичем Бузой прошли на кочах через пролив (Дмитрия Лаптева) на восток, став первооткрывателями Восточно-Сибирского моря и побережья Северной Азии между устьями Яны и Индигирки. Еще восточнее в 1643 проникли Ерастов, Зырян и Стадухин: им принадлежит честь открытия берегов Азии до устья Колымы и Колымского залива. Еще дальше к востоку удалось продвинуться Исаю Игнатьеву: в 1646 он достиг Чаунской губы.

На запад от дельты Лены в 1640-х гг. на двух кочах отплыла экспедиция с грузом пушнины. Она открыла западную часть моря Лаптевых и восточное побережье полуострова Таймыр. Большинство участников погибло безымянными, в том числе одна женщина - первая полярная мореплавательница. Сохранились лишь два имени, вырезанные на рукоятках ножей, - Акакий и Иван Муромцы.

На берегах Охотского моря землепроходцы появились в 1639 - это был отряд Ивана Москвитина. В 1640 на построенных кочах он проследовал вдоль западного и южного побережья моря, положив начало русскому мореходству на Тихом океане. Открыв Шантарские острова, Сахалинский залив, Амурский лиман и устье Амура, Москвитин стал первооткрывателем российского Дальнего Востока. Он доставил также первые известия о Сахалине. Спутник И. Москвитина Нехорошко Иванович Колобов составил «скаску», дополняющую и уточняющую сведения начальника похода.

Путем Москвитина в 1648 на Охотское море вышел отряд Алексея Филиппова. Казаки проследили 500 км северного побережья от устья Охоты до Тауйской губы. У полуострова Лисянского они наткнулись на лежбище моржей. Филиппов составил первую лоцию Охотского моря.

Открытия Филиппова продолжил Стадухин: осенью 1651 на кочах вдоль взморья Пенжинской губы он прошел в вершину Гижигинской губы, где перезимовал. Летом 1652 вновь морем он проследил берега и приморскую полосу залива Шелихова до устья Тауй. Там он промышлял до 1657, а затем через Охотск вернулся в Якутск. Поход Ивана Антоновича Нагибы по Амуру в поисках Хабарова и его людей в 1652 привел к вынужденному плаванию вдоль южной береговой черты Охотского моря и открытию заливов Ульбанского и Тугурского.

Выдающимся достижением русских мореходов стало плавание холмогорца Федота Попова и устюжанина Семена Дежнева. В 1648 они прошли проливом Лонга, первыми обогнули морем крайнюю северо-восточную точку Азии и доказали существование прохода (Берингова пролива) из Северного Ледовитого океана в Тихий. Они выявили Чукотский полуостров и стали первооткрывателями Чукотского и Берингова морей. Вторично этим путем в 1662 проплыл Иван Меркурьевич Рубец (Бакшеев). Фома Семенов Пермяк, по кличке Медведь или Старик, участвовал в экспедиции Попова-Дежнева, вместе с Дежневым пережил корякско-анадырскую эпопею, до 1659 служил под его командой, а в 1668 сопровождал Рубца в плавании на Камчатку.

К. Иванов, ставший после Дежнева приказчиком Анадырского острога, в 1660 проплыл вдоль южных берегов Чукотки, открыл залив Креста и бухту Провидения. Между 1662 и 1665 он проследил часть западного побережья Берингова моря, фактически выявив Анадырский залив. По результатам двух походов Иванов составил карту.

Во второй половине 17 века безымянные арктические мореходы открыли Новосибирский архипелаг или, по крайней мере, часть его. Об этом свидетельствовали многочисленные кресты, обнаруженные в 1690 Максимом Мухоплевом (Мухоплеевым) на острове Столбовой. Вторичное открытие всей группы островов было совершено промысловиками в 1712-1773. Так, Меркурий Вагин в 1712 обнаружил Ляховские острова.

В первой четверти 18 века Даниил Яковлевич Анциферов и Иван Петрович Козыревский продолжили открытие Камчатки, дойдя в 1711 до южной оконечности полуострова. Они высадились на Шумшу - самом северном из Курильских островов. Летом 1713 Козыревский побывал на Парамушире, по расспросам составил описание всей Курильской гряды и ее чертеж.

Результаты деятельности землепроходцев

Землепроходцы стали первооткрывателями севера Западно-Сибирской равнины, Северо-Сибирской, Яно-Индигирской, Колымской и менее крупных низменностей. С характеристикой рельефа этих орографических единиц у них практически не было проблем: «низкие, ровные луговые или болотистые места». Если Обь, Енисей и Амур в большей или меньшей степени были известны издавна, как и озеро Байкал, то Лена, Индигирка, Колыма и ряд более коротких рек севера Сибири и Северо-Восточной Азии оставались неведомыми до появления землепроходцев, проследивших их от истоков до устьев.

Менее чем за 60 лет землепроходцы преодолели неведомые просторы Азии от Урала до побережья Тихого океана, а к началу 18 века собрали относительно точные данные о речной сети практически всей Сибири и Дальнего Востока (около 13 млн кв.км) и довольно туманные - о ее рельефе. Этот гигантский, совершенно необходимый для освоения огромной территории труд был выполнен всего за одно столетие.

Арктические мореходы выявили береговую черту Северной Азии на значительном протяжении. Данные, собранные землепроходцами и мореходами, заложили основу знаний о Северной Азии. Для европейской географической науки их материалы более века служили единственным источником сведений об этой части материка. Кроме того, землепроходцы сыграли основополагающую роль в становлении и развитии хлебопашества и бортничества, разработке полезных ископаемых, а также дерево- и металлобрабатывающих производств.

Землепроходцы действовали в тяжелых климатических условиях на гигантских таежных и тундровых просторах, а также в горных областях Северной Азии. Кровососущие насекомые и голод, стужа и нехватка боеприпасов, необходимого снаряжения и одежды, шторма и льды арктических морей были их постоянными «спутниками». Землепроходцам приходилось участвовать в стычках с «немирными инородцами». Порой группы казаков, посланцев городов-конкурентов по сбору ясака, вступали друг с другом в вооруженные столкновения. Открытие «новых землиц» и покорение «неясашных иногородцев» сопровождались значительными людскими потерями. В экспедиции Попова-Дежнева погибло почти девять десятых состава, у Стадухина - три четверти, у Пояркова - две трети.

В подавляющем большинстве случаев дальнейшая судьба оставшихся в живых не выяснена. Немногие из рядовых казаков выбились в атаманы, чаще они не поднимались выше десятников или пятидесятников. Во время или вскоре после походов погибли Л. Москвитин (около 1608), Зырян (начало 1646), Попов (осенью 1648 или зимой 1649/1650), Мотора (1652), Чукичев и Камчатой (1661), К. Иванов, Ребров, Стадухин (1666).

Память о землепроходцах осталась в географических названиях: остров Атласова, бухта и мыс Дежнева, населенные пункты Атласово, Бекетово, Дежнево, Ерофей Павлович, Нагибово, Поярково, Стадухино, Хабаровск. Имя Камчатого носит полуостров и производные от него названия реки, залива, мыса и пролива. Река Ожогина и озеро Ожогино названы - в честь И. Ожоги; река Бадяриха - от искаженной фамилии Н. Падеры.

Из материалов о плаваниях и походах дошли расспросные «речи» землепроходцев и арктических мореходов, а также аманатов (заложников). В этих «скасках» содержались данные об обстоятельствах и результатах похода или плавания, известия об особенностях новых «землиц», их богатствах и населении. Другим источником являются челобитные на имя царя с сообщениями о службах в разных местах, о заслугах, лишениях, затратах, гибели спутников, с просьбами назначить на какую-либо должность, повысить в звании, выплатить жалование. Книги ясашного сбора позволяют в ряде случаев определить в общих чертах маршруты сборщиков к новым «неясашным народцам».

Докладные воевод и приказчиков царю («отписки»), составленные на основе показаний землепроходцев, дополняют данные «скасок» и челобитных. В них можно найти упоминания о рыбных и пушных (особенно соболиных) местах, о лежбищах моржей, наличии леса, скоплениях «заморной кости» («рыбьего зуба», то есть моржовых клыков). В них также приводились соображения о возможности освоения новых районов и возникающих проблемах с численностью гарнизонов и обеспечением их всем необходимым.

Наглядно иллюстрировали совершенные открытия так называемые «чертежи». Это рисунки, дающие представление о течении рек, конфигурации берегов и в редких случаях примерное направление хребтов, показываемых в виде цепочки «горок». Почти все «чертежи» землепроходцев утрачены. Не известны судьбы чертежей: гидрографической сети Забайкалья Бекетова, озера Байкал К. Иванова, рек и гор Якутии и Чукотки Стадухина, реки Амур Пояркова, «Даурской земли» Хабарова, «Анадырской землицы» Дежнева.

При этом об открытиях землепроходцев зачастую становилось известно не сразу: например, челобитная Дежнева об открытии им пролива между Азией и Америкой пролежала забытой несколько десятилетий в архиве якутского воеводства.

В конце 18 века дело землепроходцев продолжил Василий Иванов. Во главе промысловой артели он совершил поход по внутренним районам Аляски (1792-1793). Землепроходцами уважительно называли и других поздних русских путешественников: последним считался Никифор Бегичев, а единственным из ученых - Николай Урванцев.

Слайд 1

РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ В XVII ВЕКА
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
Если европейские путешественники в XV-XVII вв. осваивали прежде всего земли на западе, то русские землепроходцы отправлялись на восток - за Уральские горы на просторы Сибири. Туда шли казаки, набранные по северным городам из посадских и «вольных гулящих людей».

Слайд 3

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
За пушными богатствами и моржовыми клыками отправлялись охотники-«промышленники». Купцы везли в эти земли нужные служилым людям и аборигенам товары - муку, соль, сукно, медные котлы, оловянную посуду, топоры, иглы - на вложенный рубль прибыль в 30 рублей. В Сибирь переводились черносошные крестьяне и ремесленники- кузнецы, туда же стали ссылать преступников и иноземцев-военнопленных. Стремились на новые земли и вольные поселенцы.

Слайд 4

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
Первопроходцы были людьми отчаянно смелыми, инициативными, решительными. По следам Ермака пришли новые отряды казаков и служилых людей. Посланные в Сибирь воеводы основали первые города: на Туре - Тюмень, на Оби и её притоках - Берёзов, Сургут; в 1587 г. на Иртыше была заложена сибирская столица-Тобольск.
ТОБОЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

Слайд 5

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
В 1598 г. отряд воеводы Андрея Воейкова разгромил войско хана Кучума в Барабинской степи. Кучум бежал и в 1601 г. погиб, но ещё несколько лет набеги на русские владения продолжали его сыновья.

Слайд 6

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
В 1597 г. посадский человек Артемий Бабинов проложил сухопутный путь от Соликамска через Уральские горы. Воротами Сибири была крепость Верхотурье. Дорога стала главным маршрутом, соединившим европейскую часть России с Азией. В награду Бабинов получил царскую грамоту на управление этой дорогой и освобождение от податей.

Слайд 7

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
Морской путь в Сибирь пролегал вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до берегов полуострова Ямал.
Неподалёку от полярного круга на впадающей в Обскую губу реке Таз в 1601 г. была основана Мангазея.

Слайд 8

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
Создавая опорные пункты, землепроходцы шли дальше на восток по великим сибирским рекам и их притокам. Так на Томи появились Томск и Кузнецкий острог, на Енисее - Туруханск, Енисейск и Красноярск.
ТОМСКИЙ ОСТРОГ 1604 г.

Слайд 9

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
Стрелецкий сотник Пётр Бекетов в 1632 г. основал на Лене Якутск - базу для исследования и освоения Восточной Сибири. 1639 г. с верховьев притока Лены Алдана 30 человек во главе с Иваном Москвитиным первыми из русских вышли к побережью Тихого океана и через несколько лет там был построен русский порт Охотский острог.
ЯКУТСКИЙ ОСТРОГ

Слайд 10

КТО И КАК ШЕЛ В СИБИРЬ?
В 1641 г. казачий десятник Михаил Стадухин, за свой счёт снарядив отряд, прошёл до устья Индигирки, морем доплыл до Колымы и поставил там острог. Местное население (ханты, манси, эвенки, якуты) переходило «под государеву руку» и должно было платить ясак «драгоценной пушниной».

Слайд 11

СЕМЕН ДЕЖНЕВ
Семён Иванович Дежнёв, в числе прочих «вольных» людей подрядился на службу в Сибирь, служил сначала в Енисейске, затем в Якутске, ходил в дальние экспедиции за ясаком на Индигирку и Колыму.

Слайд 12

СЕМЕН ДЕЖНЕВ
Дежнёв как представитель государственной власти отправился в морскую экспедицию холмогорского купца Федота Попова. В июне 1648 г. 90 человек на судах-кочах: вышли из устья Колымы. Крайнюю северо-восточную оконечность Азии (впоследствии названную мыс Дежнёва) обогнули лишь два судна.

Слайд 13

СЕМЕН ДЕЖНЕВ
Коч Дежнёва выбросило на пустынный берег южнее реки Анадырь, там первопроходец и его спутники провели тяжёлую зимовку. Оставшиеся в живых весной 1649 г. поднялись вверх по реке и основали Анадырский острог. После этой экспедиции Дежнёв ещё десять лет прослужил в Анадырском остроге.
Пройденный им пролив между Азией и Америкой был указан на русской карте Сибири- «Чертеже Сибирской земли» 1667 г., но к концу XVII в. открытие забылось: слишком редко пропускало неспокойное море корабли.

Слайд 14

ПОХОДЫ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
На юге от Якутска, на Ангаре были поставлены Братский и Иркутский остроги. В 1643 г. казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу. В Забайкалье были основаны Чита, Удинскии острог (нынешний Улан-Удэ) и Нерчинск. Прибайкальские буряты согласились принять российское подданство из-за опасности монгольских набегов.

Слайд 15

ПОХОДЫ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Дворянин Василий Поярков в 1643-1646 гг. возглавил первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур. С отрядом в 132 человека он по реке Зее вышел в Амур, по нему спустился к морю, прошёл вдоль юго- западных берегов Охотского моря до устья Ульи, откуда по маршруту И. Москвитина вернулся в Якутск, собрав сведения о природе и живущих по Амуру народах- даурах, дючерах, нанайцах, убеждал их присоединиться к России.

Слайд 16

ПОХОДЫ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Предприимчивый торговец из крестьян Ерофей Хабаров для похода на Амур собрал и снарядил на заёмные деньги около 200 человек. В 1649-1653 гг. он дважды побывал на Амуре: с боем брал укреплённые «городки» дауров и нанайцев, облагал их данью, подавляя попытки сопротивления. Хабаров составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению этой территории русскими людьми.

Слайд 17

ПОХОДЫ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Весной 1697 г. из Анадырского острога на оленях 120 человек во главе с казачьим пятидесятником Владимиром Атласовым отправились на Камчатку. За три года Атласов прошёл сотни километров, основал в центре полуострова Верхнекамчатский острог и вернулся в Якутск с ясаком и первыми сведениями о Японии.

Слайд 18

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ
Мангазея
Анадырь
Красноярск
Томск
Тобольск
Тюмень
Сургут
Охотск
Якутск
Албазин
Нерчинск
Иркутск

Слайд 19

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ
ПЕРВОПРОХОДЦЫ ОТКРЫТИЯ
Семен Дежнев 1648 г совершил крупное географическое открытие: в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского полуострова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки
Василий Поярков 1643-1646 гг. во главе отряда казаков прошел из Якутска по рекам Лена, Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, а затем вернулся в Якутск
Ерофей Хабаров 1649-1650 гг. Осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амур и составил их карты (чертеж)
Владимир Атласов 1696-1697 гг. Предпринял экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России

Стр. 88

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?

Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.

Стр. 89

Что такое острог?

1. Остро́г - фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 - 6 метров.

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

2. То же, что тюрьма (устаревшее)

Стр. 93. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?

Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.

2. Объясни значение термина «первопроходец».

«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.

3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».

«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»

Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.

Достижения кого-то одного из этих первопроходцев нельзя выделить особо, каждый из них внес свой вклад в освоение Дальнего Востока.

Стр. 93. Работаем с картой

По карте проследите маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова. Какой их этих маршрутов был более протяженным? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.

Наиболее протяженным был маршрут С. Дежнева. Более сложным был также его поход. Критерии сложности: его маршрут пролегал не только по суше, но и по морю. Лишения, которые испытывали участники похода, были во много раз тяжелее, чем в походах, особенно Е. Хабарова.

Стр. 93. Изучаем документ

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?

В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.

Стр. 93. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.

Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири - там дно рек илисто-песчаное. Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.

В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.

2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.

3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?

Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.

4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.

Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь - не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636-1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639-1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.

Открытие Колымы

Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск - опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.

Чукотская экспедиция

20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный "Большой Каменный Нос", окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один - Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь. Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов - незнакомое им юкагирское племя. Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.

Открытие памятника

Семёну Дежнёву и его семье - жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.

Дальнейшая судьба

В 1659 году Семён Дежнёв сдал команду над Анадырским островом и служилыми людьми сменившему его К. Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с И. Ерастовым. Оттуда Дежнёв с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.

Судно типа «коч» - одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

Судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.

По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.

На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» - распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.

При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.