Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка
Название : New Cutting Edge - Intermediate - Workbook - with key. 2006.
New Cutting Edge Intermediate is aimed at young adults studying general English at an intermediate level and provides material for approximately 120 hours of teaching. It is suitable for students studying in either a monolingual or multilingual classroom situation.
New Cutting Edge Intermediate Workbook is divided into twelve modules, which consist of:
-grammar - consolidation of the main language points covered in the Students" Book
-vocabulary-additional practice and input
-skills work - Improve your writing and Listen and read sections
-pronunciation - focus on problem sounds and word stress.
The optional Student"s CD/Cassette features exercises on grammar and pronunciation. There are two versions of the Workbook, one with and the other without an Answer key.
Example
Listen and read
One of the most beloved of American films, this is a classic story o(a love triangle between two men and one woman. It is the story of Rick Blaine (Humphrey Bogart) who runs a nightclub in a town in Morocco during World War II. Rick"s cafe has become a place where people can get illegal papers to help them to escape from Europe to America. One day, to Rick"s horror, llsa (Ingrid Bergman) walks through the door of his cafe ("Of all the gin joints in all the towns in all the world, she walks into mine"). Rick and llsa were lovers in Paris before the war but he thinks that she left him. Their romantic feelings soon return but Rick and llsa must face a painful choice, should llsa go to America with her husband, Victor (an important war hero who needs her support) or should she stay with Rick, the love of her life? In the end Bogart makes the decision for her and does the hardest thing for any man in love. He lets her go. In one of the most famous goodbye scenes ever recorded on film, he wipes away her tears and says: "Here"s looking at you kid."
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу New Cutting Edge - Intermediate - Workbook - with key - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Cutting Edge - Starter - Workbook with key and Vocabulary Book - Cutting Edge is a multi-level general English course for adults and young adults. Providing a solid foundation in grammar, vocabulary … Книги по английскому языку
- New Headway - Beginner - Liz and John Soars - 2002. New Headway Beginner is a foundation course for adult and young adult absolute beginners. It is also suitable for … Книги по английскому языку
- New Cutting Edge - Intermediate - Teacher s book - 2005. New Cutting Edge Intermediate is aimed at young adults studying general English at an intermediate level and provides material … Книги по английскому языку
Следующие учебники и книги:
- Общение на английском: телефон, факс, e-mail, деловая переписка - Серена Мёрдок-Стерн - Общение на английском: телефон, факс, e-mail, деловая переписка. Серена Мёрдок-Стерн. 2005. Книга адресована всем, кто хочет научиться свободно общаться на … Книги по английскому языку
- Курс перевода - английский - русский язык - Слепович В.С. - Курс перевода - английский - русский язык. Слепович В.С. 2002. В предлагаемом курсе изложены вопросы теории и практики перевода (общие, … Книги по английскому языку
- Ключ к успеху - Учебное пособие по английскому языку - Павлоцкий В.М. - Ключ к успеху - Учебное пособие по английскому языку. Павлоцкий В.М. 2003. Учебное пособие дает возможность изучающим английский язык подняться … Книги по английскому языку
- New Headway - Elementary - Liz and John Soars - 2000. New Headway English Course is a development of the highly successful multi-level Headway series. The original coursebooks have been … Книги по английскому языку
Предыдущие статьи:
- Thomson Exam Essentials - Harrison M., Whitehead R. - Thomson Exam Essentials. Harrison M., Whitehead R. 2005. Thomson Exam Essentials is a new series of materials for students preparing … Книги по английскому языку
- Interpreting matters - Hambrook J., Lonergan J. - Interpreting matters. Hambrook J., Lonergan J. 1999. Interpreting Matters is intended for public service interpreters, especially those involved in legal … Книги по английскому языку
- Английский язык для делового общения - Гаудсвард Г. - Английский язык для делового общения. Гаудсвард Г. 2007. Как на английском языке правильно составить деловое письмо, электронное сообщение, провести переговоры, … Книги по английскому языку
- New Headway Pronunciation Course - 2000. New Headway Intermediate Pronunciation Course is a practical and imaginative addition to the New Headway English Course. Its aim … Книги по английскому языку
Современный курс Cutting Edge представляет собой материалы для изучения английского языка по инновационной программе признанная многими лингвистами и преподавателями со всего мира. Данный курс построенный таким образом, что наряду с изучением языка студент изучае т и культурные особенности, осваивает практику международного общения .
Компоненты:
New Cutting Edge Pre-intermediate Class CDs (3)
New Cutting Edge Pre-Intermediate Students’ Book PDF
New Cutting Edge Pre-Intermediate Teacher’s Resource Book PDF
New Cutting Edge Pre-Intermediate Workbook With Key PDF
Размер:
192 Мб.
Скачать
Другие уровни курса:
New Cutting Edge Pre-Intermediate — Активный подход задействован в изучении грамматики
Для общения на иностранном языке
не маловажным является словарный запас, задания построены таким образом, что самые распространенные слова и выражения постоянно применяются снова и снова, и освоение материала происходить на подсознательном уровне.
Развитие навыков общения
являются основной целью курса, программа разрабатывает чувство языка
и неосознанного применения грамматических конструкций.
Активный и систематический подход задействован в изучении грамматики . В каждом уроке новый грамматический материал ясно объясняется и иллюстрируется в текстах и аудиозаписях. В то же время авторы успешно воплощают в жизнь идею стимулировать учеников самостоятельно вырабатывать и формулировать грамматические правила , тем самым, заставляя творчески подходить к такой консервативной части программы как грамматика.
В каждом уроке новый грамматический материал иллюстрируется в текстах и аудиозаписях
Для успешного общения на английском языке важнейшее значение имеет большой словарный запас , поэтому новая лексика вводится и прорабатывается на всех стадиях обучения. Пристальное внимание было уделено авторами отбору слов и фраз, наиболее часто употребляемых именно в международном контексте.
Помимо этого, New Cutting Edge делает особый акцент на развитии навыков использовать устойчивые выражения и клише. Дело в том, что в беглой английской речи очень широко распространено употребление готовых блоков и устойчивых конструкций языка, и учиться этому традиционными методами бесперспективно. Чтобы работа со словами была максимально эффективной в любом месте занятий, будь то учебная аудитория или офис, комплект учебных материалов дополнен удобным мини-словарем .
Учебник стимулирует учеников самостоятельно вырабатывать грамматические правила
Развитие разговорной речи, безусловно, является важнейшей целью создателей учебника . Этой задаче служат различные методики New Cutting Edge , в том числе инновационные. Одна из них – это достижение конкретного результата или определенной цели в каждом устном задании, а не простое проговаривание фраз по определенной тематике.
При поиске необходимого материала и лексики для выражения своих мыслей в рамках подобных заданий у учеников активизируются все области сознания, связанные с разговорной речью, что помогает гораздо эффективнее осваивать новый материал .
Предусмотрена также регулярная и комплексная работа над произношением. Среди вариантов разговорной практики особый акцент делается на дискуссии, в основе которых прочитанные или прослушанные тексты, а также на игры и моделирование ситуаций для отработки навыков общения.
Название : New Cutting Edge - Pre-Intermediate - Teacher"s book.
New Cutting Edge Pre-lntermediate is aimed at young adults studying general English at a pre-intermediate level and provides material for approximately 120 hours of teaching. It is suitable for students studying in either a monolingual or multilingual classroom situation.
The New Cutting Edge Pre-lntermediate Teacher"s Resource Book consists of three sections:
-an Introduction and some Teacher"s tips on:
- helping students with pronunciation
- working with lexical phrases
- making the most of the mini-dictionary
- making tasks work
- responding to learners" individual language needs
- using the Study ... Practise ... Remember! and Mini-check sections
-Step-by-step teacher"s notes for each module, including alternative suggestions for different teaching situations (particularly for tasks), detailed language notes and integrated answer keys
-a photocopiable Resource bank, including learner-training worksheets, communicative grammar practice activities and vocabulary extension activities.
The teacher"s notes section is cross-referenced to the Resource bank and the Workbook.
New Cutting Edge Elementary Teacher"s Resource Book gives teachers everything they need to use the course successfully in a variety of teaching situations.
When people say that you speak good English, very often they are reacting to your pronunciation - this is very important in creating a confident first impression as a speaker of a foreign language. Although most students today are learning English for communication in an international context (so the perfect reproduction of British vowels, for example, is not essential), a high frequency of pronunciation errors can make students hard to understand, and listeners, whether native speakers or not, may just switch off. Setting high standards for pronunciation, even if you are not aiming for native-speaker-like production, will help to achieve the right kind of comprehensibility.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу New Cutting Edge - Pre-Intermediate - Teacher s book - Cunningham S., Moor P., Barker H. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- New Cutting Edge - Elementary - Student s book - Cunningham S., Moor P. - New Cutting Edge - Elementary - Student s book. Cunningham S., Moor P. Description: Teachers around the world trust Cutting … Книги по английскому языку
- New Cutting Edge - Elementary - Teacher s book - Cunningham S., Moor P., Carr J.C. - New Cutting Edge - Elementary - Teacher s book. Cunningham S., Moor P., Carr J.C. 2005. New Cutting Edge Elementary … Книги по английскому языку
- New Cutting Edge - Pre-Intermediate - Workbook with key - Cunningham S., Moor P., Carr J.C. - New Cutting Edge - Pre-Intermediate - Workbook with key. Cunningham S., Moor P., Carr J.C. New Cutting Edge Pre-lntermediate is … Книги по английскому языку
- New Cutting Edge, Pre-Intermediate, Student s book, Аудиокурс MP3, Cunningham Sarah, Moor Peter - Teachers around the world trust Cutting Edge to deliver a comprehensive, practical language syllabus and an impressive range of teaching … Книги по английскому языку
Следующие учебники и книги:
- Fuzzy Grammar - A Reader - Aarts B., Denison D., Keizer E., Popova G. - Fuzzy Grammar - A Reader. Aarts B., Denison D., Keizer E., Popova G. 2004. The aim of this book is … Книги по английскому языку
- IELTS Express Intermediate Coursebook - Hallows R., Lisboa M., Unwin M. - IELTS Express Intermediate Coursebook. Hallows R., Lisboa M., Unwin M. 2006. IELTS Express is a two-level preparation course for candidates … Книги по английскому языку
- Intermediate Listening Comprehension - Dunkel P., Lim P. - Intermediate Listening Comprehension. Dunkel P., Lim P. 2006. Intermediate Listening Comprehension is the first volume in this groundbreaking listening and … Книги по английскому языку
- Научная и деловая корреспонденция, Английский язык, Басс - Научная и деловая корреспонденция - Английский язык. Басс Э.М. 1991. Книга состоящая из 10 тематических разделов, содержит образцы писем, касающихся … Книги по английскому языку
Предыдущие статьи:
- Практическая грамматика английского языка, Кутузов - Практическая грамматика английского языка. Кутузов Л.Ф. 1998. Данное учебное пособие, автор которого имеет богатый преподавательский опыт, адресовано в первую очередь … Книги по английскому языку
- Самоучитель английского языка для ленивого - Шепелевский В. - Самоучитель английского языка для ленивого. Шепелевский В. 1994. Самоучитель является дополнительным пособием для начинающих. Необычная, необщепринятая методика облегчает читателю освоение … Книги по английскому языку
- Письма по-английски на все случаи жизни, Ступин - Письма по-английски на все случаи жизни. Ступин Л.П. 1997. Пособие представляет собой собрание образцов писем на английском языке, затрагивающих самые … Книги по английскому языку
- Tips for IELTS - Sam McCarter - Tips for IELTS. Sam McCarter. 2006. Description: Tips for IELTS is packed with all the information you need to know … Книги по английскому языку
В пособии раскрываются общие основы педагогики, основы теории воспитания, дидактики и социальной педагогики. Содержание общепедагогического знания органично включает материал истории педагогики и образования. Рассматриваются парадигмы педагогики, наиболее авторитетные концепции современной отечественной и западной педагогики, представлены технологии в области воспитания и обучения школьников.
Пособие адресовано не только студентам, изучающим курс педагогики в системе бакалавриата, но и магистрантам и аспирантам педагогических специальностей, а также педагогам-практикам, занимающимся профессиональным самообразованием.
Название реферата : Конспект книги Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов Раздел : Педагогика Скачано с сайта : www.textreferat.com Размещено : 2011-02-17 23:30:34
Конспект книги Голованова н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов
Конспект книги Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов
ПРЕДИСЛОВИЕ. 5
Часть I.ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 6
Глава 1.ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 6
1.1. Педагогическое знание и различные формы постижения бытия. 6
1.2. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 7
1.3. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 9
1.4. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. 11
Глава 2. 12
ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИКИ 12
2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации. 12
2.2. ПОНЯТИЕ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ 13
2.3. ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ 15
2.4. РАЦИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ 16
2.5. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ 18
Глава 3 Цель и содержание образования. 20
3.1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. 20
3.2. НАТУРОЦЕНТРИЧНЫЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 21
3.3. СОЦИОЦЕНТРИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 22
3.4. ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 23
3.5. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЗРАЩИВАНИЕ «САМОСТИ». 24
3.6. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 25
Часть II 29
ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 29
Глава 4. 29
воспитание как педагогический процесс 29
4.1. ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ 29
4.2. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 30
4.3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 35
4.4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ 37
4.5. БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 39
Глава 5. 42
ВОСПИТАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ 42
5.1. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли. 42
5.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА 44
5.3. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ 45
5.4. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ. 48
Глава 6. 50
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 50
6.1. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания. 50
6.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ВОСПИТАННИКОВ 50
6.3. МЕТОДЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ СВОЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ 53
6.4. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕЙСТВИЙ И ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ. 54
Глава 7. 56
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 56
7.1. Понятие технологии воспитания и ее особенности. 56
7.2. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ 56
7.2.1. Технология мероприятия. 57
7.2.2. Технология игры 58
7.2.3. Технология коллективного дела. 58
7.2.4. Технология воспитательной работы классного руководителя. 59
Часть III 62
ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 62
Глава 8 ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 62
8.1. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ……………………….………….63
8.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 68
8.3. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 69
Глава 9. 72
9.1. Проблема содержания обучения в педагогике. 73
9.2. КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 74
9.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ 77
Глава 10. 79
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 79
10.1. Общее определение. Формы обучения в социокультурном контексте. 79
10.2. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДИДАКТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. 82
10.3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ КОНТЕКСТЕ. 83
Глава 11. 84
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 84
11.1. Методы обучения и их классификация. 84
11.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 87
11.3 ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 89
11.4. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 89
11.5. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 90
Часть IV. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ 91
ПРОЦЕССЕ. 91
Глава 12. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. 91
12.1. Понятие социализации. 91
12.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ………….…………………………… 94
12.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ 101
Глава 13. 104
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ 104
И ОБУЧЕНИЯ 104
13.1. Социальный опыт ребенка как основа его социализации. 104
13.2. СТАНОВЛЕНИЕ «ОБРАЗА МИРА» В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА 105
13.3. СТАНОВЛЕНИЕ «ОБРАЗА СЕБЯ» В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА 108
13.4. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 109
Глава 14. 111
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 111
14.1. Сценарии социализации детей в образовательном процессе школы 111
14.2. СТРАТЕГИИ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 114
14.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 116
14.3.1. Технология социального самоопределения. 116
14.3.2. Технология педагогической поддержки. 118
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задачей данного учебного пособия является попытка представить общую педагогику в единстве ее истории и современных тенденций. Это потребовало от автора определить принципиальные идеи, которые направляют и организуют весь информационный материал этой книги.
Первая идея - идея контекста. Современная отечественная педагогика, расставаясь с догматическим прошлым, еще «не остыла» от стремлений найти универсальное педагогическое учение, добротное, основательное, которое, как некогда теория коммунистического воспитания, принимало бы «под свое крыло» все возможные педагогические проблемы.
Вторая идея - идея целостности. Мы стремились представить предмет педагогики - целостный педагогический процесс - в его главных составляющих: воспитание, обучение, социализация, и показать единство и взаимосвязь этих процессов. Воспитанию, обучению и социализации посвящены отдельные части учебника, и каждая из них имеет идентичную логику: сущность процесса, его закономерные связи, содержательные основы, методы организации и технология.
Третья идея - идея самообразования. Каждая из четырех частей учебника заканчивается списком литературы для самообразования. Автор отказался от привычных списков обязательной и дополнительной литературы по принципиальным соображениям. Такое деление литературы всегда условно и нередко случайно. В педагогике, как во всякой науке, обязательным чтением является чтение сочинений классиков.
Четвертая идея авторского замысла - идея рефлексии. В заключении каждой из четырех частей учебника представлены задания для самоконтроля и размышления. Автор рассчитывает на то, что научные сведения в материале пособия вызовут у читателей собственные размышления и позволят «присвоить» предлагаемые знания. Эти задания активно обращены к рефлексивной составляющей личности студента, изучающего педагогику.
Автор надеется, что читатель, перевернув последнюю страницу этой книги, утвердится в убеждении, что в области педагогики нельзя создать универсальное пособие со строгими и определенными рекомендациями на все случаи жизни, а можно только определить главные проблемы, показать возможные варианты решения и вызвать стремление решать их самостоятельно.
Голованова Н. Ф.
Общая педагогика.
Учебное пособие для вузов
Издательство: Речь
Год издания: 2005 г.
Страниц: 320
Серия книг: Современный учебник
В пособии раскрываются общие основы педагогики, основы теории воспитания, дидактики и социальной педагогики. Содержание общепедагогического знания органично включает материал истории педагогики и образования. Рассматриваются парадигмы педагогики, наиболее авторитетные концепции современной отечественной и западной педагогики, представлены технологии в области воспитания и обучения школьников.
Пособие адресовано не только студентам, изучающим курс педагогики в системе бакалавриата, но и магистрантам и аспирантам педагогических специальностей, а также педагогам-практикам, занимающимся профессиональным самообразованием.
Предисловие
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
1.1. Педагогическое знание и различные формы постижения бытия
1.2. Предмет педагогической науки
1.3. Образование как целостный педагогический процесс
1.4. Педагогика в системе наук о человеке
ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИКИ
2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
2.2. Понятие научных парадигм
2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики
2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики
2.5. Антропоцентрическая парадигма педагогики
3.1. Понятие цели образования в педагогике
3.2. Натуроцентричный подход к обоснованию цели образования
3.3. Социоцентричное построение цели образования
3.4. Эзотерическое понимание цели образования
3.5. Цель образования как взращивание «самости»
3.6. Культурологическое определение цели образования
ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
4.1. Понятие воспитания
4.2. Структура процесса воспитания
4.3. Закономерности процесса воспитания
4.4. Принципы воспитания
4.5. Базовая культура личности и пути ее воспитания
ВОСПИТАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
5.1. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли
5.2. Педагогическая сущность детского коллектива: признаки, структура
5.3. Детский коллектив как объект и субъект воспитания
5.4. Воспитание личности в коллективе
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
6.1. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания
6.2. Методы организации социального опыта воспитанников
6.3. Методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
6.4. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
7.1. Понятие технологии воспитания и ее особенности
7.2. Виды технологий воспитания
7.2.1. Технология мероприятия
7.2.2. Технология игры
7.2.3. Технология коллективного дела
7.2.4. Технология воспитательной работы классного руководителя
Литература для самообразования
Задания для самоконтроля и размышления
ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
8.1. Структура процесса обучения
8.2. Закономерности процесса обучения
8.3. Принципы обучения
9.1. Проблема содержания обучения в педагогике
9.2. Концепции содержания современного обучения
9.3. Организационная структура содержания обучения
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
10.1. Общее определение. Формы обучения в социокультурном контексте
10.2. Формы обучения в дидактическом контексте
10.3. Формы обучения в личностном контексте
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
11.1. Методы обучения и их классификация
11.2. Технологический ресурс современного обучения
11.3. Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
11.4. Эвристические технологии обучения
11.5. Компьютерные технологии обучения
Литература для самообразования
Задания для самоконтроля и размышления
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
12.1. Понятие социализации
12.2. Факторы социализации
12.3. Педагогическая структура процесса социализации
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
13.1. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
13.2. Становление «образа мира» в социальном опыте ребенка
13.3. Становление «образа себя» в социальном опыте ребенка
13.4. Самоопределение ребенка в процессе социализации
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
14.1. Сценарии социализации детей в образовательном процессе школы
14.2. Стратегии и методическая тактика организации социализирующего педагогического процесса
14.3. Социальные технологии в образовательном процессе
14.3.1. Технология социально го самоопределения
14.3.2. Технология педагогической поддержки
Литература для самообразования
Задания для самоконтроля и размышления
Часть I
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука
Глава 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ
ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ
Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа является постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе. Слово «наука» в переводе с греческого означает «знание». Но наука - далеко не единственная и не самая древняя форма постижения бытия.
Одной из самых ранних, древних форм постижения бытия является мифологическая форма (от греч. mythos - слово, рассказ, предание). Миф не стоит воспринимать как некую первоначальную, «пранаучную» форму объяснения событий и явлений жизни. Мифы ничего не объясняли, не убеждали логикой построения рациональной мысли. Мифы своеобразно оправдывали происходящее в природе и социальной жизни определенными священными установками, они создавали для древних людей естественную среду духовного обитания, не требующую объяснения.
Потребность в мифах была напрямую связана с мифологическим сознанием древнего человека: он «очеловечивал» все окружающее, переносил на предметы природного мира свойства, которые замечал у себя, например приписывал растениям и камням способность думать и разговаривать, иметь чувства и желания. Мифическим существам были присущи как человеческие способности, так и те, что человеку в реальной жизни были не свойственны. Например, Зевс, «отец богов и людей», имел облик могучего, сильного мужчины, он мог сердиться, раздражаться, мог любить свою дочь Афину. Но при этом, управляя всеми небесными явлениями и временами года, Зевс сам был явлением природы, сам был громом и молнией.
Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты» первобытной культуры. Ведь мифология - это бесписьменная форма постижения бытия, мифы передавались в культуре человеческого сообщества устно: их рассказывали, запоминали, передавали своим соплеменникам, своим подрастающим детям. Чужаками считали тех людей, которые не знают «наших» мифов, верят иным мифическим героям. Знание одних и тех же мифов устанавливало в среде людей единство взглядов. А это уже функция образования.
Представляемая реальность мифических образов (племенного тотема, леса, населенного душами растений и животных, табуированных тропинок в нем, ритуальных масок, татуировок, танцев и др.) для древних людей была столь же реальна, как и сама природа. Известные исследователи первобытной культуры и мифологического сознания Люсьен Леви-Брюль, Клод Леви-Строс, Маргарет Мид и другие убежденно приходили к выводу, что наши древние предки жили в пространстве своеобразного «коллективного представления», воплощенного и передаваемого в магических символах мифа. Перед нами одна из самых ранних форм образования: создание образа эмоционально мотивированных совместных ритуальных действий. Представление о мире, запечатленное в таких мифологических образах, не рационально, а наполнено эмоциональным переживанием огромной силы, поскольку слагается из общего, одновременного переживания большой массы людей.
Приобщение к познанию («коллективному представлению») древних людей с тотемическим, пралогическим сознанием происходило в магических ритуалах. Именно потому, что огромное количество жизненно важной информации было рационально необъяснимо, плохо поддавались логическому осознанию причинно-следственные связи событий и явлений, необходимы были магические операции с особым ритуальным поведением. Этим целям у разных народов служили обряды инициации (посвящения). В культуре Древней Греции важнейшими магическими ритуалами были мистерии - священные драмы, исполняемые в строго определенное время и посвященные наиболее почитаемым богам.
К числу самых известных мистерий относились Элевсинские мистерии, которые проводились каждые пять лет с 1400 года до н. э. до IV века н. э. В них ежегодно участвовало до трех тысяч человек. Известно, что в разное время в них участвовали Алкивиад, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон.
В основе Элевсинской мистерии лежит миф о похищении Плутоном (богом подземного царства) богини Персефоны, молодой прекрасной девушки, собиравшей на лугу цветы. Мать Персефоны, Цирцея, отправляется на поиски дочери, долго и мучительно страдая, ищет ее. Узнав, что дочь у Плутона в подземном царстве, Цирцея умоляет отпустить ее дитя. Плутон долго упирается, но потом соглашается выпускать ее из подземного царства на шесть месяцев, а по их истечении вновь возвращать к себе. Когда Персефона поднимается из подземного царства, расцветают все цветы в садах и на лугах; когда через полгода ей снова приходит пора возвращаться в царство Плутона, цветы вянут, природа оплакивает ее уход.
Участники Элевсинской мистерии знали содержание мифа. Именно он объяснял древним грекам смену времен года. Но миф о Персефоне содержал и мистическую информацию. Персефона символизировала душу, ее взаимодействие с телом («подземным царством»). Участники мистерии после многодневных ритуалов и посвящений включались в действие, где главные роли мифических героев исполняли жрецы и жрицы. Они посвящали в тайное знание духовного совершенствования: учили «просить» Плутона отпускать душу из тьмы материального мира на свет разума, то есть раскрывали силы интуиции, предчувствия, предвидения, слияния своего восприятия с восприятием друго-
го человека. Так мистерия делала для древних людей совершенно реальной мистическую информацию, обучала пользоваться ею.
Становление педагогического знания невозможно понять, если не брать во внимание религиозную форму постижения бытия. Она предполагает принятие определенных сторон действительности на веру. Верующий признает и чудо, и Божественное откровение, для него являются непреложными не постигаемые разумом истины о сверхчувственном мире, о реальности души и духа, об образе Божьем в душе человека, о первородном грехе, об исповеди и искуплении, о величайшем значении молитвы как способе общения с Богом. Все самое сложное, неопределенное и непостижимое в жизни человек преодолевал и разрешал с помощью веры. Беспомощность перед болью, потерями, страх смерти, беззащитность и одиночество, мучительные поиски смысла жизни, трепет перед тайной рождения и развития ребенка ставит многих людей перед необходимостью религиозного познания мира.
Важной областью религиозного постижения бытия, имеющей отношение к педагогике, является душа ребенка, его духовная жизнь. Душа не формируется даже самым мудрым учителем и любящими родителями. Она выявляется, раскрывается. Известный современный психолог В. П. Зинченко утверждает, что «человек по мере активного, деятельностного и созерцательного проникновения во внутреннюю форму слова, символа, другого человека, произведения искусства, природы, в том числе своей собственной, строит свою внутреннюю форму, расширяет внутреннее пространство своей души» 1 .
Религиозное постижение бытия не является произвольной выдумкой отдельных духовных лидеров или людей, попавших под их влияние. В таком познании действует принципиально иная логика: не из причины исходит следствие, а из следствия верующий человек достраивает причину. Еще И. Кант замечал, что этот теологический мир - видимость, он ни на что реальное не опирается, но он действует так, как если бы он существовал. Иными словами, Кант считал, что это иллюзия, но объективная, трансцендентальная: ее нет, но мы в нее верим. Линия горизонта, вращение Земли - эти явления мы тоже видеть не можем, но верим в их существование, наблюдая их следствия, ориентируемся на них в своей практической жизни. Бог, единство мира, душа человека - сущности, которые тоже принимаются на веру, ибо находятся выше человеческого сознания.
Вера как способ постижения бытия занимает свое определенное место в педагогическом знании, особенно в области воспитания. Выдающийся русский философ и педагог В. В. Зеньковский, много писавший о детской душе, о духовной жизни в различные периоды детства, считал, что воспитание должно пониматься как спасение души: «В воспитании мы ведем дитя, помогаем ему достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе; воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке светящую как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде» 2 .
1 Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 132. 2 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. С. 154.
Художественная форма постижения бытия реализуется с помощью зрительных, слуховых ощущений и их чувственного переживания, в результате чего возникают яркие художественные образы. Такие образы на личностном уровне создают особую «вторую реальность», нередко более устойчивую и значимую для человека, чем та, что обосновывается средствами научных изысканий.
Погружаясь в мир образов, созданных звуками, цветом, пластичными формами движений, словом, человек постигает глубоко личные, интимные проблемы, он входит в мир человеческих ценностей, куда рациональным путем научного познания проникнуть трудно. Настоящее произведение художественного творчества в любом виде искусства всегда отличает то, что в нем как бы присутствует душа художника, его переживания и духовные поиски в момент создания произведения. Именно эта особенность художественных произведений побуждает людей обращаться к ним, чтобы вглядеться в себя, оглянуться на события и переживания собственной жизни, соотнести их с образами переживаний автора. Нельзя не согласиться с А. А. Ухтомским, который считал, что песни Петрарки и Данте стали определителями поведения для дальнейшего человечества.
Педагогику всегда интересует преобразование человека, возвышение его личности в процессе взросления. Художественная форма постижения бытия проникает в эту область тонко и глубоко, затрагивая такие состояния человека, которые почти или совсем неподвластны рациональному осмыслению. Именно в общении с искусством, под влиянием сильных художественных образов, переживая, человек способен присваивать убеждения. Декларативно их навязать невозможно.
У известного русского писателя Г. И. Успенского есть очерк «Выпрямила» (1885), посвященный величайшему творению искусства Венере Милосской. Сельский учитель Тяпушкин в занесенной снегом деревушке, задавленный бедностью, никчемностью своей жизни, ощущением беспредельного несчастья, обращается воспоминаниями к событиям десятилетней давности. Работая домашним учителем у состоятельного помещика, он побывал в Париже. Почти случайно Тяпушкин попал в Лувр, уйдя из гостиницы без спросу в тяжелейшем настроении и с мыслями о безысходности своего лакейского существования. Так же неожиданно он оказался перед статуей Венеры Милосской: остолбенел от восторга и все не мог понять, что такое с ним случилось. Воспоминания о том переживании восторга перед совершенством «выпрямляли» душу Тяпушкина, наполняли горячим желанием действовать, радоваться жизни, сохранять свое человеческое достоинство. Он даже решает купить себе фотографическую открытку Венеры Милосской, повесить на стене и, когда «задавит, обессилит тяжкая деревенская жизнь», взглянуть на нее, вспомнить все и «ободриться».
Научная форма постижения бытия по праву владеет огромным массивом педагогического знания. Научное познание стремится понять мир в его объективном существовании. Наука всегда обращена к опытной достоверности, логической обоснованности, всеобщности выводов.
Слово «наука» долгое время обозначало знание вообще или просто знание о чем-то. Астрология, алхимия, которые сегодня не относятся к наукам, в тече-
ние долгого времени признавались таковыми. В Средние века для европейцев теология была неоспоримой царицей наук. В XVII веке, в эпоху Декарта и Лейбница, метафизика стала фундаментом наук и первой из них. Изменения на престоле «цариц наук» свидетельствуют о том, что наука как способ постижения бытия связана с изменением типа научной рациональности.
Наука всегда озабочена поиском единой основы видения разнообразных явлений мира: такой мир можно описать, объяснить, в нем проще и понятнее жить, действовать. Рациональное, логическое обоснование и систематизированное знание можно успешно передавать другим людям, особенно молодому поколению.
Полученные новые знания наука выражает, в первую очередь, в словесно-понятийной форме категорий, принципов, концепций, теорий. Поэтому каждая наука, как рационально-теоретический способ постижения бытия, имеет свой язык, свою систему методов исследования, в том числе теоретических, так как, изучая многие процессы и явления, например в педагогической области, ученый не может их буквально «трогать руками», а должен обходиться теоретическими построениями.
Формы постижения бытия не только последовательно развивались в истории человеческой культуры, но и сменяли друг друга в своей актуальности и убедительности для определенного времени. Нетрудно заметить, что наше время тяготеет к научной форме постижения бытия. Но менее актуальные, сточки зрения здравого смысла, формы постижения бытия (например, мифологическая или религиозная) вовсе не уходят на «периферию» культуры. Они по-прежнему выполняют свои функции, но практика образования к ним не обращается.
Между тем современная психология обнаружила, что ребенку свойственна мифологическая форма постижения бытия. Мир взрослых людей, их жизнь и отношения абсолютно непонятны детям. Чтобы вступить в общение со взрослыми, ребенок должен как-то обозначить явления окружающей жизни, присвоить их смыслы. Он делает это с помощью мифов.
Поэтому самые первые впечатления детской жизни, пережитые и принятые в мифологической форме, так сильны. В детском сознании они трудно вытесняются научными объяснениями, которые начинают давать в школе. Например, формирование понятия о живой и неживой природе у первоклассников с трудом преодолевает детский образ, в котором «живая природа» - птичка, которая летает и поет, а «неживая природа» – погибшая, мертвая птичка.
Маленькие дети безудержно фантазируют - это их мифотворчество. Они расставляют «смысловые метки» в предметном и пространственном мире, который осваивают. Так, в социальном опыте детей младшего школьного возраста живут образы «раненого дерева», «больной реки», «веселого леса». Они одушевляют (субъективируют) объекты и явления окружающего мира, входят с ними в контакт в своих фантазиях, готовы о них заботиться и дружить с ними. Эти мифологические слои познания предшествуют изучению на уроках природоведения научных знаний об экосистемах, о пищевых цепочках и способах экологической защиты природных объектов.
Даже сама наука конца XX века (теория техники, квантовая физика и др.) доказала существование творческих сил Вселенной. Законы квантовой меха-
ники и уравнение Шрейдингера о волновых функциях мира убеждают, что управляет миром Творец. Вот почему, по мнению В. И. Вернадского, идеалом развития науки должно быть взаимодействие ее с другими формами постижения бытия.
Педагогика как наука вырастала в истории культуры, последовательно воспринимая, аккумулируя все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания. Именно поэтому педагогика, кроме научного способа постижения педагогических явлений и процессов, обращается и к мифологическому, и к религиозному, и к художественному.
Педагогика и по сей день занимает особое место в мире наук. Она, бесспорно, активно развивается как теоретическая область: происходит выработка, систематизация, проверка научного педагогического знания, определяются критерии его обоснованности, достоверности и эффективности в практике применения. Но педагогика одновременно представляет собой некую область педагогического искусства: знание, в полной мере отвечающее критериям научного, может быть получено лишь в результате живой практики воспитания и обучения, в общении с участниками педагогического процесса, в анализе продуктивной и творческой деятельности детей.
На эту уникальную особенность педагогики впервые обратил внимание еще К. Д. Ушинский. В одной из своих первых педагогических работ - «О пользе педагогической литературы» (1857) - он с восторгом первооткрывателя пишет о том, что педагогика - это и наука и искусство одновременно: «Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание» 3 .